- в случае явки потерпевшего, его
законного представителя - разъяснение им положений ст.ст.42, 45 УПК в мере,
относящейся к содержанию заседания;
- оглашение следователем,
дознавателем или прокурором описательно-мотивировочной и резолютивной частей
постановления, предоставление ему права дополнительного обоснования
постановления;
- заслушивание (а не допрос) иных
лиц, явившихся в судебное заседание: подозреваемого (обвиняемого), их законного
представителя, потерпевшего и его законного представителя, защитника.
Представляется, что в данном судебном заседании именно судья вправе задавать
вопросы. К судье должны апеллировать участники процесса, обращая внимание на
отдельные обстоятельства дела и неясности позиции другой стороны, что может
лишь побудить судью задать стороне соответствующий вопрос.;
- оглашение материалов,
приобщенных к постановлению органов предварительного расследования и выслушивание
по ним объяснений участников процесса;
- предоставление сторонам права на
заключительные реплики;
- удаление в совещательную комнату
для вынесения постановления;
- оглашение постановления,
разъяснение порядка его обжалования.
В связи с тем, что ч.6 ст.108 УПК
предусматривает по ходатайству стороны возможность отложения принятия решения
на срок до 72 часов этот срок исчисляется с учетом общего 48-часового срока
задержания, т.е. судья вправе продлить истекающие 48 часов не более чем на
сутки. В постановлении судьи об избрании меры пресечения (приложение 81) или об
отказе в удовлетворении ходатайства (приложение 82) главным является изложение
обоснования принимаемого судебного решения. Постановление должно содержать
оценку доводов (мотивов) ходатайства и вытекающие из этой оценки аргументы
(доводы, мотивы) судебного решения[15].
Материальная основа принятия
решения содержится в пп.1, 2 ст.108 УПК существо которой составляет принцип:
"невозможность применения иной, более мягкой, меры пресечения".
Применительно к этому принципу
судья должен уяснить в судебном заседании и оценить в письменном изложении:
- фактическое процессуальное
положение лица: является он подозреваемым или обвиняемым;
- характер и степень общественной
опасности преступления (ий), в совершении которых подозревается или обвиняется
данное лицо, в соответствии со ст.15 УК, определяющей категории преступлений;
- предусматривает ли уголовный
закон, нарушение которого вменяется лицу, применение наказания, не связанного с
лишением свободы;
- к какому виду относится
вменяемое преступление по объекту посягательства: против личности,
собственности, безопасности и т.д., оценивая указанное обстоятельство относительно
наличия фактора агрессивности со стороны подозреваемого (обвиняемого) и, в
частности, опасности оставления его на свободе для потерпевшей стороны (по
делам о преступлениях против жизни и здоровья и др.);
- форма вины вменяемого
преступления: умышленная или неосторожная;
- наличие признаков обстоятельств,
исключающих уголовную ответственность (невменяемость, необходимая оборона,
крайняя необходимость и др. - гл.8 УК);
- наличие признаков совершения
преступления в соучастии с другими лицами, имея в виду степень опасности
влияния находящихся на свободе соучастников;
- наличие обстоятельств, дающих
основания полагать, что лицо, оставаясь на свободе, будет противодействовать
установлению истины, и что такое противодействие способно воспрепятствовать
установлению истины по делу (воздействие на потерпевших, свидетелей, сокрытие
следов преступления). В то же время способность лица в соответствии с
п."к" ч. 1 ст.61 УК принять меры к добровольному возмещению
имущественного и морального вреда и иным действиям, направленным на его
заглаживание, могут расцениваться в пользу оставления его на свободе;
- очевидность наличия признаков
иных обстоятельств, расцениваемых уголовным законом как смягчающие наказания
(ст.61 УК);
- очевидность наличия признаков
иных обстоятельств, относимых уголовным законом к числу отягчающих наказание
(ст.63 УК);
- обстоятельства прекращения
преступных действий (задержан, оказывал ли сопротивление при этом; или явился с
повинной и т.п.);
- степень социальной адаптации:
наличие семьи, необходимости содержания и ухода за близкими лицами,
нуждающимися в этом, - имея в виду степень неотвратимости негативных
последствий изоляции лица для его близких и степень его привязанности к этим
заботам; наличие постоянного места жительства; трудовой (служебный) статус -
должность, звание, исполнение обязанностей по службе или иной трудовой
деятельности; деловая репутация и общая характеристика;
- состояние здоровья
подозреваемого (обвиняемого);
- иные обстоятельства, имеющие
значение для разрешения ходатайства следователя (дознавателя) и могущие
свидетельствовать о том, что лицо может скрыться от следствия и суда.
