Государственная статистическая отчетность о преступности. Использование криминалистических и иных уч...
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра информатики и математики
Основы профилактики наркомании и наркопреступности
ЛЕКЦИЯ
по теме № 7:
«Государственная статистическая отчетность о преступности. Использование
криминалистических и иных учетов в профилактике наркомании и наркопреступности»
для
сотрудников правоохранительных органов по повышению
квалификации
в образовательных учреждениях
правоохранительных
органов
Автор:
доцент кафедры, канд. техн.
наук,подполковник милиции
А.Н. Прокопенко
Лекция обсуждена и одобрена
на заседании кафедры
«13» марта 2006г.
Протокол № 7
Белгород – 2006
Цели
лекции:
Учебная: Дать слушателям
теоретические знания в сфере информационного обеспечения деятельности
правоохранительных органов по профилактике наркомании с использованием
различных видов служебной информации.
Воспитательная:
Формирование у слушателей потребности к использованию полученных теоретических
знаний и практических навыков для проведения профилактики наркомании и
наркопреступности.
Развивающая: Формирование
у слушателей потребности в дальнейшем изучении форм и методов использования
современных технологий и средств вычислительной техники в профилактике
наркомании и наркопреступности.
Время: 2 часа.
План лекции
|
Страницы
|
Вступительная часть
|
3
|
Учебные вопросы:
|
1. Учет
преступлений, связанных с незаконным распространением наркотических веществ и
психотропных средств
|
5
|
2.
Информационно-поисковые и информационно-справочные автоматизированные
системы, используемые для анализа и противодействия наркопреступности
|
9
|
3. Организация
информационного взаимодействия правоохранительных органов Российской
Федерации по противодействию наркопреступности
|
26
|
Заключительная часть
(подведение итогов)
|
30
|
Литература:
1.
Постановление Правительства РФ от 23.01.2006 № 31
«О создании, ведении и использовании единого банка данных по вопросам,
касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их
прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту».
2.
Приказ Генпрокуратуры РФ № 39, МВД РФ № 1070, МЧС
РФ № 1021, Минюста РФ № 253, ФСБ РФ № 780, Минэкономразвития РФ № 353, ФСКН РФ
№ 399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений» (вместе с «Типовым положением
о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о
преступлениях», «Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета
преступлений», «Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных
документов»).
3.
Приказ МВД РФ № 752 дсп от 12 июля 2000 года.
«Об утверждении Наставления по формированию и ведению централизованных
оперативно-справочных, криминалистических, розыскных учетов,
экспертно-криминалистических коллекций и картотек органов внутренних дел РФ».
4.
Прокопенко А.Н., Кривоухов А.А. Правовая защита
информации. Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Канибера. – Белгород: БелЮИ МВД России,
2005.
Введение
Тщательно подготавливаемой и конспирируемой
преступной деятельности необходимо противопоставлять комплекс
оперативно-розыскных мер и следственных действий, без проведения которых
невозможно обеспечить своевременное выявление и раскрытие преступлений.
Практика показывает,
что раскрыть такие преступления с помощью одних только процессуальных действий
достаточно трудно, а иногда и невозможно. Правоохранительные органы в своих обзорах
постоянно указывают, что одной из главных причин существующего неблагополучного
положения в борьбе с наркобизнесом являются недостатки в организации
взаимодействия следственных органов с органами дознания, недостаточный обмен
ориентирующей и доказательственной информацией между ними, неудовлетворительное
оперативно-розыскное обеспечение процесса расследования, низкая эффективность
использования имеющихся баз данных при раскрытии преступлений.
В
последние годы использование научно-технических средств в деятельности правоохранительных
органов значительно активизировалось. С одной стороны, наблюдается рост
технической оснащенности, улучшение технических данных используемой техники, с
другой стороны – увеличилась эффективность деятельности оперативных служб по
борьбе с преступлениями наркотической направленности с использованием
информационных технологий.
Внедрение новых
информационных технологий в деятельность правоохранительных органов
осуществляется через построение локальных, региональных и общегосударственных
отраслевых вычислительных сетей. Одним из основных компонентов информационных
вычислительных сетей общего пользования является федеральный банк криминалистической
информации. На практике такие банки данных реализованы в виде автоматизированных
информационных систем (АИС), массивы которых увязаны в единое информационное
поле. Необходимо отметить, что центральную роль в раскрытии и расследовании
преступлений наркотической направленности играют централизованные и
региональные оперативно-справочные, оперативно-розыскные и криминалистические
учеты.
