Ввиду того, что экуменические идеи Проханова не встретили
поддержки у большинства представителей христианских конфессий России, его
деятельность сосредоточилась во Всероссийском союзе евангельских христиан. В
1911 г. этот союз вошел в состав Всемирного союза баптистов, а Проханов стал
его вице-президентом. В 1912 г. в Санкт-Петербурге на Васильевском острове
открылся Дом Евангелия, сделавшийся главным центром евангельских христиан. По
сравнению с Союзом русских баптистов структура Союза евангельских христиан была
более демократичной. Это привлекло к нему часть баптистов, недовольных
господством мазаевской группировки.
С политической деятельностью баптистов и евангельских
христиан связано возникновение христианско-демократического течения российской
политической мысли. Попытка создания христианско-демократической партии была
предпринята в годы первой русской революции
В марте 1917 года Прохановым была создана
христианско-демократическая партия "Воскресенье", также в основном
разделявшая политическую платформу конституционных демократов, но с акцентом на
духовно-нравственные аспекты политических преобразований. Партия
просуществовала до октября 1917 года. В августе 1917 года Проханов принял
участие в работе Государственного совещания в Москве, где сделал доклад о
свободе совести
В годы первой мировой войны баптисты и евангельские
христиане развернули активную деятельность по сбору денежных средств в пользу
раненых: только Петроградская община евангельских христиан внесла на эти нужды
11 тыс. рублей. Помещения общин предоставлялись под лазареты. Была создана
специальная Солдатская миссия, проводившая миссионерскую работу в действующей
армии. Много баптистов и евангельских христиан находилось в войсках, хотя
случаи отказа от участия в боевых действиях имели место, особенно среди
евангельских христиан.
К началу 1917 года Евангельско-баптистское движение
христиан в России стало в основном сложившейся и полноценной ветвью
Христианской Церкви. Евангельские христиане России не являются абсолютно
“слепой” копией баптистов Запада, точно также, как Русская Православная Церковь
не является точной копией Греческой Православной Церкви, откуда она восприняла
первых своих миссионеров. Российская земля весьма благотворна для творческой
национальной адаптации всякой свежей идеи! Именно с таким “расширенным сердцем”
подошли Евангельские христиане к тому “водоразделу”, который называется у нас
Октябрьской революцией. Движение евангельских христиан-баптистов имело все
черты общей для всего мира веры во Христа, но также было, и национальным
выражением идеи “живой, простой” веры!
После
Октябрьской революции в связи с отрицательным отношением ряда религиозных
течений к войне и воинской службе Советское правительство 4 января 1919 года
приняло специальный Декрет "Об освобождении от воинской повинности по
религиозным убеждениям". Согласно этому Декрету в Москве в 1919 - 1926 гг.
действовал Объединенный совет религиозных общин и групп, возглавляемый
толстовцем В. Чертковым, Совет имел право выдавать удостоверения о Принадлежности
к религиозным течениям, отрицающим военную службу, которые являлись основанием
для освобождения от воинской повинности. В условиях гражданской войны
большинство баптистских лидеров высказалось против службы баптистов в Красной
Армии. Лишь в 1926 г. баптистский съезд признал несение баптистами воинской
повинности обязательным условием.
С образованием СССР российские объединения баптистов и
евангельских христиан приобрели всесоюзный характер. На баптистском съезде 1926
г. в Москве был образован Федеративный союз баптистов СССР, объединивший девять
местных баптистских союзов: Северо-Российский (с латышской секцией),
Волго-Камский, Северо-Кавказский, Сибирский, Дальневосточный, Закавказский,
Всеукраинский (с немецкой секцией), Крымский, Среднеазиатский.
В течение 20-х годов происходил рост численности баптистов.
К концу 20-х годов Союз баптистов СССР объединял уже 6,5 тыс. баптистских
общин, насчитывавших около 500 тыс. членов /21/. В 1922 - 1925 годах возникают
баптистские и евангельско-христианские общины осетин, татар, чувашей, якутов,
удмуртов, марийцев, мордвы. Баптистский проповедник Я. Винс вел проповедь среди
дальневосточных корейцев. С 1924 г. Проханов возобновил издание журнала
"Христианин", а с 1925 г. был возобновлен журнал "Баптист".
Регулярными были съезды: в 1917 - 1926 гг. состоялось шесть съездов баптистов и
семь - евангельских христиан.
Большое распространение в 20-е годы получили организованные
баптистами и евангельскими христианами сельскохозяйственные общины, коммуны,
кооперативы, возникшие на заре российского кооперативного движения. В 19I8 -
1921 гг. в брошенных частных имениях образовались баптистские кооперативы -
"Прилучье" (Новгородская губерния), "Гефсимания",
"Вифания", "Утренняя звезда" (Тверская губерния),
"Сигор", "Едино" (Брянская губерния), "Вифлеем"
(Саратовская губерния), "Васан" (Енисейская губерния).
