Государственное регулирование АПК
Государственное регулирование
АПК
План.
Введение
1. Современная ситуация в
агропромышленном комплексе. Ее причины
2. Особенности регулирования АПК
2.1 Цели преобразований
2.2 Формы государственного
регулирования
3. Основные направления
государственной политики в АПК
Заключение
Список литературы
Введение
Агропромышленный
комплекс является самым крупным народнохозяйственным комплексом страны и
включает три сферы связанных между собой отраслей—сельское хозяйство и отрасли
«до» и «после» сельского хозяйства. Агропромышленный комплекс также один из
важнейших в экономике страны. На его долю приходится более 30% работников
отраслей материального производства, 25% основных фондов. От устойчивого
функционирования аграрного сектора в значительной степени зависит уровень жизни
населения.
Начиная с
1992 г., в агропромышленном комплексе осуществляются институциональные преобразования,
реформирование сельскохозяйственных предприятий, совершенствование их
внутрихозяйственных отношений, а также активизация межфермерской кооперации.
Следует отметить, что принципиальные изменения сложившейся системы аграрных
отношений были неизбежны, и, прежде всего, была необходима замена
административно-распределительных, командных методов хозяйствования преимущественно
экономическими, основанными на законах рынка. Но аграрные преобразования нужны
и важны не сами по себе, а как условие повышения эффективности производства,
обеспечения продовольственной безопасности страны.
Однако, к
сожалению, наряду с позитивными изменениями — расширением спектра форм хозяйствования,
включая воссоздание крестьянского уклада, ликвидацией государственной
монополии на землю, расширением прав сельскохозяйственных предприятий, которые
ныне сами определяют специализацию и объемы производимой продукции и свободно
распоряжаются ею, созданием условий перехода к рыночным отношениям в аграрной
сфере и т.д., произошли негативные изменения, приведшие аграрный сектор к
кризису. И случились они главным образом вследствие ошибок и поспешности в
проведении аграрного реформирования.
Цель
данной курсовой работы – рассмотреть основные задачи, которые стоят перед
государственной налоговой политикой в современных условиях, выделить основные
противоречия действующей ныне в России налоговой системы, а также представить
конкретные меры, которые необходимо осуществить, для того чтобы увеличить стимулирующее
воздействие налогов на сферу производства и в то же время, чтобы остановить
сокращение доходов бюджетов всех уровней.
В первой
главе я рассмотрела ситуацию, сложившуюся в аграрном секторе России, а также конкретные
причины кризисного состояния агропромышленного комплекса.
Вторая
глава содержит определение целей, для достижения которых началась аграрная
реформа, и необходимые условия, которые должно соблюдать государства для
преодоления сегодняшнего затяжного кризиса в сельском хозяйстве и сопутствующих
отраслях. Здесь же рассмотрены основные инструменты государственного
регулирования, которые приемлемы в нынешних условиях для стабилизации ситуации
и создания предпосылок к росту агропромышленного производства.
В третьей
главе изложены возможные пути выхода из кризиса в экономической и социальной областях
агропромышленного комплекса, а также основные направления государственного
регулирования в аграрном секторе экономики.
1.
Современная
ситуация в агропромышленном комплексе. Ее причины
Агропромышленный
комплекс (АПК) имеет особое значение в экономике страны. Он относится к числу
основных народнохозяйственных комплексов, определяющих условия поддержания
жизнедеятельности общества. Значение его не только в обеспечении потребностей
людей в продуктах питания, но в том, что он существенно влияет на занятость
населения и эффективность всего национального производства.
АПК — самый
крупный из основных (базовых) комплексов в экономике страны. В АПК России в
настоящее время занято около 35% всех работающих в сфере материального
производства. Здесь сосредоточено более четверти всех производственных фондов и
создается почти 15% ВВП. Около 30% отраслей народнохозяйственного комплекса
включено в воспроизводственные связи с аграрным сектором. Из
сельскохозяйственного сырья производится примерно 70% всего набора
производимых в стране предметов потребления. В розничном товарообороте
продовольственные товары составляют примерно половину.[1]
К агропромышленному комплексу
относятся все виды производств и производственного обслуживания, создание и
развитие которых подчинены производству конечной потребительской продукции из
сельскохозяйственного сырья.
