5. К существительным с основой на согласный относились слова всех трёх
родов. Древние основы обнаруживаются здесь в косвенных падежах, в которых
происходит как бы «наращение» суффиксов на согласный. По этому типу склонялись:
а) Существительные мужского рода с суффиксом -ен- (основа на согласный *-n: *kamen): камы - камене, пламы -
пламене, а также слова дьнь, олень, корень и некоторые другие;
б) Существительные среднего рода с суффиксом -ен- (основа на согласный *-n: *imen): имя - имене, время -
времене, письмя(буква) - письмене, чисмя(число) - чисмене и другие; ,
в) Существительные среднего рода с суффиксом -ят- (основа на согласный
*-t): теля - теляте, гоуся - гоусяте, отрочя - отрочяте и другие названия
детёнышей;
г) существительные среднего рода с суффиксом -ес- (основа на согласный *-s):
небо - небеса, оухо - оушеса, тело - телеса и другие;
д) Существительные женского рода с суффиксом -ер- (основа на согласный
*-r): мати - матере, дъчи - дъчере14.
Примеры из текста: леность бо всему мати (существительное женского
рода, единственное число, именительный падеж), исповедати чюдесъ (существительное
среднего рода, множественного числа, родительного падежа), во имя (существительное
среднего рода, единственное число, винительный падеж), въ день (существительные
мужского рода, единственного числа, винительного падежа).
6. К существительным с основой на *ū относилось немного слов
женского рода с окончанием -ы в именительном падеже: букы, тыкы, москы, свекры,
любы, бры, кры, церкы, моркы, золы, ятры. Примеры из текста: и в церкви то
дейтеи (существительное женского рода, единственного числа, дательного падежа).
В процессе многовекового исторического развития древнерусская система
склонения существительных подверглась значительным изменениям. Основное
направление этих изменений состояло в упрощении системы склонения, которое
выразилось в объединении типов склонения, в унификации падежных окончаний,
особенно во множественном числе, в утрате звательной формы и двойственного
числа. Одни из этих изменений вызваны фонетическими факторами, другие взаимным
влиянием твёрдых и мягких основ, одних падежей на другие в одном и том же
склонении... Однако основную и решающую роль в изменении системы склонения
существительных сыграл грамматический род. В результате произошло разрушение
старых и установление новых типов склонения.
Объединение типов склонения. В древнерусском языке ХI века, как известно, было шесть основных типов склонения
существительных. Однако уже в древнейшие времена, ещё до появления памятников
письменности, одни типы склонения стали воздействовать на другие. Так,
например, в результате взаимодействия существительных с основами на *ŏ(*jŏ) и *ŭ в творительном
падеже единственного числа установилось одно окончание: -ъмъ (городъмъ и
сынъмъ).
Процесс взаимодействия различных типов склонения существительных
продолжает развиваться и в письменный период. В этом легко убедиться, если
обратиться к древнейшим русским памятникам - «Остромирову евангелию»,
«Изборнику Святослава», Смоленской грамоте около 1229 года и другим. Так, в
«Изборнике Святослава» 1073 года встречается отъ льноу вместо отъ льна. Эти
изменения мы видим и в тексте: богови вместо богоу, посмеются ни дому вашему
вместо домови.
Взаимодействие различных типов склонения существительных постепенно
приводит к объединению одних типов склонения, распадению и исчезновению других.
В результате в русском языке оформляются три новых типа склонения.
Преобразование типов склонения происходит под влиянием грамматического рода.
Существительные группируются вокруг того или иного типа уже не по древним основам,
а по родовому признаку. Так, слова мужского рода разных типов склонения
получают одинаковые окончания и постепенно вырабатывают один тип склонения на
базе наиболее устойчивого и многочисленного по своему составу склонения с
основой на *ŏ(*jŏ). К нему примыкают
слова с основой на *ŭ, а также существительные мужского рода с основами на
*i и *-n. Tо жe происходит с существительными
женского и среднего рода. Объединение типов склонений по принципу
грамматического рода выразилось, прежде всего, во взаимодействии
существительных с основами на *ŏ(*jŏ) и *ŭ, в частичном разрушении склонения с основой на *ĭ
и распадении склонения существительных с основой на согласный и *ū.
