К. Каутский утверждал, что классы и государство появляются вместе как
продукты войны и завоевания. «Государство и классы, - писал он, - начинают свое
существования одновременно.
Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает всю их
землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на
победителей, платить им дань или подати. Первые классы и государство образуются
из племен, спаянных друг с другом актом завоевания»
Ф. Энгельс жестко и во многом справедливо критиковал данную теории,
которая гипертрофировала роль насилия и игнорировала социально-экономические
факторы. Чтобы возникло государство, который позволил бы содержать
государственный аппарат и производить соответствующее военное оружие. Если
подобных экономических условий нет, никакое насилие само по себе не может
привести к возникновению государства. Вместе с тем бесспорно и то, что насилия,
завоевание играло немаловажную роль в государство образующем процессе.
Марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложена в работе
Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», само
название которой отражает связь явлений, обусловивших возникновение
анализируемого феномена. В целом теория отличается четкостью и ясностью
исходных положений, логической стройностью и, несомненно, представляет собой большое
достижение теоретической мысли.
Для марксистской теории характерна последовательный материалистический
подход. Оно связывает возникновение государства с частной собственностью,
расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм
выражает в формуле «Государство есть продукт и проявление непримиримых
классовых противоречий».
Отрицать влияние классов на возникновение государства нет оснований. Но
так же нет оснований считать классы единственной первопричиной его появления.
Как уже было отмечено, государство нередко зарождалось и формировалось до
возникновения классов, кроме того, на процессе государство образования влияли и
другие, более глубинные и общие факторы.
Органическая теория. Эта теория возникла в19 в. в связи с успехами естествознания,
хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые
древнегреческие мыслители, в том числе Платон сравнили государство с
организмом, а законы государства – с процессами человеческой психики.
Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали
распространять биологические закономерности на социальные процессы. В
соответствии с органической теорией само человечество возникает как результат
эволюции животного мира от низшего к высшему. «Некорректность органической
теории происхождения государства и определяется следующим: «Все сущее имеет
различные уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Развитие каждого уровня
определяется свойственными этому уровню законами. И так же, как нельзя
объяснить эволюцию животного мира исходя лишь из законов физики и химии, так
невозможно распространять биологические законы на развитие человеческого
общества»»[8].
Психологическая теория. Представителями этой теории, возникшей также в 19 в. были Г.
Тард, Л. И. Петражицкий и др. Они объяснили появление государства проявлением
свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием
зависимости от элиты первобытного общества, сознанием справедливости
определенных вариантов действия и отношений и проч.
Естественно, что социальные закономерности реализуются через человеческое
поведение, деятельность. Поэтому свойства человеческой психики оказывают
определенное влияние на реализацию этих закономерностей. Но, с одной стороны,
это влияние не является решающим, а с другой – сама человеческая психика
формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных
внешних условий. Поэтому именно эти условия и должны учитываться в первую
очередь.
3. Возникновение права
3.1. Социальная природа права и отличия права от социальных норм
первобытного общества.
Прежде всего, рассмотрим сущность понятия «право»: «под термином
"право" понимается обоснованная, оправданная, свобода или
возможность поведения, которая признается в обществе»[9].
Есть еще и другие значения этого слова:
1) в смысле обычных прав - свободы или возможности поведения,
основанной на обычаях, т.е. нормах, вошедших в привычку.
2) в смысле моральных прав - свободы или возможности поведения,
основанной на принципах добра и справедливости.
3) в смысле корпоративных прав - свободы или возможности поведения,
основанной на уставных и иных положениях, которые действуют внутри
общественных, негосударственных объединениях, организаций, партий.
4) в юридическом смысле - свободы или возможности поведения
называемой субъективным правом, основанной на законе, иных официальных
источниках.
В каждом политически организованном обществе наряду с правом в
юридическом смысле существует естественное право, которое охватывает такие
права как: право на жизнь, право на свободу, право на равный эквивалент при
товарном обмене.
Права, относящиеся к естественным, существуют независимо от того,
закреплены они где либо в законе или нет, они непосредственно вытекают из
естественного порядка вещей, из самой жизни, из существующих в обществе
экономических, духовных и даже естественно-природных факторов.
Сущность права заключается в регулировании общественных отношений в
условии цивилизации, в достижении на нормативной основе такой стабильной
организации, организованности общества, при которой регулируется демократия,
экономическая свобода, свобода личности.
Такие социальные явления, как государство и право, никто персонально не
изобретал и не основывал. Они — результат естественно-исторического развития
общества как социального организма. Чтобы определить исторические
предпосылки права, следует выявить предшествовавший ему общественный
феномен и проследить, при каких условиях он приобрел юридические свойства.
