Так, например, в
соответствии с Инструкцией о порядке проведения органами внутренних дел
периодических проверок работников предприятий, организаций и учреждений с
особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с
применением огнестрельного оружия и специальных средств, специально
создаваемыми комиссиями проверяются знание действующего законодательства,
регулирующего оборот огнестрельного оружия и специальных средств; владение
практическими навыками обращения с ними (разборка и сборка, заряжания оружия,
производство выстрела, порядок применения спецсредств и т. п.), знание мер
безопасности при применении, хранении и транспортировке огнестрельного оружия
и специальных средств, знания по оказанию первой медицинской помощи
пострадавшим от их применения
Вместе с тем в
зависимости от специфики объекта всесторонней проверке подвергается соблюдение
установленных правил приобретения, изготовления, сбыта, учета, уничтожения,
пользования, транспортировки и т. д. предметов и веществ, на которые
распространяется лицензионно - разрешительная система.
Для осуществления
действенного контроля за объектами лицензионно - разрешительной системы
должностные лица органов внутренних дел наделены следующими правами согласно
Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом
гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской
Федерации, утвержденной Приказом МВД РФ от 12.04.1999г. «О мерах по реализации
Постановления Российской Федерации от 21.06.1998 №814» №288:
-
требовать
от субъектов, в ведении которых находятся эти объекты, предоставления
соответствующих документов, а также получать необходимую письменную или устную
информацию;
-
производить
осмотр мест производства, продажи, хранения и использования предметов и
веществ, подпадающие под лицензионно - разрешительную систему;
-
давать
обязательные для исполнения гражданами и должностными лицами письменные
предупреждения об устранении выявленных в ходе проверок нарушений установленных
правил.
Одновременно при
реализации контрольных функций они обязаны неукоснительно соблюдать права и
законные интерес данных субъектов
В случае
обнаружения нарушений сотрудник органов внутренних дел, осуществивший проверку,
составляет акт, в котором подробно излагается суть выявленных недостатков и дается срок для их устранения. При
отсутствии нарушений проверяющим составляется рапорт в произвольной форме. Все
материалы проверок объектов лицензионно - разрешительной системы немедленно
докладываются руководителям органам внутренних дед, которые принимают по ним
соответствующие решения
Контроль за
хранением огнестрельного оружия, принадлежащего отдельным гражданам,
осуществляется в органах внутренних дел с привлечением актива общества
охранников и рыболовов, охот инспекции, добровольных народных дружин при
строгом соблюдении законности. О результатах проверки сотрудник милиции составляет
рапорт, который затем подшивается в личное дело владельца оружия.
Негласные
проверки разрешительной системы осуществляются преимущественно аппаратами
оперативно-розыскных служб милиции в случаях, когда имеются достаточные данные
о серьезных нарушениях порядка хранения, транспортировки, охраны и
использования предметов и веществ, на которые распространяется
лицензионно-разрешительная система, а также данные об их хищении, использовании
не по назначению и в преступных целях.
В процессе
гласного контроля за объектами лицензионно-разрешительной системы органы
внутренних дел осуществляют допуск лиц к работам, связанных с хранением,
использованием, транспортировкой предметов и веществ, подпадающих под действие
лицензионно-разрешительной системы. При этом основаниями для отказа в таком
допуске могут служить:
-
заключение
медицинского учреждения, свидетельствующее о том, что данное лицо по состоянию
здоровья не может быть использовано на упомянутых работах или владеть
огнестрельным оружием;
-
данные о
систематическом нарушении проверяемым лицом общественного порядка,
злоупотреблении спиртными напитками, употреблении наркотических средств без
разрешения врача;
-
предъявление
обвинения в совершении преступления, а также предание суду;
-
непогашенная
или не снятая в установленном порядке судимость за особо опасные
государственные и тяжкие преступления, за преступления с применением
огнестрельного оружия или взрывчатых веществ.
Эти и
некоторые иные обстоятельства служат основаниями и для отказа в выдаче лицензии
на осуществление гражданином частной детективной или охранной деятельности, а
также лицензии на приобретение гражданского оружия
В обеспечении
эффективности контроля за соблюдением правил лицензионно-разрешительной системы
большая роль отводится учету объектов. Он не только обеспечивает соблюдение
установленных правил владельцами и пользователями объектов
лицензионно-разрешительной системы, но и способствует своевременному
предупреждению, пресечению и раскрытию правонарушений, связанных с хищением
либо неправомерным использованием предметов и веществ ограниченного оборота.
