Чтобы правильно применять уголовно-процессуальное
законодательство, нужно знать соответствующие постановления Конституционного
Суда РФ. Практика такого рода пока что формируется. Но уже есть немало постановлений,
существенно повлиявших на содержание законодательных предписаний в сфере
уголовного судопроизводства. Например, одно из них было принято 3 мая 1995 года
(СЗ РФ, 1995, № 19, ст. 1764) в связи с жалобой по
конкретному делу о привлечении к уголовной ответственности конкретного
гражданина за злостное уклонение от уплаты
алиментов и клевету. Этот гражданин до того, как его реально заключили под
стражу, пытался обжаловать в судебном порядке санкционированное прокурором
постановление о его аресте. Но жалоба не была принята к рассмотрению судом со
ссылкой на то, что в ст. 220' и 220^ УПК говорится о
возможности подачи такой жалобы лицом, находящимся под стражей, и в суд по
месту содержания под стражей. В соответствии с этими статьями формально отказ в
рассмотрении должно было считать законным.
Однако Конституционный Суд РФ, опираясь на предписания
ст. 18 и ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, признал положения ст. ст. 220' и 220 УПК о том, арест может обжаловать лицо,
находящееся под стражей, только в суд по месту его содержания, противоречащими
Конституции РФ, а следовательно, не подлежащими применению.
Представляет интерес для решения вопросов, возникающих
при производстве по уголовным делам, и постановление Конституционного Суда РФ
от 13 ноября 1995 года № 13-П «По делу о проверке
конституционности части пятой статьи 209 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР
в связи с жалобами граждан Р.Н. Самигуллиной и А.А. Апанасенко))
(СЗ РФ, 1995, № 47, ст. 4551).
Суть дела заключалась в том, что названным гражданам,
которые при расследовании конкретных уголовных дел были признаны потерпевшими,
суды отказали в принятии и рассмотрении их жалоб на постановления следователей
о прекращении производства расследования по соответствующим делам. Свой отказ луды мотивировали ссылками на ч. 5 ст. 209 УПК,
которая предусматривала в то время возможность обжалования такого рода
постановлений прокурору, но не в суд. Другими словами, эти суды поступили так,
как ранее поступали все суды в подобных случаях даже после того, как в
российской Конституции в декабре 1993 года появилась статья 46, где, в частности,
сказано: «Каждому гарантируется судебная защита его
прав и свобод. Решения и действия (или бездействие)
органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных
объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд».
Конституционный Суд РФ признал такую практику
противоречащей Конституции РФ. И с учетом данного решения законом от 21 декабря
1996 года в ст. 209 УПК уже внесена соответствующая поправка. Но практически оно
приобрело более широкое значение: суды восприняли его как ориентацию на то,
что в судебном порядке можно проверять законность и обоснованность всех
действий органа дознания, следователя или прокурора, совершаемых ими при
производстве по уголовным делам, в том числе, например, возбуждения уголовного
дела или отказа в нем, приостановления предварительного расследования.
Постановлений Конституционного Суда РФ, уже оказавших
или продолжающих оказывать влияние на содержание уголовно-процессуального
законодательства и практику его применения, имеется уже немало. К их числу
можно было бы в дополнение к названным отнести, к примеру, постановления:
• от 2 февраля 1996 года, признавшее одно из положений
ст. 384 УПК существенно ограничивающим, при определенных условиях, реализацию
гражданами их права на обжалование и судебную защиту своих прав и свобод (СЗ
РФ, 1996, № 7, ст. 701), а также определение от 6 июня 1997 года , которым дано разъяснение о том, как должно исполняться
данное постановление (СЗ РФ, 1997, Ж25, ст. 2950) ;
• от 27 марта 1996 года, подтвердившее, что обвиняемый
по любому уголовному делу, даже тому, которое связано с государственной тайной,
вправе свободно избирать себе из числа адвокатов защитника, которому он
доверяет (СЗ РФ, 1996, № 15, ст. 1768);
- от 20 февраля 1996 года и 30 ноября 1995 года,
признавшие антиконституционными отдельные попытки ввести дополнительные особые
условия привлечения к уголовной ответственности и применения предусмотренных
законом мер государственного принуждения (о ширящейся практике введения такого
рода условий для отдельных категорий лиц см. ниже - § 12 данной главы учебника)
— СЗ РФ, 1995, № 50. СТ.4969 и СЗ РФ, 1996, № 9, ст.828;
- от 13 июня 1996 года, объявившее противоречившей
Конституции РФ действовавшую в то время ч. 5 ст. 97 УПК (о незачете в срок
предварительного заключения времени, затраченного
обвиняемым на ознакомление с материалами уголовного дела) — СЗ РФ. 1996. № 26. Ст.3185; * от 28 ноября 1996 года о
частичной неконституционности ст. 418
УПК (СЗ РФ, 1996, № 50, ст. 5679);
• от 28 января 1997 года о соответствии Конституции РФ
ч. 4 ст. 47 УПК в части, касающейся допуска адвокатов к участию в уголовном
деле со стадии предварительного расследования (СЗ РФ, 1997, № 7, ст. 871).
