К
примеру, Г. Почепцов так описывает работу пресс-службы Белого дома в США: «Работающие
там 50-60 человек «держат в узде» всю прессу США. Достаточно сказать, что
руководитель этой службы за час-полтора обзванивает три ведущих телеканала,
чтобы узнать, какие сюжеты, касающиеся администрации, появятся на экране. Если
они несут негативный оттенок, Служба по коммуникациям пытается снять этот сюжет
из эфира. Когда это не удается, они добиваются предоставления времени им, чтобы
высказать свою точку зрения»[5].
Итак,
основные функции политический пресс-службы: устанавливать связи политика с
прессой (то есть озвучивать полиции, мнения, оценки и намерения политика).
Гораздо менее очевидны ее функции и задачи как PR-службы. В принципе, их можно
свести к пяти основным пунктам:[6]
1.
Работники пресс-службы должны уметь «по-свойски» общаться с журналистами. В
большей иди меньшей степени, по они должен быть своими среди них, даже если
они иногда и кажутся «чужими».
2.
Работа пpecc-службы должна быть направлена на то, сделать «своих» политиков
своими и для журналистов.
3.
Пресс-служба должна быть в курсе всех нюансов и подробноитей биографий своих
политиков, предстоящих тактических и стратегических планов политической партии.
4.
Работники пресс-службы должны быть хорошими политическими аналитиками. Они
обязаны разбираться в подоплеке политической жизни и умело играть на ней.
5.
Пресс-служба должна быть скромной и «знать свое место». Она – организация второго
плана. На первом месте, естественно, «первые лица» политической партии.
Добавим, что Н. Гульбинский и Е. Сорокина[7] отмечают
существенную разницу между пресс-службой политика, находящегося в процессе
«раскрутки», и пресс-службой государственного деятеля, занимающего
ответственный пост и что у них принципиально разные функциональные задачи.
Пресс-служба политика, желающего обрести общественное признание, должна быть
эффектной и привлекать внимание. Напротив, акценты в пресс-службе
государственною деятеля — президента, премьера, вице-премьера, министра,
губернатора — должны быть неяркими, неброскими, дипломатичными, в сторону
умения сглаживать острые углы. Для «раскрутки» начинающего политика в роли
руководителя или «лица» пресс-службы полезен известный журналист, славящийся
острыми публикациями, признанный писатель, эффектный телерепортер или даже
какая-нибудь телезвезда.
Еще
одна функция пресс-службы связана с необходимостью время от времени проверять
реакцию журналистов на то или иное реальное или символическое действие своего
клиента-политика. При неблагоприятном развитии событии пресс-служба может
отказаться от сказанного ранее или представить это как шутку. Д. Ольшанский и
В. Пенков пишут, что в этом плане роль пресс-службы сродни роли шута при
монархе[8]. С. Н. Паркинсон так писал
о якобы придурковатых шутах: «Именно дурак был облечен привилегией и
обязанностью выдавать точку зрения, отличную от официальной, но и не схожую с
точкой зрения опальной группировки. Таким образом, шут как «официальный дурак»
рисовал третью, четвертую и т. д. возможную перспективу говоря современным языком,
он зондировал общественное мнение»[9]. Это же должна делать и
пресс-служба, осуществляя, таким образом, своеобразный новостной маркетинг
среди журналистов.
С.М.
Катлин, А.X. Сентер и Г.М. Брум считают, что он оптимальные отношения пресс-службы
с журналистами сложатся, если придерживаться нескольких общих правил, которые
действуют не только в отношении политики. Так, они советуют[10]:
1) вести честную игру; 2) обслуживать прессу на высоком уровне; 3) не лебезить
и не брюзжать; 4) не просить «замять неприятную историю»; 5) не обрушивать на
прессу потки новостей.
«Вести
честную игру» это правильный способ ведения PR-бизнеса и достаточно трезвый
расчет.
«Обеслуживать
на высоком уровне» — значит, помотать журналистам делать новости в соответствии
с их задачами и темпом работы. Новости не ждут никого и ничего. Часто вопрос
стоит ребром: сейчас или никогда. Самое умное и интересное заявление политика
или партии может не дойти до публики, если не окажется вовремя в руках
журналистов.
