УПК РФ[51] определяет, что единственным
следственным действием, проведение которого возможно до возбуждения уголовного
дела является осмотр места происшествия. При этом одной из предпосылок
успешного раскрытия преступления по горячим следам по получении сообщения о нем
является быстрая и четкая организация выезда следственно-оперативной группы для
осмотра места происшествия и принятия всех необходимых мер для задержания преступника.
В связи с этим,
дежурному по органу внутренних дел подчинены постовые, патрульные милицейские
группы, дежурные части ГИБДД и медвытрезвители, которые он информирует обо всех
происшествиях на обслуживаемой территории и организует их взаимодействие.
Первостепенная и неотложная задача дежурного при поступлении сообщения о
преступлении – пресечь преступление и принять меры к сохранению его следов и
задержанию преступника. Успех в таких случаях, независимо от способа и формы
поступления информации о преступлении, зависит от инициативы и знания
сотрудниками дежурных частей своих обязанностей, определенных ведомственными
нормативными актами.
Правильная и
своевременная организация выезда на место происшествия, его квалифицированный
осмотр следователем – непременное условие успешного раскрытия преступления.
Осмотр места преступления и осуществление сопутствующих ему
оперативно-розыскных мер является одним из наиболее эффективных способов
собирания информации о преступлении и преступнике, умелое использование которой
обеспечивает в большинстве случаев возможность изобличения лица, совершившего
преступление, а нередко способствует и раскрытию преступления по «горячим
следам». Существует тесная взаимосвязь между данными, полученными при осмотре места
преступления и содержанием проводимых мероприятий, характер, цели и направленность
которых зависят от полноты и качества осмотра. Изучение практики показывает,
что отсутствие надлежащей информационной базы именно в начале расследования,
неквалифицированный осмотр места совершения преступления и неумелое составление
протокола осмотра, затрудняют раскрытие и расследование преступлений.
Результативность осмотра места преступления зависит от ряда факторов, основными
из которых являются быстрота и своевременность выезда на место совершения
преступления; знание следователем тактических приемов осмотра; комплексное
исследование специальных средств и методов представителями различных служб и
подразделений органов внутренних дел; умение следователя организовать
совместную работу взаимодействующих лиц. Поскольку успех работы на месте
совершения преступления во многом зависит не только от усилий самого
следователя, но и других лиц, выезжающих на место преступления, а так как
основной организационной формой взаимодействия является
следственно-оперативная группа, то поэтому важным вопросом является проблема
комплектования этой группы, налаживание взаимодействия входящих в нее лиц и
управления их деятельностью. Ведомственными нормативными актами закреплено, что
следователь является руководителем СОГ, выезжающей на место происшествия. Он
осуществляет руководство в период осмотра, определяет порядок ее работы,
обеспечивает согласованную деятельность всех ее членов.
Указания и
поручения следователя являются обязательными для всех участников осмотра, как в
процессе подготовки, так и при его проведении. Перед осмотром, в зависимости от
категории совершенного преступления, его особенностей, наступивших последствий
и т.п. следователь должен проверить, соответствует ли состав группы объекту и
особенности предстоящей работы, и при необходимости по согласованию с дежурной
частью может привлечь к осмотру помимо оперативных работников и экспертов,
работников других служб и специалистов. Так, при осмотре дорожно-транспортного
происшествия, в группу включается работник ГИБДД, экспетр-автотехник, а при
осмотре места пожара в следственно-оперативную группу должны входить
сотрудники государственной противопожарной службы и специалисты-электрики,
химики, строители и т.п[52].
