Попытки
«подтолкнуть» реформирование сверху вызвали ухудшение экономической и
социальной обстановки в деревне.
Другими причинами
сложившегося положения стали:
общая кризисная
ситуация в стране, которая проявилась в значительном падении производства, поспешном
и непоследовательном переходе к рыночным отношениям, развитии инфляции и
разрыве хозяйственных связей;
уменьшение
государственной поддержки аграрного сектора;
устранение
государства от экономически обоснованного использования своих функций в
области регулирования производства и рынка, разрушение системы государственных
закупок при отсутствии рыночной инфраструктуры и государственного контроля за
деятельностью посреднических фирм, осуществляющих закупки сельскохозяйственного
сырья и реализацию продуктов питания;
отсутствие экономически
обоснованной ценовой, финансово-кредитной и налоговой политики, т.е.
отсутствие стратегии реформирования;
усилившийся
монополизм коммерческих банков и смежных с сельским хозяйством отраслей;
односторонность аграрных
преобразований, увлечение реорганизацией крупнотоварного производства,
перераспределением земли и приватизацией;
недооценка роли науки при
проведении реформ и отсутствие действенного механизма экономического
стимулирования освоения достижений научно-технического прогресса;
слабая защита
отечественного товаропроизводителя, необоснованное стимулирование импорта
многих видов продовольствия, ослабление или полный разрыв экономических и
научно-технических связей со странами СНГ, продажа многих продуктов питания для
России другими странами по демпинговым ценам.
Итак, налицо ухудшение
положения по подавляющему большинству позиций. Завершившийся пятилетний период
реформирования российской экономики не принес ожидаемых положительных результатов.
Более того, из-за неподготовленности к проведению реформ в стране наметился
глубокий кризис в производственной и социальной сферах. В силу специфики
сельского хозяйства, связанной с использованием практически невосполнимых
природных ресурсов, кризис в АПК при переходе к рынку оказался более глубоким,
а выход из него будет более продолжительным по сравнению с другими отраслями народного
хозяйства.
2. Особенности регулирования АПК
2.1 Цели преобразований
Анализ причин
аграрного кризиса позволяет сделать вывод о том, что только на основе преобразования
форм собственности невозможно обеспечить динамичное развитие агропромышленного
производства. Обязательными условиями выхода из кризиса являются:
восстановление управляемости
агропромышленным комплексом как единым организационно-правовым объектом,
повышение роли Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ как организатора
и координатора многих функций АПК;
рациональное
сочетание крупных, средних и мелких хозяйств и предприятий различных форм собственности,
а также поддержание эффективного разделения производства между этими формами хозяйствования;
обеспечение и
поддержание ценового паритета в АПК между сельским хозяйством и промышленностью;
достаточный для
поддержки аграрного сектора и использования достижений научно-технического
прогресса уровень инвестиций;
развитие
кооперативных форм и связей;
эволюционный
характер реформирования, особенно крупных коллективных хозяйств;
гибкое сочетание
рыночных принципов с государственным воздействием на их реализацию и социальную
направленность;
преодоление
движения к монополизму со стороны партнеров сельского хозяйства по АПК и коммерческих
структур;
система мер по
защите отечественного товаропроизводителя.
Одна из важнейших
стратегических целей аграрной и экономической реформы в целом заключалась в замене
административно-распорядительных методов хозяйствования преимущественно экономическими,
основанными на законах рынка. Эта цель отвечала потребностям развития
экономики, являлась неизбежной с точки зрения исторической перспективы.
Соответственно это предполагало изменение роли государства, сокращение масштабов
государственной собственности, формирование системы, при которой
заинтересованным и ответственным субъектом экономики становится
непосредственный производитель. Не менее значимой стратегической целью
аграрного реформирования, непосредственно связанной с рассмотренной, было
создание многоукладной экономики, необходимой для развития рыночных отношений в
аграрной сфере.
Среди позитивных
результатов преобразований в первую очередь следует отметить создание сектора
крестьянских хозяйств, расширение землепользования граждан (владельцев личных
подсобных хозяйств, садово-огородных участков и т. д.). Воссоздание крестьянского
уклада явилось, безусловно, положительным процессом, как и расширение прав
крестьян в области землевладения и землепользования. Позитивным было и
расширение спектра форм хозяйствования—возникновение в структуре аграрного
сектора наряду с крестьянскими хозяйствами товариществ с ограниченной
ответственностью, новых типов кооперативов, ассоциаций крестьянских хозяйств и
т. д. Существенно расширены права сельскохозяйственных предприятий, которые
теперь сами определяют направления, структуру и объемы производства и
распоряжаются произведенной продукцией. Развивается сельское
предпринимательство.
Начатая земельная
реформа меняет структуру землевладения и характер земельных отношений. На смену
исключительной государственной монополии на землю как объект собственности
приходит многообразие форм собственности и землепользования. Возникла и
распространяется частная собственность на землю. Расширился доступ к земле тех,
кто на ней трудится, что является необходимым условием рационального,
хозяйского отношения к земле. На повестке дня—создание земельного рынка, который
должен привести к концентрации земли в руках умелых владельцев.