«Не
лебезить и не брюзжать» — помнить, что больше всего руководителей средств
массовой информации раздражают жалующиеся и умоляющие просители. Политика это
нормальная работа, в которой не нужны лишние эмоции.
«Не
просить "замять неприятную историю"» — подобные просьбы свидетельствуют
о непрофессионализме просителя и вызывают настороженное отношение к нему. Кроме
того, иногда именно такие просьбы раскрывают руководству издания всю
«неприятность» той или иной истории — иначе она могла бы остаться незамеченной.
«Не
обрушивать поток новостей» — значит, не захламлять редакции средств массовой
информации, уметь выделять действительно важное и актуальное и точно
распределять информацию по изданиям.
PR нужен не только лидеру партии, но он всей ей целиком. Между тем
часто пресс-службы работают лишь на первое лицо. Социологи установили, что
напоминание о лидере не должно превышать половины отведенного на сообщение
промежутка или текста. Если же эта доля выше, речь идет о PR не партии, а
конкретного лица.
Что
касается задач пресс-службы в смысле «менеджера новостей», то классическими
считаются семь правил, в свое время разработанных советниками президента США Р.
Рейгана[11]. Они просты —
необходимо:
¾
планировать свою работу
заблаговременно;
¾
постоянно находиться в
наступлении, «прессинговать» средства массовой информации;
¾
внимательно контролировать
информационные потоки;
¾
ограничивать доступ
журналистов к политику;
¾
говорить о тех проблемах,
о которых вы сами хотите говорить;
¾
говорить дружно, в один
голос с политиком, избегая разноголосицы;
¾
повторять одно и то же
сообщение многократно, но разными словами.
Сегодня
эффективная пресс-служба — это служба PR, единая информационно-аналитическая
команда, в задачи которой входят следующие основные функции:
1)
отслеживание максимального числа информационных потоков, постоянный мониторинг информационного
пространства;
2)
ведение досье на основные средства массовой информации, ведущих журналистов,
политиков и пиарменов:
3)
прогнозирование редакционной политики ведущих средств массовой информации;
4)
постоянное поддержание добрых отношении с конкретными (своими») СМИ — их
«курирование»;
5)
разработка PR-проектов и PRпрограмм;
6)
имиджмейкерская работа с политической структурой;
7)
создание и формулирование «ключевых сообщений»;
8)
подготовка конкретных информационных материалов;
9)
разгон подготовленных материалов но средствам массовой информации;
10)
контроль над прохождением и публикацией подготовленных материалов, их оценка и
планирование новых задач, исходя из накапливаемого опыта.
Необходимо
помнить о том, что хорошая пресс-служба — это не вспомогательный, а один из
ключевых элементов политики. Пресс-служба — один из основных помощников и
советников политика. Так, пресс-секретарь Б. Ельцина был в ранге его помощника,
а в президентском самолете занимал место в специальном салоне вместе с
помощниками по международным делам, внутренней политике, экономике,
национальной безопасности и др. Это высокий уровень политического участия,
которому необходимо соответствовать практически во всем. Член команды —
существенный элемент имиджа политика.
Повторим,
что стратегическое направление информационной деятельности пресс-службы
политической партии — организация информационных потоков, направленных на
массовые аудитории с помощью СМИ. То есть непосредственное взаимодействие со
средствами массовой информации.
Отношения
со средствами массовой информации, по сути своей являются двусторонними.
Пресс-служба служит связующим звеном между партией и прессой, радио,
телевидением, информационными агентствами.
Однако
отношения между политическими организациями и СМИ носят и конфликтный характер,
поскольку журналисты считают, что PR-специалисты, имея больше ресурсов и контроль
над источниками, манипулируют СМИ, а те, в свою очередь, убеждены в
ангажированности журналистов, их склонности к односторонней интерпретации
событий, сенсационным сообщениям. В политической коммуникации конфликт этот
более обострен, чем в любой другой сфере.
