Меню
Поиск



рефераты скачать Джума-Джами в Евпатории

Джума-Джами в Евпатории

Посвящается 450-летию "ХАН-ДЖАМИ" в Гезлеве.

1552-2002 гг.

Беспощадное время и влияние человеческого фактора не сохранили памятники древне? цивилизации, бурлившее в узеньких улочках низеньких домиках городов у берегов Понты, Остались на их месте камни, поросшие мхом, травой, засыпанные песком, охраняя тайну веков.

Мусульманские культовые сооружения, воздвигнутые в эпоху возрождения воплощали в себе культурные, политические и экономические связи Крыма с исламским миром, отожествляли архитектуру с символом веры, являясь частью крымскотатарского культурного наследия.

Крым, в эпоху средневековья, насыщенный историческими событиями и градостроительством, отображал доносивших из глубины веков имена сельжукских, османских, мамлюкcких султанов, золотоордынских и крымских ханов, связанных с возведением "храмов". Крымская знать, султаны, правители Востока, Увековечивали свои имена, воздвигая великолепные дворцы, мечети, создавая целые архитектурные ансамбли, поражающие гениальной простотой и совершенством, величием и гармо­нией, различаясь по своим функциям и размерам.

Наследники Крымского престола, получая воспитание и образование при Стамбульском дворе, заимствовали турецкий быт, культуру и турецкое искусство. Для строительства мечетей, медресе, текие, бани приглашались в Крым лучшие зодчие. Воздвигнутые в средние века строения, несли в себе характерные черты художественного образца строений Стамбула, Эдирне и др. городов Турции. Одно из таких сооружений "Хан-джами" в Евпатории, была наследственной мечетью крымских ханов, которая отличается предельной чистотой стиля и отсутствием излишней детализации и декорировки архитектурных форм.

Евпаторийская мечеть "Хан-джами" - архитектурный памятник эпохи возрождения мусульманского зодчества на северо-западе Крымского полуострова. Это одно из первых произведений архитектуры образовавшегося крымского государства. Единственный образец высокого творчества, безмолвный свидетель, около 500 лет, наблюдающий бегущую мимо жизнь, говорит о большом значении Гезлева в тот период. Построена мечеть великим устазом Османской империи, сыном Абдулменнана Мех­оедом Ходжи Синани в 1552 году. Мечеть "Хан-джами" одна из тех немногих, которые сохранились - это наша история, наша действительность!

Мехмед Ходжа Синани за свою более чем столетнюю жизнь, при правлении Селима, Сулеймана- "Законодателя", Селима - и Мурада-Ш, выстроил более 400 сооружений, одних только мечетей 81 в различных городах Османской империи. В честь султана Селима сооруженная мечеть Ходжи Синаном в Кефе (Феодосия), одно из первых его произведений, в основу которого положено конструктивное решение мечети "Аль София" в Стамбуле. Творение великого зодчего в Кефе снесено после колонизации Крыма российской империей в 1833 году. Последующие его строения уже были творениями опытного мастера, которые до сих пор поражают своим совершенством. Таким является "Хан-джами" в городе Гезлеве (Евпатория), одна из самых грандиозных мечетей северо-западного Крыма - сооружена в формах, близких соборных мечетей "Шах заде", "Сулеймание", "Селимие" в Турции. Прекрасная сохранность турецких мечетей дает предположение об их внутреннем облике. Безусловно, "Хан-джами" обладала характерными чертами художественного образца творчества великого зодчего Синани.

Участие прославленного турецкого мастера в строительстве выдающейся мечети, объясняется возросшим авторитетом города. Единственный морской порт, связывающий Турцию с Крымом, сделал Гезлев опорной крепостью на северо-западной границе владений крымских ханов, ремесленно-культурным, религиозным центром. Учения ислама вошли в историю Гезлева как оплот знаний, веры, мудрости, терпимости, правильной оценки духовных ценностей, познания истины.

Крымские ханы, получив в Оттоманской Порте фирман на ханство, сходили с корабля в Гезлеве. В Гезлеве, "в благословенной мечети "Ханджами" перед подданными, хан объявлял свои права, расписываясь при этом в специальном фирмане (акте), который хранился в мечети". Шейх, дервишеского ордена Мевлеви, наделенный политической властью, при короновании, опоясывал хана мечом Османа. Анатолий Демидов во время путешествия по Крыму в 1837 году упоминает о существовании такого фир-мана, подписанного 18-ю ханами, правившими в Крыму. Подпись Хаджи Девлет Гирея стояла первой.

