Главной
стратегией государственной политики в области сервиса является создание в
Российской Федерации современного высокоэффективного и конкурентоспособного
комплекса услуг, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения
потребностей как российских, так и иностранных, создание современной системы
подготовки специалистов всех уровней профессионального образования, с учетом
преемственности образовательных программ для сферы обслуживания.
Основной задачей
совершенствования государственных образовательных стандартов высшего
профессионального образования в области сервиса при разработке проектов ГОС ВПО
по направлению 100100 Сервис является создание образовательного базиса для
развития индустрии сервиса как приоритетного вида экономической деятельности
национальной экономики.
Как показывает
анализ исследований (перспективы развития сервиса - НИР ГОУ ВПО
«Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса») сложившегося
на данный период рынка образовательных услуг, подготовка выпускников по
направлению подготовки высшего профессионального образования 100100 Сервис
должна быть адекватна процессам формирования общеевропейского образовательного
пространства. Однако при этом нельзя отрицать сложившуюся и успешно
реализующуюся систему национального профессионального образования в целом, и в
частности, по специальности Сервис.
1.5
Понятие
рекламы
Реклама
– термин происходит от латинского слова «reklamare» - «громко кричать» или «извещать» (в
Древней Греции и Риме объявления громко выкрикивались или зачитывались на
площадях и в других местах скопления народа).
В США и
других, промышленно развитых странах термин “реклама”(advertising)
означает рекламные объявления в средствах массовой информации (в прессе, по
радио, телевидению, на щитовой рекламе) и не распространяется на мероприятия,
способствующие продажам, — “сейлз промоушн” (sales promotion),
престижные мероприятия, нацеленные на завоевание благожелательного отношения
общественности, — “паблик рилейшнз” (public relations), а также на бурно
развивающуюся в последнее время специфическую область рекламной деятельности,
суть которой в направленных связях производителя с потребителем — “директ-маркетинг”
(direct-marketing).
Известный
маркетолог Филипп Котлер, профессор маркетинга Северно-Западного Университета
США, дает следующее определение рекламы: «Реклама представляет собой неличные
формы коммуникации, осуществляемые через непосредственно платные средства
распространения информация, с четко указанным источником финансирования».
В отечественной
практике, в отличие от западной, понятие рекламы шире. К ней относят
выставочные мероприятия, коммерческие семинары, упаковку, печатную продукцию,
распространение сувениров и другие средства стимулирования торговой
деятельности.
Закон
Российской Федерации от 18.07.1995 г. «О рекламе» дает следующее определение
рекламы: «реклама – распространяемая в любой форме, с помощью любых средств
информация о физическом или юридическом лице, товарах и начинаниях (рекламная
информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана
формировать или поддерживать интерес к этим физическому или юридическому лицу,
товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей,
начинаний».
Реклама
отличается огромным разнообразием форм. Однако ее главное, традиционное
назначение — обеспечение сбыта товаров и прибыли рекламодателю.
Формируя спрос и
стимулируя сбыт, заставляя потребителей покупать товары и ускоряя процесс
“купли-продажи”, а отсюда оборачиваемость капитала, реклама выполняет на рынке
экономическую функцию. Кроме того, она осуществляет и информационную функцию. В
этой роли реклама обеспечивает потребителей направленным потоком информации о
производителе и его товарах, в частности, их потребительской стоимости.
Вместе с тем,
очевидно, что, являясь частью системы маркетинга, реклама перешагивает узкие
рамки информационной функции и берет на себя еще функцию
коммуникационную. С помощью применяемых в процессе изучения рекламной
деятельности анкет, опросов, сбора мнений, анализа процесса реализации товаров
поддерживается обратная связь с рынком и потребителем. Это позволяет
контролировать продвижение изделий на рынок, создавать и закреплять у
потребителей устойчивую систему предпочтений к ним, в случае необходимости
быстро корректировать процесс сбытовой и рекламной деятельности. Таким образом
реализуются контролирующая и корректирующая функции рекламы.
Используя свои
возможности направленного воздействия на определенные категории потребителей,
реклама все в большей степени выполняет функцию управления спросом. Управляющая
функция становится отличительным признаком современной рекламы,
предопределенным тем, что она является составной частью системы маркетинга.
Практика западных
стран показывает, что на микроуровне почти любое состояние потребительского
спроса может быть изменено маркетинговыми действиями, включающими
целенаправленные рекламные мероприятия, до такой степени, чтобы он
соответствовал реальным производственным возможностям фирмы или ее сбытовой
политике.
Если спрос
негативный, то реклама создает его в соответствии с принципами конверсионного
маркетинга, отсутствующий спрос стимулирует (стимулирующий маркетинг),
потенциальный спрос делает реальным (развивающий маркетинг), снижающий
восстанавливает (ремаркетинг), колеблющийся стабилизирует (синхромаркетинг),
оптимальный спрос фиксирует на заданном уровне (поддерживающий маркетинг),
чрезмерный снижает (демаркетинг), иррациональный спрос сводит до нуля (противодействующий
маркетинг).