Многие из этих и им подобных постановлений уже учтены
в законодательстве или практикой его применения. Например, в декабре 1996 года
в ч. 5 ст. 209 УПК появилось положение о праве потерпевших, не согласных с
прекращением следователем уголовного дела о преступлении,
которым им был причинен вред, подавать жалобу как
прокурору, так и в суд. Тогда же из ст. 97 УПК была исключена часть 5,
предусматривавшая, что время ознакомления обвиняемого и его защитника с
материалами дела при исчислении срока содержания под стражей арестованного не
учитывается.
При принятии решений в уголовном судопроизводстве широко используются разъяснения
Пленума Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики (ст. 126 Конституции
РФ).
В соответствии со ст. 56 Закона о
судоустройстве Верховный Суд РФ «изучает и обобщает судебную практику,
анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по
вопросам применения законодательства РСФСР, возникающим при рассмотрении
судебных дел. Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РСФСР обязательны для судов, других органов и должностных лиц,
применяющих закон, по которому дано разъяснение». Разъяснения такого рода
оформляются актами, называемыми постановлениями, и публикуются в «Бюллетене
Верховного Суда РФ))\
Данным полномочием Верховный Суд РФ всегда пользовался
достаточно активно. Но повышенную активность ему приходится проявлять после
того, как он стал самой высокой судебной инстанцией для судов общей юрисдикции в
связи с упразднением Верховного Суда СССР и ему понадобилось оказывать более
широкую помощь судам в применении постоянно
§ 6. Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ
Обязательно нужно иметь в виду, что 21 декабря 1993
года и 25 октября 1996 года Пленум Верховного Суда РФ решил (постановления соответственно № II н № 10) внести продиктованные происходящими в стране экономическими и социально-политическими
событиями многочисленные изменения в тексты всех
своих постановлений, изданных ранее. Такие обновленные тексты опубликованы в
«Сборнике постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
1961—1996», [М.: Изд-во
«Юридическая литература», 1997 (далее — СППВС)].
Этим сборником и надлежит руководствоваться при использовании постановлений, изданных до указанной даты.
К числу постановлений Пленума Верховного Суда РФ,
связанных с этими событиями, можно было бы отнести, например, следующие:
• «О
некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции российской федерации» от 24 декабря
1993 года № 13 (ВВС, 1994, № 3);
* «О практике судебной проверки законности и
обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей» от 27 апреля
1993 года №3 (ВВС, 1993, №7);
• «О
некоторых вопросах применения судами уголовно-процессуальных
норм, регламентирующих производство в суде присяжных» от 20 декабря 1994 года
№ 9 (ВВС, 1995, № 3);
•
«Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации моральноговреда»от20 декабря 1994года№
10(БВС, 1995,№3);
• «О
судебном приговоре» от 29 апреля 1996 года № 1 (ВВС,
1996, № 7);
• «О некоторых вопросах применения судами
Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября
1995 года № 8 (ВВС, 1996, № 1);
• «О
выполнении судами постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от
27 апреля 1993 года № 3 «О практике судебной проверки законности и
обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей» от 29 сентября
1994 года № б (ВВС, 1995,№
1).
