Источники российского уголовно-процессуального права
ИСТОЧНИКИ РОССИЙСКОГО
УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА.
@
О.В. Мосин.
§ 1. Источники уголовно-процессуального права и место
Конституции РФ в их системе
Под источниками уголовно-процессуального права, как
и источниками большинства других отраслей права, чаще всего понимают
совокупность (систему) правовых актов, содержащих соответствующие нормы. Такие
акты могут быть различных видов.
В уголовно-процессуальном праве основным источником является закон — принимаемый
высшим представительным (законодательным) органом акт, содержащий правовые нормы, предназначенные для регламентации
деятельности, осуществляемой в связи с производством по уголовным делам, и
возникающих при этом отношений'.
Закон, однако,— понятие неоднородное. В соответствии
со ст.ст. 4, 5 и 76 Конституции РФ, как известно,
необходимо различать Конституцию РФ и федеральные законы (в том числе
конституционные), а также конституции республик, уставы и законодательство
других субъектов Федерации. Конституция РФ и
федеральные законы действуют на всей территории Российской Федерации.
Регламентация уголовного судопроизводства допускается только актами этого
уровня (см. п. «о» ст. 71 Конституции РФ). Издаваемые в субъектах Федерации
законодательные акты делать этого не должны.
Из всей суммы федеральных
законов по вопросам уголовного судопроизводства следует выделять особо
Конституцию РФ, поскольку она имеет высшую юридическую силу (см. ч.
1 ст. 15) и, как принято говорить, занимает вершину
иерархической лестницы нормативных актов. Она имеет прямое действие. Все законы
и иные правовые акты не должны противоречить ей.
Конституционные предписания, касающиеся уголовного судопроизводства,
сосредоточены главным образом в главах 2 и 7, которые посвящены правам и
свободам человека и гражданина, а также судебной власти. Эти предписания
содержат наиболее принципиальные положения, лежащие
в основе уголовного процесса в целом (равенство всех перед законом и судом;
свобода и неприкосновенность личности; неприкосновенность частной жизни; охрана
тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных
сообщений; неприкосновенность жилища; право защищать свои права всеми
способами, не запрещенными законом, в том числе путем обращения в суд;
презумпция невиновности; гласность судопроизводства; состязательность и
равенство прав в суде и т.д.).
Существенную роль играют также пункты 5 и 6 Раздела
второго «Заключительные и переходные положения», где формулируются правила,
определяющие особенности реализации конституционных норм в течение того периода
времени, когда будут создаваться условия для действия Конституции в полном
объеме. Например, ст. 22 Конституции предусматривает,
что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только
по судебному решению и что до судебного решения лицо может
быть подвергнуто задержанию на срок не более 48 часов. Дня полного осуществления данного предписания требуется
принятие существенных организационных мер, в том числе тех, которые связаны с
дополнительными финансовыми затратами (увеличение числа судей и т.п.). Поэтому
ч. 2 п. 6 названного раздела устанавливает, что до
принятия соответствующего федерального закона
сохраняется ныне существующий порядок.
Нередко термин «закон» истолковывается широко: под ним
подразумевают совокупность (систему) всех правовых
актов. Однако в сфере уголовного процесса такое истолкование нельзя признать обоснованным. Как будет показано ниже,
здесь акты, не являющиеся законами, обязательно
должны соответствовать Конституции РФ и федеральному закону и могут играть
лишь вспомогательную роль.
Опыт Конституции РФ 1993 года показал, что на практике
не всегда правильно решались вопросы, связанные с обеспечением ее прямого
действия. Суды и иные правоохранительные органы попросту не были готовы к
такому применению основного закона. В связи с этим Пленум Верховного Суда РФ,
обобщив основные тенденции в деятельности судов на данном направлении, в своем
постановлении от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения
судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» дал
следующее разъяснение (п. 2):
«Согласно ч.1 ст. 15 Конституции Российской Федерации
Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на
всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным
положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или
иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом
правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской
Федерации в качестве акта прямого действия.
Суд, решая дело, применяет непосредственно
Конституцию, в частности:
а) когда закрепленные нормой Конституции положения,
исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат
указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона,
регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;
б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон,
действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу
Конституции Российской Федерации, противоречит ей;
в) когда суд придет к убеждению, что федеральный
закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации,
находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;
г) когда закон либо иной нормативный правовой
акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции
Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать
рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.
