Грамматические изменения русского языка на примере "Поучения Владимира Мономаха"
Федеральное
агентство по образованию
Государственное
образовательное учреждение
Высшего
профессионального образования
ВГПУ,
филологический факультет
Кафедра
общего и славянорусского языкознания
Курсовая
работа по дисциплине: Историческая грамматика русского языка
на
тему: Исторические изменения грамматического строя языка: существительные,
местоимения и прилагательные (на примере «Поучения Владимира Мономаха»)
Исполнитель:
студентка
группы Л – 32
Кульнева
А. С.
Научный
руководитель:
доктор
филологических наук,
профессор
кафедры общего и
славяно-русского
языкознания
Кудряшова
Р. И.
Волгоград
2007
План:
1.
Основные
источники изучения русского языка;
2.
О
Владимире Мономахе и его «Поучении»;
3.
Исторические
изменения строя русского языка: существительные, местоимения и прилагательные
(на примере «Поучения Владимира Мономаха»:
А) Существительные;
Б) Местоимения;
В) Прилагательные;
4. Заключительная часть;
5. Сноски;
6. Использованная литература.
Основные
источники изучения истории русского языка
Основными источниками при изучении истории русского языка являются
письменные памятники восточных славян и говоры. Письменные памятники
древнерусского языка не всегда позволяют использовать их в достаточной степени
для изучения живого русского языка. Так, памятники церковного, богослужебного
характера в меньшей степени могут быть использованы для восстановления истории
русского языка, так как сильные традиции церковной письменности мешали
проникновению в эти памятники живых русских особенностей. К письменным
памятникам относятся: 1) надписи (например, надпись на Тьмутараканском камне
(1068 год)) и граффити (надписи, сохранившиеся на стенах соборов, на колоколах,
крестах, печатях, монетах, украшениях (например, надписи XI-XIV веков на стенах
соборов Киева, Новгорода, Смоленска; на монетах эпохи великого князя Владимира
Святославича и так далее); 2) материалы частной переписки (например,
новгородские берестяные грамоты ХI века, частные письма на бумаге,
сохранившиеся в большом количестве, начиная с XVII века), которые дают
богатейший материал для изучения живой народной речи, так как писались обычными
людьми, а не писцами; 3) деловые памятники - официальные документы (дарственная
великого князя Мстислава новгородскому Юрьеву монастырю (около 1130 года),
«Русская правда» - свод законов Древней Руси (XIII век), которые тоже отражают
особенности живой речи; 4) рукописные книги (большинство древнерусских
рукописных книг - это церковные произведения, списки текстов старославянского
происхождения: евангелия, Псалтырь (сборник духовных стихов), минеи (сборники
церковных чтений), кондакари (сборники церковных песнопений), поучения отцов
церкви и жития святых; 5) оригинальные сочинения светского характера, в том
числе и созданные не позднее ХI века, сохранились в списках более позднего
времени - не ранее конца XIII - XIV веков (например, Синодальный список 1 Новгородской
летописи XIII - XIV веков, «Повесть временных лет» по Лаврентьевскому списку
1377 года, сочинения Владимира Мономаха по тому же списку, сочинения киевского
митрополита ХI века Иллариона, сохранившиеся в списке ХV века, «Слово о полку Игореве» XII
века, ставшее известным по списку ХУI века); 6) с ХVI века появляются печатные книги,
которые представляют в основном богослужебную литературу.
Письменные памятники отражают в написании, с одной стороны, уже отжившие
элементы фонетической и грамматической системы, звуки и формы, исчезнувшие в
языке, но продолжающие сохраняться в письменности по традиции, с другой - звуки
и формы живой речи. Современные говоры являются одним из важнейших источников.
Изучение современных говоров позволяет выявить и объяснить многие
закономерности развития языка. Так, в современном русском литературном языке
произношение [о] на месте [е] наблюдается лишь в ударном слоге, однако в эпоху
изменения [е] в ['о] данный процесс осуществлялся после мягких согласных перед
твёрдыми согласными в независимости от ударности слога, о чём свидетельствуют
современные северновеликорусские ёкающие говоры с произношением типа [н'осу],
[б'ору], [в'осна], [в 'озу].
