Тем не менее, Сосруко можно
рассматривать как первого человека. В эпическом наследии адыгов мотивы о
Сосруко хронологически предшествуют сказаниям о его рождении. Они относятся к
эпохе первотворения и содержат отзвуки о первочеловеке, в роли которого
выступает Сосруко. В упомянутых фрагментах мифов о сотворении мира, в
частности, неба, земли, различных элементов мира (гор, рек и т. д.)
присутствуют и мотивы о создании человека, точнее различных этапах его роста —
от младенческой поры до зрелого мужчины. Иначе говоря, создание мира и
“становление” Сосруко как человека идут как бы параллельно. Это представляет
собой, в сущности, два важнейших явления в космогонии — сотворение мира и
человека. В упоминавшейся “Песне старых нартов” отражаются, как уже отмечено,
важнейшие элементы мироздания — сотворение земли, гор, рек и т. д. Они как бы
соответствуют определенным вехам в жизни Сосруко — детству, юношеству, зрелости
и т. д. Эти мотивы более ярко выражены в кабардинском варианте песни. Заметим,
песня эта построена таким образом, что Сосруко как бы подводит итог своей жизни
перед решающим поединком.
Как видно, по мере создания
определенных элементов мира Сосруко проходит определенные периоды жизни. Таким
образом, в мифологии и фольклоре адыгов в роли первого человека выступает
главный герой нартского эпоса Сосруко. Если мы располагаем определенными
данными о сотворении мира и его элементов, то рассказ о создании человека
отсутствует, хотя определенные вехи жизни первого нарта (первого человека)
характеризуются довольно четко. Этот процесс соотносится с определенными актами
творения мира и его различных элементов. Как и в творении мира, так и в
создании человека не указан творец. Тха и Тхашхо как творцы вселенной — явление
более позднее. Они не нашли отражения в архаичных фрагментах мифов, посвященных
творению мира и человека.
Своеобразны и эсхатологические мотивы
в адыгской мифологии. Всемирному потопу, известному многим мифологиям мира, в
адыгской мифологии и фольклоре функционально соответствует потеря “потеря жира
земли”, изобилия, свойственного “золотому веку”, т. е. эпохе нартов. Но что
удивительно, этот катаклизм связан с появлением на свет Сосруко. Вот как об
этом говорится в “Сказании о Тхагаледже, Амыше и Мамыше”. Мамыш — гадальщик на
бараньей лопатке (брат Тхагаледжа — божества плодородия, и Амыша — божества
мелкого рогатого скота) предсказал, что когда родится Сосруко, с лица земли
исчезнет их род (останется в живых только один беспомощный человек), исчезнет
также плодородие земли и питательность (“жир”) скота. Мамыш советует своим
братьям до рождения Сосруко “запастись” определенными продуктами: Тхагаледжу —
кожаной сумкой проса, Амышу — вяленым мясом одного барана. Они следуют этому
совету. И вот сбывается пророчество Мамыша. В их роду умирают все, кроме одной
беспомощной старухи. И вот однажды к ней забредает группа проголодавшихся
нартских всадников во главе с Сосруко. Желая угостить гостей, старуха повесила
на огонь два котла. В один из них она всыпала горсть проса, в другой положила
кусочек вяленого мяса величиной в два пальца. Из этого сварился такой обед, что
его не могли одолеть даже голодные нарты.. Примечательно, что против нартов
выступает не какой-нибудь языческий бог, а нарицательное божество — Тха,
который, надо полагать, идентифицировался первоначально с христианским богом, а
затем с мусульманским. Иначе говоря, нарты гибнут не по воле нартских языческих
богов, а по воле новой религии — христианской, позже — исламской. Что же
касается противопоставления нартов и людей, то, на первый взгляд, это может показаться
анахронизмом, противоречивым явлением: с одной стороны, нарты — предки людей, с
другой — появление людей как бы знаменует конец нартов. Это, по всей видимости,
отражает, хотя и отдаленно, два этапа в художественном мышлении народа. На
первом этапе, когда мифологическое мышление в какой-то степени ослабло, могли
измениться представления о нартах как о первопредках. Иначе говоря,
противопоставление нартов и людей можно рассматривать как более высокий этап в
художественном мышлении: носители мифоэпического творчества уже проводят
своеобразную грань между мифическим и реальным миром.
Глава
3. Развитие языка и письменности у адыгов в XVII – XIXвв.
