Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим
Министерство образования Российской Федерации
Ставропольский государственный университет
К А Ф Е Д Р А У Г О Л О В Н О Г О П Р А В А
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
по дисциплине: Уголовное право
_на тему: "Освобождение от уголовной
ответственности в
связи с примирением с потерпевшим".
Выполнил:
студент
МАМАЕВ И.К.
Проверил: доцент
КИБАЛЬНИК
Г.А.
Ставрополь - 2003
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . .
. . . . . 4
Глава 1. ОБЩЕЕ
ПОНЯТИЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . 8
1.1. Понятие освобождение от уголовной
ответственности
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.2. Классификация оснований освобождения
от уголовной
ответственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Глава 2.
ОСОБЕННОСТИ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . 18
2.1. Освобождение от уголовной ответственности
в связи с
деятельным раскаянием . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.2. Освобождение от уголовной ответственности
в связи с примирением
с потерпевшим . . . . . . . . . . . . . . . 24
2.3. Освобождение от уголовной ответственности
в связи с
изменением обстановки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
2.4. Освобождение от уголовной ответственности
вследствие
истечения сроков давности . . . . . . . . . . . . . . . 31
2.5. Освобождение от уголовной ответственности
несовершеннолетних
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Глава 3.
ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК СРЕДСТВО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ УГОЛОВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . .44
3.1. Дифференциация уголовной ответственности . . 44
3.2. Средства
дифференциации уголовной
ответственности
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………….. 53
ВВЕДЕНИЕ
За последнее десятилетие
криминогенная обстановка в стране осложнилась и в настоящее время преступность
представляет собой реальную угрозу социально-экономическому развитию
государства и его национальной безопасности.
Рост преступности вызывает
социальную напряженность, все возрастающее беспокойство населения за свою
личную и имущественную безопасность. Доверие граждан к органам власти и
уголовно-правовой политике государства снизилась. Преступность активно
препятствует проведению экономических реформ.
Во время перестройки и проведения
рыночных реформ только учтенная преступность увеличилась более чем в
2 раза[1].
Коэффициент преступности составил в 1997 году 1800 преступлений на
100 тыс. населения. Опережающими темпами выросла преступность
несовершеннолетних и рецидивная преступность. Кроме того, учтенная часть
преступлений в 1997 и 1998 годах составила по экспертным оценкам не
более 30—40 % от уровня фактически совершенных деяний, а по отдельным
видам преступлений — до 1 %.
В 1998 году было
зарегистрировано 2,63 млн. преступлений. В их числе преобладают тяжкие
преступления — 50-60 %, в частности, отдельные преступления против
личности, против собственности, преступления в сфере экономики, коррупция
должностных лиц. Опережающими темпами выросло число бандитских нападений, заказных
убийств, террористических актов. Только по официальным данным в 1997 году
в сравнении с 1996 годом бандитизм увеличился на 4 %, похищения людей
— на 28,8 %, угрозы убийством, нанесением тяжких телесных повреждений или
уничтожением имущества — на 24 %. За пять месяцев 1994 года в
сравнении с тем же периодом 1996 года число похищений людей увеличилось на
30,8 %, захват заложников — более чем в два раза.
Насильственная преступность
становится все более опасной за счет большей технической оснащенности и
вооруженности преступников. В 1997 году по официальным данным органам МВД
зарегистрировано более 9000 организованных вооруженных формирований,
которые контролируют коммерческие структуры, в том числе банки, легальную и
нелегальную экономику. Доходным бизнесом стала торговля оружием. По официальным
данным незаконный оборот наркотиков в 1997 году увеличился на 21,1 %
в сравнении с 1996 годом и более чем в 5 раз в сравнении с
1990 годом. В стране более 4 млн. человек регулярно потребляют наркотики.
Большая часть из них — несовершеннолетние. Спрос на наркотики породил
наркобизнес, который приобрел организованный, профессиональный характер и
установил международные связи.
Организованная преступность вышла
на международный уровень. Особенно активна ее деятельность в экономической
сфере (контрабанда, ввоз и вывоз капитала, сырья, природных ресурсов и
художественных ценностей, злоупотребления с подакцизными товарами на границе,
уклонение от таможенных сборов и т. п.), а также в сфере контрабанды
оружия и наркобизнеса.
В целом преступность
характеризуется высокой степенью организованности, криминального
профессионализма, вооруженности и технической оснащенности. Преобладает
корыстная направленность преступности. Для нее характерны агрессивность,
крайние формы противостояния преступных группировок при разделе сфер влияния.
Основные причины резкого роста
преступности с начала 90-х годов кроются в кризисном состояний экономики,
резком социальном расслоении общества, политической нестабильности в стране, а
равно в недостатках правоприменительной деятельности.