Кроме этого, при изучении истории русского языка используются записи
иностранцев, которые записывали живую речь латинскими буквами («Парижский
словарь московитов» (1586), «Русско - английский словарь - дневник» Ричарда
Джеймса (1618 - 1619) с записями образцов холмогорского (астраханского) говора,
опубликованный Б. А. Лариным, русско - немецкий разговорник Т. Фене (1607),
содержащий запись псковской живой речи); свидетельства иностранцев (сочинение
византийского императора Константина Багрянородного).
Источниками изучения истории русского языка являются также современный
русский язык (например, вариантные формы в лесе - в лесу, цехи - цеха);
(ономастика (названия водоёмов, исторических областей, городов и тому подобное,
имена людей, названия племён и народов и так далее); древнерусские
заимствования в других языках для истории языка интересны, прежде всего тем,
что они могут отражать тот облик заимствованных слов, который был им свойствен
в эпоху заимствования (например, заимствованные из восточнославянского языка
финские слова kuontalo 'кудкль' и suntia 'судья' свидетельствуют о том, что в
период распространения славянской речи на восточноевропейском Севере носители
местных говоров ещё сохраняли носовые гласные); заимствования в русский язык из
других языков ( так, заимствованное собственное имя одного из франкских королей
Karl изменилось у восточных славян в король).
О Владимире Мономахе и его «Поучении»
Владимир (в крещении Василий) Всеволодович (1053-1125) вошёл в историю не
только как выдающийся государственный и военный деятель Древней Руси, но также
и как автор нескольких сочинений, которые стали достоянием золотого фонда
отечественного книжного наследия и закрепили за именем князя славу крупного
писателя и оригинального мыслителя.
Выдающийся представитель правящего в Руси рода Рюриковичей, князь
Владимир Всеволодович, был правнуком Владимира Крестителя, умершего в 1015
году, и внуком Ярослава Мудрого (около 978-1054). За Владимиром Всеволодовичем
прочно закрепилось прозвище Мономах, унаследованное им от венценосного предка
по греческой линии, так как со стороны матери высокородный сочинитель
приходился внуком Константину IX Мономаху. Родился он в Киеве ещё при жизни
своего знаменитого деда. Сведений о характере полученного Владимиром Мономахом
образования нет. Однако обстановка, царившая в окружении знаменитого своими
культурными начинаниями Ярослава, а также выдающиеся интеллектуальные и
филологические способности отца, который обладал редким даже для европейских
интеллектуалов знанием пяти языков, не могли не оказать благотворного
воздействия на обучение княжича. Семейное пристрастие к книге, мудрости и
знаниям, скорее всего, и предопределили склонность Владимира Мономаха к
литературному труду, тогда как большинство владетельных собратьев всецело были
поглощены нелёгкими обязанностями правителей. Творчество Мономаха обнаруживает
весьма основательную подготовку, глубокие книжные знания и широкий кругозор.
Мономах мечтал и много делал для укрепления сильной личной власти. На
политическом поприще и в ратном труде князь снискал славу защитника общерусских
интересов. Не будучи ещё великим князем, он по существу возглавил борьбу с
половцами и провёл ряд успешных походов в 1103, 1107, 1109, 1110, 1111 годах.
Поэтому в 1113 году, в разгар охватившего Киев восстания, вызванного
непомерными поборами и притеснениями ростовщиков, киевская знать не находит
лучшей кандидатуры на освободившийся после смерти Святополка престол и
приглашает на него Мономаха. Великим князем Мономах становится в преклонном
шестидесятилетнем возрасте, да к тому же занимает киевское княжение в нарушение
родового порядка старшинства - то есть вопреки действовавшей внутри правящей
династии традиции, следовательно, не по праву. Поэтому после узурпации власти
он прилагает усилия для идеологического обоснования договорного принципа
взаимоотношения князя с населением и с этой целью в новую редакцию «Повести
временных лет» вносится легенда о призвании варягов. Легенда оправдывала
действие Мономаха, моделируя аналогичный прецедент, освящая нововведение
авторитетом родового предания. Легенда впитала в себя и актуальную для политики
Мономаха идею братолюбия и коллективной ответственности за Русь. Считается, что
наряду с редактированием летописания Мономах много сделал для введения
Борисоглебского культа, в частности по его инициативе появилось «Сказание чудес
святых страстотерпцев Христовых Романа и Давида». После подавления восстания
киевлян в 1113 году Мономах, став князем, издал «Устав Володимера
Всеволодовича», в котором дал юридические гарантии от произвола ростовщиков,
хищничество которых и послужило непосредственной причиной восстания. Созданный
им в 1113 году «Устав», куда вошли статьи о закупках, о регулировании реза,
включается в Пространную редакцию «Русской правды», отразившую стремление
власти к смягчению социальных противоречий. В данном случае власть в лице
Мономаха руководствовалась своим пониманием принципа справедливости, который
был призван гарантировать общественную стабильность.