В ходе осмотра,
следователь определяет его границы, составляет протокол осмотра, дает указания
оперативному работнику, эксперту-криминалисту, специалисту в области судебной
медицины, кинологу и другим. Это обеспечивает необходимую координацию
следственных и оперативных действий, позволяет наиболее эффективно использовать
в следственной и оперативно-розыскной работе материальные следы преступления,
выявленные и изъятые на месте происшествия. Таким образом, при осмотре места
происшествия большое значение имеет правильное распределение обязанностей
среди лиц, участвовавших в его проведении, четкое определение характера их
действий, своевременное взаимное информирование. Тактические особенности места
осмотра состоят в том, что место происшествия исследуется членами
следственно-оперативной группы с разных точек зрения и с применением различной
методики. Иными словами, это исследование носит комплексный характер. В
осмотре места происшествия специфическая роль отводится
специалисту-криминалисту. В соответствии с ведомственными нормативными актами
он оказывает содействие следователю в обнаружении, фиксации, изъятии, упаковке
и сохранении следов и иных вещественных доказательств, отборе сравнительных
образцов, а также другую помощь, требующую специальных познаний. Содействует
полному и правильному отражению в протоколе осмотра полученной
криминалистической информации, а также данных о применении криминалистических
средств и методов. Специалист-криминалист осуществляет свои функции под руководством
следователя, который вправе давать ему указания о проведении тех или иных
действий. Однако эти указания носят ограниченный характер. Касаясь лишь
исследования. Методику, тактику исследования и применения научно-технических
средств при выявлении и фиксации материальных следов преступления определяет
сам специалист. Члены группы первоначальную информацию о совершенном
преступлении получают от участников инспектора. Ведомственными нормативными актами
закреплено, что участковый уполномоченный милиции прибывает первым на место
происшествия, он обязан обеспечить его охрану до приезда
следственно-оперативной группы и собрать предварительную информацию о
происшествии, причастных к нему лицах, а также лицах, осведомленных о его
обстоятельствах. Он информирует следователя и оперативных работников и
характере и месте совершения преступления, о пострадавших и лицах, представляющих
оперативный интерес; исполняет поручения руководителя СОГ.
Участковый
уполномоченный, не будучи специалистом, как правило в осмотре участия не
принимает. За исключением случаев, когда он знаком с местом, где совершено
преступление и может помочь восстановлению обстановки. Обязанность следователя
собрать воедино разнообразные данные осмотра, проанализировать их в связи с
полученными результатами решить вопрос о дальнейшем направлении работы. Он
должен быстро и оперативно определить обстоятельства, при которых было
совершено преступление. Следователь обязан решить и другую задачу – в
зависимости от результатов осмотра места происшествия и оперативных данных
принимать меры к установлению и задержанию преступника. В связи с этим, он еще
до окончанию осмотра дает поручение участникам группы о проведении необходимых
оперативно-розыскных мероприятий. Основная работа по установлению и розыску
преступников возлагается на оперативного работника и взаимодействующую с ними
дежурную часть. Согласно ведомственным нормативным актам он в ходе осмотра
места происшествия осуществляет необходимые оперативно-розыскные мероприятия
по обнаружению и задержанию лиц, совершивших преступления; установлению
очевидцев, способных дать показания об обстоятельствах преступления и о
преступнике, организует розыск преступника по горячим следам. По поручению
следователя производит следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия.
В соответствии с ведомственными нормативными актами взаимодействие с дежурной
частью в период осмотра возлагается на оперативного работника. Он должен
сообщить в дежурную часть сведения о характере преступления, приметах
подозреваемых, похищенного, а также другие данные, имеющие значение для поиска
и задержания преступников[53].
Таким образом, в
ходе осмотра, следователь взаимодействует с дежурной частью опосредованно – через
оперативного работника. Это имеет большое практическое значение, поскольку его
внимание, сосредоточенное на осмотре места происшествия, не должно отвлекаться
чисто технической стороной взаимодействия[54].
В соответствии с
ведомственными нормативными актами, дежурный по органу внутренних дел
информирует о происшествии патрульных, постовых, сотрудников ГИБДД, участковых
уполномоченных, а также сотрудников ОВД на транспорте и при необходимости информируются
дежурные части других горрайорганов. Дежурная часть принимает все сообщения о
приметах преступника, маршруте его движения и возможном месте нахождения,
организует перекрытие путей отхода и задержание преступника, высылает группы
немедленного реагирования[55].
