Дидактические возможности телекоммуникационной среды на уроках информатики в повышении качества знан...
МИНИСТЕРСВО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОТОСТАН
ГОУ
СПО КУШНАРЕНКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
КУРСОВАЯ
РАБОТА
ТЕМА:
Дидактические возможности телекоммуникационной среды на уроках информатики в
повышении качества знаний
Валеев Загир
Студент 4В
группы
Специальность 050202
Предмет Методика обучения информатике
Научный руководитель:
Миннегалиев Азат Накипович
Кушнаренково
2008
Содержание
Введение
1.
Понятие о
телекоммуникационной среды
1.1.
Дидактические
возможности компьютерных телекоммуникационных сред на уроке информатики
1.2.
Способы
повышения качества знаний на уроках информатики
1.2.1.
Веб –
технологии педагогического взаимодействия
1.2.2.
Педагогические
возможности Интернет и тенденции в обучении
1.2.3.
Система
технологических средств телекоммуникационной среды
2.
Повышение
качеств знаний с помощью телекоммуникационной среды на уроках информатики
2.1.
Основные
формы использования Интернет в школе и во внеклассной работе
2.2.
Видеоконференция
2.3.
Урок чат
Заключение
Список использованных источников
Введение
Информационные
технологии в наше время развиваются быстро и стремительно и вслед за собой
открывают новые возможности, а порою и новые взгляды на образовательный процесс
в школе. Рассмотрим дидактические возможности использования средств информационных
технологий.
Информационные
технологии в наше время могут рассматриваться в качестве систематизирующей,
связующей, практической составляющей учебного процесса в школе.
Средства
информационных технологий позволяют учащимся расширить свой кругозор за счет
современных телекоммуникационных сред, научиться отбирать информацию,
систематизировать ее, представлять эту информацию в Сети, преобразовывая ее в
соответствии с содержанием, имея ввиду практическую значимость представленного
информационного ресурса. Роль телекоммуникационной среды в образовании,
безусловно, огромна. Учитель перестает быть единственной инстанцией несения
истины, а дидактические возможности телекоммуникационное среды в образование с
использованием компьютерных технологий уже становится вполне
конкурентоспособным на рынке образовательных услуг. Практика показывает, что с
помощью телекоммуникационной среды школьники часто и охотно занимаются
самообразованием, общаются со своими сверстниками, находят общие интересы. Среди
сетевых образовательных проектов можно выделить конкурсные, обучающие и
смешанные. Именно дидактические возможности позволяют конкурсным, обучающим и
смешанным образовательным проектам в телекоммуникационной среде влиять на
качества знаний учащихся на уроках информатики.
Проблема:
на практике
дидактические возможности телекоммуникационная среды, не в полной
мере.
Гипотеза: Качества знаний учащихся
можно повысить, если использовать дидактические возможности
телекоммуникационной среды в виде урока викторины.
Цель:
Выявить дидактические
возможности телекоммуникационной среды в повышение качества знаний.
Задачи:
1.
внедрить
дидактические возможности телекоммуникационной среды на уроках информатики в
повышении качества знаний;
2.
изучить
дидактические возможности телекоммуникационной среды;
3.
Разработать
урок викторину;
Объект: дидактические возможности
телекоммуникационной среды на уроках информатики.
Предмет:
повышение
качества знаний.
Понятие
о телекоммуникационной среды
Телекоммуникации (от греч. tele — вдаль, далеко и лат. communication- общение) -
передача произвольной информации на расстояние с помощью технических средств
(телефона, телеграфа, радио, телевидения, компьютера и т. п.).
Телекоммуникационными системами объединяются
самые разные оконечные устройства: ЭВМ и телефаксы, телексы и видеомониторы,
роботы и телекамеры и т. п.
Компьютерные телекоммуникации - телекоммуникации,
оконечными устройствами которых являются компьютеры.
Передача информации с компьютера на компьютер
называется синхронной связью, а через промежуточную ЭВМ, позволяющую
накапливать сообщения и передавать их на персональные компьютеры по мере
запроса пользователем, - асинхронной.
Компьютерные телекоммуникации начинают внедряться
в образование. В высшей школе их используют для координации научных исследований,
оперативного обмена информацией между участниками проектов, обучения на
расстоянии, проведения консультаций. В системе школьного образования - для
повышения эффективности самостоятельной деятельности учащихся, связанной с
разнообразными видами творческих работ, включая и учебную деятельность, на
основе широкого использования исследовательских методов, свободного доступа к
базам данных, обмена информацией с партнерами как внутри страны, так и за рубежом.
