Особенности расследования взяточничества
Введение
Вступивши в новый этап своего развития наше
государство, столкнулось с рядом проблем, в том числе и с ростом преступности,
который произошел из-за ряда не совсем удачных реформ, приведших к расслоению
населения и рушению старых идеалов.
Особенно опасными представляются
должностные преступления, к числу которых относится дача-получение взятки. В
сложившейся обстановке рост данных видов преступления разрушает экономическую
основу страны, подрывает ее международный авторитет, порождает атмосферу
беззакония и бесправия в стране.
Взяточничество в нашей стране в последнее
время достигло угрожающих размеров, проникнув во все сферы человеческой жизни.
Борьба с взяточничеством должна стать одной из прерогатив государства,
провозгласившего справедливость и равенство своих граждан.[1]
Рост взяточничества в нашей стране во
многом обусловлен бездействием и бессилием правоохранительных органов в борьбе
с данным видом преступления. Как известно сильнейшим фактором способным
остановить человека от совершения преступления является неотвратимость
наказания, которое в данном случае практически отсутвует, поэтому тысячи людей
идут на совершения преступления не боясь понести за него ответственность.
Взяточничество по праву считается одним из
наиболее латентных преступлений и требует особого внимания со стороны
правоохранительных органов.
Чтобы успешно бороться с тем или иным видом
преступления следователь должен знать особенности совершения преступления,
способы его сокрытия и должен разработать методику, по которой будет
производить расследование.
В связи с этим требует особого изучения
вопрос об изучении особенностей расследования взяточничества, в том числе
совершенного коррумпированными органами, представляющими собой особую группу,
основанную на систематичности и строгой подчиненности внутренним правилам.
Цель данной работы состоит не только в
изучении особенностей расследования взяточничества, но и выявление причин,
препятствующих расследованию, а также поиск путей преодоления этих препятствий.
Для выполнения данной цели были поставлены
следующие задачи:
- изучить основные характеристики
взяточничества;
- выявить основные проблемы, возникающие
при расследовании взяточничества, в том числе совершенного коррумпированными
органами;
- изучить этапы расследования взяточничества;
- определить методику проведения
расследования;
- изучить особенности проведения отдельных
следственных действий.
Основными источниками для написания данной
работы были:
- Конституция РФ;
- Уголовный кодекс РФ;
- Уголовно-процессуальный кодекс РФ
- иные нормативные акты.
При проведении
анализа мной были задействованы следующие работы: Квицинна А. К. «Должностные
преступления» (при изучении характеристики взяточничества), Семашко Н. И. «Предотвращение
и раскрытие взяточничества» ( при изучении проблем, возникающих при
расследовании взяточничества), Дулов А.В. «Основы расследования преступлений, совершенных
должностными лицами» ( при выявлении особенностей тактики и методики
расследования взяточничества), а также ряд других.
Глава 1. Характеристика взяточничества
1.1 Криминалистическая характеристика
взяточничества
Взяточничество - это получение должностным лицом лично или через
посредника взятки в виде денег, ценных
бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или
представляемых им лиц, если такие
действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица
либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство
или попустительство по службе, а также дача взятки должностному лицу
лично или через посредника.[2]
Таким образом, взяточничество представляет собой два состава
преступления, во-первых, получение взятки, во-вторых дачу взятки. Значит
ответственность в этом преступлении несут обе стороны, что отражается на
расследовании данных видов преступлений. Стороны обоюдно заинтересованы в том,
чтобы об их деянии не стало известно окружающим, а тем более правоохранительным
органам и прилагают для этого максимум усилий, маскируя свое преступление
разнообразными способами.
Считается, что по делам о взяточничестве раскрывается очень маленькая
часть преступлений, что обусловлено большим рядом причин.
Взяточничество является одним из наиболее опасных должностных
преступлений. Оно встречается почти во
всех сферах повседневной жизни. Взятки дают за предоставление возможности
получения жилья; поступления в престижные вузы; за устройство на
работу, особенно - связанную с возможностью незаконного обогащения; за прописку; за незаконное освобождение от
административной ответственности и т.
д. В настоящее время наиболее крупные взятки дают за отвод земельных участков;
за оформление выгодных для взяткодателя договоров и получение кредитов; за содействие в укрытии прибыли; за незаконный
пропуск товаров через границу; за содействие в приватизации объектов
народного хозяйства; за «благосклонность» при рассмотрении гражданских и
уголовных дел в судах и многое другое.[3]
Способы совершения взяточничества, как и всех
остальных должностных
преступлений, во многом зависят от отрасли служебной деятельности, где они совершаются, должностного положения взяткополучателя и объема его правомочий,
сложившейся общей обстановки в
государстве и локальной ситуации в конкретном
регионе и учреждении, от предмета взятки, а также от личностных качеств взяточников.
