Кража автомобилей
РЕФЕРАТ
На тему: «УГОН, КРАЖА, АВТОМОБИЛЬ, ПРЕСТУПЛЕНИЕ, ХИЩЕНИЕ»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………..4
1.
Уголовно-правовая характеристика………………………………….5
2.
Криминалистическая характеристика………………………………..7
3.
Методика расследования……………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………….24
Список
использованных источников…………………………………...25
ВВЕДЕНИЕ
Кражи
автотранспортных средств на протяжении последнего десятилетия занимают одно из
значимых мест в структуре совершаемых в России преступлений. Это обусловлено не
столько удельным весом данной категории хищений относительно общего количества
преступлений, сколько существенностью причиняемого ущерба ввиду большой
стоимости автомобилей.
Показатели
раскрываемости краж автотранспорта, в том числе отдельно краж автомобилей,
традиционно рассматриваются как одни из основных результатов деятельности
органов внутренних дел. Специфичность указанных преступлений сделала
необходимой выделение этого направления в качестве самостоятельной линии работы
в подразделениях уголовного розыска и предварительного следствия, закрепление
за ней наиболее опытных сотрудников.
Слабая
эффективность принимаемых мер в области борьбы с кражами автотранспорта к концу
90-х годов привела к созданию устойчивых групп, специализирующихся на
совершении данных преступлений и обладающих отличительными чертами
организованной преступности. В литературе все чаще стал употребляться термин
«черный автобизнес». Деятельность преступных группировок вышла за рамки не
только одной области и региона, но и государства. Автомобильный парк
европейских государств ежегодно не досчитывается до 1,9 % машин, которые
становятся предметом преступных посягательств.
Расследование
краж автотранспортных средств имеет ряд особенностей, знание которых позволит
наиболее эффективно бороться с данным видом преступлений.
1.
УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
Действующий
УК РФ за незаконное изъятие транспортного средства из собственности владельца
(за исключением случаев самоуправства, грабежа, разбоя) предусматривает
привлечение к уголовной ответственности как по статье 158 за совершение кражи
чужого имущества, так и по статье 166 за неправомерное завладение автомобилем
или иным транспортным средством без цели хищения (угон). В основе квалификации
лежит конечная цель преступления: желало ли лицо похитить автомашину, то есть
обратить ее в свою пользу либо распорядиться ею по своему усмотрению, или же
оно не преследовало такого результата.
В
качестве основных объективных критериев разграничения кражи и угона можно
выделить следующие: длительность владения автомобилем, его разукомплектование
(полное или частичное, при котором снимается большое количество деталей, в том
числе дорогостоящих), а также изменение либо уничтожение идентификационных
номеров кузова и двигателя автомобиля. Безусловно, для проявления хотя бы
одного из этих признаков должно пройти достаточное время после неправомерного
изъятия транспортного средства у собственника. В случае же задержания
преступников по «горячим следам», зачастую недалеко от места происшествия,
судить о целях завладения автомобилем возможно лишь по субъективным данным –
показаниям самих подозреваемых, даваемым в основном после консультаций с
защитниками, что не может отражать истинной картины их замыслов.
Как
показывает практика, большинство дознавателей и следователей, которые дают
первоначальную квалификацию преступлению при возбуждении уголовного дела и
окончательную при направлении его в суд, подходят к разграничению кражи и
угона, в какой-то мере, с житейской точки зрения. Например, они считают, что
при проникновении в гараж путем взлома замков, повреждения стены или крыши,
подкопа и т.д. действия преступников по завладению автомобилем необходимо
квалифицировать как кражу, независимо от конечной цели. Другим критерием
квалификации (особенно на стадии возбуждения уголовного дела) является предмет
посягательства: если речь идет о новой и дорогой модели, то - совершена кража,
если же о старом, непритязательном автомобиле – угон. Указанный подход к
квалификации преступления является поверхностным, поэтому разграничение
преступлений стоит производить по объективным критериям, свидетельствующим о
направленности умысла, а также с учетом показаний задержанных (если таковые имеются).