Телекоммуникационная технология может предоставить
неограниченные возможности, чтобы решить проблемы дистанционного обучения не
только для отдаленных регионов России, малокомплектных сельских школ,
разбросанных по малым деревням, но и для больных детей, детей-инвалидов, не
имеющих возможности посещать школу.
Самой
известной и наиболее емкой телекоммуникационной сетью является Интернет (Internet). Интернет - это
международная сеть сетей, в которой работают пользователи из университетов и исследовательских
организаций, государственных учреждений и частных фирм и т. п. Сети, входящие
в Интернет, базируются на едином для всех них наборе сетевых протоколов
(TCP/IP), но они могут беспрепятственно обмениваться информацией и с другими
сетями мира через специальные «шлюзы» - компьютеры, конвертирующие всю
проходящую по сети информацию в нужные форматы в соответствии с системой
протоколов, существующих в этих сетях.
Дидактические
возможности компьютерных телекоммуникаций на уроке информатики
По своим
потенциальным возможностям, обусловленным и дидактическими свойствами,
компьютерные телекоммуникации являются исключительно своевременными и
перспективными для использования в сфере образования.
В современном
интегрированном сообществе школьники уже не могут учиться изолированно,
ограничиваясь традиционным достаточно замкнутым социумом: учителя, друзья,
семья. Телекоммуникации распахивают окна в широкий мир. Учащиеся получают
доступ к богатейшим информационным ресурсам сетей и возможность работать
совместно над интересующим их проектом учащимися из других стран, в рамках
телеконференций — обсуждать проблемы практически со всем миром. Подобная
перспектива сотрудничества и кооперации создает сильнейшую мотивацию для их
самостоятельной познавательной деятельности в группах и индивидуально.
Совместная работа стимулирует учащихся к ознакомлению с разными точками зрения
на изучаемую проблему, к поиску дополнительной информации, к оценке получаемых
собственных результатов. Учитель становится руководителем, координатором,
консультантом, к которому обращаются не по должности, а как к авторитетному
источнику информации, как к эксперту. Обсуждение промежуточных результатов в
классе, дискуссии, «мозговые атаки», доклады, рефераты обретают иное качество,
поскольку они содержат не только материал учебников и официальных справочников,
но и точки зрения партнеров по проекту из других регионов мира, полученные ими
данные, их интерпретацию фактов, явлений. Телекоммуникации (электронная почта,
телеконференции) позволяют учащимся самостоятельно формировать свой взгляд на
происходящие в мире события, осознавать многие явления и исследовать их с
разных точек зрения, наконец, понять, что некоторые из проблем могут быть
решены только совместными усилиями. Это — элементы глобального мышления.
Огромное море информации в Интернете открывает перед учащимися возможность
подбора необходимого материала в дополнение к имеющимися в учебнике, в
справочниках.
Рассматривая
компьютерные телекоммуникации через призму вышеназванных тенденций в развитии
школьного образования, определим дидактические функции телекоммуникаций,
показав, какие уникальные педагогические задачи удается решать с их помощью.
Под
дидактическими функциями мы понимаем внешнее проявление свойств средств
обучения, используемых в учебно-воспитательном процессе с определенными целями.
Это - их назначение, роль и место в учебном процессе.
Итак, что дают
телекоммуникации для решения поставленных выше педагогических проблем? Каковы
их дидактические функции? Конечно, простое установление связи между двумя
компьютерами, находящимися друг от друга на каком-то расстоянии (что при
наличии технических условий не представляет ни малейшей трудности) — еще не
решение педагогической проблемы. Такой опыт был в США, но он не увенчался
успехом. Лишь когда технические возможности телекоммуникации удалось соединить
с проектной деятельностью, основанной на поисковых, исследовательских методах,
дело не только пошло, а оказалось весьма эффективным и перспективным. Когда
телеконференции были интегрированы в программу педагогической практики
студентов (особенно видеоконференции), в практику повышения квалификации
учителей, дела стали развиваться еще успешнее. Уже накопленный, хотя пока и не
очень значительный, опыт применения телекоммуникаций в различных сферах
образования показал, что этот вид информационных технологий позволяет:
·
организовывать
различного рода совместные исследовательские работы учащихся, учителей,
студентов, научных работников из различных школ, научных и учебных центров
одного либо разных регионов или даже разных стран;
·
обеспечивать
оперативную консультационную помощь широкому кругу обучаемых из
научно-методических центров;
·
оперативно
обмениваться информацией, идеями, планами по интересующим участников вопросам,
темам совместных проектов, расширяя, таким образом, свой кругозор, повышая свой
культурный уровень;
·
возможность
передачи и приема (обмена) этой информацией между пользователями, объединенными
телекоммуникациями по различным каналам связи при различных схемах связи
(“каждый с каждым”, “один со всеми” и др.);
·
возможность
использования программных продуктов учебного назначения
Веб – технология педагогического взаимодействия
Педагогическое
взаимодействие средствами телекоммуникационных технологий определяется как
процесс совместной деятельности студента и преподавателя, в котором
использование участниками образовательного процесса электронных сетевых
образовательных ресурсов и технологий взаимодействия в телекоммуникационной
среде становится нормой общения, имеющего определенную педагогическую цель,
опирающегося на установленные ценности, следствием которого является изменение
понимания и отношения к электронной сетевой телекоммуникационной среде как
части информационного образовательного пространства.