Взаимодействие существительных с основами на *ŏ(*jŏ) и
*й. Взаимодействие существительных с основами на * ŏ(*jŏ)
и *ŭ, как указывалось выше, началось в речи восточных славян ещё в
дописьменную эпоху. Это взаимодействие выразилось в том, что эти типы склонения
стали сближаться между собой, взаимно влиять друг на друга. Их сближению
способствовало то, что оба склонения относились к одному (мужскому) роду и
имели одинаковые окончания в именительном падеже единственного числа: городъ и
сынъ. Уже в древнейших памятниках существительные с основой на *ŭ
встречаются с окончаниями слов с основой на *ŏ(*jŏ). Так, наряду
с формами родительного падежа единственного числа волоу, верхоу и другие
употребляются формы вола (Лаврентьевская летопись), безъ верха (Хождение
игумена Данила). В «Поучении» мы встречаем: наряду с формой дательного падежа
единственного числа сынов и встречается форма сыноу, по рядови вместо по ряду.
С другой стороны, в существительных с основой на *ŏ(*jŏ)
наблюдаются вторичные окончания, заимствованные из склонения слов с основой на
*ŭ. В тексте эти изменения находят своё отражение: наряду с формами
родительного падежа единственного числа богоу употребляются формы богови, полкъ
употребляется полку.
В результате взаимодействия этих склонений постепенно вырабатывается один
тип. Склонение слов с основой на *ŭ исчезло, но отдельные его формы
вошли во второе склонение и сохранилось в русском языке до настоящего времени.
Этими формами, восходящими к существительным с основой на *ŭ, в
современном русском языке являются следующие: родительный падеж единственного
числа на –у (сахару, гороху, чаю); предложный падеж единственного числа на -у
(в лесу, на дому); родительный падеж множественного числа на -ов (городов,
домов).
Частичное разрушение склонения слов с основой на *ĭ. К
этому склонению относились в древности существительные мужского и женского рода.
Однако существительные мужского рода постепенно объединяются с мягкой
разновидности склонения на *ŏ. Этому способствовало совпадение форм именительного
и винительного падежей единственного числа: конь и гость.
В конце концов в русском языке получилось одно склонение существительных
мужского рода мягкой разновидности. В результате слова типа гость стали
изменяться, как слово конь: родительный падеж единственного числа гостя - коня;
дательный падеж единственного числа гостю - коню. Но не все существительные
мужского рода склонения слов с основой на *ĭ перешли в склонения на *ŏ.
Некоторые из них (гортань, печень, печать, степень, боль и другие) остались в
старом склонении, начав восприниматься как существительные женского рода.
Только слово путь сохранило свой род и продолжает склоняться по -
прежнему: путь - пути - путём и так далее. В свою очередь, склонение слов с
основой на *ĭ само оказало влияние на склонение существительных с основой
на *ŏ. Это выразилось в том, что форма родительного падежа множественного
числа на -ей распространилась на существительные мужского рода склонения на *ŏ:
коней, мужей вместо старых конь, моужь. В тексте «Поучения» эти взаимодействия
никак не отражены. Следовательно, оно ещё не началось в русском языке XII века.
Таким образом, старое склонения слов с основой на *i, утеряв в своём
составе слова мужского рода и сосредоточив в себе существительные женского
рода, образовало современное III склонение.
Распадение склонений существительных с основой на согласный u *ū.
Разрушение этого склонения, начавшееся в дописьменную эпоху, продолжалось
в письменный период. Распадение склонений существительных с основой на
согласный и *ū шло по пути перераспределения его слов между
другими типами по признаку грамматического рода.
Существительные мужского рода ремень, корень, дьнь и другие перешли в
склонение существительных с основой на *ŏ. По этому же склонению стало
склоняться слово камы, после того как оно получило в именительном падеже
единственного числа форму камень под влиянием винительного падежа.