Аграрные преобразования в
стране происходили по нескольким направлениям. Первое - реформирование
АПК, включая земельную реформу, реорганизацию колхозов и совхозов, приватизацию
предприятий отраслей, поставляющих сельскому хозяйству средства производства и
услуги, перерабатывающих и доводящих до потребителя его продукцию. В стране
формируются новые земельные отношения, основу которых составляет частное
землевладение, представленное сельскохозяйственными предприятиями,
крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, хозяйствами населения, включающими личные
подсобные хозяйства, садоводческие и огородные товарищества. Из табл.1.1
видно, как в течение 1991-1997 гг. изменилась социальная структура
сельскохозяйственных землепользователей в результате земельной реформы. Доля
государственного сектора в использовании сельскохозяйственных угодий
уменьшилась с 56% в 1991 г. до 13,4 в 1997 г., в то время как удельный вес
частных (коллективных и индивидуально-семейных) хозяйств возрос с 40,3 до
70,9%. За годы реформы приватизировано 91% перерабатывающих предприятий и 77%
предприятий агросервиса.
Таблица
1.1
Удельный
вес различных категорий землепользователей в общей площади сельскохозяйственных
угодий, %[2]
На 1.01. соответствующего года
|
Государственный сектор
|
Сельскохозяйственные организации
|
Частный сектор, индивидуальные семейные хозяйства
|
Земли запаса и другие
|
Государственные предприятия
|
Колхозы
|
Новые формы
|
Фермерские хозяйства
|
Хозяйства населения
|
1991
г.
|
56,0
|
38,2
|
0,3
|
0,1
|
1,7
|
3,7
|
1992
г.
|
51,2
|
35,6
|
0,6
|
0,6
|
2,5
|
9,5
|
1993
г.
|
24,0
|
18,3
|
36,9
|
2,9
|
3,9
|
14,0
|
1994
г.
|
16,0
|
15,7
|
45,8
|
4,4
|
3,9
|
14,2
|
1995
г.
|
14,4
|
14,5
|
47,4
|
4,6
|
4,2
|
14,9
|
1996
г.
|
13,8
|
14,1
|
47,5
|
4,7
|
4,6
|
15,3
|
1997
г.
|
13,4
|
13,8
|
47,7
|
4,9
|
4,5
|
15,7
|
Второе - разгосударствление системы
закупок и реализации продукции, продовольственной оптовой и розничной торговли.
В результате резко сократились закупки сельскохозяйственной продукции государственными
заготовительными организациями и потребительской кооперацией. Стали развиваться
новые каналы реализации, в том числе оптовые рынки, биржи, ярмарки и др.
Удельный вес централизованных закупок зерна в общем объеме его реализации
уменьшился с 63% в 1993 г. до 25 в 1997 г., картофеля соответственно - с 52 до
29, овощей - с 71 до 40, мяса скота и птицы - с 79 до 45, молока и молочных
продуктов - с 97 до 82, яиц - с 92 до 74%.[3]
Третье - изменение системы
государственного регулирования аграрного сектора: перестройка организационных
структур и методов управления АПК. Начинает формироваться адекватная рынку финансово-кредитная
система, включающая ценовые дотации и компенсации, денежный кредит, выделяемый
на льготных условиях (не более 25% учетной ставки ЦБ), лизинг на поставку
техники и оборудования, добровольное страхование сельскохозяйственной
деятельности. Сельским товаропроизводителям предоставляются льготы по
налогообложению. Начиная с 1994 г., складывается система защиты внутреннего
рынка от импортных товаров путем установления таможенных пошлин, однако общий
уровень тарифов у нас ниже, чем во многих странах с развитой экономикой.
Четвертое направление реформы связано
с попытками освободить сельскохозяйственные организации от функций по
содержанию объектов коммунального хозяйства и социальной инфраструктуры посредством
передачи последних в ведение сельских муниципалитетов, сформировать систему
социальной защиты безработных и стимулировать несельскохозяйственную занятость
населения.
Предпринятые в ходе аграрных
преобразований меры не привели к росту сельскохозяйственного производства, а,
наоборот, за период 1991-1997 гг. произошло его существенное сокращение – около
40% (рис.1.1). В агропромышленном комплексе продолжаются процессы сокращения
ресурсного потенциала, ухудшения финансового состояния хозяйств, а также
снижение почвенного плодородия земель. За последние годы произошло сокращение
доли сельского хозяйства и всего АПК в ВВП: с 1991 по 1997 г. доля сельского
хозяйства в ВВП уменьшилась с 13,7 до 8,4%.[4]
Индексы объема продукции
сельского хозяйства (в процентах, 1990 г.=100%)
Рис.1.1
Резко сократилась государственная
поддержка сельского хозяйства. Доля сельского хозяйства в расходной части
бюджета по сравнению с долей сельского хозяйства в ВВП резко уменьшилась (с
1991 по 1997 г. она упала с 12 до 2,4%). Почти полностью прекращены работы по
восстановлению и повышению плодородия земли. В 1997 г. против 1990 г. целевые
дотации и субсидии сельскохозяйственному производству уменьшились до 33%,
формирование лизингового фонда — до 37%, затраты капитального характера составили
всего 8% от уровня 1996 г., а общее финансирование сельского хозяйства—71%.[5]
Выбытие основных производственных фондов в
1997 г. в 5 раз опережало их ввод. За 1990-1997 гг. более чем в 17 раз
сократились инвестиции в АПК. За счет всех источников финансирования в 1997 г.