Любопытное донесение Евпаторийского городничего Эссена, Тав­рическому губернатору Нарышкину Д.В. в 1837 году: "...по собранным справкам, мечеть заложена в 1552 году владетельным ханом Гиреем по смерти коего Мемет Гирей в 1564 году окончил и грамотою за подписем своим поручил под надзор придворному духовнику Эмир-хатипу. После сия мечеть переходила в наследство владетельных ханов, коих было от Мемет Гирея до последнего Шагин Гирея 18, и каждый из них при получении ханства утверждал означенную грамоту собственноручным своим подписем. Сия грамота хранится при мечети и 20-ти владетельных ханов имеются на грамоте собственные подписи".

Шейх, наделенный политической властью, при короновании опоясывал хана мечем Османа.

Несмотря на разрушения, искажения перестройками и реставрациями в 1821, 1834, 1896, 1921, 1962, 1982 годах "Хан-джами" поражает гениальной простотой своих конст­руктивных форм, но конкретная роспись мечети не со­хранилась. В то же время нельзя не отметить прекрасную сохранность зодчества Ходжа Синани в Турции, что позволяет нам представить их внутренний облик.

Архитектура ханской мечети отличается исключительной ясностью, четкостью, простотой и соразмерностью форм, гармонирующих с относительно скромным убранством. Наиболее древней формой строительства являлась базилика с деревянным перекрытием, а с XIV века распространяются купольные мечети. В "Хан-джами" всех куполов, покрытые литым свинцом 12 и один полукупол, расположенный в центре южной стены над михрабом.

Над главным входом в северной стороне, снаружи была надпись арабской вязью: "В 1552 году Девлет Гирей-ханом сооружена сия благо­словенная мечеть", она не сохранилась. Некоторые авторы путеводителей по Евпатории, предполагают, что эта надпись была сделана после реставрационных работ в 1896 году.

Исследователи мечети спорят о достоверности надписей на сооружении, а выдают только предположения: "Верхняя часть северного входа заложена в XIX веке и возможно надпись даты основания мечети в 1552 году является позднейшей. Каллиграфия относится тоже к XIX веку. Вторая надпись изнутри над второй дверью: "Бис-сми Лляхи Ррахма-ни Ррахим" "Именем Аллаха Милостивого Милосердного", а ниже каллиграф "Эмир Али 1844 г.", видимо, надпись сделана после реставрации»,- констатирует Чипурина П.Я.

Обратите внимание на искажения фактов, на два описания: Евпаторийский городничий Эссен доводит до сведения губернатора Нарышкина Д.В. в 1837 г. о "Хан-джами", о том, что "...поручено под надзор духовнику Эмир-Али хатипу...", - продолжает в 1924 году Чепурина П."...ниже надписи над второй дверью каллиграф "Эмир Али 1844". Разница между донесением и исследованием над-писи Чепуриной. Возможно, перевод с арабско­го Чепурина сделала не точный, и следует, что надпись была уже сделана давно до донесения городничего Эссена. Ошибка госпожи Чепуриной. Так же в угоду коммунистическому режиму она пренебрегла настоящим именем этой мечети. Называемый во все времена «Хан-джами», (ханская мечеть), Чепурина назвала в своей брошюре «Джума-джами»(пятничная мечеть), затем подхваченная и включенная в реестр архитектурных памятников как «Джума-джами».

В строительстве этого сооружения использовали местный строительный материал . Мечеть "Хан-джами" выложена из дикого камня - ракушечника, а углы и откосы, края дверей и окон -из тесаного известняка, на известковом или алебастровом растворе. Все древние сооружения клались на известковом растворе, выдержанным 5-6 лет, а позже стали использовать алебастр. Штукатурка известковая, с примесью очеса тонкой овечьей шерсти, служила для скрепления раствора. Для придания окраса розового цвета добавляли в раствор извести измельченный жженый кирпич.

В зал мечети ведут три двери небольших размеров. Западные и восточные служили только для достопочтенных людей, хану и его приближенным. Главные двери больших размеров из ореха с прекрасной резьбой, изящными медными ручками и засовами. Пол устлан большими каменными плитами разных размеров, побеленные в один тон.