В последнее время формы преступных проявлений
постоянно обновляются. Все чаще преступления совершаются с использованием
современных технических средств, что ставит новые сложные задачи перед
экспертами-криминалистами. Противостоять преступности в таких условиях помогает
использование и широкое применение на практике новых средств и приемов
криминалистической методики, тактики и техники.
Поскольку в процессе производства экспертиз и
исследований приходится оперировать огромным количеством разнообразной как
чисто криминалистической, так и справочно-вспомогательной информации, в
экспертных учреждениях создаются экспертные автоматизированные информационные
системы (АИС) и автоматизированные банки данных (АБД). Сейчас практически нет
ни одного вида экспертиз, в котором не использовались бы АИС или банки данных.
Необходимо отметить, что повышение качества
работы правоохранительных органов по профилактике наркомании и
наркопреступности невозможно без комплексного решения организационных,
кадровых, методических задач, применения средств вычислительной техники и
программных продуктов, разработанных с использованием современных технологий.
Вопрос 1. Учет
преступлений, связанных с незаконным распространением наркотических веществ и
психотропных средств
Учет преступлений и правонарушений, связанных
с незаконным распространением наркотических веществ и психотропных средств,
осуществляется в рамках единой государственной системы учета преступлений и
правонарушений.
Единая система учета преступлений и правонарушений
создана в Российской Федерации на основании Указа Президента РФ № 328 от
30.03.1998года «О разработке единой государственной системы регистрации и учета
преступлений».[1] Данный
Указ определил, что единая государственная система регистрации и учета
преступлений создается в целях обеспечения единообразия регистрации и учета
преступлений, разграничения государственной статистической отчетности о
состоянии преступности, результатах борьбы с ней и работе следственного аппарата,
от соответствующей ведомственной информации, а также повышения качества
прогнозирования динамики преступности в стране. Разработка системы была
возложена на Генеральную прокуратуру РФ, совместно с Министерством внутренних
дел РФ, Министерством юстиции РФ, Федеральной службой безопасности РФ, Федеральной
службой налоговой полиции РФ и Государственным таможенным комитетом РФ.
Создание единой государственной системы
регистрации и учета преступлений осуществлялось в рамках программных
мероприятий Федеральной целевой программы «Реформирование статистики в 1997 -
2000 годах», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 1996г.
(ред. от 09.12.1998) № 1410.[2]
В дальнейшем единая система регистрации и
учета преступлений совершенствовалась и развивалась, в основном усилиями
Генеральной прокуратуры РФ и МВД РФ. В период с 1999 по 2005 годы был принят
ряд нормативных актов, определяющих порядок регистрации и учета преступлений в
отдельных министерствах и ведомствах. Так в 1999 и 2000 годах Постановлениями
Госкомстата РФ были утверждены формы единой государственной системы регистрации
и учета преступлений.[3] Для
развития и совершенствования системы различными министерствами и ведомствами
принимались нормативные акты.[4]
В целях обеспечения функционирования
государственной системы учета преступлений, единообразия и полноты отражения в
формах государственного статистического наблюдения сведений о состоянии
преступности, а также реализации единых принципов государственной регистрации и
учета преступлений в 2005 году был принят совместный приказ, утвердивший новый
порядок функционирования системы.[5] Теперь написать заявление о происшествии
(преступлении или правонарушении) гражданин России может в любое
правоохранительное ведомство: в милицию, прокуратуру, ФСБ, Федеральную службу
по наркоконтролю, подразделение Министерства юстиции и МЧС, даже пожарным. Руководители
указанных силовых ведомств подписали этот приказ. Более того, типовое положение о едином порядке
организации приема и проверки сообщения о преступлениях распространяется теперь
и на суды общей юрисдикции, что так же является революционным.
Во исполнение
совместного приказа «О едином учете преступлений» и в
целях укрепления учетно-регистрационной дисциплины и законности в органах
внутренних дел Российской Федерации при рассмотрении сообщений о
правонарушениях был принят отдельный
приказ, который утвердил Инструкцию о порядке приема,
регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ заявлений, сообщений и
иной информации о происшествиях.[6] Вне органов внутренних дел, а также в органах
внутренних дел, где нет дежурных частей, сообщения о преступлениях или иную
информацию о правонарушениях обязаны принимать любые сотрудники органов
внутренних дел. Если в суде в ходе рассмотрения дела станет известно о
преступлении, то оно незамедлительно должно быть зарегистрировано в общем порядке
в соответствии с установленной инструкцией.
