В
августе 1922 года мусульманская община мечети "Хан-джами" обращается
в Евпаторийский исполком с просьбой отдать в бессрочное и бесплатное
пользование для религиозных надобностей мечеть "Хан-джами", а также
все принадлежности и движимое имущество, находящееся в мечети, для выполнения
обрядов. Обязуются беречь и хранить все в целости и сохранности. (Будто все эти
века народ не оберегал свое достояние), с 20 подписями прихожан.
"Опись
недвижимого имущества принадлежащего мечети "Хан-джами" по ул.
Лазаревской г. Евпатории.
Мечеть
каменная, ширина 15 саженей, высота 15 саженей. С двором там же 120 квадратных
саженей без огорода. Имеется 2 комнаты жилищне, для сторожа во дворе мечети,
величину имеет 4 саженей каждая. Имеется вакуфная земля в дер. Костель
Перекопского уезда в количестве 1287 дес. земли и 12 лавок в г. Евпатории.
Наличных денег нет. Ковры -14 шт., подсвечники - 7, медные, надписи в рамах -
3, лампы - 4 шт., рогожи - 6 шт., Коран - 12 шт. из простой бумаги, печати
нет".
И, 18 декабря 1922 года заключается договор между
окружным Облисполкомом Совета рабочих и крестьянских депутатов в лице уполномоченных
о том, что "мусульманская община приняла от окрисполкома в бесплатное
пользование, находящееся в г. Евпатории по ул. Лазаревской ханской мечети с
богослужебными предметами по особой заверенной своими подписями".
Через определенное время другая депеша спешит в
Евпаторию: "Объявите заинтересованной группе верующих, что Президиум ВЦИК
отклонил ходатайство об оставлении мечети Хан-джами г. Евпатория для культовых
целей. Вопрос об оформлении ликвидации ставится на разрешение Президиума Кр.
ЦИКа. Нач-к адм. Отд. ПАУ подпись Романченко. Зав. Ст. религ. Культ. Подпись
Тавровский."
Работая в архивах, обнаруживаем другой акт,
составленный задолго до ликвидации мечети. Приводим его, полностью соблюдая
стилистику. "Опись имущества. Евпаторийская «Хан-джами». Хатип
Смаил-эфенди, имам Мурта за-эфенди. Во дворе ханской мечети, под одною связью
36 маленьких башмачных лавочек, которые дохода не приносят. Граничащие скверики
улицею, западною строением Кара Мошу, восточной и южной морем. Вне мечети
Хан-джами в проулке вблизи ея два магазина, на ул. Пекарне в ней две комнаты,
одна кофейня с комнаткою, все строения исправны в лучшем виде, покрашены,
дохода приносят 250 руб. Границы те же. Вблизи «Хан-джами» против греческой
церкви были пустопорожние места, на котором было текие. Место это как не
приносившее несколько лет дохода, с разрешения Таврического магометанского
Духовного Управления обещано потомственному почетному гражданину С. Дувану.
Хлебный магазин, выходящий на Базарную площадь, в числе прочих магазинов и
приносящий доход 150 руб. граничит с восточной дорогою, с юга - морем, с
северным и западным строениями. Рядом с еврейской синагогой есть одна торговая
лавка с погребом, исправна в лучшем виде, покрашена, приносит доход - 100 руб.
Граничит старыми (не понятно) с южной и западной синагогой и улицею к восточным
лавкам Подольского. Под воротами называемые Кемир-капу пять фруктовых досочных
балаганчика, крытые черепицей называемые Анна-бегим - граничит сторонами восточными
и южными улицами, западными и северными воротами Кемир-капу. Против ... из них
одна цирюльня и в ... с нею маленькая харчевня. Граничит сторонами северной
улицею. Границею Западных ворот, южными и восточными дорогами. Балаган,
цирюльня и харчевня приносят доход 520 руб. Подпись Евп. Кадий". Эта копия
описи от 1910 года была приложена к делам о ликвидации мечети «Хан-джами» в
1928 году.
"1928
год, 3 декабря, г. Евпатория. АКТ. Мы, нижеподписавшиеся, комиссия в составе:
(стоит прочерк, фамилии не указаны) ...в присутствии представителей группы
верующих мусульман, арендовавших мечеть «Хан-джами» - гр-н Эмир Асан Эмир Али и
Эмир Суин Абдул Керим составили настоящий акт о передаче группой верующих
мечети «Хан-джами» Евпаторийскому административному отделу вместе с
находящимися в ней культовым имуществом, принадлежащие государству, в виду
расторже-I/ ния договора с указанной группой верующих за Д
невыполнение требования ремонта, согласно у Постановления Президиума Крымск.
