Джума-Джами в Евпатории
Посвящается
450-летию "ХАН-ДЖАМИ" в Гезлеве.
1552-2002 гг.
Беспощадное время и влияние человеческого фактора не
сохранили памятники древне? цивилизации, бурлившее в узеньких улочках низеньких
домиках городов у берегов Понты, Остались на их месте камни, поросшие мхом,
травой, засыпанные песком, охраняя тайну веков.
Мусульманские культовые сооружения, воздвигнутые в
эпоху возрождения воплощали в себе культурные, политические и экономические
связи Крыма с исламским миром, отожествляли архитектуру с символом веры,
являясь частью крымскотатарского культурного наследия.
Крым, в эпоху средневековья, насыщенный историческими
событиями и градостроительством, отображал доносивших из глубины веков имена
сельжукских, османских, мамлюкcких султанов, золотоордынских и крымских ханов,
связанных с возведением "храмов". Крымская знать, султаны, правители
Востока, Увековечивали свои имена, воздвигая великолепные дворцы, мечети,
создавая целые архитектурные ансамбли, поражающие гениальной
простотой и совершенством, величием и гармонией, различаясь по своим функциям
и размерам.
Наследники
Крымского престола, получая воспитание и образование при Стамбульском дворе,
заимствовали турецкий быт, культуру и турецкое искусство. Для строительства
мечетей, медресе, текие, бани приглашались в Крым лучшие зодчие. Воздвигнутые в
средние века строения, несли в себе характерные черты художественного образца
строений Стамбула, Эдирне и др. городов Турции. Одно из таких сооружений
"Хан-джами" в Евпатории, была наследственной мечетью крымских ханов,
которая отличается предельной чистотой стиля и отсутствием излишней детализации
и декорировки архитектурных форм.
Евпаторийская
мечеть "Хан-джами" - архитектурный памятник эпохи возрождения
мусульманского зодчества на северо-западе Крымского полуострова. Это одно из
первых произведений архитектуры образовавшегося крымского государства. Единственный
образец высокого творчества, безмолвный свидетель, около 500 лет, наблюдающий
бегущую мимо жизнь, говорит о большом значении Гезлева в тот период. Построена
мечеть великим устазом Османской империи, сыном Абдулменнана Мехоедом Ходжи
Синани в 1552 году. Мечеть "Хан-джами" одна из тех немногих, которые
сохранились - это наша история, наша действительность!
Мехмед
Ходжа Синани за свою более чем столетнюю жизнь, при правлении Селима,
Сулеймана- "Законодателя", Селима - и Мурада-Ш, выстроил более 400 сооружений,
одних только мечетей 81 в различных городах Османской империи. В честь султана
Селима сооруженная мечеть Ходжи Синаном в Кефе (Феодосия), одно из первых его
произведений, в основу которого положено конструктивное решение мечети
"Аль София" в Стамбуле. Творение великого зодчего в Кефе снесено
после колонизации Крыма российской империей в 1833 году. Последующие его
строения уже были творениями опытного мастера, которые до сих пор поражают своим
совершенством. Таким является "Хан-джами" в городе Гезлеве
(Евпатория), одна из самых грандиозных мечетей северо-западного Крыма -
сооружена в формах, близких соборных мечетей "Шах заде",
"Сулеймание", "Селимие" в Турции. Прекрасная сохранность турецких мечетей дает предположение об их
внутреннем облике. Безусловно, "Хан-джами" обладала характерными
чертами художественного образца творчества великого зодчего Синани.
Участие
прославленного турецкого мастера в строительстве выдающейся мечети, объясняется
возросшим авторитетом города. Единственный морской порт, связывающий Турцию с
Крымом, сделал Гезлев опорной крепостью на северо-западной границе владений
крымских ханов, ремесленно-культурным, религиозным центром. Учения ислама вошли
в историю Гезлева как оплот знаний, веры, мудрости, терпимости, правильной оценки
духовных ценностей, познания истины.
Крымские
ханы, получив в Оттоманской Порте фирман на ханство, сходили с корабля в
Гезлеве. В Гезлеве, "в благословенной мечети "Ханджами" перед
подданными, хан объявлял свои права, расписываясь при этом в специальном фирмане
(акте), который хранился в мечети". Шейх, дервишеского ордена Мевлеви,
наделенный политической властью, при короновании, опоясывал хана мечом Османа. Анатолий Демидов во время
путешествия по Крыму в 1837 году упоминает о существовании такого фир-мана,
подписанного 18-ю ханами, правившими в Крыму. Подпись Хаджи Девлет Гирея стояла
первой.
