Помилование
и амнистия являются направлением уголовной политики не только потому, что эта
деятельность требует затраты огромного объёма профессиональных усилий на сбор и
переработку необходимой информации, на подготовку правовой и
технико-юридической базы. Важно то, что она неразрывно связана с уголовным
наказанием, определяет судьбы людей, состояние общества, его отношение к своим
согражданам, а это вопросы большой политики.
Таким
образом, амнистия и помилование должны рассматриваться как направление
уголовной политики, осуществляемое специфическими субъектами ( высшими органами
власти, но смыкающееся с деятельностью органов уголовной юстиции и основанное
на ней.
Конкретные
задачи, возможности и содержание уголовной политики определяются анализом и
оценкой современной социальной ситуации. Этот вопрос при характеристике места
амнистии и помилования в уголовной политике государства особенно выделяет
К.Мирзажанов. Важность учёта социальной ситуации порождается необходимостью
увязки решения конкретных задач борьбы с преступностью с действительно
существующими потребностями общества, его возможностями. Формальное определение
современной социальной ситуации предполагает систему действующих наличных
предпосылок, образующих такое состояние социальной среды, которое прямо или
косвенно, осознанно для общества или неявно определяет собой состояние законности
в сфере, регулируемой уголовным законом, и формирует различные способы
реагирования общества на нарушения установленных запретов. Таким образом, в
упоминании о современной социальной ситуации в сфере борьбы с преступностью
прослеживается стремление выявить некоторое качество, определённую специфику
всей совокупности происходящих в обществе явлений и процессов, выделяя их связи
с преступностью и противостоящим ей режимом законности. Анализ социальной
ситуации, сложившейся в обществе, обосновывает управление уголовной политикой,
её изменение в возможных пределах, оптимизацию применительно к решаемым при
воздействии на преступность проблемам, в нашем случае, амнистии и помилования.
Из вышесказанного следуют два вывода:
Практические
работники, представители общественности обязаны иметь определённое
представление о социальной ситуации в сфере борьбы с преступностью;
Данные
о социальной ситуации должны быть заложены в концепцию борьбы с преступностью и
интерпретированы применительно к практике амнистии и помилования[3].
В
настоящее время наблюдается отсутствие оптимальной уголовной политики в
отношении помилования и амнистии, и это, вероятно, связано, прежде всего, с
недостатками правовой науки, которая до сих пор ещё не полностью приспособилась
к изменениям социально-экономических и политических условий, имевшим место в
начале 90-х гг., что у многих авторов выражается в устаревшем понимании данной
проблемы. Как утверждают многие видные правоведы, разрабатывавшие эту тему,
правовая наука в данной области не во всех случаях по масштабу, глубине и
последовательности анализа соответствует социологии, экономике, политологии.
Отмечается, что обществу не предложены разумные подходы к наболевшим
организационным, управленческим проблемам воздействия на преступность, одним из
способов которого являются амнистия и помилование. И принятие нового уголовного
кодекса в 1996 г. с соответствующими статьями, посвящёнными помилованию и
амнистии (ст. 84, 85), не во всех случаях решает эту проблему.
Таким
образом, в сложившейся социальной ситуации определение эффективной практики
амнистии и помилования следует начинать с анализа исходных условий и
возможностей борьбы с преступностью. Стоит признать, что социальные возможности
в сфере укрепления законности не так велики и, что правоохранительная система
не может быть перестроена без комплексного решения кардинальных политических и
экономических проблем. Также необходимо получить достоверные данные о
качественно-количественных моделях соотношения кары и прощения в процессах
борьбы с преступностью, роли амнистии и помилования в механизме действия
уголовного и иного законодательства.
Существуют
точки зрения, навязывающие обществу некие “идеальные” представления о том, как
можно вытеснить, ограничить, ликвидировать преступность. Эти концепции
предполагают усиление репрессий, увеличение жестокости наказания. В свете
последних достижений уголовно-правовой науки можно с уверенностью утверждать,
что это неверный подход. Ведь социально-правовая реальность такова, что ни одно
ограниченное, проводимое не в комплексе, мероприятие не даёт должного эффекта в
процессе борьбы с преступностью. Отдельные уголовно-правовые средства,
процедуры, организационные структуры и направления уголовной политики
интегрируются политической системой. Давление общества на практику амнистии и
помилования, стремление одним ударом покончить с преступностью, низкий уровень
правовой культуры (все эти факторы при неблагоприятных условиях могут без
всяких административных указаний ослабить оптимальность этой деятельности,
подорвать всякую предсказуемость государственных решений в этой области. В то
же время при комплексном подходе к перестройке системы в целом, при учёте её
связей с обществом этого не должно случиться. Практика помилования и амнистии
может сыграть позитивную роль. Но при всех этих обстоятельствах было бы ошибкой
искать решение проблемы в рамках “смягчить-усилить”. Вполне возможно, что
значимость многих охраняемых прав следует повысить, а соответствующие виды
наказания (ужесточить. Но условием этого должно быть более полное осознание
обществом своих возможностей в сфере борьбы с преступностью. Все эти моменты
довольно полно раскрывают сущность уголовной политики что не существует
коренных противоречий между институтами амнистии и помилования в зарубежных
странах и в Российской Федерации, о которых подробнее рассказывается в
следующей главе.
