Государственный бюджет РБ
Министерство
образования Республики Беларусь
Учреждение
образования
«Брестский
государственный технический университет»
Экономический факультет
Кафедра
бухгалтерского учета и аудита
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По
дисциплине
«ГОСУДАРСТВЕНЫЙ
БЮДЖЕТ»
ВЫПОЛНИЛ:
Студент 5-го курса
ВАРИАНТ №8
ПРОВЕРИЛ
БРЕСТ
2007
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
№15 Расходы на общеобразовательные школы, их
планирование и финансирование
№38 Бюджетное регулирование: задачи и методы
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задача
ЛИТЕРАТУРА
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
№15
Расходы на общеобразовательные школы, их планирование и финансирование
Расходы на
образование выступают как часть затрат, необходимых для воспроизводства рабочей
силы. Производство и образование являются взаимосвязанными и
взаимообусловленными процессами национальной экономики.
Национальная
система образования РБ состоит из государственных и негосударственных
образовательных и воспитательных заведений и включает: дошкольное воспитание;
общее среднее образование; внешкольное обучение и воспитание;
профессионально-техническое образование; среднее специальное образование;
высшее образование; подготовку научно и научно-педагогических кадров;
самостоятельное образование граждан.
Управление
системой образования носит государственно-общественный характер. Учебные
заведения независимо от их подчиненности и форм собственности имеют статус
юридического лица, самостоятельны в решении вопросов организации учебного
процесса, финансово-хозяйственной и других видов деятельности при соблюдении
государственных интересов.
Материальную базу
учебных заведений РБ составляют земли, здания, сооружения, оборудование,
материалы, переданные им на льготных условиях. На обновление и развитие
материальной базы выделяются материальные и финансовые ресурсы,
предусматриваются капвложения в форме государственного заказа.
Основным
источником финансирования государственных учреждений образования выступают
средства государственного бюджета. В соответствии с Законом РБ «Об образовании
в РБ» развитие системы образования ради сохранения и умножения интеллектуального
потенциала республики обеспечивается государственным финансированием в размере
не менее 10% от национального дохода республики с возможностью увеличения за
счет сверхплановых средств бюджета. Государственную дотацию могут получать и
негосударственные учебные заведения при успешном осуществлении их
учебно-образовательной деятельности.
Важное место в
финансировании учебных заведений занимают их собственные доходы, полученные от
образования платных услуг, производственной и научной деятельности, а также средств
организаций и граждан. На республиканском и местном уровнях могут создаваться
внебюджетные целевые фонды финансирования образования.
Расходы на
образование подразделяются на три основные группы: текущие расходы, на
оборудование и капитальный ремонт, капитальные вложения. К текущим расходам
относятся: заработная плата, начисления на заработную плату, стипендии, расходы
на питание, приобретение мягкого инвентаря и прочие расходы. Эта группа
расходов является самой большой. Наибольший удельный вес в ней занимает
заработная плата. В целом же структурные различия в затратах связаны с
особенностями деятельности отдельных учреждений образования, видами
материального обеспечения учащихся и студентов.
Основными
показателями, которые характеризуют объем работы школ и определяют расходы на
их текущее содержание, являются количество классов и число учащихся. Количество
классов устанавливается по группам классов: 1-4, 5-9 и 9-11 и зависит от общего
числа учащихся и наполняемости классов, т.е. числа учеников в среднем на один
класс. В настоящее время предельная наполняемость устанавливается в 1-9 классах
до 30 человек, в 10-11 (12) классах до 25 человек.
Фактическая
наполняемость нередко не соответствует предельной, что связано с плотностью
населения, контингентом учащихся, количеством школ в данной местности, типом
школьного здания. В сельских районах с незначительной плотностью населения, где
нельзя укомплектовать классы по установленным нормам, начальные классы
объединяются в классы-комплекты. Класс-комплект в бюджетных расчетах
приравнивается к классу.
