Меню
Поиск



рефераты скачать Государственная статистическая отчетность о преступности. Использование криминалистических и иных уч...

Машинное «отсечение» информации и исключение оперативным работником ненужных данных предусмотрено в АИПС не случайно. Это связано с тем, что в системе сочетается формальная логика ЭВМ и творческая деятельность квалифицированных специалистов.

Наконец, представляется возможным осуществить поиск в АИПС еще с одного направления - от вещей, предметов, документов и т.д. Особенно эффективен такой поиск по номерным вещам. Смысл машинного поиска конкретных лиц по принадлежащим им вещам состоит в информационной увязке в АИПС данных о лицах, событиях и предметах. При машинной обработке удается уловить не только прямые, но и многие косвенные связи, а это содействует целеустремленности проведения оперативно-розыскных мероприятий.

В АИПС имеется возможность увязывать многие события во времени. Можно отобрать события, прошедшие в определенные часы, сутки, дни недели и т.д.

Запросы на проведение поиска и выдачу необходимой информации поступают либо в виде неформализованных текстовых документов писем, телеграмм или по телефону (при получении запроса по телефону он фиксируется на бумажном носителе сотрудником группы, обеспечивающей эксплуатацию АБД), либо оформляются с использованием специальных форм (требование), либо передаются по межмашинным линиям связи. Содержащиеся во входящих документах реквизиты подразделяются на обязательно заполняемые и заполняемые в зависимости от наличия сведений, что позволяет обеспечить автоматизированный контроль входной информации на полноту заполнения. Значения реквизитов, обладающих высокой степенью индивидуальности (фамилия, имя, отчество и т.д.), вписываются в выделенное рамкой поле данного реквизита в именительном падеже. При этом фамилия, имя и отчество вписываются печатными буквами. Значения реквизитов, не обладающие высокой степенью индивидуальности, описываются с помощью наборов терминов (словарей), приведенных на бланке ИПК. При этом подбирается и подчеркивается требуемый термин, а соответствующий ему код вписывается в выделенное рамкой кодовое поле данного реквизита. Учетные и корректирующие документы АИПС, являющиеся носителями исходной и корректирующей информации о лицах, событиях или предметах, заполняются сотрудниками органов внутренних дел, являющимися источниками представленной информации.


2.4. «Интегрированный банк данных - Регион»


В настоящее время в органах внутренних дел внедряется «Интегрированный банк данных - Регион». Эта автоматизированная система призвана обеспечить решение задачи создания единого информационного пространства на базе автоматизированных интегрированных банков оперативно-розыскной и иной информации с обеспечением в режиме реального времени прямого доступа к ним основных пользователей - горрайлинорганов внутренних дел.

ИБД-Р является единой автоматизированной интегрированной системой обработки оперативно-розыскной и иной информации. Он обеспечивает:

·                   формирование централизованного банка данных на всех уровнях системы ОВД;

·                   интеграцию в основном звене — баз данных территориальных подразделениях органов внутренних дел с базами других учетов транспортных и территориальных ОВД, а также сведениями, поступающими из других органов правоохранительной системы;

·                   многоцелевое использование интегрированной базы оперативно-розыскной и иной информации в интересах как выявления преступлений и лиц, их совершивших, предупреждения и пресечения преступлений, расследования уголовных дел, так и организации деятельности различных подразделений и служб ОВД, их взаимодействия, создания надежного внутрисистемного, межведомственного и международного информационного взаимодействия в борьбе с преступностью;

·                   выдачу в режиме реального времени различным пользователям интегрированных сведений, содержащихся в автоматизированных банках данных и других учетах ОВД, в результате чего экономятся время и силы на поиск разрозненных данных, содержащихся в различных учетах;

·                   создание на основе банков данных оптимальных условий для более качественного анализа накапливаемых сведений, что обеспечивает их максимально эффективное использование в деятельности подразделений ОВД.

