Детский алкоголизм
Содержание
Введение....................................................................................... 3
Глава
I
Понятие
и особенности детского алкоголизма........................... 5
1.1
Понятие “Детский алкоголизм”.............................................. 5
1.2
Результаты исследования проблемы детского алкоголизма
в
разных странах мира.................................................................. 10
Глава
II
Пути
протекания детского алкоголизма,
влияние
алкоголя на организм ребёнка и психотерапия,
как
метод лечения от детской алкогольной зависимости........... 14
2.1
Алкогольное отравление у детей............................................ 14
2.2
Алкоголь и развивающийся организм.................................... 19
2.3
Психология приобщения к алкоголю
среди
несовершеннолетних.......................................................... 24
2.4
Особенности психотерапии при лечении
алкогольной
зависимости в подростковом и детском возрасте. 33
Заключение................................................................................... 37
Список
литературы
Введение
Алкоголизм
– это одна из наиболее серьезных проблем нашего времени. По данным
исследования, проведенного Фондом "Общественное мнения", алкоголизм
вошел в тройку главных проблем России. Опережает этот показатель только высокие
тарифы на ЖКХ и рост цен. Каждый третий россиянин (32%) выделил алкоголизм как
проблему, которая беспокоит и мешает жить.
И
совершенно новым для России явлением сегодня является детский алкоголизм.
Детский алкоголизм, весьма относительное понятие. Описание что это такое вы
скорее всего не найдёте в медицинских справочниках изданных до 1991 года; чего
там говорить – даже в новых медицинских справочниках практически нет информации
на тему детского алкоголизма. Однако не смотря на это проблема продолжает
существовать и как это не печально начинает прогрессировать и развиваться как
хроническая болезнь. Неосведомлённость взрослых и медицинских специалистов
недостаточность их знаний из этой области подготавливают благоприятную почву
для развития этой проблемы.
Возраст
несовершеннолетних, пьющих спиртные напитки, в России стремительно снижается. Особенно
остро проблема детского алкоголизма обстоит в неблагополучных семьях.
Как
только подросток научился держать в руках игрушки, научился держать ложку,
кружку, и тут же его учат держать и бутылку. Как правило, родители в таких
семьях страдают алкоголизмом. Дети быстро зарабатывают алкоголизм. Известны
случаи, когда за шесть месяцев систематического употребления формировалась
первая стадия. Ребёнка уже перестает волновать, когда ему говорят: «Выгоним из
дома, не дадим денег», - и так далее. Он готов уйти из дома. Потому что
основная доминанта у него в голове – это уже выпивка.
Для
отравления ребенку достаточно выпить банку пива или джина. Если вовремя не
оказать необходимую помощь, то возможен летальный исход.
Нередко
несовершеннолетние находящиеся в состоянии алкогольного опьянения - становятся
исполнителями самых тяжких преступлений; либо вообще оказываются на больничной
койке в кране тяжелом состоянии.
Разумеется
по законам российской федерации всю ответственность за своих детей должны нести
родители, однако в тех случаях, когда эти самые дети оказываются в больнице или
в милиции, то родителей очень сложно туда дозваться, потому что они находятся
в запое. Если они приходят, то приходят нередко в пьяном виде. Требуют тут же
отдать им ребенка. Пьяного ребенка отдать пьяным родителям. Другая категория
родителей – люди более благополучные. Они просто в шоке оттого, что произошло с
их ребенком. Они никогда не думали, что такое может произойти. Они говорили:
«Ну, пошел с компанией погулять. Вроде все ребята хорошие, а вот взяли и
напились».[1]
В
своей работе я попытаюсь ответить на такие вопросы: что такое детский
алкоголизм, как с ним бороться, каковы причины и последствии детского
алкоголизма.