Однако все эти изменения
не могут рассматриваться как самоцель, а должны служить условиями роста
производства, повышения производительности труда и эффективности
агропромышленного производства. Именно по этим основным позициям аграрное
реформирование не достигло желаемых результатов. Напротив, сельское хозяйство и
весь агропромышленный комплекс ныне находятся в состоянии затяжного системного
кризиса, который распространился как на экономическую, так и на социальную
сферу.
В связи с тем,
что снижается производство в крупных сельскохозяйственных предприятиях, падает
товарность сельскохозяйственного производства. Наряду с этим существенно
изменяется структура реализации — если ранее основная масса товарной продукции
сельского хозяйства реализовалась заготовительным организациям, то ныне (в
1996 г.) преобладающая часть продукции растениеводства (более 90% картофеля,
около 70% овощей, 2/3 зерна), а также примерно
половина животноводческой продукции реализуется по свободным рыночным каналам
(на рынках, через собственную торговую сеть, предприятия общественного питания
и т. д.).
При этом сельское хозяйство,
сами естественные условия которого ставят его в неравноправное положение с
другими отраслями (сезонность производства, замедленный оборот капитала,
рассредоточенность на большой территории и невозможность в силу этого самостоятельно
противостоять отраслям-монополистам, необходимость, чтобы значительно повысить
производительность труда, иметь более высокое органическое строение капитала,
чем в промышленности, и т. д.), оказалось в более тяжелой ситуации, чем другие
отрасли материального производства. Усилился диспаритет цен: цены на потребляемые
в аграрной сфере промышленные средства производства и ресурсы в 1996 г. по
сравнению с 1990 г. в 4,3 раза опередили совокупные цены на
сельскохозяйственную продукцию.[9]
В результате доля убыточных предприятий в сельском хозяйстве была намного выше,
чем в других отраслях производства. Если во всех отраслях материального
производства рентабельность продукции, хотя и сократилась, но сохранилась, то
сельское хозяйство уже несколько лет подряд убыточно.
2.2 Формы государственного
регулирования
Переходный период в аграрной
экономике требует оптимального сочетания государственного регулирования и
рыночных рычагов, вызывает необходимость разработки теории и совершенствования
практики государственного воздействия на макро- и микроэкономические процессы
в сельском хозяйстве и связанных с ним отраслях.
Государственное
регулирование в АПК предполагает осуществление его преимущественно экономическими
методами и включает защиту отечественного продовольственного рынка от импорта,
а также аграрного сектора от высокомонополизированных отраслей, производящих
средства производства для сельского хозяйства и закупающих его продукцию;
сохранение и совершенствование функции государства в качестве заказчика и
инвестора применительно к условиям переходного периода; содействие развитию
рыночной инфраструктуры; поддержание государственного сектора АПК; развитие
социальной сферы села; развитие аграрной науки и подготовка кадров для
сельского хозяйства. Регулирующая роль государства особенно важна на нынешнем
этапе перехода к рыночной экономике, когда не сформировался эффективный
механизм экономического регулирования.
При этом должны
быть приняты во внимание специфические особенности аграрного сектора—сезонность
производства, медленный оборот капитала, повышенный производственный риск,
связанный с подверженностью стихийным силам природы, с тем, что значительная
часть сельскохозяйственных угодий России находится в зоне рискованного
земледелия.
Активное
воздействие на развитие АПК экономическими методами государство может осуществлять
через кредитное и налоговое регулирование, бюджетное финансирование,
регулирование условий и уровня оплаты труда, социальное развитие, через
государственные программы, госзаказы, эффективную таможенную политику и т. д.
Ограниченность
ресурсов при кризисе сбыта сельскохозяйственной продукции предполагает строгое
подчинение протекционистской политики в аграрной сфере задаче повышения
эффективности производства. В этой связи экономический механизм и комплекс мер
поддержки сельских товаропроизводителей должны быть направлены на
стимулирование более производительных вложений и рентабельного производства.
Эта цель, в свою очередь, может быть достижима лишь тогда, когда система
экономических рычагов (цены, кредит, налоги и бюджетные субсидии) будет в
основном использоваться для стимулирования более рентабельных групп предприятий
и более эффективных вложений по регионам. В системе агропромышленного
регулирования агропромышленного производства важно полнее использовать
интервенционные товарные закупки и залог сельскохозяйственной продукции. В
области ценовой политики должны действовать принципы свободного ценообразования
в сочетании с государственном регулированием цен, установление гарантированного
уровня на закупки по госзаказу, формирования цен в соответствии со спросом и
предложением при относительно жестком ограничении тенденций к их монополизации.
В области
кредитно-финансовой политики необходимо строго целевое использование кредитов с
пониженной для сельского хозяйства процентной ставкой.
В налоговой
политике необходимо исключить многоканальность и дублирование налоговых изъятий.
Стратегическим направлением этой политики должен стать переход к одноканальной
системе в форме земельного налога, дифференцированного в зависимости от
качества и местоположения земельных участков. При этом земельный налог должен
иметь уровень, побуждающий к эффективному использованию земли.