Изложенное вовсе не означает, что
в каждом постановлении судьи должны отражаться все указанные вопросы, поскольку
в постановлении по конкретному делу должны быть оценены лишь те данные, которые
применительно к конкретным обстоятельствам имеют непосредственное отношение и
имеют существенную значимость или совокупность таких данных.
Во всяком случае в постановлении
судьи должны содержаться (с учетом критериев, изложенных выше):
- оценка тяжести деяния,
вменяемого обвиняемому (подозреваемому);
- оценка сведений о личности
обвиняемого (подозреваемого);
- наличие оснований полагать о
том, что обвиняемый (подозреваемый), оставаясь на свободе, будет противодействовать
расследованию дела или скроется от следствия и суда.
Доводы, изложенные в ходатайстве
органов предварительного следствия, должны получить соответствующую оценку
согласия или несогласия с ними. Предусмотренная п.10 ст.108 УПК возможность
обжалования постановления судьи обязывает его к четкому и ясному изложению
своих выводов, их конкретности, избегая излишней детализации и общих
рассуждений вне терминологии, используемой законодательством.
Исполнение постановления состоит в
направлении (вручении) его копии, заверенной подписью и гербовой печатью, лицу,
возбудившему ходатайство, прокурору, подозреваемому или обвиняемому (3 копии) и
подлежит немедленному исполнению органами предварительного расследования, в
ведении которых находится подозреваемый или обвиняемый.
Практические вопросы исполнения
постановления - освобождение лица из-под стражи либо заключения под стражу -
относятся к ведению органов предварительного расследования. Реализация их
допустима в помещении по месту судебного заседания.
С организационной стороны важно
также отметить, что согласно ч.2 ст.63 УПК судья не вправе принимать участие в
рассмотрении уголовного дела, если в ходе досудебного производства принимал по
нему определенное законом решение.
В случае обжалования судебного
решения суд, извещая об этом остальных участников, направляет материалы в
вышестоящий суд.
Хотя Законом не установлены сроки
представления материалов в суд кассационной инстанции, однако из смысла ст.108
УПК, определяющей сокращенные сроки судебного производства по этим материалам,
следует, что указанные материалы должны направляться в вышестоящий суд не
позднее 3-дневного срока со дня поступления кассационной жалобы или
представления и не позднее 5-дневного срока при наличии ходатайства участников
об ознакомлении с протоколом судебного заседания и рассмотрении судьей поданных
ими замечаний.
Лицо, в производстве которого
находится уголовное дело, незамедлительно должно уведомить кого-либо из близких
родственников подозреваемого или обвиняемого, при их отсутствии - других
родственников, а при заключении под стражу военнослужащего - также командование
воинской части о месте содержания его под стражей или об изменении места
содержания под стражей.
Содержание под стражей при
расследовании преступлений по общему правилу не может превышать 2 месяца.
