Изобразительное
искусство
Немецкие
художники внесли огромную лепту во все важнейшие направления изобразительного
искусства XX века, включая импрессионизм, экспрессионизм, кубизм и дадаизм. В
начале 20-х годов многие выдающиеся художники, жившие в Германии, обрели мировое
признание своими произведениями. Среди них были крупнейшие представители
«нового реализма» (Die Neue Sachlichkeit) - Георг Гросс, экспрессионист
швейцарского происхождения Пауль Клее, русский экспрессионист, работавший в
Германии, Василий Кандинский. Эти трое, наряду с другими, работали в знаменитом
объединении «Баухауз», создавая замечательные произведения послевоенного
периода.
Для Гитлера,
считавшего себя тонким знатоком искусства и истинным художником, современные
тенденции в немецком изобразительном искусстве казались бессмысленными и
опасными. В «Mein Kampf» он высказывался против «большевизации искусства».
Подобное искусство, говорил он, «есть болезненный результат сумасшествия».
Гитлер утверждал, что влияние подобных тенденций было особенно заметно в период
Баварской советской республики, когда в политических плакатах на первое место
выдвигался модернистский подход. «Жаль людей, которые уже не способны
контролировать свое болезненное состояние». Все годы своего движения к
политической власти Гитлер сохранял чувство крайней неприязни к современному
искусству. В 1930 он поддержал Национал-социалистическую боевую лигу Альфреда
Розенберга, которая активно боролась с дегенеративным искусством. Собственный
вкус Гитлера в живописи ограничивался героическим и реалистическим жанрами.
Истинное германское искусство, говорил он, никогда не должно изображать
страдание, горе или боль. Художники должны использовать краски, «отличные от
тех, которые различает в природе нормальный глаз». Сам он предпочитал полотна австрийских
романтиков, таких как Франц фон Дефреггер, который специализировался на
изображении тирольской крестьянской жизни. Для Гитлера было очевидным, что
наступит время, и он очистит Германию от декадентского искусства ради
«истинного германского духа».(См. приложения)
Специальным
декретом от 22 сентября 1933 была создана Имперская палата культуры
(Reichskulturkammer), во главе которой стоял министр народного просвещения и
пропаганды Геббельс. Семь подпалат (изобразительного искусства, музыки, театра,
литературы, прессы, радиовещания и кинематографии) были призваны служить
инструментом политики гляйхшалтунг (Gleichschaltung). Около 42 тыс. лояльных
нацистскому режиму деятелей культуры были принудительно объединены в Имперскую
палату изобразительного искусства. Директивы этого органа имели силу законов.
Любой мог быть исключен за политическую неблагонадежность. Для художников
существовал целый ряд ограничений: Lehrverbot - лишение права на
преподавательскую деятельность; Ausstellungsverbot - лишение права
выставляться; и Malverbot - лишение права заниматься живописью. Агенты гестапо
совершали молниеносные рейды по студиям художников. Владельцам художественных
салонов и магазинов раздавали списки опальных художников и запрещенных к
продаже произведений искусства.
Не имея
возможности работать в подобных условиях, многие наиболее известные германские
художники оказались в изгнании. Пауль Клее вернулся в Швейцарию, Кандинский
уехал в Париж и стал французским подданным, Оскар Кокошка, чей экспрессионизм
особенно раздражал Гитлера, перебрался в Англию и принял британское
гражданство, Георг Гросс эмигрировал в США, Макс Бекман обосновался в
Амстердаме. Несколько известных художников все же решили остаться в Германии.
Пожилой Макс Либерман, почетный президент Академии художеств, остался в Берлине
и умер здесь в 1935. Всех этих художников власти обвинили в создании
негерманского искусства.
Первая
официальная выставка выродившегося искусства (1918-1933) прошла в Карлсруэ в
1933, спустя несколько месяцев после прихода Гитлера к власти. В начале 1936
Гитлер приказал четырем нацистским художникам во главе с профессором Адольфом
Циглером, президентом Имперской палаты изобразительного искусства, обследовать
все основные галереи и музеи Германии с целью убрать все декадентское
искусство. Член этой комиссии граф фон Баудизен дал ясно понять, какой тип
искусства он предпочитает: «Самая совершенная форма, самый изысканный образ,
созданный в последнее время в Германии, родился вовсе не в мастерской
художника, - это стальной шлем!». Комиссия изъяла 12890 картин, рисунков,
эскизов и скульптур немецких и европейских художников, в том числе работы
Пикассо, Гогена, Сезанна и Ван Гога. 31 марта 1936 эти конфискованные
произведения искусства были представлены на специальной выставке дегенеративного
искусства в Мюнхене.
