Анализ
PR-деятельности (образовательного учреждения и его конкурентов) в СМИ, на
выставках, на конференциях, организуемых сторонними организациями.
На основании
выводов по результатам исследования осуществляется анализ тенденций в отрасли,
предсказание их последствий для образовательного учреждения и определяется цель
PR–программы.
На втором этапе
осуществляется определение целевых аудиторий (на кого конкретно будут
рассчитаны информационные обращения, исходящие от организации). Все целевые
группы можно назвать клиентами и разделить их на внешних и внутренних.
К внешним
клиентам в частности относятся:
- потенциальные
клиенты и их окружение (учащиеся/выпускники общеобразовательных школ; родители
учащихся общеобразовательных школ; учащиеся/выпускники средних специальных
учебных заведений и их родители)
- потенциальные
сотрудники учреждения (преподавательский состав других ВУЗов и школ)
- партнеры
компании (руководители бизнес-структур, кадровые службы)
- властные
структуры (органы управления образованием; местные органы власти и др.)
- журналисты
- аналитики и
консультанты
К внутренним
клиентам можно отнести:
- непосредственные
клиенты образовательного учреждения (студенты, ученики частных школ, ВУЗов,
курсов и т.п.)
- руководители
компании
- ее учредители
- сотрудники
компании
После определения
целевых аудиторий конкретизируются основные сообщения – обращения к целевым
аудиториям (к каждой – свое) и определяются мероприятия, посредством которых
возможно воздействие на них. В общем виде это можно обозначить в виде краткого
плана:
Выбираются
средства коммуникации, т.е. по каким каналам образовательное учреждение
планирует достичь ту или иную целевую аудиторию. Специфика образовательных
услуг состоит в том, что главной целевой группой является именно существующие
клиенты. Следовательно, значительная доля PR-мероприятий направлена на
повышение лояльности существующего клиента.
Определяется
масштаб деятельности. Для одних более крупных и "продвинутых"
организаций цели PR-программы могут не ограничиваться привлечением клиентов, и
иметь более глобальный характер, например, стремление внести вклад в развитие
образования, в прогресс общества или обеспечение признания, положительного
имиджа в более широких кругах общественности, в том числе на международной
арене.
Устанавливается
время проведения PR-программ. Одной из особенностей большинства образовательных
услуг является их сезонность, привязанность к рамкам учебного года.
Следовательно, и активность PR-мероприятий, особенно тех, которые направлены на
привлечение новых клиентов, носит периодический характер.
Рассчитывается
бюджет PR-кампании и составляется конкретный план-расписание.
После завершения
планирования и подготовки PR-программы исполнители приступают к третьему этапу
– ее реализации.
В процессе
продвижения образовательных услуг реализуется огромное количество
PR-мероприятий. Все множество PR-программ можно условно подразделить на
несколько блоков, в том числе PR в печати, PR в процессе специальных
мероприятий, интернет-PR и др.
Среди печатных
средств PR для образовательных учреждений одним из оптимальных является
размещение сообщений, статей, экспертных мнений в печатной продукции, однако,
это касается не только периодических изданий по тематике образования, как,
например, журнал "Куда пойти учиться?" или "Образование в
России". В эту группу PR-инструментов необходимо отнести и различные
публикации научных трудов, учебников и учебных пособий, авторами или издателями
которых выступают сотрудники и подразделения образовательных учреждений. Такие
материалы вызывают гораздо больше доверия у широких масс населения, чем реклама
или редакционные материалы.
Очень действенным
PR-средством продвижения образовательных услуг является кооперация различных
образовательных учреждений в ассоциации, союзы, группы и сети, в том числе
международные. Такой ход не только предоставляет возможность увеличения своей
доли рынка за счет расширения географии предоставления услуги, но и дает
твердую основу для формирования бренда компании, так как привлекает поддержку
известной марки.
Обратным PR-ходом
может служить продвижение уникальности бренда на рынке образовательных услуг.
Сложность такой PR-кампании заключается в том, что торговое предложение
действительно должно быть уникальным. Например, авторская методика
преподавания, которая, по сути, может практически не отличаться от
общепринятой, однако весь упор в продвижении услуги будет делаться именно на их
отличиях.
Что касается
специальных мероприятий, то образовательные учреждения, как правило, ограничены
в возможности масштабно участвовать в проведении выставок и тем более ярмарок.
Однако такое участие является одним из самых традиционных и мощных средств PR.