Прообразом собственно юридической формы в условиях родового общества, не
знавшего права, были правила, социальные нормы, которые сложились и
функционировали в виде обычаев в первобытном обществе. История
свидетельствует: их никто не вводил в жизнь рода. Они сформировались в
результате естественного, эмпирического обобщения многочисленных актов
поведения, с чьей помощью люди пытались удовлетворять свои потребности. Те поступки,
которые не приводили к необходимому результату, воспринимались как
неэффективные и даже вредные и потому правилами Поведения не становились. Более
того, они осуждались обществом и требовали запрета. Запрет — табу — одно из
первых правил (многие историки считают его самым первым) поведения людей.
Напротив, те поступки, те методы действий, которые постоянно или во всяком
случае достаточно часто приводили к желаемым целям, многократно повторяясь,
становились обычаем. Передаваясь от поколения к поколению, обычаи закреплялись
через традицию и превращались в постоянно действующие
нормы.
В качестве постоянного правила поведения обычай становится фактом
коллективного сознания членов рода. Он не был писаным. Он не был институционализирован
вообще, так как не существовал вне индивидуальных сознаний и передавался от
одного родича к другому, в том числе от старшего к младшему в процессе
непосредственного общения, прямо в практике хозяйствования, управления или
быта.
Вместе с тем как факт коллективного сознания норма, «обычай выражали первые
зародыши понимания должного и потому обеспечивался коллективными мерами. Эти
"санкции" имели совершенно иную природу по сравнению с современными.
Среди них прежде всего выделялось осуждение нарушителя обычая коллективным
("общественным") мнением. Однако историки зафиксировали и факты
прямого применения родовым коллективом и несравненно более суровых санкций. В
случае особо тяжкого проступка виновный подвергался остракизму, т.е. изгонялся
из рода. Остракизм — наказание страшное, поскольку в условиях родовых связей
изгнание из одного родового коллектива исключало возможность его вступления в
другой коллектив, объединявший людей, происходивших от другого, общего только
им предка. Человек же не может существовать в одиночку, и, оказавшись "без
роду и племени", он обречен на гибель. Но и здесь нельзя упускать из виду,
что подобно тому, как не были институционализированы обычаи, так не были
институционализированы и санкции. В частности, первобытному содружеству
оставались неизвестны и специальные органы, назначавшие наказания, и
должностные лица, связанные с применением санкций, и т.д.»[10].
Слияние индивида с родовым коллективом приводило к тому, что причинение
ему вреда "чужаком" означало причинение им вреда всему роду. Равным
образом и причинителем оказывалась не отдельная личность (это понятие в
принципе неизвестно первобытному сообществу), а род, к которому тот принадлежал,
в целом. В свете сказанного обычай кровной мести, когда все члены рода
потерпевшего должны мстить всем членам рода обидчика, в условиях родового строя
представляется вполне естественным.
Уяснение социального смысла нарушения норм-обычаев для понимания того,
что есть право и почему оно возникает, исключительно важно. Как свидетельствуют
древнейшие юридические памятники (Законы XII таблиц, "Русская
Правда", "Салическая правда" и др.), архаическое
законодательство почти полностью ограничивается санкциями за гражданские и
уголовные правонарушения.
Родовой обычай имеет сугубо локальный характер, ограничивая свое действие
коллективом людей, связанных общим происхождением. Оттого и нарушение обычая
здесь пока только "родственное дело". Оно касается лишь родственников,
составляющих замкнутое целое, куда посторонним вход наглухо закрыт. Совсем
иной смысл причинение вреда индивиду приобретает тогда, когда он становится
звеном такой социальной системы, которая основана на обменных отношениях.
Рынок — вот то, что объединяет всех обменивающихся индивидов и что является
необходимым условием существования каждого, а стало быть, и существования всех
как элементов общественного целого.
Предполагая разделение общественного труда, обменные отношения приводят
к тому, что, например, владелец хлеба, чтобы удовлетворить свою потребность в
мясе, одежде, книгах, телевизоре, театре и т.д., должен продать свой хлеб и
купить на вырученные деньги то, что ему необходимо. В то же время это
"то, что ему необходимо", оказывается на рынке, ибо производители
мяса, одежды, книг, телевизоров спектаклей, нуждаясь в хлебе и др., должны
продать произведенное ими и тем самым удовлетворить потребность владельца
хлеба. Таким образом, каждый нуждается в каждом, а все вместе — в "месте
встречи", т.е. в рынке. Теперь представим себе, что некто поджег амбар
с пшеницей или убил землепашца и хлеб на рынок не поступил. Кто здесь
потерпевший? Непосредственно, конечно, им является владелец хлеба. Но и все
оставшиеся без хлеба участники обменных связей тоже! И, разумеется, общество в
целом, если оно основывается на рыночном обмене. В таком случае поджигатель или
убийца, посягая на землепашца и его имущество, тем самым посягает и на
общественные отношения, являющиеся клеточками социального организма. Однако в
таком случае и преследование причинителя вреда — задача не родственников
потерпевшего, а дело всего общества. Итак, появление на месте
кровнородственных связей обмена как средства объединения людей в новый тип
общества и, следовательно, замена личных отношений родства общественными —
такова первая и самая общая предпосылка возникновения права. Если общество
основано на вещных связях, то его члены нуждаются, прежде всего, в нормальном
функционировании рынка как фундамента не только общества в целом, но их
собственного личного бытия. Вот почему объективные условия рыночного обмена —
главное, что должно быть закреплено в праве и в чем должна конкретизироваться
его общая трансформирующаяся в условия предпосылка.