2.
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Криминалистическую
характеристику преступлений целесообразно рассматривать применительно к
конкретным регионам и даже отдельным областям, поскольку не вызывает сомнения,
что особенности совершения краж автомобилей в провинциальных городах и столице
различны.
В
Липецкой области раскрываемость краж автотранспорта в последние годы является
стабильно низкой. Наибольшее число преступлений, естественно, совершается в
областном центре. Причем, проведенный анализ показал, что активность автоворов
носит волнообразный характер и зависит от дня недели. Так, всплески краж
отмечаются в понедельник и вторник. Если отбросить десятую часть краж, по
которым время совершения точно не установлено, то половина хищений совершена
фактически в ночное время суток: с 0 до 6 часов. Далее до 10 часов совершается
только 5% краж. Оставшиеся 35% хищений приходятся на временной период с 10 до
20 часов. Приведенная статистика говорит о неслучайности преступлений и выборе
наименее опасного времени суток, что опровергает доводы задержанных за кражу
лиц и их защитников о полной спонтанности действий.
Большинство
краж продолжает совершаться путем свободного доступа, с улиц – 60,0%. Из
гаражей похищается 37,5% автомашин и 2,5% с охраняемых стоянок. Два последних
места совершения преступлений явно свидетельствуют не о внезапно возникшем
умысле, а о предварительной, тщательной подготовке кражи, что свойственно не
ворам-одиночкам, а группам преступников.
Анализируя
особенности проникновения в гаражи, можно выделить 5 способов. Наиболее
распространенный из них – подбор ключа; он использовался при совершении 40%
краж из гаражей. По 20% хищений проникновения в гаражи были осуществлены путем
отжима ворот и среза петель и замков. Взлом гаражных ворот производился в 13,3%
случаев. Пролом стены преступники применили по 6,7% краж.
Многие
из перечисленных способов требуют не просто большой физической силы, но и
использования специальных навыков и инструментов. Так, для срезания замков и
петель на воротах, вырезания отверстий в стенах металлических гаражей
преступники доставляют на место кражи не только обрезные машинки, но и
громоздкое газосварочное оборудование.
В
целях раскрытия преступлений представляет интерес и выборка наиболее похищаемых
автомобилей. В последнее время самым большим спросом стали пользоваться модели
иностранного производства. Иномарок в прошедшем году было похищено 16,4% от
общего количества машин. Классическая «шестерка» заняла второе место – 9,6%.
ВАЗ-2109 стала предметом кражи в 8,7% случаев. Хищения ВАЗ-2104 и 2105
составили соответственно 7,7% и 6,7%. Остальные модели этой марки (07, 099, 10)
представляли одинаковый интерес для преступников и фигурировали по 5,8% каждая.
В
выборе предмета кражи безусловно большую роль играет региональный компонент.
Понятно, что в городах столичного уровня предпочтение отдается дорогим
иномаркам. Случаи хищения таких заметных автомобилей в провинции более редки.
Лицо, совершающее кражу, ориентируется прежде всего на наиболее простой, выгодный,
быстрый и безопасный сбыт.
Изучение
способов сокрытия преступлений и каналов сбыта похищенного автотранспорта
представляет особый интерес. Ведь только единичные кражи раскрываются по
«горячим следам», когда преступники задерживаются в украденном автомобиле.
Основная же масса хищений попадает в разряд нераскрытых. В этом случае
установить виновных возможно зачастую лишь после обнаружения автомобиля или его
частей, выяснив цепочку, по которой они передавалась.
Учитывая
наличие идентификационных номеров и индивидуальных признаков, использовать
похищенный автомобиль открыто после кражи невозможно. Любое транспортное
средство, полученное криминальным путем, на некоторое время помещается в
безопасное место, которое и в специальной литературе, и в быту получило название
«отстойника». Отстойник может находиться как в населенном пункте, где была
совершена кража, так и за его пределами, в том числе в другой, достаточно
дальней области. Следует территориально выделить отстойники машин,
расположенные в других населенных пунктах, и в местности, где была совершена
кража. Последние представляет наибольший интерес, поскольку вероятность
обнаружения автомобиля повышается.