Задачам овладения
рыночным механизмом и методами государственного регулирования в условиях рынка
будет отвечать принципиально новая система управления АПК. В этих целях
целесообразно осуществить переориентацию государственных функций от управления
предприятиями и отраслями к экономическому регулированию взаимодействия между
субъектами рыночного хозяйства.
Государственное
регулирование АПК обязательно включает и внешнеэкономическое направление. Оно в
качестве одной из важнейших задач имеет защиту отечественного сельского
хозяйства. Степень и формы внешнеторговой защиты и аграрного протекционизма
должны зависеть от состояния сельскохозяйственного производства и рынка по
отдельным товарам и товарным группам, от насыщения рынка и
конкурентоспособности отечественной продукции.
В этой проблеме,
кроме сельскохозяйственных товаропроизводителей, есть и другая
сторона—потребители, интересы которых далеко не всегда и не во всем совпадают с
интересами отечественных товаропроизводителей. Это означает, что характер и
уровень аграрного протекционизма должны носить компромиссный характер,
являясь результатом учета многих разнонаправленных сил.
В будущем
представляется вполне реальным повышение экспортных возможностей аграрного сектора
России. В частности, перспективным ресурсом для экспорта является зерновое
хозяйство, где можно добиться радикального перелома при наличии ряда условий—коренной
реорганизации закупочной системы, создания лучшей складской и транспортной
инфраструктуры, экономии посевного материала, а также при достижении паритета
цен на сельскохозяйственную продукцию с ценами на средства производства. При
этих условиях зерновое хозяйство в перспективе сможет выделять экспортные
ресурсы.
Во
внешнеэкономических связях АПК нужна тщательная постатейная проверка
необходимых пропорций сочетания протекционизма, свободной торговли и
сотрудничества с учетом большой разницы между первой сферой (кроме
промышленности по производству средств защиты растений, где трудно предвидеть
сроки достижения самообеспеченности) и пищевой промышленностью и хранением,
которые, однако, остро нуждаются в западных капиталах и технологиях.
В связи с
изменениями в социально-экономической структуре сельского хозяйства—падением
производства и повышением производства и доли в валовой сельскохозяйственной
продукции хозяйств населения—требуется большее внимание уделить индивидуальному
сектору аграрной экономики. Поддержку хозяйств населения следует выдвинуть в
число приоритетных задач аграрной политики именно сейчас, когда производство в
крупных сельскохозяйственных предприятиях падает, а крестьянские хозяйства и
их ассоциации организационно не окрепли и не получили сколько-нибудь весомого
развития с точки зрения их вклада в продовольственное обеспечение страны. В
1997 г. хозяйства населения произвели 91% картофеля, около 77% овощей, 79%
плодов и ягод, 55% мяса, в том числе 69% свинины и 77% баранины, 47% молока,
51% шерсти, 85% меда, 30% яиц. Эти цифры свидетельствуют об огромном вкладе
хозяйств населения в продовольственное обеспечение страны.
Представляется,
что без реального учета в аграрной политике участия отдельных секторов в создании
продовольственного фонда страны нельзя рассчитывать на прекращение спада
сельскохозяйственного производства и сокращение сроков выхода из аграрного
кризиса.
Крупные сельскохозяйственные
предприятия заслуживают проведения в отношении их избирательной политики. Они
должны получать кредиты по строго целевому назначению, с обязательным контролем
за использованием выделенных средств и исключением практики огульного списания
полученных ссуд. Средства предприятиям должны выделяться в рамках специальных
программ на конкурсной основе. В этих условиях средства получат те хозяйства,
которые и в нынешних трудных условиях «держатся на плаву», те, которые могут
обеспечить использование этих средств с наибольшей отдачей. Это примерно
четверть всех сельхозпредприятий, производящих ныне подавляющую массу товарной
продукции.
В отношении
большинства убыточных предприятий, кроме экономически безнадежных, следует
применять процедуру внешнего управления, подбирать наиболее эффективные
варианты реорганизации хозяйств, дающие возможность использовать
производственные фонды и рабочую силу, изменить применительно к местным условиям
специализацию производства, найти более квалифицированных руководителей и т.
п.
В отношении
крестьянских (фермерских) хозяйств основной задачей на ближайшие годы становится
не столько создание новых хозяйств, сколько повышение устойчивости и подготовка
условий для их последующего роста и развития. Видимо, в течение ряда лет
процессы формирования новых крестьянских хозяйств и их ликвидации будут
протекать относительно вяло и уравновешивать друг друга. Однако многое здесь
будет зависеть от аграрной политики и бюджетных возможностей.
Особым
направлением любого аграрного реформирования, его центральным звеном является земельная
реформа. Земельные преобразования призваны обеспечить рациональное
использование и охрану земель как важнейшего природного ресурса, создание
условий для воспроизводства и повышения плодородия почвы, равноправное
развитие различных форм хозяйствования на земле.
Страницы: 1, 2, 3
|