Количество школ,
классов и учащихся определяется на 01 января и на 01 сентября. Число учащихся и
классов на 1 января принимается по фактическому состоянию на последнюю отчетную
дату с учетом возможного их изменения до конца текущего года. Число учащихся на
1 сентября планируемого года определяется в плане экономического и социального
развития с учетом приема, перевода и выпуска учащихся. Прием в первые классы
планируется исходя из числа детей, которым до 1 сентября или в сентябре
текущего года исполнится 6 лет. Прием в последующие классы определяется исходя
из числа учащихся предшествующих классов.
Для упрощения
расчетов расходов по школам исчисляется среднегодовой контингент. Исходный
контингент финансируется в течение 8 месяцев ( с 1янв до 1сент), а новый – в
течение 4 месяцев (с 1сент до конца года). Отсюда расчет среднегодового
контингента может быть произведен по следующим формулам:
Кн*8+Кк*4 2Кн+ Кк
Кс=
----------------; Кс= ----------------;
12 3
Кн-Кк
Кс= К1 +
--------------,
3
где Кс –
среднегодовой контингент; Кн и Кк – контингент на начало и конец года; К1 –
исходный контингент.
Расчет
производится по группам классов. Среднегодовое количество классов является
исходным показателем для определения расходов на текущее содержание школ.
При планировании
фонда заработной платы в школах, где она выплачивается два раза в месяц
(городские школы), среднегодовое количество классов исчисляется иначе: исходное
число классов умножается на 8,5, новое – на 3,5 и сумма полученных произведений
делится на 12.
Фонд оплаты труда
составляет примерно половину всех расходов на содержание общеобразовательных школ.
Он включает заработную плату учителей, заработную плату
административно-хозяйственного и учебно-воспитательного персонала,
дополнительные виды выплат и премиальный фонд. Рассчитывается отдельно для
педагогического, административно-хозяйственного и учебно-воспитательного
персонала.
Ставка заработной
платы устанавливается в зависимости от вида квалификационной категории (при
наличии высшего образования) и образования (при отсутствии квалификационной
категории). Квалификационные категории бывают : высшая, первая, вторая. Право
присвоения второй категории дано совету школы. Первая и высшая категория
устанавливается по решению аттестационной комиссии. Учителям, имеющим среднее
специальное образование и которым решением аттестационной комиссии присвоена
квалификационная категория, ставка заработной платы устанавливается на 10% ниже
ставок, предусмотренных для учителей, имеющих высшее образование и
соответствующую категорию. Ставки заработной платы повышаются на 25%
минимальной заработной платы педагогическим работникам, владеющим иностранным
языком и применяющим его в практической работе, а также занятым в школах для
детей и подростков с недостатками в физическом и умственном развитии,
нуждающихся в особых условиях или длительном лечении, до 40% минимальной заработной
платы в месяц.
Заработная плата
учителя зависит от объема учебной работы, определяемой учебными планами школ, в
которых предусматривается число часов занятий в неделю по всем предметам и по
каждому классу. Полная ставка зарплаты выплачивается при выполнении
установленной нормы учебной нагрузки в неделю: учителям 1-4 классов 20 ч, 5-11
классов – 18ч. Месячная зарплата учителя определяется путем умножения ставки
зарплаты на его фактическую нагрузку в неделю и деления полученного
произведения на установленную норму часов.
Фонд заработной
платы учителей в смете определяется исходя из количества педагогических ставок
и размера средней ставки учителя по группам классов. Эти показатели
рассчитываются по данным тарификационного списка, составляемого директорами
школ на 1 сентября каждого года.
Общее число часов по уч.плану
Кол-во
пед.ставок для данной группы классов
по группе классов
= --------------------------------------------
Норма учебной нагрузки учителя
для данной группы классов
Число часов по
ученому плану может быть увеличено за счет дополнительных часов в связи с
освобождением учителей начальных классов по состоянию здоровья от уроков
физкультуры и пения, делением старших классов на группы для занятия по
иностранному языку, физкультуре, трудовом обучению.
