-
в пункте пропуска через Государственную
границу Российской Федерации нарушили правила пересечения Государственной
границы, таможенные правила, санитарные нормы; до устранения нарушения;
- сообщили о себе или о целях своего пребывания
заведомо ложные сведения.
Указанным законом въезд в Российскую Федерацию
иностранным гражданам или лицам без
гражданства не разрешается в случаях, если:
- это необходимо в целях
обеспечения безопасности государства;
- в период своего предыдущего пребывания в России
они были осуждены в соответствии с
российским законодательством за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо в период
предыдущего пребывания были выдворены
за пределы России в принудительном порядке, - в течение пяти лет после отбытия наказания за совершенное
преступление или в течение одного
года со дня выдворения в принудительном порядке;
- они не предъявили
документы, необходимые для получения российской
визы в соответствии с законодательством России, - до их представления;
- они ходатайствуют о
российской визе на срок более трех месяцев и не представили
сертификат об отсутствии у них ВИЧ-инфекции, - до представления
такого сертификата.
Законом предусмотрено
ограничение выезда из России иностранных граждан или лиц; без
гражданства. Ограничение может быть применено, если они:
- в соответствии с
российским законодательством задержаны по подозрению
в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых;
- до принятия решения по
делу или до вступления в законную силу приговора суда;
- осуждены за совершение
преступления на территории России; до отбытия (исполнения) наказания или до
освобождения от наказания;
- уклоняются от исполнения
обязательств, наложенных на них судом, до исполнения
обязательств либо до достижения согласия сторонами;
- не выполнили предусмотренные российским
законодательством обязательства по уплате
налогов, - до выполнения этих обязательств.
Законом «О порядке выезда из
Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»
определен порядок проезда иностранных граждан и лиц без гражданства
через территорию России. Транзитный проезд осуществляется, как правило, без
права на остановку. Проезд в государство назначения всеми видами пассажирского транспорта разрешается по предъявлении российской транзитной
визы, визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией по маршруту следования
государство, либо визы государства назначения и действительных
для выезда из России проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории Российской Федерации.
Транзитный проезд без визы разрешается иностранному
гражданину или лицу без гражданства в
случаях, если они:
- совершают беспересадочный полет воздушным
транспортом через территорию Российской Федерации;
- следуют на самолете
международной авиалинии с пересадкой в аэропорту на территории России и имеют надлежащим
образом оформленные документы на право въезда в государство
назначения и авиабилет с подтвержден
ной датой вылета из аэропорта пересадки на территории
России в течение 24 часов с момента прибытия, за исключением случаев
вынужденной остановки;
- проживают на территории государства, с которым
Российская Федерация имеет соответствующий
международный договор.
Вынужденной остановкой
признается пребывание более 24 часов в пределах населенного пункта вследствие
наступления следующих обстоятельств: стихийных бедствий, задерживающих движение
поездов, автотранспортного средства, судна или самолета; необходимости ремонта
соответствующего транспортного средства, поврежденного в результате порчи
каких-либо его частей или в результате транспортного
происшествия; болезни, если по заключению врача дальнейшее следование больного
представляется опасным для его жизни и
здоровья; непредусмотренных задержек при пересадке с одного вида транспорта на другой в пункте пересадки.
В случае вынужденной
остановки оформление пребывания на территории
России и продление срока действия транзитной российской визы производятся органом внутренних дел в месте вынужденной остановки по заявлению иностранных граждан или лиц без гражданства. Сотрудники
паспортно-визовой службы совместно с участковыми уполномоченными милиции должны
следить за соблюдением правил пребывания.
Все иностранные граждане,
пребывающие на территории Российской Федерации,
подразделяются на две категории:
1)
постоянно проживающие лица;
2)
временно пребывающие лица.
Иностранные граждане,
постоянно проживающие на территории России, должны иметь разрешение и вид на
жительство. Заявления о получении разрешения на постоянное
проживание подаются в органы Федеральной миграционной службы через российские
дипломатические представительства или консульские учреждения. Разрешение на
постоянное проживание, как правило, первоначально
выдается на срок до двух лет, а после истечения этого срока
- бессрочно. Виды на жительство выдаются по месту разрешенного
иностранному гражданину постоянного жительства на срок действия заграничного паспорта или документа, его заменяющего, однако не дольше двух лет. По истечении предоставленного срока действия по
заявлению заинтересованного иностранного гражданина срок
действия вида на жительство продлевается либо выдается новый вид на
жительство. Эти лица также подлежат регистрации по постоянному месту
жительства.
