Госслужащие и их роль в государственном управлении Республики Беларусь
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
Глава 1. Теоретический анализ положения госслужащих в
системе государственного управления. 5
1.1. Понятие государственной службы.. 5
1.2. Требования к государственным служащим в современном
госаппарате. 8
1.3. Анализ проблемы положения госслужащих зарубежом. 17
Глава 2. Анализ системы государственной службы в Японии. 22
2.1. Общая характеристика Японии. 22
2.2. Японский опыт подготовки государственных служащих. 23
Заключение. 36
Список использованных источников. 38
Способ организации государственной
службы приобретает особенно важное значение в условиях демократии. От этого во
многом зависит, насколько полно будут восприниматься и воплощаться на практике
насущные требования избирателей; насколько прочной и эффективной станет
обратная связь между государством и гражданским обществом и в конечном итоге
прочность политического режима. В свою очередь способ организации
государственной службы напрямую зависит от господствующих среди политиков
представлений о ее задачах, основных функциях, критериях эффективности.
Понятие государственной службы. Что
вкладывают в него у нас и что на Западе? В чем сходство и в чем различия,
положение в современном государственном управлении, уровень правовой
обеспеченности – это те вопросы, ответы на которые я и попытаюсь сформулировать
в данной работе.
Процесс реформирования
институтов и организационной среды государственного управления – один из
приоритетов государственной политики на современном этапе развития российского
общества. Успешное осуществление реформы государственного управления
предполагает создание качественной системы подготовки и переподготовки
специалистов-управленцев. В настоящее время укрепляются институциональные
основы обучения кадров, в том числе в системе государственной службы, однако
проблема дефицита современных профессиональных государственных служащих
сохраняет свою остроту, что требует особого внимания к исследованию мотивации
чиновников к качественной профессиональной подготовке, переподготовке и
повышению квалификации управленцев в органах исполнительной власти. Проводимая
реформа системы подготовки государственных служащих и повышения их квалификации
пока еще не привела к качественному улучшению данной системы. Образовательные
учреждения нередко осуществляют подготовку управленцев не опираясь на
исследование реальной потребности в таких специалистах, не имея четкого
представления о характере профессиональных навыков, специальных знаний и
личностных качеств, востребованных современной государственной службой.
Цель: исследовать особенности
зарубежного опыта управления государственными служащими в системе
государственного управления.
Задачи:
1. Осуществить анализ литературы по
проблеме положения государственных служащих в системе государственного
аппарата.
2. Исследовать особенности подготовки
государственных служащих в Японии.
Предмет исследования: государственные
служащие в системе государственного управления за рубежом.
Объект исследования: зарубежный опыт
государственного управления госслужащими.
Глава 1. Теоретический
анализ положения госслужащих в системе государственного управления
В законодательстве и специальной
литературе отсутствует однозначное, а следовательно, общепринятое понятие
государственной службы. Государственная служба понимается в широком и узком
смысле.
Государственная служба в широком
смысле сводится к выполнению служащими своих обязанностей в государственных
организациях: в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях,
иных организациях; в узком смысле – это выполнение служащими своих обязанностей
в государственных органах [1]. Государственная служба осуществляется на
профессиональной основе. Это обусловлено необходимостью непрерывного,
преемственного и компетентного осуществления деятельности государственных
организаций. Будучи разновидностью службы вообще и обладая всеми ее признаками
(деятельность за вознаграждение), государственная служба имеет ряд
специфических признаков, определяющих ее качественное своеобразие. Во-первых,
это деятельность лиц, замещающих патронатные и административные государственные
должности. Во-вторых, содержанием государственной службы является обеспечение
исполнения полномочий государственных органов, выполнение государственных
функций. В-третьих, государственная служба содержится за счет бюджетного
финансирования.
Государственная служба опосредуется
правом. Совокупность правовых норм, регламентирующих правовой статус
государственных служащих, в том числе условия и порядок прохождения
государственной службы, виды поощрений и ответственности служащих, основания
прекращения и другие вопросы государственной службы, образуют правовой институт
государственной службы.
Административно-правовые нормы,
регламентирующие вопросы государственной службы, составляют часть этого института.
