Кроме того, субъективными являются почти все
специальные основания освобождения от уголовной ответственности,
предусмотренные Особенной частью УК, за небольшим исключением.
Объективными основаниями, в свою очередь, является ряд
общих оснований. Это — освобождение от уголовной ответственности в связи с
изменением обстановки (ст. 77 УК РФ), в связи с истечением сроков давности
(ст. 76 УК РФ) и в связи с актом амнистии (ст. 84 УК РФ). Во всех этих случаях
законодатель не связывает применение института освобождения от уголовной
ответственности с какими-либо действиями обвиняемого.
Специальные объективные основания освобождения от
уголовной ответственности в целом нетипичны для действующего российского
законодательства, но их также можно обнаружить в тексте УК. Речь идет о случаях,
когда лицо, совершившее коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ) или дачу взятки
(ст. 291 УК РФ), освобождается от уголовной ответственности в силу того, что в отношении него имело место вымогательство, а также
когда военнослужащий, совершивший самовольное оставление части или места
службы (ст. 337 УК РФ) либо дезертирство (ст. 338 УК РФ), освобождается от
уголовной ответственности, когда его деяние стало следствием стечения тяжелых
обстоятельств. Последние две статьи УК вообще стоят несколько особняком среди
специальных оснований освобождения от уголовной ответственности.
Наконец, все основания освобождения от уголовной
ответственности можно классифицировать на условные и безусловные, или, что
одно и то же, на временные и окончательные. В основе такого деления с материально-правовой точки зрения — возложение или невозложение на
освобождаемое от уголовной ответственности лицо определенных обязанностей
после того, как соответствующее решение будет принято, а с процессуальной
точки зрения — возможность или невозможность отмены решения о прекращении
уголовного дела и его возобновления. Исходя из этого критерия, безусловными
или окончательными основаниями являются те, когда лицо освобождается без
применения к нему каких-либо специальных мер или обязанностей, которые оно
должно впоследствии исполнять.
Соответственно, здесь не может быть особой
процессуальной санкции в виде возобновления производства по делу и привлечения
лица к уголовной ответственности (нет обязанности — нет санкции). Это,
конечно, не значит, что постановление о прекращении уголовного дела в таком
случае в принципе нельзя отменить. Но делать это можно лишь по общим основаниям
отмены процессуальных решений.
Иными словами, если решение об освобождении от уголовной
ответственности по безусловному
основанию принимается законно и обоснованно, то оно окончательно.
В действующем российском законодательстве безусловными
являются все основания освобождения от уголовной ответственности (как общие,
так и специальные), кроме одного — освобождения от уголовной ответственности
несовершеннолетних с применением принудительных мер воспитательного
воздействия.[5]
В соответствии со ст. 90 УК и ст. 8 УПК к несовершеннолетнему одновременно с
освобождением от уголовной ответственности применяется одна из принудительных
мер воспитательного воздействия, предусмотренных уголовным законом. Если он ее
не исполняет в течение установленного судом, прекратившим уголовное дело,
срока, то принудительная мера отменяется, дело возобновляется и несовершеннолетний
привлекается к уголовной ответственности. Такой подход законодателя к этому
основанию освобождения от уголовной ответственности позволяет считать его
условным, или временным, основанием, противопоставляя по указанному признаку
всем остальным основаниям,
являющимся безусловными и окончательными.
2.1 Амнистия и
помилование в уголовно-правовой теории
В
решении вопроса о статусе исследовательской проблемы амнистии и помилования,
вероятно, будет правильным выделить самостоятельный институт досрочного
освобождения лиц, поведение которых свидетельствует о том, что они твёрдо
встали на путь исправления. Понятие досрочного освобождения охватывает
условно-досрочное освобождение, условное освобождение, амнистию (кроме случаев,
когда она распространяется на лиц, которые не были судимы) и помилование.
Но
здесь необходимо уточнить, что само понятие самостоятельного правового
института не является жёстко формализованным и может быть в равной степени
отнесено и к амнистии, и к помилованию, как вместе взятым, так и к каждому из
них в отдельности, поэтому будет справедливым рассматривать помилование и
амнистию как институт права, представляющий собой “вторичное” образование в
структуре права.
В
науке уголовного права существует вопрос, является ли совокупность научных
знаний об амнистии и помиловании самостоятельной уголовно-правовой теорией.
Большинство учёных, разрабатывавших эту проблему, считает, что да. В пользу
данного утверждения существуют следующие доводы:
Существует
самостоятельный и специфический предмет данного блока научных знаний;
Эти
знания могут быть систематизированы и занимать определённое место как в системе
уголовно-правовой науки, так и в системе научной дисциплины “уголовное право и
уголовная политика”;
Существуют
некоторые общие и особенные предпосылки построения и проверки научных знаний об
амнистии и помиловании, также как применительно к информационному обеспечению
амнистии и помилования можно конкретизировать приёмы и способы сбора,
обработки, проверки и использования информации.