3.1.
История становления адыгейского языка
Абхазо-адыгская группа языков
подразделяется на 3 подгруппы: адыгскую (адыгейский и кабардино-черкесский
языки); абхазскую (абхазский и абазинский) и убыхскую (убыхский язык). В
настоящее время на Кавказе на абхазо-адыгских языках говорят 709 тыс. чел. В
последнее время все большее признание получает гипотеза о родстве
абхазо-адыгских языков с древним (вымершим) хаттским языком, на котором
говорили 4-5 тыс. лет назад в Малой Азии. Тексты на этом языке, записанные
клинописью на глиняных табличках, обнаружены при археологических раскопках в
столице древней Хеттской империи (г.Хаттуса) близ современной Анкары. Адыгская
ветвь абхазе ко-адыгской группы языков распадается на два языка; нижне-адыгский
или кяхский; верх-не-адыгский или кабардинский. Близость между ними примерно
такая же, как между русским и украинским. Нижне-адыгский или кяхский язык имеет
большое количество наречий, из них основные: бжедугское
(бжедуго-темиргоевское), темиргоевское (на нем говорили также племена аде-мий.
жанэ, махош, мамхег и др.), шапсугский диалект (говоры: черноморско-шапсугский,
хаку-чинский и кубано-шапсугский), абадзехский диалект (подвергается
ассимиляции со стороны те-миргоевского).
Краткий словник языка приморских
абазин (садаша), приведенный в трудах Э. Челеби (1666 г.), дает основание
считать, что часть абазин говорила на убыхском языке. Он же сообщает, что
бжедуги были двуязычны - говорили по-абазински и по-адыгейски. Любопытно мнение
Э. Челеби о языке черкесов: "Странный язык черкесов сложнее, чем 147
языков разных народов в 18-ти известных по путешествиям государствах". О
трудностях изучения этого языка писал и Ф. Щербина (1913): "Черкесский
язык очень беден количеством слов и невероятно труден по выговору. Это язык
гортанный, шипящий, как бы приспособленный к передаче слов шепотом, к
подражанию молчаливой величественной природе Кавказа".
Среди северокавказских абазин был
распространен и кабардинский язык. В 1748 г. кабардинские князья заявили, что
"... абазины разговор имеют такой же, как и мы". Немного раньше, в
1743., они утверждали, что шапсуги "имеют особливый язык". Это свидетельствует
о том, что в то время шапсугский диалект имел большое разнообразие. В свою
очередь, кабардинский язык был впервые зафиксирован в словнике, составленном в
1688 г. Дрешером. Судя по некоторым фонетическим особенностям кабардинского
языка того времени, он близок хакучинскому и особенно шапсугскому диалекту
нашего времени. Поистине, "наш язык - это также наша история", как писал
в 1728 г. Я. Гримм. Проблема многоязычия характерна и для Карачаево-Черкесии.
Здесь представлены 4 коренных языка; карачаево-балкарский, ногайский (тюркский
язык), абазинский и кабардино-черкесский (иберийско-кавказские или кавказские
языки). В 1638 г. А. Олеарий писал, что адыги в Терках (низовья Терека)
"почти все умеют говорить по-русски", а по словам Э. Челеби (1666 г.),
в Малой Кабарде пользовались и грузинским языком. Д. Мотре в 1711 г. сообщал,
что в адыгскую речь проникли некоторые русские, татарские и персидские слова.
По словам И. Гербера (1728 г.), адыги "... начали татарский и турецкий
язык употреблять".
Кроме обычного разговорного языка,
народы Северного Кавказа употребляли местные жаргоны и условные языки.
Адыгские феодалы, например, во время военных набегов разговаривали "... на
особом жаргоне, непонятном для других, а во время охоты - на "охотничьем
языке" (шэк1уабзе), в целях обмана дичи и злых духов". О наличии
такого "тайного" языка писали многие авторы. Я. Потоцкий (1761-1815
гг.) утверждал, что охотничий язык является особым обрядовым языком представителей
самого высшего сословия - князей. В первые дни сентября. - писал он. каждый
черкесский князь покидает свой дом, удаляется в горы или в лес, где строит
шалаш из вековых деревьев. Его сопровождают преданные ему дворяне, но никто из
его семьи не смеет приблизиться к шалашу. будь то даже его брат. Здесь все
присутствующие пребывают замаскированными, т.е. они закрывают лицо и
совершенно не говорят по-гречески; все разговоры ведутся на некоем жаргоне,
который они именуют "шакобза". Ф. Дюбуа де Монпере. побывавший в
Черкесии в 1833 г.. также отмечал наличие особого охотничьего языка у
черкесских князей и дворян. Он писал, что последние "... пользуются в
разговорах между собой для конспирации совершенно особым языком, который они
называют "шакобза" и который не имеет никакого сходства с черкесским.