Эффект
оказался обратным: огромные толпы народа стекались, чтобы полюбоваться на
творения, отвергнутые Гитлером. Проходившая одновременно по соседству «Великая
германская художественная выставка», на которой было выставлено около 900
работ, одобренных Гитлером, привлекла куда меньшее внимание публики. Чтобы
поощрить «истинных германских художников», соответствующих его собственному
вкусу, Гитлер учредил несколько сот премий. Незадолго до начала Второй мировой
войны, в марте 1939, в Берлине были сожжены тысячи художественных полотен. В
конце июля 1939 по распоряжению Гитлера на аукционах в Швейцарии был продан
целый ряд картин, чтобы получить валюту.
Во время
войны Герман Геринг, бывший куда большим эклектиком в своих художественных
пристрастиях, нежели фюрер, присвоил множество ценнейших произведений
искусства, похищенных в период нацистской оккупации из крупнейших музеев
Европы. Постепенно он собрал коллекцию колоссальной ценности, которую считал
личной собственностью. Для конфискации художественных ценностей из музейных
собраний оккупированных стран была даже создана специальная оперативная группа
Розенберга (Einsatzstab Rosenberg), только по данным которой 5281 живописное
полотно, в том числе работы Рубенса, Рембрандта, Гойи, Фрагонара и других
великих мастеров, было вывезено в Третий рейх. Многие из награбленных сокровищ
были возвращены после войны их законным владельцам.
Глава 2
Германия
переживёт эту войну, но только в том случае, если у нашего народа перед
глазами будут примеры, на которые он сможет равняться. Такой пример хотим
дать мы
Йозеф
Геббельс
«Mein Kampf» и её автор, как
составляющие нацистской пропаганды
Адольф
Гитлер родился 20 апреля 1889 в небольшом городке Браунау на реке Инн, на
границе Австрии и Германии. Его родителями были австрийский таможенный служащий
Алоис Шикльгрубер и крестьянка Клара Пёльцль. Обе ветви его семьи были родом из
Вальдфиртеля (Нижняя Австрия).
В 1895 в
возрасте 6 лет Адольф поступил в народную школу в городке Фишльхам, неподалеку
от Линца. Два года спустя, будучи весьма религиозной женщиной, мать отправила
его в Ламбах, в приходскую школу бенедиктинского монастыря, после окончания
которой, как она надеялась, сын станет священником. Но его исключили из школы,
застав курящим в монастырском саду. Затем семья переехала в Леондинг, пригород
Линца, где юный Адольф сразу же преуспел в учебе. Он выделялся среди товарищей
упорством, оказываясь лидером во всех детских играх. В 1900-1904 он посещал
реальную школу в Линце, а в 1904-1905 - в Штейре. В средней школе его успехи
были весьма заурядными. «Я учил то, что мне нравилось, - писал он позднее. - И
прежде всего то, что могло бы, как мне казалось, пригодиться мне в будущем как
художнику. Предметы, которые представлялись мне неважными в этом смысле или
которые не привлекали меня, я полностью саботировал».
Единственный
учитель, которым Адольф восхищался, был преподаватель истории Леопольд Пётч,
ярый пангерманист, апологет прусского короля Фридриха II и канцлера Бисмарка,
учивший юношу презирать Габсбургов и защищать дело германского национализма.
Знания, полученные Адольфом на его уроках, ограничивались главным образом
фактами, свидетельствовавшими о величии и исторической миссии немецкого народа.
Хотя в школьном аттестате его знания истории оценены отметкой
«удовлетворительно», это не помешало Гитлеру впоследствии утверждать, что «уже
в школе он научился понимать и уважать историю».
В октябре
1907 18-летний Адольф отправился в Вену, чтобы найти свой путь в жизни. Но его
постигла неудача - он провалился на вступительных экзаменах в Венскую академию
художеств. Это был страшный удар по его самолюбию, от которого он так никогда и
не оправился, считая виновными в происшедшем «этих тупых профессоров».
