Государственные ценные бумаги РФ и их виды
Содержание
Введение
Глава 1 Бюджет и бюджетная система
1.1
Доходы
государственного бюджета
1.2
Расходы государственного
бюджета
1.3
Бюджетный
дефицит. Покрытие этого дефицита
Глава 2 Государственные ценные бумаги
в РФ
2.1
История
возникновения государственных ценных бумаг в России
2.2
Причины
выпуска государственных ценных бумаг
Глава 3 Характеристика отдельных
государственных бумаг
3.1 Государственные
краткосрочные бескупонные облигации (ГКО)
3.2 Казначейские обязательства
(КО)
3.3 Облигации
государственного сберегательного займа (ОГСЗ)
3.4
Перспективы
развития рынка ценных бумаг
Заключение
Список используемой литературы
Введение
В настоящее время в условиях инфляции многие предприятия
стремятся использовать временно свободные денежные ресурсы для получения
дополнительных доходов. Одним из способов вложения свободных оборотных средств
является приобретение государственных ценных бумаг, которые в силу своей
специфики выгодно отличаются повышенной надежностью, так как эмитированы
государством в лице его уполномоченных органов, доходностью, а также
ликвидностью, т.е. способностью беспрепятственно обращаться на официальном
рынке ценных бумаг.
Несмотря на то, что рынок государственных ценных бумаг
существует сравнительно давно и отличается детально проработанным правовым
регулированием, на практике вопросы, связанные с их обращением, остаются весьма
актуальными, особенно для предприятий и организаций - непрофессиональных
участников рынка ценных бумаг.
Важнейшим
источником развития экономики, нового промышленного подъема и преодоления
инвестиционного кризиса России должно стать становление рынка ценных бумаг,
истинное предназначение которого заключается не только в покрытии бюджетного
дефицита, перераспределении собственности и получении спекулятивной прибыли, но
и в стимулировании инвестиций в различные сферы экономики.
В настоящее время
в странах с развитой экономикой от результативности функционирования рынков
государственных ценных бумаг во многом зависит формирование государственных
бюджетов; обеспечение эффективности денежно-кредитной политики; поддержание
активности работы всех сфер экономики.
С 1992 года в России
проводится активная политика по привлечению необходимых кредитных ресурсов
посредством эмиссии государственных ценных бумаг. В 1996 году за счет доходов
от продажи ценных бумаг было погашено 60% дефицита федерального бюджета.
Растут не только
объемы эмиссии, но и спектр видов государственных долговых обязательств в
соответствии с потребностью устойчивости финансового рынка. Важной задачей,
стоящей перед Министерством финансов России, является использование
накопленного опыта по организации рынка государственных ценных бумаг для
реализации стратегической линии - увеличения сроков заимствования.
Постепенно должен
сформироваться фондовый рынок, обслуживающий инвестиционные проекты в
производстве, жилищном строительстве и др.
В данной работе
мы рассмотрим историю возникновения государственных ценных бумаг в России, а
также рассмотрим некоторые виды государственных ценных бумаг Российской
Федерации.
Глава
1 Бюджет и бюджетная система
1.1 Доходы
государственного бюджета
Доходы бюджета – это денежные средства,
поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с
законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной
власти Российской Федерации.
В соответствии со статьей 49 Бюджетного кодекса РФ[1], к налоговым доходам федерального бюджета
относятся:
§
федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки
определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в
порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной
системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной
финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения
нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый
год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в
случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;
§
таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные
платежи;
§
государственная пошлина в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Из неналоговых же
доходов основными являются следующие виды:
§
доходы от
имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или
от деятельности;
§
доходы от
продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной
собственности;
§
доходы от
реализации государственных запасов;
§
доходы от
продажи земли и нематериальных активов;
§
поступления
капитальных трансфертов из негосударственных источников;
§
административные
платежи и сборы;
§
штрафные
санкции, возмещение ущерба;
§
доходы от
внешнеэкономической деятельности
На основании статьи 54 Бюджетного кодекса РФ[2], в доходах федерального
бюджета обособленно учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов.
Они учитываются по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и
распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и
территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным
федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Доходы бюджета
классифицируются не только по методам взимания и формам их мобилизации – на
налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, в частности:
1.
В зависимости от механизма поступления доходов в бюджет,
они подразделяются на собственные и регулирующие.
2.
По социально-экономическому признаку выделяют доходы,
поступающие от юридических лиц и от физических лиц;
3.
В зависимости от конкретных объектов обложения –
взимаемые с имущества или дохода;
4.
По признаку источников уплаты – налоги, уплачиваемые из
выручки, из прибыли, и налоги, относимые на себестоимость продукции (работ,
услуг);
5.
По конкретным видам прямых и косвенных налогов (налог на
прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, акцизы,
НДС, таможенные пошлины и т.д.).