Въезд на территорию России
производится через пункты пропуска на Государственной границе России.
Прибывшие на территорию
России иностранные граждане обязаны кратчайшим путем следовать
по установленному маршруту проезда в пункт, указанный во въездной визе,
свидетельстве (телеграмме) о приглашении либо в другом документе,
подтверждающем цель поездки. Лица, которым предоставлено
право на безвизовый въезд, следуют в пункт, названный ими представителям пограничных войск при пересечении Государственной границы согласно цели поездки.
Иностранные граждане,
временно пребывающие на территории России, должны
иметь зарегистрированные в установленном порядке заграничные паспорта или
заменяющие их документы. Некоторые категории иностранных граждан освобождаются от регистрации документов.
В органах внутренних дел
регистрируются заграничные паспорта иностранных граждан и
лиц без гражданства в срок не позднее трех суток, исключая
выходные и праздничные дни, на срок, не превышающий трех месяцев.
От регистрации освобождаются
члены экипажей военных и невоенных судов и самолетов,
иностранные туристы, иностранные граждане до 18-летнего
возраста.
Регистрация паспортов
иностранных граждан производится в пункте, указанном в визах, свидетельствах
(телеграммах) о приглашении. Если во въездных документах
указано несколько пунктов, то регистрация производится в
органах миграционной службы или в гостиницах только в первом пункте, в который
прибыл иностранный гражданин после пересечения Государственной границы, и сразу
на весь срок пребывания в России независимо от продолжительности нахождения в
этом пункте. В других пунктах, которые посетит иностранный гражданин в России
согласно плану приема, его паспорт не регистрируется, а в визе проставляется
отметка о днях пребывания в данном пункте.
Иностранные граждане,
следующие через территорию России транзитом с остановкой в гостиницах,
общежитиях посольств, генконсульств и других постоянных
представительств этих стран, регистрируются в представительствах своих стран.
Данные представительства осуществляют учет этих граждан и проставляют в их
документах отметки, свидетельствующие о проживании в указанных
местах.
Выезд из России иностранных
граждан и лиц без гражданства разрешается по действительным заграничным
паспортам или по документам, их заменяющим, при наличии выездных виз, если
иной порядок выезда не установлен соглашением России с соответствующей страной. Визы
на выезд выдаются органами миграционной
службы. Визы на выезд из России иностранным гражданам и лицам без гражданства
могут быть выданы также и за границей (въездные-выездные
визы) при въезде в Россию на ограниченный срок. Такие визы выдаются российскими
посольствами, миссиями и консульствами или в отдельных случаях уполномоченными на то представительствами.
Согласно действующему
законодательству въезд иностранному гражданину не разрешается: 1) если имеются
основания для привлечения его к уголовной ответственности - до окончания
производства по делу; 2) если он осужден за совершение
преступления - до отбытия наказания или освобождения от наказания; 3) если его
выезд противоречит интересам обеспечения государственной безопасности - до
прекращения действия обстоятельств, препятствующих
выезду. Кроме того, выезд иностранного гражданина может быть отложен до
исполнения им имущественных обязанностей, с которыми связаны существенные интересы граждан России и других лиц,
государственных, общественных и частных организаций.
Контроль за соблюдением
иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил
въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через
территорию Российской Федерации осуществляют подразделения паспортно-визовой службы,
участковые уполномоченные милиции во взаимодействии с
Федеральной миграционной службой России, предприятиями, учреждениями,
организациями, обслуживающими иностранных граждан. Практическая организация и
осуществление контроля возлагаются в МВД России - на ГУООП, в МВД республик в
составе России, УВД (ГУВД), УВДТ - на одного
из заместителей министров, заместителей начальников перечисленных органов внутренних дел, в горрайорганах
внутренних дел - на начальников этих
органов.
Участковые уполномоченные милиции
совместно с сотрудниками паспортно-визовой службы контролируют, чтобы все
находящиеся на обслуживаемой ими территории иностранные
граждане и лица без гражданства выполняли свои обязанности, установленные
законодательством о правовом положении иностранных граждан в
России, соблюдали правила пребывания иностранных граждан в
России, правила транзитного проезда иностранных граждан через территорию
России, а также действующие законы и иные нормативные акты. Участковые
уполномоченные милиции проверяют наличие у иностранных
граждан разрешений на пребывание в данном пункте и паспортов.