Простому народу говорить на этом языке не разрешается". На основании
этого автор делает вывод, что черкесские князья и знать являются пришельцами.
Другие же авторы считают, что этим языком пользовались адыгские охотники,
независимо от их социальной принадлежности.
Помимо самих адыгов, адыгским языком
владеют армяне (черкесо-гаи г.Армавира и а. Бжеду-хабль), греки (урым), татары
(тэтэрхэр) и таты (къурщ джутхэр), живущие постоянно в Адыгее, Черкесии и
Кабарде. Ближайшими "родственниками" адыгов являются абхазы (абхъаз),
с которыми они составляют одну из абхазо-адыгских групп аборигенных кавказских
языков. С древнейших времен они живут бок о бок с адыгским племенем
шапсугов-хакучинцев. По убеждению самих абхазов и адыгов, они происходят от
одного народа-основы.
Эту мысль облек в образную и удачную
форму Ш. Инал-Ипа: "Абхазо-адыгская группа происходит из единого
языка-основы, хотя этого языка-предка, давшего им начало, давно уже нет в
живых: он исчез, как зерно, из которого выросло ветвистое дерево". Ему
вторит абхазский историк Г. Дзидзария: "Адыги и абхазы имеют общий корень
происхождения".
Близкое общение с русским народом
вызвало у адыгов потребность в изучении русского языка. Еще в 1867 г. адыгский
просветитель Кази Атажукин писал: "Адыги и теперь сильно ощущают
необходимость знания русского языка, а будучи грамотными, они найдут средства к
удовлетворению этой потребности". В самом начале XX в. В. Васильев также
обращал внимание, что "... у черкесов велико стремление к русскому языку и
русскому образованию". Он особо отметил, что "почти нет такого
взрослого темиргоевца, который не говорил бы, хотя и плохо, по-русски".
Весьма образно подчеркнул эту мысль просветитель адыгского народа С. Сиюхов
(1912): "В практической жизни черкесы в сильной степени нуждаются в
знании русского языка и грамоты, нуждаются до боли, до крика". Однако,
когда русский язык власти попытались насаждать насильно, "из-под
палки", - народ сразу почувствовал это. Как отмечает И. Куценко, в начале
XX в. среди народов потребовалось введение "русского официального
письмоводства". Но вводилось-то оно не "нейтрально", для
облегчения дружеского межнационального общения, а было ненавистной для горцев
стороной насильственного, полицейского насаждения господства и потому вызывало
резко отрицательное отношение.
3.2.
Развитие письменности
Наряду с арабской у горцев в XIX веке
развивалась собственная письменность. Около 1821 года составил адыгскую
(черкесскую) азбуку шапсуг Эфенди Магомет Шапсугов. В конце 30-х годов XIX века
Гра-щилевский создал черкесский алфавит, по которому обучал русскому и
черкесскому языкам военнослужащих — черкесов Кавказского горского полуэскадрона.
Основной вклад в разработку
письменности черкесского и кабардинского языков внесли адыгские просветители
Хан-Гирей (1808—1842), Ш. Б. Ногмов (1794-1844) и Д. С. Кодзоков (1818-1893). В
30-х годах XIX века Хан-Гирей составил черкесскую азбуку, при помощи которой
записывал адыгские предания, песни и сказания. Рассказы его публиковал в 1836—
1837 годах А. С. Пушкин в журнале «Современник». Оставленные Хан-Гиреем
«Записки о Черкессии» являются ценнейшим источником по истории, культуре и
этнографии народов Западного Кавказа.
Ш. Б. Ногмов обучался в медресе аула
Эндери в Кумыкии, однако не стал муллой, а поступил на русскую военную службу
в Кавказский горский полуэскадрон. Изучив русский язык, он в 1830 году уехал
для продолжения образования в Петербург. Здесь он познакомился с крупным
ученым-востоковедом Ф. Шармуа, заведовавшим кафедрой персидского языка в
Петербургском университете. Возвратившись в 1833 году на Кавказ, в Тифлис,
Ногмов приступает к работе над главным трудом своей жизни — «Начальные правила
кабардинской грамматики». Помощниками и советчиками его в этом деле являлись
академик А. М. Шегрен и кабардинский просветитель и общественный деятель Д. С.
