Нельзя здесь
не упомянуть о прекрасном обычае афинян устраивать на государственный счет общее
торжественное погребение павших в бою за отечество. Описание такого погребения оставил
нам Фукидид (II, 34). Убитых сжигали на поле битвы, затем останки привозили в Афины,
и здесь кости граждан каждой филы клали в один общий кипарисовый гроб и предавали
в загородном Керамике торжественному погребению, после которого избранный оратор
произносил с возвышенного места надгробное слово. Этот обычай со времен Солона сохранялся
в течение многих столетий и впоследствии, приблизительно с начала III в. до Р.
X., был распространен еще тем, что ежегодно в память павших за отечество стали устраивать
на государственный счет поминальный праздник (epitafia), попечение о котором возложено
было на архонта-полемарха.
3 Кремация и погребение римлян
У древних римлян также
существовали одновременно кремация и погребение в землю, но со временем
погребение в землю становилось все менее популярным. В конце республиканского
периода
кремация осуществлялась повсеместно и долго сохраняла свои преимущества.
До III в. н. э.
кремация находила у римлян все большее распространение. Для состоятельных
слоев населения была характерна большая роскошь в погребальных обрядах: около
фамильного мавзолея устраивался собственный крематорий или второе место погребения
с площадью для кремации, называемое "устринум". Римские фамильные
устринумы окружали стеной или балюстрадой. В центре на возвышении сооружалось
"пожарище" с воздухоотводами. Пепел погребали в маленьком, около 60
см длиной саркофаге. Из источников известно, что знаменитейшие люди Древнего
Рима - Юлий Цезарь, Брут, Гней Помпей, Август, Тиберий, Веспасиан, Нерон были
преданы после смерти сожжению. Обстановка церемониала кремации была пышной:
тело умершего натиралось пахучими маслами. Курились особые снадобья для
уменьшения запаха от горящих дров и сжигаемого тела, пепел собирался в урны.
Римское среднее сословие хоронило своих умерших значительно проще:
остатки костей хоронили в помещениях для урн или шахтовых могилах.
Для освобожденных рабов сооружались большие, заглубленные в землю колумбарии.
Они имели полукруглые ниши для установки урн с прахом. Поверхности стен
покрывали изящными росписями на мифологические темы.
Таким образом, античная эпоха характеризуется распространением кремации,
что продолжалось вплоть до средних веков. Огненное погребение вышло из обихода
в жесткой борьбе монотеистических религий средневековья с язычеством.
ГЛАВА 2 ЗАХОРОНЕНИЯ КРИТА И МИКЕН.
1
Крит
Представления критян о загробном мире были связаны с идеей о загробном
существовании. Покойников снабжали оружием, утварью, возводили погребальные
сооружения.
Имущественное неравенство среди населения острова ярко сказывается в
погребальном обряде. Во II тыс. до н. э. критяне хоронили
своих покойников в небольших могилах разнообразных по форме, предназначавшихся
для отдельных семей.
Чаще
всего встречаются каменные могилы – прямоугольные в плане склепы, вырезанные в
скалах, или цистовые – круглые могилы, куда покойников клали в скорченном
положении. Много захоронений найдено в пифосах или керамических гробах, также
имевших круглую форму.
Погребальный
инвентарь находимый в могилах критской знати очень богат по сравнению могилами
широких масс населения. Самые
богатые семьи возводили монументальные гробницы из тщательно отесанных плит. Менее
состоятельные критяне хоронили покойников в вырубленных в скалах подземных
склепах. Обычно там ставили деревянные или глиняные гробы, расписанные
многоцветными узорами.
Погребальный
ритуал критян изображен очень подробно на глиняном саркофаге из Агиа – Триады
расположенном недалеко от Феста. Изображенные на нем сцены представляют
погребальное шествие, проводы покойного к усыпальнице. Эта роспись, а также
архитектура некоторых погребальных камер на Крите ( могила жреца-царя в Камо,
царская гробница в Исопате) указывают на некоторое сходство критян и египтян.