Следует отметить высокий уровень технического оснащения в
этих хозяйствах: кооператив "Гефсимания", например, уже к 1920 г.
стал полностью электрифицированным. Для поддержки христианских
сельскохозяйственных кооперативов в 1922 г. на Всероссийском съезде баптистов
было учреждено товарищество "Братская помощь", объединившее 25
хозяйств. К концу 20-х годов насчитывалось свыше 400 баптистских и
евангелических кооперативов и коммун.
Большое распространение получили баптистские
благотворительные столовые: одна из них работала в Москве во Втором Доме
Советов по ул. Охотный Ряд (ныне - отель "Метрополь"), обеспечивая
питанием делегатов конгрессов Коминтерна. На съезде Союза евангельских христиан
в 1926 г. Прохановым была выдвинута обширная программа социального служения под
названием "Евангельский путь".
В том же 1926 г. у Проханова возник план создания
своеобразного евангельско - христианского Города Солнца, который должен был
явиться образцом благосостояния и процветания. Идея Проханова была одобрена на
пленуме Всесоюзного совета евангельских христиан в 1927 г. Для Города Солнца
выбрали обширный земельный участок на Алтае. Баптистские организации США
согласились финансировать задуманное предприятие. Однако ввиду неблагоприятного
изменения политической ситуации замыслу Проханова не суждено было
осуществиться.
Со второй
половины 20-х годов по мере становления тоталитарного режима отношение к
баптистам начинает резко меняться. С началом коллективизации берется курс на
полное подавление религиозной жизни. В апреле 1929 года на втором. Съезде
созданного в 1928 г. Союза воинствующих безбожников баптисты и евангелисты
характеризовались как "политическая агентура и военно-шпионская
организация международной буржуазии". Незадолго до съезда, в феврале 1929
года, газета "Комсомольская правда" опубликовала фотографии обложек
всех религиозных журналов с призывом к рабочим-печатникам отказываться от
печатания религиозной литературы, после чего все баптистские периодические
издания были закрыты.
В принятом в апреле 1929 года
постановлении ВЦИК РСФСР "О религиозных объединениях" деятельность
религиозных общин ограничивалась лишь совершением богослужений.
Благотворительная, миссионерская и проповедническая деятельность были
запрещены. В ходе проведения коллективизации уничтожались или преобразовывались
в обычные колхозы все христианские сельскохозяйственные кооперативы и коммуны.
В 30-е годы началась кампания по массовому закрытию
молитвенных домов, конфискации у общин имущества и религиозной литературы. В
1930 г. был закрыт Дом Евангелия в Ленинграде, а в Москве отобрано здание у
Федеративного союза баптистов СССР. Органы ОГПУ конфисковали также 10 тыс.
экземпляров Библии. К концу 30-х годов из 6 молитвенных домов в Москве остался
лишь один. В Ленинграде из 28 общин евангельских христиан и 15 общин баптистов
не осталось вообще ни одной.
Одновременно начались аресты и высылки
пресвитеров и проповедников. Репрессиям подверглись и руководители Союза
евангельских христиан: в 1928 г., в связи с угрозой ареста, эмигрировал в
Германию И. Проханов; в 1935 г, были арестованы член Совета Союза А Карев и
старший пресвитер по Сибири О. Кухман; в концлагерях погибли пресвитеры А
Костюков и В. Моргунов. Реальные масштабы репрессий против баптистов и
евангельских христиан, особенно в 1937 - 1938 гг., когда террор захватил массы
рядовых членов общин, до сих пор неизвестны.
В результате преследований к 1932 г. распалось большинство
региональных баптистских союзов, а в 1935 г. полностью прекратил свою
деятельность Федеративный союз баптистов СССР. Союз евангельских христиан
формально продолжал существовать, но фактически его деятельность была
парализована.
“Машина репрессий” против верующих всех конфессий,
деноминаций и верований была выведена на “проектную мощность” только в 1929
году, т.к. до сего времени большевики устанавливали свою власть по местам и
параллельно боролись с Русской Православной Церковью, которую считали
“рудиментом царизма”. До этого времени всех остальных верующих принимали как
оппозиционеров к “Государственному Православию”, можно даже сказать, что
считали их за угнетенный “пролетариат” в религии. Но к 30-м годам, когда
Православие было “радикальным образом подкошено”, и в официальной Православной
Церкви “едва лишь оставалось немного дыхания жизни”, большевики предприняли
координальную реформу, можно сказать революцию в идеологии. Они осуществили
“смену парадигмы” – с патриархально-православного уклада жизни простого
человека – на безбожную, марксистско-ленинскую идеологическую позицию. И как
естественный результат этого – репрессии на тех верующих, которых еще недавно
они называли “христианским пролетариатом”.