Кодзоков. В 1840 году работа была завершена. В предисловии к грамматике Ш. Б.
Ногмов писал: «Я сделал, сколько мог, и старался сделать сколь возможно лучше.
Молю Провидение и единого Бога, чтобы явился мне последователь в любви к
народному языку... но последователь более искусный и сведущий...» Заслуга
разработки осетинского алфавита на основе грузинского письма принадлежит
учителю Тифлисской духовной семинарии И. Г. Ялгузидзе (р. 1775), выходцу из
Южной Осетии. Полученное Ялгузидзе образование, знание языков (осетинского,
грузинского и русского), популярность в народе давали ему возможность выступать
в роли посредника между российскими и грузинскими властями, с одной стороны, и
осетинскими обществами — с другой. В 1821 году в Тифлисе был издан первый
осетинский букварь, по которому обучали грамоте осетинских детей на родном
языке при церквях и монастырях.
Составление первой научной грамматики
осетинского языка связано с именем упоминавшегося выше академика А. М. Шегрена.
В 1844 году в издании Академии наук вышел его труд «Осетинская грамматика с
кратким словарем осетино-русским и российско-осетинским». Осетинский алфавит на
русской основе, составленный Шегреном, сыграл большую роль в развитии
осетинской письменности и не потерял своего научного значения до сих пор.
В Дагестане в первой половине XIX
века получила развитие письменность на местных языках, основанная на арабской
графике, — так называемая ад-жамская система письма.
Около четверти века трудился на
поприще кавказского языкознания П. Услар. На Кавказе им были завершены
фундаментальные труды по аварскому, даргинскому, лакскому, лезгинскому,
табасаранскому и чеченскому языкам. В создании чеченского букваря на основе
русского алфавита (кириллицы) и первой чеченской грамматики Услару помогал чеченский
этнограф У. Лаудаев.
П. Услар писал: «Уже много веков тому
назад горцы сознали необходимость письменности для скрепления разного рода
гражданских договоров. Но письменность в горах одна лишь арабская, нотариусами
— одни лишь знатоки арабского языка. Без таковых ученых горцы обойтись не
могут. Для наших административных распоряжений в горах необходима
письменность; русская чужда горцам, туземной не существует: существует одна
лишь арабская».
Полагая, что «арабский язык
объединяет собою все враждебные нам элементы в Дагестане», Услар предлагал
открытие новых школ с обучением на русском языке: « Тогда только можно
надеяться на постоянное осуществление наших намерений и русский язык может
вступать в соперничество с арабским».
Вместе с тем П. Услар советовал:
«Выучите сначала ученика-горца грамоте на родном языке, и от него перейдете к
русской... Русский язык, сближение с русской жизнью, хотя бы даже только
умственно, бесконечно важны для будущности Кавказа».
Многие звуки горской речи не находят
аналогов в других языках, и для обозначения их в алфавит, как в кириллицу, так
и в латиницу, приходилось добавлять специальные знаки.
Вместе с тем в ряде кавказских языков
нет некоторых букв, имеющихся в европейских алфавитах. В таких случаях при
заимствованиях отсутствующие буквы заменяются близкими по звучанию. К примеру,
в некоторых языках нет буквы «ф», в ряде случаев перед сдвоенными согласными
добавляется «у» или «и» у абхазов аптека уже «ааптека», магазин — «амагазин»...
Чеченцы и аварцы скажут не «шкаф», а «ишкап». Галоши могут превратиться в
«калущал». Иногда сдвоенные согласные разбиваются гласными: «краска» может
звучать как «караска». Схожая ситуация и во многих других кавказских языках.
3.3.
У истоков адыгской словесности
Своеобразным и тернистым был путь,
пройденный адыгской письменностью. У истоков ее стояли наиболее прогрессивные и
выдающиеся личности выдвинутые самой эпохой. В их ряду почетное место занимает
адыгский просветитель Умар Хапхалович Берсей. Его жизнь выступает наглядным
примером беззаветного служения своему народу У. Берсей родился в 1807 г. в
Абадзехии — краю западных адыгов. В раннем детстве судьба уготовила ему
трагическую участь — в 1815 г. восьмилетним он попал в рабство и оказался в Турции.
