Государство и право
Содержание
Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Первобытное
общество: экономические отношения, власть,
социальные
нормы…………………………………………………………… 5
1.1. Характеристика
первобытного строя……………………………………. 5
1.2.
«Неолитическая революция» как основной рубеж развития
первобытного
общества……………………………………………………….. 7
2. Исторические предпосылки
возникновения государства……………. 10
2.1. Древнейшие государственные
образования……………………………... 12
2.2. Сущность основных теорий
происхождения государства……………… 16
3. Возникновение
права……………………………………………………… 25
3.1. Социальная природа права и
отличия права от социальных норм первобытного общества……………………………………………………….. 25
3.2. Основные пути
развития………………………………………………….. 30
Заключение……………………………………………………………………. 33
Список литературы…………………………………………………………... 34
Введение
С древнейших времен людей интересовал вопрос, что такое государство и
право, каким образом произошло из возникновение. Интересовал, прежде всего,
потому, что государство и право и в древнем и в современном мире, так или
иначе, касаются каждого человека.
Что же такое государство? Есть два значения этого слова, во-первых,
страны, т.е. политико-географического образования, во-вторых, организации политической
власти, системы институтов власти.
Понятие "государство" связанно с двумя более широкими понятиями
- "общество и власть". Общество - это общность людей на определенной
территории, характеризующаяся экономическим и духовным единством и целостностью
организации жизни.
Главная черта общества заключается в том, что оно представляет собой систему
разумных существ, т.е. "особый самостоятельный социальный организм, охватывающий
все население на той или иной территории.
Власть - это отношение господства и подчинения, при которых воля и действия
одних лиц (властвующих) доминируют над волей и действием других лиц
(подвластных). Определяющей чертой власти является возможность одних людей, организаций
господствовать над другими организациями и людьми, над их воле и действиями.
Государство — общественное явление, и предпосылки его возникновения
имеют социально-историческую природу. Поскольку оно возникает повсеместно в
период смены родоплеменных связей людей в обществе вещными, обменными
отношениями, можно предположить, что факторы, разлагавшие первобытнообщинный
строй, были одновременно и предпосылками формирования государства. Познание
государства и права следует начинать с вопроса о происхождении государства –
всегда ли в истории человеческого общества существовал этот социальный институт
или же он появился на определенном этапе развития общества. Только такой
методологический подход, реализующий принцип историзма, позволяет уяснить
причины и формы появления государства, его характерные, сущностные черты,
отличие от предыдущих организационных форм жизни общество.
Вот почему начинать приходится с характеристики сторон первобытного
общества, использовать данные археологии и этнографии, непосредственно
изучающих это общество.
1. Первобытное общество: экономические отношения, власть,
социальные нормы
В настоящее время благодаря успехам археологии и этнографии знание о
первобытном обществе, этапах и тенденциях его развития существенно обогатилось.
«Если в 19-начале 20 века историческое знание об общественном развитии
охватывало период примерно в 3 тысячи лет, а все, что было до этого
определялось как предыстория, то теперь, к концу 20 века, история многих
регионов насчитывает 10-12 тысяч лет, существует вполне достоверное знание об
этом историческом диапазоне в жизни человечества.
Кроме того, если для 19 - начала 20 века был характерен в основном
евро-центристский взгляд на историю, т.е. использовались знания истории Европы и
некоторых, прилегающих к ней регионов, а затем эти знания искусственно
распространялись на весь остальной мир, то в 20 веке в орбиту научного
осмысления оказалась вовлеченной история всех регионов земного шара»[1].
Теория государства и права становится, таким образом, действительно логическим
обобщением истории всепланетного государственно-правового развития общества.
1.1. Характеристика
первобытнообщинного строя.
Характерные черты первобытнообщинного строя:
·
кровнородственная
природа коллектива;
·
поглощенность
индивида родом;
·
общественная
собственность на условия хозяйствования;
·
естественный
(половозрастной) характер разделения труда, не нарушающий изначального
равенства сородичей;
·
коллективные
("демократические") формы решения общих дел (собрание сородичей как
высший орган управления, выборность вождей и т.д.);
·
неинституционализированность
социальных норм, являющихся частью коллективного опыта, который передается в
процессе включения индивида в жизнь первобытного коллектива, и т.д.
Первый удар по роду как социальный единице первобытнообщинного строя
нанесло табу на кровосмешение. Инцест многократно увеличивал вероятность
неполноценного потомства, и запрет половых связей между родичами —
естественная реакция человечества, стремящегося к самосохранению. При таких
условиях брачная пара должна была формироваться из индивидов противоположного
пола, принадлежащих к двум разным родам. Но тогда этот прообраз парной семьи потенциально
уже не принадлежал ни одному из них. Следовательно, семья — первый фактор,
разрушавший род, а, следовательно, покушавшийся на весь родовой строй.