Однако в случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до 2
месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения
этот срок может быть продлен судьей районного суда или военного суда
соответствующего уровня на срок до 6 месяцев. Дальнейшее продление срока может
быть осуществлено в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо
тяжких преступлений, только в случаях особой сложности уголовного дела и при
наличии оснований для избрания этой меры пресечения судьей того же суда по
ходатайству следователя, внесенному с согласия прокурора субъекта Российской
Федерации или приравненного к нему военного прокурора, до 12 месяцев. Срок содержания
под стражей свыше 12 месяцев может быть продлен лишь в исключительных случаях в
отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, судьей
верховного суда республики, краевого или областного суда и суда автономного
округа или военного суда соответствующего уровня по ходатайству следователя,
внесенному с согласия Генерального прокурора Российской Федерации или его
заместителя, до 18 месяцев. По общему правилу предельный восемнадцатимесячный
срок содержания обвиняемого под стражей при расследовании уголовного дела
продлению не подлежит и при его истечении обвиняемый освобождается из-под
стражи. Но из этого правила сделано одно исключение: восемнадцатимесячный срок
содержания обвиняемого под стражей может быть продлен судьей до момента завершения
процедуры ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного
дела и направления данного дела в суд по подсудности. В соответствии с ч.5
ст.109 УПК РФ материалы оконченного расследованием уголовного дела должны быть
предъявлены обвиняемому, содержащемуся под стражей, и его защитнику не позднее
чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей,
установленного частями второй и третьей ст.109 УПК РФ. Если после окончания
предварительного следствия материалы уголовного дела были предъявлены
обвиняемому и его защитнику позднее чем за 30 суток до окончания предельного
срока содержания под стражей, то по его истечении обвиняемый подлежит
немедленному освобождению.
Частями 9, 10 и 11 ст.109
установлены шесть правил суммирования в период предварительного следствия
процессуальных сроков содержания под стражей конкретного обвиняемого. рок
содержания под стражей в период предварительного следствия исчисляется с
момента заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу до направления
прокурором уголовного дела в суд.
В срок содержания под стражей
также засчитывается время:
1) на которое лицо было задержано
в качестве подозреваемого;
2) домашнего ареста;
3) принудительного нахождения в
медицинском или психиатрическом стационаре по решению суда;
4) в течение которого лицо
содержалось под стражей на территории иностранного государства по запросу об
оказании правовой помощи или о выдаче его Российской Федерации в соответствии
со статьей 460 УПК РФ.
Помимо этого в суммируемое время
следует дополнительно включать:
Время задержания в порядке,
предусмотренном Указами Президента РФ от 14 июня 1994 года N 1226 «О неотложных
мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной
преступности» и указом Президента РФ от 10 июля 1996 года «О неотложных мерах
по укреплению правопорядка и усилению борьбы с преступностью в г. Москве и
Московской области».
Т.о. предельный срок содержания
под стражей при расследовании уголовного дела (за исключением случаев продления
срока для ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного
дела) составляет 18 месяцев. Однако при рассмотрении уголовного дела судом
предельный срок содержания под стражей неограничен, при условии, что судья,
рассматривающий дело, каждые три месяца будет выносить определение о продлении
содержания под стражей. При этом должно соблюдаться право заключенного под стражу «на судебное разбирательство в
течение разумного срока», гарантированное п.3 ст.5 Европейской конвенции о
защите прав и основных свобод человека. Исходя из практики Европейского суда
по правам человека, образованного в соответствии с данной конвенцией, можно
отметить, что «оценка разумности срока предварительного заключения не
может быть дана абстрактно. Вопрос о разумности содержания того или иного
обвиняемого под стражей должен быть исследован по каждому делу с учетом
особенностей дела. Более длительное содержание под стражей может быть
обосновано в каждом конкретном случае только при условии, что имеются
конкретные признаки подлинной необходимости ограждения интересов общества,
которая – несмотря на презумпцию невиновности – перевешивает принцип уважения
свободы личности, записанный в Статье 5 конвенции»[16]
В заключение приведу некоторые статистические
данные о действии нового порядка избрания и продления меры пресечения в виде
заключения под стражу.
