Древнерусские слова с корнем "бел"
Оглавление
Введение
Глава
1. Лексическая система языка и место тематической группы в ней
1.2.Слова с корнем «бел» как объект лингвистического
исследования
Глава
2. Лексико – тематическая группа в семантико-словообразовательном аспекте
Заключение
Литература
Введение
Лингвистика
обратила самое пристальное внимание на исследование связей языка и
этнокультуры, на построение языковой картины мира, которая отражает
историческое существование носителей языка, их материальную и духовную культуру
(А.Вежбицкая, Е.М.Верещагин, Т В.Гамкрелидзе, В.Г.Гак, Вяч.Вс.Иванов,
Ю.И.Караулов, В.Г.Костомаров, Е С.Кубрякова, М.М.Маковский, А.Ф.Лосев,
Г.П.Немец, Л.Б.Савенкова, Ю.С.Степанов, З.К.Тарланов, В.Н.Телия, Н.И.Толстой и
др.).В свете этого актуальным становится комплексное изучение отдельных
наиболее важных в культурно-национальном отношении лексико-тематических
групп (далее - ЛТГ), которые стали подвергаться в этом плане всестороннему
анализу. Изучение ЛТГ с различных сторон обусловливает раскрытие общих
процессов развития лексики, т.к. «для лингвистики вовсе не безразлично то, как
членится в каждом конкретном языке данная предметно-смысловая область, какие
признаки предметов отражаются в отдельных наименованиях, а, следовательно,
характеризуют отдельные члены той или иной тематической группы» (7,14).
Актуальность
темы исследования обусловлена тем, что комплексное изучение ЛТГ открывает
новые перспективы как для выявления ее семантико-словообразовательных
особенностей, так и для познания ее роли в языковой картине мира.
Изучение
процессов, происходящих в пределах одной группы лексики, отвечает задачам
системного и функционального подхода к языковым явлением, помогает определять
направления развития лексической системы в целом.
В
теоретическом плане работа опирается на положения трудов таких ученых, как
А.А.Брагина, А.Вежбицкая, Е.М.Верещагин, В.В.Виноградов, ЭА.Габинская,
В.Г.Гак, О.П.Ермакова, Е.А.Земская, Т.Х.Каде, , В.Г.Костомаров,
Е.С.Кубрякова, Ф.Лосев, А.Г.Лыков, Р.Ю.Намитокова, В.Н.Телия,
А.И.Тихонов, Н.И.Толстой, И.С.Улуханов, Д.Н.Шмелев и др.
Объектом
исследования является ЛТГ с корнем «бел», изучаемая в комплексе всех ее
производных и устойчивых употреблений.
Предмет
исследования - семантико-словообразовательные особенности ЛТГ в русском языке
и ее роль в формировании языковой картины мира носителей русского языка.
Цель
исследования - системный семантико-словообразовательный и
лингвокультурологический анализ ЛТГ на основе «Словаря русского языка ХI-XIIвв.»
Реализация цели, поставленной в работе, предполагает решение следующих задач:
1)
установление их системной организации и закономерностей функционирования в древнерусском
языке;
2)
установление семантико-словообразовательного потенциала ЛТГ, выявление
типологии словообразовательных гнезд с исходным корнем «бел»;
3) определение роли ЛТГ с корнем «бел» и их производных в формировании
фрагмента русской языковой картины мира.
Источником
исследования послужили филологические словари и научные тексты.
Работа
состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Лексическая система языка и место
тематической группы в ней
Состав
лексических средств языка - это сложное целое, система, отдельные части
которой тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. В современной лингвистике под
системой понимается «множество языковых элементов любого естественного языка,
находящихся в связях друг с другом, которое образует определенное единство и
целостность» [2,65]
Понимание
системности языка отмечалось лингвистами прежде всего в
области
грамматики, фонетики, а с развитием языкознания, с совершенствованием методов
изучения и лексика русского языка стала рассматриваться как система связанных
между собой языковых фактов.