Любопытное донесение Евпаторийского городничего
Эссена, Таврическому губернатору Нарышкину Д.В. в 1837 году: "...по
собранным справкам, мечеть заложена в 1552 году владетельным ханом Гиреем по
смерти коего Мемет Гирей в 1564 году окончил и грамотою за
подписем своим поручил под надзор придворному духовнику Эмир-хатипу. После сия
мечеть переходила в наследство владетельных ханов, коих было от Мемет Гирея
до последнего Шагин Гирея 18, и каждый из них при получении ханства утверждал
означенную грамоту собственноручным своим подписем. Сия грамота хранится при
мечети и 20-ти владетельных ханов имеются на грамоте собственные подписи".
Шейх, наделенный политической властью, при короновании
опоясывал хана мечем Османа.
Несмотря на разрушения, искажения перестройками и
реставрациями в 1821, 1834, 1896, 1921, 1962, 1982 годах "Хан-джами"
поражает гениальной простотой своих конструктивных форм, но конкретная роспись
мечети не сохранилась. В то же время нельзя не отметить прекрасную сохранность
зодчества Ходжа Синани в Турции, что позволяет нам представить их внутренний
облик.
Архитектура ханской мечети отличается исключительной
ясностью, четкостью, простотой и соразмерностью форм, гармонирующих с
относительно скромным убранством. Наиболее древней формой строительства
являлась базилика с деревянным перекрытием, а с XIV века распространяются
купольные мечети. В "Хан-джами" всех куполов, покрытые литым свинцом 12
и один полукупол, расположенный в центре южной стены над михрабом.
Над главным входом в северной стороне, снаружи была
надпись арабской вязью: "В 1552 году Девлет Гирей-ханом
сооружена сия благословенная мечеть", она не сохранилась. Некоторые
авторы путеводителей по Евпатории, предполагают, что эта надпись была сделана
после реставрационных работ в 1896 году.
Исследователи мечети спорят о достоверности надписей
на сооружении, а выдают только предположения: "Верхняя часть северного
входа заложена в XIX веке и возможно надпись даты основания мечети в 1552
году является позднейшей. Каллиграфия относится тоже к XIX
веку. Вторая надпись изнутри над второй дверью: "Бис-сми Лляхи Ррахма-ни
Ррахим" "Именем Аллаха Милостивого Милосердного", а ниже
каллиграф "Эмир Али 1844 г.", видимо, надпись сделана после
реставрации»,- констатирует Чипурина П.Я.
Обратите внимание на искажения фактов, на два
описания: Евпаторийский городничий Эссен доводит до сведения губернатора
Нарышкина Д.В. в 1837 г. о "Хан-джами", о том, что "...поручено
под надзор духовнику Эмир-Али хатипу...", - продолжает в 1924 году
Чепурина П."...ниже надписи над второй дверью каллиграф "Эмир Али
1844". Разница между донесением и исследованием над-писи Чепуриной.
Возможно, перевод с арабского Чепурина сделала не точный, и следует, что
надпись была уже сделана давно до донесения городничего Эссена. Ошибка госпожи
Чепуриной. Так же в угоду коммунистическому режиму она пренебрегла настоящим именем
этой мечети. Называемый во все времена «Хан-джами», (ханская мечеть), Чепурина назвала в своей брошюре «Джума-джами»(пятничная
мечеть), затем подхваченная и включенная в реестр архитектурных памятников как «Джума-джами».
В строительстве этого сооружения использовали местный строительный
материал . Мечеть "Хан-джами" выложена из дикого
камня - ракушечника, а углы и откосы, края дверей и окон -из тесаного
известняка, на известковом или алебастровом растворе. Все древние сооружения
клались на известковом растворе, выдержанным 5-6 лет, а позже стали
использовать алебастр. Штукатурка известковая, с примесью очеса тонкой овечьей
шерсти, служила для скрепления раствора. Для придания окраса розового цвета
добавляли в раствор извести измельченный жженый кирпич.
В
зал мечети ведут три двери небольших размеров. Западные и восточные служили
только для достопочтенных людей, хану и его приближенным. Главные двери больших
размеров из ореха с прекрасной резьбой, изящными медными ручками и засовами.
Пол устлан большими каменными плитами разных размеров, побеленные в один тон.
