Меню
Поиск



рефераты скачать Ответственность за налоговые правонарушения

Ответственность за налоговые правонарушения

Министерство общего и  профессионального образования Российской Федерации

Калининградский Государственный Университет

Юридический факультет

Кафедра предпринимательского права












Ответственность за нарушения налогового законодательства








Дипломная работа студента

VI курса заочного отделения

Лазарева Игоря Алексеевича

 

 

 

Заведующий кафедрой

Кандидат юридических наук

Доцент К. Н. Нилов

___________________________

Научный руководитель

Кандидат юридических наук

Доцент Л. Ю. Кролис

__________________________

Студент _________________    «_____»  мая   1999г.

I. Введение


В середине прошлого года был принят, и с 1 января 1999 года вступил в действие Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)[1]. Важнейшей задачей, которая ставилась перед Налоговым кодексом Российской Федерации, нередко называемым налоговой конституцией, являлся системный и комплексный пересмотр всех систем налогообложения с одновременным устранением недостатков и перекосов ранее действовавшей системы налогообложения. С принятием Налогового Кодекса  РФ налоговая система страны должна была стать более справедливой, стабильной, понятной и единой в границах России. Все элементы этой системы должны функционировать как единый правовой механизм в рамках единого правового налогового пространства. Должна также быть сформулирована целостная система прав и правовой ответственности, как налогоплательщиков, так и уполномоченных государством органов за нарушения законодательства о налогах и сборах.

Данная дипломная работа посвящена одной  из  важных  тем  правовой науки - юридической ответственности за налоговые правонарушения.

Здесь необходимо  упомянуть  об  основных  составляющих  юридической ответственности,   дать определение наиболее  встречающимся видам налоговых правонарушений.  Совершение правонарушения  переводит  субъекта  права   из   сферы   регулятивных правоотношений   позитивной   ответственности  в  сферу  охранительных правоотношений негативной ответственности.

Отечественным законодательством предусмотрены  четыре вида юридической ответственности, за нарушения законодательства, которые различались в зависимости от отраслевой принадлежности юридических норм, их закрепляющих:

Уголовная ответственность - наступает за совершение преступлений, предусмотренных уголовным законодательством.

Административная ответственность - наступает за посягательство субъектами права на общественные отношения, связанные с государственным управлением, основанные на отношениях власти и подчинения.

Гражданско-правовая ответственность - выражается в применении к правонарушителю в интересах другого лица либо государства установленных  законом или договором мер воздействия имущественного характера.

Дисциплинарная ответственность - связана с нарушением трудовой дисциплины.

Так как, статья 2, главы 1 Гражданского Кодекса РФ “Отношения, регулируемые гражданским законодательством” гласит, что “... 3. К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством”,[2] то, стало быть, в отношении налоговых правонарушений Гражданский Кодекс РФ не применяется, и соответственно в данной работе рассматриваться не будет.

Дисциплинарная ответственность, применяемая на основе Кодекса Законов о Труде РФ[3] малоэффективна, так как обладает низким репрессивным потенциалом, во-первых, во-вторых, как показывает практика большинство налоговых правонарушений происходит с ведома и/или по указанию непосредственного начальника нарушителя. Не будет же начальник серьезно наказывать за исполнение своего же устного распоряжения. 

Поэтому в данной работе рассматриваются особенности административных налоговых правонарушений и ответственность за их совершение, а так же ответственность за налоговые преступления.

Некоторые авторы публикаций на тему налоговой реформы поспешили объявить о рождении новой отрасли права: “На первых этапах формирования налогового права как самостоятельной отрасли, ответственность за налоговые правонарушения представляло собой разновидность административной ответственности. В результате экономических преобразований в стране в связи с переходом к рыночной экономике, налоговое право полностью выделилось в отдельную отрасль”.[4]

Представляется, что это преждевременно ведь “Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения”[5].

 По определению, Административная ответственность – это “...вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение”.[6]

Основные характеристики административной ответственности:

·        Устанавливается как законами, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях.

·        Основанием административной ответственности является административное правонарушение.

·        Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования.

·        Административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц.

·        Административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей.

·        Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы.

·        Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Так как виды административных правонарушений весьма разнообразны, не стоит, из-за принятия Налогового кодекса изобретать новую отрасль права.

Государственный орган, будь-то налоговый орган или орган налоговой полиции, и налогоплательщик вступают во взаимоотношения друг с другом не по собственной воле, а на основании закона. Участники данных правоотношений не вправе изменить условия своего взаимодействия, так как они четко определены в законе. В отношениях по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также в отношениях, возникающих в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, в качестве властной стороны выступает государство в лице государственных органов, в качестве подчиняющейся стороны - налогоплательщик. Поэтому ответственность за налоговые правонарушения по-прежнему представляет собой разновидность административной ответственности, что признает так же Высший  арбитражный суд РФ: “...что ответственность по  налоговому  законодательству  - это разновидность административной ответственности, поскольку налогоплательщик как сторона налогового правоотношения   находится  не  в  одинаковом  положении  с  налоговым органом”.[7]

Налоговый кодекс полностью не определяет процессуальную сторону так называемой “налоговой ответственности” и по-прежнему применяются процессуальные нормы КОДЕКСА РСФСР ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ[8]

Если за налоговое правонарушение предусмотрена ответственность по Уголовному Кодексу РФ,  то наступает уголовная ответственность согласно статье 108 Налогового кодекса “Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения”: “...3. Предусмотренная настоящим Кодексом ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации”[9].