Исходя
из вышесказанного, теорию амнистии и помилования можно условно разбить на две
части: общая и особенная. Это отвечает традиции правовой науки и поможет
выполнить основную задачу системной характеристики данной теории (охват всего
комплекса вопросов, имеющих теоретическое и прикладное значение, и установление
между ними соответствующих связей. В свою очередь общая часть данной теории
может быть разбита на несколько подразделов.
В -
первом (социальная и правовая природа помилования и амнистии) рассматриваются
вопросы: потребность в амнистии и помиловании; факторы, определяющие содержание
и интенсивность этой потребности; цели амнистии и помилования; соотношение
амнистии и помилования с иными средствами общесоциального, правового и
уголовно-правового регулирования; механизм действия амнистии и помилования и их
влияние на состояние правопорядка, поведение законопослушных граждан,
постпенитенциарное поведение, общественное сознание; нравственные и этические
основы амнистии и помилования; принципы их осуществления. Этот же подраздел
предположительно должен включать в себя вопросы, связанные с методикой
исследования амнистии и помилования, прежде всего, сравнительно-правовой метод;
прогнозирование, получение общественно необходимой эмпирической характеристики
практики помилования и амнистии; критический анализ различного рода теорий
амнистии и помилования и проч.
Во
второй подраздел входят вопросы, связанные с определением места помилования и
амнистии в системе уголовно-правового регулирования и уголовной политики.
Это, в
частности, уголовно-политические, криминологические и уголовно-правовые
основания к принятию решений об амнистии и формированию практики помилования.
А
также взаимодействие уголовного наказания, освобождения от уголовной
ответственности с её заменой иными видами профилактики, амнистии и помилования;
проблемы информационного обеспечения помилования и амнистии; субъекты принятия
общих, частных и индивидуальных решений; контроль за амнистией и помилованием;
анализ и оценка их эффективности; роль общественного мнения, средств массовой
информации и проч.
Наконец,
общая часть анализируемой теории включает в себя правовые, организационные и
управленческие вопросы амнистии и помилования.
Так
как эти институты регламентируются различными отраслями права и при своём
ведущем уголовно-правовом характере в меньшей степени уголовным правом, чем
иными отраслями, то здесь возникает проблема взаимосвязанности различных
правовых норм, их согласования, взаимной юридической силы, полноты
регулирования и проч. Наряду с этим рассматриваются вопросы своевременного
реагирования на ходатайства о помиловании, предложения об амнистии, организации
необходимых проверок, привлечения к решению этих вопросов заинтересованных лиц,
поддержания связей с законодательными органами. Особенная часть рассматриваемой
теории может строиться по двум основаниям. Прежде всего необходимо дать
процессуально управленческую характеристику амнистии и помилования, а затем
рассмотреть особенности их применения по отношению к отдельным категориям
преступников, либо применительно к отдельным ситуациям. Процессуально
управленческая характеристика включает в себя стадии:
Возбуждения
и проверки ходатайств и предложений об амнистии и помиловании (здесь, в
частности, анализируются вопросы о праве на ходатайство, о значении отдельных
видов ходатайств и заявлений, о порядке и сроках их рассмотрения, о праве на
представление доказательственного обоснования, о характере доказательств, их
форме и проч.);
Рассмотрения
ходатайств (в частности, материальная и процессуальная компетенция органов,
рассматривающих предварительно и окончательно материалы о помиловании и
амнистии, права лиц, ходатайствующих о помиловании, либо ставящих вопрос о
характере решения, структура решения, его законность, обоснованность и проч.).
В этой группе вопросов, связанных с амнистией и помилованием, проявляются
основательные различия в порядке их рассмотрения.
В
первом случае решается проблематика конкретизации (в правовом смысле этого
понятия) регламента деятельности высших органов государственной власти
применительно к столь специфичной проблеме, так как амнистия - акт, одно
обсуждение которого может внести серьёзное замешательство в деятельность ИТУ;
Обжалования
решений по вопросам помилования и амнистии (здесь также весьма существенны
различия между помилованием и амнистией, но всё же эта проблематика имеет
существенное социально-правовое и технико-юридическое значение);
Организационно-управленческого
обеспечения принимаемых решений (здесь ставятся вопросы исполнения решений,
подготовки к ним, предупреждения негативных последствий на основе проведения
надзорно-профилактических, экономических и иных мер, которым предшествовала
стадия планирования, ресурсного и, при необходимости, кадрового обеспечения).
Особенности
применения амнистии и помилования по отношению к отдельным категориям
преступников и их осуществления в отдельных ситуациях могут быть рассмотрены с
такой степенью подробности, которая диктуется потребностями практики.
Таким
образом, решение проблемы амнистии и помилования, научное в своей основе,
должно обязательно быть практическим, то есть приводить к принятию и исполнению
управленческих и правоприменительных решений.
В том
числе приводить научный подход к помилованию и амнистии должен быть
комплексным; решение исследуемой проблемы должно опираться на теоретические
предпосылки правовой науки и накопленный эмпирический опыт.