В
задачи работы пресс-службы со СМИ входит:
¾
оперативное
распространение информации о деятельности партии, кандидата, предоставление
материалов для печати (пресс-релизов, справочных материалов, официальных
документов, статистических и аналитических данных, дайджестов, досье, кино- и
видеоматериалов), на основе которых затем журналисты готовят репортажи, статьи,
очерки;
¾
организация оперативного
взаимодействия со СМИ (проведение пресс-конференций, брифингов, подготовка
интервью лидеров для СМИ, ответы на вопросы прессы и предоставление комплексных
информационных услуг журналистам по сбору и технической обработке исходной
информации);
¾
мониторинг СМИ — отслеживание,
анализ и оценка сообщений СМИ, имеющих отношение к избирательной кампании
кандидата, той или иной деятельности партии;
¾
создание информационного
банка данных, отражающего общественно значимую деятельность кандидата, партии.
Более
детально выполнение этих задач распределяется между подразделениями
пресс-службы.
Наиболее
распространенными источниками информации для журналистов являются пресс-релизы,
бэкграундеры, факт-листы, биографии, которые могут выступать как отдельные
материалы, так и составлять в совокупности «медиа-кит»; заявления, статьи,
интервью и т.д. Наиболее существенными для освещения избирательной кампании
представляются биографии партийных лидеров и кандидатов, форма «вопрос—ответ»,
которая предоставляет журналистам наиболее часто запрашиваемую информацию;
заявления, используемые в случае необходимости обнародовать или объяснить
позицию лидеров, партии по какому-либо вопросу, чаще всего в кризисной
ситуации. Наиболее часто в целях PR используется интервью, так как оно позволяет
максимально персонифицировать информацию, снабдив ее подробностями, вызывающими
доверие к герою интервью, к предоставляемой им информации. Журналисты охотно
берут интервью, поскольку им нужны мнения, основанные на глубокой
осведомленности, информация «из первых рук»; у читательской аудитории сама
фигура интервьюируемого политика в период избирательной кампании вызывает
интерес. В сфере PR используются различные формы интервью: интервью-монолог
(детальный ответ на один важный вопрос), интервью-диалог, когда происходит
обмен мнениями между лидером и компетентным в данной сфере журналистом;
коллективное интервью («круглый стол»), дающее более полную картину по
поставленной проблеме, поскольку объединяет мнения и точки зрения группы
авторитетных лиц; интервью-зарисовка, используемое в имиджевых целях, поскольку
помимо освещения определенного круга проблем более подробно представляет
интервьюируемого и др.
Политический
лидер, представитель партии, блока должен быть подготовлен к встрече с
журналистом. Желательно ознакомиться с изданием, прочитать публикации этого
журналиста, оценить главные темы предстоящего разговора и подготовить
информацию, которая может заинтересовать именно его. Не имеет смысла
соглашаться на интервью, если нет адекватной теме интервью информации. В
процессе разговора нужно быть готовым к провокационным комментариям; вопросам,
поставленным иначе, чем предполагалось; разворачиванию «опасных» тем. Яркие,
небанальные заявления украшают интервью, но они должны быть вызваны вопросами
журналиста. Политик должен уметь слушать, стараться не давать бессодержательных
ответов на вопросы, заданные «между прочим» и после официального окончания
беседы, поскольку именно тогда журналист может попытаться в неформальной
обстановке прояснить те вопросы, которые остались по той или иной причине «за
кадром».
Отдельного
внимания заслуживает анализ форм подачи информационно-новостных материалов для
СМИ. Традиционными формами информационного общения являются прежде всего
пресс-конференции, брифинги, презентации, специальные мероприятия для
журналистов[12].
Пресс-конференция
— встреча представителей государственных учреждений, общественно-политических
организаций, коммерческих структур с журналистами с целью информирования
общественности по актуальным вопросам определенной тематики, привлечения
внимания к решению какой-либо проблемы. Задача организации — предоставить СМИ на
пресс-конференции фактографическую, проблемную и комментирующую информацию по
конкретной проблеме.
Пресс-конференция
созывается при наличии яркого информационного повода (для демонстрации
образцов, представления чего-либо, для высказывания по важной проблеме,
интересующей и журналистов, для передачи «фоновой информации», «неофициально»,
но предупредить о неофициальности) и не используется только для распространения
документов или информации, которые можно просто разослать по редакциям. Дата и
время проведения пресс-конференции выбираются с учетом возможности ее освещения
утренними и вечерними газетами, радио и телевидением. Главная тема
пресс-конференции должна быть четко сформулирована. Компетентные штатные
специалисты должны всегда быть готовы ответить на вопросы во время
индивидуальной беседы по окончании пресс-конференции.