Учет объектов
лицензионно-разрешительной системы осуществляется органами внутренних дел в
следующих формах:
·
журнальная;
·
учетные
дела;
·
личные
дела;
·
контрольно-накопительные
дела;
·
картотеки.
На каждый объект
лицензионно-разрешительной системы в органах внутренних дел сотрудником
лицензионно-разрешительной системы заводится учетное дело. Учетное дело состоит
из двух разделов.
В первом
сосредоточиваются материалы, послужившие основанием для открытия объекта,
переписка, связанная с получением соответствующих разрешений, копии информации
и представлений о выявленных нарушениях и ответы на них.
Во втором -
данные о лицах, имеющих доступ к хранению, транспортировке и использованию
предметов и веществ, материалы проверки указанных лиц, а также акты и рапорты о
проверке объекта. Учетные дела постоянно хранятся в органе внутренних дел. В
случае передачи объекта под контроль другому органу внутренних дел туда же передаются
и учетные дела.
По журналу ведется учет лиц, получивших
открытую лицензию па приобретение газового оружия, и владельцев огнестрельного
оружия. В журнале фиксируются следующие данные:
·
фамилия,
имя и отчество владельца оружия;
·
адрес его
местожительства;
·
вид,
модель, калибр, серия и номер оружия;
·
номер
открытой лицензии или разрешения на хранение и ношение оружия;
·
срок действия
разрешения;
·
отметки о
проведении проверок сохранности огнестрельного оружия по месту жительства
владельца;
·
отметки о
причинах снятия оружия с учета.
Сотрудник
лицензионно-разрешительной системы заводит личное дело на каждое лицо,
владеющее газовым или огнестрельным оружием. В нем содержатся материалы,
послужившие основанием для приобретения оружия, карточка-заявление владельца,
необходимые проверочные материалы. При этом личные дела на владельцев газового
и охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия хранятся в органе внутренних
дел по месту их жительства, а личные дела на владельцев охотничьего огнестрельного
оружия с нарезным стволом в подразделениях лицензионно-разрешительной системы
МВД, ГУВД, УВД.
Контрольно-накопительные
дела заводятся в
МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ОВДТ на каждый подчиненный орган внутренних дел. В
контрольно-накопительном деле содержатся данные об объектах лицензионно-
разрешительной системы, хранящемся и используемом оружии, данные о владельцах
оружия, представления о выявленных недостатках, а также иные материалы по линии
лицензионно-разрешительной работы
В дежурных частях
горрайорганов внутренних дел ведется картотека владельцев огнестрельного
оружия. Эта картотека используется оперативным дежурным для проверки лиц
задержанных за различные правонарушения, а также для информирования нарядов
милиции при выездах на чрезвычайные происшествия.
В процессе
осуществления гласного контроля за объектами лицензионно-разрешительной
системы органы внутренних дел обязаны выявлять различные нарушения
установленных правил обращения с предметами и веществами, в отношении которых
установлен особый режим пользования, и принимать необходимые меры к их
устранению. С этой цепью в соответствии с действующим законодательством милиции
предоставлено право:
-
закрывать
стрелковые тиры в случаях не обеспечения безопасности граждан и сохранности
находящихся в них оружия и боеприпасов;
-
запрещать
предприятиям, организациям и учреждениям приобретение, сбыт, продажу, хранение
и перевозку оружия, боеприпасов, взрывчатых материалов в случаях нарушения
порядка сбыта, отпуска, хранения, учета, использования и транспортировки таких
предметов и веществ, производить изъятое указанных предметов и веществ,
опечатывание складов, баз и хранилищ,
-
приостанавливать
полностью или частично деятельность пиротехнических предприятий, если в них не
обеспечивается безопасность работников или других граждан;
-
аннулировать
разрешение на хранение огнестрельного оружия, выданные гражданам, при
нарушении ими правил хранения или использования огнестрельного оружия, а также
лицам, систематически нарушающим общественный порядок, злоупотребляющим
спиртными напитками, употребляющим наркотические вещества без назначения
врача, страдающим психическими заболеваниями, изымать у них в соответствии с
действующим законодательством огнестрельное оружие и боеприпасы к нему,
-
аннулировать
лицензии на занятие частной детективной и охранной деятельностью в случаях
нарушения либо неисполнения требований законодательства, регулирующего
детективную охранную деятельность, либо при неисполнении соответствующими
лицами и организациями налоговых и иных финансовых обязательств (по
представлению финансовых органов)
В случаях, когда
в соответствии с действующим законодательством нарушение правил
лицензионно-разрешительной системы образует состав противоправного деяния,
виновные лица привлекаются к уголовной, административной, материальной или
дисциплинарной ответственности.
