Меню
Поиск



рефераты скачать Евангельские Христиане-баптисты в России

Евангельские Христиане-баптисты в России

Санкт-Петербургская Евангелическая Богословская

Академия












Реферат

“Евангельские Христиане-баптисты в России”







Предмет:           “История Евангельского движения”

Преподаватель:  Григоренко А.Ю.

Студент:           Коптяев Алексей Валентинович,

                          3 курс, заочное отделение.





Проверил:  ______________________















Оглавление

Введение................................................................................................................................ 2

Евангельские Христиане в России до Революции............................................................ 2

Молокане........................................................................................................................... 4

Штундизм.......................................................................................................................... 4

Евангельские христиане................................................................................................... 5

Преследование баптистов в царской России................................................................. 6

Деятельность баптистов в начале ХХ века.................................................................... 6

Евангельские Христиане и Революция.............................................................................. 8

Положение баптистов в России до 1929 года................................................................ 8

Начало преследований после 1929 года....................................................................... 10

Евангельские Христиане  после Великой Отечественной войны................................. 11

Евангельские Христиане-баптисты в современный период истории.......................... 13

Заключение.......................................................................................................................... 14

Библиография...................................................................................................................... 15

Оглавление.......................................................................................................................... 15

 

Введение

Мы, как русские люди, сталкиваясь с Христианской религией, подсознательно думаем, что она “заключена” лишь в рамках Православия.  Мы даже не задумываемся, что в мире существует не только Русская православная Церковь, но официально признается 15 автокефальных Православных Церквей. Если бы мы были итальянцами (по национальности), то нам естественно было бы думать, что вся Христианская Церковь сосредоточена лишь в лоне Католической Церкви. Как часто люди этого мира не хотят посмотреть немного шире, немного глубже того, что для нас привычно и естественно.

Но то, что для нас является “априори” – часто бывает угождением узконациональной традиции, и с таким ясным по своей чистоте предметом как истина, ничего общего не имеет! Это вполне справедливо в вопросе религии. Особенно остро этот вопрос стоит у нас, в России. Свои панимпериалистические амбиции мы с неразумным упорством пытаемся применить в такой тонкой сфере человеческого бытия, как религиозное чувство индивида.

Сейчас стала естественной такая логическая цепочка общенародного мышления: “Если ты истинно русский человек, – то ты должен быть верующим! Если ты верующий, – то обязательно православный!” Если все замыкается в данное кольцо, то все в порядке. Но уж если чего-то не хватает, то тогда ты скрытый агент каких-то немыслимо потусторонних сил!

Но я не открою истину заново, если скажу, что Христианство – это отнюдь не только Православие, но это также и Католицизм, Лютеранство, Баптизм, Пятидесятничество, Харизматическое движение и т.д. В России исторически сложилось так, что доминировало Православие, но параллельно ему всегда присутствовали и другие ветви Христианства.

В этой работе не место для обсуждения плюсов или минусов Русской Православной Церкви. Она имеет право и место быть, и она есть такая, какая есть! Она не лучше и не хуже! Это суверенная ветвь Христианства, благословенная Господом! Но я хочу посмотреть на присутствие христиан-баптистов в истории нашей России.

Евангельские Христиане в России до Революции.

Баптизм (от греческого "окунаю", "крещу в воде") основан на протестантской теологии, включившей в себя основополагающие идеи М. Лютера и Ж. Кальвина. Единственным источником вероучения баптисты считают Библию (преимущественно Новый завет), верят в Христа как личного спасителя, отвергают церковные обряды и церковную иерархию. Согласно баптизму спасение человека осуществляется посредством личной веры в искупительную жертву Христа без посредничества церкви. Личная вера определяется "обращением", зависящим от человека, и "возрождением", зависящим только от Бога.

Крещение полным погружением в воду (часто в открытых водоемах) в баптизме совершается над совершеннолетними, сознательно принявшими веру, после прохождения ими испытательного срока. Во время него кандидаты ("обращенные") изучают Священное писание под руководством специальных Наставников и могут присутствовать на богослужениях, проводимых от двух до шести раз в неделю. Основу богослужения составляет проповедь - чтение и изъяснение Священного Писания, сопровождаемое хоровым исполнением духовных песнопений с использованием органной и инструментальной музыки.

Автором текста и музыки духовных песнопений может быть любой член баптистской общины - принцип авторитета и канона не применяется.

Руководители богослужения - пресвитеры и их помощники - диаконы избираются из членов общин и рукополагаются (утверждаются в должности профессионального служителя) представителями вышестоящего церковного руководства. Формально проповедническую деятельность может осуществлять любой член церкви, но фактически к ней допускаются лишь профессиональные проповедники, имеющие соответствующую подготовку. В баптизме существует также институт благовестников - разъездных проповедников-миссионеров.