Брифинг
— встреча представителей государственного учреждения с журналистами с целью
изложения официальной точки зрения. Специфическими особенностями брифинга
являются односторонний характер информационной деятельности, которая сводится к
сообщению однозначных сведений, фактов от лица официальных властей, высшего
руководства. Брифинг также характеризуется отсутствием комментариев, которое
компенсируется получением информации «из первых рук».
К
специальным мероприятиям для журналистов, или пресс-визитам, относятся
посещения объектов организации, дни открытых дверей, пресс-туры. Имеет смысл
отдельно отметить мероприятия, которые организуются для определенных целевых
групп или широкой общественности, но на которых желательно присутствие
журналистов (встречи, презентации, конференции, семинары, выставки, специально
организованные мероприятия).
Презентацию
иногда называют «пресс-конференцией плюс», поскольку структурная схема
проведения пресс-конференции соблюдается при организации презентации.
Отличительные особенности презентации заключаются в предоставлении
«материализованной информации» — новых проектов, достижений, книг; и в том, что
круг приглашенных на презентацию шире, чем только журналистский пул, и включает
другие заитересованные группы (поэтому презентацию целесообразно отнести к
формам информационного взаимодействия с широкой общественностью).
Специально
организованные мероприятия — это оригинальные мероприятия, проводимые политической
партией в целях привлечения внимания общественности к ней и ее деятельности.
Характерные особенности спецсобытия — определенная сенсационность формы
«организации» и сценарии, оригинальность замысла исполнения, ориентация на
ожидания, интересы и предпочтения публики. Это достигается масштабностью
мероприятий, высокой степенью организационно-технического обеспечения. В силу
своей неординарности специальные мероприятия способны создать единство места и
времени действия и усилить стандартные инструменты воздействия.
Итак,
на основании рассмотренного можно сделать следующие выводы.
1.
Политическая коммуникация это массовая коммуникация, осуществляемая в такой
специфической сфере общества, как политика. Она представляет собой системную
совокупность процессов обмена политической информацией, её передачи, что, в
свою очередь, структурирует политическую деятельность и придаёт ей новое
значение.
Выделяются
три основных способа политической коммуникации: посредством неформальных
контактов, через различные общественно-политические организации (институты) и
через СМИ.
2.
Современные политики должны уметь прогнозировать сценарии развития ситуации в
обществе, выбирать адекватные им стратегии развития, гибко и эффективно
реагировать на изменения окружающей среды, повышая шансы реализации своих
планов. Для достижения стратегических целей, стоящих перед политическими
партиями, наиболее действенным методом является эффективное использование
технологий связей с общественностью — public relations (PR).
3.
Основной задачей пресс-службы является создание привлекательного образа
политической партии и ее членов, повышение рейтинга и забота про достойную
репутацию и положительный имидж. Для этого специалисты пресс-служб налаживают
связь со средствами массовой информации и широкой общественностью: готовят
информацию для ее дальнейшего распространения, предоставляют комментарии для
печати, общаются с журналистами, занимаются планированием и реализацией
разнообразных мероприятий и решают все вопросы, связанные с репутационным
менеджментом.
4.
Устанавливать связи политика с прессой — основная функция политический
пресс-службы. Подготовленная пресс-службой информация представляется в форме,
удобной для передачи общественности (межличностное общение, сообщения в
средствах массовой информации, организация пресс-конференций, брифингов,
«круглых столов», публичных открытых обсуждений, презентаций и т.п.). При этом,
как правило, есть необходимость в преодолении различных помех, которые мешают нормальному
протеканию процесса: барьера недоверия, незапланированного вмешательство среды,
искажений, приводящих к изменению исходного сообщения.
5.
Пресс-служба — это не вспомогательный, а один из ключевых элементов политики,
важный помощник и советник политика. Эффективная пресс-служба — это служба PR,
единая информационно-аналитическая команда, в задачи которой входят такие
функции, как отслеживание максимального числа информационных потоков,
постоянный мониторинг информационного пространства; ведение досье на основные
средства массовой информации, ведущих журналистов, политиков и пиарменов:
прогнозирование редакционной политики ведущих средств массовой информации;
постоянное поддержание добрых отношении с конкретными (своими») СМИ — их
«курирование»; разработка PR-проектов и PR-программ; имиджмейкерская работа с
политической структурой и т.д.
