Духовная культура адыгов
Содержание
Введение
Глава 1.Устное народное творчество.
1.1. Адыгский нартский эпос –
выдающийся памятник духовной культуры народа
Глава 2. Мифология адыгов
Глава 3. Развитие языка и
письменности у адыгов в XVII – XIXвв.
3.1. История становления адыгейского
языка
3.2. Развитие письменности
3.3. У истоков адыгской словесности
Заключение
Литература
Введение
Проблема культуры межнациональных
отношений всегда стоит остро перед каждой многонациональной страной, а в нашей
стране эта проблема стоит сейчас еще острее, чем проблема экономики. За годы,
так называемой, «дружбы народов» и «полного интернационализма», в каждом народе
подавлялось все национальное, все самое лучшее, мудрое, что складывалось
веками и что было присуще только данному народу.
«Мой адрес не дом и не улица,
Мой адрес — Советский Союз» — пели
дружно все народы большой страны, теряя при этом свое национальное самосознание,
свою исконную национальную культуру, заменяя уникальные, самобытные обычаи и
традиции однотипными, так называемыми, «советскими обрядами», забывая свой
родной материнский язык.
Все это способствовало тому, что за
70 с лишним лет все народы, проживающие в нашей стране, растеряли много ценного,
интересного в своей культуре и в своем этикете, не став от этого ближе друг к
другу. Иначе не было бы столько горячих точек на территориях бывшего
Советского Союза и нынешней России.
Национальное самосознание, подавляемое
многие десятилетия, возрождаясь, стало принимать уродливые формы, как
растение, вырастающее из-под камня. Это и понятно. Ведь человек, у которого нет
ни своего дома, ни своей улицы, как поется в той песне, т. е. человек, которому
не дорог родной очаг, не задумываясь разрушит чужой очаг. Человек, который не
знает своих корней, не любит свою малую Родину, не гордится славой своих
предков, человек, которому образно говоря, «не снится трава у дома», не будет
никогда интернационалистом, он не будет уважать традиции, культуру и
национальные чувства другого народа. А без этого не может быть ни
взаимопонимания, ни национального согласия, ни культуры межнациональных
отношений. У каждого человека Родина должна начинаться с той песни, «что пела
ему мать» и только тогда он будет настоящим патриотом и интернационалистом.
«Гордиться славою своих предков не
только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»,— писал А.
С. Пушкин. Да, прекрасно сказано, но чтобы гордиться славой своих предков, надо
знать их историю, культуру, искусство, обычаи и традиции.
Каждый народ, будь он малочислен или
многочислен, уникален по-своему. У каждого народа кроме всеобщих традиций и
норм взаимоотношения между людьми, есть еще свои вековые национальные традиции
и обычаи, выгодно отличающие его от других народов и сохраняющиеся несмотря ни
на какие испытания и страдания. И задача каждого культурного и истинно
интеллигентного человека, изучить историю, культуру, традиции своего народа и
того народа, с которым приходится ему жить и общаться, перенять все лучшее,
что есть у данного народа.
Адыги должны знать и гордиться своими
предками, которые создали замечательные памятники духовной культуры,
отличающиеся глубоким содержанием и художественным совершенством.
Замечательным плодом народного
творчества, игравшим большую роль в духовной жизни народов в XVIII в. и начале
XIX в., является богатый и своеобразный фольклор Северного Кавказа.
Народ, создавая свой героический
эпос, воплотил свою жизнь, свой характер и духовный склад в монументальных
эпических образах и этим внес свой неповторимый вклад в сокровищницу мировой
культуры.
В становлении и развитии культуры
любого народа важное значение имеет создание письменности, наличие которой
является одним из показателей национального самосознания.
Духовная культура адыгов (черкесов),
как и любая другая сверхсложная социальная система, многообразна в своих
началах и проявлениях. Ее научное осмысление требует исследовательской
большой работы.
К настоящему времени по проблемам
духовности адыгов имеется много статей и сборников, написаны монографии и
защищены диссертации. Труды ученых различаются по направленности, объему и
качеству.
В представляемой работе преобладает
методологическая установка, сформировавшаяся в период становления современной
социокультурной антропологии (этнологии). В отличие от социальной антропологии,
для антропологии социокультурной (этнологии) характерно большее внимание к
духовным образованиям. В использованной методике преобладают описательность и
историзм. Основное внимание уделено содержательным аспектам духовных
отношений.