ЦИКа от 31. 10. 1928 года, причем оказалось следующее". Далее идет опись
имущества в мечети: "Персидский ковер красный - 1 шт. 3x4, шерстяной
ковер турецкий - 1 шт. 3x4 аршин, пушистый черный ковер - 1 шт. 3x2, персидский
ковер - 1 шт, 3x4, красный персидский ковер -1 шт. 4x3, красный персидский
ковер - 1 шт. 2x3, ковер килим ручной работы - б шт. 3x2 и т. п. Религиозные
книги различные 30 шт. Здание передается музею г. Евпатория в бесплатное пользование.
Культовое имущество временно передается Гос. фондовой комиссии на хранение до
установления компетентной комиссии всех предметов кои будут переданы в
музей".
Подчеркивая,
что религиозных книг было 30, среди которых были редкие рукописные экземпляры,
член комиссии по ликвидации культовых имуществ П. Чепурина, обращает внимание
на редкий экземпляр Корана с золотыми вставками и направляет письмо в Крымск.
ЦИК. Откуда получает ответ для принятия мер.
"Л/д.
№ 504 вх. № 16578. "Об изъятии рукописного Корана из мечети «Хан-джами»,
Евпатория". "Копия для сведения Крымск. ОХРИСу" "В силу
определения актом научной экспедиции от 1.08.1925 года, что рукописный Коран,
находящийся в мечети «Хан-джами» в г. Евпатории, представляет большую
эпиграфическую ценность и, что нахождение его в данной мечети грозит его
гибелью. Центральное административное Управление Крыма настоящим сообщает, что
за основание постановления ВЦИКа от 7.1.1924 г.... вам надлежит изъять
означенный Коран из названной мечети, в присутствии специальной комиссии, после
чего передать таковой в Евпаторийский музей. О последующем присылкой
соответствующих материалов сообщить. Подпись".
"Народный
комиссариат Крыма. В ЦАУ Крыма. Сентябрь 1925 г. "Прилагаю при сем копию
актов Научной экспедиции по изучению татарской культуры организованной Кр.
ЦИКом и Кр. СНК - согласно декрета ВЦИКа от 7.011.24 г. п.5 просит Вашего
распоряжения об изъятии старинного рукописного Корана из мечети «Хан-джами» в
г. Евпатория и о передаче такового в Евпаторийский музей".
"Акт. 1925 г., август 1
дня. Мы, нижеподписавшиеся, члены научной экспедиции 1925 года по изучению
татарской культуры, организованная Крымск. ЦИКом и СНКомом тт. Усеин
Боданинский, Осман Акчокраклы и зав. Евпаторийским музеем П. Я. Чепуриной составили
настоящий акт в том, что находящийся в «Хан-джами» г. Евпатория рукописный
Коран с позолотом и миниатюрными заставками, начатый в 709 хиджры (1309 г. по
Р.Х. - А.Я.) и оконченный в 714 хиджры. (1314 г. - А.Я.) представляющий
большую эпиграфическую ценность, находится в открытом виде на подставке
(ралле) в мечети, очевидно посетители хватают его руками и уже в нем не хватает
нескольких миниатюрных заставок. Это указывает на то, что памятник может в
скором времени совершенно погибнуть. Для спасения его от гибели совершенно
необходимо изъять этот памятник из мечети и поместить под особую витрину в
Евпаторийском музее для того, чтобы сделать его историческим достоянием всех
трудящихся. Подписи: У.Боданинский, О. Акчокраклы, П.Чепурина".
"Евпаторийский
РИК. Церковный стол. Евпаторийский музей доводит до вашего сведения, что общиной
«Хан-джами» добровольно сдан в музей старинный Коран, об изъятии которого было
сделано Постановление ВЦИК 1.07.24 г. СУ. № 18 от 179. Подпись зав.
Евпаторийским музеем - Чепурина".
Еще
один важный документ относительно старинного Корана отмечено Усеином Боданин-ским
в труде «Археологическое и этнографическое изучение татар в Крыму» изданным в
1930 г. в Симферополе, где отмечено: «Судя по результатам новейших
исследовательских работ 1924-28 гг., художественная промышленность этого
периода носила следы определенного подъема: надгробные памятники с рельефной
орнаментацией и прекрасно высеченными, сочно скомпонованными надписями...