Глава I. Понятие и особенности детского алкоголизма
1.1
Понятие “Детский алкоголизм”
О
детском алкоголизме говорят в том случае, когда его признаки впервые появляются
до достижения ребенком возраста 18 лет. У детей алкоголизм, в отличие от
взрослых, имеет ряд характерных особенностей:
-
быстрое привыкание к спиртным напиткам (это объясняется анатомо-физиологическим
строением детского организма);
-
злокачественное течение болезни (в подростковом возрасте организм находится в
стадии формирования и устойчивость центральной нервной системы к действию
алкоголя снижена, вследствие чего происходят глубокие и необратимые процессы ее
разрушения);
-
принятие ребенком больших доз алкоголя (принятие алкоголя детьми не одобряется
обществом, поэтому подростки, как правило, пьют тайком, обычно без закуски,
принимая всю дозу одновременно);
-
быстрое развитие запойного пьянства (для подростков становится нормой пить по
любому поводу, при этом в состоянии легкого опьянения они начинают чувствовать
себя неуверенно);
-
низкая эффективность лечения.
Пьянство
среди несовершеннолетних тесно связанно с их отклоняющимся поведением. В основе
этой связи лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма - он резко
ослабляет самоконтроль.
Наиболее
часто в состоянии опьянения совершаются насильственные преступления. Приобщение
к спиртным напиткам детей и подростков наиболее интенсивно происходит в трех
возрастных периодах: раннего детства, дошкольного и младшего школьного
возраста, детского и юношеского возраста.
Первый
период - раннее детство, в котором алкоголизация детей носит неосознанный,
непроизвольный характер. Этому способствуют следующие основные причины: пьяное
зачатие, употребление алкоголя во время беременности и кормления грудью, что
ведет к аномалиям физического и психического развития ребенка.
Второй
период - дошкольный и младший школьный возраст. В этот период наиболее
существенными причинами являются две - педагогическая неграмотность родителей,
которая приводит к алкогольному отравлению организма, и семейные алкогольные
традиции, приводящие к формированию интереса к спиртному.
Педагогическая
неграмотность родителей проявляется в существующих предрассудках и заблуждениях
о целебном действии алкоголя: алкоголь усиливает аппетит, излечивает
малокровие, улучшает сон, облегчает прорезывание зубов. Расплачиваются родители
за свою неграмотность алкогольным отравлением детей, которое может даже
привести к смертельному исходу.
Алкоголизация
детей и подростков способствует алкогольное окружение, которое составляют
пьющие ближайшие родственники.
Биологическими
исследованиями доказано, что сам алкоголизм генетически не передается,
передается только склонность к нему, вытекающая из особенностей характера, полученного
от родителей. В развитии пьянства у детей решающую роль играют дурные примеры
родителей, обстановка пьянства в семье.
Третий
период - подростковый и юношеский возраст. В качестве основных причин можно
назвать следующие семь: неблагополучие семьи; позитивная реклама в средствах
массовой информации; незанятость свободного времени; отсутствие знаний о
последствиях алкоголизма; уход от проблем; психологические особенности
личности; самоутверждение. В этот период происходит формирование влечения к алкоголю,
которое перерастает в привычку, приводя в большинстве случаев к алкогольной
зависимости ребенка.
Алкоголизм,
формирующийся в подростковом и юношеском возрасте (от 13 до 18 лет), обычно
называют ранним алкоголизмом. Считается, что в этом возрасте клинические
проявления алкоголизма развиваются быстрее, чем у взрослых, а болезнь протекает
более злокачественно.
Анатомо-физиологические
особенности организма в период возрастных кризов, пубертатный период являются
своеобразной благоприятной почвой, на которой алкоголь может обусловить быстрое
развитие болезни. Большое значение имеет степень алкоголизации и формы
употребления спиртных напитков, в частности, частота, дозы, концентрация
алкоголя, реакция организма на его прием [Бабаян Э. А., Гонопольский М. Х., 1987].
В
организме ребенка или подростка алкоголь прежде всего проникает в кровь,
печень, мозг. В связи с незрелостью центральной нервной системы она наиболее
уязвима для действия этанола. Результатом такого действия является нарушение
дифференцирования и созревания нейронов, вследствие чего страдает личность
подростка, нарушается логическое абстрактное мышление, интеллект, память,
эмоциональное реагирование. При воздействии алкоголя поражаются практически все
системы организма подростка. Согласно статистике, 5-7% отравлений у детей
приходится на долю алкогольных интоксикаций. Явления опьянения у детей и
подростков развиваются быстро и могут завершиться оглушенностью и даже комой.