Описанию правильного PR-поведения организации на выставке можно посвятить не
одну креативную работу, поэтому я постараюсь упомянуть некоторые приемы и идеи,
использование которых особенно полезно для образовательных учреждений. Чтобы
участие платного учебного заведения в выставке было успешным, с точки зрения PR
необходимо предпринять следующее:
- Организовать
массированный анонс предстоящей выставки внутри организации и за ее пределами.
Рассылка приглашений нынешним и бывшим студентам, партнерам компании, создание
и распространение пригласительных билетов (желательно с указанием места стенда
самой компании)
- Предоставить
возможности для посетителей стенда не только ознакомиться с материалами и
программами, которые предлагает образовательная компания, но и дать
"опробовать их на себе" (предложить заполнить тест по иностранному
языку или познакомить клиента с компьютерной программой, которая используется в
обучении)
- Обязательно
брать контакты у всех желающих немедленно начать обучение, то есть
непосредственно на выставке "превращать" потенциальных клиентов в
реальных
- Организовать
специальный семинар или выступления, к примеру, по насущным вопросам
образования или о разработке новой образовательной программы, причем основными
посетителями могут быть не потенциальные клиенты, а представители СМИ
- Проводить
разнообразные розыгрыши и лотереи. Для потенциальных клиентов платного
образовательного учреждения немаловажную роль играет фактор цены за обучение,
поэтому возможно установление специальных цен или скидок для посетителей стенда
- Привлечь
профессионалов, известных личностей для участия в работе на стенде
образовательного учреждения, провести мастер-класс
- Обязательно
провести анкетирование или опрос побывавших на стенде клиентов образовательного
учреждения. Это поможет правильно оценить саму выставку, свое в ней участие и
найти идеи для следующего подобного мероприятия
Участие в
специализированных выставках для образовательных учреждениях может заменяться
такими стандартными мероприятиями, как дни открытых дверей. Основное их
преимущество состоит в том, что участникам предоставляется случай увидеть
услугу учреждения изнутри, – на таких мероприятиях часто практикуются пробные
бесплатные занятия.
Еще одним видом
специальных мероприятий, характерных исключительно для образовательных
учреждений, можно назвать встречи выпускников. Освещение такого важного для
каждой школы или ВУЗа события и демонстрация мощного корпоративного духа бывших
студентов может побудить потенциальных клиентов выбрать именно эту учебную
организацию.
PR-технологии
можно также задействовать в организации работы компании или ее сотрудников в
научных симпозиумах, конференциях, семинарах.
Эффективным
PR-механизмом продвижения услуг на рынке платного образования является
спонсорство, для образовательных учреждений в большинстве случаев спонсорство
принимает форму предоставления грантов на бесплатное обучение или проведение
разнообразных олимпиад. Такие PR-ходы очень высоко поднимают престиж
образовательного учреждения и дают возможность в рамках этих мероприятий
осуществлять другие PR-проекты.
В последнее время
в один из самых популярных инструментов PR в сфере образования вообще, и
платного образования в частности, превратился веб-сайт учреждения. Сайт решает
многие задачи: позиционирование учебного заведения на рынке образовательных
услуг, привлечение клиентов, спонсоров, партнеров, обеспечение узнаваемости
"марки" учебного заведения. Помимо предоставления самой полной
информации об учебном заведении и стимулирования потенциальных клиентов к
приобретению услуги, сайт образовательной организации можно использовать для
оперативного разрешения проблем, с которыми столкнулись настоящие и
потенциальные клиенты, а также предоставлять обратную связь между покупателем и
продавцом услуги – одним из способов для этого могут стать специализированные
форумы. Также многие частные учебные заведения, в особенности курсы и тренинги,
которые осуществляют постоянный набор, используют инструмент "он-лайн
записи", когда клиент может приобрести услугу прямо на сайте.
Итак, спектр
реализуемых мероприятий очень широк, каждое из них имеет свои положительные и
отрицательные стороны, поэтому каждый осуществленный PR-ход подлежит
тщательному последующему анализу. Если обратиться к формуле RACE, то последний
этап осуществления PR-программы – это ее оценка и, прежде всего, оценка ее
эффективности.
