Финансирование
государственного долга посредством выпуска государственных ценных бумаг
обходится меньшими издержками, чем привлечение средств с помощью банковских
кредитов. Это связано с тем, что правительственные долговые обязательства
отличаются высокой ликвидностью и инвесторы испытывают меньше затруднений при
их реализации на вторичной рынке, чем при перепродаже ссуд, предоставленных
взаймы государству. Поэтому государственные ценные бумаги во многих странах являются
одним из основных источников финансирования внутреннего долга.
Первичное
размещение государственных ценных бумаг осуществляется при посредничестве
определенных субъектов. Среди них главенствующее положение занимают центральные
банки, которые организуют работу по распространению новых займов, привлекают
инвесторов, а в ряде случаев приобретают крупные пакеты правительственных
долговых обязательств. В некоторых государствах эти функции выполняются
министерством финансов, либо относительно самостоятельными подразделениями по
управлению государственным долгом. Во многих странах допускается участие в
качестве посредников при первичном размещении государственных ценных бумаг
частных финансово-кредитных учреждений и организаций. Однако в ряде государств
накладываются определенные запреты на участие коммерческих банков в подобной
деятельности. Например, в Японии долгое время коммерческим банкам было
запрещено осуществлять посреднические функции по размещению новых выпусков
ценных бумаг и лишь в 1981 году им было разрешено выполнять подобные операции с
государственными облигациями на внебиржевом рынке. Во Франции коммерческим
банкам законодательно запрещено членство в фондовых биржах. В Канаде длительное
время коммерческим банкам не разрешалась деятельность на фондовом рынке. В США
по большинству государственных ценных бумаг заявка на приобретение подается
непосредственно в Финансовое управление Казначейства, либо в любое отделение
банка, входящего в Федеральную резервную систему, которая выступает агентом
Казначейства, однако и коммерческим банкам разрешено вкладывать средства и
организовывать выпуски государственных ценных бумаг, облигаций штатов и местных
органов власти . В Германии коммерческим банкам разрешены все виды операций на
рынке ценных бумаг.
Глава
3 Характеристика отдельных государственных бумаг
3.1 Государственные
краткосрочные бескупонные облигации
(ГКО)
В условиях
высокой инфляции и растущего дефицита федерального бюджета Правительством РФ
было принято Постановление «О выпуске государственных краткосрочных бескупонных
облигаций».[9]
Эмитентом именных
государственных краткосрочных облигаций является Министерство финансов.
Номинальная стоимость ценных бумаг составляет 1 млн. рублей. Они выпускаются в
безбумажной форме, каждый выпуск оформляется глобальным сертификатом, который
хранится в Центральном банке, являющемся генеральным агентом по обслуживанию
выпуска краткосрочных облигаций.
Банк России
выполняет следующие операции на рынке ГКО:
- продажу
облигаций на ММВБ[10] по поручению
Министерства финансов;
- покупку
облигаций от своего имени и за свой счет на ММВБ;
- куплю-продажу
облигаций на фондовой бирже от своего имени и за свой счет;
- погашение облигаций
по поручению Министерства финансов.
Размещение ГКО
осуществляется с дисконтом, который является видом дохода (процента),
получаемого эмитентом. По срокам обращения ГКО делятся на трехмесячные,
полугодовые и рассчитанные на один год. Размещаются они на аукционе, который
проводит Центральный банк. Обращение облигации на вторичном рынке происходит
только в форме совершения сделок купли-продажи через фондовую биржу.
Рынок ГКО начал
действовать в мае 1993 года. К началу 1994 года он значительно окреп, а к
середине года уже имел прочное положение.
Таким образом
Центральный банк России получил еще один инструмент в виде краткосрочных
облигаций для реализации своей политики в сфере покрытия дефицита федерального
бюджета. За счет эмиссии ГКО эмитенту удалось решить ряд серьезных проблем
федерального бюджета. Доходы от реализации государственных ценных бумаг,
важнейшими из которых были ГКО, равнялись 5,6 трлн. рублей, и в конце 1994 года
ГКО занимали 12% в структуре внутреннего государственного долга.