Существительное мужского рода пламы, видоизменившись в пламя, перешло в группу
слов среднего рода типа имя
Существительные женского рода мати и дьчи вошли в новое третье склонение.
Ряд слов на *ū: свекры, цьркы, мъркы, и другие, получив в именительном
падеже единственного числа формы винительного падежа, тоже перешли в
современное третье склонение. Другие слова этого типа приобрели в именительном
падеже единственного числа окончание -а и стали изменяться по первому
склонению: боукъва, тыкъва.
Существительные среднего рода типа теля, порося, жеребя, получившие в
именительном падеже единственного числа формы теленокъ, поросенокъ, жеребенокъ,
вошли в склонение существительных с основой на *ŏ как слова мужского рода.
По этому же склонению (как село), утратив суффикс -ес- в единственном числе,
стали склоняться слова небо, чоудо, слово, тело. У слов тело и слово этот
суффикс утрачен и во множественном числе. Существительные типа имя, время,
племя в основном сохранили своё старое склонение.
В результате всех этих изменений склонения существительных с основой на
согласный и *ū исчезли.
Таким образом, в системе склонения существительных на протяжении истории
русского языка произошли весьма значительные изменения. В результате на месте
шести древнерусских типов складывается три склонения. В современное первое
склонение вошли существительные женского рода древнерусского склонения
существительных с основой на *ā(*jā) и частично слова бывшего
склонения слов с основой на *ū. Ко второму склонению относятся
слова мужского и среднего рода бывшего склонения слов с основой на *ŏ(*jŏ),
а также существительные мужского рода древнерусского склонений слов с основой
на *ŭ и *ĭ и слова мужского и среднего рода склонения существительных
с основой на согласный типа камы, ремы, теля, порося, слово, небо.
Третье склонение охватывает существительные женского рода старого склонения
слов с основой на *ĭ, а также слова склонения слов с основой на согласный
мати, дъчи и частично слова на *ū: свекры, мъркы, цыркы.
Другие изменения. Процесс взаимодействия различных типов склонения не
ограничивается оформлением в русском языке трёх склонений. Этот процесс идёт
ещё дальше во множественном числе. Существительные разных типов склонения во
множественном числе постепенно утрачивают свои различия, унифицируются. Так, в
дательном, творительном и местном падежах множественного числа со временем
устанавливаются единые формы для всех типов склонения существительных
независимо от грамматического рода. В дательном, творительном и местном падежах
под влиянием склонения слов на *ā(*jā) все существительные стали
оканчиваться на амъ, ами, ахъ. Данные изменения начались веком позже, чем было
написано «Поучение», поэтому не нашли своё отражение в данном тексте: «20 живых
конь…»
Первые примеры с новыми окончаниями отмечены в памятниках XIII века. Так,
например, в псковском паремейнике 1271 года встречаем егуптянамъ, безакониямъ,
съ клобуками. Процесс распространения окончаний -амъ, -ами, -ахъ был
длительный, завершившийся, как предполагает П. Я. Черных, лишь ко второй
четверти XVIII века.
Кроме взаимодействия между отдельными типами склонения, наблюдается
сближение окончаний мягкого и твёрдого варианта в пределах первых двух
склонений. Отдельные случаи такого сближения встречаются в памятниках ХI века.
Так, в Новгородской минее 1095 года отмечается форма «въ ветъсе одеже» вместо
одежи. Здесь окончание -е появилось под влиянием твёрдой разновидности (как
жене). В результате этого взаимодействия окончания мягкого варианта были
вытеснены окончаниями твёрдого варианта. В тексте эти изменения мною не были
найдены. .
К XIV веку вышло из употребления двойственное число, заменившись
множественным. Отдельные сохранившиеся формы двойственного числа осознаются в
настоящее время как формы множественного числа, например: очи, плечи, рога,
берега и так далее. В XIV -ХV веках
была утрачена также звательная форма. Вместо неё при обращении стали
использовать именительный падеж. Однако от ограниченной группы слов звательная
форма встречается ещё в памятниках ХVI века. Например, в Казанском летописце: владыко, дево, богородице,
братие, Христе, застоупниче, человече, Петре, Николае, сыноу, господи и другие.