Исполнение федерального бюджета по доходам является
важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку
финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет.
Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут
быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.
1.2 Расходы
государственного бюджета
Расходы государственного бюджета – это
экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных
средств государства и его использование по отраслевому, целевому и
территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через
конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с
качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет
установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида
бюджетных расходов, количественная – их величину.
Исключительно из
федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:
·
обеспечение
деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания РФ, Счетной
палаты РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных
органов;
·
функционирование
федеральной судебной системы;
·
осуществление
международной деятельности в общефедеральных интересах;
·
национальная
оборона и обеспечение безопасности государства;
·
фундаментальные
исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
·
государственная
поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
·
государственная
поддержка атомной энергетики;
·
ликвидация
стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций федерального масштаба;
·
исследование
и использование космического пространства;
·
содержание
учреждений, находящихся в государственной собственности
·
формирование
федеральной собственности;
·
обслуживание
и погашение госдолга РФ;
·
компенсация
государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий
и пособий, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета;
·
пополнение
государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней,
государственного материального резерва;
·
проведение
выборов и референдумов Российской Федерации;
·
обеспечение
реализации решений федеральных органов власти, приведших к увеличению расходов
или уменьшению доходов бюджетов других уровней;
·
финансовая
поддержка субъектов Российской Федерации;
·
официальный
статистический учет и др.
Кроме этого,
средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий
регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные
программы. Совместно могут финансироваться такие виды расходов, как
государственная поддержка отраслей промышленности, сельского хозяйства,
транспорта, связи; обеспечение правоохранительной деятельности; обеспечение
социальной защиты населения; охрана окружающей среды; развитие рыночной
инфраструктуры; обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
финансовая помощь другим бюджетам и прочее.
1.3 Бюджетный
дефицит. Покрытие этого дефицита
Государственный
бюджет, как и всякий баланс предполагает выравнивание доходов и расходов.
Однако, как правило, при принятии бюджета планируемые поступления и расходы не
совпадают. Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит (или
излишек), превышение расходов над доходами – бюджетный дефицит (недостаток).
Обычно бюджетный дефицит выражается в процентах к ВНП (ВВП).
Бесспорно,
бюджетный дефицит - нежелательное для государства явление: его финансирование
на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не
эмиссионных средств росту государственного долга. Тем не менее бюджетный дефицит
нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий,
так как различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с
решением острых социальных проблем или с необходимостью осуществления крупных
государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является
отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится
следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре
общественного воспроизводства.
Если в прошлом
бюджетный дефицит возникал достаточно редко и был обычно связан с чрезвычайными
обстоятельствами, прежде всего с войнами, то сегодня он стал типичен для
большинства стран рыночной экономики.
Бюджетный дефицит
возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера.
Наиболее часто – из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в
результате спада темпов производства, низкой производительности труда и других
причин, вызывающих нестабильность экономики, снижение эффективности производства.
Причина бюджетного дефицита кроется и в росте расходов без учета финансовых
возможностей государства, в недостаточной целесообразности и эффективности
расходов. Высокий уровень расходов непроизводственного характера (военные
расходы, содержание административного аппарата, покрытие убытков предприятий и
др.) приводит к «поеданию» бюджетных средств, а не к умножению общественного
богатства. Отрицательное влияние на сбалансированность бюджета оказывают
инфляция, расшатывание денежного обращения и системы расчетов, нерациональная
налоговая и инвестиционно-кредитная политика.
Однако бюджетный
дефицит не может служить показателем, характеризующим состояние экономики
страны, и бездефицитный бюджет ещё не означает экономического благополучия.
Сегодня многие экономисты исходят из того, что в период спадов вполне допустим
значительный бюджетный дефицит, а небольшой недостаток не опасен и может
существовать довольно длительное время. Международный Валютный Фонд признает
допустимым дефицит в пределах 2-3% ВНП.[3] Проблемой становится
продолжительный значительный и возрастающий дефицит, следствием которого может
стать неконтролируемая инфляция.
Бюджетная
несбалансированность может быть и полезной с точки зрения стабилизации
экономики. Планируемое расхождение между доходами и расходами государственного
бюджета может использоваться как средство борьбы с инфляцией и спадом
производства. И наоборот, твердый курс на сбалансированность бюджета потребовал
бы повышения налогов и снижения государственных расходов в период спада
экономики и в результате привел бы к дальнейшему сокращению совокупного спроса.
Также в
зависимости от проводимой финансовой политики бюджетный дефицит может быть
активным или пассивным.
Активный
дефицит обусловлен
политикой государства, направленной на увеличение расходов и снижение налогов,
являющейся способом повышения хозяйственной активности.
Страницы: 1, 2, 3
|