Глава 2.
Амнистия и помилование как виды освобождения
от уголовной
ответственности в УК РФ
В соответствии с УК
освобождение от уголовной ответственности может иметь место только тогда, когда
имеются все необходимые предпосылки для привлечения лица к уголовной
ответственности, т.е. в содеянном им содержатся все признаки конкретного
состава преступления. Поэтому если в деянии лица не установлено наличие состава
преступления, то это означает, что такое лицо изначально не подлежит уголовной
ответственности, а не освобождается от нее. Равным образом не может идти речь
об освобождении от уголовной ответственности лица, совершившего
малозначительное деяние (ч. 2 ст. 14 УК РФ), лица, которое добровольно
отказалось от доведения преступления до конца (ст. 31 УК РФ), правомерно
причинило вред посягающему при необходимой обороне (ст. 37 УК РФ), действовало
в состоянии крайней необходимости (ст. 39 УК РФ) или при наличии иных
обстоятельств, исключающих преступность деяния (глава 8 УК РФ), а также лица,
допустившего невиновное
причинение вреда (ст. 28 УК РФ). Во всех этих случаях содеянное вообще не
рассматривается как преступное деяние, в силу чего тут с самого начала
отсутствует основание уголовной ответственности, что исключает применение
принудительных мер уголовно-правового характера.
Освобождение от уголовной ответственности не следует
смешивать с прекращением уголовного дела при недоказанности участия обвиняемого
в совершении преступления, так как в последнем случае недоказанность виновного
лица означает, что оно невиновно в инкриминируемом ему веянии.
Освободить же от уголовной ответственности, как уже сказано, можно только
лицо, в действиях которого установлен состав конкретного преступления, т.е.
виновное лицо. Именно поэтому такого рода освобождение от уголовной
ответственности именуют освобождением по нереабилитирующим (не оправдывающим
лицо) основаниям.
Освобождение от уголовной ответственности не следует
отождествлять с ее прекращением. Уголовная ответственность прекращается при
наступлении таких не зависящих от усмотрения суда, прокурора, следователя или
лица, производящего дознание, обстоятельств, которые делают объективно
невозможной реализацию уголовно-правовых санкций (например, смерть виновного,
его психическое заболевание, отмена уголовно-правового запрета - декриминализация)[4]. Освобождение от уголовной ответственности
может состояться только в тех случаях, когда правоохранительные органы точно
установят, что нет никаких препятствий для реализации охранительных
уголовно-правовых отношений и применения к лицу, совершившему преступление, мер
уголовно-правового характера (наказания).
Новый УК РФ предусматривает ряд оснований, по которым
лицо может или должно быть освобождено от уголовного преследования и, как
следствие, от уголовной ответственности. Процессуальной формой такого
освобождения служит
прекращение уголовного дела по соответствующим статьям УПК РСФСР. Множественность
оснований освобождения от уголовной ответственности и их различная юридическая
природа вызывают необходимость классифицировать их.
Поскольку любая классификация возможна только тогда,
когда имеет в своей основе единство признака или критерия, по которому
проводится противопоставление различных видов какого-либо явления, то прежде
всего надо найти такие признаки (критерии).
Наиболее очевидный вариант классификации оснований
освобождения от уголовной ответственности — их деление на общие и специальные
основания.
Критерием такой классификации служит структура
Уголовного кодекса — наличие в нем Общей и Особенной частей.
Общая часть содержит шесть оснований освобождения от
уголовной ответственности.
Четыре из них объединены в главе 11 (ст. ст. 75—78 УК
РФ), которая так и называется: «Освобождение от уголовной ответственности».
Отдельно говорится об освобождении от уголовной
ответственности в связи с актом амнистии (ст. 84 УК РФ), который может быть и
основанием освобождения от наказания, а также об освобождении от уголовной
ответственности несовершеннолетних в связи с применением принудительных мер
воспитательного воздействия (ст. 90 УК РФ).
Все названные основания освобождения от уголовной
ответственности предусмотрены Общей частью УК, и, соответственно, их можно
считать общими основаниями. Однако
они, в свою очередь, могут быть классифицированы на две подгруппы по другому
критерию — в соответствии с определенными признаками, характеризующими
субъекта, подлежащего уголовной ответственности. По действующему уголовному
законодательству таким признаком является возраст субъекта. Основания
освобождения от уголовной ответственности, содержащиеся в разделе IV УК РФ
«Освобождение от уголовной ответственности и от наказания», могут применяться
к любому лицу, независимо от его возраста, и поэтому их вполне допустимо
именовать основными общими.
