Меню
Поиск



рефераты скачать Особенности расследования взяточничества

Проверка и уточнение на месте показаний при расследовании взяточничества производится тогда, когда показания свидетелей, подозреваемых и обвиняемых по этим делам отражают события, связанные с особенностями определенного участка местности или помещения, например, когда взяткодатель утверждает, что взятка была передана на квартире ее получателя, который отрицает не только факт передачи взятки, но даже и посещение его квартиры взяткодателем. Точное совпадение показаний взяткодателя о деталях обстановки с действительным расположением вещей является серьезным доказательством ложности показаний взяткополучателя, если взяткодатель был впервые в помещении в котором происходила передача взятки. Данный способ проверки дает возможность сопоставить показания разных участников взяточничества об этих местах и получить новые доказательства. Еще больший эффект может дать это следственное действие при изобличении ложного оговора в получении взятки.

Предъявление для опознания предмета взятки проводится с целью получения доказательств того, что вещь, найденная у подозреваемого ранее, принадлежала взяткодателю. Могут быть предъявлены для опознания и лица (например, взяткодатель - свидетелю, подтверждающему факт посещения им должностного лица в определенное время на рабочем месте).







  











2.2 Методика расследования взяточничества

При расследовании взяточничества подлежат установлению следующие обстоя­тельства: 1) имел ли место факт дачи-получения взятки; 2) каков предмет взятки; если в качестве взятки переданы ценные вещи или она имела форму услуги, то какова стоимость вещей или услуги в денежном выражении; 3) кто является взяткодателем, взяткополучателем; 4) каковы обстоятельства преступления (время, место, способ пе­редачи взятки); 5) с какой целью (за выполнение каких действий) была дана взятка; 6) были ли выполнены в интересах взяткодателя соответствующие действия, носили ли они законный характер; 7) нет ли в действиях взяточников признаков других пре­ступлений, если да, то каких именно; 8) нет ли в действиях преступников квалифици­рующих признаков (совершения взяточничества по предварительному сговору, груп­пой лиц или неоднократно, вымогательства взятки, получения взятки в крупном раз­мере, получения взятки должностным лицом, занимающим ответственное положение, либо ранее судимым за взяточничество, либо в особо крупном размере и т. д.); 9) нет ли в действиях взяткодателя обстоятельств, освобождающих его от уголовной ответ­ственности (вымогательства взятки либо добровольного заявления о даче взятки); 10) какие обстоятельства способствовали взяточничеству.

При всем при этом выяснение данных обстоятельств должно проходить не гласно, чтобы лица совершившие дачу-получение взятки не знали, что им интересуются правоохранительные органы и чтобы они не предприняли мер по сокрытию следов преступления.

     План расследования по этим делам должен быть четко согла­сован с планом оперативно-розыскных мероприятий. От подоб­ной согласованности во многом зависит успех расследования та­ких преступлений, требующих проведения значительного комплекса негласных действий и мероприятий, а также проведе­ния задержания с поличным. При этом в плане большое внима­ние должно быть уделено установлению места и способа обнару­жения вещественных доказательств, документальных и личных свидетельств фактов передачи предметов взятки и последующего поведения взяточников. Соответственно в плане следует обяза­тельно предусмотреть применение технико-криминалистичес­ких средств, необходимых для обнаружения, фиксации и изъя­тия следов взяточничества, которые по этим делам очень быстро уничтожаются преступниками или деформируются.

Спецификой плана расследования по анализируемым делам является также то, что составной его частью являются различ­ного рода схемы (преступных связей, взаимоотношений различ­ных организаций, их подразделений, отдельных должностных лиц, порядка движения какого-то дела). Они помогают в одних случаях образно представить себе элементы изучаемых явлений, их взаимосвязь и взаимозависимость и соответственно более чет­ко и конкретно сформулировать задачи и определить оптималь­ные средства их решения.

Одновременно следователь, производящий проверку материалов о взяточничестве, должен ознакомиться со структурой и условиями работы в учреждениях, подразделениях, где предположительно совершено преступление; правилами выполнения операций, за которые, возможно, вручена взятка; правами и обязанностями соответствующих должностных лиц.

