Характерной
чертой преступных групп, занимающихся хищениями автомобилей, является
ориентация на определенные виды автотранспортных средств, имеющих спрос на
потребительском рынке, хороший товарный вид и высокую стоимость. Группа
отличается устойчивостью отношений, распределением ролей и наличием иерархии,
использованием однотипных способов совершения преступлений и каналов сбыта
похищенного. Доходы от преступного бизнеса становятся для участников группы
основным источником обогащения. Наличие своеобразной конкуренции способствует
разделению сфер деятельности.
В
зависимости от масштаба преступной деятельности, степени сплоченности,
получаемых доходов и границы влияния можно выделить несколько типов групп,
специализирующихся на кражах автотранспорта.
К местным
преступным группам относятся те из них, которые действуют в рамках одного
населенного пункта, по месту жительства преступников; состоят из молодежи в
возрасте до 20 лет и могут быть достаточно многочисленны – до 30 человек.
Организационная структура группы не очень высока, и ее участники помимо краж
автомашин совершают и другие преступления. Большинство неформальных лидеров и
непосредственных исполнителей краж не имеют достаточных навыков совершения и
сокрытия преступлений; главным для них является получение определенных
материальных выгод от хищения. В целях уточнения предложенной автором
классификации и отличия данного типа групп от нижеследующего стоило бы
ограничить радиус действия группы не рамками всего населенного пункта, который
может быть достаточно крупным, а пределами района и пограничных к нему
территорий.
Следующую
ступень занимает региональная преступная группа, состоящая из более
старшей возрастной категории (до 24 лет) и имеющая больший диапазон действия: в
пределах города, области, региона. Внутри этой группы существует распределение
ролей на организаторов и исполнителей преступлений, а также лиц, осуществляющих
переделку и демонтаж похищенных машин, и сбытчиков краденного. Старшие члены
группы для выполнения черновой работы привлекают несовершеннолетних, которым
проще избежать серьезного наказания в случае задержания.
Третий
тип преступных групп – межрегиональные. Их деятельность не
ограничивается рамками одного региона, а распространяется на несколько.
Территориальный размах их деятельности возможен благодаря устойчивости, строгой
дисциплине, плановости действий, четкому распределению ролей, иерархии,
целеустремленности, общности денежных интересов, использованию современных
технических средств при совершении преступлений.
Транснациональные
преступные группы отличаются еще более совершенной организацией и широким размахом
преступной деятельности, выходящей за пределы одного государства. Имея черты,
свойственные межрегиональным группам, они в то же время состоят из нескольких
блоков и более законспирированы. Для них характерны коррумпированные связи с
должностными лицами государственных учреждений, пограничной, таможенной служб и
правоохранительных органов. Предметом посягательства транснациональных групп
являются, как правило, дорогостоящие иномарки или новые автомашины
отечественного производства, представляющие интерес для стран СНГ. Нередко
автомобили похищаются партиями с заводов-изготовителей или торгующих
организаций. Их легализация зачастую происходит с помощью самих сотрудников
потерпевшего юридического лица.
Являясь
высшей ступенью в лестнице организованной преступности, сообщество требует
очень точной конкретизации признаков, подлежащих доказыванию.
О
существовании преступного сообщества могут свидетельствовать:
-
наличие единых преступных целей;
-
разработка методов преступной деятельности;
-
планирование преступлений;
-
определение способов совершения преступлений и каналов сбыта похищенного;
-
руководство сообществом одним или несколькими лицами;
-
распределение обязанностей внутри организации и ролей при совершении
преступлений и их сокрытии;
-
наличие финансовой системы в организации;
-
межрегиональный или транснациональный характер деятельности;
-
разделение сфер влияния с другими группировками;
-
конспиративность внутри самой организации;
-
установление коррумпированных связей с сотрудниками государственных органов;
-
применение мер дисциплинарного воздействия в отношении членов организации.
3.
МЕТОДИКА
РАССЛЕДОВАНИЯ
Эффективность
раскрытия и расследования краж автотранспортных средств во многом зависит от
правильной оценки следователем сложившейся конкретной ситуации по уголовному
делу. В зависимости от объема исходной информации о лице, совершившем
преступное деяние, и предмете посягательства, можно выделить три типичные для
данной категории преступлений следственные ситуации:
1.
