После смерти Р.Р.Лейцингера деятельность по развитию
детского туризма не прекратилась, продолжал работать и ученический приют, так,
только в 1910 г. в нем приняли 782 учащихся.
Одновременно, в эти годы развивается и общественный
туристский сектор. Туринг-клуб в 1901 году был преобразован в Российское
Общество Туристов (РОТ). Правление общества до 1911 года располагалось в
Петербурге и имело представительства в 135 русских городах и 8 странах Европы.
Общество ставило своей целью организацию путешествий как внутри страны, так и
за ее пределами. К 1914 году Российское Общество Туристов превратилось в одно из
самых массовых обществ того времени и насчитывало уже примерно 5000 человек.
Таким образом, на рубеже веков туризм и экскурсии
превращаются в один из методов образования. Обогащается тематика экскурсий,
прослеживается связь со школьными предметами. Путешествия уже различаются по
продолжительности (местные одно-двухдневные и дальние продолжительные),
выделяется летний период как фактор сезонности, расширяется география поездок -
от северных регионов до Крыма и Кавказа и от Урала до стран Европы.
1.2. Развитие туризма в первые десятилетия Советской власти
(1917-1941 г.г.)
В первые десятилетия Советской власти многие
дореволюционные идеи и замыслы получают теоретическое и организационное
развитие. После революции 1917 года экскурсионный метод, как более образный,
понятный и доступный, вводят в практику учебных занятий школ. Экскурсии
приобретают политическую и агитационную направленность.
По
распоряжению Народного Комиссариата Просвещения РСФСР с целью развития туризма
и краеведения в 1918 году в Москве было создано Центральное Бюро школьных
экскурсий, которое в 1921 году преобразуется в Детскую
экскурсионно-туристскую станцию Народного Образования ( ДЭТС ОНО ).
Первые
организационно-методические рекомендации Наркомпроса о развитии детского туризма
появляются в 1919 году. Внимание уделяется экскурсионным поездкам и массовой
работе с детьми летом. В целях оздоровительной работы со школьниками начинается
организация летних лагерей на природе.
В 1919 году в Петрограде в Аничковом
дворце открывается Центральная станция гуманитарных экскурсий, которая за 1920
год провела экскурсии для 138 тысяч рабочих и школьников. Постепенно начинают
работать шесть филиалов станции : в Павловске, Петергофе, Царском Селе, в
Сестрорецке и Лахте, в Каменноостровском Училище.
В 1920 году в школьные программы
включается краеведение. Возрастает особый интерес к двум пролетарским столицам.
Стремление детей увидеть Петроград и Москву было исключительно велико.
Преодолевая разруху и голод, учителя с детьми ехали на экскурсии. Им выдавались
продукты, обеспечивались места на экскурсионных базах. Школьники осматривали
достопримечательности, посещали музеи, ездили на заводы.
В этот период в помощь экскурсионным
работникам в Петрограде издается журнал "Экскурсионное дело" под редакцией
Полянского И.И., выходит сборник статей Райкова Б.Е. "Школьные экскурсии,
их значение и организация". Значительный вклад в разработку и
совершенствование теории экскурсионного метода познания вносят Герд А.Я.,
Натали В.Ф., Корф И.М., Гейнике И.А.
В
1922 году в Крыму основывается первый крупный детский оздоровительный лагерь
"Артек". А в 1929 году в стране учреждается печатное издание по
туризму - журнал "Турист". В 1929-1930 годах ряд постановлений
Правительства РСФСР способствовал дальнейшему развитию производственных
экскурсий. Посещение фабрик, заводов, крупных строительств включается в
школьные краеведческие программы как обязательное политехническое просвещение.
В 1930 году в Москве была проведена Всесоюзная конференция
по вопросам туристско-экскурсионной работы и создано Всесоюзное добровольное
общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТ и Э), что стало началом
массовой туристской работы в стране. Перед ОПТ и Э стояла важная задача
-поставить туризм на службу всему населению страны, учитывая его познавательное
и воспитательное значение.