В мае 1913
он покинул и перебрался в Германию, в Мюнхен. В феврале 1914 Адольфа Гитлера
вызвали в Австрию, чтобы провести медицинское освидетельствование на годность к
военной службе. Но, как «слишком слабого и негодного к службе в армии», его
освободили. Когда в августе 1914 началась война, он обратился к королю Баварии
с просьбой о зачислении в его армию. Его определили в 16-й баварский пехотный
полк, набранный главным образом из студентов-добровольцев. Спустя лишь
несколько недель обучения он был отправлен на фронт. Известно, что сначала
Гитлер был санитаром, а затем почти всю войну выполнял обязанности связного,
доставляя донесения и приказы из штаба полка на передовую.
После
унизительного для Германии поражения в войне Гитлер вернулся в Мюнхен.
Взбешенный революцией в Германии и подъемом Веймарской республики, он обратился
к политической деятельности, чтобы одновременно противостоять и Версальскому
договору 1919, и новой германской демократии. Поскольку он все еще числился в
штате своего старого полка, ему поручили шпионить за политическими партиями. В сентябре
1919 Гитлеру приказали навести справки о небольшой группе националистически
настроенных ветеранов из Немецкой рабочей партии. Эта партия не имела ни
программы, ни плана действий (она выступала лишь против правительства), ее
казна насчитывала несколько марок, но Гитлера необычайно поразили некоторые ее
идеи, совпадающие с его собственными. Он вступил в эту партию под №55, а
позднее стал №7 ее исполнительного комитета.
Здесь он
впервые проявил свои способности политической агитации и уже не упускал возможности
выступить перед толпой, где бы она не собиралась. «Я мог говорить! Через 30
минут люди в крошечной комнатке становились наэлектризованными!» Не прошло и
двух лет, как Гитлера выдвинули в руководство этой небольшой партии. Он
придумал ей новое название - Национал-социалистическая немецкая рабочая партия
(НСДАП). Гитлер ушел из армии, чтобы все свое время посвятить становлению новой
партии. Условия для этого в Германии той поры были самые благоприятные: крайнее
недовольство экономическим положением и лютая ненависть к победившему
противнику. Идеи, которые он вынашивал еще в Вене и которым придавал особое
значение, Гитлер выразил в 25 пунктах своей программы, обнародованной 24
февраля 1920: антисемитизм, крайний национализм, превосходство арийской расы,
презрение к либеральной демократии и принцип фюрерства. Программа была
разработана таким образом, что могла привлечь каждого, у кого был хоть малейший
повод для недовольства. Большинство идей Гитлера не отличались новизной, но он
умел преподносить их чрезвычайно зрелищно и красноречиво. Он дал нацистской
партии символ - свастику, и приветствие «Хайль!», позаимствовав и то и другое у
своих древних исторических предшественников. Он искал способы приобрести газету
«Фёлькишер беобахтер», чтобы широко пропагандировать партийные взгляды. Для
охраны партийных сборищ им были организованы штурмовые отряды
коричневорубашечников - СА (Sturmabteilungen), под командованием его ближайшего
друга капитана Эрнста Рёма. Другая организация - СС (Schutzstaffeln),
чернорубашечники подконтрольные Генриху Гиммлеру, стала личной гвардией
Гитлера.
К концу 1923
Гитлер убедился, что Веймарская республика находится на грани краха, и что
именно сейчас он мог бы осуществить обещанный им «марш на Берлин» и свергнуть
правительство. При поддержке армии он собирался поставить Германию под
нацистский контроль. Гитлер посвятил в свои планы известного в народе и армии
генерала Эриха Людендорфа, ветерана Первой мировой войны, крайнего реакционера
и милитариста. Гитлер и Людендорф попытались воспользоваться неопределенностью
политической ситуации и организовали в Мюнхене 8 ноября 1923 попытку
государственного переворота (позже получившую название «Пивной путч») с целью
оказать давление на баварское правительство и вынудить командующего местными частями
рейхсвера провозгласить национальную революцию. Нацисты прошли маршем по улицам
Мюнхена, направляясь к зданию Военного министерства, но их встретили
полицейские кордоны, открыли по ним огонь и разогнали колонну. Путч провалился.
