В 70-е годы по программам школьных обменов СССР работал с
такими социалистическими странами как Польша, Венгрия, Чехословакия, ГДР. А уже
в 80-е годы в детские обмены включаются США. Англия, Франция и другие страны.
Однако, в те годы возможности развития выездного туризма
были ограничены. Сама процедура, получения разрешения на выезд из СССР была
очень длительной и сложной. Существовали ограничения даже для школьных групп.
Документы подавались в школьный отдел Городского комитета комсомола за 75 дней,
а в БММТ "Спутник" - за 60 дней до отъезда. На тщательное
рассмотрение принимались заявки только комсомольцев с фотографиями, подробными
анкетами и характеристиками от горкомов и райкомов ВЛКСМ. Оформление выездных
документов шло уже на основании разрешения ГК ВЛКСМ и общей на группу путевки
"Спутника".
Таким образом, в социалистический период истории нашей
страны детский туризм был хорошо организован, отличался массовостью охвата
школьников и был подчинен патриотическому и идейному воспитанию. В направлениях
туризма четко выделялись международный и внутренний туризм.
При этом путешествия по СССР носили и самодеятельный, и
организованный характер. Расширилась география поездок школьников от своего
региона до крупных городов СССР, других республик и зарубежных стран. На
детский туризм продолжали оказывать влияние "красные" даты календаря.
Походы и экспедиции планировались централизованно, охватывая все школы и неся в
себе конкретные задачи. Массовость достигалась спланированной системой
вознаграждений по результатам. Кроме того, именно в 70-80-е годы в СССР была
сформирована крупная и дешевая материальная база для развития социального
туризма.
К сожалению, в период начала
1990-х годов, во время экономических реформ, советская система
детско-юношеского туризма руководителям того времени показалась неэффективной и
государственная поддержка учреждений и мероприятий этой системы была сведена до
минимальных пределов. Однако, даже основ новых экономических отношений в этой
сфере создать так и не удалось.
2.
Классификация видов
детского туризма и организаций, им занимающихся.
В соответствии с Законом РФ "Об основах туристской
деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ туризм
определяется как «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации,
иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в
оздоровительных, познавательных, религиозных и иных целях без занятия
оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания».
Детско-юношеский туризм
выделяется из сочетания детского и молодежного видов туризма и подразумевающий
путешествия детей, в т.ч. школьников, в возрасте от 7 до 18 лет с различными
целями. В уже упоминавшемся Законе Республике Тыва дается такое простое
определение: «Туризм детский и юношеский – путешествия лиц детского и
юношеского возраста».
Как комплексное социально-экономическое понятие туризм
классифицируется по различным критериям: по целям путешествий, по форме
организации, по количеству участников, по возрастному показателю и т.д.
С этой позиции туризм можно
подразделить на :
- внутренний,
- международный (выездной, въездной),
-
комбинированный.
По целям путешествий выделяются
следующие виды туризма:
- познавательный,
- спортивный,
- рекреационный (на отдых)
-
оздоровительный
По тематическим направлениям
познавательные путешествия школьников можно разбить на этнографические,
геологические, экологические, исторические, археологические и другие виды
выездов.
По способу организации туристские
путешествия подразделяются на:
-
плановые
(осуществляются по программам туристско-экскурсионных учреждений)
-
самодеятельные.
По
продолжительности походов и путешествий различают:
- одно-двухдневные
- многодневные.
Популярным видом туризма является
самодеятельный туризм. К наиболее распространенным формам самодеятельного
туризма относятся: туристские прогулки, походы, экспедиции, слеты, туристские
лагеря.
По способу активного
передвижения самодеятельный туризм, классифицируется как :
- пешеходный
- лыжный
- водный
- горный
- спелеотуризм
- велотуризм
- авто-мототуризм
- комбинированный.
По имеющимся статистическим данным наибольшее развитие
получили такие виды туризма, как пешеходный, лыжный, водный, скалолазание и
горный туризм.
В отдельных регионах распространен спелеотуризм.
По
степени сложности спортивно-туристские выезды делят на:
- некатегорийные
- категорийные походы (1, 2, 3 степени
сложности).
При организации самодеятельных
походов со школьниками существуют нормативы, ограничивающие возраст участников
и их подготовку.
Например, к тренировочным выездам
допускаются дети от 7 лет с предоставлением одного руководителя на 6
школьников, в походы 1-ой категории сложности допускаются учащиеся от 12 лет,
2-ой категории - от 14 лет, руководитель сопровождает 12-15 детей. В походы
3-ей категории сложности идут школьники от 15 лет в сопровождении одного
руководителя на 8-12 человек
В детском туризме существует
особенность в классификации на основе такого критерия как сезонность.