На
южной стене, внутри, в направлении Мекки (къыбла) имеется открытый голубой
мих-раб с древним Кораном (алтарь) - пятигранная ниша, орнаментированная
великолепной лепкой, высотой около пяти метров. Когда-то здесь золотом были
вписаны имена пророков и Суры из Корана.
Чаша
купола кажется невесомой, как бы парящей над головой. По краям конического
купола, вверху над михрабом было вечное напоминание правоверным: "Прежде
молитвы очисть свою совесть перед
михрабом". Направо от михраба - минбар, полуоткрытая кафедра с
величественным Аланом, увенчанный пучком небесного сияния, с которого улемы
призывали к добру и справедливости, читали проповеди и Суры Корана, говорили
назидательные речи хатипы или имамы. На фронтоне, с двенадцатью лестницами,
(после реставрации лестниц оставлено только 9) была надпись
"Машъалла" (так хочет Бог).
Налево от михраба открытая кафедра "курси"
для всех правоверных толкователей Корана.
По восточной и западной стене идет мафиль (хоры),
складные курси (подставка для Корана), ралле (полка). Зал был устлан дорогими
персидскими, турецкими и ручной работы евпаторийских мастеров, коврами.
Истинное украшение мечети - величественные минареты
высотой 36 метров (до реставрации 33 метра), с коническим основанием и Аланом
(Алем, полумесяц) обращенным в сторону Къыбла.
При возведении мечети было два нарядных минарета. В.
Гесте в 1798 году занимающийся составлением проекта реставрации оставил
описание мечети: "Высота минарета 33 метра. Снаружи стволы имеют форму
двенадцатигранников, внутри круглые. Винтовые лестницы со сто пятью ступеньками
(после реставрации их осталось сто три) ведут к украшенным резными розетками
круговой балкончик, с которых муэдзины в праздничные и торжественные дни
призывали правоверных к молитве. Конические завершения минаретов венчаются
шпилями с медными шарами и полумесяцем наверху". Минарет вначале крытый
листовым свинцом непосредственно по каменным полусферам, во время реставрации
в 1962 г. были защищены оцинкованным железом по деревянным кружалам с дощатой
обрешеткой. Восстановление величественных минарет воистину стали украшением
нашего прекрасного города.
Турецкий путешественник Эвлия Челеби, посетивший Крым
в 1666 году и побывавший в нашем городе, оставил описание Гезлева.
"...Мечеть поистине прекрасна и замечательна, полна прелести и очарования,
однако свободное пространство перед ее фасадом слишком мало по сравнению с
размерами храма, ибо лежит джами в самой многолюдной части города посреди
четырехугольного базара.
В величественной ханской мечети, полной света,
прекрасно украшенной и устроенной, собирается много правоверных. Это
единственный в городе храм, покрытый чистым светло-голубым свинцом. Блеск
свинцовой кровли на его куполах виден на расстоянии одного фарсанда".
(Персидская мера).
В те времена "Хан-джами" считалась самым
высотным зданием в Гезлеве, его минареты и сегодня видны далеко в море.
56 окон различной формы, небольшие по размерам,
придают монументальному сооружению особое своеобразие и создают таинственность
совершаемого намаза, наполняя зал ровным, спокойным светом.
Для совершения омовения во дворе журчал чешме
(фонтан), окаймленный белым мрамором, устроенный Селим Гиреем. Кяриз (подземный
водовод) тянулся ко двору мечети с территории Мойнак, где были прорыты колодцы.
В нынешнем сквере имени Ашика Омера, ранее было
кладбище, от которого "сохранились некоторые надгробия в виде саркофагов с
резьбой по мрамору и обелисками у изголовья. Они принадлежали генералам и
офицерам турецкой армии", - добавляет архитектор Е. Лопушинская. Теперь
кладбища нет. Перед главным и восточным входом мечети могилы с прекрасными надгробными
камнями из мрамора, на которых выгравированы арабской вязью имена служителей
этой мечети и турецкого генерала Мустафа-паши, погибшего в Крымской войне
1853-56 гг. По некоторым источникам в Гезлеве, в "Хан-джами" умер
крымский хан Бехадыр Гирей и тут похоронен, но эти сведения не подтверждены
фактами. Во времена смут в ханстве Гезлев был убежищем для султанов и карачиев.
Когда-то, вокруг благословенной мечети, кипели
красочные восточные базары. Друг к другу липли лавки ремесленников, ювелиров,
парикмахерские, пекарни, на вакуфе мечети был медресе. На месте нынешнего
паспортного отдела милиции и "Пиццерии", с левой стороны мечети, был
второй по счету в Гезлеве текие дервишей, которые совместно с мечетью
составляли характерный силуэт прошлого Гезлева.