Таким образом, на данный момент в России  существует два реально применяемых вида юридической ответственности за налоговые правонарушения: Административная и Уголовная. В данной дипломной работе рассматриваются их особенности.

Параграф §1. Нормативное регулирование административной ответственности за нарушение налогового законодательства.



Законодательство об административных правонарушениях полностью не кодифицировано. Отдельные его акты и нормы определяют виды налоговых правонарушений и круг их субъектов. До принятия Налогового кодекса ответственность за налоговые правонарушения определялась многими нормативными актам. В частности Законом РФ от 27 декабря 1991 г. №2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”[10], Законом РСФСР от 21 марта 1991 г. № 943-I “О Государственной налоговой службе РСФСР”[11], Указом Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1006 “Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей”[12], Законом РФ от 18 июня 1993 г. №5215-1 “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением”[13], “Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации”[14], утвержденными указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263[15], Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 629 “О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин”[16], указом Президента РФ от 18 августа 1996 г. №1212 “О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения”[17] и, конечно, Кодексом об административных правонарушениях[18].

Налоговые отношения регулировались не только законами, но и  подзаконными актами. Значение этих актов было особенно велико в первом этапе становления российского налогового законодательства (1991-1998 годах). Всего “...насчитывалось более тысячи нормативных актов, регулирующих налоговые отношения, из них всего 20 законов, 100 Указов Президента Российской Федерации, 100 правительственных постановлений. Остальные акты были изданы различными ведомствами”[19].

Необходимость такого регулирования отчасти объяснялась низким качеством законов о налогах, их чрезмерной “лаконичностью”. Например, Закон РФ от 06.12.91 N 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость”[20] содержал всего 10 статей. Недостатки законодательства восполнялись инструкциями.

Однако ведомственные акты вызывают к себе, и в большинстве случаев обоснованно, негативное отношение: на практике инструкциями нередко искажается содержание законов, бюрократизируется система отношений, ущемляются права и законные интересы налогоплательщиков. Органы исполнительной власти должны быть строго ограничены в своих юридических возможностях. Закон предполагает использование принуждения для того, чтобы заставить налогоплательщика выполнить свою обязанность. Поскольку налог представляет собой законодательное ограничение свободы и права собственности налогоплательщика, то и осуществление власти в сфере налогов должно быть ограничено. Важно помнить, что ведомственные инструкции не могут устанавливать или изменять налоговые обязательства налогоплательщиков, их назначение – регламентировать наиболее совершенные и, в меру разумной необходимости, единообразные способы практической деятельности органов управления, связанной с правильным и своевременным взиманием налогов.

Поэтому совершенствование налогового законодательства идет не по пути развития подзаконного нормотворчества, а путем совершенствования самих законов о налогах, кодификации налогового законодательства, установления таких механизмов преодоления пробелов в законодательстве, которые позволяли бы, не прибегая к изданию инструкций, определять правильный вариант поведения на основании самого закона.

Налоговый кодекс Российской Федерации не включает подзаконные нормативные акты в состав законодательства о налогах и сборах и отводит им исключительно подчиненную роль.

С принятием Налогового Кодекса РФ  ответственность за административные налоговые правонарушения наступает исключительно если содержат признаки предусмотренные Разделом  VI Налогового Кодекса РФ  “Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение”. “1. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом”[21].

В соответствии со статьей 106 части первой Налогового Кодекса РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента или их представителей, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность. Таким образом никакими другими нормативными актами “налоговая” ответственность предусмотрена быть не может. Соответственно в случае если федеральным законом будут вводиться новые положения, об ответственности за налоговые правонарушения они вступают в силу только после внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс.

Одна из основных новелл заключается в том, Налоговый Кодекс РФ  прямо закрепляет  возможность привлечения лица (в том числе и организации) к  ответственности за налоговые правонарушения, только при наличии вины в совершенном деянии в форме умысла и неосторожности ранее действовал принцип объективного вменения, когда вина налогоплательщика не играла никакой роли. Об этом прямо говорится в письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10 марта 1994 г. N ОЩ-7/ОП-142: “ Ответственность за нарушение налогового законодательства, предусмотренная Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", применяется без учета наличия вины налогоплательщика”.[22]

Следует обратить внимание, что в качестве субъектов налогового  правонарушения Кодексом предусматриваются только непосредственно сам НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК, под которым на практике понимают лицо, имеющее тот или иной объект налогообложения и обязанное в связи с этим уплачивать соответствующий налог, а также налоговый агент или их представители. На других лиц, в том числе и должностных (руководителя предприятия, главного бухгалтера), составы налоговых правонарушений, предусмотренные частью первой Кодекса, не распространяются.

Статьей 107 части первой Налогового Кодекса установлено, что физическое лицо может быть привлечено к ответственности за налоговое правонарушение только по достижении им возраста 16 лет. Данная норма в принципе ничего не меняет, поскольку до вступления в силу первой части Налогового кодекса данный вопрос регулировался в соответствии со статьей 13 Кодекса об Административных Правонарушениях РСФСР.[23] В соответствии с которым возраст наступления ответственности также составлял 16 лет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.