Начинается формирование органов управления детским
туризмом. В 1932 году ДЭТС ОНО сливается с Центральным Бюро краеведения и при
ОПТ и Э создается детский сектор, который через сеть пионерских отрядов по всей
стране вовлекает школьников в активную туристскую работу как "юных друзей
туризма". Для совместной практической были привлечены общество "Друг
детей" и детская комиссия при ВЦИК. Организуются курсы для подготовки
руководителей детского туризма.
После принятия в 1927 г Постановления Наркомпроса "Об
усилении экскурсионной работы среди детей и подростков", в туризме
появляется новое направление работы. Большое значение отводится самодеятельному
туризму, как основному и наиболее ценному виду воспитательной работы и детского
краеведческого образования. Идет организация детских походов с применением
навыков ориентирования и элементов топографии, походного быта, умения оказать
доврачебную помощь, воспитывается выносливость.
На этом этапе развития туризма в Советском Союзе в
развитии детского туризма преобладали образовательные и воспитательные цели,
была заложена основа для летних оздоровительных мероприятий, но приоритетными
направлениями оставались отдельные местные самодеятельные походы и
экскурсионные поездки. Кроме того, в этот период постепенно происходит слияние
туризма и экскурсионного дела с элементами физкультурно-оздоровительной работы.
В середине 30-х годов шло быстрое расширение
туристско-экскурсионной базы, и ЦИК СССР принимает решение о нецелесообразности
дальнейшего развития туризма в рамках самодеятельных обществ.
В 1936 году вся туристско-экскурсионная работа в СССР
переходит в ведение профсоюзов с созданием Центрального
туристско-экскурсионного управления (ЦТЭУ). Начинается упорядочение структуры
туристских организаций. Руководящим органом становится ЦТЭУ с подразделениями в
республиканских, краевых и областных Советах. При Советах организовывались
секции и клубы по видам туризма, экскурсионные бюро, детские станции. Была
создана система организаций, координирующих и контролирующих туризм в СССР, в
том числе детский.
В 1937 году ЦТЭУ признало нецелесообразной работу отдельных
местных краеведческих организаций, и уже к середине 1938 года все детские
станции краеведения местного уровня в стране были ликвидированы.
В то же время, самодеятельный туризм получает развитие, но
уже только как основной вид военно-патриотического воспитания пионеров и
школьников. В 1939 году самодеятельные походы были признаны видом
туризма. Утверждается значок "Турист СССР". В 1940 году вводятся
инструкторские звания по видам самодеятельного туризма - пешеходному, лыжному,
водному, велосипедному, авто- и мототуризму.
В это время Народный Комиссариат
Просвещения рассматривал туризм как один из видов учебно-воспитательной работы.
"Туризм и экскурсии, преследуя прежде всего общеобразовательные задачи,
несут в самой своей организации элементы физической закалки и подготовки
будущего бойца". Поэтому перед началом Великой Отечественной войны
продолжали организовываться походы, полевые военно-спортивные игры.
Таким образом, первые десятилетия советской власти для
туризма и экскурсий были годами накопления опыта, поиска организационных форм
функционирования туристских сообществ и оптимальных методов управления
процессами развития детско-юношеского туризма в стране.
1.3. Развитие детско-юношеского туризма в
послевоенный период
Центральная туристско-экскурсионная станция на время войны
прекратила свою деятельность. Дальнейшее развитие детский туризм получает
только в послевоенные годы.
В 1945 году руководством Советского Союза принимается
решение о восстановлении деятельности туристско-экскурсионных управлений. С
1946 года ЦТЭУ приступает к строительству новых туристских объектов, созданию
экскурсионных учреждений, организации путешествий. В экскурсионной программе
основное место занимали военно-историческая тематика и экскурсии по ленинским
местам, вводились новые объекты показа.
В 1949 году учреждаются спортивные нормативы, которые были
включены в Единую Всесоюзную классификацию. Самодеятельный туризм был признан
как вид спорта. Для стимулирования развития детского туризма в 1954 году
учреждается значок "Юный турист" для пионеров 5-7 классов. Для его
получения необходимо было совершить 4 похода в течение года и научиться ориентироваться,
одеваться по погоде, собирать снаряжение, устраивать ночлег. Старшие школьники
с 8-го класса имели право на получение значка "Турист СССР" при
условии выполнения взрослых нормативов.