В середине XV в. до н. э. в окрестностях Кносса
появляются могилы, содержащие множество разнообразных предметов вооружения:
мечи, кинжалы, шлемы, наконечники стрел и копий, что совсем не характерно минойских
погребений. Вероятно, в этих могилах были похоронены представители ахейской
военной знати.
2 Погребальные
сооружения Микен
На западном склоне микенского холма, в пределах позднейших микенских
укреплений, но, очевидно, за чертой древнейшего поселения и его стен, если
таковые вообще существовали, Шелиманом было раскрыто шесть погребений конца XVII- I
половины XVI в. до н. э., так называемые шахтовые гробницы. Они
представляют собой высеченные в скале погребальные склепы, имеющие форму
прямоугольных колодцев. Долгое время шахтовые гробницы считались древнейшими
сооружениями микенской эпохи. Однако в 1951-1955 гг. а Микенах, на площадке,
огороженной циклопической кладки, было обнаружено и раскопано еще 24 погребения,
датируемые XVII-XVI вв. до н. э. По своему типу эти
гробницы весьма близки шахтовым гробницам, раскрытым Шлиманом. Каждая из них
представляет собой глубокую прямоугольной формы выемку в скальном грунте.
Сверху гробницы были закрыты каменными плитами, укрепленными на балках, и
засыпанных землёй. При каждом новом погребении могила раскапывалась, сверху
опускали нового покойника, останки умершего прежде обычно отодвигались в
сторону, чтобы дать место вновь усопшему, после чего могила снова закапывалась.
В насыпях
над гробницами были обнаружены гладкие и покрытые спиральным орнаментом и
рельефами стелы, своим числом и местоположением совпадающие с числом и
местоположением погребенных. Некоторые гробницы содержат по одному скелету,
другие- до четырёх. Стелы над мужскими погребениями в середине окруженного
спиральным орнаментом пространства содержали изображения самих умерших с
оружием и на колесницах. К сожалению, большая часть этих стел очень повреждена,
сохранились только фрагменты. На сохранившейся полностью стеле изображена охота
на быков, на другой - разбитой на несколько кусков - в обрамлении из спиралей
представлена сцена единоборства, по бокам- два вздыбленных льва, т.е. мотив,
близкий к рельефу на львиных воротах.
В
большинстве шахтовых гробниц погребальный инвентарь отличается относительной
скромностью. Зато другие по количеству обнаруженных в них ценностей не могут
идти в сравнение ни с одним из погребений, раскрытых на территории античной
Греции. В виде примера можно указать хотя бы на одну из гробниц, вскрытых еще
Шлиманом (третью), где было найдено до 870 по большей части сделанных из золота
предметов, в т. ч. диадемы, цепочки, золотые и серебряные чаши, покрытые
рельефами, толстые орнаментированные пластины от ларцов, прекрасной работы мечи
и кинжалы, перстни, изделия из слоновой кости, стекла, фаянса, горного
хрусталя, алебастровая ваза, многочисленные подвески и золотые бляшки в форме
древесных листьев, цветов, бабочек, сфинксов и морских животных, драгоценные
камни т.п. Среди находок в большом количестве представлена и разнообразная
керамика, часто в виде сосудов, содержащих пищу для умерших,- свидетельство
развитого погребального культа.
Подавляющее
большинство найденных вещей из метала по стилю и технике весьма близки критским.
Влияние Крита на микенскую культуру в данном случае, не может возбудить ни
каких сомнений. О многих драгоценностях и металлических сосудах нельзя с
точностью сказать, сделаны ли они в Арголиде или вывезены с Крита, настолько
сходны они с Критскими изделиями.
Среди
многих предметов, по всем признакам сделанных в микенских поселениях, местную
работу можно распознать большей частью по сюжетам изображений. В отличие от
Крита здесь преобладают мотивы охоты и войны, использовавшихся даже на женских
украшениях. Таковы, например, два золотых кольца из четвёртой гробницы,
раскрытой Шлиманом. На одном изображении воин, сражающийся с двумя наступающими
на него врагами, на другом- сцена охоты: охотник стоит на боевой колеснице и
натягивает лук, чтобы попасть в оленя. Трактовка одежды и вооружения на этих
изображениях совсем не критские, хотя техническом отношении выполнена в лучшей
критской манере.
