Раскрывая содержание характера общественной
опасности, следует отметить , что она определяется теми общественными
отношениями, на которые совершено посягательство, т. е. объектом преступления.
(1)
При определении степени общественной опасности следует принимать
во внимание ряд факторов: тяжесть причиненных последствий, особенности
посягательства( окончено оно или нет, совершено единолично или в соучастии,
способ преступления), характер вины, особенности субъекта, т. е. конкретные
проявления признаков преступления. Степень общественной опасности свое окончательное
выражение находит в санкции. Чем более строгое наказание предусматривает
санкция статьи, тем выше степень общественной опасности. Степень общественной
опасности позволяет отграничить друг от друга одинаковые по характеру
общественной опасности преступления.
Так на что же посягает клонирование человека? По этому
поводу высказываются самые различные мнения , ведутся жаркие диспуты между
сторонниками и противниками запрета на клонирование:
Ученые считают, что наиболее важным аргументом против
проведения этих экспериментов, является несовершенство технологий. Сам Ян
Уилмут, создатель овечки Долли, осудил клонирование человека. Филипп Райли,
доктор в области медицины и генетики, утверждает, что лишь 1 % клонированных
эмбрионов развивается нормально.(2) Так же существует риск рождения детей со
значительными врожденными дефектами, так как
---------------------------------
1. « Уголовное право Российской Федерации.
Общая часть» Под ред. Б. В. Здравомыслова. М.: « Юристъ» 2000г. Стр. 50-52
(глава написана А. В. Корнеевой )
2.
Richard Willing “Cloning//USA Today” July 3rd, 2001
они наблюдались в целом ряде случаев при клонировании животных. При
обнаружении таковых еще во время беременности суррогатной матери, это может
привести к необходимости аборта, что принесет как физический так и моральный
вред женщине. Кроме того, такие дефекты как правило обнаруживаются по истечении
определенного времени после рождения, таким образом изначально будущий ребенок
обрекается на физические и моральные страдания, и даже инвалидность.(1) Риску
подвергается также жизнь суррогатной матери. Исследования на животных показали,
что иногда клонированные животные или их плаценты вырастают до необычайных
размеров (синдром гигантизма). В 1999 году было проведено обследование 12 коров,
беременных клонированными эмбрионами. Четыре из них скончались от
осложнений.(2) Существуют и сторонники противоположной точки зрения. Они
утверждают, что 22 года назад, когда только началась практика in vitro
оплодотворения, удачные эксперименты так же составляли лишь 1 % от всех
проведенных. А врожденные дефекты так же наблюдались при проведении
экспериментов с животными, и никогда у людей. (3)Таким
образом, несовершенство технологий это стимул для дальнейших
исследований, а не основание для запрета. Кроме того, ученые подчеркивают, что
угроза жизни и здоровью матери и ребенка существует лишь при репродуктивном
клонировании, тогда как терапевтическое клонирование не несет в себе никакой
опасности для общества, позволяет не выпускать эту технологию за пределы
лабораторий, не ограничивая при этом развития науки. Члены известного
американского Центра Генетики и Общества собрали 100 подписей в Сенат США с
требованием не запрещать терапевтическое клонирование.(4) В марте 2001 г. в
Интернете была распространена Декларация в защиту терапевтического
клонирования, подписанная 32 авторитетнейшими учеными мира.(5)
Нравственный аспект проблемы особо подчеркивается представителями
различных религиозных конфессий. Русская Православная церковь пригрозила
отлучением всем ученым, которые будут проводить такие эксперименты. Еще более
резкой была реакция Ватикана. Православная церковь на сегодняшний день не может
привести веских аргументов, которые доказывали бы , что в соответствии с их
катехизисом, клонирование есть грех, нарушение какой-либо из сторон Библейского
---------------------------------
1. Glenn McGee, Ph.D. “Primer on Ethics and Human
Cloning” at: http://actionbioscience.org/biotech/mcgee.html
2. См.: указ. статью «Не сегодня, так завтра// Ломоносов»
№
2/8, 2003 г. Стр. 9.
