1) подозреваемый или обвиняемый не
имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации;
2) его личность не установлена;
3) им нарушена ранее избранная
мера пресечения;
4) он скрылся от органов
предварительного расследования или от суда.
К несовершеннолетнему подозреваемому или
обвиняемому заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть
применено в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого
или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях эта мера пресечения
может быть избрана в отношении несовершеннолетнего, подозреваемого или
обвиняемого в совершении преступления средней тяжести.
Для некоторых категорий граждан в
связи с особой ответственностью выполняемых ими функций установлены
дополнительные гарантии против необоснованного применения к ним заключения под
стражу. В соответствии со ст.58 Конституции РФ члены Совета Федерации и
депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего
срока их полномочий. В соответствии с ч.3 ст. 450 УПК судебное решение об
избрании в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы,
Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий[9], Уполномоченного по правам
человека в Российской Федерации[10]
в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска
исполняется с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной
Думы. Судебное решение об избрании в отношении судьи Конституционного Суда
Российской Федерации, судей иных судов в качестве меры пресечения заключения
под стражу исполняется с согласия соответственно Конституционного Суда
Российской Федерации или квалификационной коллегии судей. При этом
мотивированное решение Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной
коллегии судей о даче согласия на избрание в отношении судьи в качестве меры
пресечения заключения под стражу или о производстве обыска принимается в срок
не позднее 5 суток со дня поступления представления Генерального прокурора
Российской Федерации и соответствующего судебного решения.
Согласно ч.2 статьи 22 Конституции Российской
Федерации арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только
по судебному решению, а до судебного решения лицо не может быть подвергнуто
задержанию на срок более 48 часов.
Указанное правило должно служить гарантией судебной
защиты для ситуаций, связанных с ограничением одного из основных прав человека
– права на свободу и личную неприкосновенность, что признается помимо
Конституции РФ также Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и
Международным пактом о гражданских и политических правах. Согласно этим
международно-правовым актам, являющимся в силу статьи 15 (часть 4) Конституции
Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации,
каждое арестованное или задержанное по уголовному обвинению лицо
незамедлительно доставляется к судье или к другому должностному лицу, которому
принадлежит по закону полномочие осуществлять судебную власть, и ему должно
быть обеспечено право на судебное разбирательство в течение разумного срока или
право на освобождение (пункт 3 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и
основных свобод[11],
пункт 3 статьи 9 Международного пакта о гражданских и политических правах[12]).
Предусмотрев в абзаце втором
пункта 6 раздела второго "Заключительные и переходные положения", что
до приведения уголовно-процессуального законодательства в соответствие с
конституционными положениями сохраняется прежний порядок ареста, содержания под
стражей и задержания лица, подозреваемого в совершении преступления (т.е. как
следует из ст.11 УПК РСФСР[13]
- с санкции прокурора), Конституция Российской Федерации тем самым обязала
законодателя в течение переходного периода, конкретные временные границы
которого ею не определялись, внести изменения в действующее законодательство, с
тем чтобы нормы о применении ареста (заключения под стражу) и содержании под
стражей только на основании судебного решения и о предельном 48-часовом сроке
задержания лица до вынесения судебного решения вошли в качестве обязательного
элемента в механизм правового регулирования применения мер процессуального
принуждения.
Временный характер сохранения того
порядка ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в
совершении преступлений, который был урегулирован действовавшим до принятия
Конституции Российской Федерации уголовно-процессуальным законодательством,
подтвержден Федеральным законом от 30 марта 1998 года "О ратификации
Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней".
Признавая закрепленное в пунктах 3 и 4 статьи 5 Конвенции право каждого
задержанного или арестованного на незамедлительное доставление к судье и на
судебное разбирательство в течение разумного срока, российский законодатель
ограничил применение санкционированного абзацем вторым пункта 6 раздела второго
"Заключительные и переходные положения" Конституции Российской
Федерации и предусмотренного частью первой статьи 11, частью первой статьи 89,
статьями 90, 92, 96, 96.1, 96.2, 97 и 101 и 122 УПК РСФСР порядка ареста,
содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении
преступления, периодом, который потребуется для внесения в законодательство
Российской Федерации изменений, полностью устраняющих несоответствия указанных
положений положениям Конвенции.
