Данное утверждение очень обстоятельно
доказывается в трудах Ю. Б. Мельниковой[36].
Пленум Верховного Суда РФ также
придерживается данной позиции и указывает на это в своем Постановлении от 11
июня 1999 года № 40 «О практике назначения судами уголовного наказания»: «при
решении вопроса о назначении наказания по совокупности … должны учитываться как
характер и степень общественной опасности каждого из преступлений в
отдельности, личность виновного, обстоятельства смягчающие и отягчающие
наказание, так и повышенная опасность всех совершенных преступлений в их
совокупности»[37].
Проф. А. С. Горелик, на мой взгляд,
совершенно справедливо прослеживает действие принципа индивидуализации на всех
стадиях назначения наказания по совокупности.[38]
На стадии назначения наказания за отдельно взятые преступления, пишет он,
должны учитываться индивидуальные особенности именно данного деяния, а не общая
оценка подобных деяний отраженная в санкции за них. Следовательно, в конкретном
случае более тяжкое (с точки зрения санкции) преступление может оказаться менее
опасным и повлечет более мягкое наказание по сравнению с тем, которое назначено
за деяние со сравнительно менее строгой санкцией. УК РФ 1996 в ч. 3 ст. 60 тоже
обращает внимание на такие индивидуализирующие моменты как личность
преступника, характер общественной опасности содеянного и так далее. Так же А.
С. Горелик отмечал, что индивидуализация наказания происходит и на этапе
назначения наказания по совокупности: «при определении совокупного наказания
учету подлежит сочетание тех же факторов, что и при назначении наказаний за
определенные преступления, но лишь в пределах, в которых они, проявились во
всей совокупности, создали какое-либо новое свойство, которое в таком виде
отсутствовало в каждом преступлении. Это сочетание и становиться основанием для
индивидуализации окончательного наказания, при чем запрет повторного учета
одних и тех же обстоятельств не нарушается, поскольку предметом оценки при
определении размера наказания по совокупности являются такие факторы, которые
ранее, при назначении наказания за каждое отдельное преступление, не
учитывались»[39].
Характер общественной опасности
представляет собой ничто иное, как качественную характеристику совершенного
преступления, которая определяется в зависимости от ценности объекта
преступного посягательства. Так, например, убийство (ст. 105 УК РФ), бесспорно,
является более опасным преступлением, нежели кража (ст. 158 УК РФ) или
вандализм (ст. 214 УК РФ), поскольку жизнь человека представляет собой
наивысшую социальную ценность.
Степень общественной опасности выражает
количественную характеристику преступления, при помощи которой происходит
дифференциация преступлений, квалифицируемых по одной и той же статье Особенной
части УК РФ. Определение степени общественной опасности может зависеть от
различных обстоятельств, например от размера причиненного преступлением вреда.
В этом случае мошенничество, предусмотренное частью 1 ст. 159 УК РФ, является
менее опасным преступлением, нежели мошенничество, совершенное группой лиц по
предварительному сговору, а равно с причинением значительного ущерба гражданину.
В зависимости от способа совершения преступления убийство, то есть умышленное
причинение смерти другому человеку, предусмотренное частью 1 ст. 105 УК РФ,
обладает меньшей общественной опасностью по сравнению с тем же деянием,
совершенным общеопасным способом (п. «е» часть 2 указанной статьи). Для
определения степени общественной опасности преступления важна также форма вины
(умысел, неосторожность), роль лица в совершении преступления, а также иные
обстоятельства, учитываемые судом при назначении наказания.
О степени криминализации личности
свидетельствует не только характер совершенного преступления, но и поведение
виновного до, а также после совершения преступного деяния, его социальные и
психофизиологические особенности. В связи с этим подлежат выяснению такие
обстоятельства, как состояние здоровья, темперамент и волевые качества
виновного, его возраст и образование, особенности поведения в семье и по месту
работы, законопослушность и т.д., причем все эти сведения учитываются судом при
назначении наказания за совершение любого преступления.
Назначая наказание, суд также должен
учитывать смягчающие и отягчающие обстоятельства (ст. ст. 61, 63 УК РФ).
Характеризуя преступление, а также личность самого виновного, указанные
обстоятельства способны повлиять не только на вид, но и на меру назначенного
судом наказания.
Помимо этого, следует отметить, что
согласно части 3 статьи 60 УК РФ в числе общих начал назначения наказания
содержится упоминание о необходимости учета влияния назначенного судом
наказания на исправление осужденного, а также на условия жизни его семьи. При
этом последнее обстоятельство может быть для виновного как положительным (например,
в случае наличия на иждивении виновного престарелых родителей или малолетних
детей и т.д.), так и отрицательным (злоупотребление виновного спиртными
напитками, наркотическая зависимость, жестокое обращение с членами семьи и
т.д.). Только в случае учета всей совокупности указанных обстоятельств
назначенное судом наказание будет законным и справедливым.