Административное право обслуживает прежде всего государственное управление. Оно
определяет административно-правовой статус главным образом государственных
служащих системы государственного управления. Данные специфические признаки
государственной службы распространяются, по сути, на государственное устройство
любой страны. Нам же интересны специфика становления и изменения принципов
государственной службы для каждой из рассматриваемых нами стран.
Многие авторы основанием видов
управления признают природу и субстанциональную специфику субьектов управления,
исходя из чего разграничивают государственное управление (субъект управляющих
воздействий – государство), общественное управление (субъект управляющих
воздействий – общество и его структуры) менеджмент (субъект управляющих
воздействий – предприниматель, собственник) (8,с.34). Среди всех видов
управления государственное управление занимает особенное место, так как
характеризуется только ему присущими свойствами. Рассмотрим важнейшие из них:
1. Государство, выступая в качестве
субъекта управления, придает государственному управлению важное свойство, без
которого оно не могло бы состояться. Это свойство системности. Как иначе, могло
бы быть осуществлено управление огромными массами как человеческих, так и материальных
ресурсов. Данное свойство принципиально ведь только при его наличии может
осуществляться согласованность, координация, целеустремленность и
эффективность.
2. Определяющее влияние на характер
воздействий, осуществляемых данным видом управления, оказывает его субъект, то
есть государство, и заложенная в нем властная сила. Так, обратясь к современной
"Краткой философской энциклопедии" государство понимается как "
структура господства, которая постоянно возобновляется в результате совместных
действий людей, действий, совершающихся благодаря представительству, и которая,
в конечном счете, упорядочивает общественные действия в той или иной
области". Государство, тем и отличается от общественных структур, что им
реализуется по отношению к людям государственная власть, которая имеет в
источнике правовую обусловленность (легитимность), а в реализации силу
государственного аппарата, обладающего средствами принуждения. Это силовое
давление, которое ведет к тому, что поставленные в управлении цели, содержащиеся
в нем организационные моменты, и установленные им нормы должны быть исполнены.
Следовательно, все проблемы, связанные с государственным управлением, носят
исторический характер: каково государство, что и как оно делает, какие ставит
перед собой цели.
3. Это, безусловно, границы
распространения государственного управления. Такие границы могут быть
определены, как проходящие не в рамках всего общества, а выходящие за его рамки
и проявляющиеся во внешней политике данного государства. Нормальный вариант взаимосвязи
государства и общества характеризуется тем, что общественная жизнь людей
обладает большим объемом свободы и самоуправления, границы же данной автономии
определяются как общественными институтами, так и государством. То есть,
государство посредством законодательства устанавливает основные типы и нормы
поведения людей во всех сферах жизни и обеспечивает их соблюдение своей
властной силой. В данном контексте проблемой является " распространенность
государственного управления на общество", так как здесь уже пойдет речь не
о технологических изменениях, а об анализе состояния самого общества, от
способности его к саморегуляции и адаптации к чему-то новому. Данная сентенция
приводит нас к выводу, что государственное управление будет сохранять свое влияние
на общество, но является вопросом глубина этого влияния. Важно отметить то, что
это влияние будет призвано отражать и воспроизводить в себе состояние общества.
Тем самым управление должно находиться в коррелятивной связи с тем процессом и
явлениями на которые оно направляет свои целеполагающие, организующие и
регулирующие воздействия.
Итак, Государственное управление – это
практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на
общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или
преобразования, опирающееся на его властную силу.
Термин «государственное управление»
широко используется в отечественной и зарубежной научной литературе, а также в
законодательстве многих стран. Более 70 лет он употреблялся и у нас, давая тем
самым конституционные основания для выделения данного вида государственной
деятельности.
1.2. Требования к
государственным служащим в современном
госаппарате
Государственное управление в период
происходящей трансформации общественного строя находится в стадии становления,
поиска и апробирования новых форм и методов. Этот чрезвычайно сложный и
противоречивый процесс характеризуется практически полным отсутствием
системности и последовательности в проведении государственной кадровой
политики, что ощущается и в республиканских и в региональных органах
государственной власти, от эффективной деятельности которых во многом зависит
успех проводимых в нашей стране реформ.
