Машинное «отсечение» информации и исключение
оперативным работником ненужных данных предусмотрено в АИПС не случайно. Это
связано с тем, что в системе сочетается формальная логика ЭВМ и творческая
деятельность квалифицированных специалистов.
Наконец, представляется возможным осуществить
поиск в АИПС еще с одного направления - от вещей, предметов, документов и т.д.
Особенно эффективен такой поиск по номерным вещам. Смысл машинного поиска
конкретных лиц по принадлежащим им вещам состоит в информационной увязке в АИПС
данных о лицах, событиях и предметах. При машинной обработке удается уловить не
только прямые, но и многие косвенные связи, а это содействует
целеустремленности проведения оперативно-розыскных мероприятий.
В АИПС имеется возможность увязывать многие
события во времени. Можно отобрать события, прошедшие в определенные часы,
сутки, дни недели и т.д.
Запросы на проведение поиска и выдачу
необходимой информации поступают либо в виде
неформализованных текстовых документов писем, телеграмм или по телефону (при
получении запроса по телефону он фиксируется на бумажном носителе сотрудником
группы, обеспечивающей эксплуатацию АБД), либо оформляются с использованием
специальных форм (требование), либо передаются по межмашинным линиям связи.
Содержащиеся во входящих документах реквизиты подразделяются на обязательно
заполняемые и заполняемые в зависимости от наличия сведений, что позволяет
обеспечить автоматизированный контроль входной информации на полноту
заполнения. Значения реквизитов, обладающих высокой степенью индивидуальности
(фамилия, имя, отчество и т.д.), вписываются в выделенное рамкой поле данного
реквизита в именительном падеже. При этом фамилия, имя и отчество вписываются
печатными буквами. Значения реквизитов, не обладающие высокой степенью
индивидуальности, описываются с помощью наборов терминов (словарей),
приведенных на бланке ИПК. При этом подбирается и подчеркивается требуемый
термин, а соответствующий ему код вписывается в выделенное рамкой кодовое поле
данного реквизита. Учетные и корректирующие документы АИПС, являющиеся носителями
исходной и корректирующей информации о лицах, событиях или предметах, заполняются
сотрудниками органов внутренних дел, являющимися источниками представленной
информации.
2.4. «Интегрированный
банк данных - Регион»
В настоящее время в органах внутренних дел
внедряется «Интегрированный банк данных - Регион». Эта автоматизированная
система призвана обеспечить решение задачи создания единого информационного
пространства на базе автоматизированных интегрированных банков
оперативно-розыскной и иной информации с обеспечением в режиме реального
времени прямого доступа к ним основных пользователей - горрайлинорганов
внутренних дел.
ИБД-Р является единой
автоматизированной интегрированной системой обработки оперативно-розыскной и
иной информации. Он обеспечивает:
·
формирование
централизованного банка данных на всех уровнях системы ОВД;
·
интеграцию в основном звене — баз данных
территориальных подразделениях органов внутренних дел с базами других учетов
транспортных и территориальных ОВД, а также сведениями, поступающими из других
органов правоохранительной системы;
·
многоцелевое использование интегрированной базы
оперативно-розыскной и иной информации в интересах как выявления преступлений и
лиц, их совершивших, предупреждения и пресечения преступлений, расследования
уголовных дел, так и организации деятельности различных подразделений и служб
ОВД, их взаимодействия, создания надежного внутрисистемного, межведомственного
и международного информационного взаимодействия в борьбе с преступностью;
·
выдачу в режиме реального времени различным
пользователям интегрированных сведений, содержащихся в автоматизированных
банках данных и других учетах ОВД, в результате чего экономятся время и силы на
поиск разрозненных данных, содержащихся в различных учетах;
·
создание на основе банков данных оптимальных
условий для более качественного анализа накапливаемых сведений, что
обеспечивает их максимально эффективное использование в деятельности
подразделений ОВД.
ИБД-Р реализуется на основе СУБД Oracle. Для
удаленного доступа используются система S4Clone. Вся
информация представлена в виде документов, а именно справок и первичных
документов. Справки содержат краткую и, возможно, наиболее часто используемую
информацию. Первичные документы - более полную и подробную. Кроме того, первичные
документы являются средством ввода информации в информационную базу данных.