1.
Snitel F.P. The Practice
of Public Relations. — N.-V.: Plenum, 1992.
2.
Агеев В.С. Межгрупповое
взаимодействие: социально-психологические проблемы. — М.: 1990.
3.
Андреева Г.М. Социальная
психология. — М.: Мысль, 2001.
4.
Гульбинский Н., Сорокина
Е. «Краткий курс» для эффективных политиков. — М.: АВАНТИ, 1999.
5.
Гринберг Т.Э. Политические
технологии: PR и реклама. — М.: Аспект-Пресс, 2005. — 317 с.
6.
Дойч К. Нервы управления.
– М., 1993.
7.
Зазаева Н.Б. Политические
коммуникации // Философия и общество, № 4, 2007. С. 175—187.
8.
Зазыкина Е.В. Политический
PR. Символы. — М.: "Центр ЮрИнфоР", 2003. — 125 с.
9.
Катлин С.М. Сентер А.Х.,
Брум Г.М. Паблик pилейшнз. Теория и практика. — М.: Вильямс, 2001.
10.
Козлова Т.В. Особенности
организации PR в деятельности государственного учреждения культуры //
#"_Toc198281925">Приложение
Положение о пресс-службе Регионального
исполнительного комитета Самарского регионального отделения Всероссийской
политической партии «Единая Россия»
1. Общие положения
—
Пресс-служба является структурным подразделением Регионального исполнительного
комитета Самарского регионального отделения Всероссийской политической партии
«Единая Россия».
—
Пресс-служба создана для информационного обеспечения деятельности, взаимодействия
со средствами массовой информации Регионального политического совета,
Регионального исполнительного комитета и оказания содействия местным отделениям
в вопросах, отнесенных к компетенции пресс-службы.
—
В своей деятельности пресс-служба руководствуется Конституцией и законами
Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) и законами Самарской области,
Федеральным законом «О политических партиях», Уставом Всероссийской
политической партии «Единая Россия», Положением о Региональном исполнительном
комитете Самарского регионального отделения Всероссийской политической партии
«Единая Россия», настоящим Положением и другими нормативными правовыми актами.
—
Пресс-служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими
подразделениями Регионального исполнительного комитета, Региональными
политическим советом, вышестоящими партийными органами, органами
государственной власти и местного самоуправления, избирательными комиссиями
различных уровней, иными политическими партиями, общественными объединениями,
прочими заинтересованными лицами.
—
Порядок и направления работы пресс-службы определяются руководителем
пресс-службы, утверждаются руководителем регионального исполнительного
комитета, регулируются настоящим Положением.
2. Структура пресс-службы
2.1.
Структура пресс-службы определяется настоящим Положением и утверждается
руководителем регионального исполнительного комитета.
2.2.
Пресс-службу возглавляет руководитель пресс-службы, который назначается на
должность и освобождается от должности секретарем Регионального политического
совета по представлению руководителя Регионального исполнительного комитета.
2.3.
На время отсутствия руководителя пресс-службы его обязанности исполняет лицо,
уполномоченное на то руководителем Регионального исполнительного комитета по
представлению руководителя пресс-службы. Данное лицо приобретает
соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение
возложенных на него обязанностей.
2.4.
В структуру пресс-службы входят главные специалисты, которые назначаются на
должность и освобождаются от должности секретарем Регионального политического
совета по представлению руководителя Регионального исполнительного комитета.
2.5.
По решению руководителя пресс-службы на ее работников может быть возложено
временное исполнение обязанностей, не предусмотренных их функциональными
обязанностями, замещение или совмещение должностей в соответствии с их
компетенцией и профессиональными качествами.
2.6.
Работники пресс-службы при назначении на должность должны быть ознакомлены с
настоящим Положением и функциональными обязанностями.
2.7.
Пресс-служба комплектуется работниками на основании трудового и
гражданско-правового законодательства РФ.
2.8.
Для работы в пресс-службе привлекаются высококвалифицированные специалисты с
высшим образованием, готовые и способные решать стоящие перед Партией «Единая
Россия» и ее Самарским региональным отделением цели и задачи.
2.9.
Структура и численность пресс-службы может изменяться в зависимости от решаемых
задач с учетом предложений руководителя пресс-службы руководителю Регионального
исполнительного комитета.