Выделяются:
- сезонный - каникулярный период (осень,
зима, весна - 8-12 дней, лето - 3 месяца),
- межсезонный.
Все эти виды детского туризма на
практике встречаются как по отдельности, так и в сочетании друг с другом.
Можно выделить несколько основных видов детско-юношеского
туризма, существующих в настоящее время в России, а именно:
1. Внутренний туризм:
-
экскурсии для школьников
-
спортивный туризм (в т.ч. спортивно-туристские
соревнования)
-
самодеятельные школьные обмены
-
познавательные и рекреационные детские туры на
коммерческой основе
-
оздоровление и отдых в детских лагерях
2. Выездной туризм:
-
организация международных безвалютных обменов
-
образовательные, деловые и поощрительные выезды для
талантливых подростков, победителей творческих конкурсов, олимпиад и т.д.
-
познавательные и рекреационные туры на коммерческой
основе
-
выезды в международные молодежные и детские центры
(лагеря)
Сегодня в России в области детского туризма одновременно
работают как коммерческие, так и некоммерческие организации.
Коммерческая сфера состоит из туристских фирм, туристских
баз и частных лиц, работающих со школьниками. Деятельность коммерческих
структур направлена на получение прибыли и осуществляется в условиях
конкуренции на рынке детского туризма.
Некоммерческая сфера представлена:
·
государственными и
муниципальными органами управления,
·
государственными и
муниципальными образовательными учреждениями, в том числе учреждениями
дополнительного образования
·
общественными
(самодеятельными) объединениями (туристские клубы, спортивные секции, детские и
молодежные общественные организации и движения).
Работа структур
некоммерческой сферы не связана с получением финансовой прибыли и
осуществляется за счет бюджетных ассигнований и (или) привлеченных средств, в
т.ч. родительской платы.
В настоящее время встречается
и смешанный тип организации детского туризма, который объединяет
государственные дотации с финансовыми вложениями российских и международных
коммерческих ассоциаций, фондов, союзов.
Органы управления
образованием и (в меньшей степени) комитеты по физической культуре и спорту
являются государственными и муниципальными органами управления, которые
традиционно занимаются развитием детско-юношеского туризма,. В последние годы в
реализацию программ по развитию детского и молодежного туризма включились также
органы по делам молодежи и управления (департаменты и т.д.) по туризму, а также
органы управления смешанного типа, например, Комитеты по делам молодежи, спорту
и туризму.
Образовательные учреждения
(школы, гимназии, лицеи и т.д.) в настоящее время, как правило, тоже включают в
свои учебные планы элементы туристской деятельности.
Учреждения дополнительного
образования можно подразделить на разнопрофильные и специализированные. Они
осуществляют свою деятельность либо на базе школ и других общеобразовательных
учреждений, либо на собственной базе.
К первой категории относятся
многочисленные туристские кружки и секции, которые приписаны к разнопрофильным
учреждениям дополнительного образования (Дворцам, домам и центрам детского
творчества, творчества юных и аналогичных).
К специализированным
учреждениям можно отнести Станции юных туристов, Центры детско-юношеского
туризма и аналогичные. В большинстве регионов России в настоящее время такие
Центры также включают в сферу своей деятельности сопутствующие направления,
например, краеведение, экологию и др.
Еще одной категорией
специализированных учреждений можно считать детские туристские базы. Часть баз
сохранила свой государственный или муниципальный статус, другие в 90-е годы ХХ
века были приватизированы и стали частными, но не прекратили работу со
школьниками.
Организация отдыха и
оздоровления в этих учреждениях проходит, как правило, путем продажи путевок,
причем в качестве покупателей выступают как органы образования, так и
учреждения социальной защиты, по делам молодежи. Часть детских туристских баз
финансируется по линии Фонда социального страхования.
Среди общественных
организаций, развивающих детский туризм, можно также выделить
специализированные общественные организации (туристские клубы) и
многопрофильные объединения (военно-патриотические, скаутские организации и
т.д., а также различные Союзы молодежи).
В соответствии с действующим
законодательством, общественные объединения могут либо действовать без
регистрации, либо регистрироваться как самостоятельные юридические лица.
На практике объединения
первого типа чаще всего работают на базе каких-либо государственных или
муниципальных учреждений образования, в том числе на базе высших учебных
заведений.
От кружков или секций,
работающих в учреждениях дополнительного образования, такие общественные
объединения отличаются наличием собственных нормативных документов и выборных
органов управления и контроля, более разнообразными формами и направлениями
деятельности, выходящим за рамки только образовательного процесса. Целью
деятельности такого объединения становится не просто получение учащимися
какого-то объема знаний, умений и навыков, а воспитание и эффективная
социализация молодого поколения.