Практика
зарубежных фирм показывает, что в большинстве случаев задачи, связанные с
увеличением спроса и управлением им, решаются не сразу для всего рынка, а
только для отдельного его сегмента или совокупности сегментов. Сегментация в
этом случае выступает как эффективный способ “омоложения” продукции, вступающей
в фазу снижения спроса, и придания ей нового жизненного импульса на рынке.
1.5.1
Социальная
реклама
Социальная
реклама - важнейший инструмент информационной политики. Существуют три
категории социальной рекламы. Первая - политические кампании, вторая -
социальная реклама, созданная по заказу различного рода неправительственных и
некоммерческих структур типа "Гринпис" и ЮНЕСКО. И, наконец, третья
категория это социальная реклама, заказчиком которой является непосредственно
государство. Опыт многих зарубежных стран говорит о том, что такая реклама
является важнейшим инструментом государственной информационной политики. К
примеру, в Великобритании существует специальное ведомство при правительстве,
которое занимается, по сути, государственной идеологией. Подобные структуры
действуют и в Голландии, и во Франции. Надо четко понять: если мы хотим, чтобы
государство успешно развивалось на основе демократической модели и рыночной экономики,
необходимо задать также идеологическое направление этого развития. Вплоть до
моральных основ существования общества, его устоев и ценностей. По сути дела,
кроме власти, это сделать некому.
Строго
говоря, термин социальная реклама, являющийся дословным переводом с английского
public advertising, используется только в России. А во всем мире ему
соответствуют понятия некоммерческая реклама и общественная реклама. Раскроем
эти определения. Некоммерческая реклама – реклама, спонсируемая некоммерческими
институтами или в их интересах и имеющая целью стимулирование пожертвований,
призыв голосовать в чью-либо пользу или привлечение внимания к делам общества.
Общественная (социальная) реклама передает сообщение, пропагандирующее
какое-либо позитивное явление. Профессионалы создают ее бесплатно (корректнее
говорить об этической позиции отказа от прибыли), место и время в СМИ также
предоставляются на некоммерческой основе». В США для обозначения такого типа
рекламы используются термины public service advertising и public service
announcement (PSA). Предметом PSA является идея, которая должна обладать
определенной социальной ценностью. Цель такого типа рекламы – «изменить
отношение публики к какой-либо проблеме, а в долгосрочной перспективе – создать
новые социальные ценности»3. Исходя из всех предложенных определений, очевидно,
что стремление изменить поведенческую модель общества является и целью PSA, и
целью некоммерческой рекламы. Таким образом, целесообразно объединить все
используемые разными исследователями термины в одно понятие – социальная
реклама.
В
Федеральном Законе РФ «О рекламе» в статье 18 дается такое определение
социальной рекламы: «Социальная реклама представляет общественные и
государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей»4.
Что кроется под определением «общественные и государственные интересы» – иначе
говоря, кто «заказывает» социальную рекламу? Чтобы ответить на этот вопрос,
необходимо проанализировать социальную рекламу по типам организаций и
институтов, которые ее размещают.
Первый
тип – некоммерческие организации. Как правило, это благотворительные фонды,
больницы, церкви. Деятельность их заключается в помощи больным, нуждающимся.
Такой характер деятельности во многом определяет направленность социальной
рекламы, размещаемой ими. В основном, это привлечение средств либо на
строительство храма, либо в различные фонды, либо целевая помощь конкретным
людям, нуждающимся в лечении. Пропаганду здорового образа жизни, безопасного
секса, несмотря на специфичность, также можно отнести к социальной рекламе.
Можно сказать, что среди всего объема социальной рекламы, размещаемой в
средствах массовой информации, именно реклама некоммерческих организаций
встречается наиболее часто и, соответственно, находит больший отклик среди людей.
Другой
тип – ассоциации. Различные профессиональные, торговые и гражданские ассоциации
также пользуются рекламой для достижения своих целей. Часто целью такой рекламы
является создание позитивного общественного мнения, общественного спокойствия.
В качестве примера приведем рекламу, размещаемую Рекламным Советом России.
Первым проявлением деятельности этой ассоциации стали рекламные ролики, с
сюжетами из повседневной жизни, с утверждением простых жизненных истин.
Следующая акция ставила целью решение проблемы одиноких стариков: напоминание о
телефонном звонке родителям получило широкий резонанс общественности, возможно,
благодаря слогану-призыву: «Позвоните родителям!».
Третий
тип – государственные структуры. В России такого рода рекламу активно используют
налоговая полиция, ГАИ-ГИБДД. Объем такой рекламы невелик, но весьма подвержен
колебаниям. Например, в течение апреля, последнего месяца сдачи налоговой
декларации учащаются рекламные призывы и напоминания заплатить налоги.