известно
лицо, совершившее преступление, и обнаружено похищенное автотранспортное
средство;
2.
не
известно лицо, совершившее преступление, но обнаружено похищенное
автотранспортное средство;
3.
не
известно лицо, совершившее преступление, и не обнаружено похищенное
автотранспортное средство.
Система
следственных действий в первой ситуации может быть следующей: задержание
подозреваемых; их личный обыск; освидетельствование; допрос; обыски по месту
жительства и работы; наложение ареста на имущество; осмотр места происшествия и
предметов, например орудий взлома; осмотр транспортных средств (принадлежащих
потерпевшим и подозреваемым); допрос потерпевших и свидетелей; выемка и осмотр
документов на похищенное транспортное средство; получение образцов для
сравнительного исследования; назначение криминалистических и иных экспертиз;
предъявление задержанных и обнаруженных вещей для опознания; проверка и
уточнение показаний на месте; проведение очных ставок, следственных
экспериментов.
Во
второй ситуации усилия следователя должны быть направлены на максимальное
использование возможностей по исследованию обнаруженного транспортного
средства. С этой целью необходимо: осмотреть место происшествия, транспортное
средство и местность, где оно обнаружено; допросить свидетелей из числа лиц,
обнаруживших транспортное средство, оказавшихся по тем или иным причинам вблизи
него, сотрудников дорожно-патрульной службы ГИБДД; детально допросить об
обстоятельствах кражи потерпевшего и других осведомленных лиц (сторожей,
охранников, должностных, материально ответственных лиц, обслуживающий
персонал); произвести выемку и осмотр документов на похищенное транспортное
средство; получить необходимые образцы для сравнительного исследования; в
зависимости от результатов осмотров назначить судебные экспертизы:
биологическую, дактилоскопическую, товароведческую,
транспортно-трасологическую, автотехническую, экспертизу восстановления
уничтоженных маркировочных изделий, следов наложения (микрочастиц) и др.
В
третьей ситуации организовать расследование наиболее сложно, так как
полностью отсутствуют сведения о лице, совершившем преступление, и месте
нахождения похищенного транспортного средства. В этом случае целесообразно
начинать расследование с выдвижения общих версий.
Затем,
с учетом данных криминалистической характеристики краж автотранспортных
средств, разрабатывают частные типовые версии. Основой для выдвижения типовых
версий служат не столько фактические данные, сколько профессиональный опыт,
интуиция следователя, а также результаты обобщения судебно-следственной
практики и знание оперативной обстановки на обслуживаемой территории. В числе
первоначальных следственных действий проводят: осмотр места происшествия;
допрос потерпевшего; освидетельствование (при необходимости); допрос свидетелей
из числа граждан, работающих и проживающих вблизи места кражи, родственников,
знакомых потерпевшего; выемку документов на похищенное транспортное средство;
осмотр документов и обнаруженных предметов; предъявление для опознания
предметов и документов; получение образцов для сравнительного исследования;
назначение судебно-медицинских и криминалистических экспертиз с целью выяснения
вероятных признаков подозреваемых, орудий преступления и способов его
совершения, отобразившихся в окружающей обстановке (следов рук, обуви, крови и
т. п.).
Успешное
раскрытие и расследование краж автотранспортных средств во многом зависит от
качества и своевременности проведения таких следственных действий, как: осмотр
места происшествия; осмотр транспортного средства, документов; задержание
подозреваемого; обыск; допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей. Именно
эти следственные действия направлены на установление события преступления,
способа и следов его совершения, скрывшихся преступников и похищенных
транспортных средств, а также на выяснение иных обстоятельств, имеющих значение
для дела.
Осмотр
места происшествия. Обстановка места происшествия по делам рассматриваемой категории может
включать в себя несколько узлов: гараж, иное помещение или открытая стоянка,
откуда было похищено автотранспортное средство; прилегающая местность; следы и
предметы, имеющие значение для дела. Фиксации подлежат также размеры,
расстояния, взаимное расположение объектов, повреждения на преградах и замках,
т. е. такая информация, словесное описание которой представляет значительные
трудности. Поэтому наряду с составлением протокола осмотра практика
расследования краж автотранспорта требует уделять особое внимание графической
фиксации обстановки места происшествия (составлению схем, планов, чертежей).