3.Dr.
Boisselier’s speech in front of the Congress in favor of human cloning. March
28th, 2001. At: http:// www.clonaid.com/english/pages/press.html
4. См. : на http://www.compulenta.ru/2002/3/20/27057/
5. “Free Inquiry Magazine”
Vol.17, № 3. At: http://www.secularhumanism.org/library/fi/cloning_declaration_17_3.html
вероучения. Поэтому в отношении репродуктивного клонирования
представители церкви лишь высказывают опасения вероятных злоупотреблений и
греховного применения его результатов. Однако терапевтическое клонирование
резко осуждается православными наряду с проблемой абортов и эвтаназии. Церковь
не может рассматривать человеческий эмбрион лишь как источник клеток, для нее в
нем уже заключена неприкосновенная человеческая жизнь. Использование же его для
получения стволовых клеток , хоть и во благо других, приравнивается ею к
убийству.
В реакции католического мира на клонирование гораздо
больше специфически конфессионального. Для католиков клонирование ставит
серьезную богословскую проблему: будет ли наследоваться первородный грех
людьми, а если так, то как он будет им передаваться. Со времен Августина
католики считали, что первородный грех передается через акт зачатия. Уже в
семени Адама были все мы, то есть все мы были в Адаме, когда он грешил, и
потому мы все совиновны в том грехе. По логике Августинизма получается, что
ребенок, зачатый без соития, без участия мужской половой клетки оказывается не
под властью первородного греха. Он безгрешен, он Бог? Еще один вопрос ,
который остро стоит для католиков, будет ли у данного существа душа? Так как в
церковной теории традуционизма так же считается, что души детей содержатся в
семени отца. Если же ребенок произойдет не от семени отца, а от его
соматической клетки, он душой обладать не будет. Таким образом мы можем создать
совершенно новую расу, значительно более разделить мир, чем он сейчас
разделен различными религиями, нациями и цветами кожи. В свете всего этого,
каковы могут оказаться взаимоотношения между клонированными и появившимися на
свет естественным путем? Все ли согласятся признать клонов людьми? Кем они
будут в своем собственном восприятии и мы в их?(1) Папа Иоанн Павел II
заявил, что эксперименты, при которых ни во что не ставится достоинство и
ценность личности ,недопустимы. (2)
Шейх Мухаммед ибн
Салех ал-Отимин, член Совета Улемов (высшего органа религиозной власти в
Саудовской Аравии) заявил, что наименьшим наказанием за клонирование людей
должна быть ампутация кистей рук и стоп. Человеческая жизнь не может
превратиться в объект купли-продажи. Шейх Мухаммед Хусейн Фадлалах, духовный
лидер Шиитского направления исламских фундаменталистов придерживается иного
мнения. Ученые
---------------------------------------------
1. Диакон Андрей Кураев «Православная церковь о клонировании//Химия и
жизнь» №7, 2002 г. стр.23-25
2.