На южной стене, внутри, в направлении Мекки (къыбла) имеется открытый голубой мих-раб с древним Кораном (алтарь) - пятигранная ниша, орнаментированная великолепной лепкой, высотой около пяти метров. Когда-то здесь золотом были вписаны имена пророков и Суры из Корана.

Чаша купола кажется невесомой, как бы парящей над головой. По краям конического купола, вверху над михрабом было вечное напоминание правоверным: "Прежде молитвы очисть свою совесть перед михрабом". Направо от михраба - минбар, полуоткрытая кафедра с величественным Аланом, увенчанный пучком небесного сияния, с которого улемы призывали к добру и справедливости, читали проповеди и Суры Корана, говорили назидательные речи хатипы или имамы. На фронтоне, с двенадцатью лестницами, (после реставрации лестниц оставлено только 9) была надпись "Машъалла" (так хочет Бог).

Налево от михраба открытая кафедра "курси" для всех правоверных толкователей Корана.

По восточной и западной стене идет мафиль (хоры), складные курси (подставка для Корана), ралле (полка). Зал был устлан дорогими персидскими, турецкими и ручной работы евпаторийских мастеров, коврами.

Истинное украшение мечети - величественные минареты высотой 36 метров (до реставрации 33 метра), с коническим основанием и Аланом (Алем, полумесяц) обращенным в сторону Къыбла.

При возведении мечети было два нарядных минарета. В. Гесте в 1798 году занимающийся составлением проекта реставрации оставил описание мечети: "Высота минарета 33 метра. Снаружи стволы имеют форму двенадцатигранников, внутри круглые. Винтовые лестницы со сто пятью ступеньками (после реставрации их осталось сто три) ведут к украшенным резными розетками круговой балкончик, с которых муэдзины в праздничные и торжественные дни призывали правоверных к молитве. Конические завершения минаретов венчаются шпилями с медными шарами и полумесяцем наверху". Минарет вначале крытый листовым свинцом непос­редственно по каменным полусферам, во время реставрации в 1962 г. были защищены оцинкованным железом по деревянным кружалам с дощатой обрешеткой. Восстановление величественных минарет воистину стали украшением нашего прекрасного города.

Турецкий путешественник Эвлия Челеби, посетивший Крым в 1666 году и побывавший в нашем городе, оставил описание Гезлева. "...Мечеть поистине прекрасна и замечательна, полна прелести и очарования, однако свободное пространство перед ее фасадом слишком мало по сравнению с размерами храма, ибо лежит джами в самой многолюдной части города по­среди четырехугольного базара.

 В величественной ханской мечети, полной света, прекрасно украшенной и устроенной, собирается много правоверных. Это единственный в городе храм, покрытый чистым светло-голубым свинцом. Блеск свинцовой кровли на его куполах виден на расстоянии одного фарсанда". (Персидская мера).

В те времена "Хан-джами" считалась самым высотным зданием в Гезлеве, его минареты и сегодня видны далеко в море.

56 окон различной формы, небольшие по размерам, придают монументальному сооружению особое своеобразие и создают таинствен­ность совершаемого намаза, наполняя зал ровным, спокойным светом.

Для совершения омовения во дворе журчал чешме (фонтан), окаймленный белым мрамором, устроенный Селим Гиреем. Кяриз (подзем­ный водовод) тянулся ко двору мечети с территории Мойнак, где были прорыты колодцы.

В нынешнем сквере имени Ашика Омера, ранее было кладбище, от которого "сохранились некоторые надгробия в виде саркофагов с резьбой по мрамору и обелисками у изголовья. Они принадлежали генералам и офицерам турецкой армии", - добавляет архитектор Е. Лопушинская. Теперь кладбища нет. Перед главным и восточным входом мечети могилы с прекрасными надгробными камнями из мрамора, на которых выгравированы арабской вязью имена служителей этой мечети и турецкого генерала Мустафа-паши, погибшего в Крымской войне 1853-56 гг. По некоторым ис­точникам в Гезлеве, в "Хан-джами" умер крымский хан Бехадыр Гирей и тут похоронен, но эти сведения не подтверждены фактами. Во времена смут в ханстве Гезлев был убежищем для султанов и карачиев.

 Когда-то, вокруг благословенной мечети, кипели красочные восточные базары. Друг к другу липли лавки ремесленников, ювелиров, па­рикмахерские, пекарни, на вакуфе мечети был медресе. На месте нынешнего паспортного отдела милиции и "Пиццерии", с левой стороны мечети, был второй по счету в Гезлеве текие дер­вишей, которые совместно с мечетью составляли характерный силуэт прошлого Гезлева.

