Деятельность участкового уполномоченного милиции по обеспечению паспортно-визового и регистрационног...
Реферат
по
теме: «Деятельность участкового уполномоченного милиции по обеспечению
паспортно-визового и регистрационного режима»
План
|
Вступительная часть
|
1. Понятие, назначение
паспортно-регистрационной системы. Виды паспортно-регистрационных режимов
|
2. Деятельность участкового уполномоченного милиции по
осуществлению контроля за соблюдением иностранными
гражданами и лицами без гражданства
установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного
проезда через территорию Российской Федерации -
|
Заключительная часть (подведение итогов)
|
Вступление.
Важнейшими задачами
государственных органов являются укрепление законности,
охрана прав и законных интересов граждан, обеспечение общественного порядка, государственной и общественной безопасности. В успешном
решении этих задач существенное значение имеет паспортно-регистрационная система, тесно связанная с учетом и статистикой населения, с
упорядочением внутренней миграции населения.
Паспортно-регистрационная система способствует охране и
укреплению государственной безопасности. Она широко используется
органами внутренних дел в деятельности по предупреждению правонарушений и розыске лиц, их совершивших.
1.
Понятие, назначение
паспортно-регистрационной системы. Виды паспортно-регистрационных режимов.
Инструкцией по организации
деятельности участкового уполномоченного милиции, утвержденной Приказом МВД
России от 16.09.2002 г. №900 определены должностные обязанности участкового
уполномоченного милиции, среди которых важное место занимают обязанности по
контролю за соблюдением гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства
правил паспортно-регистрационной системы, а именно:
-
осуществлять проверки
соблюдения должностными лицами и гражданами Российской Федерации установленных
правил регистрационного учета;
-
вести списочный учет
постоянно проживающих на административном участке иностранных граждан и лиц без
гражданства, ежемесячно осуществлять проверки их фактического проживания;
-
по письменным запросам
паспортно-визового подразделения в отношении лиц, обратившихся по вопросу
приобретения гражданства РФ, проводить проверку фактического проживания данных
лиц по месту регистрации, а также подтверждения их трудовой деятельности. О
результатах проверки в месячный срок нпаравлять рапорт инициатору запроса.
Паспортно-регистрационная
система представляет собой совокупность правовых норм,
определяющих порядок выдачи, обмена, сдачи и изъятия паспортов и иных
выдаваемых органами внутренних дел документов, удостоверяющих личность
гражданина, учета и регистрации граждан в целях упорядочения
передвижения населения по территории государства, обеспечения реализации субъективных прав и обязанностей граждан, охраны общественного порядка, государственной и общественной безопасности.
В условиях
социально-экономического развития России для улучшения управления хозяйством и
социально - культурным строительством важное значение имеют учет и статистика
населения. Учет населения, проживающего в различных регионах страны, и
его миграционных потоков призван обеспечить научность и
обоснованность управления происходящими в обществе
процессами, эффективность текущего и перспективного планирования, а также
рациональное размещение и перераспределение производительных сил.
Текущий оперативный учет
населения осуществляется в процессе регистрации
граждан. Данные аппаратов паспортно-визовой службы органов
внутренних дел о количестве прибывших на жительство и
убывших в другие местности используются в качестве исходного материала для
последующего обобщения и анализа их органами государственной статистики в
масштабе области, края, республики и Российской Федерации
в целом. Одновременно со статистическим учетом населения регистрация позволяет
вести персональный учет граждан. Данные персонального учета
используются в адресно-справочной работе для установления
места проживания конкретных лиц.
Известно, что в послевоенное
время адресно-справочная служба сыграла огромную роль в розыске лиц, потерявших
связь с родственниками. Усилия сотрудников паспортных
аппаратов позволили сотням тысяч родителей, детей, братьев
и сестер восстановить родственные связи. Распад СССР и возникновение межнациональных конфликтов породили значительные иммиграционные
потоки и потоки беженцев, направляющиеся в Россию. В этой связи существенно возросло значение адресно-справочной работы.
Данные статистического и
персонального учета граждан необходимы также органам
гражданской обороны для составления планов эвакуации населения
и проведения иных мероприятий, а также военным комиссариатам и другим органам Министерства обороны России для работы с призывниками и военнообязанными
лицами.