ИБД-Р реализуется на основе СУБД Oracle. Для удаленного доступа используются система S4Clone. Вся информация представлена в виде документов, а именно справок и первичных документов. Справки содержат краткую и, возможно, наиболее часто используемую информацию. Первичные документы - более полную и подробную. Кроме того, первичные документы являются средством ввода информации в информационную базу данных.

В ИБД-Р интегрируются все оперативно-справочные, криминалистические и розыскные учеты ОВД. В перспективе – к 2008 году данная система должна позволять осуществлять сквозной поиск по всей стране. Внедряемая система является межведомственной и используется всеми правоохранительными органами.

ИБД-Р должен объединить в себе АБД, специализированные АИПС, оперативно-справочные учеты и единую систему учетов преступлений. За пределами ИБД-Р остаются дактилоскопическая система на базе «Папилон» и системы статистического учета.

По перечисленным функциональным признакам ИБД-Р в настоящее время не имеет аналогов на рынке специализированного программного обеспечения. Он является высокотехнологичным программным продуктом с программно организованными подсистемами связи, защиты информации, сервисными услугами, генераторами отчетных, в том числе графических, форм и прочими необходимыми функциями.

Система глобального поиска связей объектов учета ПК позволяет непосредственно с рабочего места оператора ПЭВМ эффективно осуществлять функции анализа, контроля и организации деятельности оперативных и других подразделений ОВД.

ИБД-Р получил положительную экспертную оценку специалистов ИЦ ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и ГИЦ МВД России, признан наиболее перспективным и рекомендован для тиражирования.


Применение ИБД-Р в раскрытии преступлений.

С помощью ИБД-Р обеспечивается централизованный учет всей оперативно-розыскной и иной информации, полученной как при проведении оперативно-розыскных мероприятий, следственных действий, так и из других источников (СМИ, АБД других правоохранительных структур). Без такого централизованного учета сведений, характеризующих свойства изучаемых объектов, представляющих оперативный интерес (явлений, событий, фактов, лиц, предметов и т.п.), невозможно анализировать и оперативно использовать в раскрытии преступлений разрозненную информацию об одних и тех же объектах, рассредоточенную в различных местах.

Путем соединения разрозненных сведений, полученных в результате проведения различных оперативно-розыскных мероприятий с иной криминалистической, административной и социально-экономической информацией, первичные данные многократно обогащаются новыми сведениями. В результате пользователи в режиме реального времени получают максимально полную информацию об изучаемых объектах. Наряду с этим, в ходе соединения и анализа разрозненных данных удается выявить новые объекты, в отношении которых необходимо проводить оперативно-розыскные мероприятия. При этом появляется реальная возможность выявить связи изучаемого объекта, из числа которых можно выбрать источники получения новой информации.

В автоматизированном банке данных определены более 20 классов информационных объектов, практически полностью охватывающие информационное пространство уровня регионального ОВД, например:

·                   Лицо;

·                   Судимость;

·                   Доставление;

·                   Адмнарушение;

·                   Внешность;

·                   Дактилоформула;

·                   Адрес;

·                   Оружие;

·                   Вещь;

·                   Транспорт;

·                   и т.д.

Практика показывает, что с внедрением ИБД-Р отмечается устойчивая зависимость роста количества заводимых и реализованных дел оперативного учета от числа вводимых в банк данных сведений. Эта тенденция является в определенной мере следствием направления сотрудниками в оперативные подразделения информации о лицах, в отношении которых необходимо заводить дела оперативного учета. В результате внедрения ИБД-Р исключается возможность заведения различными субъектами оперативно-розыскных дел на одно и то же лицо.

С помощью ИБД-Р обеспечивается активное использование разрозненной информации всех подразделений и служб ОВД и других правоохранительных органов в раскрытии преступлений. Возможность интеграции большого объема разнородной информации многократно повышает качество аналитической работы по выявлению и расследованию преступлений. Наряду с этим значительно сокращается время поиска нужной информации, содержащейся в делах, материалах, базах данных различных служб и подразделений ОВД. На выполнение этой же работы без использования возможностей ПК оперативный состав вынужден затрачивать много сил и времени, что существенно снижает эффективность ОРД. Если ранее на получение информации из банков данных информационных центров ОВД затрачивалось 10-15 дней, то с внедрением ИБД-Р - максимум до пяти минут, а в пределах одного города – до 1 минуты.