В
виде взяток обычно передаются деньги, реже - какие-либо дорогостоящие вещи. В последнее время денежные суммы и стоимость вещей,
передаваемых в качестве взяток, резко возросли. Кроме того, появились новые,
весьма разнообразные и изощренные формы оплаты услуг, например, предоставление
должностному лицу различных льгот и привилегий при его участии в деятельности
коммерческих структур; включение в число пайщиков приватизированного
предприятия взяткополучателя, его
родственников или друзей; открытие на имя взяткополучателя или его близких счетов
в банках; приобретение на имя этих лиц недвижимости в России или за рубежом;
оплата заграничных поездок; приобретение путевок в санатории и т. д.
Взяточничество - одно из самых трудных для раскрытия и
расследования преступлений. Это
объясняется присущими ему особенностями механизма следообразования.
Во-первых, взятку практически всегда передают
в отсутствие очевидцев. Во-вторых, оба
участника преступления — взяткодатель и взяткополучатель — заинтересованы в
совершении преступления, боятся ответственности и принимают все меры к сокрытию
следов своей преступной деятельности. В-третьих, поскольку все участники преступления несут уголовную ответственность
за содеянное, они обычно не дают правдивых показаний и не выдают соучастников.
Наконец, в-четвертых, нередки случаи получения взяток за совершение законных
действий. Значит, установление факта взяточничества осложняется тем, что
в документах не остается следов незаконных действий
должностного лица либо остаются следы, которые лишь косвенно могут
свидетельствовать о корыстной
заинтересованности этого лица в принятии соответствующего решения, также очень часто
документы, содержащие факты совершения лицом должностного решения хранятся
ненадлежащим образом (могут быть утеряны, либо уничтожены без соблюдения
необходимых сроков хранения).
Со взяточничеством тесно связано и другое понятие – коррупция. Оба
эти криминальные социальные явления
характеризуются разовыми или постоянными фактами продажи своих должностных
полномочий должностными лицами
разного служебно-государственного уровня
за получение незаконного вознаграждения (в виде материальных ценностей,
услуг, благ, выгод и преимуществ, в том числе неимущественного
характера). При этом они действуют (бездействуют), покровительствуют, попустительствуют по службе, прикрывают
криминальные структуры и совершают иные действия в личных интересах лица, давшего взятку, или в пользу представляемой им
юридической, в том числе криминальной, структуры.
Как типовые оба эти криминальные явления
чрезвычайно общественно
опасны, ибо не только объективно ведут к разложению государственного аппарата, дискредитируют и подрывают и без того недостаточно высокий его авторитет в нашем
обществе, но и оказывают разлагающее
влияние на все другие стороны жизни
(экономическую, банковско-финансовую, политическую, социальную и правоохранительную).
В содержательном смысле коррупция более
масштабное понятие
системообразующего характера, нежели взяточничество, являющееся лишь одним, но наиболее часто
встречающихся проявлений
коррупции. Коррупция предполагает систематический подкуп должностных лиц законодательной,
исполнительной и судебной
власти, влекущий за собой принятие ими решений, нарушающих закон или неписаные
общественные нормы.
Коррумпированные органы представляют собой в
настоящее время целую систему, которая включает в себя десятки участников.
Передача взятки в этом случае производится по заранее обдуманной и обговоренной
схеме, обеспечивающая ее максимальную скрытость.[4]
Существование коррупции в нашей стране
обусловлено теми социальными и экономическими проблемами, которые поразили нашу
страну в 90-е годы. Ее существование же в свою очередь представляет для страны
повышенную опасность, подрывает ее экономическую стабильность и целостность. В
связи с тем, что коррумпированные органы проникли во все сферы жизни, то они
стали способны поддерживать беззаконие практически повсюду, что не может не
беспокоить.
В связи с этим перед следователем стоит вполне
ощутимая задача по борьбе с этим явлением. Без широкого изучения материалов
дела, без грамотно построенного хода следственных действий невозможно раскрыть
преступление и привлечь виновных к ответственности. Поэтому следователь должен
быть ответственным за свою работу, а не закрывать глаза на происходящие
преступления.
Сферы жизни, в которых проникло
взяточничество, в последнее время значительно расширились и с переходом к
рыночной экономике оставило раннее определенный круг. В тоже время расширился и
круг лиц участвующих во взяточничестве. Это может быть как мелкий муниципальный
чиновник, так и высокопоставленный чиновник федерального уровня, а с другой
стороны перечень лиц начинается от крупного олигарха и заканчивая бедной
старушкой вынужденной передать последние свои сбережения в связи с произволом и
жадностью чиновника препятствующего в осуществлении ее конституционных прав и
свобод.
Тем не менее, материальные следы
дачи-получения взятки все же остаются в
сберегательных книжках и на счетах различных банков; в почтовых переводах; в различных управленческих документах,
отражающих решения должностных лиц (о зачислении на должность, приеме в
вуз, предоставлении жилья, прописке); в материалах
бухгалтерского учета, отражающих действия взяткополучателя в пользу
взяткодателя; в документах, подтверждающих пребывание лица в определенном месте
(командировочных удостоверениях, проездных билетах, счетах гостиниц и т. д.).