Как
видно, социальная реклама использует тот же набор средств, что и коммерческая:
телевизионные ролики, печатная, уличная, транспортная реклама и т.д. Основное
отличие социальной рекламы от коммерческой заключается в цели. В то время как
коммерческие рекламодатели стимулируют благожелательное отношение к тому или
иному товару или рост его продаж, цель социальной рекламы заключается в
привлечении внимания к общественному явлению. Например, если конечной целью
коммерческой телевизионной рекламы нового сорта кофе является изменение потребительских
привычек, то целью ролика социальной рекламы, например по борьбе с
беспризорностью, является привлечение внимания к этой проблеме, а в
стратегической перспективе – изменение поведенческой модели общества. Кроме
этого, целевые аудитории двух сравниваемых типов рекламы значительно
различаются: у коммерческой рекламы – это достаточно узкая маркетинговая
группа, у социальной – все общество, или значительная его часть.
В
России социальную рекламу производят, как правило, те же люди, что и
коммерческую. Причем, сами рекламщики признают, что производство «социалки» -
это показатель профессионализма и креативности, поскольку социальная реклама
должна вызывать сильные эмоции, будь то шок, страх, радость или негодование,
причем по силе своего воздействия она должна быть гораздо мощнее, нежели
реклама стирального порошка, или нового ресторана.
И в заключение,
стоит предположить, что у социальной рекламы в нашей стране есть огромный
потенциал развития. Ведь, социальная реклама является мощным инструментом формирования
общественного мнения. А это весьма необходимо российскому обществу в данный
период, поскольку социальная реклама способствует социальной поддержке
населения, восстановлению гуманистических отношений между людьми и на этой
основе – развитию новых экономических связей и построению гражданского
общества.
1.6
Виды рекламы
Реклама в СМИ
Как отмечалось
ранее, к рекламе в средствах массовой информации (СМИ) за рубежом обычно
относят рекламные объявления в прессе (газетах и журналах), по радио, телевидению
и на стандартных щитах наружной рекламы.
В США на
рекламу в средствах массовой информации тратится больше 5% суммарных расходов
на производство и реализацию товаров. У фирм, изготовляющих предметы массового
потребления, доля еще выше; у производителей лекарств — 20%, духов и косметики
— 13,8, кухонных принадлежностей — 12,8, спиртных напитков — 11,9, галантереи —
9,4, моющих средств — 8%. Во многом высокий уровень отчислений на рекламу в
ведущих промышленно развитых странах объясняется высокими ставками за рекламное
место или эфирное время в наиболее эффективных средствах массовой информации.
Реклама в
самых читаемых изданиях и популярных передачах, естественно, самая дорогая.
Поэтому, экономя на них, рекламодатель рискует потерять широкий круг потребителей.
Рекламное обращение нередко делается броским, привлекающим внимание. Вместе с
тем читателю, зрителю, слушателю должно быть понятно, где реклама и где
редакционный материал. Форма рекламного обращения должна соответствовать
культуре и миропониманию рекламной аудитории, на которую оно направлено.
Творческие
подходы могут быть разными. Например, при рекламе товаров массового спроса, как
правило, используют эмоциональные мотивы, для изделий промышленного назначения
— рациональные.
Но в любом случае
реклама эффективна лишь тогда, когда удовлетворяет следующим требованиям:
· четко
формулирует рыночную позицию товара, т.е. содержит информацию о специфике его
использования, отличия от товаров конкурентов;
·обещает
потребителю существенные выгоды при приобретении товара, для чего показываются
его достоинства, создается положительный образ, формируются другие предпосылки
предпочтения и в заголовке рекламного обращения, и в его иллюстрировании, и в
стилистике подачи текстового и графического материалов;
· содержит
удачную рекламную идею — оригинальную и в то же время легкую для восприятия;
· создает и
внедряет в сознание ясный, продуманный в деталях образ товара — стереотип,
увеличивающий его ценность в глазах потребителей;
· подчеркивает
высокое качество предлагаемого товара и в то же время сама уровнем исполнения
ассоциируется с этим высоким качеством;
· оригинальна и
потому не скучна, не повторяет известные, надоевшие решения;
· имеет точную
целевую направленность, отражая разные запросы, желания, интересы конкретных
потребителей и информируя их таким образом, чтобы учитывали различия
потребительского спроса в определенной рекламной аудитории;
·привлекает
внимание, что достигается удачными художественными и текстовыми решениями,
размещением рекламного объявления в средствах массовой информации, пользующихся
высокой репутацией, которые читают, слушают, смотрят те, на кого реклама
рассчитана;
· делает акцент
на новые уникальные черты и свойства товара, что является предпосылкой его
успеха на рынке и наиболее действующей составляющей рекламной аргументации;
·концентрирует
внимание на главном, не усложняя, предлагает лишь то, что важно для
потребителя, и обращается непосредственно к нему.
Реклама в
средствах массовой информации отличается воздействием на широкие круги
населения и поэтому целесообразна для изделий и услуг широкого потребления и
массового спроса. Когда встает вопрос о выборе СМИ, то основными доводами “за”
и ”против” принятия альтернативных решений являются: соответствие рекламы
целевым группам населения, потенциально заинтересованным в рекламируемом
товаре; популярность среди них издания или передачи, аудитория зрителей или
слушателей; уровень тарифов за рекламные площади или эфирное время; география
распространения или действия. Естественно, учитываются особенности конкретных
средств распространения рекламы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|