Следственно-оперативная
группа, созданная для раскрытия конкретного преступления (целевая).
Ведомственными
нормативными актами предусмотрено создание целевой (временной) СОГ – для
расследования преступлений по конкретному уголовному делу.
Такая СОГ создается
через некоторое время после обнаружения факта преступления, если к этому
времени оно не было раскрыто и прекращает свою деятельность после установления
лица, совершившего преступление.
Совместная
следственно-оперативная группа.
Ведомственными
нормативными актами предусмотрено создание совместных следственно-оперативных
групп (бригад) – для расследования тяжких преступлений, в том числе
совершенных организованными преступными группами, либо для расследования
сложного уголовного дела с большим объемом работы. В состав группы могут
включаться по согласованию сотрудники органов прокуратуры, МВД, ФСБ и
федеральной службы налоговой полиции. Рассмотрим деятельность такой
следственно-оперативной группы на примере СОГ по пресечению и расследованию
деятельности организованных преступных групп. Данная СОГ (бригада) создается в
целях объединения усилий следственных, оперативных, технических и других служб
и расследованию деятельности организованной преступной группы. Инициатором
создания СОГ (бригады) может быть надзирающий прокурор, следователь, принявший
дело к своему производству, либо орган, осуществляющий проверку реализацию
материалов оперативно-розыскной деятельности. Руководителем СОГ назначается
прокурор, начальник ОВД, начальник следственного подразделения или один из
следователей, в производстве которых находится дело. При значительном объеме
работы и большой численности СОГ, могут назначаться заместители руководителя,
создаваться штаб во главе с начальником штаба. Начальник ОВД, начальник следственного
подразделения, оперативных подразделений (последние только в части проведения
оперативно-розыскных действий) организованное руководство осуществляют в силу
своего должностного положения. Они постоянно контролируют деятельность СОГ
путем наблюдения за выполнением согласованных планов проведения следственных и
оперативно-розыскных действий, заслушивают следователя – руководителя
(ежедневно или еженедельно) и других членов группы о результатах их работы, а
также, иногда, лично участвуют в производстве расследования, проводят допросы
основных фигурантов по деду. Одновременно они осуществляют координацию действий
СОГ с другими службами. При этом руководителем должен быть не просто начальник
по должности, а работник следственного подразделения, то есть должностное
лицо, являющееся следователем по профессии: заместитель прокурора по
следствию, начальник отдела надзора за следствием и т.п. Следователи СОГ
выполняют необходимые следственные действия от своего имени с указанием
наименования группы и в объеме, установленном ее членами. Следователи
осуществляют свою деятельность в соответствии с уголовно-процессуальным
законодательством, а оперативные работники в соответствии с законодательством
РФ.
В соответствии с
УПК РФ следователи обладают широкой процессуальной самостоятельностью в
принятии решений при производстве предварительного расследования, за
исключением случаев, когда предусмотрено получение санкции прокурора или
решение суда; руководитель СОГ (прокурор или начальник следственного отдела)
вправе давать следователю указания о производстве предварительного следствия.
Такие указания даются следователю в письменной форме и являются обязательными
для исполнения. Однако, в случаях несогласия следователя с указаниями о
привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме
обвинения, о направлении дела для предания обвиняемого суду или о прекращении
дела следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с изложением
своих возражений и приостановить их выполнение. В этом случае прокурор или
отменяет указание нижестоящего прокурора (начальника следственного отдела) или
исключает данного следователя из состава следственно-оперативной группы по
данному делу и поручает его производство другому следователю. Подобным образом
обстоит дело и при возникновении разногласий между следователем и оперативным
работников. Таким образом, положительные стороны работы следственно-оперативных
групп состоит в сочетании следственных, поисковых и оперативно-розыскных
действий по конкретным делам, незамедлительном использовании оперативной
информации для получения документов по делу, изобличения виновных лиц и
возмещении материального ущерба.
Организация
взаимодействия следователей прокуратуры и органов предварительного следствия
органов внутренних дел со средствами массовой информации в Российской Федерации
включает в себя следующее:
– поиск, получение, производство и
распространение массовой информации,
– учреждение средств массовой
информации, владение, пользование и распоряжение ими,
– изготовление, приобретение, хранение
и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов,
предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой
информации,
не подлежат ограничениям, за
исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах
массовой информации (ст. 1 Закона о СМИ[60]).