В 1994 году был
проведен 31 аукцион по размещению бескупонных ГКО. К концу 1994 года общий
объем выпусков ГКО в обращение превысил 12 трлн. рублей. Активно развивался
вторичный рынок ГКО. В 1994 году было проведено 174 торговые сессии, на которых
заключили свыше 100 тыс. сделок на сумму 14,58 трлн. рублей. Доходность
облигаций на вторичных торгах складывалась в значительной степени под
воздействием конъюнктуры первичного рынка.
В летние месяцы
1995 года доходность рынка ГКО снизилась до 108 —115% годовых, сравнялась с
доходностью казначейских обязательств и уступила доходности облигаций
внутреннего валютного займа. Дальнейшие изменения на рынке ценных бумаг
произошли в связи с установлением «валютного коридора», что привело к
«замораживанию» курса доллара и сделало вложения в валюту и валютные инструменты
низкодоходными. В осенние месяцы 1995 года уровень доходности ГКО испытывал
заметные колебания, однако сформировалась тенденция к его понижению.
Трудно оценить
перспективы рынка ГКО, однако точно можно сказать, что федеральный бюджет не в
состоянии обходиться без средств, получаемых от продажи краткосрочных
государственных облигаций. ГКО являются высоколиквидными ценным бумагами.
Сроки обращения ГКО в денежные средства минимальны, и это позволяет официальным
дилерам и их клиентам быстро и надежно инвестировать находящиеся в их
распоряжении временно свободные денежные средства. При этом:
операционные издержки при таких инвестициях сравнительно невелики.
Дополнительное преимущество инвестиций в ГКО состоит в том, что
все виды доходов от операций с этими ценными бумагами освобождены от
налогообложения.
3.2 Казначейские
обязательства (КО)
Эти
государственные ценные бумаги являются по своей сути финансовым инструментом
переходного периода. Их выпуск обусловлен жестким правительственным курсом,
направленным на снижение инфляции и планомерное сокращение доходности по
основным финансовым инструментам.
Начало выпуска
казначейских обязательств (КО) — август 1994 года, эмитентом является
Министерство финансов. Эти ценные бумаги выпускаются сериями в
бездокументарной форме в виде записи в уполномоченном депозитарии
(банках-агентах Министерства финансов). Каждая серия имеет единые даты выпуска
обязательств, даты погашения, номинальную стоимость, процентную ставку, т.е.
представляет собой самостоятельный выпуск и оформляется глобальным
сертификатом. Ставка процентного дохода по обязательствам устанавливается в
зависимости от срока начала погашения. Процентный доход выплачивается
Министерством финансов одновременно с погашением казначейских обязательств.
Владельцами этих
ценных бумаг могут быть юридические и физические лица Российской Федерации.
Размещение осуществляется путем перевода того или иного количества казначейских
обязательств на счета-депо первых владельцев в центральном уполномоченном
депозитарии или на счета в других уполномоченных депозитариях.
Казначейские
обязательства могут приниматься в качестве оплаты за реализованные товары и
предоставляемые услуги без ограничений или выступать в качестве залога. Кроме
того, они могут обмениваться на налоговые освобождения в целях зачета по
неплатежам в государственный бюджет.
Рынок
казначейских обязательств в I квартале
1995 года стал наиболее доходным сектором фондового рынка. При этом оборот
обязательств на межбанковском рынке за первые три месяца увеличился более чем
в два раза.
Постоянный спрос
на рынке казначейских обязательств и снижение темпов их эмиссии позволили
банкам-депозитариям повышать цены на КО. Среди участников рынка выделились две
группы дилеров, привлекающих казначейские обязательства для спекулятивных
операций и получения налоговых освобождений (предприятия, осуществляющие
платежи в бюджет). В итоге с марта по май 1995 года стоимость КО, привлекаемых
под налоговые освобождения, возросла со 100 до 115% номинала, а средневзвешенная
доходность рынка КО составляла 200—250% годовых.
Однако в это же
время было официально объявлено об ограниченных сроках обращения
казначейских обязательств (первое полугодие 1996 года). Основным поводом для
подобного решения стало несоответствие КО стандартам МВФ, имеющим такие
требования к ценным бумагам, как рыночная доходность и рыночные условия
размещения и обращения. Вместе с тем казначейские обязательства заняли важное
место на рынке государственных ценных бумаг, а их доходность превысила уровень
доходности ГКО. Положение изменилось к началу июня 1996 года, когда доходность
по операциям с казначейскими обязательствами снизилась почти в три раза, а к
середине июня составила 65 - 80% годовых.