В то же время освобождение от уголовной ответственности
с применением принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 90 УК РФ),
хотя и является общим основанием освобождения с точки зрения структуры уголовного
закона (оно расположено в Общей части УК УК РФ),
но может применяться только в отношении несовершеннолетних,
т. е. лиц, обладающих дополнительным признаком — соответствующим возрастом.
Более того, это основание, будучи сопряжено с применением установленных
законом принудительных мер, должно применяться только тогда, когда юридически
невозможно применение одного из основных общих оснований, не связанных с
какими-либо правоограничениями.
Следовательно, оно является субсидиарным общим
основанием, причем на данный момент других субсидиарных общих оснований действующее российское
уголовное право не предусматривает ..
Неслучайно норма, предусматривающая особый порядок
освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних, помещена в УК
отдельно от основных общих оснований.
Специальными основаниями освобождения от уголовной
ответственности следует признать те, которые закреплены в Особенной части УК
применительно к конкретным составам преступлений (в примечаниях к
соответствующим статьям). Всего в действующем уголовном законодательстве РФ
насчитывается пятнадцать специальных оснований (ст. ст. 126, 204, 205 и т.
д.).
Анализ уголовно-правовых и уголовно-процессуальных норм
позволяет сделать вывод, что в ряде случаев освобождение от уголовной ответственности
и прекращение уголовного дела — право компетентных государственных органов
даже при наличии всех необходимых формальных предпосылок для принятия такого
решения. Иными словами, возможность и целесообразность освобождения лица от
уголовного преследования и от уголовной ответственности должны оцениваться в
каждом случае прежде всего с точки зрения публичных интересов.
В других случаях
законодатель обязывает лицо, ведущее производство по делу, применить институт
освобождения от уголовной ответственности, если для этого возникает
предусмотренное законом основание. Здесь уже нет места усмотрению следователя,
органа дознания, прокурора либо суда.
В соответствии с таким подходом все основания
освобождения от уголовной ответственности можно классифицировать на две
группы: дискреционные и императивные. К дискреционным, когда освобождение от
уголовной ответственности является правом, а не обязанностью компетентного
органа, относятся четыре общих основания и два специальных.
Общими дискреционными основаниями являются освобождение
в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК РФ), в связи с примирением с потерпевшим
(ст. 76 УК РФ), в связи с изменением обстановки (ст. 77 УК РФ), а также освобождение
от уголовной ответственности несовершеннолетних с применением принудительных
мер воспитательного воздействия (ст. 90 УК РФ).
К специальным дискреционным основаниям следует отнести
случаи освобождения, предусмотренные в примечаниях к ст. ст. 337 и 338 УК РФ,
где речь идет о том, что впервые совершивший самовольное оставление службы или
части либо дезертирство военнослужащий может быть освобожден от уголовной ответственности, если его деяние «явилось
следствием стечения тяжелых обстоятельств».
Императивные основания освобождения от уголовной
ответственности, не допускающие никакого усмотрения со стороны компетентных
органов, предусмотрены только в двух статьях Общей части — ст. 78 (освобождение
от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности) и ст. 84
(освобождение от уголовной ответственности в связи с актом амнистии). В
принципе, они более характерны для Особенной части УК: почти все специальные
основания освобождения от уголовной ответственности (кроме указанных в ст. ст. 337 и 338) являются императивными.
Следующий вариант классификации оснований освобождения
от уголовной ответственности — их деление на субъективные и объективные.
Эта классификация построена на разграничении, с одной
стороны, тех оснований, когда освобождение от уголовной ответственности
ставится в зависимость от позитивного поведения подлежащего уголовному преследованию
субъекта, которое должно быть выражено в конкретных указанных законодателем
действиях, а с другой стороны, тех оснований, когда освобождение от уголовной
ответственности не зависит от поведения этого субъекта, будучи связанным с
наступлением иных юридически значимых объективных
обстоятельств.
Основания первой группы называем субъективными потому,
что здесь решающую роль играют воля и действия субъекта, подлежащего уголовной
ответственности, а второй группы - объективными,
так как в этих случаях освобождение происходит по причине неких объективных
факторов, наступление которых не может зависеть от воли лица, освобождаемого
от уголовной ответственности.
Среди общих оснований освобождения от уголовной
ответственности субъективными являются три — освобождение в связи с деятельным раскаянием (ч. 1 ст. 75 УК РФ), в связи с примирением с потерпевшим (ст. 76 УК
РФ) и с применением принудительных мер воспитательного воздействиях
несовершеннолетним (ст. 90 УК РФ).
В названных нормах законодатель четко формулирует те
действия, которые должны быть совершены обвиняемым либо до принятия соответствующего
решения (явка с повинной, способствование
раскрытию преступления, заглаживание вреда,
примирение с потерпевшим и другие), либо, как в случай с несовершеннолетними,
после его принятия для того, чтобы оно приобрело окончательную силу и не было
отменено (исполнение принудительной меры воспитательного воздействия).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|