Артериальное давление и температура тела повышаются, уровень глюкозы в крови,
количество лейкоцитов падает. Кратковременное возбуждение, вызванное приемом
алкоголя, быстро переходит в глубокий интоксикационный сон, нередки судороги,
даже летальный исход. Иногда регистрируют психические нарушения с бредом и
галлюцинациями.
Основными
психологическими механизмами употребления алкоголя в детском, подростковом и
юношеском возрасте считают психологическое подражательство, уменьшение или
снятие астенических проявлений (состояний) и деформацию личности со склонностью
к употреблению спиртных напитков.
Выделяют
несколько этапов в развитии алкоголизма в этих возрастных группах.
На
первом, начальном, этапе происходит своеобразная адаптация (привыкание) к
алкоголю. Большое значение при этом имеет микросоциальная среда, особенно
семья, школа, сверстники. Продолжительность этого периода составляет до 3-6
мес.
Второй
этап характеризуется относительно регулярным приемом спиртных напитков. Растут
доза, кратность приема алкоголя. Меняется поведение подростка. Данный период
продолжается до 1 года. Считается, что прекращение употребления алкоголя в этот
период может дать хороший терапевтический результат.
На
третьем этапе развивается психическая зависимость, которая может длиться в
течение нескольких месяцев или лет. Подросток сам является активным пропагандистом
приема алкогольных напитков в любое время, в любых количествах и любого
качества. Теряется количественный и ситуационный контроль. Толерантность к
этанолу возрастает в 3-4 раза. Появляются многодневные, недельные, иногда
постоянные употребления спиртных напитков, это начальная стадия хронического
алкоголизма.
Четвертый
этап определяется как хроническая стадия болезни. Сформирован абстинентный
синдром, преимущественно с преобладанием психического компонента. Иногда
абстинентный синдром выражен слабо в форме вегетативно-соматических нарушений.
Абстиненция менее продолжительна, чем у взрослых, наступает после приема
больших доз алкоголя.
Далее,
на пятом этапе, развитие алкоголизма соответствует закономерностям, описанным
для взрослых. Существенным отличием является быстрое формирование слабоумия
(деменции). Дети, страдающие алкоголизмом быстро опускаются, становятся
асоциальными, грубыми, дисфоричными, сексуально расторможенными,
интеллектуально деградированными, с грубыми нарушениями памяти и эмоций.
Алкоголизм
у подростков формируется в среднем в течение 3-4 лет. Абстинентный синдром
появляется спустя 1-3 года после начала постоянного употребления алкоголя.
Отличительная особенность раннего алкоголизма - его большая зависимость от
преморбидных особенностей, в частности от типа акцентуации характера [Личко А.
Е., 1988]. При эпилептоидном типе быстро нарастают эксплозивность, злобность,
склонность сочетать алкоголь с другими дурманящими средствами (ацетон, клей),
употреблять суррогаты. Нередко присоединяются гашишизм, барбитуромания.
Алкоголизм
чаще развивается у подростков, юношей после травмы мозга, органического
поражения центральной нервной системы, нейроинфекций, вызывающих изменения
личности. В этих случаях болезнь формируется интенсивнее, протекает
злокачественнее, быстро приводит к потере количественного контроля, появлению
патологического влечения к алкоголю, выработке абстинентного синдрома.