Среди названных постановлений обращают на себя особое
внимание два последних. В уже упоминавшемся выше постановлении от 31 октября
1995 года № 8 Верховный Суд РФ разъяснил судам совершенно «непривычные» для них
правила прямого применения предписаний Конституции РФ, принятой 12 декабря
1993 года. Ранее такой судебной практики не было, поскольку существовавшие до
этого Конституции (1918, 1925, 1937 и 1978 гг.) не считались актами прямого
действия. Суды и иные правоприменительные органы
могли применять нормы законов, дополнявших и развивавших конституционные предписания, но не сами эти предписания.
Что касается постановления от 29 сентября 1994 года №
6, то его по праву тоже можно считать важной вехой в истории российских
судов. В нем впервые дано разъяснение, что суды могут и должны при решении
конкретных вопросов производства по уголовным делам применять непосредственно
и нормы международных договоров Российской Федерации. В частности, обращено их внимание на то, что у них есть право принимать
к рассмотрению жалобы на незаконное или необоснованное задержание по
подозрению в совершении преступления. Хотя в УПК это право не предусмотрено,
они могут рассматривать такого рода жалобы, руководствуясь ч. 4 ст. 15
Конституции РФ и ч. 4 ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических
правах.
При изучении вопроса о роли и значении разъяснений по
вопросам судебной практики необходимо иметь в виду, что запись, аналогичная
той что содержится в процитированной выше ст. 56 Закона о судоустройстве РСФСР,
имелась и в ст. 3 Закона о Верховном Суде СССР от 30 ноября 1979 года, а также
в других законах, действовавших ранее. Этот суд тоже активно использовал свое
право дачи руководящих разъяснений. Большинство из них сохраняют свое значение
и до настоящего времени, в том числе на территории Российской Федерации.
Поэтому Верховный Суд РФ 22 апреля 1992 года разъяснил, что законодательные
нормы Союза ССР «и разъяснения по их применению,
содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда СССР, могут применяться
судами в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации,
законодательству Российской Федерации и Соглашению о создании Содружества
Независимых Государств».
§ 7. Нормативные акты министерств и ведомств, сфера их применения и значение
При решении вопросов, возникающих в связи с
производством по уголовным делам, существенную роль могут выполнять и
нормативные акты министерств и ведомств. Их главная особенность — они не
должны противоречить закону или корректировать его и издаются руководителями
министерств либо ведомств в пределах предоставленных
им полномочий. Полномочия эти обычно закрепляются в актах (именуемых, как
правило, положениями), определяющих основы организации и деятельности
конкретного министерства или ведомства. Разумеется, чаще всего такую роль
играют нормативные акты, издаваемые руководителями правоохранительных
учреждений. В соответствии со ст.173 закона о прокуратуре Генеральный прокурор РФ вправе издавать приказы,
указания, распоряжения и инструкции, обязательные для исполнения всеми
работниками прокуратуры, к которым относятся, как известно, и прокуроры, поддерживающие
государственное обвинение, приносящие протесты на судебные решения, дающие
заключения в вышестоящих инстанциях, и следователи, расследующие уголовные
дела. Некоторые из одобренных им или его заместителями актов обязательны не
только для работников прокуратуры. К их числу можно отнести, в частности,
Инструкцию о выполнении функций органов дознания на морских судах, находящихся
в плавании от 7 августа 1974 года, Инструкцию органам дознания Вооруженных Сил
и иных воинских формирований Российской Федерации, утвержденную Главным
военным прокурором 1 августа 1994 года.
По Положению о Министерстве юстиции РФ (см. п. 9), утвержденному Постановлением Правительства РФ
от 4 ноября 1993 года № 1187 (РГ, 1993,12 декабря),
нормативные акты, издаваемые этим министерством, обязательны
для широкого круга лиц, в том числе для судей и судебных исполнителей. К
примеру, большой известностью пока что пользуются изданная им в 1994 году
Инструкция по делопроизводству, содержащая немало предписаний, которые должны выполняться судьями и работниками аппаратов
судов в связи с подготовкой судебных заседаний, обращением к исполнению
приговоров и выполнением других действий по уголовным делам, а также
утвержденное в том же году по согласованию с рядом министерств и ведомств
Положение о порядке оплаты труда адвокатов за счет государства,
где решены принципиальные вопросы, касающиеся обеспечения права обвиняемого
(подсудимого) на защиту.