26 февраля
1924 Гитлера судили по обвинению в государственной измене. Он воспользовался
представившейся возможностью и превратил процесс в пропагандистский триумф.
Гитлер продемонстрировал блестящие ораторские способности, взвалив на себя роль
адвоката: «Моя позиция такова: я предпочитаю быть повешенным в большевистской
Германии, чем погибнуть под французским мечем». Наступил момент, когда стоявшие
на улицах под флагами со свастикой толпы начали объединяться с теми, кто еще
недавно стрелял в них. Роты превращались в батальоны, батальоны в полки, полки
в дивизии. «Даже если вы тысячу раз признаете нас виновными, вечный суд истории
оправдает нас и со смехом выбросит вердикт вашего суда».
Гитлера
приговорили к 5 годам заключения. Его поведение в зале суда произвело сильное
впечатление на всех немцев, которые стали почитать его как величайшего
национального героя. Он усвоил важный урок провалившегося путча: крайне
необходимо, чтобы его движение пришло к власти легальными способами. Гитлер
провел в тюрьме Ландсберга только 9 месяцев. Ему предоставили удобную камеру,
где он мог размышлять над своими ошибками. Он завтракал в постели, выступал
перед товарищами по камере и гулял в саду - все это больше напоминало
санаторий, чем тюрьму. Здесь он продиктовал Рудольфу Гессу первый том «Майн кампф»,
ставшей впоследствии политической библией нацистского движения. Вторая часть
была написана им в 1925-27, уже после воссоздания нацистской партии.
В этой книге
он обстоятельно изложил основные положения своей политической программы. Она
получила широкую известность еще до выхода в свет, и многие немцы верили, что
нацистский лидер способен воплотить в жизнь все, что наметил на страницах
своего труда.
Первоначально
Гитлер озаглавил свою книгу «Четыре с половиной года борьбы против лжи,
глупости и трусости». Однако издателя Макса Амана, не удовлетворило столь
длинное название и он сократил его до «Моя борьба».(См. приложения) К 1932 было
продано 5,2 миллиона экземпляров книги, она была переведена на 11 языков. Всем
молодоженам Германии при регистрации брака навязывали покупку одного экземпляра
«Майн кампф». Огромные тиражи сделали Гитлера миллионером.
Основной
темой книги была пропаганда расовой доктрины Гитлера. Немцы, писал он, должны
осознавать превосходство арийской расы и хранить расовую чистоту. Их долг -
увеличить численность нации, с тем чтобы исполнить свое предназначение -
достичь мирового господства. Несмотря на поражение в Первой мировой войне,
необходимо вновь набрать силы. Только таким образом германская нация сможет в
будущем занять свое место предводителя человечества.
Гитлер
охарактеризовал Веймарскую республику как «величайшую ошибку XX века»,
«уродство жизненного устройства». Он изложил три основных представления о
государственном устройстве. В первую очередь, это те, кто понимает под государством
просто в той или иной степени добровольное сообщество людей с правительством во
главе. Подобное представление исходит от самой большой группы - «свихнувшихся»,
которые олицетворяют «государственную власть» и принуждают народ служить им,
вместо того, чтобы самим служить народу. Примером является Баварская народная
партия. Вторая, не столь многочисленная группа признает государственную власть
при соблюдении определенных условий, таких как «свобода», «независимость» и
прочие права человека. Эти люди рассчитывают, что подобное государство сможет
функционировать таким образом, что «бумажник каждого будет набит до отказа».
Эта группа пополняется в основном из числа немецкой буржуазии, из либеральных
демократов. Третья, наиболее слабая группа возлагает надежды на единство всех
людей, говорящих на одном языке. Они надеются достичь единения нации благодаря
языку. Позиции этой группы, контролируемой Националистической партией, наиболее
шатки ввиду очевидной лживой подтасовки.
Все эти три
взгляда на государственное устройство в основе своей фальшивы, писал Гитлер.
Они не признают ключевого фактора, который заключается в том, что искусственно
создаваемая государственная власть базируется в конечном счете на расовых
основах. В «Майн Кампф» Гитлер сформулировал семь пунктов обязанностей
государства:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|