Фонд заработной
платы административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала
общеобразовательных школ определяется на основе типовых штатов и
устанавливаемых должностных окладов. рассчитывается путем умножения
среднегодового числа ставок на средний должностной оклад. Зарплата директорам
школ и их заместителям устанавливается в зависимости от числа учащихся в
школах. При этом число учащихся учитывается по списочному составу по состоянию
на начало учебного года. Должностные оклады руководителей школ могут
увеличиваться за работу в особых условиях, при наличии в школе двух и более
групп продленного дня, знание и применение в практической работе иностранного
языка.
Учителям
общеобразовательных школ производится дополнительная оплата за проверку
тетрадей. Классное руководство, заведование кабинетами, учебно-опытными
участками, мастерскими, проведение внеклассной работы и др.
Размеры доплат
дифференцированы по их видам, группам классов и установлены в процентах к
минимальной заработной плате в месяц. Так, за проверку тетрадей предусмотрены
следующие: учителям 1-4 классов – 20%, 5-11 (12) классов по русскому, белорусскому
языкам, литературе – 30%, иностранному языку и стенографии – 10, химии, физике,
биологии – 10%.
Если учитель
имеет нагрузку более 18ч в неделю по предметам, по которым установлена
дополнительная оплата за проверку письменных работ, то доплата соответственно
увеличивается.
Сумма расходов на
зарплату педагогическую, учебно-вспомогательного и административного персонала
составляет плановый фонд заработной платы. Для премирования, выплаты надбавок
за высокие творческие и производственные достижения, выполнение особо важных
работ предусмотрено создание премиального фонда в размере 10% планового фонда
заработной платы. Общий итог фондов заработной платы и премиального составит
фонд заработной оплаты труда работников школы, отражаемый в смете по статье «Заработная
плата».
Расходы по статье
«Начисления на заработную плату» представляют затраты, связанные с уплатой
взносов по государственному социальному страхованию. Определяются в
установленном проценте к сумме фонда оплаты за труд.
В школах с
группами продленного дня предусмотрено двухразовое питание, оплачиваемое в
основном за счет родителей. Исполкомам местных Советов дано право освобождать
от платы за питание детей из малообеспеченных семей в количестве 25% всех
учащихся, из них 10 – полностью и до 15% - до половины стоимости питания.
Среднегодовое число учащихся, освобожденных от платы за питание, определяется
отдельно по полностью и частично освобожденным. На базе этих показателей
рассчитывается среднегодовое число освобожденных от платы за питание в перерасчете
на полностью освобожденных. Сумма расходов на питание определяется путем
умножения установленных норм расходов на одного учащегося, на среднегодовое
число учащихся и на количество дней питания в году.
Бесплатное
питание учащихся предусмотрено в школах, расположенных в зонах повышенной
радиации, в соответствии с Законом РБ «О социальной защите граждан,
пострадавших от катастрофы на ЧАЭС» за счет средств, выделенных на ликвидацию
последствий.
Затраты на
приобретение оборудования и инвентаря для вновь строящихся школ включается в
состав расходов на капитальное строительство и предусматриваются в
централизованном порядке. Действующим школам ассигнования на эти затраты
представляются по их заявкам в пределах общей суммы средств, предусмотренной на
указанные цели по бюджету местного Совета.
В сметах школ с
продленным днем и имеющих группы продленного дня предусматриваются расходы на
приобретение мягкого инвентаря и оборудования (ст14). В основном они связаны с
приобретением постельных принадлежностей для учащихся. Их планирование
осуществляется на основе перечня приобретаемого инвентаря с учетом его
фактического наличия и степени износа, а также в пределах выделенных
ассигнований.