Обмен невозможен, если его участники не свободны, а находятся в личной
(родственной), сословной или коллективной зависимости. Помещик не станет
обмениваться товарами со своим крепостным; он найдет другие способы получить
произведенный крестьянином продукт, например, путем оброка. Сельскохозяйственная
артель социалистического типа не вступает в обменные отношения со своими
членами: произведенный колхозниками продукт и так принадлежит колхозу. Стало
быть, личная свобода — первое условие товарообмена, подлежащее юридической
защите. Но одной свободы недостаточно, чтобы произошел акт обмена. Необходимо
еще обладать товаром и иметь возможность определять его судьбу. Для этого
свободный индивид должен стать частным собственником. Только собственник
правомочен владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими ему вещами.
Стало быть, частная собственность — второе условие существования рынка, которое
требует правового закрепления и охраны. Наконец, эквивалентному характеру
обменных отношений должно соответствовать и равенство сторон. Если товаровладельцы
неравноправны, тот, кто обладает большими полномочиями, в состоянии нарушить
эквивалентность обмена и получить выгоды, экономическим законам рынка не
соответствующие. Стало быть, равенство участников рыночных связей — третье
условие, подлежащее закреплению в праве.
При
первобытнообщинном строе основным регулятором общественных отношений были
обычаи. Они закрепляли выработанные веками наиболее рациональные, полезные для
общества варианты поведения в определенных ситуациях, передавались из поколения
в поколение и отражали в равной степени интересы всех членов общества. Обычаи
изменялись очень медленно, что вполне соответствовало темпам изменения самого
общества, происходившего в тот период. В более позднее время появились тесно
связанные с обычаями и отражавшие существовавшие в обществе представления о
справедливости, добре и зле нормы общественной морали и религиозные догмы. Все
эти нормы постепенно сливаются, чаще всего на основе религии, в единый
нормативный комплекс, в единство, обеспечивающее достаточно полную
регламентацию еще не очень сложных тогда общественных отношений. Такими
обычаями, одобренными моралью и освященными религией, были в первобытном
социуме нормы, определяющие порядок обобществления добытого членами сообщества
продукта и его последующего перераспределения, которые всеми воспринимались как
не только правильные и, безусловно, справедливые, но и как единственно
возможные.
Принятие
существовавших норм поведения как «своих», безусловная солидарность с ними были
связаны и с тем, что первобытный человек не отделял себя от общества, не мыслил
себя отдельно от рода и племени. И поскольку все нормы расценивались как
ниспосланные свыше, правильные, справедливые, то, естественно, у многих народов
за содержанием этих норм, а нередко и за самими нормами и их совокупностью
закрепились такие наименования, как «право», «правда» (ius, righte, recht) и
т.п. В этом смысле право появилось раньше государства, и обеспечение его
реализации, соблюдения всеми правовых предписаний было одной из причин возникновения
государства.
3.2. Основные пути развития права.
Итак, основная предпосылка возникновения права в его развитых формах —
рынок, требующий свободы и равенства частных собственников — субъектов обмена.
Обменные отношения по мере вытеснения кровнородственных объединяют людей в
общество на новой, по сути, безграничной основе. Их закрепление и охрана
приобретают отныне общественное значение и осуществляются не с помощью
локальных норм первобытного коллектива, а посредством установления общих правил
поведения. Все субъекты обмена на рынке равны, и потому правила поведения в
одинаковой мере распространяются на всех. Закрепляя выкристаллизовавшиеся в
процессе общественной практики регулярно осуществляющиеся, устойчивые отношения
и такое поведение их участников, которое обеспечивает эту устойчивость, они
становятся необходимой формой упорядочения нового общественного строя. Такова
модель возникновения права, но реализуется она не сразу.
Необходимым
условием существования любого общества является регулирование отношений его
членов. Социальное регулирование бывает двух видов: нормативное и
индивидуальное. Первое носит общий характер: нормы (правила) адресованы всем
членам общества или определенной его части и не имеют конкретного адресата.
Индивидуальное относится к конкретному субъекту, является индивидуальным
приказом действовать соответствующим образом. Оба эти вида неразрывно связаны
между собой. Нормативное регулирование, в конечном счете, приводит к
воздействию на конкретных индивидов, приобретает конкретного адресата.