Pope Paul II “ Address to International Congress on Transplants” August 29,
2000. At: http://www.cin.org/pope/organ-transplant-cloning.html
открыли секреты клонирования лишь потому,
что так было угодно Аллаху, и потому это не может быть греховно. (1)
Мартин Робра, исполнительный секретарь Мирового совета церквей
( World Council of Churches ) считает, что большинство конфессий
удовлетворил бы мораторий на клонирование, пока этическая сторона проблемы не
была бы решена.(2)
Общество в целом также отрицательно относится к данному
явлению. Американская компания CNN проводила опрос общественного мнения в
феврале 1997 года ( сразу после создания Долли) и в феврале 2001 года. (3)
1997 год
|
2001 год
|
Ответы на поставленные вопросы
|
93%
|
90%
|
Относятся отрицательно к клонированию людей
|
66%
|
67%
|
Относятся отрицательно к клонированию животных
|
69%
|
Нет данных
|
Опасаются перспектив, которые открывают эксперименты в этой области
|
74%
|
69%
|
Считают, что это противно Божьей воле
|
Общественность под влиянием СМИ выдвигает самые
разнообразные аргументы от морально-этических и чисто научных ( что
клонирование может сократить генетическое разнообразие людей и таким образом
сделать человеческую расу более восприимчивой к болезням и эпидемиям; что
технологии несовершенны), и до абсурдных ( что диктаторы могут использовать
клонирование для создания армий зомби или что оно может привести к созданию
мутантов и монстров) (4)
Проанализировав все вышесказанное, попробуем теперь
определиться с юридической точки зрения с понятием общественной
опасности клонирования человеческих существ.
19 ноября 1996 года комитетом
министров Совета Европы была принята Конвенция о защите прав и достоинства
человека в связи с применением достижений биологии и медицины.
Государства-члены Совета Европы, прочие государства и Европейское Сообщество,
подписавшие эту конвенцию, «будучи убеждены в том, что предосудительное
использование достижений биологии и медицины может привести к действиям,
которые
-------------------------------------
1.
“ Cloning should be punishable by death or amputation, Saudi cleric says//
Agence France-Presse” March 13, 1997. online at:
http://www.web.islamonline.net/iol-ehglish/dowalia/
2.
“A flock of clones// Nature magazine” Vol. 385. no 6619 February 27, 1997. See
at: http://www/nature.com/Nature2/serve?SID&cat=NatGen
3. “ Poll: Most
Americans Say Cloning is Wrong: Seven Percent Would Clone Themselves” CNN March
1, 1997/ at : http://www.cnn.com/TECH/9703/01/clone.poll/ ; “Time.Cnn.poll –
Cloning” May 8, 2001/ at: http://www.time.com/time/health/
4. Рюмин И. Указ. статья. Стр.131-134
поставили бы
под угрозу человеческое достоинство, утверждая, что успехи в области медицины и
биологии должны использоваться на благо нынешнего и грядущих поколений,
подчеркивая необходимость международного сотрудничества для этого»,
провозгласили приоритет интересов и блага отдельного человека над интересами
общества или науки.
Ст. 1 указанной Конвенции в качестве
ее цели провозгласила защиту достоинства и индивидуальной целостности человека,
гарантию каждому без исключения соблюдения неприкосновенности личности и других
прав и основных свобод в связи с применением достижений биологии и медицины.(1)
12 января 1998 года в Париже к данной конвенции был принят дополнительный
протокол относительно запрещения клонирования людей, в преамбуле которого
указывается, что «инструментализация людей посредством преднамеренного создания
генетически идентичных людей противоречит человеческому достоинству и в силу
этого представляет собой предосудительное использование достижений биологии и
медицины.»(2)
Ст. 1 Конституции Республики Молдова
провозглашает достоинство человека, его права и свободы, свободное развитие
человеческой личности высшими ценностями государства и общества. Право на
достоинство является основной целью всех остальных
прав человека. В этом смысле достоинство человека – это источник его прав и
свобод. Достоинство – это признание обществом социальной ценности ,
уникальности конкретного человека. (3) Достоинство, уважение личности – это не
только поиск к удовлетворению прав и законных интересов человека, но и этика в
обращении с людьми. (4) Никто не может быть без добровольного согласия
подвергнут медицинским и научным опытам. Создание эмбрионов человека в исследовательских
целях запрещается, тело человека и его части не должны в качестве таковых
являться источником финансовой выгоды, гласят ст.ст. 18 , 21 указанной
конвенции.
