По мнению экспертов, из 50–55 так
называемых макротехнологий, которые определяют техническое могущество
государств сегодня, наша страна полностью конкурентоспособна лишь по пяти-шести
направлениям, еще по семи-восьми отставание от лидеров не критично.
Следовательно, целесообразно для усиления конкурентоспособности российской экономики
сосредоточиться на поддержке инвестирования в наиболее развитые направления,
отказавшись или ограничив инвестирование в отстающие.
16. Проблемы отечественного венчурного
инвестирования[18]
В качестве основных проблем, стоящих на
пути развития российской венчурной индустрии, можно выделить:
- несовершенство законодательной
базы;
- недостаточное количество проектов с
высоким экономическим потенциалом, привлекательных для венчурных инвесторов;
- низкую активность банков, пенсионных
фондов и страховых компаний в венчурном инвестировании;
- недостаточную надёжность
механизмов защиты прав инвесторов;
- отсутствие налоговых стимулов перехода
малых и средних предприятий на инновационный путь развития;
- отсутствие развитой системы коммерциализации
и защиты интеллектуальной собственности;
- недостаточную информационную
поддержку венчурной индустрии.
В большинстве российских регионов либо
слабо развита, либо полностью отсутствует инфраструктура венчурного
инвестирования, наблюдается острый дефицит квалифицированных специалистов,
способных управлять венчурными проектами.
В целях эффективного развития системы
венчурного инвестирования в России Совет считает необходимым рекомендовать
принять следующие меры по развитию системы венчурного инвестирования в
Российской Федерации и его законодательного обеспечения
1.
Активизировать
разработку и принятие федерального закона об
инновационной деятельности в Российской Федерации.
2.
В
соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской
Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной
политике в 2008 - 2010 годах разработать и принять федеральный закон, направленный
на налоговое стимулирование научной и инновационной деятельности.
3.
Внести
изменения в законодательство об инвестиционных фондах, отражающие особенности
деятельности венчурных инвестиционных фондов с учетом мирового опыта, в том числе
особенности их формирования, перечисления средств со стороны инвесторов, принятия
инвестиционных решений, переоценки их активов и др.
4.
Рассмотреть
вопрос о включении новых и расширении состава
существующих мероприятий федеральных целевых программ, направленных
на развитие инфраструктуры поддержки инновационной деятельности и венчурного предпринимательства,
в частности, Федеральной целевой
программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям
развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы"
выделения в её рамках определенной доли средств, целевым образом
предназначенных для финансирования малых и средних инновационных предприятий.
5.
Активизировать
работу по совершенствованию законодательства о защите интеллектуальной
собственности, в части чёткого определения правил осуществления прав на результаты
научно-технической деятельности, полученные полностью или частично за счет
средств федерального бюджета, в том числе внести изменения в законодательство
Российской Федерации в развитие подхода, содержащегося в Постановлении
Правительства от 17 ноября 2005 года № 685 "О порядке распоряжения правами
на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств
федерального бюджета".
6.
Внести
изменения в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, в
федеральные законы о хозяйственных обществах и рынке ценных бумаг в части совершенствования
механизмов разрешения корпоративных споров.
7.
Активизировать
разработку законодательных и нормативных актов, регулирующих права
государственных высших учебных заведений, научных учреждений и унитарных предприятий
на распоряжение объектами интеллектуальной собственности и результатами
научно-технической деятельности, созданными в ходе научной деятельности данных
учреждений, а также регламентировать их право на участие в капитале малых
инновационных компаний.
8.
Внести
изменения в гражданское законодательство, регламентирующие правовой статус договоров
между участниками хозяйственных обществ о порядке осуществления прав участника
(акционера) и прав на акции.
9.
Внести
изменения в гражданское законодательство в части
ограничения права свободного выхода участника из общества с ограниченной
ответственностью.
10.
Для
представления интересов российского сообщества венчурных предпринимателей и
инвесторов рассмотреть вопрос о включении в состав Совета директоров Российской
венчурной компании (РВК) представителя Российской Ассоциации прямых и венчурных
инвестиций (РАВИ).
11.
Оказывать
всестороннюю поддержку в проведении Российского венчурного форума и Ярмарки
бизнес-ангелов и инноваторов «Российским инновациям - российский капитал», как
мероприятиям федерального значения.
12.
Поддержать
инициативу и обращение Российской Ассоциации прямых и венчурных инвестиций
(РАВИ) в Европейскую Ассоциацию прямых инвестиций и венчурного капитала (EVCA) о проведении
Годового Собрания EVCA 2010 года в г.
Санкт-Петербурге.
17. Выводы:
Индустрия прямого и венчурного капитала в
России занимает важную позицию в комплексе мер по переходу на модель
инновационного развития и повышению конкурентоспособности на глобальном рынке.
Она способствует стимулированию экономики путем активного инвестирования и
поддержки бизнеса с высоким потенциалом роста в существующих и новых секторах
промышленности и сферы услуг.
Механизмы частно-государственного
партнерства широко используются для дальнейшего экономического развития России и
создания эффективной системы поддержки отечественных технологий, повышения
конкурентоспособности и инновационной активности.
