Меню
Поиск



рефераты скачать Государственный бюджет РБ

Государственный бюджет РБ

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Брестский государственный технический университет»

Экономический факультет

 

Кафедра бухгалтерского учета и аудита

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине

«ГОСУДАРСТВЕНЫЙ БЮДЖЕТ»

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛ:                                                              Студент 5-го курса


ВАРИАНТ №8

 

ПРОВЕРИЛ

 

 

 

БРЕСТ 2007


СОДЕРЖАНИЕ


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

№15 Расходы на общеобразовательные школы, их планирование и финансирование

№38 Бюджетное регулирование: задачи и методы

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задача

ЛИТЕРАТУРА


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


№15 Расходы на общеобразовательные школы, их планирование и финансирование


Расходы на образование выступают как часть затрат, необходимых для воспроизводства рабочей силы. Производство и образование являются взаимосвязанными и взаимообусловленными процессами национальной экономики.

Национальная система образования РБ состоит из государственных и негосударственных образовательных и воспитательных заведений и включает: дошкольное воспитание; общее среднее образование; внешкольное обучение и воспитание; профессионально-техническое образование; среднее специальное образование; высшее образование; подготовку научно и научно-педагогических кадров; самостоятельное образование граждан.

Управление системой образования носит государственно-общественный характер. Учебные заведения независимо от их подчиненности и форм собственности имеют статус юридического лица, самостоятельны в решении вопросов организации учебного процесса, финансово-хозяйственной и других видов деятельности при соблюдении государственных интересов.

Материальную базу учебных заведений РБ составляют земли, здания, сооружения, оборудование, материалы, переданные им на льготных условиях. На обновление и развитие материальной базы выделяются материальные и финансовые ресурсы, предусматриваются капвложения в форме государственного заказа.

Основным источником финансирования государственных учреждений образования выступают средства государственного бюджета. В соответствии с Законом РБ «Об образовании в РБ» развитие системы образования ради сохранения и умножения интеллектуального потенциала республики обеспечивается государственным финансированием в размере не менее 10% от национального дохода республики с  возможностью увеличения за счет сверхплановых средств бюджета. Государственную дотацию могут получать и негосударственные учебные заведения при успешном осуществлении их учебно-образовательной деятельности.

Важное место в финансировании учебных заведений занимают их собственные доходы, полученные от образования платных услуг, производственной и научной деятельности, а также средств организаций и граждан. На республиканском и местном уровнях могут создаваться внебюджетные целевые фонды финансирования образования.

Расходы на образование подразделяются на три основные группы: текущие расходы, на оборудование и капитальный ремонт, капитальные вложения. К текущим расходам относятся: заработная плата, начисления на заработную плату, стипендии, расходы на питание, приобретение мягкого инвентаря и прочие расходы. Эта группа расходов является самой большой. Наибольший удельный вес в ней занимает заработная плата. В целом же структурные различия в затратах связаны с особенностями деятельности отдельных учреждений образования, видами материального обеспечения учащихся и студентов.

Основными показателями, которые характеризуют объем работы школ и определяют расходы на их текущее содержание, являются количество классов и число учащихся. Количество классов устанавливается по группам классов: 1-4, 5-9 и 9-11 и зависит от общего числа учащихся и наполняемости классов, т.е. числа учеников в среднем на один класс. В настоящее время предельная наполняемость устанавливается в 1-9 классах до 30 человек, в 10-11 (12) классах до 25 человек.

Фактическая наполняемость нередко не соответствует предельной, что связано с плотностью населения, контингентом учащихся, количеством школ в данной местности, типом школьного здания. В сельских районах с незначительной плотностью населения, где нельзя укомплектовать классы по установленным нормам, начальные классы объединяются в классы-комплекты. Класс-комплект в бюджетных расчетах приравнивается к классу.

Количество школ, классов и учащихся определяется на 01 января и на 01 сентября. Число учащихся и классов на 1 января принимается по фактическому состоянию на последнюю отчетную дату с учетом возможного их изменения до конца текущего года. Число учащихся на 1 сентября планируемого года определяется в плане экономического и социального развития с учетом приема, перевода и выпуска учащихся. Прием в первые классы планируется исходя из числа детей, которым до 1 сентября или в сентябре текущего года исполнится 6 лет. Прием в последующие классы определяется исходя из числа учащихся предшествующих классов.

Для упрощения расчетов расходов по школам исчисляется среднегодовой контингент. Исходный контингент финансируется в течение 8 месяцев ( с 1янв до 1сент), а новый – в течение 4 месяцев (с 1сент до конца года). Отсюда расчет среднегодового контингента может быть произведен по следующим формулам:

          Кн*8+Кк*4                   2Кн+ Кк

Кс= ----------------;       Кс= ----------------;

               12                                3

                     Кн-Кк

Кс= К1 + --------------,

                           3

где Кс – среднегодовой контингент; Кн и Кк – контингент на начало и конец года; К1 – исходный контингент.