Анализ судебной практики судов в части
реализации требований закона об общих началах назначения наказания показывает,
что суды не всегда руководствуются изложенными выше правилами. В итоге это
приводит к назначению несправедливого наказания. Значительная часть ошибок
связана с нарушением требования ч. 3 ст. 60 УК РФ о том, что при назначении
наказания необходимо учитывать обстоятельства, смягчающие и отягчающие
наказание.
«Военная коллегия изменила приговор
Восточно-Сибирского окружного военного суда в отношении В., осужденного по ч. 1
ст. 105 и ч. 3 ст. 337 УК РФ по совокупности преступлений к десяти годам
лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, указав следующее.
Поскольку В. совершил убийство из мести за причиненные ранее ему физические и
психические страдания, то есть в связи с неправомерными действиями
потерпевшего, это обстоятельство в соответствии с п. «з» ч. 1 ст. 61 УК РФ
должно учитываться в качестве смягчающего наказание. Однако суд его не указал в
приговоре и не учел в качестве обстоятельства, смягчающего наказание. Военная
коллегия внесла изменения в приговор, снизив назначенное В. по ч. 1 ст. 105 УК
РФ наказание до 8 лет лишения свободы, и по совокупности совершенных
преступлений окончательное наказание осужденному определила в виде лишения
свободы в исправительной колонии строгого режима сроком на девять лет».[40]
Очевидно, что в данной части моей работы
освещены далеко не все проблемы и нюансы реализации принципов уголовного права
на стадии назначения наказания по совокупности преступлений, однако, я полагаю,
что вышеприведенный объем информации будет достаточен, для того чтобы грамотно
исследовать сам механизм назначения наказания по совокупности преступлений и
объединения наказания в его рамках.
Переходя к вопросам, непосредственно составляющим механизм
назначения наказания по совокупности я буду начинать их изучение с нормативной
базы. Часть первая ст. 69 УК РФ говорит, что наказание
назначается отдельно за каждое совершенное преступление. Причем эта норма носит
императивный характер. Еще в советском уголовном праве закреплялось данное требование. Чем вызвано закрепление такого
требования законом? Ведь при нарушении такого порядка приговор может быть
просто отменен.
Итак, как видно, при
совокупности преступлений назначение наказаний состоит как бы из двух стадий: 1)
определение наказания за отдельные преступления квалифицированные по разным
нормам закона, и 2) назначение совокупного (окончательного) наказания.
Постараемся очертить
некоторые причины выделения двух стадий. Во- первых, как я уже
отмечал выше двух одинаковых преступлений, ровно как и обстоятельств
их совершения не бывает. Следовательно при совокупности
у каждого из входящих в нее преступлений есть отдельные особенности помимо квалифицирующих признаков.
Например, отягчающие или смягчающие
обстоятельства, обстоятельства предусмотренные
статьями 64, 66, 67, 62, 68. Очень часто, суды соблюдают данное требование лишь формально, и в итоге, предположим предвидя, что на стадии назначения наказания по
совокупности может быть применен способ поглощения, специально завышают
наказание за одно из преступлений
входящих в совокупность. Такая практика представляется не допустимой, так как противоречит принципу справедливости. Ведь, в такой ситуации, наказание
за одно преступление без основательно завышается.
Во-вторых,
наличие двух стадий, помимо принципиальной оценки каждого деяния в качестве самостоятельного
преступления, позволяет решить
ряд практических задач. Отдельное назначение наказаний является базой для определения окончательного наказания
по совокупности, подлежащего
фактическому отбытию. Так же оно способствует возможности проверки и разрешению дел в
кассационной и надзорной инстанциях,
особенно когда они отменяют или изменяют приговор в части осуждения за одно из преступлений, в связи с чем
остается к отбытию наказание за
другое преступление либо пересматривается размер наказания по
совокупности. Так М. был осужден за изнасилование П. и
насильственные действия сексуального характера по п. «в» ч. 2 ст. 131 УК РФ на
8 лет лишения свободы, по п. п. «а», «в» ч. 2 ст. 132 УК РФ – на 9 лет лишения
свободы, на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ – на 10 лет лишения свободы.
Президиум вышестоящего суда, изменяя
судебные решения, указал, что при назначении наказания судом неполно учтены
данные о личности виновного и общественная опасность преступлений, снизил
наказание М. по п. «в» ч. 2 ст. 131 УК РФ до 5 лет лишения свободы, по п. п. «а»,
«в» ч. 2 ст. 132 УК РФ – до 6 лет лишения свободы и по совокупности назначил на
основании ч. 3 ст. 69 УК РФ 7 лет лишения свободы.[41]
Часто размер наказания за одно преступление влияет на правовые последствия, определяемые
относительно всего наказания по совокупности.
Нельзя забывать и о том, что порою совершается такое
количество преступлений, что крайне сложно в конечном наказании отразить их
общественную опасность. Например, нашумевшее в свое время дело Андрея Чикатило.
В приговоре указывается тринадцать самостоятельных составов преступлений,
причем квалифицированных. [42]
Очевидно, что в такой ситуации одноступенчатая схема
назначения наказания неизбежно приведет к нарушению большинства принципов
уголовного права, так как будет не в силах адекватно отразить общественную
опасность.