В ИБД-Р интегрируются все
оперативно-справочные, криминалистические и розыскные учеты ОВД. В перспективе
– к 2008 году данная система должна позволять осуществлять сквозной поиск по
всей стране. Внедряемая система является межведомственной и используется всеми
правоохранительными органами.
ИБД-Р должен объединить в себе АБД,
специализированные АИПС, оперативно-справочные учеты и единую систему учетов
преступлений. За пределами ИБД-Р остаются
дактилоскопическая система на базе «Папилон» и системы статистического учета.
По перечисленным функциональным признакам
ИБД-Р в настоящее время не имеет аналогов на рынке специализированного
программного обеспечения. Он является высокотехнологичным программным продуктом
с программно организованными подсистемами связи, защиты информации, сервисными
услугами, генераторами отчетных, в том числе графических, форм и прочими
необходимыми функциями.
Система глобального поиска связей объектов
учета ПК позволяет непосредственно с рабочего места оператора ПЭВМ эффективно
осуществлять функции анализа, контроля и организации деятельности оперативных и
других подразделений ОВД.
ИБД-Р получил положительную экспертную оценку
специалистов ИЦ ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и ГИЦ МВД России,
признан наиболее перспективным и рекомендован для тиражирования.
Применение
ИБД-Р в раскрытии преступлений.
С помощью ИБД-Р обеспечивается
централизованный учет всей оперативно-розыскной и иной информации, полученной
как при проведении оперативно-розыскных мероприятий, следственных действий, так
и из других источников (СМИ, АБД других правоохранительных структур). Без
такого централизованного учета сведений, характеризующих свойства изучаемых
объектов, представляющих оперативный интерес (явлений, событий, фактов, лиц,
предметов и т.п.), невозможно анализировать и оперативно использовать в
раскрытии преступлений разрозненную информацию об одних и тех же объектах, рассредоточенную
в различных местах.
Путем соединения
разрозненных сведений, полученных в результате проведения различных
оперативно-розыскных мероприятий с иной криминалистической, административной и
социально-экономической информацией, первичные данные многократно обогащаются
новыми сведениями. В результате пользователи в режиме реального времени получают
максимально полную информацию об изучаемых объектах. Наряду с этим, в ходе соединения
и анализа разрозненных данных удается выявить новые объекты, в отношении
которых необходимо проводить оперативно-розыскные мероприятия. При этом появляется
реальная возможность выявить связи изучаемого объекта, из числа которых можно выбрать
источники получения новой информации.
В автоматизированном банке данных определены
более 20 классов информационных объектов, практически полностью охватывающие
информационное пространство уровня регионального ОВД, например:
·
Лицо;
·
Судимость;
·
Доставление;
·
Адмнарушение;
·
Внешность;
·
Дактилоформула;
·
Адрес;
·
Оружие;
·
Вещь;
·
Транспорт;
·
и т.д.
Практика показывает, что с внедрением ИБД-Р
отмечается устойчивая зависимость роста количества заводимых и реализованных
дел оперативного учета от числа вводимых в банк данных сведений. Эта тенденция
является в определенной мере следствием направления сотрудниками в оперативные
подразделения информации о лицах, в отношении которых необходимо заводить дела
оперативного учета. В результате внедрения ИБД-Р исключается возможность
заведения различными субъектами оперативно-розыскных дел на одно и то же лицо.
С помощью ИБД-Р обеспечивается активное
использование разрозненной информации всех подразделений и служб ОВД и других
правоохранительных органов в раскрытии преступлений. Возможность интеграции
большого объема разнородной информации многократно повышает качество
аналитической работы по выявлению и расследованию преступлений. Наряду с этим
значительно сокращается время поиска нужной информации, содержащейся в делах,
материалах, базах данных различных служб и подразделений ОВД. На выполнение
этой же работы без использования возможностей ПК оперативный состав вынужден
затрачивать много сил и времени, что существенно снижает эффективность ОРД.
Если ранее на получение информации из банков данных информационных центров ОВД
затрачивалось 10-15 дней, то с внедрением ИБД-Р - максимум до пяти минут, а в
пределах одного города – до 1 минуты.
Базы данных ИБД-Р могут использоваться и для
получения компрометирующей информации в отношении лиц, задержанных за
совершение преступлений, содержащихся в ИВС, приемнике-распределителе,
установления их причастности к иным преступлениям, зарегистрированным другими
ОВД.