3. Цели и задачи пресс-службы
3.1.
Цели:
-
неукоснительное выполнение уставных целей и задач, решений вышестоящих
партийных органов;
-
информационное сопровождение деятельности Регионального политического совета и
Регионального исполнительного комитета;
-
проведение единой информационной политики Самарского регионального отделения в
местных, региональных и федеральных СМИ, обеспечение информационной открытости;
-
развитие положительного имиджа Самарского регионального отделения партии,
авторитета его лидеров среди представителей общественности на территории
Самарской области и за ее пределами;
-
разработка и реализация концепции информационной политики Самарского
регионального отделения партии.
3.2.
Задачи:
-
взаимодействие с федеральными, региональными и местными печатными и
электронными СМИ, обеспечение их официальной информацией, комментариями лидеров
регионального отделения;
-
медиа-планирование, пиар-сопровождение работы, ее освещение в СМИ;
-
развитие собственных печатных СМИ, Интернет-сайтов, телепрограмм;
-
проведение пресс-конференций, круглых столов, брифингов с представителями СМИ,
организация иных форм работы;
-
контакты с пресс-центром ЦИК партии, информационно-аналитическими и медиа
подразделениями органов государственной власти, местного самоуправления,
избирательных комиссий, общественных объединений;
-
мониторинг и анализ СМИ;
-
подготовка аналитических материалов, рекомендаций в части работы со СМИ;
-
участие в агитационно-пропагандистской работе в вопросах, входящих в
компетенцию Отдела;
-
участие в избирательных кампаниях (в части информационного сопровождения);
-
поддержка и развитие издательской деятельности регионального отделения;
-
видео- и фотосъемка, ведение архива материалов.
4. Права пресс-службы
4.1.
Запрашивать и получать в установленном порядке от подразделений Регионального
исполнительного комитета, местных и первичных отделений партии материалы и
информацию, необходимые для осуществления своих целей и задач.
4.2.
Вносить предложения по совершенствованию работы Регионального исполнительного
комитета, местных и первичных отделений партии.
4.3.
Докладывать руководителю Регионального исполнительного комитета о
несвоевременном или ненадлежащем исполнении решений и поручений вышестоящих
органов партии по вопросам, входящим в компетенцию пресс-службы.
4.4.
Пользоваться для исполнения своих целей и задач имуществом, оборудованием,
материально-технической базой Регионального исполнительного комитета.
5. Ответственность
5.1.
Работники пресс-службы несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее
исполнение своих функциональных обязанностей, а также за причинение
материального ущерба в пределах, определенных действующим законодательством РФ.
[1] Дойч К. Нервы управления. – М., 1993. С. 31.
[2] Петрунин Ю.Ю. и др. Политические коммуникации: Учеб. пособие / Под
ред. А.И. Соловьева. — М.: Аспект Пресс, 2004. С. 29.
[3] Гринберг Т.Э. Политические технологии: PR и реклама. — М.:
Аспект-Пресс, 2005. С. 46.
[4] Катлип С.М. Сентер А.Х., Брум Г.М. Паблик pилейшнз. Теория и практика.
— М.: Вильямс, 2001. С. 364.
[5] Почепцов Г.Г. Паблик рилейшенз для профессионалов. — М.: Рефо-бук,
2001. С. 130.
[6] Ольшанский Д.В., Пеноков В.Ф. Политический консалтинг. — СПб.: Питер,
2005. С. 197—198.
[7] Гульбинский Н., Сорокина Е. «Краткий курс» для эффективных политиков.
— М.: АВАНТИ, 1999. С. 81—82.
[8] Ольшанский Д.В., Пеноков В.Ф. Политический консалтинг. — СПб.: Питер,
2005.
[9] Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона. — М.: Прогресс, 1989. — С. 188.
[10] Катлин С.М. Сентер А.Х., Брум Г.М. Паблик pилейшнз. Теория и практика.
— М.: Вильямс, 2001. С. 124.
[11] Snitel F.P. The Practice of Public Relations. — N.-V.: Plenum, 1992.
P. 110-117.
[12] Гринберг Т.Э. Политические технологии: PR и реклама. — М.:
Аспект-Пресс, 2005. С. 118.
Страницы: 1, 2
|