Ценность туроператора
состоит в его способности страховаться от снижения расценок покупкой в больших
количествах услуг туризма,
необходимых для формирования туристических
пакетов, экономически доступных для туриста.
За рубежом обычно выделяют четыре типа
туроператоров (туроператоры массового рынка, специализированные
туроператоры, местные туроператоры и въездные туроператоры).
Туроператоры
массового рынка - наиболее распространенный тип. Они продают туристические пакеты на популярные
курорты, перевозка туристов
осуществляется чартерными или регулярными рейсами.
Второй тип включает туроператоров,
которые специализируются в определенном направлении (специализированные):
·
предлагающих
туристические пакеты для
определения клиентуры (молодежные, семейные туры и др.);
·
организующих
туристические пакеты на
определенные направления, например туры в Англию,
Францию, Финляндию и др.;
·
устраивающих
проживание в определенных местах (домах отдыха, кемпингах, туристических базах и др.);
·
перевозящих
туристов на определенном виде
транспорта (корабль, поезд и др.);
·
предлагающих
специфические туры (горный туризм,
пещерный туризм, охотничий туризм и т.п.).
Местные
туроператоры - туроператоры
внутреннего рынка. Они продают турпакеты
внутри страны проживания, то есть организуют туры по стране проживания туристов.
Въездные
туроператоры - туроператоры внешнего
рынка. Они продают турпакеты в
разные страны. Одни туроператоры
организуют для зарубежных туроператоров
различные услуги и выступают в роли менеджеров, другие специализируются
исключительно на встрече и доставке туристов
в гостиницы. Туроператоры
предлагают целый ряд услуг, которые включают переговоры с компаниями, имеющими
автобусы и гостиницы, для минимизации цен, заключенных в контрактах, переговоры
и организацию образовательных туров, питания и развлечений. Некоторые туроператоры специализируются на
обслуживании определенных этнических групп.
Турагент
- это хозяйствующий субъект или индивидуальный предприниматель, который
приобретает туры по туристским маршрутам,
разработанным туроператором,
выпускает по ним путевки и реализует эти путевки туристам. Турагенты,
как правило, не владеют средствами обслуживания и выступают в роли посредников
между предприятием туристического
обслуживания и покупателем туристической путевки. В разных странах действуют
различные виды турагентов.
Например, в Японии их три:
1.
Генеральные агенты. Они имеют специальную лицензию
министерства транспорта, дающую право на организацию поездок внутри страны и за
границу японских и иностранных граждан. В зависимости от своей специализации
одни генеральные агенты предлагают туры, рассчитанные на массового туриста и включающие посещение различных
стран мира, другие предлагают только определенные маршруты или туры для
определенной группы туристов.
2.
Туристические агенты, организующие туры только в Японии.
3.
Субагенты, которые занимаются реализацией услуг, созданных
генеральными и туристическими агентами.
Схематично
представить отношения, возникающие между туристом, турагентом, туроператором
можно так:
Таким образом, турагент выступает просто как посредник
между туроператором, который формирует тур, и туристом.
С 1 января 2007 года отменяется лицензирование
туроператорской и турагентской деятельности. Отмена лицензирования
предусмотрена Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании
отдельных видов деятельности» в редакции от 27 июля 2006 года. С целью
сохранения государственного контроля за туристической деятельностью и
обеспечения защиты прав потребителей Федеральное агентство по туризму внесло в
Государственную думу предложение о внесении поправок в Закон О туристской
деятельности. Новая редакция закона содержит положения, предусматривающие новый
порядок ведения туроператорской деятельности - при наличии у туроператора
финансовой гарантии, обеспечивающей его ответственность перед потребителями.
В связи с отменой
лицензирования предлагается в целях ограничения правоспособности юридического
лица, осуществляющего туроператорскую деятельность, вести Единый федеральный
реестр туроператоров. В поправках предусмотрено, что деятельность туроператора
возможна только после включения предприятия в реестр и выдачи ему
соответствующего свидетельства.