1954 год становится знаменательным для спортивного туризма.
На Южном Урале на озере Тургояк состоялся Первый слет туристов-школьников.
Именно этот слет объединил разобщенные самодеятельные походы в постоянные
всесоюзные экспедиции школьников, ставшие традиционными.
В 1955 году в Москве проходит конференция по детскому
туризму, которая принимает решение о возрождении краеведческого движения и
регулярном проведении экспедиций пионеров и школьников при содействии
Центральной ДЭТС РСФСР и редакции газеты "Пионерская правда".
В 1965 году был объявлен Всесоюзный поход пионеров и
школьников страны по местам революционной, боевой и трудовой славы. Ежегодно в
походах принимали участие около 3 миллионов школьников. Этапы походов
1965-1970г.г. были посвящены крупным историческим датам: 20-летию победы в
Великой Отечественной войне, 50-летию образования ВЛКСМ, 100-летию со дня
рождения В.И. Ленина и др.
Финальные слеты победителей проходили в разных городах:
Брест, Москва, Ленинград, Киев, Ульяновск.
Одновременно с массовым патриотическим движением в стране
продолжалась работа по организации летнего оздоровительного отдыха детей,
строились новые пионерские лагеря и туристские базы.
В 1958 году ЦК ВЛКСМ принимает постановление "Об
организации туристского обмена с зарубежными молодежными организациями", и
создается Бюро Международного Молодежного Туризма "Спутник" (БММТ
"Спутник"). В 1959 году в Ленинграде и других городах страны
открываются его первые местные отделения.
В
основу работы "Спутника" было положено расширение международных
связей, создание внутрисоюзных международных лагерей отдыха, приемы в СССР.
Важная роль отводилась организации безвалютных обменов между студентами и
школьниками с их сверстниками из других стран. В первый же год работы БММТ
"Спутник" установил контакты с 16 организациями из 8 стран Европы. За
рубеж по обмену выехало 1364 комсомольца.
В 60-е годы организационная структура
туризма в СССР снова претерпевает изменения. В 1962 году Центральное
туристско-экскурсионное управление (ЦТЭУ) преобразуется в Центральный Совет по
туризму (ЦСТ), а в 1969 году окончательно реорганизуется в Центральный Совет по
туризму и экскурсиям (ЦСТЭ). Таким образом, в эти годы движение самодеятельного
туризма было подчинено Всесоюзному добровольному спортивному обществу
профсоюзов и Центральному турклубу.
К концу 60-х годов в детском и юношеском туризме выделились
следующие основные направления работы: молодежные и детские лагеря отдыха,
внутрисоюзные походы и краеведческие экспедиции. Именно в этот период
расширяется география детского туризма. Одновременно была заложена основа для
развития международного молодежного туризма.
В 1969 году было принято постановление ЦК КПСС "О
мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране". КПСС видела в
туризме важное средство "повышения культурного уровня и
идейно-политического воспитания населения". Постановление определило
задачу превратить туризм в крупную отрасль обслуживания населения с
дальнейшим развитием и расширением материальной базы.
В то же время, основной задачей детского туризма
определялось патриотическое воспитание подрастающего поколения. Основой
идеологии стали: воспитание патриотизма, знание своей Родины и дружба народов
СССР.
По указанию Центрального Совета по туризму и экскурсиям
(ЦСТЭ) в 1970 году происходит реорганизация структуры детского туризма. Разрозненные
республиканские, краевые и областные детские станции объединяются в Центральную
детскую экскурсионно-туристскую станцию (ЦЦЭТС) Министерства Просвещения СССР.
На местах детские станции (ДЭТС) продолжают сотрудничать и координировать
туристскую работу Дворцов и Домов пионеров, Станций юных туристов, спортивных
секций.
В 1971 году принимается постановление о следующем
Всесоюзном походе пионеров и комсомольцев по местам революционной, боевой и
трудовой славы СССР. В рамках этого похода школьники принимают участие в
краеведческой экспедиции по изучению достопримечательностей страны. Одной из
составных частей детской экспедиции становится целенаправленный поисковый поход
следопытов "Летопись Великой Отечественной".