Расчет производится по группам классов. Среднегодовое количество классов является исходным показателем для определения расходов на текущее содержание школ.

При планировании фонда заработной платы в школах, где она выплачивается два раза в месяц (городские школы), среднегодовое количество классов исчисляется иначе: исходное число классов умножается на 8,5, новое – на 3,5 и сумма полученных произведений делится на 12.

Фонд оплаты труда составляет примерно половину всех расходов на содержание общеобразовательных школ. Он включает заработную плату учителей, заработную плату административно-хозяйственного и учебно-воспитательного персонала, дополнительные виды выплат и премиальный фонд. Рассчитывается отдельно для педагогического, административно-хозяйственного и учебно-воспитательного персонала.

Ставка заработной платы устанавливается в зависимости от вида квалификационной категории (при наличии высшего образования) и образования (при отсутствии квалификационной категории). Квалификационные категории бывают : высшая, первая, вторая. Право присвоения второй категории дано совету школы. Первая и высшая категория устанавливается по решению аттестационной комиссии. Учителям, имеющим среднее специальное образование и которым решением аттестационной комиссии присвоена квалификационная категория, ставка заработной платы устанавливается на 10% ниже ставок, предусмотренных для учителей, имеющих высшее образование и соответствующую категорию. Ставки заработной платы повышаются на 25% минимальной заработной платы педагогическим работникам, владеющим иностранным языком и применяющим его в практической работе, а также занятым в школах для детей и подростков с недостатками в физическом и умственном развитии, нуждающихся в особых условиях или длительном лечении, до 40% минимальной заработной платы в месяц.

Заработная плата учителя зависит от объема учебной работы, определяемой учебными планами школ, в которых предусматривается число часов занятий в неделю по всем  предметам и по каждому классу. Полная ставка зарплаты выплачивается при выполнении установленной нормы учебной нагрузки в неделю: учителям 1-4 классов 20 ч, 5-11 классов – 18ч. Месячная зарплата учителя определяется путем умножения ставки зарплаты на его фактическую нагрузку в неделю и деления полученного произведения на установленную норму часов.

Фонд заработной платы учителей в смете определяется исходя из количества педагогических ставок и размера средней ставки учителя по группам классов. Эти показатели рассчитываются по данным тарификационного списка, составляемого директорами школ на 1 сентября каждого года.

                                    Общее число часов по уч.плану

 Кол-во пед.ставок       для  данной  группы классов

по группе классов =   --------------------------------------------

                                       Норма учебной нагрузки учителя         

                                         для данной группы классов

Число часов по ученому плану может быть увеличено за счет дополнительных часов в связи с освобождением учителей начальных классов по состоянию здоровья от уроков физкультуры и пения, делением старших классов на группы для занятия по иностранному языку, физкультуре, трудовом обучению.

Фонд заработной платы административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала общеобразовательных школ определяется на основе типовых штатов и устанавливаемых должностных окладов. рассчитывается путем умножения среднегодового числа ставок на средний должностной оклад. Зарплата директорам школ и их заместителям устанавливается в зависимости от числа учащихся в школах. При этом число учащихся учитывается по списочному составу по состоянию на начало учебного года. Должностные оклады руководителей школ могут увеличиваться за работу в особых условиях, при наличии в школе двух и более групп продленного дня, знание и применение в практической работе иностранного языка.

Учителям общеобразовательных школ производится дополнительная оплата за проверку тетрадей. Классное руководство, заведование кабинетами, учебно-опытными участками, мастерскими, проведение внеклассной работы и др.

Размеры доплат дифференцированы по их видам, группам классов и установлены в процентах к минимальной заработной плате в месяц. Так, за проверку тетрадей предусмотрены следующие: учителям 1-4 классов – 20%, 5-11 (12) классов по русскому, белорусскому языкам, литературе – 30%, иностранному языку и стенографии – 10, химии, физике, биологии – 10%.

Если учитель имеет нагрузку более 18ч в неделю по предметам, по которым  установлена дополнительная оплата за проверку письменных работ, то доплата соответственно увеличивается.

Сумма расходов на зарплату педагогическую, учебно-вспомогательного и административного персонала составляет плановый фонд заработной платы. Для премирования, выплаты надбавок за высокие творческие и производственные достижения, выполнение особо важных работ предусмотрено создание премиального фонда в размере 10% планового фонда заработной платы. Общий итог фондов заработной платы и премиального составит фонд заработной оплаты труда работников школы, отражаемый в смете по статье «Заработная плата».

Расходы по статье «Начисления на заработную плату» представляют затраты, связанные с уплатой взносов по государственному социальному страхованию. Определяются в установленном проценте к сумме фонда оплаты за труд.