При взяточничестве возникают также идеальные
следы. Очень важные для расследования сведения могут дать взяткодатель, члены
его семьи, сослуживцы, случайные
свидетели, которые видели вместе взяткодателя и взяткополучателя, слышали их
разговоры либо выполняли по поручению взяткополучателя определенные действия в пользу взяткодателя.
Взяткополучателями нередко оказываются руководители различных
рангов, пользующиеся большими властными
полномочиями, уважением и авторитетом. Иногда и взяткодатели также имеют солидные должности и общественное
положение. В ряде случаев это существенно затрудняет расследование и проведение
оперативно-розыскных мероприятий.
В преступлениях данного
вида имеется специфический субъект -должностное лицо. Это
приводит к необходимости изучения самого понятия должностного лица, определение
составных элементов его деятельности, которые имеют криминалистическое
значение, выявление особенностей деятельности.
Являясь должностным преступлением,
взяточничество несет в себе большую угрозу обществу. А борьба с взяточничеством
и его расследование должно стать прерогативой государства, провозгласившего
равенство граждан. Без вмешательства государства и проведения с его стороны
специальных программ невозможно проведение крупномасштабной борьбы с
взяточничеством. Без вмешательства государства часть раскрываемых преступлений
о взяточничестве так и будет оставаться лишь верхушкой айсберга, остальная же
часть массива этого преступления так и останется скрытой от глаз и в свою
очередь от правоохранительных органов.[5]
1.2
Проблемы расследования взяточничества
В
2005 году было выявлено более восьми тысяч фактов взяточничества. Однако и
столь внушительное количество преступлений не отражает истинных масштабов
коррупции. Огромная часть преступлений данного вида остается нераскрытыми.
Основная суть данного преступления является
то, что должностное лицо в силу своих полномочий должно помогать в осуществлении
конституционных прав и свобод. Здесь же вырисовывается несколько другая
картина, когда должностное лицо, получая взятку, фактически продает права
другого человека и граждане попадают в «правовое рабство» чиновника, где их
права и свободы попадают в свободную торговлю, а их мнения ни кто не
спрашивает. Таким образом, с правовой точки зрения данное преступления является
очень опасным для общества и оно должно своевременно пресекаться и
раскрываться, но этого почему-то не происходит. И у этого есть много причин.
Получение и дача взятки традиционно
считается одним из наиболее латентных преступлений, и в этом нет ничего
удивительного. В ходе расследования взяточничества следователь сталкивается с
целым рядом трудностей, которые непосредственно связаны со спецификой данного
вида преступления.
Во взятке всегда заинтересованы две
стороны (если одна, то это уже вымогательство), с одной стороны взяткодатель,
который заинтересован в скорейшем принятии решения, либо рассчитывающий
выиграть какой-либо конкурс, заведомо понимая, что во многом уступает своим
конкурентом. С другой стороны взяткополучатель, который за один росчерк пера
может получить сумму, многократно превышающую его заработную плату. Конечно,
обе стороны рискуют, так как за получение и дачу взятки предусмотрено лишение
свободы, но на сегодняшний день придумано немало способов безопасной передачи
взятки, фиксация и перехват которой фактически не возможен. Вот и докажи потом,
что за тем или иным действием должностного лица лежит как раз взятка, а не обычная
ошибка или недоработка, за которую может быть предусмотрено лишь дисциплинарное
взыскание. Взаимная заинтересованность сторон во взяточничестве порождает поиск
путей сокрытия следов преступления. Поскольку все участники преступления несут
уголовную ответственность за содеянное, они обычно не дают правдивых показаний
и не выдают соучастников.[6]
По делам
о взяточничестве зачастую преобладают косвенные доказательства, требующие многоступенчатой
процедуры доказывания с
использованием самых различных связей между расследуемым событием и явлениями
действительности (причинных,
временных, пространственных и т.д.). Надо доказать за какое именно
действие лицо получило взятку и действительно ли за ним стояло взяточничество,
а не какой-то другой мотив.
Сложение в государстве психологии, что
взятка это не так уж и плохо несет в себе ряд негативных явлений, сказывающихся
на расследовании данного вида преступлений. Граждане, привыкшие, что взятку
надо давать везде просто не сообщают о известных им фактах передачи взятки, а
если заинтересованы в том или ином действии со стороны чиновника, то сами
охотно идут на данное преступление. Такова же и психология чиновника, зачем
исправно выполнять работу и получать копейки, когда используя свое должностное
положение можно получить на много больше. Таким образом складывается ситуация,
когда для успешной борьбы со взяточничеством необходимо менять психологию
общества, а для этого необходимо проведения грамотных программ со стороны
государства, пока же это не наблюдается и следователю приходится самостоятельно
бороться с «неуловимыми» взяточниками, придумывающих все новые и все более
изощренные схемы передачи взяток.
Страницы: 1, 2, 3
|