Поэтому в качестве первого
стратегического направления деятельности государства в сфере борьбы с
преступностью выделяются совершенствования законодательной базы, в том числе УК
РФ, УПК РФ и ряда специальных комплексных законов, регламентирующих борьбу с
коррупцией, терроризмом, организованной преступностью, легализацией преступных
доходов.
Новый Уголовный кодекс более или
менее удачно реализовал принципиальные направления концепции уголовного
законодательства Российской Федерации. В частности, в процессе реформы
уголовного права была устранена пробельность уголовного закона, которая
образовалась ввиду изменения предмета правового регулирования и появления новых
видов и форм преступности. В новом законе сделаны решительные шаги по деидеологизации
законодательства, признания приоритета общечеловеческих ценностей перед
классовыми и т. д.
Значительно изменился такой
институт уголовного права как освобождение от уголовной ответственности.
Реформа уголовного законодательства внесла в институт освобождения от уголовной
ответственности следующие изменения, закрепленные в УК РФ 1996 г.:
1) институт получил окончательное
законодательное оформление и регламентирован в отельной главе (гл. 11
«Освобождение от уголовной ответственности»);
2) исключена возможность замены
уголовной ответственности (общественной, административной, дисциплинарной);
3) введены новые виды освобождения —
в связи с деятельным раскаянием (ст. 75) и в связи с примирением с потерпевшим
(ст. 76);
4) изменились и уточнились
формулировки традиционных видов освобождения — в связи с изменением обстановки
(ст. 77) и в связи с истечением сроков давности (ст. 78);
5) в отдельной главе, посвященной
особенностям уголовной ответственности несовершеннолетних, закреплен лишь один
вид освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних — с
применением принудительных мер воспитательного воздействия; однако его
регламентация носит более подробный, чем в УК РСФСР, характер.
В частности, появились два новых
основания освобождения от уголовной ответственности:
1)
освобождение
от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК
РФ);
2)
освобождение
от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим.
В предлагаемой работе
рассматриваются особенности новых оснований освобождения от уголовной
ответственности, юридическая природа этих оснований, процессуальный порядок и
рекомендации для реализации этих оснований, выявление тенденций уголовной
политики РФ. Также рассматривается роль института освобождения от уголовной
ответственности в другом институте уголовного права как дифференциация
уголовной ответственности.
1. ОБЩЕЕ
ПОНЯТИЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ
ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
1.1. Понятие
освобождение от уголовной ответственности
Общепризнанным постулатом
уголовного законодательства любой страны является положение о том, что лицо
совершившее преступление, обязано претерпеть меры
государственно-принудительного воздействия в форме лишений личного,
организационного или имущественного порядка. При этом, одно из самых
действенных средств, сдерживающих преступления, заключается не в жестокости
наказания, а в их неизбежности[2].
Вместе с тем в ряде случаев, специально предусмотренным в законе, лицо,
совершившее преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности.
Досудебное прекращение уголовных
дел известно с давних времен и присуще законодательству не только нашего
государства, но и многих других стран. Как показал анализ основных тенденции
мировой уголовной политики, проведенный ООН, отличительной чертой современных
систем правосудия является «процесс убывания» уголовных дел в связи с их
прекращением еще в досудебном производстве[3]. При этом, несмотря на различную процедуру
осуществления данного института в различных странах, юридическая сущность
остается везде одной и той же — прекращение уголовного дела при наличии факта
совершения преступления. Государственное принуждение — вынужденная, крайняя
мера воздействия на лиц, преступивших уголовный закон.
Освобождение от уголовной
ответственности тогда можно признать обоснованным и справедливым, когда оно не
препятствует охране прав и свобод личности, всего правопорядка от преступных
посягательств и вместе с тем способствует исправлению виновного лица,
предупреждению совершения новых преступлений, иными словами, когда оно
соответствует задачам уголовного законодательства и позволяет достичь целей
наказания без его реального применения.
Исходя из этого, можно сделать
вывод, что первым основанием от уголовной ответственности является совершение
преступления небольшой или средней тяжести. Введение в Уголовный кодекс
положения о категориях преступления внесло определенность для
следственно-судебной практики в решении данного вопроса. Напомним, что согласно
ст. 15 УК преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и
неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание,
предусмотренное уголовным законом, не превышает двух лет, а преступлениями
средней тяжести — умышленные и неосторожные деяния, максимальное наказание за
которые не превышает пяти лет лишения свободы.