Базы данных ИБД-Р могут использоваться и для получения компрометирующей информации в отношении лиц, задержанных за совершение преступлений, содержащихся в ИВС, приемнике-распределителе, установления их причастности к иным преступлениям, зарегистрированным другими ОВД.

Аналитические данные, подготовленные сотрудниками подразделений криминальной информации, используются в деятельности следственно-оперативных групп при раскрытии преступлений «по горячим следам». Такая организация многократно увеличивает информационную осведомленность следователей и оперативных работников в отношении изучаемых лиц и фактов, обеспечивает более полное обоснование версий и получение доказательств. Тем самым создаются условия для успешного решения задачи быстрого и полного раскрытия преступлений.


Использование ИБД-Р в управленческой деятельности.

С внедрением ИБД-Р руководители подразделений ОВД получили дополнительную возможность эффективного управления оперативно-розыскным процессом на всех его стадиях. Анализ интегрированной информации позволяет своевременно и быстро выявлять криминогенные объекты, подлежащие оперативному наблюдению, получать данные, необходимые для подбора источников оперативной информации.

С помощью ИБД-Р успешно удается анализировать эффективность деятельности спецаппарата, контролировать его работу, систематически готовить для руководства аналитические материалы о состоянии оперативно-служебной деятельности подчиненных подразделений.

ИБД-Р способен проводить детальный анализ оперативно-розыскной деятельности подразделений по широкому спектру вопросов:

·                   приобретение и учет негласного аппарата;

·                   частота встреч с негласным аппаратом;

·                   количество принятых сообщений;

·                   виды сообщений по окраске (терроризм, наркотики, оружие, ВВ и результаты реализации данных сообщений: заведение и движение ДОУ и т.д.).

С помощью ИБД-Р создаются оптимальные условия для использования банков данных в режиме реального времени в управленческой деятельности не только криминальной милиции, но и других служб ОВД.


Организация работы по использованию ИБД-Р.

Основным звеном, обеспечивающим формирование баз данных, являются отделы и управления территориальных органов внутренних дел, в которых выделены специальные сотрудники, созданы группы криминальной информации. Для них основной задачей является регистрация оперативно-розыскной информации, ее ввод в базу данных и систему оперативного учета, а также интеграция этих данных с базами других учетов ОВД, анализ накапливаемых сведений в интересах различных пользователей.

Такая специализация предполагает наличие у сотрудников подразделений криминальной информации знаний и опыта оперативно-розыскной деятельности, а также специальных знаний в области информатики, социологии, криминологии, статистики. Интеграция и анализ агентурной и прочей оперативно-розыскной информации является базовой функцией в технологической цепи агентурной работы и оперативно-розыскного процесса в целом, особым направлением специализации этой деятельности.

Вопросы единого правового регулирования порядка формирования баз данных, защиты ее от несанкционированного доступа и выдачи сведений пользователям разрешаются в настоящее время путем внедрения временных инструкций, а также совместных приказов руководителей транспортных и территориальных ОВД.

Внедрение ИБД-Р позволит решить подавляющее большинство проблем, связанных с глобальным поиском оперативных данных и определением личности задержанного.

Вопрос 3. Организация информационного взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации по противодействию наркопреступности


В последние годы значительно активизировалось информационное взаимодействие между правоохранительными органами по борьбе с преступностью, в том числе наркотической направленности. В частности, был принят Указ Президента от 18.04.1996 № 567 (ред. от 25.11.2003) «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью»,[8] совместный Приказ МВД РФ № 684, Минюста РФ № 184, ГТК РФ № 560, ФСБ РФ № 353, ФСНП РФ № 257, ФПС РФ № 302 от 26.06.2000 «Об утверждении инструкции об организации информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов РФ по линии Интерпола», ряд международных актов.