Таким образом, как в Конституции Российской Федерации,
так и в Федеральном законе "О ратификации Конвенции о защите прав человека
и основных свобод и Протоколов к ней" сохранение действия положений
уголовно-процессуального закона, которыми регламентируются порядок задержания
лиц, подозреваемых в совершении преступления, и порядок применения заключения
под стражу, рассматривается как переходная мера, ограниченная по
времени периодом, необходимым лишь для внесения в законодательство соответствующих
изменений. Соответствующие изменения в уголовно-процессуальное законодательство
были внесены лишь в новой редакции Уголовно-процессуального кодекса РФ. Однако
часть вторая его статьи 29, согласно которой только суд, в том числе в ходе
досудебного производства, правомочен принимать решения об избрании меры
пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, о продлении срока
содержания под стражей, а также другие нормы, касающиеся передачи судам в ходе
досудебного производства по уголовному делу полномочий по применению меры
пресечения в виде заключения под стражу и продлению срока содержания под
стражей, Федеральным законом от 18 декабря 2001 года "О введении в
действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" вводились
в действие лишь с 1 января 2004 года; до этого момента решения по таким
вопросам по-прежнему должен был принимать прокурор. Мотивация данного решения
объяснялась необходимостью дополнительных финансовых затрат из федерального
бюджета в связи с требуемым увеличением численности судей и работников
аппаратов судов, а также значительными материальными ресурсами на
функционирование судов общей юрисдикции[14].
Следовательно,
до наступления указанного срока порядок внесудебного ограничения свободы и
личной неприкосновенности по-прежнему должен был сохраниться в качестве
составной части правовой системы Российской Федерации, т.е. применительно к
этому периоду фактически рассматривался законодателем как соответствующий
Конституции Российской Федерации. Тем самым предписание абзаца второго пункта 6
раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции
Российской Федерации реализовано им сугубо формально, чем нарушился
действительный смысл данного предписания. Сохранение прежнего порядка
задержания и применения в качестве меры пресечения заключения под стражу
являлось отступлением не только от провозглашенных статьями 22 (часть 2) и 46
(часть 1) Конституции Российской Федерации особых процессуальных гарантий права
на свободу и личную неприкосновенность, но и от закрепленных в статьях 17 и 18
Конституции Российской Федерации принципа непосредственного действия прав и
свобод человека и гражданина, обязанности Российской Федерации признавать и
гарантировать их в соответствии с общепризнанными принципами и нормами
международного права, не согласовалось с сохраняющими свою силу правовыми
позициями Конституционного Суда Российской Федерации по данному вопросу, а
также было несовместимо с принятыми на себя Россией обязательствами в связи с
ратификацией ею Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Вследствие
этого Конституционный Суд РФ в Постановлении от 14 марта 2002 г. N 6-П "По
делу о проверке конституционности статей 90, 96, 122 и 216
Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан
С.С.Маленкина, Р.Н.Мартынова и С.В.Пустовалова" признал положения ряда
статей УПК РСФСР, допускающих задержание лица, подозреваемого в совершении
преступления, на срок свыше 48 часов и применение в качестве меры пресечения
заключения под стражу без судебного решения, не соответствующими Конституции
Российской Федерации, ее статьями 17, 22 и 46 (часть 1), а также абзацу второму
пункта 6 раздела второго "Заключительные и переходные положения".
Федеральному Собранию было предписано незамедлительно внести в законодательство
изменения, с тем чтобы обеспечить введение в действие норм, предусматривающих
судебный порядок применения ареста (заключения под стражу), содержания под
стражей, а также задержания подозреваемого на срок свыше 48 часов, с 1 июля
2002 года. Теперь можно перейти к собственно процедуре принятия решения об
избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.
При необходимости избрания в
качестве меры пресечения заключения под стражу прокурор, а также следователь и
дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом соответствующее ходатайство.
В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу
которых возникла необходимость в заключении подозреваемого или обвиняемого под
стражу и невозможно избрание иной меры пресечения. К постановлению прилагаются
материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства. Если ходатайство
возбуждается в отношении подозреваемого, задержанного в порядке, установленном
статьями 91 и 92 настоящего Кодекса, то постановление и указанные материалы
должны быть представлены судье не позднее чем за 8 часов до истечения срока
задержания.
Подсудность рассмотрения вопроса о
первичном заключении под стражу является исключительной компетенцией судьи
районного суда или гарнизонного военного суда. К их же компетенции относятся
продление срока содержания под стражей (сверх общего 2-месячного) на срок до 6
месяцев, а при особой сложности дел о тяжких и особо тяжких преступлениях - до
12 месяцев. Дальнейшее продление к компетенции судей указанных уровней не
относится (п.3 ст.109 УПК), равно как и рассмотрение вопроса о продлении срока
ознакомления с материалами дела (пп.7 и 8 ст.109 УПК). УПК РФ подчеркивает,
что не допускается возложение полномочий, предусмотренных настоящей статьей,
на одного и того же судью на постоянной основе. Эти полномочия должны
распределяться между судьями соответствующего суда в соответствии с принципом
распределения уголовных дел.
Процессуальный порядок
рассмотрения постановления о возбуждении перед судом ходатайства об избрании
меры пресечения в виде заключения под стражу предусмотрен пп.4 и 5 ст.108 УПК.