Однако лучше всего политическую и нравственную позицию князя отражает его
«Поучение». При этом следует иметь в виду, что под шапкой «Поучения» объединены
несколько разнородных и разновременных фрагментов: 1) Наставление детям,
адресованное наследникам, но обращённое и к более широкой аудитории; 2)
Автобиографическая летопись жизни Владимира Мономаха, охватывающая период с
1068 по 1117 года (датируется по последним событиям и не имеет жанровых
аналогов в древнерусской литературе XI-XV веков); 3) письмо («грамотица») к
Олегу Святославичу, подводящее печальный итог междоусобной распре 1096 года, в
которой от руки Олега погиб сын Мономаха. Исследователи сходятся во мнении, что
письмо было объединено вместе с Поучением только на основании принадлежности
перу Владимира Мономаха. Ни у кого не вызывает сомнения, что это вполне
самостоятельные и не связанные между собой ни в жанровом, ни в тематическом отношении
произведения. Но за минусом письма Поучение по-прежнему не производит
впечатления однородного законченного материала, поскольку в нём обнаруживают
признаки механистического объединения несхожих между собой литературных приёмов
и следы разновременного творчества.
К поучениям в древнерусскую эпоху относили назидательные обращения
авторитетных духовных лидеров к пастве, а на этом фоне адресные родительские
обращения к детям предстают весьма немногочисленной разновидностью Поучений.
Поучение - произведение необычное для литературы XI-XII веков. Оно несёт в себе
синтезирующие признаки разных жанров. По причине очевидной неоднородности
текста исследователями неоднократно высказывалось мнение о жанровой
неопределённости этого произведения, о его композиционной
нерегламентированности, свободной от характерных для эпохи литературных
традиций. Звучали также высказывания о загадочном характере и непонятном
назначении княжеского сочинения, либо предлагалось считать наследие Мономаха
княжеским архивом, или даже незавершённым собранием сочинений князя. Так или
иначе, но «Поучение» Мономаха не укладывается в привычные представления о
древнерусской литературе. Даже рядом с таким нетипичным для своего времени
сочинением, как «Слово о полку Игореве», оно продолжало оставаться
произведением вне жанров.
Наставление детям в общем контексте «Поучения» является проблемно тематическим
ядром, вокруг которого группируются все остальные части произведения.
Адресованная наследникам заповедь написана в назидательном, предельно обезличенном
и абстрагированном от какой - либо исторической конкретике ключе. В ней
суммируется необходимый, по понятиям Мономаха, минимум моральных правил. При
этом нравственная программа выстраивается как родительское наставление, и
каждый из её пунктов проговаривается от имени самого автора.
Наставление, а вместе с ним и всё «Поучение», составленное на закате
жизни (между 1117-1125 годами), по сути дела являлось политическим завещанием
Владимира Мономаха. В нём даны рекомендации, которыми должен руководствоваться
правитель государства. Характерно, что законность практически отождествляется
со справедливостью, ибо предполагается равная ответственность «малых» и
«больших» людей за свои поступки. В этом нельзя не видеть стремления к
гармонизации общественных отношений, выражавшейся, по крайней мере, в
равноправии всех перед законом. Юридические принципы тесно переплетены с
нравственными. Поэтому наставления Мономаха и воспринимаются как мудрая
заповедь, призывающая к состраданию, уклонению от зла, покаянию, молитве,
усердию, справедливости, милосердию и попечению о слабых. Фактически это
созвучная «Изборнику 1076 года» программа «малых» дел, следование которой
является достаточным условием для личного спасения. Но есть одна важная черта,
отличающая «Поучение» от «Изборника». Установки на соблюдение благочестия тесно
переплетены в нём с хозяйственно - бытовыми рекомендациями, из чего следует,
что автор в большей мере руководствовался практическими соображениями, чем
набожностью. Моральные требования богоугодной жизни, провозглашавшиеся
составителем «Изборника 1076 года» как абстрактная проповедь, в трактовке
Владимира Мономаха превращалась в совершенно конкретную социально -
политическую программу, нацеленную на создание благополучия в княжеском роде и
обществе.