Говоря о важности выделения двух стадий необходимо
понимать, что стадии имеют одинаковое значение, и при назначении наказания
нельзя пренебрегать какой-либо из них. Относиться к одной из них как к
первостепенной или второстепенной. И я подчеркивая важность какой-либо стадии в
дальнейшем, ни в коем случае не хочу преуменьшить значение другой.
Особое значение первая стадия приобретает при назначении дополнительного наказания при совокупности преступлений.
Определим
некоторые существенные стороны этого вида наказания. УК РФ не дифференцирует
цели наказания в зависимости от его вида. По справедливому мнению М. Д,
Шаргородского «все конкретные виды наказаний, входящие в систему наказаний,
отличаются друг от друга не по конечной цели, которая перед ними поставлена, а
по средствам ее достижения».[43]
Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также
в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений
(ч. 2 ст. 43 УК РФ).
Я считаю возможным согласиться с А. Л.
Цветиновичем, который в своей монографии «Дополнительные наказания: функции,
система, виды» указал на то, что роль дополнительного наказания заключается в
том, что оно облегчает достижение совокупным наказанием стоящих перед ним
целей. Среди функций дополнительного наказания следует выделить обеспечение
индивидуализации наказания и усиление карательной функции основного наказания,
в том случае, если оно назначено в максимальном размере. Следует понимать, что
если основное наказание назначено не в максимальном размере, то усиление его карательной
функции не уместно, так как есть еще резерв для ужесточения наказания. Но как
только назначается максимальный размер основного наказания, то дополнительное
сразу помимо первой функции начинает усиливать карательную характеристику
наказания.[44]
Верховный Суд в своих постановлениях принятых
как в советское[45] (О судебном приговоре, п. 14; О практике
назначения дополнительных наказаний, п. 13) так и в постсоветское время (О практике назначения судами уголовного
наказания, п. 26[46]) время определил следующее правило назначения дополнительных наказаний: дополнительное наказание не может быть
определено по совокупности
преступлений, если оно не назначено ни за одно из преступлений, входящих в совокупность. Современное
законодательство содержит еще одно важное уточнение: когда за два и более
преступлений наряду с основным
наказанием назначается один и тот же вид дополнительного наказания, окончательный его срок или размер при частичном или полном сложении наказаний не может
превышать максимального срока или
размера, предусмотренного для данного вида наказания Общей частью УК РФ
(п. 4 ст. 69).
Давайте попробуем разобраться, почему
законодатель установил данные требования. Мне представляется, что такой порядок,
помимо упомянутого выше практического значения имеет большую теоретическую значимость.
Исходя из принципа справедливости (ст. 6 УК РФ) мы можем утверждать, что лицо не может дважды нести
уголовную ответственность за одно и то же преступление. Если же мы
назначим по совокупности дополнительное
наказание, которое не было назначено за отдельно взятое преступление, то
мы фактически получим ситуацию, когда лицу были назначены наказания за каждое из совершенных преступлений (первая стадия назначения наказания по совокупности), а
затем ему назначают дополнительное
наказание, хотя за совершенные преступления ему уже были назначены наказания. Налицо повторное
наложение уголовной ответственности. Может
возникнуть вопрос, почему назначение дополнительного наказания по
совокупности не противоречит принципу справедливости, если оно было сначала
назначено за одно преступление, ведь для остальных преступлений, входящих в
совокупность, оно будет фактически вторым. Дело в том, что совокупное
наказание это комплексное наказание, которое должно, с одной стороны
отражать степень
общественной опасности всей группы деяний, а с другой стороны основываться
только на наказаниях за совершенные преступления.
Большую роль при назначении наказания
по совокупности играет правильное
определение вида исправительного учреждения. При решении данного вопроса
следует руководствоваться ст. 58 УК РФ (важно помнить, что с 9 марта 2001 года
она получила новую редакцию), а так же постановлением пленума Верховного суда
РФ от 12 ноября 2001 года «О практике
назначения судами видов исправительных учреждений». В виду ограниченного объема работы, я не буду подробно
расписывать все возможные здесь
варианты, а лишь остановлюсь на наиболее важных и сложных моментах.
Во-первых, п. 3 упомянутого выше постановления говорит об обязанности судов сначала назначить окончательное
наказание по совокупности, а затем
уже определить вид исправительного учреждения. При применении ст. 58 у
суда могут возникнуть некоторые сложности при определении
исправительного учреждения лицу совершившему преступление как умышленно, так и по неосторожности. Если в данном
случае умышленные преступления являются преступлениями небольшой или
средней тяжести, а лицо ранее не отбывало наказание в виде лишения свободы, отбывание наказания в исправительном
учреждении назначается в порядке предусмотренном п. а ч. 1 ст. 58 УК РФ.
То есть наказание должно отбываться в
колонии-поселении, либо, указав причины, суд может назначить колонию общего режима.[47]
В случае осуждения лица ранее не отбывавшего
лишения свободы, по совокупности преступлений, в которую входят
преступления небольшой и (или) средней тяжести, а так же тяжкие
преступления, и наказание за тяжкие не связанно с лишением свободы, а за преступления
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|