Напротив мечети была ханская баня, где совершали
омовения перед намазом ханы и правоверные мусульмане. По некоторым сведениям, от двора "Хан-джами" к ханской бане вели подземные
переходы, которым пользовались достопочтенные люди вместе с ханами.
В
средневековом Гезлеве мечеть "Хан-джами", считавшаяся самым высотным
сооружением, была не единственная.
В
1855 году Федори Ф.Л. в путеводителе «Крым» писал: «В городе 2 церкви
(армянская и греческая), 2 синагоги (он имел в виду еврейскую и караимскую,
А.Я.) и 19 мечетей, одна из которых величественная «Хан-джами».
В.Гесте,
Жуков, Якубинский оставили чертежи этого уникального памятника архитектуры
средневековья. Академиком Келлером в 1821 г. была составлена смета на
"поправку мечети в городе Козлове, прекраснейшей из всех, находящихся в
Крыму". О ремонте в 1834 г. пишет Г.Спасский, к его статье приложен план и
рисунок. Добавляют к сведениям о величественной мечети, упоминания Палласа,
впечатления П.Суморокова, прекрасное описание путешественника А. Демидова. По
проекту архитектора А.Е. Гека в 1896 г. велась реставрация. Внешнее
обследование проведено в 1926 году архитектором Б.Н. Засыпкиным. Все изученные
материалы не дают полную информацию об истории "Хан-джами", т.к. не
обнаружены первоначальные проекты Синани, которые ждут своих исследователей.
Мечеть,
как культовое сооружение, впервые была
закрыта после установления Советской власти в Крыму. Последними служителями
храма были хатип Смаил-эфенди и имам Муртаза-эфенди.
Власть тоталитарного коммунистического режима с
принятием декрета по отделении церкви от государства, предпринимает шаг,
"передавать в аренду культовые сооружения верующим", с обязательной
уплатой определенной пошлины. Мечети столетиями принадлежащие мусульманской
общине, передаются этим же общинам в аренду. Между прочим, ставки уплаты
пошлин для мусульманской общины самые большие, (если православной церкви
пошлины составляли 200 рублей, то мусульманской общине надо было выплатить 600
рублей). Контроль за деятельностью религиозных организаций и общин
осуществляла Комиссия по вопросам культа при Крымск. ЦИКе и НКВД. Однако с
нагнетанием атеистической пропаганды и преследованиями священнослужителей под
различным предлогом, составленные договора, между новой властью и мусульманскими
общинами расторгались, мечети закрывались. Древние обветшалые мечети
разрушались, а строительные материалы использовались для нужд горожан, более
или менее мечети в хорошем состоянии передавались в коммунхозы под жилые
помещения или развлекательные учреждения.
С
развалом режима коммунистов ожили архивы. Что касается мечети, для большей
достоверности, мы приводим сведения из архивных материалов.
3.10.1922
г. на бланке НКВД. На 85X6079. "Работа по отделению церкви от государства
и школы от церкви была начата своевременно с изданием обязательного
Постановления № 26 от 20 февраля с.г. (Бюл. №6), и проводилась она в общей
канцелярии отдела Управления и исполкома".
"..
.Особенно не аккуратно являются для заключения договора татарские общины,
которые привыкли себя чувствовать совершенно обособленными от государства с
давних времен.
...переходя
ко второму вопросу - о мерах ускорения этой работы, окрисполком находит, что единственная реальная
мера - это опечатывание храмов и передача их органам власти, т.е. в округе
сельсоветам, а в городе коммунхозу.
Ваше
предыдущее Постановление об окончании дел формально будет исполнено таким
образом: прием заявлений о принятии в аренду молитвенных домов и храмов будет
прекращено, а дома и храмы, не взятые в аренду, опечатаны. Сдача их в аренду
будет производиться с особого всякий раз разрешения окрисполкома с уплатой
штрафа 50.000 руб. денежными знаками 22 года". За нарушение обязательного
Постановления № 26 с.г. в параграфе 2 говорится: "Лица, в фактическом
обладании которых находятся храмы и пр. церковное имущество, обязаны в
недельный срок представить в отдел Управления: а) опись в 3-х экземплярах и
т.д., что фактически они своевременно не исполняли. Председатель (не понятно)
подпись".
Страницы: 1, 2
|