Его хозяин обратил внимание на способности мальчика и дал ему хорошее домашнее
образование. В этот период У. Берсей достаточно глубоко изучил турецкий и
арабский языки. Достигнув совершеннолетия, он был отправлен в 1825 г. во
Францию для продолжения образования. Учеба и жизнь в одной из наиболее развитых
европейских стран безусловно оставили неизгладимый след в судьбе Берсея. Наряду
с широким гуманитарным образованием он впитал здесь передовые идеи своего
времени. После завершения учебы (во Франции он пробыл три года) Берсей имел
возможность вернуться в Турцию, где такой широкообразованный молодой человек
мог в то время сделать блестящую карьеру. Однако он избирает иной путь.
Заветная мечта о возвращении на родину не покидала его все эти годы, и теперь
возможность ее осуществления имела под собой более или менее реальную основу.
Французские периодические издания публиковали в тот период большое количество
материалов о международной ситуации, сложившейся вокруг Кавказа, о положении
адыгских народов, которые вели борьбу против надвигавшегося колониализма.
Поэтому У. Берсей хорошо представлял себе ту действительную картину, которую он
застанет, вернувшись в свою отчизну. В распоряжении исследователей нет
документов, которые бы раскрыли подробности и обстоятельства жизни У. Берсея с
того момента, как он покинул Францию и до его приезда на Кавказ, т. е. почти за
десятилетний период. Однако можно предположить, какие невероятные трудности и
преграды пришлось преодолеть ему для осуществления своей цели.
Документы свидетельствуют, что уже 15
февраля 1843 г. У. Берсей находился на службе в русской армии, где был
«аттестован способным и достойным». За усердную и отличную службу в 1844 г. он
был произведен в прапорщики, а затем в поручики. Учитывая, что кроме своего
родного языка Берсей великолепно владел арабским, турецким, французским и
русским языками, а также его страстное желание посвятить себя делу народного
образования, кавказское начальство в конце 1840-х годов переводит его на должность
старшего преподавателя Сравропольской губернской гимназии. Здесь он проработал
с 23 января 1850 г. до 27 июня 1860 г. «Прекрасный преподаватель,—
характеризовал его М. Краснов,— Берсиев не только практически хорошо владел
черкесским языком, но и изучил его теоретически. Назначенный учителем этого
языка, он весь посвятил себя педагогическим обязанностям». Многие выпускники
Берсея стали впоследствии видными общественно-политическими деятелями и
просвещенцами своих народов. Занятия у Берсея оказали влияние особенно на Адиль-Гирея
Кешева и Кази Атажукина. Сразу же хочется подчеркнуть, что Атажукин выступил
непосредственным продолжателем дел своего учителя.
Посвятив себя делу народного
просвещения, У. Берсей вплотную столкнулся с проблемой неразработанности
адыгского языка и необходимостью создания специальных работ, посвященных его
изучению. В записях «формулярного списка» о службе У Берсея говорится, что он
«был командирован в город Тифлис для составления, там черкесского букваря», и,
находясь в этой командировке с 8 февраля по 10 июня 1853 года, исполнил
возложенную на него порученность по этому предмету в точности». В этом же году
его азбука черкесского языка, основанная на арабской графике, была одобрена
Академией наук. Спустя два года она была литографирована и вышла в Тифлисе.
Известный русский ученый-кавказовед Н. К. Услар писал об этих событиях: «Около
пятидесятых годов азбуку для адыгских наречий составил Омар Берсеев,— человек,
усвоивший себе европейское образование. Азбука его была литографирована и по
ней Берсеев учил черкесскому языку в Ставропольской гимназии». Несмотря на
отдельные недостатки, «Букварь» У. Берсея сохраняет свое значение до
сегодняшнего дня и высоко оценивается специалистами. По словам адыгейского
ученого У. С. Зекоха, создание указанной работы представляло собой значительное
событие в отечественной кавказоведческой науке того времени, в нем выявлено
оригинальное понимание и толкование автором тех или иных явлений адыгских
языков»[5,97].
Здесь мы хотели бы более подробно
остановиться на недавно обнаруженном памятнике адыгской словесности,
принадлежащем У. Берсею. Эта работа написана им в бытность учителем черкесского
языка при Ставропольской гимназии.