Первые общины баптистов возникли в начале XVII века в Лондоне и Амстердаме. В 1606 - 1607 гг. английский проповедник Дж. Смит выдвинул принцип совершения водного крещения только над теми, кто доказал свою преданность Христу. Его последователи составили первую баптистскую общину. В 1639 г. в связи с религиозными преследованиями баптисты во главе с проповедником Р. Вильямсом переселились в Северную Америку, где основали поселения-общины на территории будущего американского штата Массачусетс. Вновь на европейском континенте баптизм появился в XIX веке: в 1834 г. - в Германии; в 1839 г. - в Дании; в 1847 г. - в Швеции; в 1857 г. - в Норвегии.

В настоящее время баптизм является наиболее многочисленным протестантским течением. Его последователи, обитающие практически во всех регионах мира, насчитывают до 75 млн. человек.

На территории Российской империи первые баптистские общины, объединившие выходцев из лютеран, появились в ее западных регионах: в 1855 г. - в Великом княжестве Финляндском; в 1858 г. - в Царстве Польском; в I860 г. - в Лифляндской губернии (Латвия). Постепенно баптизм распространился среди жителей немецких колоний Юга России, Поволжья, Кавказа, в числе которых было немало меннонитов - родственного баптизму протестантского течения.

Однако российский баптизм нельзя рассматривать исключительно как результат миссионерской деятельности зарубежных баптистов. Современная евангельско-баптистская церковь сформировалась не только из числа последователей зарубежных миссионеров, но и на базе близкородственных христианских течений, возникших на русской почве, прежде всего молокан.

Молокане

Молоканство появилось в 60 - 70-х годах XVII века как сектантское течение, отделившееся от православия. Его основоположником считается крестьянин Тамбовской губернии Семен Уклеин. Преследования со стороны духовных и светских властей вынудили молокан переселяться на окраины Российской империи, в частности в Закавказье. Там в 60-е годы XIX века произошло их соприкосновение с баптистами, жившими в немецких колониях. Известный немецкий баптистский проповедник Мартин Кальвейт (1833 - 1918) крестил 20 августа 1867 года в водах реки Куры тифлисского купца-молоканина Никиту Воронина. Этот день считается датой возникновения российского баптизма. К возникшей баптистской общине присоединились молокане Тифлисской губернии, а в дальнейшем из нее вышли многие духовные руководители российского баптизма - братья Мазаевы, В. Павлов, Прохановы и Другие.

Штундизм

В немецких колониях Юга России первоначальной базой развития баптизма явился штундизм - религиозное движение крестьян, создававших кружки по изучению Библии.

В поселениях российских немцев на таких чтениях присутствовали и русские работники, из числа которых сложились общины, условно именовавшиеся "братства штунды". Первыми последователями штундизма в 1861 - 1862 гг. стали крестьяне Ф. Онищенко и М. Ратушный из деревни Основа Одесского уезда Херсонской губернии, Е. Цымбал и И. Рябошапка из деревень Карловка и Любомирка Елисаветградского уезда Херсонской губернии. В 1867 - 1870 гг. они приняли баптистское водное "крещение по вере", официально отделившись от православия-

В 70-х - начале 80-х гг. XIX века отмечается стремительный рост числа баптистских общин по всему Югу России: только в Херсонской губернии численность баптистов в 1875 -1881 гг. возросла с 1,5 тыс. до 3,3 тыс. В мае 1884 года в селе Ново-Васильевка Бердянского уезда Таврической губернии состоялся первый съезд российских баптистов, собравший 33 делегата от 12 общин. На съезде образовался Союз русских баптистов Южной России и Кавказа. Его первым председателем был немецкий проповедник И. Виллер, обращенный из меннонитов, которого вскоре выслали из России.

В Москве баптисты появились в 70-х годах XIX века: проповедники Э. Синицын и С. Васильев.

Евангельские христиане

В 70-е годы XIX века в Санкт-Петербурге возникло близкородственное баптизму течение евангельских христиан, связанное с деятельностью английского проповедника лорда Гренвилла Редстока (1833 - 1913). Видный английский аристократ, сделавший блестящую военно-морскую карьеру, Редсток в зрелом возрасте пережил духовный кризис, после чего посвятил себя проповеди Евангелия и евангельских принципов жизни, совершая поездки по многим странам Европы.

В 1874 г. по приглашению своей последовательницы Е. Чертковой Редсток прибывает в Санкт-Петербург, где выступает с проповедями в великосветских салонах столичной аристократии. Одним из постоянных мест его проповедей становится дом отставного полковника В. Пашкова .

В 1876 г. В. Пашков и М. Корф создали "Общество поощрения духовно-нравственного чтения" с целью распространения среди народа Священного писания на русском языке (полный перевод Библии на русский язык был издан как раз в 1876 г.) Члены общины активно занимались и благотворительной деятельностью: Е- Черткова являлась членом Дамского комитета попечительниц тюрем.

После отъезда в 1878 г. Редстока из России главой общины евангельских христиан становится Б. Пашков, вследствие чего последователей данного течения стали именовать "пашковцами". Вероучение евангельских христиан восходило к воззрениям общих баптистов.