Структурные изменения в
экономике, кризис в отдельных отраслях промышленности
и ряд других факторов обусловливают потребность в передвижении
людей из одних регионов и населенных пунктов в другие. Стихийное переселение
граждан приводит к нежелательным социально-экономическим последствиям:
чрезмерному росту и перенаселенности крупных городов, переизбытку рабочей силы
в одном регионе и нехватке ее в другом и т.д. Неправильная миграционная
политика, игнорирующая объективные обстоятельства, сложившиеся в том или ином
регионе страны, может привести к усилению напряженности в межнациональных
отношениях. Интересы обеспечения государственной
безопасности также требуют контроля за перемещением граждан (на жительство, в отпуск и т.п.) в пограничных местностях и запретных
зонах .
Паспортно-регистрационная
система является важнейшим правовым средством контроля и
регулирования передвижения населения. Упорядочивая
миграцию населения путем установления специальных правил
проживания в различных местностях и переезде на жительство
в другие районы, она вместе с тем не препятствует
реализации права граждан на свободу передвижения.
Паспортно-регистрационная
система играет важную роль в обеспечении реализации субъективных прав и
обязанностей граждан. На протяжении своей жизни граждане вступают в
многочисленные и разнообразные отношения как между собой, так и с
государственными органами, общественными организациями. Как субъект
правоотношений гражданин участвует в них от своего имени, являясь при этом
стороной строго индивидуализированной, т.е. обладающей рядом демографических и
биографических признаков. В целях обеспечения реализации гражданином своих
прав и обязанностей эти признаки (фамилия, имя, отчество, время и место
рождения и др.) закрепляются в документе, удостоверяющем его
личность.
К документам, удостоверяющим
личность гражданина, относятся: паспорт; свидетельство о
рождении - для лиц, не достигших 14-летнего возраста;
заграничный паспорт - для постоянно проживающих за границей граждан, которые
временно находятся на территории России; удостоверение личности - для
военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов); военный билет - для солдат,
матросов, сержантов и старшин, проходящих службу по призыву или контракту;
справка об освобождении из мест лишения свободы - для лиц,
освободившихся из таких мест; иные выдаваемые органами внутренних дел
документы, удостоверяющие личность гражданина.
Основным документом,
удостоверяющем личность, является паспорт. Наличие
у гражданина паспорта во многих случаях подтверждает его конкретные
субъективные права. Так, паспорт необходимо предъявлять при участии в выборах
органов власти, поступлении на работу, учебу, регистрации брака, заключении некоторых гражданско-правовых сделок и т.д.
В отличие от других
документов паспорт обладает рядом существенных признаков
и свойств: он подтверждает принадлежность к гражданству; в нем отражаются основные сведения, относящиеся к личности гражданина; этот
документ имеет единую форму и изготовляется в централизованном порядке; он имеет защитные средства, предохраняющие его от подделок; его нельзя принимать в качестве залога; за его утрату установлена
административная ответственность, а за хищение - уголовная.
Наконец,
паспортно-регистрационной системе принадлежит существенная
роль в охране и укреплении общественного порядка, обеспечении общественной безопасности. Паспортно-визовые
подразделения обладают реальной возможностью выявлять лиц, скрывающихся от суда
и следствия, уклоняющихся от исполнения своих обязанностей
(например, от уплаты алиментов) или отбывания наказания по
приговору суда, и осуществлять целый ряд других функций. Регламентируя порядок
проживания в определенных местностях, паспортная система в значительной мере
способствует обеспечению государственной безопасности.
С понятием «паспортно-регистрационная
система» тесно связано понятие «паспортно-регистрационный режим».
Разграничение между этими понятиями производится по признаку территории и
кругу лиц, на которых распространяется действие
паспортно-регистрационных правил. В этой связи следует иметь в виду, что
паспортно-регистрационной системой осуществляется общее регулирование
отношений, возникающих по поводу получения паспортов, учета и регистрации
граждан, определяются субъекты этих отношений и их правовое
положение, а также ответственность за нарушение установленных правил. Однако
особое экономическое и оборонное значение некоторых местностей требует дифференцированного действия определенной части норм
паспортно-регистрационной системы на тех или иных территориях, а также
установления дополнительных норм, регламентирующих порядок въезда граждан в эти
местности на жительство, направленных на усиление охраны общественного порядка
и государственной безопасности. Такая дифференциация производится путем установления паспортно-регистрационного режима, представляющего собой совокупность норм паспортно-регистрационной системы, действующих в
пределах конкретной местности и в отношении определенного круга лиц.