Постоянно проживающие в
России иностранные граждане обязаны иметь действующие
документы на право проживания. Участковые уполномоченные милиции осуществляет
контроль за сроком действия этих документов, порядком
передвижения иностранных граждан на территории России,
сроком их пребывания и своевременным выездом из России.
Для успешного выполнения
функций контроля участковые уполномоченные милиции должны обладать информацией о количестве иностранных граждан в местах их пребывания. Такие сведения поступают: из учебных заведений, организаций, предприятий об иностранных гражданах, постоянно проживающих в России и принятых
на работу, зачисленных на учебу, о переводе, увольнении с работы или об отчислении из
учебного заведения, а также пребывающих для прохождения производственной практики, повышения квалификации, на лечение и отдых;
из гостиниц, кемпингов, мотелей,
санаториев; о лицах, прибывших в Россию по служебным, торговым, общественным и
частным делам, а также от граждан России,
к которым прибыли иностранные граждане по частным делам. Данную информацию
участковый уполномоченный милиции запрашивает по мере необходимости в рабочем
порядке.
Информация об иностранных
гражданах и лицах без гражданства может поступать к участковому уполномоченному
милиции из органов Федеральной миграционной службы России.
Как уже отмечалось,
иностранные граждане вправе следовать транзитным
проездом через территорию России в третью страну воздушным, морским или железнодорожным транспортом при наличии документов, разрешающих въезд
в сопредельное государство с нашей страной, и соответствующих проездных документов с подтверждением в них даты выезда из пункта пересадки
на территории Российской Федерации.
Транзитом проезжающие через
территорию России иностранные граждане прибывают в
пограничный пункт выезда из России по намеченному маршруту
и вправе останавливаться на территории России лишь в пунктах, указанных в
российских транзитных визах.
Иностранные граждане,
следующие транзитом через территорию России на автотранспортных средствах, в
том числе осуществляющие междугородние автомобильные
перевозки грузов, следуют по дорогам, открытым для международного
автомобильного сообщения.
Иностранным гражданам с
разрешения органов внутренних дел предоставляется право
передвигаться на служебном и личном автотранспорте по автодорогам,
используемым общественным транспортом и проходящим по районам, открытым для
посещения иностранных граждан. Если этим гражданам необходимо проехать через
территорию, закрытую для посещения иностранных граждан, то
органы внутренних дел, с территории обслуживания которых выезжают граждане,
обязаны согласовать этот вопрос с органами внутренних
дел, через территорию обслуживания которых будет осуществляться проезд.
Последние же согласовывают этот вопрос с органами федеральной службы безопасности на местах. Иностранные граждане, прибывшие в Россию для работы в качестве персонала совместных предприятий, международных объединений или
по иным служебным, общественным, торговым делам, в установленном порядке могут посещать территории, закрытые для иностранных граждан.
Участковые уполномоченные милиции, вступая в
отношения с иностранными гражданами, обязаны быть тактичными, выдержанными, корректными
и вежливыми, постоянно помнить о высокой ответственности за выполнение
служебного долга.
Для защиты своих прав и
законных интересов иностранные граждане вправе обращаться в
органы внутренних дел, которые обязаны организовать их прием
в определенные дни и часы. Как правило, прием иностранных граждан производится в специально выделенных помещениях, расположенных вне служебных зданий.
Если выделение таких помещений невозможно, прием организуется в приемных МВД, УВД или служебных помещениях. Часы приема иностранных граждан не должны совпадать с часами,
установленными для приема граждан
России. Прием иностранных граждан осуществляется двумя работниками органов
внутренних дел. О каждом случае производится запись в книге учета приема
иностранных граждан и лиц без гражданства в органах внутренних дел.
Если в орган внутренних дел
обращаются иностранные граждане - сотрудники дипломатических представительств
и консульских учреждений, участковые уполномоченные милиции, не входя в обсуждение затрагиваемых вопросов, должны рекомендовать им
обратиться в МИД России, дипломатическое агентство МИД России и доложить об
этом начальнику органа внутренних дел. Последний обязан
немедленно информировать об этом руководителей МВД, УВД.