Цель данного исследования:
познакомиться с национальной культурой адыгов.
Задачи:
- выявить особенности и национальный
колорит адыгейской мифологии и этноса;
- рассмотреть условия становления
письменности у адыго;
- показать специфику адыгейского
языка.
Работа состоит из введения, трех
глав, заключения и литературы.
Глава 1. Устное народное творчество
Как и в предшествующую эпоху, весьма
популярен был среди адыгов в XVI — первой половине XIX вв. нартский эпос. Он
стал в первой половине XIX в. объектом записи и изучения. Одним из первых
описал его выдающийся адыгский ученый С. Хан-Гирей. В эпосе воспевались отвага
и честность, готовность отдать жизнь за счастье людей. Гордые нарты привлекали
к себе внимание адыгских рыцарей позднего средневековья.
Адыгский эпос «Нарты» является
выдающимся памятником мировой эпической культуры. Он включает в себя песни,
поэмы (пщинатли) и легенды. В эпосе встречается свыше 100 личных имен. Главные
образы — Сатанай гуаще, Орземес, Саусырыко, Шебатнуко, Пэтэрэз, Ащемез, Тлепш.
Распространенным жанром фольклора
оставались также сказки. Существовали следующие основные виды народных сказок:
волшебные сказки, сказки о животных, бытовые сказки, небылицы. Наиболее
популярны были волшебные сказки, полные вымысла и фантастики, чудес и
невероятных событий. Сказки отражали в присущих им специфических формах жизнь
народа, его художественное мышление. В волшебных сказках отражены идеи
патриотизма и защиты отечества, борьбы с эксплуататорами, с силами зла вообще.
Сказки прославляют трудолюбие, честность, доброту. В них обильно используются
пословицы и поговорки, вобравшие в себя мудрость народа.
Любовью адыгов пользовались сказания,
предания, легенды, новеллы и притчи. Сказания бывают героические и
исторические. Распространенными были сказания о Хаткокошхо, Чечаноко Чечане,
Кайткоко Асланбеч и многие другие. Наряду с достоверными событиями, в сказаниях
встречаются элементы фантастики и вымысла. Это сближает их со сказками. В
отличие от них, адыгские предания характерны полным отсутствием фантастики.
Адыг не сомневался в достоверности предания. Можно выделить предания
исторические, топонимические, мифологические и предания, рассказывающие о происхождении
адыгских народов. К последним следует отнести предание «Как кабардинцы
познакомились с соседними народами». Топонимическими называются предания о
происхождении географических названий. Исторические предания рассказывали о
наиболее важных событиях истории адыгов. Таковы предания об Ощнауской и
Бзиюкской битвах. Часто рассказывали сказители в адыгских кунацких легенды,
новеллы, притчи (гъэсэпэтхыдэхэр). Весьма популярны и в наши дни новеллы о
Черие Хахупэко, Алэ Хырцыжико, Ерстемэ Залэко.
Народные музыканты, певцы и
сочинители песен — джегуако (джэгуак1о) сыграли большую роль в развитии
устного народного творчества. Европейский наблюдатель Т. Лапинский, проживший
в XIX в. несколько лет среди адыгов, писал об этих народных певцах: «Этих
патриархальных певцов уважают и боятся. Каждый хороший или плохой поступок,
храбрость и трусость, корыстолюбие и самопожертвование, гостеприимство и
скупость, красота и любовь, так же как и легкие нравы, находят своих
хвалителей или бесподобных сатириков. Ими воспеваются старые сказания,
геройские поступки и разные чудесные истории»[5,165].
Любые народные празднества и семейные
торжества сопровождались песнями. Богато и разнообразно песенное творчество
адыгов. Песня сопровождала горца от рождения его и до смерти. Многим
религиозным обрядам сопутствовали песни. В XVI—первой половине XIX в. были
особенно широко распространены героические и исторические песни. Они повествуют
о важнейших событиях в истории народа и о подвигах отдельных героев. Немало
песен посвящено борьбе с нашествиями орд крымских татар и турецких войск в
XVI—XVIII вв. Часто исполняли певцы также абреческие песни, песни о бунта-
рях (например, «Песня о Мартине», «Об
Али Черном»).