2.2
Социальная природа амнистии и помилования
Проблема
социальной природы амнистии и помилования возникает, в первую очередь, как
отражение существующей необходимости общества выяснить, есть ли смысл в
использовании такого рода средств воздействия на поведение человека, какие
закономерности бытия, социальные, нравственные качества, его выживания, между
формализмом права и социальной, в различной степени осознанной обществом,
справедливостью, между независимостью суда и необходимостью некоторого
контролирования его деятельности в целях удержания его в разумных границах,
определяемых обществом и его действительными потребностями. Большое значение
здесь играет вечно существующий разрыв между провозглашаемыми идеалами и
практикой их соблюдения. Также можно сказать, что истоками амнистии и
помилования являются одновременно как глубинные противоречия между различными
целями общества, так и его стремление к разнообразию способов социальной
регуляции и саморегуляции поведения членов общества.
Это
общечеловеческие факторы, существующие в различные исторические эпохи у
различных народов, но они неоднозначно проявляются в зависимости от
исторических традиций, социальной практики, состояния политической и
экономической систем, общественного сознания.
Для
всеохватывающего анализа помилования и амнистии в этом аспекте следует
выделить ряд сущностных признаков, непосредственно раскрывающих социальный
характер этого правового института:
Прежде
всего и помилование, и амнистия представляют собой акт прощения, который в
первом случае является индивидуальным, а в другом распространяется на группы
людей, либо виды поведения. Именно в прощении, в отказе от права на наказание,
определённое судом, состоит ведущая черта, сущностный признак амнистии и
помилования. Об этом в своих работах говорит К.Мирзажанов.
Такое
прощение может носить условный и безусловный характер, но при любых
обстоятельствах оно исходит из того, что закон и основанный на нём приговор
суда в принципе правильны, справедливы, являются правовыми и, тем не менее,
несмотря на признание законности и справедливости приговора, государство не
желает его применения в определённых случаях.
Второй
признак амнистии и помилования лежит в связи прощения с законностью и
справедливостью наказания. Прощение - амнистия и помилование - возможно и
допустимо в тех пределах, в каких законно и справедливо, возможно и допустимо
наказание. Помилование и амнистия не могут и не должны исправлять недостатки
наказания. Следует полагать, что имеющиеся в актах о помиловании и амнистии
ссылки на то, что лицо или лица, которых затрагивает действие этих актов, не
представляют большой общественной опасности, скорее говорят о несправедливости
наказания или о несовершенстве действующего уголовного закона, чем о прощении
со стороны государства.
В это
положение заложен большой практический смысл, и его соблюдение либо
несоблюдение влечёт очевидные юридические последствия для осуждённого. Если
наказание не соответствует тяжести деяния, то его надо в законном порядке
обжаловать; если деяние не является преступлением или потеряло общественно
опасный характер, надо менять квалификацию и, по-видимому, реабилитировать
гражданина, а не миловать его. Всё это означает, что амнистия, равно как и
помилование, не есть средство для устранения нарушений законности.
Следующий
признак вытекает из существования реальной противоречивости мира в целом и
процессов социального регулирования в частности, что обусловливает
противоречивость права, а соответственно и наказания. Наказание - формально, по
своему существу предсказуемо, так как опирается на неотвратимость уголовной
ответственности. Амнистия и помилование не носят ярко выраженного формального
характера.
Они не
настолько предсказуемы, как ответственность и наказание, и в силу этого
смягчают формализм наказания. Помилование и амнистия отражают предустановленные
и ограниченные правом возможности государства противопоставить регулятивному
воздействию права регулятивное воздействие справедливости. Таким образом, в
социальном плане амнистия и помилование представляют собой прощение, обусловленное
справедливостью уголовного закона и наказания и преодолевающее их формализм и
ограниченность, приводящие к определённым негативным последствиям, на основе
учёта конкретных проявлений деяния, личности, обстановки. Помилование и
амнистия опираются на глубинные потребности общества в саморегуляции и его
представления о справедливости, о возможности раскаяния и прощения.
Ещё
одним важным признаком является государственный характер прощения, так как
амнистия и помилование по своей природе определяются фактами уголовно-правового
запрета и возможного наказания и исходят в качестве прощения именно от
государства. Этот признак не является чисто социальным, его природа лежит
где-то между социальным и правовым, в феномене амнистии и помилования он
объединяет, интегрирует правовое и социальное.
2.3
Правовая природа амнистии и помилования
Прежде
всего правовая природа амнистии и помилования раскрывается через указание на
то, что амнистия - это акт высшего органа власти, который распространяется на
определённую категорию или группу лиц, помилование - акт высшего органа,
касающийся конкретного лица.
Для
более детального рассмотрения этого вопроса необходимо определить правовые
признаки помилования и амнистии:
Амнистия
и помилование ( исключительная прерогатива высшего органа государственной
власти, она не отменяет и не изменяет уголовного закона;
Амнистия
и помилование ( имеют определённые основания, в каждом случае различающиеся
между собой;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|