Особое внимание обращается на сроки прохождения документов. При этом следует интересоваться как сокращением срока рассмотрения, так и его затяжкой. Тщательно изучается содержание документа с точки зрения его соответствия действующим нормативным актам, а также наличие исправлений, подчисток, дописок и других признаков материального подлога.[10]

В некоторых случаях рекомендуется изучить документы не только в организации, где предположительно работает взяткодатель, но и по месту работы взяткополучателя. Иногда взяткодатель действует в интересах предприятия, которое он представляет. Расходы, понесенные им в связи с передачей взятки в дальнейшем компенсируются премиями, материальной помощью, иными путями.

Встречаются случаи передачи взяткополучателю ценных предметов, принадлежащих организации или приобретенных за ее средства. Так, директор коммерческой фирмы А. в качестве вознаграждения за оформление лицензии без надлежащих документов передал работнику администрации С. путевку на заграничный курорт. В ходе проверки налоговой инспекцией данной фирмы была выявлена незаконная выдача лицензии.

Если информация о взяточничестве получена в результате ведомственных или вневедомственных проверок, прежде всего необходимо проанализировать качество их проведения и обоснованность выводов.

При планировании расследования взяточничества определяются места и способы обнаружения доказательств. Так, по месту работы и жительства могут быть обнаружены предмет взятки, документы и различные записи, свидетельствующие о заинтересованности взяткополучателя в выполнении либо не выполнении тех или иных действий, а также фиксирующие служебные действия в пользу взяткодателя, преступно нажитое имущество и другие доказательства. По месту жительства и работы взяткодателя и посредника могут быть обнаружены подготовленные к передаче предметы, документы, записи, свидетельствующие о заинтересованности взяткодателя в совершении или не совершении определенных в его интересах; данные, подтверждающие, что посредник выполнял определенные действия по налаживанию контакта между взяткодателем и взяткополучателем, о чем могут свидетельствовать записи их адресов, номеров телефонов, имен и фамилий. Кроме того по месту жительства связей участников взяточничества (родных, знакомых и т. п.) могут быть обнаружены предметы взятки и другие документы, свидетельствующие о даче или получении взятки, и другие доказательства.

В тех случаях, когда правоохранительным органам заранее стало известно о предполагаемом факте передачи взятки (из заявления взяткодателя или другой источник) усилия следователя должны быть направлены на получение передаваемого предмета, так как он служит веским доказательством взятки. Очень важно обеспечить представление суду предмета взятки в том виде и такими способами, которые делают это доказательство относимым, допустимым и бесспорным.

Действия непосредственно по передаче взятки могут совершаться в период личного контакта взяткодателя или без такого. В последнем случае взятка передается через посредников, пересылается по почте, деньги вносятся на счет взяткополучателя, приобретается ценное имущество, нередко на подставных лиц. Встречаются случаи оказания взаимных услуг одновременно и взяткодателем и взяткополучателем. Например, следователь прекращает  уголовное дело в ответ на незаконный прием его родственника в учебное заведение.

В тех случаях, когда деятельность субъектов взяточничества носит длящийся или продолжаемый характер, способы совершения преступлений могут варьироваться. Чаще всего они повторяются в своих основных признаках.

Такой элемент способа взяточничества, как сокрытие, включает, прежде всего, действия по маскировке планируемого или совершаемого деяния. Приемы маскировки заключаются в использовании благоприятной обстановки для передачи взятки. Субъекты стремятся использовать такие условия, при которых о совершаемом деянии не станет известно органам расследования или лицам, могущим сообщить о преступлении. Для этого скрываются контакты взяткодателей, взяткополучателей и посредников. Их встречи проводятся без свидетелей или в кругу надежных лиц. Иногда маскируется цель встречи или ее стремятся представить как случайную либо вполне правомерную.