В песнях воспевались борцы против
феодального гнета («Песнь об Айдемиркане», «Песнь о Хатх Кочасе», поэма «Песнь
о бравом тфокотле»). В первой половине XIX в. в народе слагаются песни о
борьбе против завоевательной политики русского царизма. Из них представляют
большой интерес песни: «Как большой царь к абадзехам приезжал», «Бжедугские
всадники», «Спорное сражение», «Песнь о битве при Шехапе».
Наряду с историко-героическими, в
народе имели хождение, как и прежде, песни трудовые, любовные, свадебные,
колыбельные, шуточные, детские, бытовые.
Древний адыгский народ выработал
самобытные музыкальные инструменты. Манера и техника игры на них
совершенствовались веками. К музыкальным инструментам адыгов принадлежат:
камыль (къамыл) — вид продольной открытой флейты; сырын — вид свистковой продольной
флейты; бжамый (бжъэмый) — мундштучный духовой инструмент из рога; апепшин
(1эпэпщын) — щипковый струнный инструмент типа балалайки; пшинетарко
(пщынэт1аркъо) — щипковый струнный инструмент типа угловой арфы; шичепщин
(шык1эпщын) — смычковый струнный инструмент типа скрипки; пшинекеб (пщынэкъэб)
— смычковый струнный инструмент типа виолончели; шонтырып (шъонтырып!) —
ударный мембранный инструмент типа барабана; пхачич (пхъэк1ыч) — ударный
самозвучащий инструмент типа трещотки.
Кроме собственно адыгских были
инструменты, заимствованные у других народов, но ставшие чисто национальными.
Это пшине (пщынэ) — язычковый инструмент типа гармоники, накыре
(накъырэ)—духовой инструмент типа зурны.
В героических песнях, исторических
сказаниях и поэмах представители трудящихся наделяются такими чертами как
мужество, честность, непримиримость к эксплуататорам, скромность, трудолюбие
(например, Хатхе Кочас, МафокоУрус-бий, Ханахоко Кимчерий и др.). В то же время
в произведениях фольклора бичуются алчность богачей, их лицемерие и коварство,
народ призывается к борьбе с эксплуататорами. В «Песне о хорошем тфэкотле»,
составленной в форме диалога между матерью и сыном, устами последнего звучит
ненависть к князьям, стремление к независимости, готовность до конца бороться
за освобождение своего народа.
В песнях и исторических рассказах
большое внимание уделяется также борьбе адыгов против иноземных захватчиков:
татар, турок, англичан, царских колонизаторов за свободу и независимость
своей Родины. Народ воспевал своих героев (Хатужуко Магомет, Хахупко Черим,
Коджэбардыко Магомет, Мафэко Урусбий), которые в борьбе с иноземными
завоевателями проявляли мужество, шли на самопожертвование.
Распространенным жанром являются в
устном народном творчестве сказки, эмоционально богатые, глубоко лиричные. В
них труд рассматривается как непременное условие ликвидации социального
неравенства. В сказках обнажается и бичуется все бесчеловечное и грубое, все,
что мешает мирной трудовой жизни народа. В то же время народный герой наделен
такими качествами как честность, скромность, непримиримость к внешним и
внутренним врагам. Сказки воспевают духовную и физическую красоту человека,
его разум, они проникнуты неугасимой верой в торжество добра над злом, правды
над ложью. Бесценным творением в духовной культуре адыгов является нартский
эпос, зародившийся еще в древнейшее время. Эпос включает свыше 100 личных
имен.
Любовью адыгов пользовались также
предания, новеллы, притчи, сказания. Распространенными были сказания о
Хаткокошко, Чечаноко Чечан, Кайткоко Асланбеч и многие другие. Наряду с
достоверными событиями, в сказаниях встречаются элементы фантастики и вымысла.
Это сближает их со сказками. В отличие от них, в адыгских преданиях
отсутствуют фантазии. Адыг не сомневался в достоверности предания. Можно выделить
предания исторические, мифологические и предания, рассказывающие о
происхождении народов. Например, предание «Как адыги познакомились с соседними
народами, как появились названия гор «Оштен», Фишт», рек «Белая» (Шхьэ-гуащэ),
«Кубань» (Пшыз) и другие.