Вскоре общины пащковцев возникают в Московской, Тульской, Нижегородской, Тверской, Псковской, Оренбургской, Ярославской губерниях. В Москве они собирались в доме графини Шуваловой.

С конца 70-х годов XIX века баптизм в России признается официально. Согласно циркуляру от 15 августа 1879 года, подписанному императором Александром II, баптизм был отнесен к числу признаваемых в России протестантских вероисповеданий. Разрешались баптистские молитвенные собрания. Пресвитеры могли совершать обряды и произносить проповеди после их утверждения губернаторами в звании духовного наставника. Однако после убийства в 1881 г. императора Александра II террористами-народовольцами отношение властей к неправославным христианским течениям стало крайне негативным.

Преследование баптистов в царской России

По инициативе обер-прокурора Святейшего синода К. Победоносцева, поставившего цель "переломить хребет русскому баптизму, штундизму и редстокизму (пашковщине)", начинаются преследования баптистов и евангельских христиан. В 1882 г. согласно разъяснению Министерства внутренних дел из сферы действия циркуляра 1879 г. исключаются русские баптисты, перешедшие в баптизм из православия- Их браки, заключенные не по православному обряду, признаются недействительными, а дети, рожденные в баптистских семьях, считаются незаконнорожденными, что влекло серьезные ограничения в праве наследования.

В 1887 - 1891 гг. руководители Тифлисской баптистской общины Н. Воронин, В. Павлов и А. Амирханянц были высланы в Оренбургскую губернию, а видные баптистские руководители И. Лясоцкий, С. Капустинский, Т. Хлыстун и Г. Мороз - в отдаленное горное село Гирюсы (Нагорный Карабах). Правительственным циркуляром от 3 сентября 1894 года баптисты были отнесены в разряд особо вредных сект, а их молитвенные собрания запрещены.

Преследованиям подверглись и евангельские христиане. Делегаты собравшегося в апреле 1894 г. в Санкт-Петербурге съезда общин пашковцев (с участием представителей баптистов и меннонитов) были арестованы и высланы из столицы. В мае 1884 года закрылось "Общество поощрения духовно-нравственного чтения", а его руководителям В. Пашкову и М. Корфу было предписано навсегда покинуть Россию.

Преследования, однако, не дали желаемых результатов: в 1883 - 1885 гг. возникают баптистские общины в Поволжье, а в 90-е годы - в Сибири и на Дальнем Востоке. В 1891 г. в г. Шуше (Нагорный Карабах) появилась первая армянская баптистская община. Общины евангельских христиан в Санкт-Петербурге продолжали собираться в доме княгини Н. Ливен, в Москве - в доме фабриканта Ф. Савельева.

Деятельность баптистов в начале ХХ века

В 1907 г. в рамках Союза русских баптистов было учреждено "Баптистское миссионерское общество" со штатом разъездных миссионеров и самостоятельным бюджетом. В 1909 г. основана баптистская молодежная организация "Всероссийский союз кружков молодежи". Подготовка квалифицированных кадров пресвитеров и проповедников велась в баптистской семинарии г. Гамбурга (Германия): к 1911 г. ее окончили 42 человека из России. К 1912 г. по неполным данным Министерства внутренних дел в России насчитывалось около 115 тыс. баптистов, в том числе русских и украинцев — 67 тыс.; немцев, эстонцев, финнов, латышей - 48 тыс.

В руководстве Союза русских баптистов преобладали выходцы из молокан. Они привнесли в него традиции авторитарной власти "старцев" и изоляции общин, а также жесткую иерархическую структуру их построения. Вплоть до 1917 г. в Союзе русских баптистов преобладало патриархально-консервативное направление, возглавляемое Д. Мазаевым и отличавшееся демонстративной аполитичностью. Дня верующих исключалась сама возможность иметь суждения по политическим вопросам, а их социальная активность должна была проявляться исключительно во внутриобщинной, религиозной и миссионерской деятельности.

В начале XX века происходило формирование общероссийской организации евангельских христиан. В результате решений трех съездов 1907 - 1909 гг. (последний из которых, собравшийся в сентябре 1909 г. в Санкт-Петербурге, носил общероссийский характер) был создан Всероссийский союз евангельских христиан, воспринявший вероучение общих баптистов. Численность последователей данного течения возросла с 20,8 тыс. в 1905 г. до 30,2 тыс. в 1912 г. Председателем Всероссийского союза евангельских христиан стал И. Проханов - выдающийся религиозный деятель, проповедник и публицист.

В 1908 г. Проханов выступил инициатором создания Русского евангельского союза. Его членами могли стать последователи любой христианской конфессии, разделяющие идеи духовного возрождения на основе учения Иисуса Христа, вне зависимости от внешнего проявления веры и церковного устройства, Поэтому Русский евангельский союз мыслился объединением не церквей, а отдельных христиан, сплоченных на основе обищости понимания главных вопросов веры.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.