В
качестве мест сокрытия преступники могут использовать свои личные гаражи,
гаражи родственников и знакомых, платные стоянки, боксы на территориях
организаций, как у себя на работе, так и по месту трудоустройства друзей. Но,
учитывая, что в данной ситуации доказать их причастность к краже достаточно
просто, последнее время в качестве отстойников широко используются гаражи
незнакомых людей, сдающиеся по объявлениям. При этом сдатчики не располагают
данными о личности и месте жительства снимающих гараж, зная поверхностные
данные (имя, в лучшем случае номер сотового телефона). Даже при обнаружении
автомобиля в гараже доказать участие в краже арендатора помещения практически
не возможно. Появившуюся стандартную версию о том, что съемщик гаража передал
временно ключи малознакомому приятелю, и тот поставил какую-то машину,
опровергнуть следственным путем не удается. Фактический владелец гаража тоже
дает показания о том, что договариваться о сдаче приходили два человека, или же
деньги за аренду приносили разные лица. Особенно удобно снимать гаражи в
больших кооперативах: похищенную машину перегоняют иногда буквально в соседнее
помещение, а при благоприятной ситуации убирают из кооператива. Таким образом
совершается достаточное количество хищений в охраняемых гаражах, где
въезд-выезд ночью контролируется.
Касаясь
способов сокрытия кражи, стоит говорить не только о месте хранения похищенного,
но и о дальнейшей легализации автомобиля, вид которой выбирается преступниками
в зависимости от конечной цели хищения.
Так,
при совершении кражи для использования деталей автомобиля в качестве запасных
частей производится демонтаж транспортного средства на отдельные узлы и
агрегаты.
Если
же преступники собираются сбыть автомашину, как единое целое, то им предстоит
решить проблемы с изменением внешнего вида и идентификационных номеров. Для
этого используются многочисленные способы, как правило, в совокупности. Для
изменения номеров агрегатов автомобиля наиболее распространенными являются:
1.
Внесение полных либо частичных изменений в заводские идентификационные номера
кузова и
двигателя путем удаления первоначального номера и набивания на его месте
нового. Полное уничтожение всех цифровых и буквенных обозначений номера
является трудоемким и заметным для специалиста. Простым и эффективным способом
зарекомендовало себя изменение 1-2 цифр: внешне в глаза не бросается, а машина
вроде бы другая. Выяснение принадлежности таких автомобилей может тянуться
годами.
2.
Замена номерных агрегатов похищенной автомашины. Двигатель автомобиля меняется
достаточно просто. Для отечественных моделей можно приобрести реализуемый
заводом-изготовителем безномерной блок двигателя с соответствующей
справкой-счетом. По свидетельству на высвободившийся номерной агрегат
покупаются номерные двигатели от утилизованных автомобилей. Кроме этого,
существует дешевый и эффективный способ покупки поврежденного в аварии транспортного
средства, когда фактически приобретаются за копеечную цену документы на
автомобиль и груда оставшегося от него металла, не подлежащая восстановлению.
Из поврежденной машины берется блок номерного двигателя и устанавливается на
похищенный автомобиль. Правая передняя стойка кузова, имеющая заводской номер,
вваривается на место «чашки» легализуемого автотранспортного средства. При
хорошем качестве работы отличить кустарный сварной шов от заводского довольно
трудно. Это в некоторой мере оправдывает сотрудников РЭО ГИБДД, регистрирующих
похищенные транспортные средства с замененными агрегатами. Хотя при более
тщательном изучении процедуры осмотра, обращает на себя внимание тот факт, что
сотрудники милиции не проверяют наличие в багажном отделении автомобилей ВАЗ
пластинки, дублирующей номер кузова, и соответствие этого номера.