В последнее время стали
появляться и туристские клубы, имеющие статус юридического лица, организационно-правовую
форму общественного объединения, но по сути работающие как туристские фирмы,
т.е. организовывающие туристские маршруты и продающие туристские путевки.
От коммерческих туристских
фирм деятельность такого клуба - общественного объединения отличается тем, что
получаемая от реализации путевок прибыль не может делиться между учредителями и
членами объединения, а должна использоваться только на реализацию уставных
целей клуба.
В то же время такая форма
регистрации не исключает выплат заработной платы штатным и привлеченным
специалистам, приобретение туристского оборудования, экипировки, снаряжения.
Общественное объединение вправе пользоваться земельными участками, арендовать
или приобретать недвижимость, в том числе здания, сооружения, автотранспортную
технику, иные средства передвижения типа лодок, байдарок и т.д.
Эти общественные объединения
наряду с туристскими фирмами лицензируются как туристские операторы и
туристские агенты и пользуются на туристском рынке теми же правами и обязанностями,
что и коммерческие структуры.
В Российской Федерации также популярны общественные
объединения, занимающиеся экологическим туризмом. Это направление
поддерживается некоторыми международными фондами, которые выделяют различные
гранты для реализации программ этих объединений.
3. Развитие детско-юношеского туризма в Санкт-Петербурге и Ленинградской
области
Туризм
в Санкт-Петербурге имеет свои особенности, отличающие этот город от большинства
других регионов РФ.
С
одной стороны, туристская отрасль в Санкт-Петербурге сформировалась раньше, чем
в других регионах России. Доходы жителей Петербурга также несколько выше, чем в
других регионах, что позволяет многим пользоваться услугами коммерческих
туристских фирм. С другой стороны, привлекательность Санкт-Петербурга как
объекта туризма приводит к тому, что половину потока школьников - посетителей
музеев и культурных объектов - составляют гости «второй столицы». Поэтому в
городе много туристских кампаний, работающих на въездной туризм.
Все
это налагает свою специфику на развитие детского туризма в Санкт-Петербурге и
Ленинградской области. Можно констатировать, что в настоящее время в этом
регионе РФ (как, впрочем, и в Москве) коммерческий детский туризм получил
наибольшее развитие.
Туристская
отрасль Петербурга с 1999 г. стала получать всестороннюю поддержку
администрации города, направленную на развитие туристской индустрии,
продвижение Петербурга на мировой рынок туристских услуг, повышение роли
туризма в увеличении дохода городского бюджета. Выполняется программа «Основные
направления деятельности Администрации Санкт-Петербурга по поддержке развития
туристской отрасли Санкт-Петербурга на период 1999-2003 гг.». В марте 2003
г. Законодательное Собрание Санкт-Петербурга приняло городской закон «О целевой
программе Санкт-Петербурга «Развитие туризма в Санкт-Петербурге на 2002-2005
гг.»».
В
то же время Комитетом по образованию Администрации Санкт-Петербурга была
разработана программа развития образовательной системы в Санкт-Петербурге. В
рамках этой программы в разделе «Международное сотрудничество» были предложены
такие формы работы, как организация и участие петербургских детей в европейских
конкурсах, образовательный туризм и другие направления.
Деятельность
по развитию детско-юношеского туризма в Санкт-Петербурге по линии Комитета по
образованию координирует городская Станция юных туристов, входящая в состав
Государственного образовательного учреждения «Балтийский берег». Активно также
работает в этом направлении секция краеведения и туризма городского Дворца
творчества юных.
Среди
молодежных и детских общественных объединений также много скаутских и других
организаций, развивающих детско-юношеский туризм. Наибольшую известность в
городе и области имеют Санкт-Петербургский туристский клуб, туристские клубы «Лена»
и «Парус», а также скаутские объединения.
Так,
туристский клуб «Парус» неоднократно становился лауреатом областных, городских
и всероссийских конкурсов вариативных программ в сфере молодежной политики,
отдыха и оздоровления детей. Только летом 2003 г. этот клуб организовал
пешеходные, водные и конные многодневные походы более чем для двух тысяч
подростков Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Постоянно загружена
туристская база клуба «Лена», построенная хозспособом на берегу р. Вуокса
в пос.Лосево Приозерского района Ленинградской области. На
территории Ленинградской области только летом 2003 г. работало несколько
скаутских палаточных лагерей, а также прошло очередное, четвертое всероссийское
скаутское Джамбори, посвященное 300-летию Санкт-Петербурга.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|