Однако семья не могла существовать вне рода, поскольку условия труда
находились в коллективной собственности последнего. Возникновение частной
собственности — второй удар по родовому обществу. Частная собственность создает
экономическую основу индивидуального существования человека, относительной
автономии его семьи и тем самым делает родовые связи потенциально излишними.
Формирование семьи и частной собственности — двуединый процесс. Семья
создала субъекта частной собственности. Частная собственность превратила
поглощенного родом индивида в субъекта. Полной зрелости этот процесс достиг
лишь в Новое время — после победы буржуазных революций.
Выделившиеся из рода семьи (а затем и индивиды), первоначально связанные
только соседскими, территориальными узами, по мере развития обмена оказывались
объединенными в общество, основанное на вещных, рыночных связях. Рынок
преодолел ограниченность кровнородственных отношений и включил региональные
процессы развития в мировую историю,
Территориальная общность (население, связанное совместным проживанием)
породила коллективные потребности, а, следовательно, общие интересы и проблемы.
Это и защита от внешнего врага; и установление правил коллективного общежития;
и решение таких коллективных задач, которые отдельная семья или индивид в
одиночку решить не в состоянии. К числу последних относятся не только
хозяйственные проблемы (например, создание ирригационной системы в древнем
Египте), но и охрана одной части территориально организованной общности от
другой ее части, регулирование отношений между ними: племенная организация,
распавшись, оказалась разделенной на различные социально неоднородные, часто
антагонистические группы (сословия, классы), отношения между которыми нередко
обострялись до уровня социальных потрясений, катаклизмов (бунты, революции,
войны и т.д.).
1.2. «Неолитическая революция» как основной рубеж развития первобытного
общества.
В этом понимании первобытного общества, как считает Корельский В. М., «прежде
всего, следует выделить знания, характеризующие развитие этого общества,
периодизацию первобытной истории. Иными словами, речь идет о том, что само это
общество никогда не было статичным, оно развивалось, проходило различные этапы.
Выделяют несколько видов такой периодизации – общеисторическую,
археологическую, антропологическую. Особую методологическую ценность
представляет для теории государства и права периодизация, базирующаяся на новых
данных археологии и выделяющая в качестве одного из основных рубежей развития
первобытного общества «неолитическую революцию»[2].
Это понятие в историческую науку ввел английский археолог Г. Чайлд в
середине 20 века, характеризуя тот принципиальный качественный переворот,
который произошел во всех сферах жизни человечества при переходе в неолите от
присваивающего к производящему хозяйству.
Поскольку этот переход изменил всю материальную основу жизни первобытного
общества, ее социальную и духовную организацию, постольку он справедливо
обозначается как революция, хотя и растянувшаяся на несколько тысячелетий.
Эта периодизация позволяет четко обозначить, о каком первобытном обществе
идет речь, в каких временных рамках оно существовало, какова была социальная и
духовная организация общества, какие формы воспроизводства и существования
использовало человечество. Для теории государства и права появляется, наконец,
возможность также четко определять, какие формы организации власти и
социально-регулятивные системы функционировали в обществах присваивающей
экономики, а какие в обществах производящей экономики.
Социально-экономическая и экологическая сущность «неолитической
революции» заключалась в том, что с целью удовлетворения своих потребностей
человек от орудийной деятельности, связанной с присвоением готовых животных и
растительных форм, перешел к подлинно трудовой деятельности, направленной на
преобразование природы и производство пищи: созданию новых растительных и
животных форм и замещению ими природных, естественных форм. Этот переход
сопровождался не только селекционной деятельностью, которая легла в основу
земледелия и скотоводства, но и иной производственной деятельностью – прежде
всего изготовлением керамических изделий, а также металлургией и
металлообработкой.
Производящая экономика к 4-3 тыс. до н.э. стала вторым и основным способом
существования и воспроизводства человечества. В основе перехода к производящей
экономике лежат кризисные явления, которые поставили под угрозу само
существование человечества. Ответив перестройкой всей своей социальной и
хозяйственной организации, человечество смогло из глобального экологического
кризиса. В эту перестройку входит и новая организация властных отношений –
появление государственных образований, раннеклассовых городов-государств.
Итогом "неолитической революции" "явилось возникновение в
некоторых регионах земного шара ранних земледельческих обществ. На следующем
этапе социального экономического развития происходит расцвет
раннеземледельческих обществ. На их основе возникают первые цивилизации –
происходит становление раннеклассовых обществ".
Таким образом, "неолитическая революция" – переход человечества
к производящий экономике – приводит первобытное общество объективно в силу
своего внутреннего развития к финальному рубежу – социальному расслоению
общества, появлению классов, зарождению государства.