Руководство Евангельских Христиан-баптистов, к сожалению
так и не поняло во время, что “заигрывание” с Советской властью – это есть
игра кошки с мышкой. Только в роли мышки были абсолютно все христиане! (Хотя,
конечно нам легко судить, оглядываясь назад…)
Лишь в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг.
баптистские общины в ряде регионов были восстановлены, причем баптисты и
евангельские христиане, как правило, создавали единые общины. В 1942 г. был
образован Временный совет евангельских христиан и баптистов. От баптистов в
него вошли И. Голяев, Ф. Патковский и Н. Левинданто; от евангельских христиан -
Я. Жидков, А. Карев и М. Орлов.
На Всесоюзном совещании представителей общин баптистов и
евангельских христиан в октябре 1944 года оба течения слились во Всесоюзный
союз евангельских христиан и баптистов (с 1945 г. " евангельских
христиан-баптистов).
В послевоенные 1945 - 1957 годы наблюдался значительный
рост численности евангельских христиан-баптистов: в Белоруссии - на 55%; на
Украине - на 47%; московской общины на 40%. В состав Всесоюзного Союза
евангельских христиан-баптистов вошли общины ряда родственных протестантских
течений: в 1945 г. - христиан веры евангельской пятидесятников и национальных
баптистских братств Прибалтики;
На рубеже 50-60-х годов во время правления Хрущева, в
стране была развернута полномасштабная антирелигиозная компания.
В этот период административный нажим на баптистские общины
вновь усиливается, а их деятельность максимально ограничивается- В I960 г. под
давлением Совета по делам религий при Совете Министров СССР Президиум
Всесоюзного Совета разослал "Инструктивное письмо старшим
пресвитерам". В нем предписывалось сократить число богослужений,
воздерживаться от проведения детских, молодежных и женских молитвенных собраний
и от благотворительной деятельности, максимально ограничить крещение молодых
людей в возрасте 18 - 30 лет.
Это вызвало решительный протест ряда представителей местных
общин, обвинивших Всесоюзный Совет в "проведении программы атеизма".
В 1961 г. они объединились в Инициативную группу по созыву внеочередного съезда
евангельских христиан-баптистов, возглавленную пресвитерами А. Прокофьевым
(Харьков), Г. Крючковым (Тула) и Г. Винсом (Киев). Позже сторонников
инициативной группы стали именовать "инициативниками", затем -
"раскольниками".
К 1965 г. к "инициативникам" присоединилось около
300 общин, одни из которых входили в Союз, но были недовольны его руководством,
а другие действовали вне рамок Союза. Они образовали, Совет церквей
евангельских христиан-баптистов, генеральным секретарем которого был избран Г.
Винс (сын П. Винса). Организационно раскол Всесоюзного Союза оформился на
съезде в октябре 1966 года.
Сторонники "инициативников" подверглись суровым
репрессиям властей. Их общины фактически оказались под запретом. В 1961 - 1964
гг. прошел целый ряд судебных процессов над сторонниками Совета церквей.
"Инициативников" обвиняли в нарушении законодательства о религии,
создании подпольных религиозных организаций, хранении и распространении
"идеологически враждебной" религиозной литературы, вовлечении в
религиозные общины детей.
Со второй половины 60-х годов евангельские христиане-баптисты
открытым преследованиям уже не подвергались. Вновь проводились регулярные
съезды, поддерживались контакты с зарубежными единоверцами в рамках Всемирного
союза баптистов. Всемирного совета церквей. Конференции европейских церквей. С
70-х годов частым гостем евангельских христиан-баптистов СССР стал выдающийся
американский баптистский проповедник Билли Грэм.
Вместе с тем
неоднократно наблюдались случаи нарушения гражданских прав последователей
баптизма, которым отказывали в поступлении в высшие учебные заведения и в
приеме на работу. Атеистическая пропаганда формировала общественное недоверие к
евангельским христианам-баптистам как к "антиобщественным элементам"
и "сектантам-изуверам". Лишь в конце 80-х годов представители данной
конфессии получили религиозную свободу, включая право на миссионерскую,
благотворительную, издательскую и педагогическую деятельность.