Так,
академик М.М. Покровский еще в 1895 году в своей работе «Семасиологические
исследования в области древних языков» высказал мысль, ныне ставшую
классической, о том, что «слова и их значения живут не отдельной друг от друга
жизнью, но соединяются в нашей душе, независимо от нашего сознания, в
различные группы [11,54]причем основанием для группировки служит сходство или
прямая противоположность по основному значению. Понятно уже , что такие такие
слова имеют сходные или параллельные семасиологические изменения и в истории
влияют одно на другое; понятно также, что эти слова употребляются в сходных
синтаксических сочетаниях» (11,35).
Наличие
многообразных системных связей слов отмечал и Н.В. Крушевский: «...слово
связано двоякого рода узами: бесчисленными связями сходства со своими родичами
по звукам, структуре или значению и столь же ее численными связями смежности с
разными своими спутниками во всевозможных фразах; оно всегда член известных
гнезд или систем слов и в то же время член известных рядов слов» [9,66].
В
то же время, признавая системность лексики, лингвисты отмечают ее отличие от
системности других уровней языка, так как лексика тесно связана внешними,
экстралингвистическими факторами, она непосредственно отражает изменения,
происходящие в окружающей действительности.
Д.Н.
Шмелев, признавая системность лексики, отмечал, что ее проявление в лексике
специфично: «учитывая особенности лексики по сравнению другими сторонами языка,
мы должны заранее предположить, что определение лексики как системы во многом
сложнее, чем определение грамматикой или фонологической систем» [12, 184].
Л.
А. Новиков считает, что в отличие от других систем языка, лексика но связана с
внешними, экстралингвистическими факторами [4,61].
Понимание
лексики как системы было намечено в трудах М.М.Покровского, А.А.Шахматова,
Л.В.Щербы, сформулировано в работах таких отечественных и зарубежных
лингвистов, как Н.Н.Амосова, М.Л.Апажев, И.ВАрнольд, Ш.Балли, Л.Бейсбергер,
Л.М.Васильева, В.В.Виноградов, В.Г.Гак, П.Н.Денисов, В.А.Звегинцев,
Ю.Н.Караулов, С.Д.Кацнельсон, Н.З.Котелова, Э.В.Кузнецова, М.М.Маковский,
В.М.Никитин, Л.А.Новиков, З.Д.Попова, В.Порциг, И.П.Слесарева,
А.И.Смирницкий, И.А.Стернин, И.Н.Толстой, А.А.Уфимцева, Ф.П.Филин, Д.Н.Шмелев и
многих других. Сейчас ни у кого из лингвистов не вызывает сомнения, что
«...одним из основных достижений лингвистических исследований последнего
времени справедливо считают понимание лексики как системы» [1,65].
В
лингвистике системность лексики понимается по-разному, что обусловлено
различными основаниями, признаками, взятыми за основу для выделения тех или
иных лексических группировок. Так, выделятся лексико-тематические группы,
тематические парадигмы, тематические ряды, лексико-семантические группы,
семантические классы, лексико-семантические классы, семантические поля,
тематические поля, лексико- семантические поля, понятийные поля и так далее.
Например,
А.А.Уфимцева, с одной стороны, выделяет лексико-тематические группы, предметные
или тематические группы, терминологические, этимологические группы слов, а с
другой стороны, - лексико-грамматические классы слов, семантико-синтаксические
группы или пары слов, а также фонетико-семантические группы слов,
представляющие собой объединения фоно-морфологических вариантов слов.
Таким
образом, сложилось несколько подходов к классификации лексики и каждый из этих
подходов имеет свой предмет и метод исследования, «узловой проблемой
лексикологии и семасиологии является анализ четытех крупных группировок или
макросистем словарного состава языка: лексико-грамматической,
лексико-стилистической, лексико-тематической и лексико-семантической» [5,83].
Рассматривая
лексико-тематическую систему, М.Л.Апажев выделяет в лексике свыше 50
тематических группировок слов, отмечая при этом, что «лексико-тематическая
система, или группа, - одно из древнейших объединений, выявленных человеком в
языке и наиболее изученных в словарном составе, пожалуй, всех развитых
литературных языков».