Таким образом, можно сделать вывод,
что преступление клонирования представляет собой вид предосудительного
использования достижений медицины и биологии и посягает на достоинство человека
и жизнь и здоровье суррогатной матери. Причем достоинство человека здесь надо
----------------------------------------
1. Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением
достижений биологии и медицины. См.: на офиц. сайте Центра Совета Европы по
правам человека http://www.docs.novcoe.ru/?id=conv4
2. Дополнительный протокол к Конвенции о защите прав и достоинства
человека в связи с применением достижений биологии и медицины относительно
запрещения клонирования людей. См.: на http//www.memo.ru/ptawo/ecol/bio9801.htm
3. Русецкий А. Е. « Права человека и гражданина» Ноябрь 2001 г. См.: на
http://www.alex-law.narod.ru/rights.htm
4. Иванов В. М.
«Конституционное право Республики Молдова» . Кишинев, 2000 г. стр. 197-198
понимать не как право отдельного конкретного индивида, а
как социальную ценность, т. е. клонирование посягает не на достоинство
определенного лица,
но на достоинство человека вообще как представителя
человеческого рода. Именно в силу этого оно не было отнесено, например, к
преступлениям против чести и достоинства или против жизни и здоровья, а нашло
свое закрепление в ряду преступлений против мира и безопасности человечества.
Во многих странах так же считается, что клонирование
посягает на жизнь и здоровье будущего ребенка, на его право на открытое
будущее. Однако это характерно лишь для тех стран, где закон защищает жизнь ещё
не рожденного ребенка. Так, например, п.3 ч.3 Конституции Ирландии 1937 года
гласит : «Государство признает право на жизнь нерожденного и… гарантирует в
своих законах уважение этого права и по возможности защищает и поддерживает его
своими законами.» (1) Законодательство РМ устанавливает уголовную ответственность
лишь за посягательство на жизнь новорожденного. А насильственное прекращение
жизнедеятельности плода до рождения не квалифицируется как преступление против
жизни нерожденного, а как нанесение тяжкого телесного повреждения матери. (2)
------------------------------------------
1. «Конституционное право зарубежных стран. Общая часть.» под ред. Б.
А. Страшуна. Т.1-2. М.: «БЕК». Стр.148 ( глава написана В. В. Маклаковым
совместно с Б. А. Страшуном)
2. См.: Пт. 13 Постановления пленума Верховного Суда МССР №7 от
30.10.1978г. «О практике по делам о причинении умышленных телесных повреждений»
3. Уголовно – юридический анализ состава преступления, предусмотренного
ст. 144 УК Республики Молдова 2002 года.
Всякое преступление, предусмотренное
уголовным законом, выступает фактическим основанием уголовной ответственности,
при его отсутствии речь об уголовной ответственности идти не должна. Эту идею
содержит как действующее уголовное законодательство, так и новый УК РМ 2002
года, утверждая, что основанием уголовной ответственности является совершение
деяния, содержащее все признаки состава преступления, предусмотренные уголовным
законом.
Состав преступления – это совокупность объективных и
субъективных элементов, позволяющих соответствующее общественно опасное деяние
рассматривать в качестве преступления. Это логическая модель, нормативная
категория, закрепляющая типичные признаки преступного деяния, отражающие его
сущность. Элементами состава являются : объект, объективная сторона, субъективная
сторона, субъект.
Таким образом, для познания сущности
преступления клонирования человека необходим анализ элементов его состава.
3.1. Объект преступления.
Из анализа общественной опасности
преступления , а в частности ее характера , вытекает объект преступления.
Кроме того, главы Особенной части
УК систематизированны и расположены по признаку объекта посягательства, т. е.
по группам родственных общественных отношений, охраняемых уголовным законом.
Следовательно , объект становится известен и исходя из того, к какой конкретно
подгруппе преступлений относится данное преступление.
Объект преступления – это охраняемые уголовным
законом общественные отношения, на которые направлено общественно опасное
деяние, и которым причиняется вред, или создается реальная угроза причинения
вреда. (1)
Страницы: 1, 2, 3, 4
|