В школах с группами продленного дня предусмотрено двухразовое питание, оплачиваемое в основном за счет родителей. Исполкомам местных Советов дано право освобождать от платы за питание детей из малообеспеченных семей в количестве 25% всех учащихся, из них 10 – полностью и до 15% - до половины стоимости питания. Среднегодовое число учащихся, освобожденных от платы за питание, определяется отдельно по полностью и частично освобожденным. На базе этих показателей рассчитывается среднегодовое число освобожденных от платы за питание в перерасчете на полностью освобожденных. Сумма расходов на питание определяется путем умножения установленных норм расходов на одного учащегося, на среднегодовое число учащихся и на количество дней питания в году.

Бесплатное питание учащихся предусмотрено в школах, расположенных в зонах повышенной радиации, в соответствии с Законом РБ «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС» за счет средств, выделенных на ликвидацию последствий.

Затраты на приобретение оборудования и инвентаря для вновь строящихся школ включается в состав расходов на капитальное строительство и предусматриваются в централизованном порядке. Действующим школам ассигнования на эти затраты представляются по их заявкам в пределах общей суммы средств, предусмотренной на указанные цели по бюджету местного Совета.

В сметах школ с продленным днем и имеющих группы продленного дня предусматриваются расходы на приобретение мягкого инвентаря и оборудования (ст14). В основном они связаны с приобретением постельных принадлежностей для учащихся. Их планирование осуществляется на основе перечня приобретаемого инвентаря с учетом его фактического наличия и степени износа, а также в пределах выделенных ассигнований.

По расходам на капремонт (ст16) составляется подробный расчет, в котором перечисляются все необходимые работы, их расценки и стоимость. При этом также учитывается сумма выделяемых бюджетных ассигнований.

К прочим расходам (ст18) относятся расходы на хозяйственное обслуживание, оплату командировок и служебных разъездов персонала, учебные и другие, связанные с текущим содержанием школ.

В группу расходов на хозяйственное обслуживание включаются расходы на отопление, освещение, коммунальные услуги и прочие хознужды, а по школам, расположенным в сельской местности, также ассигнования на бесплатное предоставление педагогическим работникам и членам их семей квартир с отоплением и освещением. При составлении индивидуальной сметы эти затраты планируются по действующим материальным нормам на принятую единицу (1м3, 1м2, 1 учащийся и др). При этом учитывается их фактический уровень, сложившийся за ряд лет.

Планирование учебных расходов, связанных с приобретением книг для библиотек, материалов и письменных принадлежностей для учебных работ, классных журналов и т.д., осуществляется по нормам, которые установлены на 1 класс по группам классов. Бюджетные ассигнования, выделяемые на бесплатное предоставление учебников, отражаются в смете на централизованные мероприятия, составляемой в отделе образования исполкома. Прочие расходы  на текущее содержание предусмотрены на проведение культурно-просветительной и спортивно-массовой работы среди учащихся, выдачу похвальных листов и медалей. Они планируются по денежным нормам на среднегодовое количество классов в школе.

В общеобразовательных школах создается фонд всеобуч, средства которого предназначены для оказания материальной помощи учащимся 1-11 классов в виде бесплатного питания, приобретения одежды, обуви и др. Он образуется за счет бюджетных ассигнований в размере не менее 1% суммы расходов на текущее содержание школ, а также средств колхозов, профсоюзных и кооперативных организаций. В фонд всеобуча может поступать часть средств, получаемых школами от платных концертов и вечеров, сбора макулатуры и металлолома, доходов от пришкольных хозяйств и учебно-опытных участков.

Особенности планирования и финансирования расходов на школы-интернаты.

Школы-интернаты – это общеобразовательные школы, где совмещаются функции школьного и внешкольного воспитания детей. Они подразделяются на: ш/и для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей или не имеющих благоприятных условий для воспитания в семье; санаторные ш/и для детей и подростков, нуждающихся в оздоровлении и лечении; специальные ш/и для детей с недостатками в физическом и умственном развитии; ш/и для способных и талантливых детей с углубленной подготовкой в области науки, искусства, спорта и т.д. Они имеют в своем составе 1-9 или 1-11 классы. Наполняемость классов до 20чел, в специальных ш/и – до 15 и в особых условиях может быть еще ниже.

Основными показателями для расчета расходов на ш/и служит число воспитанников, количество классов и педагогических ставок. Методика планирования расходов на зарплату работников школ полностью соответствует методике планирования аналогичных расходов общеобразовательных школ, но в составе педагогического персонала на группу учащихся дополнительно предусматриваются должности воспитателей, которым выплачивается полная ставка за 30 часов в неделю. В специальных школах-интернатах эта норма уменьшена до 25ч. Должностные оклады педагогических работников по сравнению с окладами учителей общеобразовательных школ повышаются в размере 15% минимальной заработной платы. Ставки старших воспитателей устанавливаются на 10% выше ставок зарплаты воспитателей с соответствующим образованием и квалификационной категорией. Ставки зарплаты пед. работников руководителей школ-интернатов повышаются также за работу с особым контингентом детей в размере 40и 60% минимальной заработной платы в месяц. По сравнению со штатными нормативами, установленными для учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персонала общеобразовательных школ, дополнительно вводятся должности медработников, поваров, ночных нянь и др.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.