Выделение
лексико-тематической группы основывается на «системности окружающей
действительности», которая «проявляется в различных группировках слов,
объединяемых в лексико-тематические группы на основании общности обозначаемых
ими реалий по сходству, смежности, назначению, устройству, функции и т.д.»
[2,120].
Слова
с корнем «бел», являющиеся объектом нашего исследования, признаются
объединением лексико-тематического характера - лексико-тематической группой,
связь членов которой, как отмечают А.Е.Бертельс, В И.Кодухов, А.А.Уфимцева,
Ф.П.Филин, Д.Н.Шмелев, определяется тематической общностью входящих в них слов.
Ф.П.
Филин, рассматривая понятия «лексико-тематическая группа» и
лексико-семантическая группа», разграничивает их, отмечая, что в основе
лексико-семантической группы лежат «лексические элементы с однородными
сопоставимыми значениями», к которым, по его мнению, относятся синонимы,
антонимы и другие группы слов, связанные между собой общностью семантических
отношений, а в основе тематических групп лежат «объединения слов,
основывающиеся не на лексико-семантических связях, а на классификации самих
предметов и явлений действительности» [7,526]
Но,
как отмечалось неоднократно многими лингвистами, между лексико-тематическими и
лексико-семантическими группировками слов непроходимой границы нет,
детализация тематических групп логически неизбежно и последовательно ведет к
группам лексико-семантическим.
Так,
следует отметить, что слова с данным корнем , представляющие собой ЛТГ, могут
входить в другие объединения слов.
Как
отмечал Д.Н.Шмелев, «группы слов, выделяемых на основании предметно-логической
общности, во многих случаях характеризуются и некоторыми общими для них
собственно языковыми признаками, иначе говоря, многие тематические группы слов
оказываются при ближайшем рассмотрении также и лексико-семантическими
группами...» [12,104].
Это
высказывание Д.Н. Шмелева в полной мере можно отнести к лексико-тематической
группе с корнем«бел».
1.2.Слова с корнем «бел» как объект лингвистического
исследования
Развитие
лексической системы русского языка изучается в нескольких направлениях:
исследуется лексика отдельных памятников, прослеживается история определенных
групп слов, дается описание временных (синхронных) срезов. Перечисленные
аспекты изучения словарных богатств дополняют друг Друга, способствуют
накоплению сведений по исторической лексикологии, которые помогут создать
общую картину формирования лексики русского языка.
В
каком бы из названных аспектов ни изучалась лексическая система языка, важным
звеном в описании словарного материала являются тематические группы слов.
Однако вопрос о статусе тематической группы как объекта лингвистического
анализа не решается однозначно. Одни исследователи считают целесообразным
анализировать названные группы слов, другие выражают к их описанию скептическое
отношение, мотивируя это тем, что они представляют собой объединения слов
логического порядка, ибо в них реализуются экстралингвистические связи и
отношения между предметами и явлениям действительности. Так, А. А. Уфимцева
отмечает, что «изучение подобных групп ограничивается своеобразной
инвентаризацией по типу: «предметы домашнего 'обихода», «части тела»,
«постройки» и т.п. и даже не ставит своей задачей вскрыть внутренние
семантические связи слов»[7,103] По мнению этих исследователей, при описании
лексической системы языка должны приниматься во внимание только языковые
(семантические) отношения между лексемами, и их не следует подменять
экстралингвистическими отношениями между реалиями.
Между
тем лексический состав языка непосредственно отражает внеязыковую
действительность; в словаре проявляются не только собственно языковые факторы,
обусловленные отношением лексем друг к другу, но и внеязыковые условия,
которые определяют содержание и функционирование слов. Как справедливо
отмечает Д. Н. Шмелев, «внеязыковые» моменты во многом оказываются тесно
переплетенными с «собственно языковыми» и изолированное рассмотрение последних
по существу невозможно»[6,90].