Осмотр
транспортного средства. Возможность проведения этого следственного действия возникает лишь при
обнаружении разыскиваемого транспортного средства. Общий осмотр транспортного
средства начинают с обзора места его обнаружения и окружающей обстановки. На
прилегающей местности нужно искать следы перемещения транспортного средства,
следы его демонтажа или замены отдельных узлов (агрегатов), в том числе номерных
знаков. Особенно внимательным надо быть около автомобиля, где можно обнаружить
следы обуви лиц, причастных к похищению. На стадии детального осмотра
автомобиль условно разбивают на несколько частей, каждая из которых подлежит
тщательному обследованию. Затем изымают следы и предметы, которые впоследствии
могут стать вещественными доказательствами.
Допрос
потерпевших —
важная составная часть комплекса первоначальных следственных действий и
оперативно розыскных мероприятий, проводимых на первоначалоном этапе расследования
краж автотранспортных средств. Однако очередность и тактика его проведения
должны определяться в зависимости от складывающейся следственной ситуации.
В
первую очередь у потерпевшего выясняют: в какое время и где была совершена
кража; что представляет собой помещение или иное хранилище, откуда был похищен
автомобиль; какие права на это помещение имеет потерпевший; каковы
индивидуальные признаки и особые приметы похищенного автотранспортного
средства; какое количество бензина оставалось в баке похищенного транспортного
средства, каким было последнее показание спидометра; какие документы находились
в похищенном автомобиле; какое другое имущество похищено из гаража, его
наименование, индивидуальные признаки, стоимость; было ли застраховано автотранспортное
средство; какие обстоятельства предшествовали преступлению; кто имел доступ к
гаражу (иному хранилищу), откуда была совершена кража; какие следы или предметы
оставили преступники на месте совершения преступления; кого подозревает
потерпевший в совершении данного преступления; может ли потерпевший опознать
преступников и похищенное имущество, по каким признакам и приметам.
Допрос
свидетелей. В
качестве свидетелей по делам о кражах автотранспорта могут быть допрошены,
очевидцы преступления; работники учреждений, предприятий и фирм, где совершат
кража; люди, постоянно проживающие или случайно оказавшиеся вблизи места
происшествия; лица, предпринимавшие меры по предотвращению преступления,
задержанию преступников; сторожа гаражных кооперативов и охранники
автомобильных стоянок; сотрудники правоохранительных органов, в частности
ГИБДД; работники сферы автообслуживания; родственники и знакомые потерпевшего.
В
ходе допроса названной категории свидетелей необходимо выяснить: в какое время,
где и каким способом совершена кража; какое автотранспортное средство похищено
и кому оно принадлежит; сколько было преступников, их приметы, манеры; каков
характер действий каждого преступника; какие орудия, предметы и инструменты
использовались при совершении преступления; в каком направлении скрылись
разыскиваемые; где находился свидетель в момент наблюдения за преступлением;
знаком ли свидетель с потерпевшим или преступниками; кто еще мог видеть данное
преступление.
Такие
сведения следователь должен получить как можно раньше, ибо они необходимы для
организации розыска скрывшихся преступников и похищенного автотранспортного
средства по горячим следам.
Особенности
тактики допроса добросовестных свидетелей практически не отличаются от тактики
допроса потерпевших и большой трудности не представляют.
Обыск
по месту жительства и работы подозреваемого. Типичными объектами поиска (и
изъятия) по делам рассматриваемой категории являются: похищенные
автотранспортные средства, их узлы и агрегаты; иные похищенные предметы
(запасные части к автомобилю, инструменты, механические и электронные средства
противоугонной защиты, радиоприемники, магнитофоны, часы, емкости для
горючесмазочных материалов и др.); чехлы, коврики, зеркала, и прочие предметы,
если есть основание полагать, что они похищены из автомашины потерпевшего;
орудия и инструменты, предназначенные для взлома запоров, замков, дверей или
для сбивания номеров на частях автомашины; лакокрасочные материалы и
приспособления для перекраски автомашин (краски, лаки, растворители, затвердители,
мастики, грунтовки, пульверизаторы и т. п.); водительские документы потерпевших
или их части; одежда, обувь и головные уборы, в которых находился преступник во
время совершения преступления. Однако при обыске нельзя ограничиваться
отысканием только перечисленных объектов. По месту работы, в квартире или в
гараже подозреваемого могут находиться и другие вещи, добытые преступным путем,
а также предметы, запрещенные к обороту. Поэтому каждая вещь, принадлежность
которой у следователя вызывает сомнение, должна обязательно изыматься с целью
ее последующего предъявления для опознания, оперативной и следственной
проверки.