Второе основание — отсутствие или
небольшая степень общественной опасности лица, совершившего преступление. В
отличие от первой данная категория носит абстрактный характер. При определении
степени общественной опасности личности преступника уголовно-правовая наука и
следственно-судебная практика исходят прежде всего из характера и тяжести
совершенного преступления, а также обстоятельств, характеризующих поведение
(личность) виновного до и после совершения преступления. Круг этих
обстоятельств настолько разнообразен, что исчерпывающий перечень их дать
невозможно. Вместе с тем некоторые из них прямо указаны в тексте закона и имеют
обязательное значение. Это: совершение преступления впервые; добровольная явка
с повинной; способствование раскрытию преступления; возмещение причиненного
ущерба; заглаживание вреда, причиненного в результате преступления; примирение
с потерпевшим; изменение обстановки. Лишь наличие одного или нескольких
указанных обстоятельств в сочетании с преступлением небольшой или средней
тяжести могут стать гарантией того, что преступник исправится без реализации
уголовной ответственности[4]
(ст. 75, 76, 77 УК).
И наконец, третьим основанием
является нецелесообразность привлечения виновного к уголовной ответственности.
Данное основание (применительно к видам, предусмотренным в ст. 75, 76 УК)
является в некоторой степени производным от первых двух. Вполне закономерно,
что в случае совершения преступления небольшой или средней тяжести лицом, не
представляющим большой общественной опасности, либо вообще не опасным для
общества, реализация института уголовной ответственности может оказаться
нецелесообразной с точки зрения принципов справедливости и гуманности
уголовного законодательства в целом.
Что же касается освобождения от
уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности (ст.
78 УК), то для него категория совершенного преступления безразлична. По
усмотрению суда избежать уголовной ответственности вследствие истечения сроков
давности может даже лицо, совершившее преступление, наказуемое смертной казнью
или пожизненным лишением свободы. Не требуется для применения ст. 78 УК и
совершения виновным каких-либо действий, свидетельствующих об утрате им
общественной опасности (явки с повинной, примирения с потерпевшим
и т. д.). Главное здесь — именно нецелесообразность привлечения лица
к уголовной ответственности после истечения указанных в законе сроков (хотя и
здесь лицо может перестать быть общественно опасным, а деяние, которое оно
совершило, относиться к категории небольшой или средней тяжести).
Так называемые специальные виды
освобождения от уголовной ответственности возможно применить именно в отношении
преступлений, представляющие повышенную общественную опасность, например,
терроризма, захвата заложников, незаконного изготовления оружия
и т. д. Число специальных видов освобождения от уголовной
ответственности значительно увеличилось в ходе реформы уголовного закона. Ныне
такие предписания содержатся в примечаниях к ст. 126, 204, 205, 206, 208, 222,
223, 228, 291, 307 УК РФ[5].
В случаях установления специальных правил освобождения от уголовной
ответственности законодатель практически не руководствуется критерием
«невысокая общественная опасность содеянного». Именно в рассматриваемых случаях
законодатель действует как бы вопреки такому критерию и, несмотря на
значительную общественную опасность содеянного, предусматривает возможность
освобождения виновного лица от уголовной ответственности. Отчасти акцент здесь
переносится на второй критерий — невысокую общественную опасность личности
виновного. Безусловно, об этом свидетельствуют дополнительные условия,
названные в примечаниях к перечисленным статьям. В одних случаях для
освобождения от уголовной ответственности достаточно добровольно прекратить
преступные действия, в других — активно способствовать предотвращению
преступного результата, раскрытию преступления. Содержание этих примечаний
будут рассмотрены далее.
В дополнении отметим, то, что
освобождение от уголовной ответственности может иметь место лишь в случаях,
когда лицо подлежит такой ответственности, т. е. совершило
преступление (в содеянном содержатся все признаки состава преступления). Если же
субъект совершил преступления, он не может ни подвергаться уголовной
ответственности, ни освобождаться от нее. При наличии в содеянном признаков
малозначительности, не вменяемости, недостижения возраста уголовной
ответственности, необходимой обороны и т. д. лицо не подлежит
уголовной ответственности изначально, и следовательно, нет необходимости
освобождать его от этой ответственности. То есть отсутствие основания для
привлечения лица к уголовной ответственности, неналожения уголовной
ответственности не идентично освобождению от ответственности. В тех случаях,
когда в содеянном не содержится состава преступления, деяние не может быть
признано преступлением, а лежит не подлежит уголовной ответственности. Эта
ситуация неприменения уголовной ответственности, а не освобождения от нее.
Кроме того, сам уголовный закон недвусмысленно указывает на непризнание
преступным малозначительного деяния (ч. 2 ст. 14 УК РФ). Но тот факт,
что необходимая оборона и другие обстоятельства исключают преступность деяния
(ст. 32-42 УК РФ), что «лицо не подлежит уголовной ответственности за
преступление, если оно добровольно и окончательно отказалось от доведения этого
преступления до конца» (ч. 2 ст. 31 УК РФ).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|