Дело здесь не в политической воле
того или иного лидера, политических и межпартийных взаимоотношениях,
складывающихся в современной Беларуси. Это отдельная проблема, требующая
особого анализа. В рамках данной статьи автор считает целесообразным
остановиться на проблеме становления государственной службы и многочисленных
аспектах деятельности государственных чиновников, не принадлежащих к когорте
политических должностей. В управленческой иерархии таких чиновников принято
относить к “лицам, готовящим решения”.
Совершенно очевидно, что политические
и иные реалии нашего времени невольно отражаются на судьбах многочисленного (по
некоторым оценкам чрезмерно многочисленного) в кадровом отношении аппарата
государственной службы. Постоянное выяснение отношений по данному вопросу в
органах власти различного уровня прямо приводит к негативному общественному
восприятию не только органов власти, но и людей, которые там работают. Конечно,
нельзя отрицать, что и сами чиновники дают повод для такого к себе отношения.
Заметим, вместе с тем, что исключительно негативное восприятие государственных
служащих отнюдь не способствует повышению качества государственного управления.
Не способствует этому и уровень
профессиональной подготовленности государственных служащих. На волне эйфории,
связанной с началом демократических реформ, многим казалось, что для управления
государством достаточно поменять управленческие кадры по политическому принципу
и придать им ранг государственных служащих, как все станет на свои места. Новые
управленцы, воодушевленные идеями перемен и занявшие государственные должности,
поведут страну по новому пути. Или мы не в силах забыть слова о “кухарке,
управляющей государством”, несмотря на всю ее нынешнюю образованность? А чего
стоят все разговоры и действия в отношении частых и многочисленных сокращений
аппарата государственного управления, результатом которых, как правило,
являлось не только некое временное “подвешенное” состояние работников в
ожидании сокращения, но и очередное увеличение их количества? Причем, под такое
сокращение попадают далеко не худшие кадры. Все это еще раз подчеркивает ту
незначительную роль, которая отводится в нашей стране кадрам государственной
службы.
Таким образом, налицо проявление глубокого
кризиса становления государственной службы в современной Беларуси. По мнению
экспертов, кризис больше всего и, прежде всего, с точки зрения общества,
проявляется в таких раздражающих общественное сознание явлениях, как
коррумпированность чиновников, их злоупотребления служебным положением,
негативные проявления бюрократизма, отсутствие “прозрачности власти”. Очевидно
и продолжающееся отдаление между населением и органами государственной и
муниципальной власти. Кризис государственной службы, с точки зрения самих
управленцев, выглядит как нестабильность аппарата управления, связанная с
частой его реорганизацией и произволом в кадровой политике (работники
подбираются “под команду”, прежде всего, на основе келейности, чинопоклонства,
протекционизма, возврата “долгов” за помощь в победе на выборах и личной
преданности). Кроме того, текучесть кадров, зачастую авторитарный стиль
управления, стремление многих ответственных работников не столько продуктивно
трудиться, сколько имитировать деятельность, в значительной степени
способствуют усугублению кризиса.
Заметим, что в условиях
государственного строительства, которое осуществляется в современной Беларуси,
неизбежны существенные издержки. Идеологизация общества, а вместе с ней и
идеологизация управленческих кадров, присутствующая в течение многих лет,
оставили глубокий след, в форватере которого, в силу значительной инерции,
продолжается движение, усугубляющее многие из этих издержек. Прежде всего, до
сих пор ценится не профессионализм, а совпадение политических взглядов
руководителя и наемных работников – государственных служащих, а также их личная
преданность (зачастую лишь умело демонстрируемая). Преодоление прежних
стереотипов – вот основная проблема, возникшая в процессе формирования
современной системы государственной службы.
На наш взгляд, основой предлагаемых
решений может быть глубокое переосмысление роли и места государственной службы
в создающейся системе политических, экономических и социальных отношений в
обществе. Государственная служба в стране должна стать самостоятельным
социальным институтом, в рамках которого могли бы достойно проявиться все
необходимые для современной Беларуси преимущества цивилизованного управления
государством.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|