Утверждение свободы вероисповедания по отношению к
евангельским христианам-баптистам совпало с восстановлением федеративной
структуры их Союза. Ввиду того, что с распадом СССР отдельные части единой
организации евангельских христиан-баптистов оказались в разных независимых
государствах, на съезде в Москве в ноябре 1992 года было принято решение о
создании новой федеративной организации Евро-Азиатской Федерации Союзов
евангельских христиан-баптистов.
Союзы, входящие в Евро-Азиатскую Федерацию, объединяют
около 2,8 тыс. общин и групп, имеющих свыше 220 тыс. членов (без учета
"приближенных", а также посещающих богослужения детей и членов
семей). Союз евангельских христиан-баптистов России (председатель - П.
Коновальчик), по данным на 1993 г., насчитывал 994 общины и группы общей
численностью 73,5 тыс. членов, являясь второй по численности организацией после
украинской. По сравнению с 1992 г. возникло 89 новых общин, а крещение приняло
9,5 тыс. человек. В 1996 г. на территории Российской Федерации действовали 604
общины евангельских христиан-баптистов.
Наибольшее число евангельских христиан-баптистов
сосредоточено в Москве - 5,2 тыс. человек, объединенных в 9 общин-церквей и 20
групп. Старейшая из баптистских церквей - Центральная церковь (Иерусалимская),
расположенная в Малом Вузовском переулке. Ее здание, построенное в 1865 г.
архитектором Г. Ниссеном для реформатской церкви, в апреле 1917 г. перешло к
евангельским христианам. С 1944 г. она является центральной церковью Союза
евангельских Христиан- баптистов. Из церквей, организованных в последние годы,
можно назвать церковь "Воскресенье" в районе Красной Пресни.
Многочисленные общины действуют также в Санкт-Петербурге (3,5 тыс. членов),
Омске (1,5 тыс.), Воронеже (1,1 тыс.).
Рост численности евангельских христиан-баптистов, как и
других протестантских течений, вызвал негативную реакцию части руководства
Русской православной церкви и околоцерковных кругов националистической
ориентации. Лидер союза "Христианское возрождение" В. Осипов,
например, игнорируя, глубокие корни российского протестантизма, в возрастании
числа последователей протестантских конфессий России видит исключительно
результат действий антирусских сил из-за рубежа, стремящихся "разрушить
традиционное мировоззрение русского народа" посредством "миссионеров
с валютой из полуатеистической Европы, явившихся обращать православных в
баптизм, квакерство, кришнаизм" /31/. Явные антипротестантские ноты звучат
и в высказываниях отдельных православных иерархов.
Под давлением подобных сил бывшим Верховным Советом
Российской Федерации в июле 1993 года была принята новая. редакция закона о
свободе вероисповеданий, которая поставила в неравноправное положение
протестантские конфессии, России, имеющие многочисленных единоверцев за
рубежом. В связи с этим группа руководителей протестантских конфессиональных
объединений в июле 1993 года обратилась к президенту Б. Ельцину с открытым
письмом, содержащим требование не допустить принятия дискриминационного
законодательства, ущемляющего права россиян, духовно и организационно связанных
с зарубежными единоверцами, и тем самым углубляющего раскол российского
общества. Письмо оказало воздействие: предлагавшаяся редакция закона
президентом была отклонена.
История не стоит на месте! Не успеешь оглянуться, а
сегодняшнее событие уже завтра стало достоянием всемирной истории! Мы
посмотрели на полтора века истории Евангельских Христиан-баптистов в России.
Здесь было все: преследования и времена тишины. Нельзя сказать, что
преследовали христиан только кровожадные большевики. НЕТ! Царское правительство
также приложило к этому гонению свою государеву руку. Номинальное православие
также не осталось в стороне от этого сатанинского процесса репрессий и гонений.
Они опозорили свое православие нехристианским, цезарепапистским поведением
подогреваемым великодержавным, империалистическим шовинизмом.
Итак, кто же такие Евангельские Христиане-баптисты?
Во-первых: это Христиане, т.е. люди, уверовавшие в Иисуса
Христа.
Во-вторых: это Христиане Евангельские, т.е. сверяющие свою
повседневную жизнь с нормами поведения и мышления, зафиксированными в
Евангелии.
Это не есть противопоставление себя другим, не есть
“непримиримая оппозиция”, всегда ненавидящая вся и всех. Нет! Это есть способ
выражения своей веры в жизни этих конкретных, современных людей.
- “История
евангельских христиан-баптистов в СССР”, Издательство ВСЕХБ, Москва, 1989
г.
- “В котле России.
Автобиография И.С. Проханова”, Всемирный Союз Евангельских Христиан, США,
1992 г.
- “Мировые религии”,
Алов А.А., Владимиров Н.Г., Овсиенко Ф.Г., “Приор”, Москва, 1998 г.
Страницы: 1, 2
|