В начале 2006 года было принято Постановление Правительства РФ от 23.01.2006 № 31 «О создании, ведении и использовании единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту».[9] Данное Постановление принято в развитие Положения о Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков.[10]

В соответствии с указанными документами Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти при участии Судебного департамента при Верховном Суде РФ и Генеральной прокуратуры РФ в 2006 году должна завершить создание единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту, и обеспечить его эксплуатацию с 2007 года.

Единый банк данных представляет собой специализированную межведомственную автоматизированную информационную систему, которая содержит сформированную в виде информационных ресурсов информацию, касающуюся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту, и предназначена для совместного использования федеральными органами исполнительной власти и Генеральной прокуратурой РФ.

Ведение единого банка данных осуществляется с применением технических и программных средств, прошедших соответствующую проверку и сертификацию. Информация включается в состав единого банка данных на основе общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, а также единых форматов и классификаторов учетных данных, стандартных протоколов и регламентов обмена и хранения информации в порядке, установленном ФСКН совместно с МВД, ФСБ, Минюстом, МЭРТ, Министерством обороны, Министерством промышленности и энергетики, Министерством образования и науки, Министерством здравоохранения и социального развития, Министерством информационных технологий и связи, Федеральной таможенной службой, Федеральной службой государственной статистики и Генеральной прокуратурой РФ.

Указанные выше ведомства предоставляют в ФСКН следующую информацию:

1.                 О количестве и размерах посевных площадей конопли в целом по стране и по субъектам РФ.

2.                 О лицензиях, выданных для осуществления деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»,[11] и деятельности, связанной с оборотом психотропных веществ, внесенных в Список III в соответствии с указанным Федеральным законом.

3.                 О лицензиях, выданных для осуществления ввоза в РФ и вывоза из РФ наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

4.                 О выявленных и уничтоженных незаконно выращенных посевах наркотикосодержащих растений.

5.                 О выявленных и уничтоженных очагах произрастания дикорастущих наркотикосодержащих растений.

6.                 О количестве больных с зависимостью от наркотических средств и психотропных веществ.

7.                 О лицах, которые злоупотребляют наркотическими средствами и психотропными веществами, но у которых еще не сформировался синдром зависимости.

8.                 О признанных ограниченно годными или не годными к военной службе по состоянию здоровья в связи с потреблением наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача гражданах, подлежащих призыву на военную службу, и военнослужащих.

9.                 О лицах, умерших от употребления наркотических средств и психотропных веществ.

10.             О преступлениях, связанных незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, и лицах, совершивших эти преступления.

11.             Об изъятии из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, использованных для их производства.

12.            О лицах, осужденных за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, а также совершенные в состоянии наркотического опьянения или под воздействием психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ.

13.            Об административных правонарушениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и лицах, привлеченных к административной ответственности за эти правонарушения.

14.            О назначенных судьями административных наказаниях по административным правонарушениям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Информация должна хранится в едином банке данных вместе со сведениями о государственном органе, представившем эту информацию. ФСКН совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти при формировании, ведении и использовании единого банка данных:

·                   обеспечивает бесперебойную эксплуатацию программно-аппаратного комплекса единого банка данных;

·                   осуществляет автоматизированный сбор, хранение и обработку представленной информации;

·                   обеспечивает защиту информации, содержащейся в едином банке данных, от несанкционированного доступа;

·                   предоставляет пользователям информацию, содержащуюся в едином банке данных.

Порядок доступа к информации, содержащейся в едином банке данных, определяется ФСКН совместно с Министерством информационных технологий и связи, МВД РФ и ФСБ.

Таким образом, можно констатировать, что в последние годы значительно улучшилось информационное взаимодействие в сфере противодействия наркопреступности, что должно оказать положительное влияние на наркоситуацию в стране в целом.

Заключение


Подводя итог рассмотрению информационного обеспечения деятельности правоохранительных органов по профилактике наркомании, можно сделать следующие выводы.

В период с 2000 по 2006 годы значительно активизировалась работа по информационному взаимодействию правоохранительных органов в указанной сфере. Преобразовывается единая система учета преступлений и правонарушений, что облегчит прием и регистрацию сообщений о наркопреступности. Это позволит улучшить систему регистрации преступлений и правонарушений, уменьшит латентную преступность.