В ситуациях, когда названные действия носят явно незаконный характер, они совершаются в обход лиц, которые могут установить противоправность выполняемой операции. При этом взяткополучатель сам выполняет какие-то действия либо поручает их менее принципиальным сослуживцам. В некоторых случаях, особенно при необходимости выполнения действий явно противоправного характера, взяткополучатели прибегают к фальсификации документов, отражающих незаконные операции. Подобные документы нередко хранятся с нарушением правил, уничтожаются раньше сроков или изымаются из архивов и хранятся в тайниках.

Существуют также и организованные группы взяткодателей с четким распределением ролей. Чаще всего это субъекты, занимающиеся преступной деятельностью, осуществление которой невозможно без систематической передачи взяток, например в сферах контрабандной деятельности и наркобизнеса. Иногда устойчивые группы взяткодателей формируются в коммерческих учреждениях из работающих в должности снабженцев, «толкачей», работников, специализирующихся на оформлении документов, заключении  и осуществлении сделок.[11]

Кроме описанной группы существуют преступные объединения взяточников без ярко выраженного разделения функций. В таких случаях одни и те же субъекты выступают в одних эпизодах в качестве вымогателей и получателей взяток, в других - как посредники взяточничества. Отношения соучастников в подобных ситуациях также могут строиться на основе равенства или подчиненности одному либо нескольким членам преступной организации.

Особенно трудно приходится при расследовании взяточничества совершенного коррумпированными органами. В большинстве случаев стороны проявляют максимальную бдительность и совершают свои преступные действия по хорошо продуманным и невидным для постороннего взгляда схемам. В этом случае при проведении следственных действий необходимо максимально тщательно относится к каждому хоть малозначимому признаку совершения преступления. При выявлении фактов совершения взяточничества коррумпированными органами надо в первую очередь не ограничиваться единичным фактом преступления, а попытаться выйти и на более ранние преступления, что позволит в дальнейшем выйти на всю преступную группировку, а не ограничиваться лишь первоначальным кругом подозреваемых. 
























2.3 Тактика расследования взяточничества

Проведение отдельных следственных действий при расследовании взяточничества имеет ряд своих особенностей. На начальном этапе расследования проводится допрос заявителей и иных свидетелей. Заявителями о взяточ­ничестве обычно являются лица, которые уже дали взятку и рас­каялись в этом, либо у которых вымогается взятка, лица, кото­рым предлагается взятка и иные граждане, что-либо знающие о взяточничестве. В процессе их допроса прежде всего уточняются и конкретизируются изложенные в их заявлении обстоятельства.

Значительная часть свидетелей по этим делам обычно стано­вится известной из материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела. Другая - в результате оперативно-розыскной деятельности криминальной милиции. Третья - уста­навливается первоначальными следственными действиями. Они выявляются главным образом из числа лиц, принимавших уча­стие в служебных операциях, в связи с которыми получена взят­ка, лиц, осведомленных о служебной деятельности взяткополуча­теля (сослуживцы, знакомые, родные, клиенты или посетители данного учреждения), а также из круга лиц, тем или иным обра­зом связанных с взяткодателем и посредником.

Допрос свидетелей обычно позволяет получить сведения о тех или иных контактах участников расследуемого взяточниче­ства, о характере поведения должностного лица, направленного на удовлетворение интересов предполагаемого взяткодателя, о факте вымогательства взятки или предполагаемой взятке и т.п. При допросе лиц, у которых вымогается взятка, необходимо выяснить, кто является вымогателем, за что должна быть передана взятка, имеются ли посредники, где, когда и при какой обста­новке будет передана взятка, каковы признаки предмета взятки (сумма денег, количество купюр, их достоинство, номер серии, особенности вещи, предмета и т.д.).