Напротив мечети была ханская баня, где совершали омовения перед намазом ханы и правоверные мусульмане. По некоторым сведениям, от двора "Хан-джами" к ханской бане вели подземные переходы, которым пользовались достопочтенные люди вместе с ханами.

В средневековом Гезлеве мечеть "Хан-джами", считавшаяся самым высотным сооружением, была не единственная.

В 1855 году Федори Ф.Л. в путеводителе «Крым» писал: «В городе 2 церкви (армянская и греческая), 2 синагоги (он имел в виду еврейскую и караимскую, А.Я.) и 19 мечетей, одна из которых величественная «Хан-джами».

В.Гесте, Жуков, Якубинский оставили чертежи этого уникального памятника архитектуры средневековья. Академиком Келлером в 1821 г. была составлена смета на "поправку мечети в городе Козлове, прекраснейшей из всех, находящихся в Крыму". О ремонте в 1834 г. пишет Г.Спасский, к его статье приложен план и рису­нок. Добавляют к сведениям о величественной мечети, упоминания Палласа, впечатления П.Суморокова, прекрасное описание путешественника А. Демидова. По проекту архитектора А.Е. Гека в 1896 г. велась реставрация. Внешнее обследование проведено в 1926 году архитектором Б.Н. Засыпкиным. Все изученные материалы не дают полную информацию об истории "Хан-джами", т.к. не обнаружены первоначальные проекты Синани, которые ждут своих исследователей.

Мечеть, как культовое сооружение, впервые была закрыта после установления Советской власти в Крыму. Последними служителями храма были хатип Смаил-эфенди и имам Муртаза-эфенди.

Власть тоталитарного коммунистического режима с принятием декрета по отделении церкви от государства, предпринимает шаг, "передавать в аренду культовые сооружения верующим", с обязательной уплатой определенной пошлины. Мечети столетиями принадлежащие мусульманской общине, передаются этим же общинам в аренду. Между прочим, ставки упла­ты пошлин для мусульманской общины самые большие, (если православной церкви пошлины составляли 200 рублей, то мусульманской общине надо было выплатить 600 рублей). Контроль за деятельностью религиозных организа­ций и общин осуществляла Комиссия по вопросам культа при Крымск. ЦИКе и НКВД. Однако с нагнетанием атеистической пропаганды и преследованиями священнослужителей под различным предлогом, составленные договора, между новой властью и мусульманскими общинами расторгались, мечети закрывались. Древние обветшалые мечети разрушались, а строительные материалы использовались для нужд горожан, более или менее мечети в хоро­шем состоянии передавались в коммунхозы под жилые помещения или развлекательные учреждения.

С развалом режима коммунистов ожили архивы. Что касается мечети, для большей достоверности, мы приводим сведения из архивных материалов.

3.10.1922 г. на бланке НКВД. На 85X6079. "Работа по отделению церкви от государства и школы от церкви была начата своевременно с изданием обязательного Постановления № 26 от 20 февраля с.г. (Бюл. №6), и проводилась она в общей канцелярии отдела Управления и исполкома".

".. .Особенно не аккуратно являются для заключения договора татарские общины, которые привыкли себя чувствовать совершенно обособ­ленными от государства с давних времен.

...переходя ко второму вопросу - о мерах ускорения этой работы, окрисполком находит, что единственная реальная мера - это опечатывание храмов и передача их органам власти, т.е. в округе сельсоветам, а в городе коммунхозу.

Ваше предыдущее Постановление об окончании дел формально будет исполнено таким образом: прием заявлений о принятии в аренду молитвенных домов и храмов будет прекращено, а дома и храмы, не взятые в аренду, опечатаны. Сдача их в аренду будет производиться с особого всякий раз разрешения окрисполкома с уплатой штрафа 50.000 руб. денежными зна­ками 22 года". За нарушение обязательного Постановления № 26 с.г. в параграфе 2 говорится: "Лица, в фактическом обладании которых на­ходятся храмы и пр. церковное имущество, обязаны в недельный срок представить в отдел Управления: а) опись в 3-х экземплярах и т.д., что фактически они своевременно не исполняли. Председатель (не понятно) подпись".

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.