Аналитические данные, подготовленные
сотрудниками подразделений криминальной информации, используются в деятельности
следственно-оперативных групп при раскрытии преступлений «по горячим следам».
Такая организация многократно увеличивает информационную осведомленность
следователей и оперативных работников в отношении изучаемых лиц и фактов,
обеспечивает более полное обоснование версий и получение доказательств. Тем
самым создаются условия для успешного решения задачи быстрого и полного
раскрытия преступлений.
Использование
ИБД-Р в управленческой деятельности.
С внедрением ИБД-Р руководители подразделений
ОВД получили дополнительную возможность эффективного управления
оперативно-розыскным процессом на всех его стадиях. Анализ интегрированной
информации позволяет своевременно и быстро выявлять криминогенные объекты,
подлежащие оперативному наблюдению, получать данные, необходимые для подбора
источников оперативной информации.
С помощью ИБД-Р успешно удается анализировать
эффективность деятельности спецаппарата, контролировать его работу,
систематически готовить для руководства аналитические материалы о состоянии
оперативно-служебной деятельности подчиненных подразделений.
ИБД-Р способен проводить детальный анализ
оперативно-розыскной деятельности подразделений по широкому спектру вопросов:
·
приобретение и учет негласного аппарата;
·
частота встреч с негласным аппаратом;
·
количество принятых сообщений;
·
виды сообщений по окраске
(терроризм, наркотики, оружие, ВВ и результаты реализации данных сообщений:
заведение и движение ДОУ и т.д.).
С помощью ИБД-Р создаются оптимальные условия
для использования банков данных в режиме реального времени в управленческой
деятельности не только криминальной милиции, но и других служб ОВД.
Организация
работы по использованию ИБД-Р.
Основным звеном, обеспечивающим формирование
баз данных, являются отделы и управления территориальных органов внутренних
дел, в которых выделены специальные сотрудники, созданы группы криминальной
информации. Для них основной задачей является регистрация оперативно-розыскной
информации, ее ввод в базу данных и систему оперативного учета, а также
интеграция этих данных с базами других учетов ОВД, анализ накапливаемых
сведений в интересах различных пользователей.
Такая специализация предполагает наличие у
сотрудников подразделений криминальной информации знаний и опыта
оперативно-розыскной деятельности, а также специальных знаний в области
информатики, социологии, криминологии, статистики. Интеграция и анализ
агентурной и прочей оперативно-розыскной информации является базовой функцией в
технологической цепи агентурной работы и оперативно-розыскного процесса в
целом, особым направлением специализации этой деятельности.
Вопросы единого правового регулирования
порядка формирования баз данных, защиты ее от несанкционированного доступа и
выдачи сведений пользователям разрешаются в настоящее время путем внедрения
временных инструкций, а также совместных приказов руководителей транспортных и
территориальных ОВД.
Внедрение ИБД-Р позволит решить подавляющее
большинство проблем, связанных с глобальным поиском оперативных данных и
определением личности задержанного.
Вопрос 3. Организация
информационного взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации
по противодействию наркопреступности
В последние годы значительно активизировалось
информационное взаимодействие между правоохранительными органами по борьбе с
преступностью, в том числе наркотической направленности. В частности, был принят
Указ Президента от 18.04.1996 № 567 (ред. от 25.11.2003) «О координации
деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью»,[8] совместный Приказ МВД РФ № 684, Минюста
РФ № 184, ГТК РФ № 560, ФСБ РФ № 353, ФСНП РФ № 257, ФПС РФ № 302 от
26.06.2000 «Об утверждении инструкции об организации информационного
обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов РФ
по линии Интерпола», ряд международных актов.
В начале 2006 года было принято Постановление
Правительства РФ от 23.01.2006 № 31 «О создании, ведении и использовании
единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств,
психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному
обороту».[9] Данное
Постановление принято в развитие Положения о Федеральной службе РФ по контролю
за оборотом наркотиков.[10]
В соответствии с указанными документами
Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков совместно с
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти при участии
Судебного департамента при Верховном Суде РФ и Генеральной прокуратуры РФ в
2006 году должна завершить создание единого банка данных по вопросам,
касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров,
а также противодействия их незаконному обороту, и обеспечить его эксплуатацию с
2007 года.