По информации судебной коллегии по уголовным делам
Верховного Суда РФ, за период с 1 июля по 8 сентября 2002 г. федеральные суды,
руководствуясь ст.ст.108 и 109 УПК, в целом по России рассмотрели 27090
материалов с ходатайствами об избрании в качестве меры пресечения заключения
под стражу и 14768 материалов с ходатайствами о продлении срока содержания под
стражей.
В результате рассмотрения постановлений о
возбуждении ходатайств об избрании в качестве меры пресечения заключения под
стражу суды удовлетворили 23.427 (86,5%) , отказали в удовлетворении 2.478
ходатайств (9,1%), отложили принятие решения на срок до 72 часов по 1.185
ходатайствам (4,4%). В результате рассмотрения ходатайств о продлении срока
содержания под стражей суды удовлетворили 13.536 (91,7%), отказали в
удовлетворении 675 ходатайств (4,6%), отложили принятие решения под 557
ходатайствам (3,7%).
За анализируемый период рассмотрено в
кассационном порядке 2.586 жалоб и представлений на постановления судей об
избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу, что от общего
количества рассмотренных ходатайств составило 9,5%. Из них оставлены без
изменения 2.246 постановлений (86,9%), отменены 323 постановления (12,5%),
изменены 17 постановлений (0,6%). Также рассмотрено в кассационном порядке 1.478
жалоб и представлений на постановления судей о продлении срока содержания под
стражей, что от общего количества рассмотренных ходатайств составило 10%. Из
них оставлено без изменения 1.344 постановления (90,9%), отменено 121
постановление (8,2%), изменено 13 постановлений (0,9%)[17].
Хотелось бы верить, что права и свободы
человека действительно будут высшей ценностью для общества и государства, как
декларирует Конституция РФ и явятся первым и преимущественным принципом при
избрании заключения под стражу в качестве меры пресечения.
1.
Конституция Российской
Федерации от 12.12.1993 года // «Российская газета»
от 25 декабря 1993 года;
2.
Уголовно - процессуальный
кодекс Российской Федерации 2001 года // СЗ РФ, 2001. №52, ст.4921; 2002, №22,
ст.2027; №30, ст.3020, 3029 Российская газета, 5.11.2002 №211 (3079);
3.
Уголовно-процессуальный
кодекс РСФСР 1960 года // Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1960, N 40,
ст.592; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст.5881;
1998, N 30, ст.3613; 1999, N 28, ст.3491; 2000, N 16, ст.1641; 2001, N 26,
ст.2587; N 47, ст.4404, N 53 (Часть I), ст. 5028;
4.
Федеральный
закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых
и обвиняемых в совершении преступлений" (с изм. и доп. от 21 июля 1998 г.,
9 марта 2001 г.) // Российская
газета, от 20 июля 1995 г., от 29 июля 1998 г., от 14
марта 2001 г;
5.
Федеральный
закон от 12 февраля 2001 г. N 12-ФЗ "О гарантиях Президенту Российской
Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи" // Собрание
законодательства Российской Федерации от 12 февраля 2001 г., N 7, ст. 617;
6.
Постановление
Конституционного Суда Российской Федерации от 14 марта 2002 года « По делу о
проверке конституционности статей 90, 96, 122 и 216 Уголовно-процессуального
кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан С.С. Маленкина, Р.Н. Мартынова и С.В.
Пустовалова» // Российская газета от 21.03.2002;
7.
Постановление Европейского
суда по правам человека «Калашников против Российской Федерации» // Российская
газета, 17 октября 2002 года, №197 (3065), 19 октября 2002 года, №199 (3067);
8.
Конвенция о защите прав
человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21
сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11
мая 1994 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 января
2001 г., N 2, ст. 163;
9.
Международный пакт о
гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) //
"Ведомости Верховного Совета СССР", 1976 г., N 17(1831), ст. 291.;
Специальная литература:
1.