Причинами
снижения доходности государственных казначейских обязательств также являются:
падение доходности на рынке ГКО, падение биржевого курса доллара и доходности
валютных инструментов, рост стоимости казначейских обязательств, привлекаемых
прежде всего под портфель.
Дело в том, что
казначейские обязательства не попадают в реальный сектор: из отраслевой
структуры, ведающей их распределением, они направляются в банк или финансовую
компанию. В итоге посредник получает проценты, финансовые компании проводят высокодоходные
операции, государству достаются 35% дохода в виде налога на прибыль, а предприятия,
вынужденные продавать с дисконтом имеющиеся у них КО для финансирования
производственной деятельности, терпят убытки.
С января 1996
года эмиссия казначейских обязательств была прекращена, а срок погашения их
последних выпусков был назначен на 28 марта 1996 года.
3.3 Облигации
государственного сберегательного займа (ОГСЗ)
На быстро
развивающемся рынке ценных бумаг России появился новый вид долгового обязательства
— облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), призванные стать
дополнительным средством для покрытия растущего дефицита федерального бюджета.[11]
Введение «валютного коридора» и стабилизация курса рубля привели к тому, что в
условиях роста потребительских цен интерес населения к вложениям в твердую
валюту заметно снизился.
Эмитентом
облигаций государственного сберегательного займа выступает Министерство
финансов РФ. Облигации выпускаются сроком на один год с 27 сентября 1995 года
(первая серия ОГСЗ) по 26 сентября 1996 года с номинальной стоимостью 100 и 500
тыс. рублей. Они являются государственными ценными бумагами на предъявителя.
Объем выпуска составляет 1 трлн. руб. Каждая облигация имеет четыре купона,
купонный период составляет четыре календарных месяца и определяется с даты
начала выпуска. ОГСЗ дает их владельцам право на получение процентного дохода,
который превышает уровень доходности по другим государственным ценным бумагам.
Доходы по купонам выплачиваются ежеквартально в виде процента к номинальной
стоимости. Первая серия ОГСЗ обеспечивала доход в размере 102,72% годовых.[12]
Бумажная форма
облигаций и их предъявительский характер обусловливают простоту обращения. При
этом отсутствует необходимость регистрировать акт купли-продажи или передачи
ценной бумаги. Эти условия являются более привлекательными для физических лиц,
которые доверяют осязаемой бумажной форме облигации, а не ее компьютерному аналогу.
Срок размещения
ОГСЗ среди юридических и физических лиц определен в 90 дней с даты приобретения
облигаций у эмитента. При этом дилер в течение 60 дней с даты приобретения
должен разместить не менее 90% купленных у эмитента ценных бумаг, из них не менее
50% должно быть реализовано за наличный расчет.
Условия выпуска
предусматривают возможность размещения ОГСЗ коммерческими банками и
финансовыми организациями, имеющими лицензию на право осуществления операций
со средствами населения. При этом Министерству финансов должно быть уплачено не
менее 10 млрд. руб. по номинальной стоимости облигаций с минимальной ценой
покупки 98% этой стоимости. На практике при покупке ОГСЗ преимущество получили
те банки и компании, которые могли предложить более высокую цену. Предвидя
это, Министерство финансов ввело максимальный объем покупки облигаций в
размере 200 млрд. руб. по номинальной стоимости.
Первая серия ОГСЗ
была размещена успешно, почти весь объем в 1 трлн. рублей был выкуплен
банками-дилерами по средневзвешенной цене, составившей 98,6% номинала. Первые
торги по облигациям на биржах показали устойчивый рост спроса на эти ценные
бумаги. Вместе с тем, несмотря на введенные ограничения с целью не допустить
сосредоточения облигаций сберегательного займа в финансовых компаниях, ОГСЗ
стали одним из инструментов, используемых профессионалами финансового рынка.
