·
Глава 75.
Право на секреты производства (ноу-хау).
·
Глава 76.
Права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг,
предприятий и информационных ресурсов.
·
Глава 77.
Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой
технологии.
Концептуальные
положения кодекса в необходимой степени обеспечивают решение следующих задач:
- введение в
законодательство об интеллектуальной собственности норм, регулирующих обращение
(отчуждение, предоставление в пользование, залог) объектов интеллектуальной
собственности;
- расширение и
усиление защиты авторов и других обладателей исключительных прав (на содержание
баз данных информационных систем, на доменные имена и некоторые другие);
- усиление
гражданско-правовой ответственности за нарушения прав, в том числе путем
введения новых видов такой ответственности;
- отражения в
российском законодательстве положений, вытекающих из международных обязательств
Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности.
По инициативе
Минобрнауки России, в кодекс включена глава 77 “Право использования результатов
интеллектуальной деятельности в составе единой технологии”, направленная на
нормативное регулирование передачи технологий, созданных с привлечением
бюджетных средств. Основным принципом разработанной модели является соблюдение
баланса интересов государства, т.е. источника финансирования, непосредственных
создателей объекта исключительных прав, т.е. научно-исследовательских
организаций и ученых, а также хозяйствующих субъектов.
4. Текущее
состояние инновационного процесса и перспективы развития
В передовых
странах разработка и внедрение технологических инноваций является решающим
фактором социального и экономического развития, залогом экономической и
национальной безопасности.
Производственный
потенциал многих развивающихся стран сосредоточен на начальных стадиях цикла: в
ресурсодобывающей и перерабатывающей промышленности. Если развитые страны имеют
избыточные мощности в обрабатывающей промышленности и производстве конечной
продукции, значительная доля которых экспортируется, то развивающиеся страны
экспортируют первичные ресурсы, энергоносители и продукты их переработки,
импортируя конечную продукцию перерабатывающей и обрабатывающей промышленности.
Такой тип технологической структуры в мировой практике принято называть
колониальным.
Вместе с тем
некоторые промышленно развитые страны имеют достаточно развитую добывающую
промышленность, а ряд развивающихся стран обладает вполне современными
технологиями в обрабатывающей промышленности и производстве конечной продукции.
В настоящее время
скорость, объём и глубина инновационного процесса во многом определяют
экономический и политический вес страны на мировой арене. Так в недавнем
выступлении Николя Саркози, нового президента Франции, он особо отметил, что
видит главную роль в наращивании национальной мощи Франции в глубоких социальных
и экономических изменениях. Он в частности сказал – «21 век – век изменений.
Те, кто не смогут успеть за постоянно растущими темпами глобальных изменений в
мире останутся на обочине истории». Не больше, не меньше!
И в нашей стране,
благодаря удачной конъюнктуре сырьевых мировых рынков, оказалось возможным
включиться в мировой инновационный процесс. В России наблюдаются рост темпа
внедрения инноваций в общественной, духовной, экономической и политической
сферах. И самое главное с приходом нового поколения людей на руководящие
должности, существенно снизился уровень «страха пред нововведениями».
4.1 Состояние
инновационной базы РФ
Не смотря на то
что, в настоящей исторической перспективе, наблюдаются положительные
макроэкономические тенденции, общий уровень экономики страны похож, всё ещё, на
колониальную экономику развивающихся стран, имеющих ресурсную ориентацию.
Правда в отличие от этих стран Россия располагает весьма значительными
мощностями в обрабатывающей промышленности и в сфере обороны.
После изменения
государственного строя в 1991 году и ускоренного перехода России к рынку
состояние и изменения технологической структуры экономики страны практически не
интересовали государственную власть. Неудивительно, что промышленно развитые
государства, стали воспринимать нас как развивающуюся страну.
В результате
замедлилось обновление производственных мощностей, нарушились кооперационные
связи. Если принять во внимание, что переход к рынку сопровождался практически
насильственной приватизацией, то становится ясно, почему в России в два раза
сократился ВВП, резко снизились объемы промышленного производства.
Целесообразно оценить деятельность хозяйствующих субъектов, направленную на
выполнение задач, сформулированных президентом России в Послании Федеральному
Собранию, с учетом их научно-технического потенциала. Показатели в
основном неутешительные: численность специалистов, занятых научно-техническими
исследованиями и разработками составляет 895 тысяч человек, по данным на 2003
год. Из них исследователей - 428 300 человек. В сравнении с советскими
временами число исследователей сократилось более чем на 400 000 человек, то
есть в 1,9 раза. Важно Численность КБ уменьшилась в 2,9 раза, а проектных и
проектно-конструкторских организаций - в 6,2 раза.
Основные виды
технологической инновационной деятельности организаций составляют ( по данным
на 2004 год):
·
25,8% -
приобретение и освоение машин и оборудования, имеющих отношение к
технологическим инновациям;
·
15,3% -
производственное проектирование, другие виды подготовки производства для
выпуска новых продуктов, внедрения услуг или методов их производства
(передачи);
·
13,5% -
исследование и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства,
новых производственных процессов;
·
11,2% -
приобретение программных средств;
·
9,9% -
обучение и подготовка персонала, связанная с технологическими инновациями;
·
7,8% -
маркетинговые исследования в области технологических инноваций;
·
6,5% -
приобретение технологических инноваций;
·
10,0% -
прочие технологические инновации.
Статистические
данные позволяют выявить распределение затрат на исследования и разработки в
общем объеме отгруженной продукции (по данным на 2004 год), а именно:
·
64,4%
организаций расходуют на исследования и разработки до 1% от общего объема
отгруженной продукции;
·
14,7%
организаций - 4% и более;
·
11,7%
организаций - 1-2%;
·
9,3%
организаций - 2-4%.
Налицо
значительное отставание производства по комплексу высоких технологий и снижение
средней квалификации научно-технического и производственного персонала.
В результате
проведенных, рядом специалистов, исследований были выявлены основные факторы,
препятствующие инновациям в России (по данным на 2004 год) и доли их влияния на
данный процесс:
·
Недостаточность
денежных средств – 40%;
·
Низкий
уровень научно-технического потенциала – 27%;
·
Недостаток
финансовой поддержки государства – 17%;
·
Высокая
стоимость технологических инноваций – 16%
5.
Сравнение Российских технологий с мировым уровнем.
Преимущество в технологической сфере является важнейшим фактором
обеспечения национальной безопасности страны. Можно отметить как целые отрасли,
по которым российские разработчики завоевали мировое лидерство, так и
отдельные передовые технологии. Имеются три уровня технологического
превосходства:
1) Целая отрасль, в которой
Россия имеет значительные достижения (космическая, ядерная техника).
2) Технологическое направление, в котором Россия имеет разработки мирового
уровня, например новые металлические и неметаллические материалы,
сварка, неразрушающий контроль, упрочняющие технологии, химические технологии,
композиционная керамика и другие.
3) Отдельные технологии, имеющие мировой уровень, но относящиеся к отрасли, по
которой Россия отстает от мирового уровня (например, биотехнологии или
технология производства подложек из карбида кремния для микроэлектронной
техники).
Сравнение
уровня развития критических базовых технологий России с США, проведенное ГосНИИ
авиационных систем, свидетельствует о наличии отставания от мирового уровня
практически по всем технологиям. Вместе с тем в половине технологических
направлений имеются значительные технические или приоритетные достижения в
отдельных областях.
|