Изменяется информационное обеспечение органов внутренних дел, используемое всеми правоохранительными органами. Внедряется новое аппаратное и программное обеспечение. После реализации проекта ИБД-Р к концу 2007 года будет доступен сквозной поиск информации по всей стране. Внедряемое программное обеспечение унифицировано и не требует специальных знаний от пользователя.

Необходимо отметить создаваемый единый банк данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту. После ввода в эксплуатацию в 2007 году указанный банк данных позволит всем правоохранительным органам более эффективно использовать информацию о незаконном обороте наркотических средств.


[1] СЗ РФ. 06.04.1998. № 14. Ст. 1544.

[2] СЗ РФ. 14.12.1998. № 50. Ст. 6173.

[3] См.: Постановление Госкомстата РФ от 03.08.1999 № 63 "Об утверждении форм единой государственной системы регистрации и учета преступлений».

Постановление Госкомстата РФ от 20.04.2000 № 31 "Об утверждении форм единой государственной системы регистрации и учета преступлений".

[4] См.: Распоряжение МВД РФ от 10.08.2001 № 1/14559 "О мерах по обеспечению полноты учета и регистрации преступлений".

Приказ МВД РФ № 1058, Генпрокуратуры РФ № 72 от 28.11.2001 "О мерах по укреплению законности в деятельности ОВД при регистрации и учете преступлений".

Инструкция о едином учете преступлений (3-е издание). Приказ Генпрокуратуры РФ № 47, МВД РФ № 827, Минюста РФ № 277, Госнаркоконтроля РФ № 185, ГТК РФ № 1201 от 29.10.2003.

Приказ Минюста РФ от 27.06.2002 № 179 "Об утверждении порядка приема, регистрации, учета и разрешения в службе судебных приставов Минюста России заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях".

Приказ Генпрокуратуры РФ № 47, МВД РФ № 827, Минюста РФ № 277, Госнаркоконтроля РФ № 185, ГТК РФ № 1201 от 29.10.2003 "Об учете преступлений, лиц, их совершивших, уголовных дел и изменении статистической отчетности".

Приказ МВД РФ от 13.03.2003 № 158 "Об утверждении инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях".

Приказ ФСБ РФ от 14.01.2004 № 23 "Об организации приема, регистрации, учета и рассмотрения в органах Федеральной службы безопасности сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях".

Приказ МЧС РФ от 15.06.2004 № 283 "Об утверждении инструкции о порядке приема, регистрации, разрешения и учета сообщений о преступлениях, связанных с пожарами, и иной информации о пожарах".

Приказ Генпрокуратуры РФ № 47, МВД РФ № 827, Минюста РФ № 277, Госнаркоконтроля РФ № 185, ГТК РФ № 1201 от 29.10.2003 "Об учете преступлений, лиц, их совершивших, уголовных дел и изменении статистической отчетности".

[5] Приказ Генпрокуратуры РФ № 39, МВД РФ № 1070, МЧС РФ № 1021, Минюста РФ № 253, ФСБ РФ № 780, Минэкономразвития РФ № 353, ФСКН РФ № 399 от 29.12.2005 "О едином учете преступлений" (вместе с "Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях", "Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений", "Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов") // Российская газета. № 13. 25.01.2006.

[6] Приказ МВД РФ от 01.12.2005 № 985 "Об утверждении инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 26.12.2005. № 52.

[7] СЗ РФ. 20.02.1995. № 8. Ст. 609.

[8] СЗ РФ. 22.04.1996. № 17. Ст. 1958.

[9] СЗ РФ. 30.01.2006. № 5. Ст. 552.

[10] Указ Президента РФ от 28.07.2004 № 976 (ред. от 10.10.2005) "Вопросы Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков", подпункт 18 пункта 8. // СЗ РФ. 02.08.2004. № 31. Ст. 3234.

[11] СЗ РФ. 12.01.1998. № 2. Ст. 219.


Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.