Говоря о микенских гробницах необходимо отметить, что они остаются
единственными памятниками 1650- 1500 гг. до н. э., в яркой форме отражающий
начальный период во взаимоотношениях материка с Критом и другими странами. На
них полностью базируются представления о ранней микенской культуре, т.к. о
других погребениях, памятниках, не известно.
Следующая группа микенских памятников относиться уже ко II
половине XVI и к XV вв. до н. э. Это также, прежде всего
погребения, но уже несколько иной конструкции. В них погребальная камера имеет
прямоугольную, овальную или круглую формы и обыкновенно высекается в мягкой
скальной породе, но она уже соединена с поверхностью земли особым длинным и
узким ходом, так называемым дромосом. Наличие дромоса чрезвычайно облегчало
повторное использование погребальной камеры. Для нового трупоположения
достаточно было отвалить плиту, прикрывающее входное отверстие дромоса , тогда
как в шахтовых гробницах приходилось в случае повторного погребения каждый раз
вскапывать насыпь и разбирать потолок склепа для того, чтобы сверху опустить
умершего. Новый тип погребений сохранялся на всём протяжении последующих веков
существования микенской культуры в более или менее неизменном виде.
Единственное различие между ранними и поздними погребальными камерами
заключается в длине дромоса. В погребениях XVI и XV вв.
до н. э. его длина обыкновенно не превышает 3-4 м, в более же позднее время она
достигает 14 и даже 16 м. Наиболее древние из до сих пор известных погребений
этого типа было обнаружено вблизи Микен, а также близь Аргоса. Оба относятся к
середине XVI в. и по времени близки к шахтовым гробницам. Поновляющее
большинство других известных погребальных камер, разбросанных по всему
греческому материку и островам, значительно моложе шахтовых гробниц.
В тех
случаях, когда грунт, в котором вырывалась погребальная камера, оказывался
слишком мягким, ее стены выкладывались камнем. Это послужило началом для
развития ещё одного типа погребений, так называемых купольных гробниц-толосов,
существовавших потом параллельно с гробницами-камерами. Существенная
особенность этого типа погребений выступает в том случае, когда каменная кладка
стен находит продолжение в потолке, принимающем куполообразную форму и
укреплённом на слегка выгнутых каменных блоках. Получается выложенный камнем
котлован ульеподобной формы с дромосом. Особая дверь из дромоса в погребальное
помещение отсутствует, и после каждого нового погребения отверстие, проделанное
в стене для того, чтобы внести тело, вновь закладывается и замуровывается
камнем. Наиболее ранние из таких гробниц, как, например, две небольшие
гробницы близ Микен и несколько аналогичных погребений из других регионов
Южной, Средней и Северной Греции, судя по отдельным находкам, восходят ко
времени, близкому эпохе существования шахтовых гробниц. В дальнейшем
конструкция и отделка купольных гробниц все время совершенствуются. Стены
погребальной камеры выкладываются уже не мелким необработанным известняком, но
правильной формы каменными (в отдельных случаях даже из
паросского мрамора) плитами. Появляется и дверь со специальной притолокой из
больших поперечных брусьев, соединяющая тоже уже отделанный камнем дромос с
погребальной камерой. Стены и куполообразный потолок покрываются рельефными украшениями.
Увеличивается площадь и кубатура всего помещения, в целом достигая в отдельных,
уже относительно поздних, гробницах 14,5 м в диаметре и 13,4м в высоту.
Наконец, боковая камера гробницы выносится на поверхность земли и её наружные
стены из больших каменных блоков с цоколем и крышей украшаются рельефами. Так
постепенно вырастает и развевается новая архитектурная форма, получившая распространение
на всей территории греческого материка и островов.
Купольные
гробницы были обнаружены помимо Микен. Где их насчитывается девять, ещё около
Аргоса, в Тиринфе, Вафио, Пилосе, Аттике близ Афин, в Фессалии и ряде других
мест. Погребальный инвентарь во всех этих гробницах давно уже оказался
расхищенным. Счастливое исключение составляют только купольная гробница в Вафио
на территории Лаконики, близ древних Амикл, и гробница в Мидее (Дендре), в
центральной части Арголиды. Гробница в Вафио, датируемая началом XV в.