Задержание взяточника и иного коррупционера с поличным. Оно необходимо в случаях проверенных данных о вымогательстве взятки, когда сведения о взяточнике поступают из разных источников и свидетельствуют о системе взяточничества или имеются достоверные оперативно-розыскные данные о взяточничестве и коррупции. Задержание направлено на фиксацию фак­та передачи получателя или взяткодателя в момент передачи-получения взятки или сразу после него, а также на быстрое изъятие предмета взятки. Поэтому его успех во многом зависит от правильно­го учета в ходе подготовки особенностей места и времени дачи взятки, свойств предмета взятки, способов наилучшей фиксации факта взяточничества. При этом необходимо четко определить состав и обязанности всех членов оперативной группы задержания и характер необходимых технических средств. Обычно за­держание взяткополучателя и коррумпированного должностно­го лица осуществляется сразу после получения взятки, а иногда (с учетом возникшей ситуации) в момент ее передачи третьему лицу или во время ее реализации.

Задержание взяточников с поличным требует сочетания след­ственных и оперативных действий, включающих наблюдение за преступниками и ме­стом их встречи и задержание их непосредственно после дачи-получения взятки. За­держание должно быть проведено быстро и решительно, чтобы пресечь возможную попытку взяткополучателя выбросить переданный ему предмет взятки, а также ока­зать на него соответствующее психологическое воздействие, способствовать призна­нию им своей вины и даче правдивых показаний. После задержания взяткополучателя следует провести его личный обыск. В протоколе обыска отмечается: где обнаружен предмет взятки (в кармане, портфеле), в каком виде он находится (в упаковке, ее вид и состояние), в каком порядке располагается предмет взятки и иные находящиеся там же предметы. Данное обстоятельство имеет важное значение, т. к. обыскиваемый не­редко заявляет, что взятку (деньги) ему засунули в карман тайком и он ничего об этом не знает. Однако тот факт, что в кармане поверх конверта с деньгами находится пла­ток, футляр с очками и т. п., помогает опровергнуть объяснения такого рода.

Обыск является важнейшим первоначальным следственным действием по таким делам.

Задачи обыска по месту службы и проживания и личного обыска при этом не ограничиваются обнаружением предмета взятки или его упаковки и отысканием данных, свидетельствую­щих о том, что предмет взятки и упаковочные средства, обнару­женные у взяткополучателя или посредника, ранее принадлежа­ли взяткодателю. Они значительно шире. В частности, при обыске необходимо обращать внимание на различные записи, переписку с другими лицами, номера телефонов, адреса, свиде­тельствующие о факте знакомства участников взяточничества, об их договоренности о передаче взятки и о суммах переданных взяток. Надо помнить, что по делам о взяточничестве при нали­чии квалифицирующих обстоятельств виновным угрожает кон­фискация имущества. Следовательно, при обыске необходимо выявить такое имущество и наложить арест на него.

В целях точной фиксации обстановки, в которой происходи­ла передача взятки, целесообразен осмотр места происшествия. В ходе осмотра могут быть также выявлены, зафиксированы и изъяты следы получения и передачи взятки и особенно докумен­тальные данные, которые должны быть подвергнуты отдельному осмотру.

При осмотре документов по делам о взяточничестве можно об­наружить факты, подтверждающие неправильный или необыч­ный порядок действий в интересах взяткодателя и «особый» порядок прохождения документов через соответствующие отделы, а также данные, указывающие на размеры взятки. Например, от­сутствие на документе необходимых регистрационных номеров и штампов, а также отметок тех должностных лиц, которые обяза­ны были принять этот документ или разрешить содержащийся в нем вопрос, письменные указания руководителей вышестоящей организации о положительном решении просьб без соответствую­щей проверки и согласования в случаях, когда такой порядок строго оговорен в соответствующих нормативных актах. Указан­ные данные свидетельствуют о необычном порядке оформления документа и разрешении этого или иного вопроса. В свою очередь осмотр различного рода счетов за якобы выполненные взяткопо­лучателем работы позволяет установить размер полученной взятки. В тех случаях, когда в первичных материалах не содержится конкретных указаний о лице, получившем взятку, осмотр документов помогает выявить взяткополучателя. С этой целью в учре­ждении, куда обращался предполагаемый взяткодатель, произво­дится изъятие и осмотр документов для установления круга должностных лиц, которые должны были рассмотреть и разре­шить интересующий взяткодателя вопрос. На основе изучения та­ких документов обычно удается определить круг лиц, среди кото­рых следует искать взяткополучателя.[12]

На последующей стадии расследования чаще проводятся до­просы свидетелей (новых и тех, в показаниях которых были какие-то неточности, неполнота или искаженные факты), раз­личные виды судебных экспертиз, очные ставки, проверка пока­заний на месте и осуществляется допрос обвиняемого.