Таким образом,
существенно изменилась система регистрации преступлений и правонарушений. Как новая система будет
работать на практике? После незамедлительного принятия заявления гражданину
должны выдать специальный корешок уведомления о принятии заявления с указанием
даты и времени, а также данных о лице, это сделавшем. Если обнаружится, что
заявление не принято, наказание, кроме непосредственно нарушителя, получит и
его начальник. Кроме того, появится «карточка потерпевшего». В нее будут
вноситься сведения о нем самом и обо всех движениях уголовного дела.
Не менее важно и то,
что проводить проверку таких заявлений могут только те органы, где есть
следствие и дознание. А все другие – только при наличии специального персонального
приказа с учетом юридической подготовки. Ранее многие заявления проверяли
участковые уполномоченные милиции. Именно они реально имеют возможность для принятия
неправовых решений – отказов в возбуждении уголовных дел. И, как следствие, именно
они составляют большинство скрытых от учета преступлений.
Необходимо отметить,
что произошедшие изменения значительно облегчают гражданам возможность
сообщения о преступлениях наркотической направленности. Если ранее сообщать о
преступлениях и правонарушениях данного профиля было необходимо в дежурную
часть ОВД или подразделение ФСНК, то теперь гражданин имеет возможность
известить о них любое правоохранительное подразделение. Новая система должна
работать автоматически, и граждане теперь могут быть на сто процентов уверены,
что их заявления будут зарегистрированы и поставлены на учет. Посудите сами,
пожарным, к примеру, нет резона отказывать в приеме заявления о
распространителе наркотиков, поскольку расследовать преступление будут не они.
Отдельно необходимо отметить, что для
сообщения о преступлениях наркотического профиля могут активно использоваться
телефоны доверия в правоохранительных органах. Причем сотрудник, принявший
сообщение, немедленно фиксирует его в журнале учета обращений по телефону доверия,
рапортом оформляет сообщение, передает его в дежурную часть для
незамедлительной регистрации и докладывает начальнику органа внутренних дел о
поступившем сообщении. Для хранения и анализа информации, полученной при регистрации
преступлений и правонарушений и их дальнейшем расследовании, используются
специализированные информационные системы, которые мы подробно рассмотрим в следующем
вопросе.
Вопрос 2.
Информационно-поисковые и информационно-справочные автоматизированные системы,
используемые для анализа и противодействия наркопреступности
Системы,
воспринимающие и обрабатывающие информацию, называются информационными
системами (ИС). Сама идея информационных систем и
некоторые принципы их организации возникли задолго до появления ЭВМ.
Библиотеки, архивы, адресные бюро, телефонные справочники, словари - все это
информационные системы. Всеобщая компьютеризация придала информационным
системам их современный облик, на несколько порядков повысила эффективность и
расширила сферу их применения.
Согласно ст.2 ФЗ «Об
информации, информатизации и защите информации» информационная
система есть организованная и упорядоченная совокупность
документов и информационных технологий, в том числе использующих средства
вычислительной техники и связи, реализующих процессы сбора, обработки,
накопления, хранения, поиска и распространения информации.[7]
Можно выделить следующие информационные
системы:
·
автоматизированные информационно-поисковые системы
(АИПС);
·
автоматизированные информационно-справочные системы
(АИСС);
·
автоматизированные системы управления (АСУ);
·
экспертные системы (ЭС);
·
информационно-обучающие системы (ИОС);
·
некоторые другие.
Общей функцией всех информационных систем
является сбор, накопление и хранение информации, ее
обработка (в частности, поиск) и выдача в той или иной форме.
В зависимости от технической основы выполнения
общих функций информационных систем можно выделить информационные системы:
Ручного обращения. Это системы, которые представляют различные
библиотеки, картотеки, регистратуры, адресные бюро и др., где технической
основой поиска являются ящики с карточками, упорядоченными по алфавиту, датам,
адресам, подразделениям и другим аспектам классификации. Механизация ручной
картотеки сводится к установлению специальных подвижных стеллажей-хранилищ,
управляемых с пульта. Недостатком ручной ИС является то, что чаще всего для
поиска карточки используется значение только одного реквизита или шифра-адреса.
Страницы: 1, 2, 3
|