Применение
телекоммуникационных технологий в образовании требуют использования педагогических
методов на основе моделей коммуникации, таких как «многие – многим», для
которых характерно активное взаимодействие между всеми участниками
образовательного процесса. Значение таких подходов и интенсивность их
использования существенно возрастает с развитием обучающих телекоммуникационных
технологий. Педагогическое взаимодействие между обучающимися, а не только между
преподавателем и обучающимися, становится важным источником получения знаний.
Интернет - технологии
позволяют активно развивать такие методы в инновационном образовании как
компьютерные конференции, благодаря которым все участники обмениваются
письменными сообщениями, создаются образовательные ресурсы, как в синхронном,
так и в асинхронном режиме, что имеет большую дидактическую ценность.
Современная
концепция развития технологий использования компьютеров и сетей не только для
обработки, хранения, интеграции или перемещения информационных ресурсов, но и в
качестве среды взаимодействия берет начало от первой компьютерной сети. В компьютерной
сети к опосредованному взаимодействию, представленному как обмен сообщениями с
помощью интернет - технологий, относят следующие модели взаимодействия:
·
обмен
почтовыми сообщениями по электронной почте (один к одному);
·
обмен
почтовыми сообщениями в списке рассылки (многие ко многим);
·
обмен
сообщениями между пользователями и авторами веб - сайтов (многие к одному и
один ко многим). Сюда можно добавить технологию портала для обмена научными и
учебно-методическими ресурсами. Портал может служить интеграцией ресурсов,
начиная с корпоративных и заканчивая региональным на всех уровнях
образовательного процесса (И.Н. Розина, 2005).
В отечественных
исследованиях педагогическое взаимодействие (коммуникативный, интерактивный и
перцептивный компоненты), педагогические технологии рассматриваются с позиций
традиционной образовательной среды, в рамках таких подходов, как знаниевый,
информационный, деятельностный. Продуктивны интегрированные подходы к
исследованию интерактивной коммуникативной деятельности в телекоммуникационной
среде (на основе педагогики В.В. Анненков, Е.С. Полат, психологии С.К.
Бондырева, А.Е. Войскунский).
Открытое
образование формируется как гибкая, доступная система без строгой регламентации
периодичности и длительности изучения отдельного курса, программы,
развивающаяся на основе формализации, структуризации, алгоритмизации учебной
информации, автоматизированной ее передачи и контроля знаний. Это –
непрерывное, модульное, распределенное обучение с полным или частично
опосредованным взаимодействием преподавателя и студента с доминантой
управляемой самостоятельной работы обучаемого, преподаватель в этом процессе
является консультантом.
Системообразующими
элементами информационно-образовательной среды служат электронные библиотеки
учебных материалов, представляющие собой программные комплексы, обеспечивающие
возможность накопления, актуализации и предоставления пользователям через
телекоммуникационную сеть, полнотекстовых информационных ресурсов
учебно-методического, справочного и иного назначения со своей системой
документирования и безопасности.
Все виды
педагогического взаимодействия происходят в образовательной среде, которая не
является педагогически «нейтральной», ввиду необходимости поддержки
дидактических компонент, дружественного интерфейса, эффективного
педагогического взаимодействия, оптимизации процесса управления обучением. Она
формируется из информационного наполнения и коммуникативных возможностей
локальных, корпоративных и глобальных сетей, а также физического пространства
учебных заведений. Интегративная целостность технологий, многокультурность и
многоплановость взаимодействий, информационная избыточность, открытость учебной
архитектуры и технологическая направленность, взаимодействие и
взаимопроникновение информационной и образовательной среды, дают основание
применять к ней объектно-ориентированный подход к построению модели такой
среды, объектами которой являются пользователи, технологии и методологии,
информационно-образовательные ресурсы. Обучение в этой среде опирается на функциональную
эффективность технологий, позволяющих взаимодействовать в интерактивном режиме
на основе нового вида педагогического взаимодействия (рис.1).
Страницы: 1, 2
|