Причем существенным условием
внесения в реестр, служит предоставление финансовой гарантии на достаточную
сумму. Согласно предложенным изменениям вводится понятие финансовой гарантии и
определяются способы обеспечения в виде банковской гарантии или страхования
гражданской ответственности туроператора на сумму от 1 млн до 10 млн руб. в
зависимости от направлений туристической деятельности. [23]
Участниками отношений в области туризма
могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без
гражданства, российские юридические лица и индивидуальные предприниматели,
органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Потребителем в договоре оказания туристического
обслуживания, является не только гражданин, заказывающий, приобретающий или
использующий товары, услуги исключительно для личных бытовых нужд, но и
гражданин, который имеет намерение заказать или приобрести товары, услуги.
Многие компании приобретают для своих сотрудников путевки, оплачивая их со
своего расчетного счета. В таких случаях необходимо помнить, что в силу
специального ограничения законодательства потребителем признается только
гражданин. В этом случае данный договор будет являться договором в пользу
третьего лица.
В силу ст. 430 ГК РФ договором в пользу третьего лица
признается договор, в котором стороны установили, что должник (туристическая
фирма) обязан произвести исполнение не кредитору (фирма, оплатившая поездку
туриста), а указанному или не указанному в договоре третьему лицу (туристу),
имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу. Таким
образом, туроператор или турагент может договориться с принимающей стороной или
перевозчиком, чтобы исполнение условий тура производилось не туроператору
(турагенту), а непосредственно его клиенту. При этом турист вправе требовать от
принимающей стороны (перевозчика) надлежащего исполнения в свою пользу.
Если договор заключен между двумя юридическими лицами
и возник конфликт, то либо защищать права туристов придется в арбитражном суде,
либо придется оформить с каждым туристом договор об уступке права требования по
туристскому договору для того, чтобы туристы могли самостоятельно обратиться в
суд.[24]
Иностранные государства, юридические лица
и индивидуальные предприниматели являются участниками отношений в области
туризма в соответствии с международными договорами Российской Федерации и
законодательством Российской Федерации.
В Российской Федерации предпринимательскую
деятельность в области туризма могут осуществлять иностранные физические и
юридические лица. Согласно ст. 2 ГК РФ, иностранные юридические лица
уравниваются в отношении их прав и обязанностей с отечественными юридическими
лицами. Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к
отношениям с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено
федеральными законами. Этим же законом определяются вопросы создания и
прекращения юридического лица, реорганизация юридического лица, включая
правопреемство, содержания его правоспособности, способности отвечать по своим
обязательствам. Однако согласно п. 3 ст. 1202 ГК РФ юридическое лицо не может
ссылаться на ограничение полномочий его органа.[25]
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ
В действующей редакции Закона
О туристской деятельности права и обязанности туристической фирмы прямо не
установлены, однако в законе Свердловской области от 31 декабря 1999 г. N 51-ОЗ
«О туризме и туристической деятельности в Свердловской области» (с изменениями
от 17 апреля 2001 г., 10 декабря 2005 г., 12 июля 2007 г.), установлены права и
обязанности туристической фирмы.
В частности, установлено, что
при
осуществлении деятельности в сфере въездного туризма туроператор и турагент
обязаны:
1.
Иметь
проектно-технологическую документацию, оформленную в соответствии с
требованиями, которые предъявляются к ней при осуществлении туристической деятельности
по внутреннему
туризму;
2.
В случае
непосредственного оказания услуг, входящих в тур, выполнять требования по
обеспечению безопасности туристов в соответствии с законодательством Российской
Федерации и настоящим Областным законом.
3.
Исполнитель
в случае временного приостановления деятельности обязан предоставить
потребителю информацию о сроках временного приостановления деятельности.
4.
Исполнитель
- юридическое лицо обязан довести до сведения потребителя фирменное
наименование (наименование) своей организации, место нахождения (почтовый
адрес) и режим работы. Исполнитель размещает указанную информацию на вывеске;
Исполнитель - индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю
информацию о своей государственной регистрации и наименовании
зарегистрировавшего его органа.
5.
Исполнитель
обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю
по требованию.
6.
Исполнитель
обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную
информацию о туристском продукте, обеспечивающую возможность его правильного
выбора.