Необходимо
также учитывать, что языковые единицы неоднородны в плане соотношения их
лексического значения с объективной действительностью. По характеру семантики
резко противопоставляются два класса слов — конкретные существительные и
глаголы. В значении конкретных существительных превалирует денотативное
содержание, соотносимое с предметами материального мира. Поэтому основанием
для классификации и описания конкретных существительных является отнесенность
слов к определенной предметной области, тематической сфере, т.е.
экстралингвистические факторы. Значения конкретных существительных,
выступающих в качестве «экземплирующих членов» того или иного объединения слов,
относительно автономны, независимы от других членов класса лексем. Категориальное
же значение глаголов имеет релятивный и более абстрактный характер, так как
глаголы обозначают отношения между предметами. Поэтому при описании системы
глагольных лексем возрастает роль внутриязыковых факторов. «Сложность природы
лексического значения предопределяет возможность объединения слов как по
экстралингвистическим признакам, отражающим связь значений с внешним миром,
так и по чисто языковым, в основе которых лежат внутриязыковые связи»[7,69].
Полное
представление о предметной лексике может дать описание разнообразных
тематических групп.
По
каким же основаниям определенные лексические элементы объединяются в
тематические группы слов?
Тематические
группы — это объединения лексем, обозначающих определенную предметную сферу.
Выделение этих групп основано на внеязыковых критериях, поэтому, как правило, у
членов рассматриваемых рядов нет общих семантических признаков. Ф. П. Филин
справедливо указывает на «нейтральные» или «нулевые» связи между словами,
входящими в тематические группы[9,84].
Чаще
всего в составе тематических групп реализуются родо-видовые связи денотатов
(например, растение—дерево, кустарник, цветок и т.д.; мебель —шкаф, стол, стул
и т.д.). Между родовым и видовым понятиями существуют инклюзивные отношения,
т. е. отношения включения: «происходит включение более низкого класса в более
высокий класс классов, т. е. категорию». Поэтому в значении членов тематической
группы имплицитно содержатся два семантических признака: обобщающий.
интегрирующий (например, «мебель») и дифференцирующий, который отграничивает
один экземплирующий член ряда от другого.
Нередко
в качестве интегрирующего компонента значения выступает общая функция членов
тематической группы. Например, существительные изба, хата, дом, юрта
объединяются по общей функции — они обозначают жилище человека. В подобных
случаях можно говорить о функциональных группах как особой разновидности
тематических групп .
Элементы
тематических групп могут быть связаны как целое и его ч а с т и (например,
платье—рукав, воротник, пуговицы и т. д.).
В
силу того, что выделение тематических групп происходит по экстралингвистическим
критериям, сами эти группы могут быть более широкими и более узкими. К
тематическим группам можно отнести и «классы слов, которые объединяются одной и
той же типовой ситуацией»[12,75], т. е. ситуативные ряды слов (например, все
слова, связанные с темой «магазин», «спорт» и т. д.).
К
ситуативным рядам слов близки ассоциативные группы, в которых слово-стимул
объединяет группу определенных ассоциатов (например, корова, коза — молоко,
трава, ферма, мясо).
Общий
элемент (лексему), вокруг которого объединяются все члены тематической группы,
называют «архилексемой», «классемой» (Э. Косериу), тематической доминантой (В.
Морковкин), семантической темой (Д. Н. Шмелев), опорным, ключевым словом.
Таким
образом, тематические группы—объединения слов логического порядка. «Изучение
подобных группировок слов помогает вскрыть, как, в каких лексических единицах
идет опредмечивание материального мира, как членится при помощи лексики опыт
данного народа»[12,90].
Как
правило, тематическая классификация лексики дополняется рассмотрением
внутриязыковых связей и отношений между единицами тематических групп. В составе
тематических разрядов слов выделяются лексико-семантические группы — классы
слов, объединенных хотя бы одним общим семантическим признаком.
Две
классификации лексического материала (тематическая, экстралингвистическая и
лексико-семантическая, лингвистическая) не противоречат друг другу. Они дают
возможность полнее описать определенные пласты лексики (прежде всего конкретной)
и проследить их развитие.
Страницы: 1, 2
|