Согласно Положению о Министерстве внутренних дел РФ
(см. п. 6 ст. 9), утвержденному Указом Президента РФ от 17 июля 1996 года (СЗ РФ, 1996, № 30,
ст.3605), руководитель и этого министерства вправе издавать обязательные к исполнению в системе МВД
приказы, инструкции и иные правовые акты, в том числе по вопросам, тесно
соприкасающимся с уголовным судопроизводством. К
ним можно отнести, например, Инструкцию об организации и тактике розыскной
работы органов внутренних дел от 5 мая 1993 года, где регламентируется порядок
производства розыска лиц, скрывающихся от следствия. Любой следователь хорошо
знает, что объявление розыска лиц, обвиняемых в совершении преступлений,
возможно, когда соблюдаются предписания нормативных актов такою рода. А
потребность в розыске, как будет показано ниже (см. главу 14 учебника), на
практике возникает по многим уголовным делам.
Существует немало нормативных актов, издаваемых другими,
не являющимися правоохранительными, министерствами
и ведомствами. Акты такого рода тоже активно используются практическими
работниками органов, ведущих производство по уголовным делам, и другими
субъектами уголовного судопроизводства. Им приходится довольно часто
обращаться при решении практических вопросов, скажем, к нормативным актам,
издаваемым Министерством здравоохранения РФ по вопросам, касающимся производства
судебно-медицинских экспертиз. Таким актом является, например, приказ данного
министерства от 10 декабря 1996 г. № 407 «О введении в практику правил
производства судебно-медицинских экспертиз» (с изменениями от 5 марта 1997
г.), которым утверждено восемь документов (правила и положение),
регламентирующих, в частности, порядок производства судебно-медицинских
экспертиз трупов, тяжести вреда здоровью, причиненного преступлением, установления родства людей, вещественных доказательств и др.
Знание этих документов требуется для юридически грамотного назначения
соответствующих экспертиз, производимых по уголовным делам, контроля за их
проведением, а главное — для квалифицированной оценки заключений экспертов.
В отношении некоторых ведомственных нормативных
актов («нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти») Указом Президента
РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской
Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г. № 763 установлены
особые правила введения их в действие. В соответствии с данным Указом изданные
после 1 марта 1993 года нормативные акты министерств и ведомств, затрагивающие
права, свободы и законные интересы граждан, устанавливающие правовой статус
организаций или носящие межведомственный характер, должны обязательно
проходить регистрацию в Министерстве юстиции РФ. Они (все, кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или
сведения конфиденциального характера) также подлежат опубликованию в газете «Российские вести» и в издаваемом
издательством «Юридическая литература» Администрации Президента РФ «Бюллетене
нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».
Акты, в отношении которых
эти условия не соблюдены, применению не подлежат. Они «не влекут правовых
последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для
регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам,
должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них
предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров» (ст. 10
названного Указа).
По вопросам, представляющим интерес для нескольких или
всех органов, осуществляющих производство по уголовным делам, возможно издание
руководителями этих органов совместных (межведомственных) нормативных
актов. Среди них можно было бы назвать, например:
• Инструкцию по применению Положения о порядке
возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов
дознания, предварительного следствия, прокуратуры и
суда, от 2 марта 1982 года;
• Инструкцию о порядке изъятия, учета, хранения и
передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества
органами предварительного следствия, дознания и судами от 18 октября 1989 года;
• Указание 1991 года «О реабилитации жертв
политических репрессий», утвержденное 13 января 1992 года;
• Приказ «Об утверждении Положения о совместных
следственно-оперативных группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел,
безопасности и налоговой полиции для пресечения и расследования деятельности
организованных преступных групп» от 22 мая 1995 года;
• Инструкцию о порядке извещения иностранных
дипломатических и консульских представительств на территории СССР о задержаниях
и арестах граждан представляемого ими государства, а также о порядке посещения
консульскими должностными лицами и сотрудниками посольств задержанных, арестованных
и осужденных к лишению свободы граждан от 5 июня 1987 года.
СИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Алексеев Н.С., Даев В.Г„
Кокорев Л.Л Очерк развития науки уголовного процесса. — Воронеж, 1980.
2.
Ветрова Г.Н. Санкции в судебном праве. — М., 1991.
3.