В начале ноября
1995 года выпущена в обращение вторая серия облигационного займа, для
повышения привлекательности которой Министерство финансов установило премию к
первоначальной доходности. В результате суммарная доходность первого купона
составила 97,12% годовых. Такое решение эмитента можно объяснить двумя
причинами. Во-первых, по условиям рынка ценных бумаг России ОГСЗ являются
долгосрочными (срок обращения один год), поэтому требуются стимулы для
повышения их привлекательности. Во-вторых, премиальная надбавка свидетельствует
о том, что интерес к ОГСЗ не соответствует ожиданиям эмитента.
Из 52 заявок,
поданных на распространение облигаций второго транша, была отклонена лишь
одна. Облигации по номинальной стоимости распространены на сумму 768,7 млрд.
рублей.
К началу января
1997 года Министерством финансов эмитировано 10 выпусков облигаций на общую
сумму 11 трлн. рублей по номиналу. В результате реализации ОГСЗ сумма средств,
поступивших на счета федерального бюджета, превысила 11,3 трлн. рублей. Были
погашены три выпуска. Платежи по купонному доходу, в том числе плата за
обслуживание (2,4%), составили около 5 трлн. рублей.
Структура
заключаемых сделок свидетельствовала о том, что они носили краткосрочный
спекулятивный характер, так как в 1996 году торговали в основном ближайшими к
купонному погашению выпусками.
Спецификация и
основные характеристики ОГСЗ представлены в
табл. 1.[13]
табл.
1
Спецификация и
основные характеристики ОГСЗ
Облигации государственного
сберегательного займа ОГСЗ
|
Эмитент
|
Правительство РФ
|
Форма эмиссии
|
документарная
|
Вид облигаций
|
на предъявителя, купонная
|
Валюта займа
|
рубль
|
Номинал
|
100 и 500 руб.
|
Срок обращения
|
1 год
|
Частота выплат по купону
|
4 раза в год
|
Размещение и обращение
|
внебиржевой рынок, СПФБ и др.
|
3.4
Перспективы
развития рынка ценных бумаг.
Основными перспективами
развития современного рынка ценных бумаг на нынешнем этапе являются:
-
концентрация
и централизация капиталов;
-
интернационализация
и глобализация рынка;
-
повышения
уровня организованности и усиление государственного контроля;
-
компьютеризация
рынка ценных бумаг;
-
нововведения
на рынке;
-
секьюритизация;
-
взаимодействие
с другими рынками капиталов.
Тенденции к концентрации
и централизации капиталов имеет два аспекта по отношению к рынку ценных
бумаг. С одной стороны, на рынок вовлекаются все новые участники, для которых
данная деятельность становится основной, а с другой идет процесс выделения
крупных, ведущих профессионалов рынка на основе как увеличение их собственных
капиталов (концентрация капитала), так и путем их слияния в еще более крупные
структуры рынка ценных бумаг (централизация капитала). В результате на фондовом
рынке появляются торговые системы которые обслуживают крупную долю всех
операций на рынке. В тоже время рынок ценных бумаг притягивает все большие
капиталы общества.
Интернационализация рынка ценных бумаг означает,
что национальных капитал переходит границы стран, формируется мировой рынок
ценных бумаг, по отношению к которому национальные рынки становятся
второстепенными. Рынок ценных бумаг принимает глобальный характер. Торговля на
таком глобальном рынке ведется непрерывно. Его основу составляют ценные бумаги
транснациональных компаний.
Надежность рынка
ценных бумаг и степень доверия к нему со стороны массового инвестора напрямую
связаны с повышением уровня организованности рынка и усиление государственного
контроля за ним. Масштабы и значение рынка ценных бумаг таковы, что его
разрушение прямо ведет к разрушению экономического прогресса. Государство
должно вернуть доверие к рынку ценных бумаг, что бы люди вкладывающие сбережения
в ценные бумаги были уверены в том, что они их не потеряют в результате
каких-либо действий государства и мошенничества. Все участники рынка поэтому
заинтересованы в том, чтобы рынок был правильно организован и жестко
контролировался в первую очередь главным участником рынка - государством.
Компьютеризация рынка ценных бумаг –
результат широчайшего внедрения компьютеров во все области человеческой жизни в
последние десятилетия. Без этой компьютеризации рынок ценных бумаг в своих
современных формах и размерах был бы просто невозможен. Компьютеризация
позволила совершить революцию как в обслуживании рыка, прежде всего через
современные системы быстродействующих и всеохватывающих расчетов для участников
и между ними, так и в его способах торговли. Компьютеризация составляет
фундамент всех нововведений на рынке ценных бумаг.