период экономического процветания и мощного напора мусульманской культуры на
кочевников-скотоводов. ХШ-1У в. период, когда были созданы наиболее яркие
монументальные сооружения с прекрасно выполненными памятниками, могли
принадлежать, конечно, не временному кочевью, а большому культурному поселению
с хорошо развитой экономикой и социальным строем. Рукописная книга с тонкими
орнаментальными заставками, позолотой Коран 1309-1314 г. н/э из Евпаторийской
ханской мечети хранится в Б. (в Бахчисарайском - курсив А.Я.) музее».
По
поводу аренды мечети для совершения обрядов мусульман. Председатель Крымск.
ЦИКа Кубаев докладывал Москве 17.03.1929 г. "Крымск. ЦИК при сем
препровождает снимок мечети «Хан-джами» в г. Евпатория и акт
техническо-строительной комиссии о состоянии здания, по ремонтам первой
очереди. ...Полная реставрация мечети определена специально командированным от
Главнауки профессором-архитектором (фамилия не понятно) ... В г. Евпатории
имеются кроме «Хан-джами» 9 функционирующих мечетей, что вполне достаточно,
чтобы обслуживать верующих..."
8
февраля 1929 г. Главнаука шлет депешу в Секретариат пред. ВЦИКа. "По
вопросу о мечети Хан-джами в Евпатории, сообщаем, что это здание представляет
исключительный интерес, как наиболее грандиозный из сохранившихся памятников
турецкой культуры в Крыму. "Аритектура является отзвуком архитектуры
Константинопольских больших мечетей, подражающих Айя-София и памятник
естественно, заслуживает всемерной охране. Здание несколько пострадало во время
последних землетрясений. ...Целесообразно ликвидировать общину (мусульманскую -
А.Я.) и передать здание мечети в исключительное ведение Крымск. Наркомпроса для
использования в музейно-просветительских целях. Подпись заведующий Главнаукой
(ЛиЭ), Уч. Специалист (Левинсон).
"Революционное
движение в Крыму", (№ 2, 1922 г. стр. 21) "В 1904 г. в г. Евпатория
действовали 14 мечетей. В пользовании евпаторийской мечети находилось большое
вакуфное имущество, как в самой Евпатории, так и за ее пределами. 1400 десятин
земли принадлежали ее главе Муртазе-эфенди".
Муртаза
- эфенди репрессирован и расстрелян в 1937 г.
Еще
один важный документ относительно старинного Корана.
3
января 1929 года Заседание Президиума Евпаторийского исполнительного комитета
(Протокол № 72), "Слушали доклад Егудина о ликвидации мечети «Хан-джами»,
находящейся в городе Евпатория, по улице Лазаревской (Революции)». Мечеть
окончательно ликвидировали на основании «Акта» и передали в ведение
Евпаторийского музея 25.10.1929 г.
Акт
ликвидации подписали Пичахчи и Чорбаджи.
"Июнь
1922 г. исх. 2322. "В народный Комиссариат внутренних дел (адм. отд.). В
ответ на отношение НКВД от 23 мая с.г. за № 3088 Евпаторийский Окрфинотдел
сообщает, что к моменту прихода Советской власти в г. Евпатории в
Государственной сб. кассе имелось 15 вкладов церквей и др. учреждений
религиозного характера на общую сумму 4.668.800 р. 43 к. каковые в 1921 г. были
списаны в прибыль Нар. банка в ликвидации и в числе прочей прибыли банка
перечислены 31 декабря прошлого года на счет Губфинотдела. Зав. Окрфинотд.
Кучеренко, ст. контролер Масталыгин, ст. бухг. Алексеев".
Любопытный
факт, рассказанный старожилами Гезлева, впоследствии подтвержден архивным
материалом.
Бог
воздал! Власть безбожников распалась. Депортированный народ вернулся в свои
пенаты. Вместе с народом воспряли мечети, церкви, синагоги, кенасы.
Старинный
Коран пропал из евпаторийского музея. Поиски не утешительны, но они
продолжаются.
Названия
мечети искажены. Пренебрегая названием "Хан-джами", Чепурина называет
"Джума-джами", другие же авторы даже называют
"Хан-Джума-джами". Эту мечеть построил крымский хан, его именем она
была названа, была предметом наследования и передавалась по наследству из
поколения в поколение и носила это название до установления власти большевиков.
А потом из праздничной мечети она превращается в будничную. Фактически каждая
мечеть в Евпатории исполняла свою функцию. Несмотря, что в мечети проводились
молебны по праздникам и торжествам, в "Хан-джами" можно молиться
каждый день и пять раз в день. Название мечети от этого не изменялось. Мечети
носили имя основателя или тем названием, которое присваивала мусульманская
община. Так поменяли названия почти всем мечетям Гезлева. "Тахталы-джами,
превратили в мечеть "Джемаледдин-эфенди", мечеть
"Ашик-Омер" превратили в мечеть "Анна-беим", мечеть
"Кумлык" превратили в "Али-Сейфеддин", "Джума-джами"
в Текие превратили в "Шукурулла-эфенди".