Содержание указанных норм, а также
приложений 81 и 82 показывает, что судья обязан рассмотреть ходатайство органов
предварительного следствия с участием:
- прокурора (либо по его поручению
следователя или дознавателя, возбудившего ходатайство);
- подозреваемого (обвиняемого), а
если он несовершеннолетний - и его законного представителя (принятие судебного
решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие
обвиняемого допускается только в случае объявления обвиняемого в международный
розыск);
- защитника (если он уже участвует
в деле в соответствии с ч.3 ст.49, ст.ст.51 и 52 УПК).
По инициативе потерпевшего или его
законного представителя они также могут участвовать в судебном заседании (без
извещения и вызова).
При этом неявка без уважительных
причин сторон, своевременно извещенных о времени судебного заседания, не
является препятствием для рассмотрения ходатайства, за исключением неявки
обвиняемого (ч.4 ст.108 УПК), а равно, как представляется, и подозреваемого.
Таким образом, ходатайство органов
предварительного расследования может быть рассмотрено без участия прокурора
(следователя, дознавателя) и защитника (в том числе в случаях обязательного
участия защитника, предусмотренных ст.51 УПК), но лишь при условии их
своевременного извещения о времени и месте судебного заседания.
Для решения вопроса о том, что
понимать под своевременным извещением при ограничении срока рассмотрения
ходатайства 8 часами, необходимо оценить порядок исчисления указанного времени.
Указание в ч.4 ст.108 УПК о том,
что постановление и материалы должны быть представлены судье не позднее чем за
8 часов до истечения срока задержания (который согласно ст.94 УПК
ограничивается 48 часами с предписанием начальнику места задержания немедленно
освободить задержанного в случае непоступления постановления судьи), позволяет
утверждать, что законодатель определяет время в часах вне зависимости от
понятий "ночное время" (п.21 ст.5 УПК - с 22 до 6 часов),
"рабочее время", "рабочий день" (ст.298 УПК). Однако
естественно полагать, что органы предварительного расследования обязаны
руководствоваться требованием своевременности обращения в суд, судья которого
должен иметь реальную возможность рассмотреть указанное ходатайство в пределах
рабочего времени, понятие которого определяется разделом IV Трудового кодекса
РФ, т.е. в течение 8-часового рабочего дня, режим которого регулирует и работу
органов внутренних дел, и исполнения наказаний. Возможность рассмотрения
ходатайства в более сжатые сроки является усмотрением судьи.
Обязанность извещения сторон о
времени и месте рассмотрения ходатайства лежит на должностном лице органов
прокуратуры, обращающемся с ходатайством, поскольку именно оно уже имеет
процессуальную связь с необходимыми участниками рассмотрения ходатайства и с
учетом реального времени, имеющегося в распоряжении судьи, способно обеспечить
их явку по согласованию с судьей на назначенное им время.
С другой стороны, организация
работы суда должна обеспечить особый порядок приема с точной регистрацией
времени (часов, минут) поступления материалов, учета их по отдельному журналу и
незамедлительного доклада председателю суда, а в его отсутствие - судье,
исполняющему его обязанности. Руководитель суда обязан безотлагательно
определить судью, который будет рассматривать указанный материал, после чего
материалы передаются судье, который отмечает в журнале время их получения.
Оперативность прохождения материала должна обеспечить возможность
предварительного ознакомления судьи с ним при присутствии в суде представителя
органов предварительного расследования, с тем чтобы тут же решить вопросы
извещения участников, а возможно и полноты материалов. Однако последнее не
является определяющим, поскольку судья не вправе уклониться от рассмотрения
ходатайства по мотивам неполноты представленных с постановлением материалов.
Неполнота материалов может лишь служить основанием для отказа в удовлетворении
ходатайства (но лишь при отсутствии ходатайства стороны об отложении принятия
решения по этим мотивам - п.3 ч.6 ст.108 УПК).
Исходя из общих положений
уголовно-процессуального законодательства, определяющих порядок судебного
производства, объема прав участников процесса и положений ч.5 ст.108 УПК,
порядок рассмотрения материалов досудебного производства, отнесенных к исключительной
компетенции суда, имеет следующую последовательность:
- объявление судьей, какое
ходатайство рассматривается судом;
- доклад секретаря о явке
извещенных лиц;
- допуск переводчика, в случаях,
предусмотренных ст.59 УПК, разъяснение ему прав и ответственности;
- установление личности
подозреваемого (обвиняемого), а в случае задержания - времени задержания;
- объявление состава суда,
установление наличия отводов судье и судебному секретарю;
- разъяснение прав и обязанностей
подозреваемому (обвиняемому), а при наличии - и их законному представителю
(ст.ст.46 и 47 УПК - в мере, относящейся к содержанию заседания);
Страницы: 1, 2, 3
|