Подобно автору «Изборника 1076 года», призывавшему феодальный класс к
умеренности ради предотвращения гнева эксплуатируемого населения, Владимир
Мономах в своём «Поучении» говорит о необходимости учитывать нужды трудового
населения и не допускать произвола феодальной верхушки. Для большей
убедительности Мономах в «Поучении» приводит собственный пример управления
народом. «Еже было творити отроку моему, - пишет он, - то сам есмь створил дела
на войне, и на ловех, ночь и день, на зною и на зиме, не дая собе упокоя. На
посадники не зря, ни на биричи, сам творил, что было надобе... Тоже и худого
смерда и убогые вдовице не дал есмь сильным обидети...» 1 .
Приведя себя в качестве примера, Мономах не хочет, чтобы его поняли так,
будто он пишет ради прославления самого себя. Нет, говорит он, «да зазрите ми,
дети мои, ни ин кто прочет; не хвалю бо ся ни дерзости своея, но хвалю бога и
прославляю милость его, иже мя грешного и худого селико лет сблюд от тех час
смертных, и не ленива мя был створил худого на все делан человеческая потребна.
Да сю грамотицю прочитаючи, потьсиетеся на вся дела добрая...»2.
Мономах имел основание думать, что читатели с полным доверием отнесутся к его
словам о самом себе. Такую же характеристику ему даёт киевский митрополит
Никифор. Он говорит, что Мономах больше на сырой земле спит, дома избегает, и
платье светлое отвергает, по лесам ходя, сиротинскую носит одежду, и, только
входя в город, одевается, как властелин. Придавая своему «Поучению» большое
общественно – политическое значение, Мономах развёртывает в нём целую программу
действий для господствовавшего класса. «Всего же паче, - пишет он, - убогых не
забывайте, но елико могущее по силе кормити и придайте сироте, и вдовицю
оправдите сами, а не вдавайте сильным погубити человека. Ни права, ни крива не
убивайте, ни повелевайте убити его; аще будет повинен смерти, душа не
погубляйте никакоя же хрестьяны... Аще ли вы будете крест целовати к братьи или
кому, али управивъше сердце свое на нем не можете устояти, тоже целуйте и
целовавшее блюдете, да не преступни погубите душе своея... Паче всего гордости
не имейте в сердци и в уме, но рцем: смернти есми, днесь живи, а заутра в
гроб... Старыя чти, яко отца, а молодыя яко братью. В дому своем не ленитеся,
но все видите; не зрите на тивуна ни на отрока, да не посмеются приходящий к
вам ни дому вашему, ни обеду вашему. На войну вышед, не ленитеся, не зрите на
воеводы; ни питью, ни еденью не лагодити, ни спанью; и стороже сами
наряживайте, и ночь отвсюду нарядившее около вои тоже лязите, а рано встанете,
а оружья не снимайте с себе вборзе, но розглядавше ленощами, внезапу бо человек
погыбаеть. Лже блюдися и пьянства и блуда, в том бо душа погыбаеть и тело. Куда
же ходящее путем по своим землям, не дайте пакости деяти отроком - ни своим, ни
чюжим, ни в селех, ни в житех; да не кляти вас начнуть. Куда же пойдите, идеже
станете, напойте, накормите унеина; и более же чтите гость, откуду же к вам
придеть, или прост или добр или сол: аще не можете даром, брашном и питьемь: т
ибо мимоходячи прославять человека по всем землям любо добрым, любо злым.
Больного присетите над мертвеця идете, яко вси мертвени есмы. И человека не
минете, не привечавшее, добро слово ему дадите... Аще забываете сего, а часто
прочитаёте: и мне будет бе - сорома, и вам будеть добро. Его же умеючи того не
забывайте доброго, а его же не умеючи, а тому ся учите, яко же бо отець мой,
дома седя, изумеяше 5 язык, в том бо честь есть от инех земль»3.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|