В ходе осмотра
следователь, оперативный работник, эксперт-криминалист и участковый инспектор
информируют друг друга и дежурную часть о данных, имеющих значение для
выявления подозреваемого и установления обстоятельств совершенного
преступления. По делам, по которым следователь выезжает на место происшествия с
оперативной группой, с самого начала возникает необходимость в решении
организационных и тактических вопросов, связанных как с самим выездом, так и с
производством других, вытекающих из результатов осмотра неотложных следственных
и оперативно-розыскных действий. Большое значение приобретает оперативность
использования информации с целью проверки полученных данных, особенно по
горячим следам. Как показывает практика, наиболее быстро реализуются устные
поручения. При осмотре места происшествия, когда следователь и оперативный работник
находятся рядом, эта форма задания является самой целесообразной.
Совместное
обсуждение непосредственно перед осмотром и в его начальной стадии является
первоначальной формой обмена информацией. На этой стадии работы еще нет
возможности составить план следственных мероприятий. При дальнейшем осмотре и
начальной стадии оперативно-розыскных мероприятий количество полученных данных
увеличивается, в связи с чем возникает необходимость в их дальнейшем обсуждении
для сопоставления и систематизации. К окончанию осмотра намечаются определенные
версии и составляется единый план первоначальных следственных и
оперативно-розыскных действий. Неправильно было бы думать, что осмотр и
выдвижение версий при раскрытии преступлений по горячим следам отделены друг от
друга во времени. В действительности очень редко бывает так, чтобы члены
следственно-оперативной группы сначала собрали сведения о преступлении, а
потом обсуждали их и планировали свои действия на будущее.
На практике эти
два рода деятельности переплетены между собой. Совместное обсуждение
получаемой информации должно происходить еще при осмотре, и уже в ходе него
сторонами принимаются меры по реализации собранных данных для выдвижения первых
розыскных версий. Вместе с тем сразу же после осмотра, пока еще не изгладились
в памяти его результаты, следует снова собраться, чтобы обстоятельно их
обсудить. Исследование же, проведенное в органах внутренних дел, показало, что
такое обсуждение осуществляется не всегда. Какова же роль следователя и
оперативного работника в построении первичных розыскных версий? Она
обусловлена характером информации, который каждый из них располагает в
результате осуществления своих функций при осмотре места происшествия.
Следователь получает прежде всего информацию об изменениях в материальной обстановке
осматриваемого места, которые появились там в результате преступления и по
которым можно разыскать лицо, его совершившее.
Оперативный
работник получает сведения о преступлении от потерпевших, очевидцев,
свидетелей и других осведомленных о нем лиц. Указанное разделение информации на
два вида в достаточной степени условно, так как на практике оперативный
работник может участвовать в осмотре места происшествия и прилегающей территории,
а потому получать сведения о происшедших изменениях, а следователь до осмотра
или в ходе него может устно опросить потерпевших, свидетелей. После завершение
осмотра, взаимодействие следователя и оперативного работника продолжается
вплоть до момента, пока следователь, возглавивший группу не сообщит, что
необходимость в этом отпала. Следователь и оперативный работник обязаны
совместно обсудить и проанализировать результаты осмотра и на основе
полученных данных разработать согласованные следственные и розыскные действия.
При этом оперативный работник самостоятельно определяет средства и методы
производства оперативно-розыскных действий, а следователь – если есть
основания – немедленно возбуждает уголовное дело и начинает производство
необходимых следственный действий. Таким образом, взаимодействие следователя и
органа дознания в стадии возбуждения уголовного дела является важным этапом
работы по раскрытию преступлений.