Анализируя процессы формирования института
венчурных инвестиций в России на основе партнерства общества и бизнеса, можно
сделать некоторые выводы:
·
Спецификой
российского пути развития венчурного инвестирования является осознание
государством своей роли в этом процессе, которая стала значительной в 2006-2007
годы.
·
Государство
должно научиться включать частный бизнес в решение своих приоритетных задач за
счет создания привлекательных условий: венчурной инфраструктуры, изменений в
законодательстве, регулирующих трастовые отношения и введение фидуциарной
ответственности; введения поправок в закон об инвестиционных фондах, закон об
акционерных обществах и т.п.; изменений соотношения риск-доходность и других.
·
В
России впервые создается модель государственного стимулирования инноваций и
создания института венчурного бизнеса такого масштаба.
·
Частному
бизнесу целесообразно адаптироваться к глобальной венчурной модели - научиться
увеличивать стоимость инновационных компаний и ориентироваться на капитализацию
как главный критерий успеха.
Наиболее эффективными с точки зрения
стимулирования развития венчурного предпринимательства в России могут быть
следующие виды государственной поддержки:
·
Государственные
прямые инвестиции в приоритетные проекты.
·
Страхование
и другие формы обеспечения инвесторов венчурных фондов, вкладывающих средства в
эти компании.
·
Поддержка
развития финансирования ранних стадий, например, путем покрытия некоторых расходов
фондов, таких как расходы на экспертизу или текущие расходы, что поможет
увеличить доход от портфельных инвестиций и снизить риски инвестирования.
·
Интегрированная,
четкая и эффективная система по защите прав на интеллектуальную собственность.
·
Обучение
и подготовка предпринимателей, формирование эффективной коммуникативной среды.
Если говорить о перспективах дальнейшего
партнерства государства и общества, то представляется, что государству,
обществу и бизнесу целесообразно уже сегодня приступить к формированию
среднесрочной стратегии развития венчурного предпринимательства как одного из
существенных источников финансирования инновационного сектора в России и/или ее
отдельных регионов.
Одним из основных шагов на ближайшем этапе
должна стать совместная разработка вариантного прогноза с тем, чтобы оценить
возможности и понять цели, которые могли бы быть достигнуты при различных
внешних условиях и инвестициях, а также разработка программ реализации
сформулированных целей как стратегического плана (программы) действий
государства и бизнеса с использованием венчурного инвестирования и
частно-государственного партнерства в области инновационной экономики.
Литература:
1.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ
ВЕСТНИК СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ № 5 (350)
О развитии
венчурного инвестирования в Российской Федерации
2.
Материал
из Википедии — свободной энциклопедии
3.
Фоломьев
А.Н., Ревазов В.Г., Инновационное инвестирование, СПБ, Наука, 2001 год
4.
Фоломьев
А.Н.,Нойтберт М. Венчурный капитал. –СПБ, Наука 1999год.
5.
Государственное
регулирование экономических процессов. Под редакцией В.И. Кушлина, В.П.
Чичканова. М., Изд. РАГС, 2004.
6.
Журнал
Thomson Financial 1(2005)
7.
Материал
Российской Ассоциации прямого и венчурного инвестирования (РАВИ)
8.
Материал
Департамента корпоративного управления Министерства экономического развития и
торговли РФ
9.
материалы
шестнадцатого заседания Совета по развитию малого и среднего
предпринимательства при Председателе Совета Федерации
10.
Национальной
Ассоциации Венчурного Капитала США (NVCA)
11.
Инновационный
тип развития экономики России: Учебное пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2005.
[1] Материал
из Википедии — свободной энциклопедии
[2] Материал
из Википедии — свободной энциклопедии
[3] Фоломьев А.Н.,Нойтберт М. Венчурный капитал. –СПБ, Наука 1999год.
[4] Фоломьев А.Н.,
Ревазов В.Г., Инновационное инвестирование, СПБ, Наука, 2001 год
[5] Материал Национальной Ассоциации
Венчурного Капитала
[6] Материал
Российской Ассоциации прямого и венчурного инвестирования (РАВИ)
[7] Материал Департамента корпоративного управления Министерства экономического
развития и торговли РФ
[8] Материал Российской
Ассоциации прямого и венчурного инвестирования (РАВИ)
[9] Материал Российской
Ассоциации прямого и венчурного инвестирования (РАВИ)
[10] Материал Российской
Ассоциации прямого и венчурного инвестирования (РАВИ)
[11] материалы
шестнадцатого заседания Совета по развитию малого и среднего
предпринимательства при Председателе Совета Федерации
[12] АНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ № 5
(350)
О развитии венчурного
инвестирования в Российской Федерации
[13] АНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ № 5
(350)
О развитии венчурного
инвестирования в Российской Федерации
[14] АНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ № 5
(350)
О развитии венчурного
инвестирования в Российской Федерации
[15] Национальной
Ассоциации Венчурного Капитала США (NVCA)
[16] Фоломьев А.Н.
М.Нойберг Венчурный капитал СПБ,Наука 1999год.
[17] АНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ № 5
(350)
О развитии венчурного
инвестирования в Российской Федерации
[18] материалы
шестнадцатого заседания Совета по развитию малого и среднего
предпринимательства при Председателе Совета Федерации
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|