По расходам на
капремонт (ст16) составляется подробный расчет, в котором перечисляются все
необходимые работы, их расценки и стоимость. При этом также учитывается сумма
выделяемых бюджетных ассигнований.
К прочим расходам
(ст18) относятся расходы на хозяйственное обслуживание, оплату командировок и
служебных разъездов персонала, учебные и другие, связанные с текущим
содержанием школ.
В группу расходов
на хозяйственное обслуживание включаются расходы на отопление, освещение,
коммунальные услуги и прочие хознужды, а по школам, расположенным в сельской
местности, также ассигнования на бесплатное предоставление педагогическим
работникам и членам их семей квартир с отоплением и освещением. При составлении
индивидуальной сметы эти затраты планируются по действующим материальным нормам
на принятую единицу (1м3, 1м2, 1 учащийся и др). При этом учитывается их
фактический уровень, сложившийся за ряд лет.
Планирование
учебных расходов, связанных с приобретением книг для библиотек, материалов и
письменных принадлежностей для учебных работ, классных журналов и т.д.,
осуществляется по нормам, которые установлены на 1 класс по группам классов.
Бюджетные ассигнования, выделяемые на бесплатное предоставление учебников,
отражаются в смете на централизованные мероприятия, составляемой в отделе
образования исполкома. Прочие расходы на текущее содержание предусмотрены на
проведение культурно-просветительной и спортивно-массовой работы среди
учащихся, выдачу похвальных листов и медалей. Они планируются по денежным
нормам на среднегодовое количество классов в школе.
В
общеобразовательных школах создается фонд всеобуч, средства которого
предназначены для оказания материальной помощи учащимся 1-11 классов в виде
бесплатного питания, приобретения одежды, обуви и др. Он образуется за счет
бюджетных ассигнований в размере не менее 1% суммы расходов на текущее содержание
школ, а также средств колхозов, профсоюзных и кооперативных организаций. В фонд
всеобуча может поступать часть средств, получаемых школами от платных концертов
и вечеров, сбора макулатуры и металлолома, доходов от пришкольных хозяйств и
учебно-опытных участков.
Особенности
планирования и финансирования расходов на школы-интернаты.
Школы-интернаты –
это общеобразовательные школы, где совмещаются функции школьного и внешкольного
воспитания детей. Они подразделяются на: ш/и для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей или не имеющих благоприятных условий для воспитания в
семье; санаторные ш/и для детей и подростков, нуждающихся в оздоровлении и
лечении; специальные ш/и для детей с недостатками в физическом и умственном
развитии; ш/и для способных и талантливых детей с углубленной подготовкой в
области науки, искусства, спорта и т.д. Они имеют в своем составе 1-9 или 1-11
классы. Наполняемость классов до 20чел, в специальных ш/и – до 15 и в особых
условиях может быть еще ниже.
Основными показателями
для расчета расходов на ш/и служит число воспитанников, количество классов и
педагогических ставок. Методика планирования расходов на зарплату работников
школ полностью соответствует методике планирования аналогичных расходов
общеобразовательных школ, но в составе педагогического персонала на группу
учащихся дополнительно предусматриваются должности воспитателей, которым
выплачивается полная ставка за 30 часов в неделю. В специальных
школах-интернатах эта норма уменьшена до 25ч. Должностные оклады педагогических
работников по сравнению с окладами учителей общеобразовательных школ повышаются
в размере 15% минимальной заработной платы. Ставки старших воспитателей
устанавливаются на 10% выше ставок зарплаты воспитателей с соответствующим
образованием и квалификационной категорией. Ставки зарплаты пед. работников
руководителей школ-интернатов повышаются также за работу с особым контингентом
детей в размере 40и 60% минимальной заработной платы в месяц. По сравнению со
штатными нормативами, установленными для учебно-вспомогательного и
административно-хозяйственного персонала общеобразовательных школ,
дополнительно вводятся должности медработников, поваров, ночных нянь и др.
Страницы: 1, 2, 3
|