Допрос
подозреваемого в краже автотранспортного средства — одно из наиболее сложных
следственных действий. Сложность данного следственного действия состоит в том,
что оно, как правило, проводится на первоначальном этапе расследования, когда
следователь еще мало информирован о личности допрашиваемого и не располагает
достаточными доказательствами его причастности к преступлению. Кроме того,
необходимо учитывать, что в последние годы существенно расширены права
подозреваемого на защиту. Отмеченные обстоятельства обусловливают необходимость
тщательной подготовки к допросу подозреваемого.
У
подозреваемого в совершении кражи автотранспортного средства подлежат выяснению
следующие вопросы: когда, с кем и в связи с чем он оказался на месте
происшествия; по чьей инициативе и при каких обстоятельствах была совершена
кража автотранспортного средства; может ли подозреваемый показать место кражи,
пути подхода и отхода с него; располагал ли подозреваемый сведениями о личности
потерпевшего, о похищаемом транспортном средстве и месте его хранения; какие
подготовительные действия осуществлялись с целью совершения преступления, и
какие условия и приспособления для этого использовались; каким способом
осуществлялось проникновение в гараж; какие приемы использовались для
проникновения в салон (кабину) автомашины, для запуска ее двигателя, для
нейтрализации противоугонных устройств; какие орудия и инструменты применялись
в процессе совершения данного преступления, их подробная характеристика;
использовалось ли при совершении кражи другое транспортное средство, его
техническая характеристика; каковы количество соучастников преступления, их
ролевые функции, установочные данные и максимально подробные сведения о внешних
признаках и приметах; где могут находиться соучастники и каковы их преступные
связи; какие меры применялись по сокрытию следов преступления; какое
автотранспортное средство и другое имущество были похищены, их количество и
качество, а также особые признаки; где, когда и при помощи каких лиц
подозреваемый реализовал похищенное автотранспортное средство или его части;
какая прибыль получена от реализации похищенного, как распределена между
соучастниками преступления; совершал ли подозреваемый аналогичные преступления
ранее(данные о судимостях и сроках отбывания уголовного наказания);
предпринимал ли кто-либо из посторонних граждан меры к пресечению преступления,
кто именно; кто может подтвердить показания допрашиваемого по поводу
вышеизложенных обстоятельств.
Для
расследования краж автотранспортных средств характерно широкое использование
судебных экспертиз.
Судебно-автотехническая
экспертиза. Применительно
к расследованию преступлений рассматриваемой категории в задачу
судебно-автотехнической экспертизы входит установление обстоятельств, связанных
с техническим состоянием автотранспортного средства, механизмом образования
отдельных повреждений и неисправностей. Объектами исследования в этих случаях
могут быть различные материальные источники информации: место кражи автомашины,
место его обнаружения, само транспортное средство, его узлы и детали,
вещественные доказательства.
Трасологическая
экспертиза следов орудий и инструментов устанавливает обстоятельства,
связанные с отождествлением орудий, инструментов и механизмов следового
воздействия. Она назначается при расследовании краж, связанных с проникновением
в гаражи, боксы, ангары и другие закрытые объекты, предназначенные для
временного или постоянного хранения автотранспортных средств. При назначении
экспертизы в распоряжение эксперта предоставляют: предметы со следами орудий и
инструментов; слепки следов, которые не могут быть изъяты; протоколы
следственных осмотров места происшествия и вещественных доказательств, а также
приложения к ним (схемы, планы, фототаблицы). В случае установления
подозреваемых лиц и изъятия у них похожего следообразующего предмета на
экспертизу направляют и проверяемое орудие или инструмент.