Помимо
замены подлинных идентификационных номеров, немаловажную роль играет изменение
внешнего вида автомобиля, поскольку если он не абсолютно новый, а хотя бы
какое-либо время побывал в эксплуатации, он будет иметь индивидуальные приметы.
С этой целью возможно изменение цвета, замена чехлов, изъятие или наоборот
установка различных предметов декорирования, магнитолы, антенны и т.д. Однако
это не всегда приводит к ожидаемому преступниками результату.
Кроме
внешних примет салона и кузова существуют особенности технической части,
мельчайшие замененные детали, болтики, на что не может обратить внимание
посторонний человек, не участвовавший в их ремонте. Дабы оградить себя от
подобных проколов, преступники несколько лет назад стали использовать более
эффективный способ изменения внешнего вида. В ремонтной мастерской одновременно
частично демонтируются 2-3 автомобиля одной модели и цвета (один из них не
обязательно похищенный); наиболее броские узлы меняются друг с другом,
например, стекла, двери, крышки багажников, иногда сиденья. В результате
получается «сборная солянка», которую зачастую не в состоянии опознать и сам
потерпевший: вроде бы автомобиль похож, а вроде бы и нет.
При
легализации похищенных автомобилей безусловно продолжают использоваться и такие
методы, как использование подложных документов. Но незаконные действия с
документами от примитивной подделки путем подчистки, травления и дописки
сместились в сторону изначального внесения несоответствующих действительности
сведений в бланки строгой отчетности.
Проверить
выданные в другой области справки-счета или свидетельства на высвободившиеся
номерные агрегаты в ограниченный срок следствия достаточно трудно, особенно
если документов несколько и из разных точек республики. Путем письменных
запросов выясняются некоторые расхождения в реквизитах: в дате покупки,
отдельных цифрах номера, но установление каналов поступления документов требует
более тщательной работы. Однако, несмотря на указанные трудности, сам факт
наличия документов, на основании которых производилась регистрация
автотранспортного средства, уже является удачей. В вышеописанных ситуациях,
когда автомобили были обнаружены через 6 лет после кражи, невозможно отследить
источник выдачи документов, по которым они ставились на учет. Сроки хранения
справок-счетов в РЭО составляют 3 года, после чего все они уничтожаются.
Описанные
способы легализации автомобилей касались наиболее часто встречающихся случаев
обращения преступниками похищенного имущества в свою пользу. Но в последнее
десятилетие продолжает развиваться новый промысел: кража автомашины с целью
дальнейшего возвращения ее законному владельцу за определенную плату.
Устанавливаемая такса хотя и является достаточно высокой, но составляет
значительно меньше полной стоимости. В основном назначаемый выкуп колеблется в
пределах 2-4 тысяч долларов в зависимости от марки и модели автомобиля.
Этот
наиболее наглый способ краж стал процветать по причине неверия потерпевших в
реальную помощь от сотрудников милиции. Объявления «бегущей строкой» о
получении информации за вознаграждение о месте нахождения похищенной автомашины
с гарантией конфиденциальности заполнили каналы телевидения. Полученный таким
способом автомобиль преподносится потерпевшим как случайно им обнаруженный
около дома. Даже в тех ситуациях, когда пострадавшие сознаются следователю о
встрече с автоворами, это признание делается после операции возврата и
сопровождается уверениями, что внешность преступников не рассмотрели. Из числа
найденных и переданных потерпевшим автомобилей каждый третий возвращается
самими ворами.
Приведенные
особенности совершения и сокрытия краж автомобилей в совокупности
свидетельствуют о том, что время примитивных преступников-одиночек прошло. Не
взирая на то, что значительная часть раскрытых преступлений инкриминируется
всего лишь одному лицу, все-таки стоит признать, что кражи автомашин
совершаются за редким исключением только группами, и участие в самых банальных
из них - путем свободного доступа - принимают как минимум 2 человека.
Страницы: 1, 2
|