Звательная форма до настоящего времени сохраняется в украинском .и белорусском
языках. В украинском: батьку, синку, мамо, соколе, Катре и так далее; в
белорусском: сынку, браце и другие. «Поучение» было написано раньше, чем
произошла утрата двойственного числа и звательной формы, поэтому в тексте мы
встречаем эти формы: рукама, рогома; звательная форма в «Поучении» не
употреблялась.
Развитие категории одушевлённости. Категория одушевленности в
современном русском склонении выражается формой винительного падежа, равного
родительному, при обозначении живых существ: любить отца, покупать коров,
ловить птиц и так далее. .
В древнерусском языке первоначально не было категории одyшевлённости.
Поэтому одyшевлённые и неодyшевлённые существительные в винительном падеже
имели одинаковые формы: вижоу домъ и вижоу отьць.
Однако ещё в дописьменную эпоху для обозначения лиц (людей), причём
сначала в собственных именах, а потом в нарицательных, восточные славяне
начинают употреблять винительный падеж единственного числа, равный родительному
падежу, у существиrельных мужского рода. Это находит отражение уже в древнейших
письменных памятниках.
В XIV веке категория
одyшевлённости распространяется на существительные мужского рода множественного
числа, а с ХVI века - на существительные
женского рода множественного числа. Примеры: победиша деревлянъ (Лаврентьевская
летопись); одариша князь роусьскыхъ (1 Новгородская летопись); и рабынь
наоучити (Домострой); и женъ ихъ и детеи потомужъ за ними разослали (Григорий
Котошихин).
И только в XVII веке категория одушевлённости охватывает слова,
обозначающие животных и птиц. Примеры: купилъ всего одново борашка (Акты
хозяйства боярина Б. И. Морозова); а ловятъ техъ птицъ подъ Москвою и въ городе
и въ Сибири (Григорий Котошихин); ... какъ принесоуть ествоу третью, лебедя, и
поставятъ на столъ (там же).
Так в русском языке возникает и развивается категория одушевлённости,
окончательно оформившись к XVIII веку15. Так как категория
одушевлённости начала формироваться позже, чем было написано произведение,
категория одушевлённости материально не выражена: человека, бога.
Б) Местоимения
К разряду местоимений относятся слова, не называющие предметов и их
признаков, а только указывающие на них. Конкретное значение местоимения
получают только в условиях связной речи16.
В древнерусском языке местоимения делились на две большие группы – личные
и неличные.
К личным относились местоимения первого: язъ, мы; второго: ты, вы лица, а
также к ним примыкало возвратное местоимение себя. Неличные местоимения
включали несколько разрядов, многие из которых ещё окончательно не оформились.
Существует несколько точек зрения, объясняющих появление формы
именительного падежа единственного числа местоимения 1- го лица - я.
Традиционная точка зрения: до падения редуцированных в древнерусском языке
использовалась двусложная форма язъ, но так как остальные формы именительного
падежа были односложными (ты, мы, вы), то по аналогии с ними слово язъ
утрачивает второй слог. Однако Г. А. Хабургаев считает, что форма язъ не была
характерна для живой речи, видит контаминацию старославянской формы азъ и
древнерусской формы я. По мнению Г. А. Хабургаева, форма я не произошла от язъ;
образование я рассматривается как очень древняя диалектная праславянская
особенность, которая закрепилась в восточнославянских и западнославянских
говорах. В письменных памятниках зафиксированы обе формы язъ и я. Следовательно
можно предположить, что формы язъ и я сосуществовали в живой речи восточных
славян. В тексте мы встречаем только одну форму местоимения 1 го лица: «не
могу вы я...», что свидетельствует о том, что данная форма была более
употребительна. В сочинение Владимира Мономаха мы встречаем язъ как основную
форму личного местоимения 1 – го лица единственного числа. Я употребляется
только как указательное местоимение.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|