Рукопись У. Берсея представляет собой
краткий русско-черкесский словарь, состоящий из 81 слова, приведенного в
алфавитном порядке от А до Я по 2—4 слова на каждую букву. В этот список входят
слова разнообразные в отраслевом отношении, разных частей речи:
существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия. Черкесские
слова даются в русской транскрипции, которая отличается от всех известных
вариантов черкесского алфавита, основанных на русской графике.
Перед словарем дается небольшое
введение, где автор описывает особенности произнесения некоторых, на его взгляд
наиболее сложных звуков. При этом У. Берсей в каждом случае приводит
соответствие с арабскими буквами.
Интересным является тот факт, что
автор, заботясь о более точной передаче черкесских звуков, использует одну
французскую букву, он пишет: «Для черкесских слов употреблены здесь русские
буквы, но так как они не в состоянии вполне передать всех звуков черкесского
языка, то принята еще французская буква».
Для У. Берсея было очень важно — как
можно более адекватно передать черкесские звуки. Поэтому ему пришлось снабдить
русские буквы «особыми надстрочными знаками», без которых «невозможно
достигнуть правильного произношения черкесских слов, ибо малейшее изменение
букв в произношении изменяет и самое значение слова»[4,96].
По всей вероятности рукопись У.
Берсея предназначалась в качестве учебного пособия по изучению черкесского
языка для учащихся Ставропольской гимназии, которые обучались также арабскому
и французскому языкам. Подтверждением этого является, как мы уже писали выше,
использование французской буквы и сопоставления черкесских звуков арабским. Что
безусловно предполагает знание указанных языков.
Выйдя в отставку в 1860 г., У. Берсей
продолжал интенсивную разработку основных проблем адыгского языка. В 1858—61
гг. он составил новые варианты азбуки и грамматики. Тесное творческое
содружество объединяло известного ученого, кавказоведа-лингвиста П. К. Услара и
У. Берсея. В 1862 г. они приехали в Кабарду и работали над созданием
кабардинской азбуки. Известный просветитель Кази Атажукин писал об этом в
одной из своих работ: «Составляя алфавиты для туземных наречий Кавказа, не
имевших письменности, в 1862 г. генерал-майор Услар придумал при содействии
Берсиева и для кабардинского языка алфавит, приняв в основание русские и
отчасти грузинские и европейские буквы. Наиболее вероятной причиной составления
для кабардинского языка нового алфавита служило, как можно думать, предположение,
что алфавит из русских букв облегчит народу изучение русской грамоты и этим
ускорит сближение кабардинцев с русскими и их просвещением, и, во-вторых,
естественное желание установить однообразие в создаваемых для различных
кавказских языков алфавитов». Не вызывает сомнения, что в основе этой
совместной работы лежал обнаруженный нами памятник адыгской словесности, о
котором выше уже велась речь.
Совместные разработки П. К. Услара и
У. Берсея имели важное значение для дальнейшего развития кабардинской культуры.
Под их непосредственным влиянием создали свои работы и выпустили в свет в 60-х
годах XIX столетия К. Атажукин и М. Шарданов. По оценке Г. Турчанинова это была
уже литература и письменность, отраженные алфавитом, передающим фонетический
состав кабардинского языка. Разработки в области национальной письменности,
осуществляемые Ш. Ногмовым, У. Берсеем и др., не получали своей полной
реализации в условиях самодержавного строя.
Круг научных интересов У. Берсея
лежал не только в области адыгского языкознания. Им были созданы художественные
произведения на родном языке. Его басни явились составной частью
формировавшейся адыгской художественной литературы. Будучи прекрасным знатоком
истории и общественного быта адыгов и других кавказских народов У. Берсей
оказал большую помощь К. Ф. Сталю при написании «Этнографического очерка
черкесского народа». В годы работы в Ставропольской гимназии У. Берсеем была
написана интересная работа «Характеристический очерк тюркского периода
кавказской истории». В его творчестве важное место занимали переводы с
русского и других языков на адыгский. Из всего сказанного видно, что вся жизнь
и помыслы Умара Хапхаловича Берсея были посвящены служению своему народу,
дальнейшему развитию его культуры и сближению ее с передовой культурой России и
европейских стран.
Заключение
Духовная культура давала адыгам заряд
оптимизма, героизма. Трудящиеся массы адыгов выражали свои чаяния в устном
народном творчестве, фольклоре, которое заменяло книги.