7.
Исполнитель
обязан предоставить потребителю информацию о внесении сведений о туроператоре,
сформировавшем реализуемый туристический продукт, в единый федеральный реестр
туроператоров, а также наличии у него действительного договора страхования
гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение
обязательств по договору о реализации туристического продукта (далее - договор
страхования ответственности туроператора) либо банковской гарантии исполнения
обязательств по договору о реализации туристического продукта (далее -
банковская гарантия), предусмотренных Федеральным законом "Об основах туристической
деятельности в Российской Федерации" (далее - финансовое обеспечение).
8.
Если
исполнителем является турагент, то он обязан сообщить потребителю сведения о
полномочиях турагента совершать юридические и фактические действия по
реализации туристического продукта;
9.
Исполнитель
обязан предоставить потребителю туристический продукт, качество которого
соответствует обязательным требованиям, установленным федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также договору о
реализации туристического продукта.
10.
Если
исполнитель при заключении договора о реализации туристического продукта был
поставлен потребителем в известность о конкретных целях туристического
продукта, необходимого потребителю, исполнитель обязан предоставить потребителю
туристический продукт, пригодный для использования в соответствии с этими
целями.
11.
Исполнитель
обязан своевременно информировать потребителя о том, что соблюдение указаний
потребителя и иные обстоятельства, зависящие от потребителя, могут снизить
качество туристского продукта или повлечь за собой невозможность оказания
услуг, входящих в туристический продукт, в сроки, указанные в договоре о
реализации туристического продукта.
12.
Исполнитель
в соответствии с положениями Федерального закона "О персональных
данных" принимает необходимые меры по обеспечению безопасности информации
о полученных исполнителем в процессе оказания услуг персональных данных
потребителя, в том числе при их обработке и использовании.
13.
Исполнитель
обязан не позднее 24 часов до начала путешествия передать потребителю оригинал
договора о реализации туристического продукта, туристическую путевку,
документы, удостоверяющие право потребителя на услуги, входящие в туристический
продукт (ваучер, билет и другие), а также иные документы, необходимые
потребителю для совершения путешествия. Предоставление потребителю указанных
документов в более поздние сроки возможно лишь при наличии согласия
потребителя.[26]
Установление этих прав на
федеральном уровне является одним из приоритетных направлений законодательства,
так как установление предупредило бы злоупотребление правом туристическими
фирмами.
Нередко в договорах туристическая
фирмы недостаточно четко регламентируют свои обязанности перед клиентами.
Установленные договорами права и обязанности сторон бывают несопоставимы, неравноправность
туриста и фирмы в пользу фирмы, явное ущемление прав потребителя – все это
получает всё большее распространение на практике.
В разработанных туристическая
фирмами типовых формах договоров на туристическое обслуживание бывают положения
об ответственности сторон. Например, в бланке договора одной из туристических фирм
содержалось условие, в соответствии с которым заказчик несет ответственность
перед фирмой в пяти случаях, случаи ответственности туристической фирмы не были
предусмотрены договором. В то же время предусматривалось, что туристская фирма
не несет ответственности в шести случаях. В путевке также упоминалось о шести
случаях, когда туристическая фирма не несет ответственности перед туристом.
Некоторые договоры
устанавливают, что исполнитель не несет ответственности даже в случаях, когда
заказчик обладает полным правом на возмещение убытков (например, если тур не
состоялся по вине исполнителя).
Данное положение противоречит
п. 2 ст. 400 ГК РФ, в соответствии с которым соглашение об ограничении размера
ответственности должника по договору, в котором кредитором является гражданин,
выступающий в качестве потребителя, ничтожно, если размер ответственности за
данное нарушение определен законом и если соглашение заключено до наступления
обстоятельств, влекущих ответственность.
В соответствии с п. 1 ст. 16
Закона о защите прав потребителей, если в результате исполнения договора,
ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, то они подлежат
возмещению исполнителем в полном объеме. Под убытками по смыслу ст. 15 ГК РФ
понимаются не только прямые потери, но и упущенная выгода и другие потери.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|