Правильно оценить
эффективность PR-мероприятия очень сложно, так как для этого требуется много
средств и времени. Практически невозможно измерить эффективность всей
PR-политики организации, однако возможно дать правильную оценку отдельным
PR-мероприятиям и инструментам. Наиболее подходящими к сфере образовательных
услуг методами оценки PR-действия можно считать следующие:
1. Опросы
Опросы – один из
наиболее часто используемых методов, используемый для маркетинговых и
социальных исследований, изучения потребительского рынка, который очень широко
применяется в различных учебных заведениях. Специальные опросы могут быть
использованы в PR-коммуникациях для широкого диапазона целей. Опросные анкеты
могут быть использованы для оценки эффективности:
- Публикаций
(опросы читателей);
- Событий (опросы
аудитории);
- Презентаций
(опросы аудитории);
- Взаимоотношений
с сотрудниками (опросы клиентов);
- Интернет-ресурсов
(онлайновые опросы);
С
распространением числа пользователей электронной почты и интернета электронные
опросы совершили "революцию" в исследованиях и снизили затраты. Во
многих случаях анкета без предварительной обработки автоматически заносится в
базу данных. Кроме того, что онлайновый опрос дешевле обычного, он также
позволяет быстрее получить ответы, и внесение их в базу данных также
осуществляется быстрее.
2. Фокус-группы
Фокус-группы
могут быть использованы для уточнения мнений по поводу того или иного вопроса,
стратегии. Этот метод очень удобен для учебного заведения, так как для его
проведения требуется 8-12 человек, а именно из такого количества учащихся в
большинстве частных образовательных учреждений состоит группа или класс. Факт
того, что группа создана не искусственным путем и задолго до проведения
исследования, повышает качество выдаваемого группой результата.
3. Предварительное
тестирование
Предтестирование
удобно для проведения в учебных заведениях потому, что практически в каждой
образовательной организации есть широкие массы уже действующей клиентуры.
Работа с этой аудиторией может дать вывод о том, что именно ждут потенциальные
получатели от планируемого PR-мероприятия и узнать, какой канал доставки они
предпочтут.
4. Контент-анализ
Мониторинг СМИ
используется в PR-программах образовательных учреждений не очень широко, так
как своими силами точно и правильно провести подобный анализ довольно сложно, а
нанять специальное агентство для осуществления этой цели довольно дорого.
Поэтому в основном данный метод принимает форму сбора информации,
опубликованной в прессе о самой организации, превращаясь просто в
количественный анализ PR-деятельности.
Безусловно,
методы оценки эффективности PR-мероприятий в такой сфере, как платное
образование, должны использоваться более широко, потому что, как показывает
практика, часто предложения различных образовательных учреждений делаются без
должного анализа и исследований, что по отношению к клиентам, желающим получить
качественное образование, выглядит, по крайней мере, неэтичным. Несомненно,
расширение использования способов оценки PR-политики организации будет вести к
повышению качества проводимых мероприятий и, следовательно, к повышению
качества предоставляемых услуг. В качестве еще одного следствия можно назвать
более глобальные улучшения в сфере образовательных услуг, потому что
предоставление образования – специфический вид услуг, качество которых напрямую
связано не только с отдельными пользователями, но и с более широкими понятиями,
такими как, например, интеллектуальное развитие нации, повышение квалификации
работников.
2 Практические
основы продвижения образовательных услуг в области сервиса посредством рекламы
2.1
Разработка буклета специальности «Домоведение» и опросных анкет
Целью создания анкет являлось создание наиболее чёткой модели
специалиста специальности «Домоведение», обладающего всеми необходимыми
знаниями и навыками для успешной работы на предприятии. Кроме того, данное
исследование позволит повысить качество и оптимизировать процесс подготовки
специалистов домоведения.
Целью разработки
рекламного буклета являлось повышение эффективности работы по анкетированию
населения. Кроме того, рекламный буклет должен нести информативный характер и
являться непосредственной рекламой специальности «Домоведение».
Для разработки
буклета были получены данные об истории создания специальности «Домоведение» в
ЮУрГУ, о получаемой студентами по окончанию обучения специализации и
квалификации, о форме обучения, о вступительных экзаменах, об основных
дисциплинах изучаемых в процессе обучения, а так же о наиболее интересных
программах входящих в процесс обучения. Кроме того, были получены фотографии
студентов специальности «Домоведение», а так же фотографии некоторых
выставочных работ студентов различного направления.
Для разработки
анкет была специализированная психологическая и социологическая литература.
Анкеты составлялись
в программе Microsoft Word. Сначала было разработано приветствие. Приветствие должно включать в
себя непосредственно обращение к заполняющему анкету человеку, причины по
которым проводится исследование, значимость заполнения анкеты, а так же объяснение
процесса заполнения анкеты. Было решено не включать заполнение имени и фамилии,
потому что анонимные анкеты, как правило, наиболее эффективны с точки зрения
сбора информации.