Устное народное творчество адыгов
являлось грозным оружием трудящихся в их повседневной борьбе за человеческое
достоинство, за свои права. «Ценность адыгских сказок,— писал А. М. Горький,
— увеличивается еще тем, что в них зло везде побеждено. Это хорошее
свидетельство о здоровье народа». Такое же назначение имели исторические
рассказы, новеллы, предания, легенды, песни. Острая социальная направленность
фольклора обуславливается прежде всего самой жизнью, заполненной борьбой в
прошлом, которая временами принимала форму вооруженного столкновения трудящихся
масс со своими угнетателями.
Творческое и научно-филологическое
наследие видных адыгских просветителей как Н. Шеретлук, Ш. Б. Ногмов, У. X.
Берсей, К. Атажукин, М. Шарданов, П. Тамбиев и др. с одной стороны, с другой —
огромная работа и достижения русской передовой науки в изучении адыгского
языка в лице И. Грацилевского, Л. Я. Люлье, А. М. Шегрена, П. К. Услара, Л.
Г. Лопатинского и др. позволяют, на наш взгляд, внести определенные коррективы
в часто употребляющееся положение о бесписьменности адыгских народов в
дооктябрьский период. Исторические факты говорят о том, что письменность была
создана и употреблялась уже в XIX в. Другое дело, что в то же время она в силу
объективных социально-экономических и политических причин не могла получить
широкого развития и распространения среди масс трудового народа.
Литература
Аутлев М., Зевакин Е„ ХоретлевА.
Адыги: Историко-этнографический очерк. Майкоп, 1957.
Баранов Е. Легенды Кавказа. М., 1913.
БгажноковБ. X. Очерки этнографии
общения адыгов. Нальчик, 1983
Бешкок М.М. Адыгейский фольклорный
танец.— Майкоп, 1990.
ГадагатльА. Героический эпос «Нарты»
и его генезис. Краснодар, 1967.
Гарданов В. К. История адыгейского
народа Ш. Б. Ногмова / НогмовШ. Б. История адыгейского народа. Нальчик, 1957.
Гадагатль А.М. Память нации.— Майкоп,
1997.
Емтыль Р.Х. Культура адыгейского
народа: Методические рекомендации для учителей и студентов АТУ.— Майкоп, 1997.
Избранные произведения адыгских
просветителей.- Нальчик, 1980.
История народов Северного Кавказа с
древнейших времен до конца XVIII в. М., 1988.
История народов Северного Кавказа
(конец XVIII в. — 1917). М., 1988.
Лавров Л. И. Историко-этнографические
очерки Кавказа. Л., 1978.
ЛавровЛ.И. Этнография Кавказа. Л.,
1982.
Л ю л ь е Л . Я . Черкесия.
Историко-этнографические статьи.— Краснодар, 1987.
Мамбетов Г. Традиционная культура
кабардинцев и балкарцев.— Нальчик,1989.
Мафедзев С. Обряды и обрядовые игры
адыгов.— Нальчик,1979.
Меретуков К.Х. О некоторых космонимах
адыгских языков.//Вопросы адыгского языкознания. Вып. II. Майкоп. 1982. С. 71,
79.
Мир культуры адыгов. – Майкоп: ГУРИПП
«Адыгея», 2002. -516с.
Музыкальный фольклор адыгов.— Майкоп,
1988.
Ногмов Ш. История адыгейского
народа.— Нальчик, 1984.
Очерки истории Адыгеи.— Майкоп, 1957.
т. 1.
Покровский М.В. Из истории адыгов в
конце XVIII — первой половине XIX в.— Краснодар, 1989.
Хан-Гирей. Черкесские предания.—
Нальчик, 1980.
Хоретлев А. А. Влияние России на
просвещение в Адыгее (XIX — начало XX вв.).— Майкоп, 1957.
Хут Ш. X. Несказочная проза адыгов.
Майкоп. 1989. С. 43.
Ч и р г А . Ю . Культура
жизнеобеспечения адыгов.//Культура и быт адыгов (этнографические исследования)
— Майкоп, 1991. Вып. VIII.
Ч и ч Г . К . Песенно-музыкальная
культура адыгов (героические песни).//Культура и быт адыгов (этнографические
исследования).— Майкоп, 1991. Вып. VIII.
Шаги к рассвету. Адыгские
писатели-просветители XIX века: Избранные произведения.— Краснодар, 1985.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|