Нововведения на рынке ценных бумаг:
-
новые
инструменты данного рынка;
-
новые
системы торговли ценными бумагами;
-
новая
инфраструктура рынка.
Новыми
инструментами рынка ценных бумаг являются, прежде всего, многочисленные виды
производных ценных бумаг, создание новых ценных бумаг, их видов и
разновидностей.
Новые системы
торговли – это системы торговли, основанные на использовании компьютеров и
современных средств связи, позволяющие вести торговлю полностью в
автоматическом режиме, без посредников, без непосредственных контрактов между
продавцами и покупателями.
Новая
инфраструктура рынка- это современные информационные системы, системы клиринга
и расчетов, депозитарного обслуживания рынка ценных бумаг.
Секьюритизация - это тенденция перехода
денежных средств из своих традиционных форм в форму ценных бумаг; тенденция
перехода одних форм ценных бумаг в другие, более доступные для широких кругов
инвесторов.
Развитие рынка
ценных бумаг вовсе не ведет к исчезновению других рынков капиталов,
происходит процесс их взаимопроникновения. С одной стороны, рынок ценных бумаг
оттягивает на себя капиталы , но с другой – перемещает эти капиталы через
механизм ценных бумаг на другие рынки, тем самым способствует их развитию.
Заключение
В современной
рыночной экономике централизованный выпуск государственных ценных бумаг
воздействует на денежное обращение, является средством неэмиссионного покрытия
дефицита бюджета, способом привлечения денежных средств предприятий и населения
для решения тех или иных задач. Индикатором развития рынка государственных
ценных бумаг является их доходность, определение которой имеет важное значение
при принятии решения о покупке государственных ценных бумаг.
В связи со
стремлением Правительства Российской Федерации использовать долговые
обязательства в качестве одного из определяющих источников бюджетных
поступлений, рынок государственных ценных бумаг получает мощный импульс. В
настоящее время в России нет механизмов, гарантирующих выполнение органами
власти взятых на себя обязательств, что порождает ряд проблем, решение которых
значительно повысит качество управления госдолгом.
В процессе
развития рыночной экономики и повышения уровня хозяйствующих субъектов, а также
увеличение количества государственных ценных бумаг и динамики их обращения,
рынок государственных ценных бумаг и его функционирование будут до конца
упорядоченным. При этом умелое использование государственных ценных бумаг в
перспективе станет обоюдовыгодным: предприятия, страховые общества,
внебюджетные фонды приобретут еще одну возможность для эффективного вложения
средств; правительство же сможет дополнительно финансировать расходы бюджета.
Список
используемой литературы
1.
Алёхин Б.
Есть ли в России рынок ценных бумаг?//Рынок ценных бумаг.-2001-№23.
2.
Андреев
В.В. Правовое регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации. Сборник
нормативных актов . 2004.
3.
Бердникова Т.Б Рынок ценных бумаг и биржевое дело.
- М.:ИНФРА-М, 2000.
4.
Баринов Э.А., Хмыз О.В. Рынки: валютные и
ценных бумаг.- М.: Экзамен, 2001.
5.
Бюджетная
система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка.- М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
6.
Васильев
М. Срочный рынок в России: проблемы и перспективы // Рынок ценных бумаг. 2002,
№ 3. С. 46-50.
7.
Голанов
В.А. Рынок ценных бумаг – М.: Финансы и статистика, 2004.
8.
Гражданский
кодекс РФ, М.: 2003. Изд-во: Норма-Инфра-М.
9.
Данилов
Ю.А. Анализ и прогноз развития российского рынка ценных бумаг.// ЭКО. - 1995 -
№2 - с.21-67.
10.
Жукова
Е.Ф. Рынок ценных бумаг6 учебник для студентов вузов, обучающихся по
экономическим специальностям – 2-еизд., переб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
11.
Каратуев
А.Г. Ценные бумаги: виды и разновидности. - М.:Русская Деловая Литература,
1999г.
12.
Каратцев
А. Г. Ценные бумаги: виды и разновидности: Учебное пособие. – М.: РДЛ, 1997.