В
1870 г. при инвентаризации мечетей чиновник, который занимался этим вопросом,
не понимал крымскотатарский язык, а крымские татары не понимали русский. На
вопрос, "чья эта мечеть?" получал ответ, что "эта мечеть имама
Шукурулла-эфенди", т.е. служителя. Так по имени служителя мечети
записывались, и так они попадали в реестр. Вопроса же "какое название
этой мечети? просто не задавали.
До
недавнего времени территория мечети "Хан-джами" была складом, затем
был филиал Краеведческого музея, отдел атеизма. Только в 1991 году, когда
вернулся коренной народ на свою Родину, мечеть возвращена истинному владельцу -
вновь образованной мусульманской общине "Хан-джами". Двор мечети
огорожен железной обрешеткой мусульманской общиной совсем недавно. Теперь
потомки священнослужителей, истребленных коммунистическим режимом, по
мусульманским праздникам, а каждая пятница - праздничный день для благочестивых
магометан, проводят намазы (богослужения). Здесь можно мусульманину в любое
время провести намаз и бросить пожертвования в благотворительный ящик.
Опять,
как и четыреста пятьдесят лет назад, звуки эзана призывают правоверных к
молитве. Мечеть начала служить своему народу и стала украшением и гордостью
Евпатории.
Сквер,
где были похоронены славные воины, павшие в войне 1853-56 гг., назван именем
гезлевца, звездой восточной поэзии Ашика Омера.
В
западном углу сквера можно увидеть красивое строение, тут сегодня расположилось
уютное кафе-театр «Мустафа», где можно отведать не только прекрасно заваренный
кофе или крымскотатарские блюда, но и получить духовную пищу, послушав их
песни, и увидев зажигательные танцы евпаторийских красавиц.
Использованная литература:
1.
Эвлия Челеби. Сеяхетнаме, пер. с польского. С. 1990.
2.
Ф. Ф. Лашков. Статистические сведения о Крыме. ЗОО Д. Т . I 4 . Одесса, 1886.
3.
П.Я.Чепурина Евпаторийская Джума-джами. Евпатория, 1927.
4.
Тунман. Крымское ханство, пер. с нем. Симф. Таврия, 1991.
5.
Путеводитель. Под общ. ред. Беликовой А. Д. Крымиздат.
6.
Сосногорова М. Путеводитель по Крыму. Одесса.
7.Гинзбург
М. Крымскотатарское строение. ИТУАК № 50, 1919.
8.
Пьянков В. Г. Справочная книжка города Евпатория и его уезда. Симф. 1889. Памятная книжка Таврической губернии. Т.42. Симф.
1861.
9.
Драчук В.-Г. Керкинитида-Гезлев-Евпатория, архитектурные памятники Крыма. Симф.
1977.
10.
Домбровский О.В. Археологические исследования Крым. Киев. "Наукова
думка". 1968.
11.Якубинский
И. План Евпатории и древних в ней сооружений. 1836 .
12.
Фабр А. Достопамятнейшие древности Крыма и соединения воспоминания. Одесса,
1859.
13.Засыпкин
Б.Н. Памятники крымских татар. Крым № 2 (4), 1927.
14.Лопушинская
Е.И., Родкж И.Л. - Историческая справка по памятнику архитектуры «Джума-джами»
г. Евпатория. Киев, 1969.
Демидов
А. Путешествия в Южную Россию и Крым. М., 1853. Абдуллаев И. Мечети Крыма, Арраид№
5(42), 2002 г.
15.Спутник
по городу Евпатория. 1916.
16.
Материалы Евпаторийского краеведческого музея. Протоколы заседаний Евпаторийского
Земского Собрания, 1868-1917 гг.
ЦГААРК
Ф. 27 оп.13 д. 4704, 3016.
ЦГААРКФ.
27 оп. 2 д. 8024.
ЦГААРК
Ф. 49 оп. 1 д. 656.
ЦГААРКФ.
315 оп.1 д. 1412.
ЦГААРК
Ф. 663 оп. 10 д. 118, 121,224. 129
ЦГААРКФ.
681 оп. 2 д. 511.
ЦГААРК
Ф. 681 оп. 1 д. 224, 294..
Страницы: 1, 2
|