освоено капитальных вложений всего 6% к уровню 1991 г. (рис.1.2). На 1 га
пашни внесено 12 кг минеральных удобрений, или в 9 раз меньше, чем в 1990 г.,
применение органических удобрений за этот период сократилось в 7 раз,
фосфоритование и гипсование земли практически прекращено. Из-за недостатка
техники, горючесмазочных материалов хозяйства вынуждены проводить полевые
работы по упрощенным технологиям. В 1997 г. посевная площадь сократилась на
3,1 млн. га, вспахано зяби под урожай 1998 г. на 5 млн. га меньше. Производство
скота и птицы за 1997 год уменьшилось на 10%, молока - на 5, шерсти - на 22%. В
целом 1997 г. был благоприятным по погодным условиям, что позволило собрать
88,5 млн. т. зерна, против 69 млн. в 1996 г.
Капитальные вложения на
развитие АПК России (в сметных ценах 1991 г.)[6]
Рис.1.2
Несмотря на значительное
увеличение производства наиболее рентабельной продукции - зерна и сокращение
убыточных продуктов животноводства, финансовое положение товаропроизводителей
не улучшилось. Удельный вес нерентабельных хозяйств возрос с 79% в 1996 г. до
81% в 1997 г. Собственные оборотные средства сократились почти на 40%.
Дебиторская задолженность возросла с 13 до 16 млрд. руб., а кредиторская - с 85
до 112 млрд. руб., или на 42%.[7]
Такое положение лишает сельскохозяйственных производителей возможности
нормального функционирования, так как все поступающие средства списываются с
текущих счетов на погашение имеющейся задолженности.
Наряду с обострением
традиционных для села социальных проблем (узость сферы приложения труда,
низкий уровень доходов населения, отставание социальной сферы) появились новые:
превышение, начиная с 1992 г., смертности населения над рождаемостью, рост
сельской безработицы (на 01 07.1996 г. она составила 5,2% против 3,5 в городе[8]); усиление социальной
дифференциации в сельском обществе; свертывание сети объектов сельской
социальной сферы; рост информационной изолированности деревни.
Переход от одной
системы хозяйствования к другой требует, а в сельском хозяйстве особенно,
относительно продолжительного времени. Такой переход должен включать,
во-первых, подготовительный период, во-вторых, период непосредственных
преобразований. В течение подготовительного периода закладываются правовые,
экономические и организационные условия под будущее реформирование. В течение
второго периода происходит постепенное изменение форм собственности,
преобразование хозяйственной деятельности, управления, развиваются и
укрепляются институты рыночной экономики, складывается новая система
общественных отношений.
Современные аграрные
преобразования были начаты спонтанно, без правовой, организационной и
экономической подготовки, при игнорировании необходимости постепенного,
поэтапного перехода к рыночной экономике. Отсутствие четкой концепции развития
реформы, ее чрезмерная политизация и борьба по поводу аграрных преобразований
различных политических сил и ветвей власти привели к противоречивости правовой
базы и к тому, что до сих пор не принят ряд основополагающих законодательных
актов (Земельный кодекс, законы об аренде земли и ее залоге и др.), а
недооценка готовности селян к коренным преобразованиям в аграрных отношениях
усилила стремление провести и ускорить эти изменения административным путем.
Относительно малые масштабы выхода крестьян из колхозов и совхозов нередко
объяснялись противодействием руководства этих предприятий и местной
администрации, а также недостаточностью материальной поддержки. Все это в той
или иной степени имело место, но главное все же—игнорирование отсутствия
желания у подавляющего большинства крестьян изменить ставший привычным уклад
жизни, который сформировался у них в колхозах и совхозах и которого они
лишились, выйдя из сельхозпредприятия.
Страницы: 1, 2, 3
|