Иностранные граждане и лица
без гражданства подлежат ответственности на общих основаниях. Вопрос об
ответственности представителей иностранных государств
разрешается дипломатическим путем. Посол и члены дипломатического персонала
лично неприкосновенны, т.е. они пользуются иммунитетом.
Это относится и к проживающим вместе с ними членам их семей.
Иностранные граждане,
находящиеся на территории России, отвечают за совершенные ими административные
правонарушения на общих основаниях, если им не предоставлен иммунитет от
административной юрисдикции. Вопрос об ответственности за административные
проступки лиц, пользующихся иммунитетом, разрешается дипломатическим путем.
Так, пересекая Государственную границу России,
иностранные граждане соприкасаются с таможенными правилами. Нарушение этих правил – административное правонарушение, а в некоторых
случаях (контрабанда) - уголовное преступление.
Участковые уполномоченные
милиции, а также иные сотрудники милиции обязаны не только охранять права и
законные интересы иностранных граждан и лиц без гражданства, но
и пресекать нарушения ими установленных правил пребывания в России. Под
нарушениями правил пребывания следует понимать проживание без документов на
право проживания или проживание по недействительным документам, несоблюдение
установленного порядка регистрации, либо передвижения и выбора места
жительства, уклонение от выезда по истечении определенного им срока пребывания,
а также несоблюдение правил транзитного проезда через территорию Российской
Федерации.
Вывод: В практическом решении возложенных на органы внутренних дел задач по
контролю за соблюдением паспортно-регистрационных правил участковым
уполномоченным милиции отведена важная роль, т.к. они несут полную
ответственность за состояние паспортно-регистрационного режима на обслуживаемых
участках.
Заключение.
Подводя итог можно сделать
вывод, что в условиях социально-экономического развития России для улучшения
управления хозяйственной и социально – культурной сферами жизнедеятельности
общества важное значение имеют учет и статистика населения. Учет населения, проживающего
в различных регионах страны, и его миграционных потоков призван обеспечить научность и обоснованность управления происходящими в обществе процессами, эффективность текущего и перспективного планирования, а
также рациональное размещение и перераспределение производительных сил.
Литература:
Основная:
1.
Конституция
РФ. - Москва, 1993г.
2.
Уголовно-процессуальный
кодекс РФ от 18.12.2001 №174-ФЗ. (Извлечение)
3.
Федеральный
закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О милиции» от 24.08.2004.
// СЗ, 2004, №35.
4.
Приказ
МВД России от 16.09.2002 №900 (в ред. от 03.05.2003) «О мерах по
совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции»
5. Волков Ю.Н., Каплунов А.И., Милюков С.Ф. Правовые основы
деятельности органов внутренних дел: Сборник нормативно-правовых актов: В 3-х
томах. Санкт Петербург, 2003.
6.Сальников В.П. Административная
деятельность ОВД: Учебник (том1-3). - Санкт-Петербург, 2003г.
7.Справочник участкового
уполномоченного милиции. - Москва, 1997г.
Дополнительная:
1.
Федеральный
закон от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в
Российской Федерации».
2.
Федеральный
закон от 15.08.1996 Г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и
въезда в Российскую Федерацию».
3.
Постановление
Правительства Российской Федерации от 30.06.2003 г. №382 «О проставлении
отметки о запрещении въезда в Российскую Федерацию некоторых категорий
иностранных граждан и лиц без гражданства».
4.
Каплунов
А.И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел: теория
и практика: Монография. - Санкт-Петербург, 2004.
5.
Каплунов
А.И., Бородин С.С., Берекет В.М. Административная деятельность ОВД: Учебное
наглядное пособие. - Москва, 2004
6.
Черепанов
А.В.. Организация деятельности участкового уполномоченного милиции: Учебное
пособие. - Москва, 2002.
7.
Каплунов
А.И., Уткин Н.И., Бородин С.С. Административная деятельность ОВД: Сборник
заданий. - Москва, 2002.
8.
Каплунов
А.И. Применение и использование сотрудниками милиции огнестрельного оружия:
Монография. - Санкт-Петербург, 2001.
Каплунов
А.И., Милюков С.Ф. Применение и использование огнестрельного оружия:
Научно-практическое пособие. - Санкт-Петербург, 1998.
Страницы: 1, 2
|