Утяжеляются патологические черты характера подростка. Особо неблагоприятным
фоном для развития раннего алкоголизма являются психопатии, чему способствуют
такие психотравмирующие факторы, как ранняя утрата матери, алкоголизм
родителей, безнадзорность, конфликты в семье, педагогическая и социальная
запущенность. У возбудимых психопатов употребление алкоголя чаще всего связано
со стремлением избавиться от плохого настроения. Тормозимые психопаты
употребляют алкоголь для улучшения адаптации к окружающей среде. Истерические
психопаты корригируют алкоголем возбудимость и неустойчивость. У
психастенических психопатов нередки депрессивные состояния с суицидальными
попытками. Алкоголизм у психопатических личностей молодого возраста развивается
рано, протекает тяжелее, чаще прогредиентно, рано приводит к первичным
психотическим явлениям, слабоумию. Клинически алкоголизм отличается состояниями
тяжелой интоксикации с амнезией, значительным снижением толерантности, быстрым
формированием абстинентного синдрома, изменением картины опьянения, ранним
появлением истинных запоев. В этом случае быстро развивается социальная деградация.
1.2 Результаты исследования проблемы детского алкоголизма в
разных странах мира.
Здесь
я хотела бы привести некоторые результаты исследований, проведённые разных
странах мира и республиках бывшего СССР.
Еще в
1931 году Украинским психоневрологическим институтом с помощью специальной
анкеты был проведен заочный опрос врачей и педагогов ряда стран Европы и
Америки по поводу употребления алкоголя детьми. Согласно полученным ответам
выяснилась безотрадная картина распространения пьянства подростков в ряде
капиталистических стран. Например, во Франции отмечались даже случаи прихода
пьяных детей в школу. Во многих семьях' здесь детям не запрещается пить
шампанское, вина, ликеры.
В
Италии в ряде провинций до 70% школьников было знакомо со вкусом вина.
Совершенно иное положение существовало тогда в нашей стране, где школьники,
как правило, не имели и понятия о выпивке. К сожалению, с тех пор многое
изменилось в худшую сторону...
Чем
вызвано широкое распространение спиртных напитков в современном мире? Говорят,
что масса баров и ресторанов, кафе и дискотек «внедряют» пьянство среди
молодежи. Западногерманский журнал «Шпигель» недавно опубликовал статью с
примечательным заголовком: «Алкоголизм среди молодежи — новая болезнь».
В
предисловии редакции проблема алкоголизма в ФРГ характеризуется следующим
образом: минимум 100 000 западногерманских юношей и девушек, часто детей в
возрасте 10—12 лет, — алкоголики. Бутылка «ходит по кругу в школах и на
улицах», подрастает поколение алкоголиков, которое доставит еще много неприятностей
нации. Здоровью множества детей и молодежи грозит серьезная опасность.
Например, в психиатрическую клинику Франкфуртского университета уже поступают
первые подростки с белой горячкой.
Согласно
данным по ФРГ алкогольные напитки в этой стране ежедневно употребляют 8%
12—14-летних, 20% 15—17-летних, 31% 18—20-летних и 41 % 21—24-летних.
Статистические
исследования в США показывают, что раннее приобщение к хмельному отмечается у
63% мальчиков и 30% девочек, которые учатся в седьмом классе. Для 10-го класса
соответсвующие цифры еще больше; 95 и 90%. По этому поводу директор Национального
института по проблемам алкоголизма США М. Чефето сказал: «Волнуясь из-за того,
что наши дети могут оказаться среди 250 тысяч наркоманов, считающихся
безнадежными, мы закрываем глаза на более реальную опасность, что они окажутся
в числе 9 миллионов зарегистрированных алкоголиков. Из этого числа 5%
составляют подростки в возрасте от 10 до 16 лет».
Как и
за рубежом, так и в нашей стране подавляющее большинство несовершеннолетних до
последних лет не имело должного представления об опасных последствиях
употребления спиртного, да и вообще о свойствах алкоголя. Так, среди опрошенных
профессором Б. М. Левиным подростков и юношей, попавших в вытрезвитель, лишь
10% более или менее четко представляли себе свойства алкоголя, а 90% вообще
ничего не знали о вредных последствиях его употребления.
При
обследовании большой группы людей, страдающих алкоголизмом, установлено, что
около 95% из них впервые приобщилось к алкоголю в возрасте до 15 лет. К 19
годам самостоятельно и систематически употребляли спиртное почти 90%
обследованных. К 20—25 годам.
Страницы: 1, 2, 3
|