Прокуроры субъектов Российской
Федерации и приравненные к ним прокуроры устанавливают порядок предания
гласности материалов прокурорской и следственной деятельности, при этом им
необходимо:
– обеспечить взвешенный подход к отбору
материалов для предания гласности;
– строго руководствоваться требованиями
Конституции Российской Федерации, гарантирующей право каждому на
неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и
доброго имени, а также международными актами, запрещающими предавать гласности
любую информацию, которая может привести к указанию на личность
несовершеннолетнего правонарушителя без его согласия и согласия его законного
представителя;
– материалы проверок и предварительного
следствия предавать гласности в точном соответствии с требованиями федерального
законодательства;
– обеспечить тщательную проверку
данных, готовящихся для освещения в средствах массовой информации, следить за
тем, чтобы в них не содержались сведения, составляющие государственную или иную
охраняемую законом тайну, а также информацию конфиденциального характера.
Прокурорам субъектов Российской
Федерации, городов и районов, военным, транспортным и иным специализированным
прокурорам необходимо осуществить меры по углублению деловых отношений и
контактов со средствами массовой информации, кино-, видео-, аудиостудиями и
объединениями, издательствами, совершенствованию общественных связей в целях
обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав
и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и
государства.
Рассматривать эту деятельность как одну
из важнейших служебных обязанностей и осуществлять ее, исходя из анализа
состояния законности и преступности, прокурорской и следственной практики.
Систематически информировать население
через информационные агентства, печать, радио и телевидение о состоянии
законности, правопорядка, о мерах, принимаемых прокуратурой и координируемыми
ею другими правоохранительными органами по борьбе с преступностью, по
пресечению деятельности организованных преступных групп и других тяжких
преступлений.
Оперативно сообщать в средства массовой
информации о возбужденных уголовных делах по преступлениям, вызывающим
повышенный общественный интерес, ходе и результатах их расследования, судебном
рассмотрении и вынесенных приговорах, а также о прокурорских проверках, в
процессе которых вскрыты грубые нарушения законности, о возмещенном
прокуратурой ущербе, причиненном как государственным интересам, так и отдельным
гражданам. При этом не допускать неуместной сенсационности, ажиотажа и
легковесности. Распространяемые прокуратурой сообщения должны быть точными и
сбалансированными.
Во взаимоотношениях со средствами
массовой информации, творческими союзами, общественными объединениями граждан
исходить из требований федерального законодательства, запрещающего как
необоснованный отказ в предоставлении информации, так и вмешательство в
осуществление прокурорского надзора и расследование преступлений.[61]
Под общественностью в широком смысле принято понимать всех граждан
страны, не имеющих служебной обязанности участвовать в правоохранительных
мероприятиях и способных по своим личным качествам решать поставленные задачи.
В узком смысле это представители общественных объединений и трудовых
коллективов предприятий, учреждений организаций. Помощь общественности в
раскрытии преступлений возможна в процессуальной и непроцессуальной формах.
Последняя, в свою очередь, может быть нелегальной (оперативной) или гласной.
Следовательно, участие общественности в раскрытии преступлений это
добровольная гласная или негласная, основанная на гражданском сознании
деятельность общественных организаций или отдельных граждан по оказанию помощи
правоохранительным органам в раскрытии преступлений, розыске виновных лиц, в
выявлении и устранении причин и условий, способствовавших их совершению.
Участие общественности может носить единовременный характер или
продолжаться в ходе всего расследования. В одних случаях следователь или
оперативный работник сам привлекает общественность к содействию в
расследовании, в других используют инициативу добровольных помощников,
сигнализирующих о совершенных или готовящихся преступных посягательствах.
Помощь общественности в раскрытии преступлений может состоять в:
непосредственном обнаружении и пресечении гражданами преступлений; оказании содействия
в розыске и задержании преступников; сообщении правоохранительным органам
данных, помогающих раскрытию преступлений; участии в подготовке и проведении
следственных действий; выяснении причин и условий, способствовавших совершению
преступлений.
1) Содействие в непосредственном обнаружении и пресечении преступлений
реализуется путем участия в рейдах и проверках, проводимых по собственной
инициативе или по заданию правоохранительных органов. Так, на стоянках
автомашин, в гаражах и во дворах, как правило, находятся представители
общественности, участвующие в проверке наличия угнанного или бывшего в
дорожно-транспортном происшествии автомобиля, который скрылся с места
происшествия.
2) Взаимодействие следователя и оперативного работника с общественностью в
розыске и задержании преступника, как правило, заключается в: преследовании по
горячим следам; его задержании и передаче правоохранительным органам. Эти
действия граждан или представителей общественности должны быть затем
процессуально оформлены соответствующими должностными лицами органа дознания
или следствия.