Единый банк данных представляет собой
специализированную межведомственную автоматизированную информационную систему,
которая содержит сформированную в виде информационных ресурсов информацию,
касающуюся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их
прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту, и предназначена
для совместного использования федеральными органами исполнительной власти и
Генеральной прокуратурой РФ.
Ведение единого банка данных осуществляется с
применением технических и программных средств, прошедших соответствующую
проверку и сертификацию. Информация включается в состав единого банка данных на
основе общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной
информации, а также единых форматов и классификаторов учетных данных,
стандартных протоколов и регламентов обмена и хранения информации в порядке,
установленном ФСКН совместно с МВД, ФСБ, Минюстом, МЭРТ, Министерством обороны,
Министерством промышленности и энергетики, Министерством образования и науки,
Министерством здравоохранения и социального развития, Министерством
информационных технологий и связи, Федеральной таможенной службой, Федеральной
службой государственной статистики и Генеральной прокуратурой РФ.
Указанные выше ведомства предоставляют в ФСКН
следующую информацию:
1.
О количестве и размерах посевных площадей конопли в
целом по стране и по субъектам РФ.
2.
О лицензиях, выданных для осуществления
деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных
веществ, внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом от 8 января
1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»,[11] и деятельности, связанной с оборотом
психотропных веществ, внесенных в Список III в соответствии с указанным
Федеральным законом.
3.
О лицензиях, выданных для осуществления ввоза в РФ
и вывоза из РФ наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
4.
О выявленных и уничтоженных незаконно выращенных
посевах наркотикосодержащих растений.
5.
О выявленных и уничтоженных очагах произрастания
дикорастущих наркотикосодержащих растений.
6.
О количестве больных с зависимостью от
наркотических средств и психотропных веществ.
7.
О лицах, которые злоупотребляют наркотическими
средствами и психотропными веществами, но у которых еще не сформировался
синдром зависимости.
8.
О признанных ограниченно годными или не годными к
военной службе по состоянию здоровья в связи с потреблением наркотических
средств и психотропных веществ без назначения врача гражданах, подлежащих
призыву на военную службу, и военнослужащих.
9.
О лицах, умерших от употребления наркотических
средств и психотропных веществ.
10.
О преступлениях, связанных незаконным оборотом
наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, и лицах,
совершивших эти преступления.
11.
Об изъятии из незаконного оборота наркотических
средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и
оборудования, использованных для их производства.
12.
О лицах, осужденных за преступления, связанные с
незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих
веществ, а также совершенные в состоянии наркотического опьянения или под
воздействием психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ.
13.
Об административных правонарушениях, связанных с
незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и лицах,
привлеченных к административной ответственности за эти правонарушения.
14.
О назначенных судьями административных наказаниях
по административным правонарушениям, связанным с незаконным оборотом
наркотических средств и психотропных веществ.
Информация должна хранится в едином банке
данных вместе со сведениями о государственном органе, представившем эту
информацию. ФСКН совместно с заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти при формировании, ведении и использовании единого банка
данных:
·
обеспечивает бесперебойную эксплуатацию
программно-аппаратного комплекса единого банка данных;
·
осуществляет автоматизированный сбор, хранение и
обработку представленной информации;
·
обеспечивает защиту информации, содержащейся в
едином банке данных, от несанкционированного доступа;
·
предоставляет пользователям информацию, содержащуюся
в едином банке данных.
Порядок доступа к информации, содержащейся в
едином банке данных, определяется ФСКН совместно с Министерством информационных
технологий и связи, МВД РФ и ФСБ.
Таким образом, можно констатировать, что в
последние годы значительно улучшилось информационное взаимодействие в сфере
противодействия наркопреступности, что должно оказать положительное влияние на
наркоситуацию в стране в целом.
Заключение
Подводя итог рассмотрению информационного
обеспечения деятельности правоохранительных органов по профилактике наркомании,
можно сделать следующие выводы.
В период с 2000 по 2006 годы значительно
активизировалась работа по информационному взаимодействию правоохранительных
органов в указанной сфере. Преобразовывается единая система учета преступлений
и правонарушений, что облегчит прием и регистрацию сообщений о
наркопреступности. Это позволит улучшить систему регистрации преступлений и
правонарушений, уменьшит латентную преступность.
Изменяется информационное обеспечение органов
внутренних дел, используемое всеми правоохранительными органами. Внедряется
новое аппаратное и программное обеспечение. После реализации проекта ИБД-Р к
концу 2007 года будет доступен сквозной поиск информации по всей стране.