Центральным
элементом этой работы является совместная организованная деятельность дежурного
по органу внутренних дел, следователя и следственно-оперативной группы. Итогом
взаимодействия следователя и органа дознания в стадии возбуждения уголовного
дела является принятие следователем одного из следующих решений: о возбуждении
уголовного дела; об отказе в возбуждении уголовного дела; о передаче заявления
или сообщения по подследственности или подсудности. О каждом принятом решении в
книгах учета делается соответствующая запись.
В ходе
предварительного расследования тщательно выясняются обстоятельства совершенного
преступления. Для этого законодатель и предоставляет право органам, осуществляющим
предварительное следствие и органам, осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность одновременно проводить следственные действия и
оперативно-розыскные мероприятия. Взаимодействие следователя и органов
дознания происходит в двух основных формах: процессуальной и организационной.
Процессуальными формами являются:
– поручение
следователя органу дознания о производстве оперативно-розыскных и следственных
действий;
– содействие
органа дознания следователю в производстве отдельных следственных действий;
– уведомление
следователя о результатах оперативно-розыскных мер по делам, переданным ему
органом дознания до установления преступника.
Поручение
следователя органу дознания о производстве оперативно-розыскных действий
является наиболее важной процессуальной формой их взаимодействия при проведении
расследования преступлений. Именно в максимальном использовании
оперативно-розыскных возможностей этого органа в интересах следствия и состоит
прежде всего сама идея взаимодействия. В практической деятельности следователи
часто прибегают к поручениям о производстве розыскных действий. Необходимость
дать рассматриваемые поручения может возникнуть на всех этапах
предварительного следствия, вплоть до его окончания. Все зависит от характера
уголовного дела, поводов и оснований к его возбуждению, конкретной
следственной и оперативной ситуации, тех задач, которые можно разрешить с
помощью оперативно-розыскных мер. В следственной практике встречаются различные
варианты оперативно-розыскного сопровождения по уголовным делам. Так, взаимодействие
следователя и оперативного работника может быть начато с момента передачи
материалов, собранных в ходе производства по делу оперативного учета,
следовательно, и продолжается до полного разоблачения преступников,
противоправная деятельность которых была задокументирована оперативно-розыскным
путем. Другим по характеру будет оперативно-розыскное сопровождение по
уголовному делу в тех случаях, когда имело место неочевидное преступление. С
учетом этого в деятельности оперативных подразделений
разведывательно-поискового сопровождения требуют дела[56]:
1.
возбуждаемые
по материалам оперативно-розыскной деятельности;
2.
возбуждаемые
по факту неочевидных преступлений, виновники которых остались не
установленными.
1.
В первом
случае оперативно-розыскные меры необходимы для восполнения пробелов
оперативной проверки, выявленных предварительным расследованием, а также
выявления фактов, могущих стать доказательствами. Во второй ситуации
оперативно-розыскные мероприятия необходимы для значительного повышения
эффективности следственных действий, направленных на собирание документов по
возбужденному уголовному делу. Если преступник сразу не установлен, то
одновременно с возбуждением уголовного дела заводится оперативно-поисковое
дело и составляется план оперативно-розыскных мероприятий, обеспечивающих
установление лиц, совершивших преступление, за счет максимального использования
различных источников информации при помощи которых можно узнать, кто совершил
преступление. В оперативно-поисковом деле сосредотачиваются материалы по
обнаружению и оперативной проверке лиц, подозреваемых в совершении данного
неочевидного преступления. Для этого оперативный работник на основании
собранных данных выносит согласованное со следователем, осуществляющим
расследование по уголовному делу, постановление о возбуждении дела. К нему
приобщается план следственно-оперативных мероприятий по раскрытию преступления.
Далее все документы согласовываются с непосредственным начальником оперработника
и докладываются руководителю, имеющему право давать разрешение на заведение
такого дела. Последний изучает и анализирует представленные ему материалы,
после чего утверждает либо не утверждает постановление о заведении
оперативно-поискового деда и план дальнейших мероприятий.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|