2. Исторические предпосылки возникновения государства
Л.И. Спиридонов, рассматривая вопросы возникновения государства и права,
отмечает, что «возникающее государство не может не быть властью, поскольку
после распада родового строя потребность в решении общих дел не имела иных
механизмов самообеспечения. Государство не могло не сталь силой, стоящей над
населением. Общество перестало быть однородным, и потому совпадение
государства с ним исключило бы возможность решать общие для всех дела.
Публичная власть превратилась бы в орудие групповых интересов, извращая
изначальный смысл государства»[3].
Само по себе возникновение государства выражает вхождение человеческого
общества в цивилизацию, т.е. обретение им качеств саморегулирующейся системы,
развивающейся на своей собственной основе. Важнейшей особенностью,
характеризующей государство в условиях цивилизации, движение к свободе -
постепенно утверждающаяся автономия личности, экономическая свобода, основанная
на частной собственности, участие личности в управлении обществом
(народовластие в тех или иных формах).
По мере совершенствования цивилизации, роста и упрочения демократии
государство превращается из простого, из "просто" организации
политической власти, из примитивного, "варварского"
принудительно-репрессивного образования в политическое общество,
организованное, где власть функционирует в комплексе со всеми институтами
власти, государства в соответствии с принципом разделения властей.
Исторический процесс идет от несовершенного, неразвитого государства,
выступающего обычно как диктаторская государственная власть, к развитому
государству, где регулируются народовластие, экономическая свобода, свобода
личности.
Исторические предпосылки государства, как отмечает Л. И.Спиридонов,
«не есть явления, действующие только в период возникновения государственной
формы. Они — постоянно "работающие" факторы, служащие предпосылками
существования государства как такового. Истории известны следующие основные
пути (механизмы) институционализации власти:
·
военный
(например, при формировании восточных деспотий в странах с так называемым
азиатским способом производства);
·
аристократический
(например, в Риме с его делением общества на патрициев и плебеев);
·
плутократический
(например, при становлении буржуазных государственных форм)»[4].
Эти механизмы институционализации власти (так же как предпосылки
возникновения государства) имеют не только историческое значение; они действуют
постоянно, поскольку государственная власть сохраняет способность к развитию.
При этом нельзя упускать из виду, что в чистой форме ни один из названных
механизмов не работает. В реальной истории каждый из них включал в себя
элементы двух других. На заре цивилизации в масштабах ойкумены количественно
преобладал военный путь формирования власти или политогенеза. Причина тому — та
роль, которую постоянно играла в те времена война как способ изъятия и
перераспределения общественного продукта — материальной базы любого общества.
На этом пути решающая роль принадлежала военно-демократическим, а затем —
военно-иерархическим формам организации власти.
Специфика аристократического политогенеза заключена в становлении
отделенной от народа надобщинной власти на основе перерождения традиционной
родоплеменной аристократии, которая оттесняла от участия в управлении общими
делами рядовых общинников. Постепенно аристократия объединяла в своих руках
управление общественным хозяйством, включая распределение его продукта, и
военной деятельностью.
Для того чтобы более ясно раскрыть сущность исторических предпосылок
развития государства, необходимо обратиться к истории древнейших
государственных образования.
2.1.
Древнейшие государственные образования.
Древнейшие государственные образования закономерно возникают на
социально-экономической основе раннеземледельческого общества и характеризуется
как раннеклассовые государства.
Первоначально они возникают как города-государства. Поселок, в
котором живут свободные общинники-земледельцы, представляет теперь не родовую,
а соседскую общину. Он выделяется из группы первоначальных селений в
хозяйственный и религиозный центр, перерастает в административно-хозяйственный
и религиозный центр-город. Город-государство знает уже четкую социальную
дифференциацию, имущественное расслоение, разделение труда здесь закрепляется
территориально – появляются кварталы горшечников, медников, других
ремесленников, выделяется знать, формируется первоначальный аппарат управления:
лица, занимающиеся организацией производства, учета, организацией общественных
работ, выдачами из общественных фондов и т.п.
В городе-государстве организуются три центра управления,
административного и идеологического лидерства: городская община, дворец и храм.
Город начинает выполнять по отношению к другим прилегающим селениям
функции государственного управления. Эти функции весьма многообразны:
управление общинным земледелием и землевладением; выполнение общественных
ритуальных обрядов.
Таким образом, государства как новая организация форма жизни общества
возникает объективно, в итоги неолитической революции, переход человечество к
производящей экономике, т.е. в процессе изменения материальных условий жизни
общества, становления новых организационно-трудовых форм этой жизни.
Страницы: 1, 2, 3
|