Организатором экскурсионных поездок школьников выступило
БММТ "Спутник". В основу путешествий было положено несколько
всесоюзных маршрутов боевой и трудовой славы СССР, посещение музеев и театров,
осмотр достопримечательностей городов, знакомство с достижениями народного
хозяйства страны. В экспедициях принимали участие школьники с 4-х по 10-е
классы.
Каждый участник имел туристскую книжку, содержащую сведения
о маршрутах и отметки о посещении объектов. Были введены нагрудные
поощрительные значки с нормативами. Для получения бронзового значка требовалось
посетить 50 республиканских объектов, для серебряного - 100, а для золотого -
иметь серебряный и бронзовый значки и пройти еще по 80-и маршрутам восьми
тематик. За время проведения экспедиции молодыми патриотами были сооружены
памятники павшим героям, приведены в порядок места захоронений,
воссоздавалась летопись боевых дел воинских соединений, создавались музеи в
школах, отмечались культурные достопримечательности, нуждающиеся в
реконструкции.
Каждый этап экспедиции с 1971 по 1984 годы был приурочен к
крупным историческим датам: 50-летию образования СССР, ХХУ и ХХУ1 съездам КПСС,
60-летию ВЛКСМ, 40-летию победы в Великой Отечественной войне. За эти годы по
внутрисоюзным маршрутам БММТ "Спутник" путешествовало почти 33
миллиона пионеров и комсомольцев, а 150 тысяч из них было награждено значками
экспедиции "Моя Родина - СССР".
Помимо туристско-экскурсионных
поездок по СССР с 70-ых годов, БММТ "Спутник" начинает организовывать
для школьников посещение крупных промышленных и культурных центров страны путем
внутрисоюзных обменов между школами в период осенне-зимних каникул. После
Постановления ВЦСПС "О приеме на туристских маршрутах родителей с
детьми" начинает развиваться организованный семейный отдых. Туристские
хозяйства приспосабливаются к приему детей : строятся детские спортивные
площадки, игровые залы.
Вместе с работой "Спутника" продолжает свою
деятельность Центральная детская экскурсионно-туристская станция СССР,
проводившая ежегодно познавательные поездки более чем для 450 тысяч детей. В
эти годы пополняется материальная база для специализированного отдыха
школьников. Строятся и благоустраиваются более 30 молодежных и пионерских
лагерей, центров отдыха и курортов союзного значения в Крыму, на Кавказе, под
Москвой. Появляются путешествия для активного досуга и оздоровления школьников.
В 70-80-е годы БММТ "Спутник" активно продолжал
поддерживать связи с молодежными объединениями и вошел в состав международной
туристской организации БИТЕЖ. К 1984 году "Спутник" сотрудничал с 88
странами мира. За границу только по линии молодежных обменов выезжало 670 тысяч
юношей и девушек.
Если в 60-е годы международные обмены охватывали
преимущественно молодежь по общеобразовательным программам и обмену опытом по
профессиональному признаку, то уже 1972 года в эту работу активно включаются
школьники средних и старших классов. Получают развитие специальные рейсы
"Поезда Дружбы". В этих поездках начинают принимать участие и
пионеры, которые отправлялись в Венгрию и Чехословакию. А уже к 1979 году к
этой акции присоединяется еще 5 стран Европы. Начинается организация
безвалютных обменов группами школьников между учебными заведениями и
городами-побратимами. Такая работа строилась на принципе равенства
предоставляемых услуг в течение определенного времени, дорога оплачивалась за
счет родителей.
В каникулярное время организовывались поездки в совместные
лагеря, дети принимали участие в международных спортивных соревнованиях,
обменивались опытом работы с зарубежными детскими организациями. Позже подучат
развитие поездки на языковые практикумы от специализированных языковых
школ, семинары, обмены самодеятельными коллективами. Только с 1976 по 1986 годы
за границу выехало по обмену и на гастроли около 560 детских творческих
коллективов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|