Чаще всего при расследовании взяточничества проводятся криминалистические экспертизы. В частности, трасологические 1 (по следам пальцев рук на документах и предметах), почерковедческие (для идентификации исполнителей различного рода за­писей, изъятых при обыске), технико-криминалистического ис­следования документов (для восстановления записей по вдавленным штрихам, залитых и замазанных записей, установ­ления факта уничтожения каких-либо записей вместе с листа­ми, установление целого документа по его обрывкам и т.д.).

Допрос обвиняемого. На последующем этапе, с тактической точки зрения, допрос — одно из самых сложных следственных Действий, ибо из-за отсутствия прямых свидетелей взяточниче­ства и коррупции и незаинтересованности всех его участников в раскрытии своей преступной деятельности, его проведение часто приходится производить в ситуации, когда в материалах следствия имеются некоторые проблемы. К тому же все участники это­го преступления, если они привлечены к ответственности, обыч­но на допросе всячески изворачиваются, пытаясь свести взятку к возвращению или получению долга, к присвоению находки забытой кем-то вещи и т.д.

При подготовке к допросу обвиняемых по таким делам боль­шое значение имеет тщательное изучение личности допрашивае­мых, выявление у них таких черт и особенностей взаимоотноше­ний, которые могут быть использованы при выборе тактических приемов допроса. Вместе с тем следует продумать тактику предъявления отдельных доказательств. При достаточности до­казательств их целесообразнее всего предъявлять не разрознен­но, а в продуманной совокупности. При этом четко должна быть определена и последовательность их предъявления. Например, вначале предъявляются признательные показания взяткодате­ля, затем показания посредника (если он есть) и в завершение выписка из лицевого счета допрашиваемого взяткополучателя в Сбербанке, коммерческом банке, данные о счете в зарубежном банке и другие данные, свидетельствующие о получении им де­нежной и иной взятки. При некоторых пробелах в собранных доказательствах целесообразно сначала сосредоточить внимание на выявлении второстепенных деталей, умело при этом исполь­зуя оперативно-розыскную информацию о допрашиваемом (о его прошлом, связях, окружении, привычках и т.д.). Такой прием может создать у допрашиваемого представление о полной осве­домленности следователя о его преступной деятельности.

При допросе обвиняемых в таких ситуациях целесообразна и максимальная детализация их ответов по всем обстоятельствам совершения преступления. Это может затруднить их попытку отказаться впоследствии от своих признательных показаний. В этих же целях желательно использовать средства звуко- или видеозаписи. Она к тому же играет очень важную психологическую роль, так как морально легче отказаться от написанного, чем от сказанного и продемонстрированного вторично.























Заключение

Расследование взяточничества является сложным и значительным по объему процессом. При расследовании данного преступления необходимо учитывать, проверять и перепроверять значительный массив данных, которые затрагивают самые разные области научного знания. Без специализированной методики расследования взяточничества невозможно учесть, выделить и систематизировать те данные, которые впоследствии  лягут в основу доказательств по делу.

Методика поможет рационально организовать деятельность следователя, укажет, на какие моменты в расследовании необходимо обратить внимание, какие следственные действия необходимо осуществить, чтобы выполнить задачи, поставленные перед предварительным расследованием, соблюсти законность.

При расследовании взяточничества необходимо учитывать личностные характеристики лиц, в отношении которых ведется уголовное преследование. Чаще, субъекты взяточничества - это люди, которые занимают высокие должности и обладают сильными волевыми качествами, которые нередко могут дезориентировать следователя, расследующего уголовное дело.