Исторические предания отражают
наиболее важные события истории адыгского народа. Например, предания «Ощнао
зау» («Ощнауская битва») «Бзиюко зау («Бзиюкская битва»). Значительная часть
песен—это героические, воспевающие подвиги народных героев или исторические
события, имевшие.
1.1.
Адыгский нартский эпос – выдающийся памятник духовной культуры народа
Героический эпос всегда занимает
среди фольклорных жанров особое место. Эпос больше, чем любой другой жанр,
связан с историческими судьбами народов, и в нем ярче, чем в любом другом
жанре, выражается национальное самосознание народа. Основным содержанием
героического эпоса всегда является борьба, притом борьба, имеющая не личное, а
общественное и национальное значение. Героический нартский эпос является
средоточием и хранилищем мудрости народа, в нем отражен нравственный облик
народа, понимание окружающего нас мира и мира самого человека, его духа во
всем многообразном проявлении. В нартском эпосе показывается, как
«выковываются»дух и характер его героев. Поэтому нартский эпос есть прежде
всего кодекс героизма. В нем воспевается человек, его добрые и героические
дела. В нартском эпосе мы находим традиции и обычаи народа, которыми
регулировались взаимоотношения людей. Таким образом, в нартском эпосе представлена
во всем многообразии традиционная культура народа. В нем четко показано, как
она модернизировалась с учетом изменений социально-экономических и политических
условий жизни народа.
Ритуальные и художественные формы
народных зрелищ, календарных трудовых празднеств и религиозных церемоний у всех
адыгов одинаковы. В адыгском (черкесском) фольклоре сохранилось много обрядовых
и календарных песен, хохов, напевов символико-магического значения и
стимуляционных речитативов. Особое место в фольклоре занимают древнейшие песни
и хохи, посвященные различным родам трудовой деятельности людей.
Трудовые песни, хохи и музыкальные
произведения адыгов исполняются во время «мэлегъажьэ» (выгон отары), «вакIуэ
дэкI» (начало пахоты) и т. д. Песни, хохи и речитативы в ту пору не имели еще
самостоятельного художественно-эстетического значения, главное их значение
состояло в ритуальном оформлении трудовых торжеств, в магическом воздействии на
людей. Синкретическая первобытная идеология порождала и синкретическое единство
песни и хоха, танца и музыки. Идеология эта выражалась не только и не столько в
религиозных представлениях, сколько в первобытно-материалистическом пониманиии
древним человеком явлений природы, когда первоначальный материализм выступал в
виде мифотворчества, когда искусство и поэзия служили единой цели общества –
коллективному началу труда. Этот «дух коллективизма» отчетливо выражен во
многих древнеадыгских песнях и хохах.
В адыгском фольклоре много различного
рода ритуальных и культурных церемониалов, посвященных различным божествам –
покровителям животного и растительного мира. Кроме этого, много обрядов,
связанных с рождением и смертью, свадьбой, излечением больного, освящением
урочищ и т. д.
Многие языческие боги имеют свои
гимны. В них воспевается их сила. Вот имена некоторых из этих богов: Мазитха
(бог лесов и охоты), Амыш (покровитель скотоводства), Тхаголедж (бог
плодородия), Тлепш (бог кузнечного дела) и т. д. В гимнах им присутствуют
элементы художественной типизации образа.
Языческие боги-покровители с течением
времени, по мере роста художественного мышления людей, становились
покровителями отдельных разновидностей трудовой деятельности. В народной поэзии
они обретали некоторые черты художественной конкретности и нередко становились
персонажами героического нартского эпоса. В частности, такой трансформации
подвергались образы таких языческих богов-покровителей, как Мазитха, Тлепш,
Амыш и Тхаголедж.
На примере языческого бога Тлепша –
покровителя огня и кузнечного дела, можно наглядно проследить эволюцию его
образа в становлении одним из главных персонажей адыгского (черкесского)
нартского эпоса. Если в языческих гимнах Тлепш выступает как «огневой бог» 5,
позже этот «огневой бог», имевший весьма нечеткое выражение в культовой поэзии
адыгов, приобретает конкретные черты «покровителя рабочих по металлическим
изделиям и крестьян», которых он снабжает «плугом и мотыгой».
Страницы: 1, 2, 3, 4
|