13.
Килячков
А.А., Чалдаева Л.Г. РЦБ и биржевое дело – М.: ЮРИСТ, 2002.
14.
Колтынюк
Б.А. Рынок ценных бумаг. – СПб.: изд. Михайлова В.А., 2000.
15.
Кравченко
В.В. Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг РФ //Менеджмент в
России и за рубежом. - 2000 - №2.
16.
Литвиненко
Л.Т., Ништатов Н.П., Удалищев Д.П. Рынок государственных ценных бумаг. – М.:
ЮНИТИ, 1998.
17.
Лялин
В.А., Воробьев П.В. Рынок ценных бумаг – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,
18.
Миркин
Я.М. Рынок ценных бумаг России: воздействие фундаментальных факторов, прогноз и
политика развития. М., 2002.
19.
Никифорова
В.Д., Островская В.Ю. Государственные и муниципальные ценные бумаги. – СПб.:
Питер, 2004.
20.
Операции
с ценными бумагами: Учебник / Под ред. Е.В. Семенова. – М.: Перспектива, 2002.
21.
Пантеллев
С.С. Рынок ценных бумаг //М., 1996
22.
Рынок
ценных бумаг: Учебник / Под ред. В.А.Галанова, А.И.Басова. – М.: Финансы и
статистика, 2001 г.
23.
Семенкова
Е.В. Операции с ценными бумагами. - М., 1997,гл. 2-4.
24.
Семилютина
Н.О. Государственные ценные бумаги. Проблемы эмиссии и обращения //Право и
экономика, № 2; 3; 4, 1997
25.
Ступаков
Н. Л. Рынок ценных бумаг и иностранные инвестиции //Право и экономика, № 1,
1997
26.
Федеральный
Закон РФ от 22.04.1996г. № 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг”.
27.
Финансы.
Учебник/ Под ред. Проф. В.М. Радионовой. – М.: Финансы и статистика, 2002.
28.
Ценные
бумаги: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Берзона Н.И. – М.: ВШЭ, 1998.
29.
Ценные
бумаги. Сборник нормативных документов с комментариями / Сост. П.С. Изюмин. -
М.: Бизнес-Информ, 2005.
30.
Ценные
бумаги: Учебник / Под ред. В. И. Колесникова, В. С. Торкановского. – 2-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003.
31.
Рынок
ценных бумаг и биржевое дело: Учеб. для вузов / Под ред. О.И. Дегтяревой и др.
– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
32.
Шовинков
С.Н. Нерешенные проблемы российского фондового рынка. // Финансы и кредит.
2004, №12.
[1] Бюджетный кодекс Российской
Федерации. Официальный текст. - 2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2000.
[2] Бюджетный кодекс Российской
Федерации. Официальный текст. - 2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2000.
[3] Ефимова Е.Г. Экономика для юристов:
Учебник.- М.: Флинта, 1999.
[4] Никифорова В.Д., Островская В.Ю.
Государственные и муниципальные ценные бумаги. – СПб.: Питер, 2004.
[5] Жукова Е.Ф. Рынок ценных бумаг6
учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям –
2-еизд., переб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
[6] Шабалин А.О. Особенности фондового
рынка России в период НЭПа // Финансы. 1997. №3. С. 59.
[7] Черников Г.П. Фондовая биржа:
международный опыт. М.: Международные отношения, 1991. С. 144.
[8] Жукова Е.Ф. Рынок ценных бумаг6
учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям –
2-еизд., переб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
[9] Постановление Правительства РФ № 107
от 8.02.1993.
[10] Московская межбанковская валютная
биржа
[11] Указ Президента РФ № 836 от
09.08.1995 г. В настоящее время основным нормативном документом для ОГСЗ
выступают Генеральные условия эмиссии и обращения ОГСЗ РФ, утвержденные
Постановлением Правительства РФ № 379 от 16.05.2001 г.
[12] Никифорова В.Д., Островская В.Ю.
Государственные и муниципальные ценные бумаги. – СПб.: Питер, 2004.
[13] Никифорова В.Д., Островская В.Ю.
Государственные и муниципальные ценные бумаги. – СПб.: Питер, 2004
Страницы: 1, 2, 3
|