3) Сообщение правоохранительным органам данных, способствующих раскрытию
преступлений. Некоторые граждане по своей инициативе приходят или звонят в
правоохранительные органы и рассказывают о подозрительных или преступных
действиях. Устные заявления лиц, содержащие информацию о преступлениях, должны
быть занесены в протокол, а письменные зарегистрированы. По таким сообщениям
проводятся проверочные мероприятия, а в случае подтверждения возбуждаются уголовные
дела.
Закон прямо предусматривает в качестве поводов к возбуждению уголовного
дела заявления и письма граждан, внештатных сотрудников милиции, народных
дружинников по охране общественного порядка, членов других общественных
организаций, а также статьи, заметки и письма, опубликованные в печати. Если в
материалах содержатся признаки состава преступления, то орган дознания,
следователь или прокурор (судья) должны в пределах своей компетенции возбудить
уголовное дело и принять меры к его расследованию.
К числу сведений, способствующих расследованию преступлений, относятся
сообщения граждан о личности подозреваемых (обвиняемых). Лица, знакомые с
подозреваемым (обвиняемым) продолжительное время, дают о нем информацию,
помогающую более правильно и объективно оценить его личность и степень
общественной опасности, полнее выяснить обстоятельства, способствовавшие
совершению преступления.
4) Взаимодействие следователя и общественности в подготовке и проведении
следственных действий реализуется при осмотре места происшествия (здесь
представители общественности могут оказать содействие в преследовании
преступника «по горячим следам», в охране обстановки места происшествия, в
сообщении криминалистически значимых сведений, в поиске следов и предметов,
которые, возможно, обретут статус вещественных доказательств, в прочесывании
местности); обыске и выемке (охрана места обыска, выполнение вспомогательных
мероприятий и работ); следственном эксперименте (подготовка обстановки, участие
в опытных действиях и др.); опознании (установление личности потерпевшего в
случае обнаружения неопознанного трупа, опознание автотранспортных средств,
орудий, домашних животных по внешним признакам) и т.д.
5) Действенную помощь общественность может оказать как в выяснении причин
и условий, побудивших к совершению преступлений, так и в реализации намеченных
следователем мероприятий по их устранению. Положительную роль здесь играют
различные общественные комиссии, которые вскрывают и недостатки в организации
работы и допущенные злоупотребления, и породившие их причины.[62]
Результативность взаимодействия следователя и оперативного работника с
общественностью достигается при соблюдении следующих условий:
1) строгое выполнение требований закона;
2) недопустимость делегирования представителям общественности
процессуальных функций;
3) использование помощи общественности в качестве вспомогательного
средства и на строго добровольных началах;
4) привлечение общественности с учетом обстановки, складывающейся при
расследовании конкретного дела;
5) недопустимость использования заинтересованных в деле лиц;
6) тщательный инструктаж и контроль действий представителей
общественности;
7) возмещение материальных затрат или ущерба, понесенного конкретными
представителями общественности;
8) своевременное моральное, а также материальное поощрение
общественников, выполнивших данное им поручение.
Своевременное и тактически правильное привлечение общественности к расследованию
и предупреждению преступлений эффективное средство повышения качества
следственной деятельности, изобличения виновных лиц, устранения причин и
условий, способствовавших совершению преступления.
В заключение
данной главы мне хотелось бы сказать, что в настоящее время взаимодействие
различных служб в органах внутренних дел находится на достаточно низком уровне.
А ведь именно
взаимодействие позволяет существенно увеличить эффективность работы, не изменяя
структуры и состава служб и не расходуя средств на новое дорогостоящее
оборудование, что особенно актуально в настоящее время.
Если аппараты МВД
перестанут представлять собой отдельные службы, а станут
единой системой, объединенной едиными целями и задачами, едиными мероприятиями
и планами эффективность работы возрастет в
несколько раз.
Хочется отметить,
что проблема взаимодействия в ОВД, а в частности
взаимодействия органов дознания и предварительного следствия требуют
дальнейшего исследования с внедрением передового научного опыта в практическую
деятельность ОВД, чем нам в скором времени и
предстоит заняться.
Теория познания исходит из того, что
установление истины в любой области человеческой деятельности представляет
диалектический процесс перехода от живого созерцания к абстрактному мышлению, а
от него к практике. В этом процессе широко используется такая логическая форма
мышления, как гипотеза предположительное суждение о сущности и содержании
явления. Раскрытие преступления частный случай познания явлений, произошедших в
прошлом. Вместе с тем процесс установления истины при расследовании
преступлений имеет ряд специфических черт. По общему правилу следователь имеет
дело не с самим противоправным деянием, а с его негативными последствиями. Это
может быть жертва преступления, пожарище, разрушенное взрывом здание и многое
другое. Причину произошедшего следователю предстоит выяснить.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|