Комментарий к УПК РФ / Под
общ. ред. В.В. Мозякова. – М.: «Издательство «Экзамен XXI»,
2002. – 864 с.;
2.
Принятие судебных решений
о заключении под стражу // Российская юстиция, №6, 2002;
3.
Судебный арест: первые
оценки и новая статистика // Российская юстиция, № 10, 2002 , с.1
4.
СПС «Гарант»
[1]Комментарий к УПК РФ / Под общ. ред.
В.В. Мозякова. – М.: «Издательство «Экзамен XXI», 2002. – с.229.;
[3] Комментарий к УПК РФ / Под общ. ред. В.В. Мозякова. – М.:
«Издательство «Экзамен XXI», 2002. – 230 с.;
[4] Там же, с.230
[5] В соответствии со ст.7
Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей
подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» местами содержания под стражей
подозреваемых и обвиняемых являются: следственные изоляторы
уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации;
следственные изоляторы органов федеральной службы безопасности; изоляторы
временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел;
изоляторы временного содержания
подозреваемых и обвиняемых Пограничных войск Российской Федерации. В случаях,
предусмотренных вышеуказанным Федеральным законом, местами содержания под
стражей подозреваемых и обвиняемых могут являться учреждения
уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации,
исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы (далее - учреждения,
исполняющие наказания), и гауптвахты.
[6] «Российская газета» от 25
декабря 1993 года;
[7] СЗ РФ, 2001. №52, ст.4921;
2002, №22, ст.2027; №30, ст.3020, 3029 Российская газета, 5.11.2002 №211
(3079);
[8] Российская газета, от 20 июля 1995
г., от 29 июля 1998 г., от 14 марта 2001 г;
[9] В соответствии с Федеральным закон от 12
февраля 2001 г. N 12-ФЗ "О гарантиях Президенту Российской Федерации,
прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи" (Собрание
законодательства Российской Федерации от 12 февраля 2001 г., N 7, ст. 617)
Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, обладает
неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к уголовной или
административной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения
полномочий Президента Российской Федерации, а также задержан, арестован,
подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру, если указанные действия
осуществляются в ходе производства по делам, связанным с исполнением им
полномочий Президента Российской Федерации.
[10] В соответствии со ст. 12 ФКЗ от 26 февраля
1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской
Федерации" (Собрании законодательства Российской Федерации от 3 марта 1997
г. N 9, ст. 1011) уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего
срока его полномочий.
[11] Конвенция о защите прав человека и основных
свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20
декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) //
Собрание законодательства Российской Федерации от 8 января 2001 г., N 2, ст.
163;
[12] Международный пакт о гражданских и
политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // "Ведомости
Верховного Совета СССР", 1976 г., N 17(1831), ст. 291.;
[13] Ведомости
Верховного Совета РСФСР, 1960, N 40, ст.592; Собрание законодательства
Российской Федерации, 1996, N 52, ст.5881; 1998, N 30, ст.3613; 1999, N 28,
ст.3491; 2000, N 16, ст.1641; 2001, N 26, ст.2587; N 47, ст.4404, N 53 (Часть
I), ст. 5028;
[14] По расчетам,
которые представлялись Верховным Судом Российской Федерации в 2001 году, такая
потребность в кадровых и материальных ресурсах повлечет увеличение объема
финансирования судебной системы из федерального бюджета на 1,55 млрд. рублей
ежегодно ( Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса
Российской Федерации» // СПС «Гарант»)
.
[15] Принятие судебных решений о заключении под
стражу // «Российская юстиция», 2002, N 6, стр.16
[16] Постановление Европейского суда по
правам человека «Калашников против Российской Федерации» // Российская газета,
19 октября 2002 года, №199 (3067), с.5;
[17] Судебный арест: первые оценки и новая статистика // Российская
юстиция, 2002, №10
Страницы: 1, 2, 3
|