Для каждого типа
анкет был разработан ряд индивидуальных вопросов, состоящих из непосредственно
вопросов и нескольких вариантов ответов на них. В анкетах помимо общих
вопросов, необходимо указать некоторые сведение о себе.
В конце анкет
содержится благодарность за серьёзное отношение к заполнению анкеты.
В процессе
работы были представлены несколько вариантов анкет, из которых были выбраны по
одному образцу для каждого типа опроса. Избранные образцы подверглись некоторой
трансформации – были добавлены или видоизменены некоторые вопросы. Таким
образом, составлены два образца анкет – для школьников старших классов и
преподавателей (Приложение1) и для работников предприятий (Приложение2)
Рекламный буклет
разрабатывался в графическом редакторе Adobe InDesign. Сначала весь текстовой материал
набирался в текстовом редакторе Microsoft Word для избежания
орфографических ошибок.
Следующим шагом
была разработка общего стиля буклета. Решено использовать в буклете
классические цвета ЮУрГУ – синий и белый как основные и голубые оттенки как
вспомогательные. Общий стиль должен быть спокойным и не вычурным, поэтому в
буклете используются прямые вертикальные или горизонтальные линии и некоторые
элементы шара или круга, для придания спокойствия общей композиции. Изначально
было решено использовать для фона голубой цвет, но в процессе работы было выяснено,
что такой фон не вписывается в общую концепцию буклета. Поэтому был разработан
другой фон – путём наложения нескольких фотографий и картинок друг на друга с
последующим размытием и высветлением, был получен интересный абстрактный
рисунок, который намного лучше вписывался в разработанный стиль буклета.
Весь отобранный
графический материал (фотографии студентов и их работ) был обработан в
программе Adobe Photoshop. Было необходимо высветлить некоторые фотографии, обрезать,
подкорректировать фон. Всё это необходимо для наиболее эффектного сочетания с
общим стилем буклета.
Далее выполнялась
компоновка внешнего и внутреннего разворота буклета. Внешний разворот должен
состоять из трёх полос – на первой полосе размещена фотография главного корпуса
ЮУрГУ, а так же текст, включающий в себя полное название университета,
факультета, кафедры, а так же номер и название специальности. На второй полосе
дан подробный адрес, телефон, а так же описание транспорта, на котором можно
доехать до указанного адреса. На третью полосу помещены фотографии творческих
работ студентов.
Внутренний
разворот так же включает в себя три полосы. Первая содержит информацию об
основных дисциплинах, преподаваемых на данной специальности. Во вторую полосу
входят фотографии студентов, а так же информация об истории создания
специальности «Домоведение» в ЮУрГУ, о получаемой студентами по окончанию
обучения специализации и квалификации. На третьей полосе находится информация
о форме обучения, вступительных экзаменах, а так же о наиболее интересных
программах входящих в процесс обучения.
Таким образом,
был разработан рекламный буклет для специальности «Домоведение». (Приложение 3,
4)
2.2
Обработка полученных данных, составление выводов
Всего в опросе
приняло участие 96 человек – ученики 1 и 93 школ города Челябинска. Из них 41
человек юноши и 55 девушки. Средний возраст – 16 – 17 лет.
По информации,
полученной после обработки анкет для абитуриентов, можно сделать несколько
выводов:
1.
Большинство
опрошенных отдают предпочтение Южно – Уральскому Государственному Университету,
планируя поступать в этом году именно в него (41,7%). Это говорит о хорошей
рекламной компании данного ВУЗа и позиционирует его как надёжный залог будущего
качественного образования. 28,1 % отдают свой голос в пользу Челябинского
Государственного Университета, 16,7 % планируют поступать в Челябинский
Государственный Педагогический Университет. Остальные 13,5 % отдают
предпочтение таким ВУЗам как, Челябинский Гуманитарный Университет, Уральский
Социально – Экономический Университет, Челябинский институт Путей и Сообщений,
Уральский Государственный Университет Физической Культуры и Спорта, Челябинская
Государственная Медицинская Академия, Челябинский Агро – Инженерный
Университет. Только один человек из всех опрошенных не собирается поступать в
этом году в ВУЗ, и ещё один человек предпочёл остановить свой выбор на
Челябинском Юридическом Колледже.
2.
Определились
с выбором будущей профессии практически все опрошенные – 81,2 %, и только 18,8
% ещё пока не знают на кого пойти учиться. Это достаточно не плохой результат,
современная молодежь заранее начинает задумываться о будущем, рассматривает
множество вариантов и выбирает тот, который по тем или иным причинам наиболее
им близок, поэтому перед ними не стоит особо остро проблема будущей профессии.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|