до н.э., представляет погребение знатного микенского война. Здесь сохранился
богатый погребальный инвентарь: значительное количество различного рода
украшений, предметы туалета, богато украшенное оружие и орнаментируемая посуда,
предназначенная главным образом для вина. Из всех этих вещей особое внимание обратило
на себя железное кольцо. Это первая находка железа крито–микенской эпохи*.
Наличие
* В
дальнейшем находки железных предметов неоднократно повторялись. В частности, в
погребении микенского времени в Фарсале (Фессалии) были найдены железная
задвижка и гвозди.
кольца,
обнаруженного на пальце скелета вместе с двумя другими кольцами из золота и
бронзы, показывает, что железо
только еще
начало входить в обиход и по своей ценности приравнивалось к изделиям из золота.
Среди других находок выделяются золотые кубки с изображением быков, двойная
шейная цепь, украшенная 80 аметистами, и браслеты, состоящие из гемм. Почти все
найденные вещи, особенно украшения и туалетные принадлежности, выполнены в
чисто критском стиле и технике. Удельный вес оружия в общем числе других вещей
относительно не велик, особенно по сравнению с инвентарём шахтовых гробниц.
Гробница
в Мидее (Дендре) дошла в значительно худшем состоянии, ибо в ней ещё, очевидно,
а древности успели побывать грабители. Все же на полу было обнаружено несколько
мелких вещей. Обследование погребального помещения позволило установить следы
двух ям. На дне этих ям были обнаружены нетронутые погребения двух женщин и
двух мужчин. Погребальный инвентарь в этих могилах также оказался состоящим из
украшений и драгоценных сосудов. На одной из золотых чаш изображено море, на
других – серебряных - охота на оленя и скачущие быки. Стилизованные головы пяти
быков украшают и чашу из серебра с золотой обкладкой, найденную подле женского
скелета. Среди украшений большие геммы, четыре кольца – из железа, меди, свинца
и серебра, золотая цепь из 36 розеток и многочисленные мелкие украшения из
слоновой кости, бронзы, фаянса, стекла и даже скорлупы страусового яйца. Было
обнаружено и оружие: четыре меча, ножи и наконечники копий. Мечи значительно
меньших размеров и более лёгкие, чем из шахтовых гробниц. этот навый тип
оружия, гораздо более близкий к критским образцам, чем оружие XVI в.
до. н.э. Датируются все перечисленные вещи II половиной
или даже концом XV в. Все сосуды и украшения из металла
также обнаруживают сильное влияние критского стиля и техники.
Область
сохранившая в рассматриваемое время местные черты,
было
строительное искусство. Ни мегарон, занимающий центральное место в микенских
зданиях, ни погребальные камеры с дромосом и купольные гробницы не имеют
аналоги с
Критом. Если же погребения такого типа в XVI-XIII вв.
до н.э. и появляются на Крите, то сравнение их с гробницами Эллады ясно
обнаруживает заимствование. Т. о., даже во второй половине XVI- XV вв.
до н. э., знаменующих собой кульминационный пункт в культурном влиянии Крита,
взаимоотношения его с материковой Грецией в известной мере сохраняют характер
двустороннего процесса.
В XIV в.
строительство купольных гробниц достигает наивысшего расцвета. Так называемая
Сокровищница Артея представляет собой монументальное сооружение исключительно
совершенной техники. Внутренние стены и дромос выложены в ней гладкими,
правильной формы, прекрасно отделанными плитами. Притолоки внутренней двери
покрыты рельефами и бронзовыми украшениями. Заметно какие значительные
изменения претерпела в своём развитии специфическая микенская архитектурная
форма по сравнению-с подобными погребальными сооружениями XIV- XII вв.
до н. э. с их ульеобразным прототипом XVI в. до н. э.
Т.о. погребальные сооружения Крита и Микен имели влияние на
строительство усыпальниц материковой Греции того времени.
ГЛАВА 3 Античные государства Северного Причерноморья
1. Погребальные
обряды Северного Причерноморья
Страницы: 1, 2, 3
|