Внедряемое программное обеспечение унифицировано и не требует специальных
знаний от пользователя.
Необходимо отметить создаваемый единый банк
данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных
веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту. После
ввода в эксплуатацию в 2007 году указанный банк данных позволит всем
правоохранительным органам более эффективно использовать информацию о
незаконном обороте наркотических средств.
[1] СЗ РФ. 06.04.1998. № 14. Ст. 1544.
[2] СЗ РФ. 14.12.1998. № 50. Ст. 6173.
[3] См.: Постановление Госкомстата РФ от 03.08.1999 № 63 "Об
утверждении форм единой государственной системы регистрации и учета
преступлений».
Постановление Госкомстата РФ от
20.04.2000 № 31 "Об утверждении форм единой государственной системы
регистрации и учета преступлений".
[4] См.: Распоряжение МВД РФ от 10.08.2001 № 1/14559 "О мерах по
обеспечению полноты учета и регистрации преступлений".
Приказ МВД РФ № 1058, Генпрокуратуры РФ
№ 72 от 28.11.2001 "О мерах по укреплению законности в деятельности ОВД
при регистрации и учете преступлений".
Инструкция о едином учете преступлений
(3-е издание). Приказ Генпрокуратуры РФ № 47, МВД РФ № 827, Минюста РФ № 277,
Госнаркоконтроля РФ № 185, ГТК РФ № 1201 от 29.10.2003.
Приказ Минюста РФ от 27.06.2002 № 179
"Об утверждении порядка приема, регистрации, учета и разрешения в службе
судебных приставов Минюста России заявлений, сообщений и иной информации о
преступлениях".
Приказ Генпрокуратуры РФ № 47, МВД РФ №
827, Минюста РФ № 277, Госнаркоконтроля РФ № 185, ГТК РФ № 1201 от 29.10.2003
"Об учете преступлений, лиц, их совершивших, уголовных дел и изменении
статистической отчетности".
Приказ МВД
РФ от 13.03.2003 № 158 "Об утверждении инструкции о порядке приема,
регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ сообщений о преступлениях
и иной информации о правонарушениях".
Приказ ФСБ РФ от 14.01.2004 № 23
"Об организации приема, регистрации, учета и рассмотрения в органах
Федеральной службы безопасности сообщений о преступлениях и иной информации о
преступлениях".
Приказ МЧС РФ от 15.06.2004 № 283
"Об утверждении инструкции о порядке приема, регистрации, разрешения и
учета сообщений о преступлениях, связанных с пожарами, и иной информации о
пожарах".
Приказ Генпрокуратуры РФ № 47, МВД РФ №
827, Минюста РФ № 277, Госнаркоконтроля РФ № 185, ГТК РФ № 1201 от 29.10.2003
"Об учете преступлений, лиц, их совершивших, уголовных дел и изменении
статистической отчетности".
[5] Приказ Генпрокуратуры РФ № 39, МВД РФ № 1070, МЧС РФ № 1021, Минюста
РФ № 253, ФСБ РФ № 780, Минэкономразвития РФ № 353, ФСКН РФ № 399 от 29.12.2005
"О едином учете преступлений" (вместе с "Типовым положением о
едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о
преступлениях", "Положением о едином порядке регистрации уголовных
дел и учета преступлений", "Инструкцией о порядке заполнения и
представления учетных документов") // Российская газета. № 13. 25.01.2006.
[6] Приказ МВД РФ от 01.12.2005 № 985 "Об утверждении инструкции о
порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ заявлений,
сообщений и иной информации о происшествиях" // Бюллетень нормативных
актов федеральных органов исполнительной власти. 26.12.2005. № 52.
[7] СЗ РФ. 20.02.1995. № 8. Ст. 609.
[8] СЗ РФ. 22.04.1996. № 17. Ст. 1958.
[9] СЗ РФ. 30.01.2006. № 5. Ст. 552.
[10] Указ Президента РФ от 28.07.2004 № 976 (ред. от 10.10.2005)
"Вопросы Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков",
подпункт 18 пункта 8. // СЗ РФ. 02.08.2004. № 31. Ст. 3234.
[11] СЗ РФ. 12.01.1998. № 2. Ст. 219.
Страницы: 1, 2, 3
|