Воскобитова Л.А. Существенные нарушения уголовно-процессуального
закона как основания к отмене приговоров: Автореф. дис. канд. юр. наук. — М.,
1979.
4.
Гродзинский М.М. Учение о доказательствах и его эволюция
// Архив криминологии и судебной медицины — Юрид. издательство НАРКОМЮСТА
УССР, 1926. —Т. L— Кн. 1.- С. 1-23.
5.
Даев В.Г.
Иммунитеты в уголовно-процессуальной деятельности // Правоведение. — 1992.
—№3.—С. 48-52.
6.
Доля Е.А. Доказывание и
оперативная работа по уголовным делам // Укрепление законности и борьба с
преступностью в условиях формирования правового государства. — М.: ИГП АН СССР,
1990. — С. 128-130.
7.
Доля Е.А. Новая
Конституция РФ и уголовно-процессуальная деятельность// Российская
юстиция. — 1994. —№4.—С. 17-19.
8.
Доля E.A.
Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании
по уголовным делам ' // Российская юстиция. — 1994. — Mi 6.—С. 42-44.
9.
Доля Е.А. Соотношение
гносеологической и правовой сторон доказывания в российском уголовном процессе
// Государство и право. — 1994. —№10.—С. 118-128.
10.
Зажицкий В.И. Правовая регламентация деятельности по
обнаружению признаков • преступления // Правоведение. — 1992. —№ 4.—С. 100—106.
11.
Закон об
оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации. Комментарий. —М.,
1994.
12.
Комментарий к Конституции
Российской Федерации. — 1-е изд. — М., 1994.
13.
Комментарий к
Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР — М., 1981.
14.
Никандров В.И. Возбуждение уголовного дела — М.: ВЮЗИ,
1990.
15.
Пашин C.A. Проблемы доказательственного права // Судебная реформа: юридический профессионализм и
проблемы юридического образования. Дискуссии. — М.:
Международный комитет содействия 1991.—№5.—С. 55-60.
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ
1.
Конституция
РФ — ct.ct.io, II, 15, 17—26, 45-55, 61—63, 67, пп. «в», «г», «о» ст. 71, пп.«б», «к», «л» ч. 1 ст. 72, ст. ст. 77, 93, 98, 1 18—129,
а также пп. 5, 6 Раздела второго «Заключительные положения». УПК —ст. ст. 1,2,31и33. Комментарий к УПК.
2.
Акты по вопросам
уголовного процесса, принятые в ходе реформы, начавшейся в 1988 году (см.
перечень в § 6 настоящей главы учебника).
3.
Акты по вопросам
действия уголовно-процессуального закона с учетом правового статуса конкретных
категорий лиц (см. акты, названные в § 12 настоящей главы учебника).
4.
Положение о
дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на
территории СССР от 23 мая 1966 года (ВВСС, 1966, №
22, ст, 387).
5.
Постановление
Верховного Совета РСФСР «О ратификации Соглашения о создании Содружества
Независимых Государств» от 12 декабря 1991 года (ВВС, 1991, №51, ст. 1798).
6.
Указ Президента РФ «О
порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской
Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 года № 763 (СЗ РФ, 1996, № 22,
ст.2663; 1997, № 20, ст.2242) Международные документы:
7.
—Всеобщая декларация прав человека (Документы и
материалы, с. 413—419);
8.
— Международный пакт о гражданских и политических
правах —ст.ст. 9, 14 (Документы и материалы, с.
302—320);
9.
— Конвенция против пыток и других жестоких,
бесчеловечных или унижающих достоинство видов
обращения или наказания (Там же, с. 384—397);
10.
— Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по
гражданским, семейным и уголовным делам, вступившая в силу 10 декабря 1994 года
— раздел IV (СЗ РФ, 1995, № 17, ст. 1472);
11.
— конвенции о правовой помощи с конкретными
государствами (см. § 7 настоящей главы учебника); — консульские конвенции (см.
там же);
12.
— Договор о торговом судоходстве между СССР и
Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии, вступивший в силу
27 апреля 1972 года—ст. 16 (ВВСС, 1972, №20, ст. 161).
13.
Постановления Пленума
Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ (см. упомянутые в § 8и 9
настоящей главы учебника).
Страницы: 1, 2, 3
|