Немаловажное значение при расследовании имеет его тщательное планирование, так как необходимо учитывать большое количество взаимодействующих и взаимосвязанных элементов и более четко и конкретно сформулировать задачи и определить оптимальные средства их решения.

Планирование расследования должно осуществляться совместно с оперативными органами. Это позволяет распределить усилия по раскрытию преступления в зависимости от направленности деятельности подразделений. Используя предоставленную законодательством возможность осуществления оперативно-розыскных мероприятий, следствие может получить неопровержимые задокументированные факты совершения преступления.

Необходимо принятие общей правовой базы применения мер, направленных на ограничение распространенности и общественной опасности всех видов взяточничества (особенно его самого опасного проявления - коррупции) путем принятия закона “О борьбе с коррупцией”, в котором необходимо установить меры, расширяющие полномочия правоохранительных органов в борьбе с коррупцией.

Расследование взяточничества необходимо поручать наиболее квалифицированным и опытным следователям, а наиболее сложные и актуальные дела передавать в производство следователей прокуратур  субъектов федерации. Это необходимо предпринимать с целью обеспечения законности расследования и эффективности использования, предусмотренных законом средств, а также принимать своевременные меры к пресечению незаконного воздействия на следователей и лиц, входящих в группу по расследованию, с целью повлиять на ход расследования и принимаемые по делу решения.














Список используемой литературы:

1) Конституция Российской Федерации ( с изм. от 25.03.2004) // Российская газета . 1993 25 декабря,  № 237

2) Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ ( ред. от 30.01.2006) // Собрание законодательства РФ. 1996, № 25, Ст. 2954

3) Уголовно-Процессуальный Кодекс  от 18.12.2001 №174-ФЗ ( ред. от 01.06.2005) // Российская газета 22.12.2001, № 249

4) Федеральный Закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ « Об оперативно-розыскной деятельности» //  Сборник законодательства РФ, 1995, №33, ст.3349

5) Постановление Верховного Суда РФ “О судебной практике по делам о взяточничестве”. Бюллетень Верховного Суда РФ, 2001, №3, с.10

6) Комментарий к Уголовному Кодексу РФ, под ред. Ю.И. Скуратова, М, 2005

7) Криминалистика, под ред. Яблокова А.В., М2005.

8)  Криминалистика, под ред. Филлипова К.Н.  Спарк, Москва, 1999 стр. 438.

9) Волженкин Б.В. Служебные преступления. М., 2000.

10) Дулов А.В. Основы расследования преступлений, совершенных должностными лицами, М, 2005.

11) Семашко Н. И. Предотвращение и раскрытие взяточничества, М, 2003.

12) Квицинна А. К. Должностные преступления, М2005

13) Яни П. М. “Подконтрольная” взятка // Уголовное право, 2006, №2, с.29.

14) Дулов А.В Борьба со взяточничеством // Уголовное право, 2005, № 5, с.17









[1] См: Конституция Российской Федерации // Российская газета . 1993 25 декабря,  № 237


[2]  См: Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ  // Собрание законодательства РФ. 1996, № 25, Ст. 2954


[3] См: Дулов А.В. Основы расследования преступлений, совершенных должностными лицами, М, 2005, с 58-60.


[4]  См: Семашко Н. И. Предотвращение и раскрытие взяточничества, М, 2003, с. 115-120

[5] См:Криминалистика, под ред. Яблокова А.В., М2005, с.25-32

[6] Дулов А.В Борьба со взяточничеством // Уголовное право, 2005, № 5, с.17

[7]  См: Яни П. М. “Подконтрольная” взятка // Уголовное право, 2006, №2, с.29.

[8] См: Квицинна А. К. Должностные преступления, М,2005, с. 87-95.

[9]  См: Волженкин Б.В. Служебные преступления. М., 2000, 57-65.

[10] См: Криминалистика, под ред. Яблокова А.В., М200, с. 560-568.

[11]  См: Семашко Н. И. Предотвращение и раскрытие взяточничества, М, 2003, с. 230-234.

[12] См: Яни П. М. “Подконтрольная” взятка // Уголовное право, 2006, №2, с.32


Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.