В случаях, когда статья Конституции Российской
Федерации является отсылочной, суды при рассмотрении дел должны применять
закон, регулирующий возникшие правоотношения. Наличие решения Конституционного
Суда Российской Федерации о признании неконституционной той или иной нормы
закона не препятствует применению закона в остальной его части.
Нормативные указы Президента Российской Федерации как
главы государства подлежат применению судами при разрешении конкретных судебных
дел, если они не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным
законам (ч. 3 ст. 90 Конституции Российской Федерации)».
§ 2. Российское уголовно-процессуальное законодательство.
При всей значимости Конституция РФ не имеет своей
задачей полную и всестороннюю регламентацию того, что должно происходить при
производстве по уголовным делам. Эта задача ставилась и ставится перед специально издаваемым федеральным законом
(см. п. «о» ст.71 Конституции РФ). В наши дни таким законом является
Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (УПК),
утвержденный Законом РСФСР от 27 октября 1960 года и вступивший в силу с 1
января 1961 года. УПК явился результатом многолетней эволюции. Так, УПК за время своего существования также неоднократно
подвергался изменениям и дополнениям под воздействием различного рода
факторов. Всего таких изменений и дополнений было более пятисот пятидесяти.
Самой «многострадальной» статьей оказалась статья 126 (о подследственности уголовных дел): ее изменяли и дополняли
почти сорок раз. К числу наиболее крупных корректировок можно отнести:
учреждение следственного аппарата органов внутренних дел (1963 г.);
регламентация полномочий начальников следственных отделов, их процессуальных
взаимоотношений со следователями и прокурорами (1965 г.); уточнение текста УПК
в связи с принятием Конституции РСФСР от 12 апреля 1978 года (1983 г.);
введение протокольной формы подготовки материалов дела (1985 г.); увеличение
предельного срока содержания под стражей в качестве меры пресечения и
уточнение порядка его продления (1989 г.).
Фактором, стимулировавшим активные усилия по
дальнейшему совершенствованию УПК, стало прежде всего внесение в 1990 — 1992
годы радикальных поправок в Конституцию РФ. Немалую роль сыграло и постановление Верховного
Совета РСФСР от 24 октября 1991 года по вопросам судебной реформы. 1 ноября
1991 года в Конституцию РФ было включено положение о возможности рассмотрения
уголовных дел с участием присяжных заседателей. 23 и 29 мая 1992 года приняты
законы, предусмотревшие допустимость единоличного рассмотрения некоторых
категорий уголовных и гражданских дел, реорганизацию стадии предания суду, осуществление
судами контроля за законностью и обоснованностью ареста и продления его срока,
а также расширение права на защиту. 16 июля 1993 года
появился закон, внесший не менее принципиальные коррективы в УПК. В нем не только изменилось содержание некоторых
имевшихся статей, но и добавлен целый новый раздел, предусмотревший
особенности производства по уголовным делам с участием присяжных. После этого
УПК «поправился» на 47 новых статей. 17 декабря 1995 года учрежден следственный
аппарат федеральной налоговой полиции. Значительным изменениям и дополнениям
УПК подвергся Законом от 21 декабря 1996 года, внесшим радикальные
уголовно-процессуальные новеллы, продиктованные принятием 13 июня 1996
года_нового УК и вступлением его в силу с 1 января
1997 года. 31 декабря 1996 года произошла еще одна модернизация порядка и
условий применения процессуального ареста и
продления его срока — законодатель допустил возможность, при определенных
обстоятельствах, содержания под стражей до окончания предварительного
расследования на срок до двух лет. Состоялись и иные нововведения.
Но совершенствование уголовно-процессуального
законодательства в эти годы не свелось только к приведенным корректировкам. В
1990 году Научно-консультативный совет Верховного Суда СССР подготовил первоначальный
вариант проекта Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, и он был передан в Комитет по
законодательству и правопорядку Верховного Совета СССР. Зимой 1990—91 годов
рабочая группа этого Комитета завершила подготовку проекта, впоследствии
опубликованного для широкого обсуждения. На его базе к концу 1991 года коллектив научных сотрудников ВНИИ
проблем укрепления законности и правопорядка Прокуратуры СССР разработал и
представил юридической общественности проект нового УПК. Он был обсужден, но
дальнейшего движения не получил. В начале 1992 года с небольшим разрывом во
времени состоялись решения об образовании двух рабочих групп, каждой из
которых поручалась подготовка «своего» проекта: сначала такая группа начала
действовать в Министерстве юстиции РФ, а затем — в Государственно-правовом
управлении Президента РФ. Осенью 1994 года первая из этих рабочих групп обнародовала
вариант всего текста проекта УПК, а вторая — текста лишь Общей части. Последний
из этих проектов подвергся острой критике как практиками, так и теоретиками,
включая некоторых из тех, которые считались участниками его подготовки.