Различают следующие виды
паспортно-регистрационного режима: общий,
особый и режим пограничной зоны. Общий
паспортно-регистрационный режим установлен в подавляющем большинстве районов Российской Федерации. Для
местностей с общим режимом характерно отсутствие каких-бы то ни было ограничений при въезде, проживании, передвижении и регистрации граждан.
В местностях, имеющих особое политическое, экономическое и оборонное значение,
введен особый паспортно-регистрационный режим, характеризующийся
ограничениями въезда и проживания в них некоторой категории лиц, а также более
строгой административной и уголовной ответственностью за
нарушение установленных правил. В местностях, отнесенных к пограничной зоне, помимо этого действуют также дополнительные нормы, предусматривающие
обязанность предварительного получения разрешения на въезд в эти местности. В них действует режим пограничной зоны.
На территории России
деятельность по обеспечению паспортно-регистрационной системы осуществляется
Паспортно-визовой службой МВД России и подразделениями
этой службы в органах внутренних дел. Они созданы для защиты прав и свобод
граждан Российской Федерации, находящихся на ее территории иностранных граждан,
лиц без гражданства, а также реализации законодательства по
вопросам паспортной системы, гражданства, выезда за границу
и въезда в Россию, правового положения иностранных граждан в Российской Федерации. Существенная роль в обеспечении соблюдения правил
паспортно-регистрационной системы принадлежит участковым уполномоченным
милиции.
Необходимым условием
успешного выполнения задач, возложенных на органы
внутренних дел в рассматриваемой сфере, является постоянное и тесное взаимодействие всех служб и подразделений между собой, а также с
аппаратами Федеральной миграционной службы Российской Федерации, другими государственными органами и общественностью.
Координация деятельности
государственных органов, должностных лиц и общественных
организаций по проведению в жизнь требований паспортно-регистрационной
системы в пределах административно-территориальных единиц
осуществляется соответствующими органами государственной власти. Они же принимают необходимые меры по созданию надлежащих условий для нормального
функционирования аппаратов паспортно-визовой службы и обслуживания населения.
Вывод: Соблюдение гражданами правил паспортно-регистрационной
системы имеет существенное значение в обеспечении безопасности государства,
особенно в ситуации возросшей угрозы международного терроризма. Поэтому
сотрудники паспортно-визовой службы, участковые уполномоченные милиции иные
должностные лица ОВД обязаны строго следить за соблюдением указанных правил.
2.
Деятельность участкового уполномоченного милиции по осуществлению контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию Российской Федерации.
Укрепление взаимных
политических, экономических, научно-технических и культурных
связей Российской Федерации с иностранными государствами способствует
облегчению режима международных контактов, приведению законодательства и
практики в соответствие с международными стандартами, пактами
и договорами. За последние годы предприняты конкретные шаги в этом
направлении. Они касаются упразднения ряда ранее действовавших
ограничений и более полного правового закрепления порядка оформления въезда в
Россию и выезда из России иностранных граждан и лиц без гражданства,
расширения безвизовых поездок, упрощения таможенных формальностей
и т.п.
Обеспечение контроля за
соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для
них правил пребывания на территории России является одной из
функций органов внутренних дел.
Основные положения правового
статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в
Российской Федерации определяет Конституция Российской Федерации. Более детальная регламентация их прав и обязанностей
содержится в
текущем законодательстве.
Порядок въезда в Россию и
выезда из России иностранных граждан и лиц без гражданства
установлен Федеральным законом от 18 июля 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Согласно этому закону иностранные граждане могут
въезжать в Россию и выезжать из
России при наличии российской визы по действительным документам, удостоверяющим
их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не
предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Лица без
гражданства могут въезжать в Россию и
выезжать из России при наличии российской визы по действительным документам,
выданным соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской
Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными
договорами Российской Федерации.
Основанием для оформления въезда в Российскую
Федерацию иностранных граждан или лиц без
гражданства является письменное обращение (лично или через представителя) в
дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации. В случае, если иностранные
граждане или лица без гражданства
намерены въехать в Россию по приглашению российского физического или
юридического лица, порядок оформления такого приглашения устанавливается
Правительством Российской Федерации.
Основанием для оформления
въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц
без гражданства является также надлежащим образом оформленный
договор о туристической поездке.
Въезд в Россию иностранным
гражданам или лицам без гражданства может быть не разрешен, если они:
-
при обращении за российской визой не смогли
подтвердить наличие
средств для проживания на территории России и выезда из
России или предъявить гарантии предоставления таких средств в
соответствии с порядком, установленным Правительством
Российской Федерации;
Страницы: 1, 2
|