Трасологическая
экспертиза запирающих механизмов и предохранительных устройств назначается в случаях повреждения при
совершении краж автомобильных и гаражных замков, охранных систем, различных
противоугонных и блокировочных приспособлений. На разрешение данной экспертизы
могут ставиться вопросы диагностического и идентификационного характера.
1.
Судебная
экспертиза восстановления уничтоженных маркировочных обозначений. Предметом рассматриваемой экспертизы
является установление номеров изделий, государственных и фирменных товарных
знаков на них. С целью сокрытия краж и затруднения возможности опознания
разыскиваемых автомашин преступники часто уничтожают и изменяют заводскую
маркировку и товарные знаки в местах их нанесения, чаще всего на узлах и
агрегатах, выполненных из стали, алюминиевых и медных сплавов. В этой связи
экспертное исследование по восстановлению знаков на металлах и сплавах
приобретает особое значение для расследования краж автотранспорта.
Указанные
экспертизы, как правило, производятся сотрудниками экспертно-криминалистических
подразделений органов внутренних дел и экспертных учреждений Министерства
юстиции Российской Федерации либо другими лицами, обладающими
специальными познаниями. Однако перечень рассмотренных выше судебных экспертиз
и вопросов, которые могут быть разрешены с их помощью, не является
исчерпывающим. Возможно назначение следующих комплексных экспертиз:
трасолого-автотехнической, медико-трасологической, медико-биологической,
физико-химической, трасолого-материаловедческой, физико-химико-технической
экспертизы документов и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты
изучения уголовных дел о кражах автотранспортных средств позволяют
сформулировать вывод о том, что эффективность раскрытия и расследования данных
преступлений напрямую зависит от своевременности получения информации о неправомерном
завладении автотранспортным средством; оперативности реагирования на заявления
и сообщения о таких фактах; обоснованности возбуждения уголовных дел о кражах
автотранспорта; надлежащей организации и технического обеспечения
следственно-оперативных групп, выезжающих на места происшествий; качественного
осмотра мест происшествий и максимального извлечения доказательной информации
из обнаруженных следов и предметов; своевременности проведения следственных
действий и оперативно-розыскных мероприятий.
Раскрытие
и расследование краж автотранспортных средств, разумеется, не могут
исчерпываться наступательностью действий следователя только на первоначальном
этапе. Активная и целенаправленная работа по делу должна осуществляться и на
последующем этапе расследования. Лишь при этом условии будут обеспечены полнота
и объективность уголовного процесса.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1.
Постановление
Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения
судами законодательства об ответственности за преступления против
собственности» от 25 апреля 1995 года. – М., 1995.
2.
Приказ
МВД РФ № 336 – 1998г. «Об утверждении инструкции о порядке предоставления
результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю,
прокурору и в суд».
3.
Уголовный
кодекс Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. – М.,
1994.
4.
Уголовный
кодекс Российской Федерации. – М., 2002.
5.
Уголовный
кодекс Российской Федерации. – М., 2004.
6.
Уголовный
– процессуальный кодекс Российской Федерации. – М., 2004.
7.
Алексахин
А.В. Транснациональный характер преступного бизнеса // Вестник МВД Российской
Федерации.- 1994.- № 1.
8.
Большая
советская энциклопедия / Под ред. А.М. Прохорова. – М., 1975.
9.
Горенская
Е.В. Нелегальный автобизнес и борьба с ним // Преступность и культура. – М.,
1999.
10.
Закревский
И.В. Информационное обеспечение предупреждения и расследования преступлений в
сфере криминального автобизнеса // Информатизация правоохранительных систем .-
М., 1996.
11.
Корнелюк
В.С. Особенности расследования краж автотранспортных средств. – Волгоград,
2001.
12.
Методические
рекомендации «Предупреждение и раскрытие краж автотранспорта, совершаемых
преступниками с целью их возврата потершим за денежное вознаграждение» , подготовленные
В.В. Скосаревым, С.П. Петровы, Н.С. Исмаиловым.
13.
Тяжкие и
особо тяжкие преступления: квалификация и расследование. Руководство для
следователей. Под редакцией С.Г. Кехлерова. – М., 2001.
Страницы: 1, 2
|