В случаях
незначительных, но систематических нарушении на объектах
лицензионно-разрешительной системы, при невыполнении предписаний органов
внутренних дел работники милиции вправе ходатайствовать перед министерством
ведомством, администрацией предприятия, учреждения или организации о
привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших эти
нарушения.
Заключение.
В структуре
милиции общественной безопасности органов внутренних дел участковые
уполномоченные милиции по прежнему остаются основным звеном, обеспечивающим
должный порядок санкционирования лицензионно-разрешительной системы. В
соответствии с приказами МВД России участковые уполномоченные милиции должны
хорошо знать объекты разрешительной системы, контролировать соблюдение гражданами
и должностными лицами предприятий, учреждений, организаций установленных
правил хранения огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых
материалов, условия хранения и функционирования средств цветного копирования,
состояние учета печатной (изготовляемой) продукции, место хранения или
переработки наркотических средств, порядок и состояние их охраны, а в сельской
местности - знать места произрастания дикорастущих наркосодержащих растений, а
также контролировать соблюдение законодательства в сфере частной детективной и
охранной деятельности.
Литература:
Основная:
1.
Конституция
РФ. - Москва, 1993г.
2.
Уголовно-процессуальный
кодекс РФ от 18.12.2001 №174-ФЗ. (Извлечение)
3.
Федеральный
Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О милиции» от 24.08.2004.
// СЗ, 2004, №35.
4.
Федеральный
Закон от 08.08.2001г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» в ред. от
02.11.2004г. №127 ФЗ // СЗ 2001, №33 (ч.1), ст.3430.
5.
Приказ
МВД России от 16.09.2002 №900 (в ред. от 03.05.2003) «О мерах по
совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции»
5. Волков Ю.Н., Каплунов А.И., Милюков С.Ф.
Правовые основы деятельности органов внутренних дел: Сборник
нормативно-правовых актов: В 3-х томах. Санкт Петербург, 2003.
6.Сальников В.П. Административная
деятельность ОВД: Учебник (том1-3). - Санкт-Петербург, 2003г.
7.Справочник участкового
уполномоченного милиции. - Москва, 1997г.
Дополнительная:
1.
Постановление
Правительства Российской Федерации от 14.08.2002 г. №600 «Об утверждении
Положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности и
Положения о лицензировании негосударственной (частной сыскной деятельности)».
2.
Постановление
Правительства Российской Федерации от 11.02.2002г. №135 «О лицензировании
отдельных видов деятельности».
3.
Каплунов
А.И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел: теория
и практика: Монография. - Санкт-Петербург, 2004.
4.
Каплунов
А.И., Бородин С.С., Берекет В.М. Административная деятельность ОВД: Учебное
наглядное пособие. - Москва, 2004
5.
Черепанов
А.В.. Организация деятельности участкового уполномоченного милиции: Учебное
пособие. - Москва, 2002.
6.
Каплунов
А.И., Уткин Н.И., Бородин С.С. Административная деятельность ОВД: Сборник
заданий. - Москва, 2002.
7.
Каплунов
А.И. Применение и использование сотрудниками милиции огнестрельного оружия:
Монография. - Санкт-Петербург, 2001.
Каплунов А.И., Милюков С.Ф.
Применение и использование огнестрельного оружия: Научно-практическое пособие.
- Санкт-Петербург, 1998.
Страницы: 1, 2, 3
|