Индивидуальное же невозможно без общего, т.е. нормативного, установления прав
осуществляющего такое регулирование субъекта на подачу соответствующих команд.
Социальное регулирование приходит в человеческое сообщество от далеких предков,
а его развитие идет вместе с развитием человеческого общества.
Можно выделить
два основных пути развития права. Там, где господствующее положение занимает
государственная собственность, основным источником, способом фиксации правовых
норм становятся, как правило, сборники нравственно-религиозных положений
(Поучение Птахотепа в Древнем Египте, Законы Ману в Индии, Коран в
мусульманских странах и т.п.).
Зафиксированные в
них нормы носят зачастую казуальный характер. Дополняются они в случае
необходимости другими обычаями (например, адатами) и конкретными
(ненормативными), но имеющими силу закона установлениями монарха или по его
уполномочию чиновниками государственного аппарата.
В обществе же,
основанном на частной собственности, которая обусловливала необходимость
равенства прав собственников, развивалось, как правило, более обширное,
отличающееся более высокой степенью формализации и определенности
законодательство, и, прежде всего гражданское, регулирующее более сложную
систему имущественных общественных отношений. В некоторых случаях достаточно
древнее законодательство отличалось такой степенью совершенства, что пережило
на многие века использовавший его народ и не потеряло значения и сегодня
(например, частное римское право).
Так или иначе, в
любом государственно-организованном обществе тем или иным способом нормы права
возводятся в закон, освященный свыше, поддерживаемый и обеспеченный
государством. Правовое регулирование общественных отношений становится
важнейшим методом государственного руководства обществом. Но в то же время
возникает и противоречие между правом и законом, поскольку последний перестает
выражать всеобщую справедливость, отражает интересы только части, и, как
правило, меньшей части общества.
Заключение
Итак, можно
сделать следующий выводы:
1. Развитие
первобытного общества, о котором говорилось выше, привело на определенном этапе
к тому, что произошло его расслоение. Возникли либо особая социальная группа,
составляющая чиновничий государственный аппарат, который стал фактическим собственником
средств производства, либо класс, обративший эти средства в частную
собственность. В обоих случаях возникли социальное неравенство и эксплуатация
человека человеком, иногда носящая замаскированный характер. Естественно, что
для людей, поставленных в неравные условия распределения общественного
продукта, передача общего достояния в руки узкого круга лиц перестала казаться
справедливой.
2. Установленная
обычаями форма общественных отношений пришла в противоречие с их изменившимся
содержанием.
3. Объективная потребность новой социальной организации в
общественной силе, которая способна решать общие дела или мобилизовать
население на их решение, и породила государство, публичную власть.
4. Возникают правовые обычаи, т.е. такие обычаи, которые обеспечиваются
государством. Следует указать на то, что процессы классообразования,
формирования государства и возникновения права протекают параллельно,
подкрепляя друг друга.
5. Развитие
общества с появлением даже зачатков государства резко убыстряется приводит к
тому, что появляются новые источники, формы закрепления норм права: законы,
юридические прецеденты, нормативные договоры.
Список литературы
1.
Алексеев
С.С, Государство и право, М. 1996.
2.
Венегеров
А. Б. Теория государства и права. Ч. 1.- М., 1995.
3.
Каутский
К. Материалистическое понимание истории. Т. 2: Государство и развитие общества.
М.; Л., 1968.
4.
Корельский
В. М., Перевалов В. Д. Теория государства и права. –
М., 1997.
5.
Комаров
С.А. Общая теория государства и права - М.,1998 .
6.
Лазарев
В. В. Общая теория государства и права. - М., 1996.
7.
Лазарев
В.В. Учебник для юридических вузов. М., 1997.
8.
Спиридонов
Л.И. Теория государства и права. Учебник. – М., 2001.
9.
Энгельс
Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Соч. Т. 2. – М.,
1996.
10.
Черниловский
З. М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и прав. М., 1996.
[1] Лазарев В. В. Общая теория
государства и права. М., 1996 г.с.35.
[2] Корельский
В. М., Перевалов В. Д. Теория государства и права. М., 1997 г. С.20
[3] Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник. – М., 2001. С.19.
[4] Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник. – М., 2001. С.21.
[5] Комаров
С.А. Общая теория государства и права М., 1998 г. С. 33.
[6] Алексеев
Н.И. Государство и право, М. 1996 г. С.35.
[7] см. Корельский В. М.,
Перевалов В. Д. Теория государства и права. М., 1997 г. С.27-29.
[8] Корельский
В. М., Перевалов В. Д. Теория государства и права. М., 1997 г. С.34.
[9] Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник. – М., 2001. С.83.
[10] Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник. – М., 2001. С.85.
Страницы: 1, 2, 3
|