Основной недостаток проекта заключался в том, что он в большей своей части
представлял собой попытку навязать механически из практики других стран
процессуальные институты, совершенно оторванные от российских реалий и не во
всем отвечающие международным стандартам и демократическим традициям.
Проект УПК, подготовленный специалистами в
Министерстве юстиции РФ, в 1995 году группа
депутатов представила в Государственную Думу. Тогда же аппарат Государственной
Думы организовал его доработку. Структура
действующего УПК построена в зависимости от содержания и этапности производства по уголовным делам. Весь
нормативный материал в нем сгруппирован в 10 разделов и 39 глав. Последовательность
разделов и их содержание следующие:
• общие
положения;
•
возбуждение уголовного дела, дознание и предварительное следствие;
• производство в суде первой инстанции;
• производство в кассационной инстанции;
•
исполнение приговора;
•
пересмотр приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу;
• производство по делам несовершеннолетних;
•
производство по применению принудительных мер медицинского характера;
• протокольная форма досудебной
подготовки материалов;
• производство в суде присяжных.
Большая часть нормативного материала (390 статей)
сосредоточена а первых шести разделах, посвященных
общим положениям и конкретным стадиям. Остальные 76 статей составляют
содержание 7—10 разделов, куда включены предписания, регламентирующие
производство с учетом специфики конкретных категорий уголовных дел (дела
несовершеннолетних и о применении принудительных мер медицинского характера, дела, производство по которым проходит в
упрощенной — так называемой протокольной — форме, а также дела, рассматриваемые
с участием присяжных заседателей).
§ 3. Нормативно-правовые акты по вопросам уголовного
процесса
УПК — основной, но не единственный закон, имеющий отношение к
уголовному процессу. Правильное применение предписаний УПК нередко требует
знания положений ряда других законов. К ним следует относить:
Федеральный конституционный закон «О судебной системе
Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года (СЗ РФ, 1997, № I, ст. I );
Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР» от 7 августа 1981
года (ВВС, 1981, № 28, ст. 976; 1992, № 27, ст. 1560; № 30, ст. 1794; 1993, № 33, ст. 1313; СЗ РФ, 1994, № 32, ст.
3300);
Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от
26 июня 1992 года (ВВС, 1992, № 30, ст. 1792; 1993, № 17, ст. 606; СЗ РФ, 1995, № 26, ст. 2399);
Положение о военных трибуналах, утвержденное Верховным
Советом СССР 25 июня 1980 года (ВВСС, 1980, № 27,
ст. 546);
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в
Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995
года (СЗ РФ, 1995, № 47, ст. 4472);
Положение о военной прокуратуре, утвержденное
Верховным Советом СССР 4 августа 1981 года (ВВСС, 1981, № 32, ст. 956);
Закон РФ «О милиции»от 18 апреля 1991 года (ВВС, 1991, № 16. ст. 503);
Положение о милиции общественной безопасности (местной
милиции) в Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 12 февраля
1993 года № 209 (РГ, 1993, 25 февраля);
Федеральный закон «Об органах федеральной службы
безопасности в Российской Федерации» от 3 апреля 1995 года (СЗ РФ, 1995, № 15,
ст. 1269);
Федеральный закон «О содержании под стражей
подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»
от 15 июля 1995 года (СЗ РФ, 1995, № 29, ст. 2759; 1996. № 25. Ст.2964);
Закон РФ «О федеральных органах налоговой полиции» от
24 июня 1993 года(ВВС, 1993,№29,ст. 1114;СЗРФ, 1995,№51,ст.
4973);
Таможенный кодекс РФ, утвержденный Верховным Советом
РФ 18 июня 1993 года(ВВС, 1993, №31, ст. 1224);
Положение об адвокатуре РСФСР, утвержденное Верховным
Советом РСФСР 20 ноября 1980 года (ВВС, 1980, № 48, ст. 1596);
Страницы: 1, 2, 3
|